Речевой этикет:

Речевой этикет — система устойчивых формул общения, предписываемых обществом как правила речевого поведения для установления речевого контакта.

По тому, как человек знает этикет, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

Соблюдение речевого этикета имеет воспитательное значение, способствуя повышению речевой и общей культуры общества.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в разговор: социальный статус субъекта и адресата общения, их местаив служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Он определяется ситуацией, в которой происходит общение: презентация, конференция, симпозиум, совещание, неформальная обстановка и т. д

Речевой этикет:

  • Способствует установлению контакта между собеседниками;
  • Привлекает внимания читателя/слушателя, выделяя его из других потенциальных собеседников;
  • Позволяет засвидетельствовать уважение;
  • Помогает определить статус происходящего общения;
  • Формирует благоприятную эмоциональную обстановку и оказывает положительное воздействие на читателя/слушателя

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему речевого поведения, так как имеет свою собственную систему ценностей и критериев равно как и свои языковые особенности.

Например:

  • в Японии ответ «нет» напрямик означает выражение грубости и всячески избегается;
  • Отказ от чашки чая в Японии переводится буквально как «мне уже и так хорошо»;
  • В Англии ценятся сдержанность и консерватизм, самообладание, а искусство общения сводится к умению молчать
  • Разграничение на «ты» и «вы» в английском языке отсутствует, все регистры контактов передаются при помощи интонации, средств языка, лексики.

Ситуации речевого этикета

6 стр., 2818 слов

Этикет общения с инвалидами

... 6 ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ С ИНВАЛИДАМИ 10 общих правил этикета Эти правила используются работниками общественных служб США. ... ВИЧ-инфицированные люди У людей, имеющих СПИД, поражена имунная система, поэтому их организму труднее бороться с инфекциями. Не ... использовать другой способ - написать, напечатать. Предложите другие способы общения -можно использовать записки, компьютер, «голосовую машину». Люди с ...

  1. Обращение;
  2. Знакомство;
  3. Приветствие;
  4. Прощание;
  5. Извинение;
  6. Благодарность;
  7. Поздравление;
  8. Пожелание;
  9. Одобрение;
  10. Комплимент;
  11. Сочувствие;
  12. Соболезнование;
  13. Приглашение;
  14. Совет;
  15. Просьба;
  16. Согласие;
  17. Отказ.

Определенные слова, фразы, устойчивые выражения, применяемые на данной стадии разговора.

Стадии:

  • Начало разговора;
  • Основная часть;
  • Заключительная часть разговора.

Начало разговора и завершение.

Приветствие/прощание может быть вербальным и невербальным.

Стандартно первым здоровается:

  • Младший со старшим;
  • Мужчина с женщиной;
  • Младший по должности со старшим.

Формы приветствия:

  • Здравствуйте (пожелание здоровья);
  • Добрый день/вечер/утро (указание на время встречи);
  • Очень рад! (эмоциональная);
  • Мое почтение (уважительная);
  • Здравия желаю (спецефическая).

Для завершения: пожелания, надежда на дальнейшую встречу, сомнение в ней.

Формы основной части:

  • Приглашение (позвольте Вас пригласить);
  • Поздравление (от всей души поздравляю);
  • Соболезнование (разделяю ваше горе);
  • Сочувствие (все будет в порядке);
  • Просьба (убедительно прошу вас);
  • Совет (я посоветовал бы Вам)
  • Согласие (пожалуйста, не возражаю);
  • Отказ (я не в силах Вам помочь);
  • Благодарность (большое Вам спасибо);
  • Комплимент (Вы прекрасно выглядите).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector