Эмоции и чувства 3

Тема: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.

  1. Понятие эмоций и чувств.
  2. Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств.
  3. Особенности эмоций. Эмоциональные состояния.
  4. Виды высших чувств.
  5. Развитие эмоций и чувств у детей.

1.На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем, относимся ко всему определенным образом. Одни события вызывают радость, удовольствие, другие — грусть, печаль, страх. Даже отдельные ощущения — цвет, звук, запах — не бывают для нас безразличны, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев — все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам.

Чувства и эмоции — это переживание человеком отношения к миру и к самому себе.

Чувства и эмоции — это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и к самому себе.

Цветок существует вне человека, независимо от него. Видя цветок и ощущая его аромат, человек радуется. Радость существует только в человеке как субъективное проявление. Без человека нет и его радости.

Термин «эмоция» (от латинского emovere — потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. Представьте человека, лишенного эмоций и чувств. Это человек-робот.

Эмоции и чувства хоть и употребляются часто как синонимы, но они отличаются друг от друга.

Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент.

Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека.

Чувства проявляются в эмоциях, но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком-то конкретном переживании (любовь к матери как чувство устойчиво, но в данный момент можем даже о ней не думать)

5 стр., 2251 слов

Эмоции человека 3

Содержание Введение 2 Эмоции человека 3 Творчество человека 4 Связь физиологии человека с его эмоциями 6 Работоспособность и творчество 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение Человек – общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, способное производить орудия труда, использовать их в своём воздействии на окружающий мир и обладающее сложно ...

Чувства всегда предметны, т. е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.

Чувства свойственны только людям, эмоции проявляются и у животных.

Источником эмоций, их причиной являются потребности человека как органические, так и социальные. То есть эмоции формируются в ходе деятельности человека, направленной на удовлетворение его потребностей. Если потребность удовлетворяется — то это вызывает у человека положительные эмоции, а то, что препятствует их удовлетворению — отрицательные эмоции.

Чувства полярны, противоположны: радость — грусть, любовь — ненависть, удовольствие — страдания, страх — смелость и т. д.

Чувства и эмоции выполняют в жизни различные функции:

1. оценивающую — положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это.

2. побуждающую — побуждают к действию или препятствуют этому.

3. направление внимания — то, что вызывает чувства, мы воспринимаем более ясно и четко (по И. Дубровиной).

Конспект с. 8. для самостоятельного изучения.

Значение эмоций и чувств в жизнедеятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности. Помогают преодолевать трудности, определяет поведение человека. Велико значение Э и Ч в учебной деятельности. Эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем, обостренное восприятие. Скучный урок вызывает апатию, учащиеся плохо воспринимают материал. Знания, которые вызывают определенные сильные положительные эмоции, усваиваются быстрее и легче, чем тот материал, который воспринимается равнодушно. Похвала учащихся за успехи в учебе и поведении вызывают положительные эмоции, и является стимулом для дальнейших успехов в учебе. Л.С.Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировались эмоционально. .Эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный… Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру».

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

... ; чувства, а   органические процессы В. Вундт являются лишь следствием эмоций. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека ... наблюдения ЧАРЛЬЗ легли в основу теории эмоций, котораяДАРВИН получила название эволюционной. ТЕОРИЯ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в ...

Люди существенно отличаются друг от друга эмоциональным развитием. Эмоции и чувства зависят от особенностей личности. Эта зависимость выражается в:

  • Направленности чувств (что вызывает наши чувства; гнев может быть благороден, а радость презренна в зависимости от того, на кого и на что они направлены
  • Глубине и силе или поверхностности и слабости: люди с сильными чувствами все делают по настоящему: любят или ненавидят, чувства их захватывают, связаны с их целями.
  • Устойчивости (любовь отличается от увлечения)
  • Действенности чувств (любовь проявляется в заботе, готовности на жертвы).

    Люди, которые ничего не делают ради того, чтобы действовать в соответствии со своими чувствами, называются сентиментальными.

2.Сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений — изменяется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, пересыхает во рту, появляются слезы, меняется выражение глаз, цвет кожи. Эмоции способны влиять на весь организм человека. Исследования показали, что возникновение и проявление Э и Ч связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы.

Возникший в коре больший полушарий головного мозга процесс возбуждения при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изменения в организме. Изменения происходят в сердечной деятельности, в дыхательной системе, в системе пищеварения, железах внешней (слезы, слюна, пот) и внутренней секреции.

14 стр., 6978 слов

Эмоции в жизни человека

... деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. К классу эмоции относятся: настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции ... действия. Скорее, это побочный результат восприятия, мышления или действия. Радость может возникнуть на различной стадии работы, от удовлетворения достигнутым результатом ...

Изучая мозг животных, ученые обнаружили центры эмоций (центр страдания и центр наслаждения).

Крысам вживили электрод. Они научились нажимать педаль. Крысы избегали той педали, при нажатии которой возбуждался центр страдания, и до 8000 раз в час нажимали педаль, вызывающую наслаждение. Таким образом, физиологической основой простейших эмоций являются безусловные рефлексы, эмоциональные центры.

Физиологическая основа чувств — это система условных рефлексов, временных связей, в образовании которых главную роль играет II сигнальная система, с помощью которой человек может управлять своими Э и Ч.

Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутренних органов, но и проявляется во внешних движениях:

Мимике — выразительной движении лица: улыбка, брови),

Пантомимике — выразительные движения всего тела (поза, жесты)

Вокальная мимика — интонация и тембр голоса (повышение, понижение, пауза).

Можно по реакции судить о возникновении у учащихся тех или иных эмоций и чувств.

Учащихся надо учить сдерживать проявление эмоций

3.Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции. Когда нет, то отрицательные.

К положительным можно отнести: радость, удовлетворение, счастье, нежность, злорадство.

К отрицательным: неудовольствие, гнев, горе, стыд.

Субъективные переживания и объективная социальная оценка не всегда совпадают (н-р, злорадство).

Но некоторые переживания настолько сложны, многогранны, что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным, радоваться нам или грустить.

3 стр., 1400 слов

Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс

... эмоциональную сферу. Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс. Чувства. Чувство — это ... эмоции (связанные с интересом к накоплению,коллекционированию). Виды эмоциональных состояний: § гностические (любопытство, удивление, сомнение, сосредоточенность); § собственно эмоциональные (радость, злость, страх, страсть ...

А.Пушкин: Мне грустно и легко, печаль моя светла.

В таких случаях говорят о двойственности чувств, амбивалентности.

Амбивалентность чувств — несогласованность. Противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту (уважать за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость; любить и ненавидеть при ревности)

Эмоции рассматривают и с точки зрения того, вызывают они пассивное или активное состояние: стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции (греч. стенос — сила) вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение, повышают активность, жизнедеятельность (радость, гнев, ненависть).

Астенические (астенос — слабость, бессилие) — уменьшают активность, энергию человека (тоска, печаль, уныние).

Одни и те же чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека могут проявляться как в стенической так и астенической форме. Одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость у одного бурная, возбуждает энергию, у другого — тихая, расслабляющая.

В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды:

Настроение — это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности и поведении человека.

Настроение бывает длительным, устойчивым на протяжении недель, месяцев. Настроение всегда имеет причину, но мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение. Наше настроение зависит от самочувствия, жизненных фактов (забыл книгу, не успел на автобус), деятельности, отношений с другими людьми. Настроением можно и нужно управлять, особенно учителю. Большое значение имеет воля человека. О нашем настроении судят по интонации, движениям, мимике. Важен не только характер настроения и его проявления, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера его проявления (бурная радость, когда у других горе, неуместна).

6 стр., 2861 слов

Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НА ТЕМУ: «Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг» Выполнила: студ. Левицкая Екатерина Владимировна Специальность 7.01.0202 «Физическая ...

Аффект — это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.

Это может быть сильный гнев, страх, радость. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия. Аффект возникает обычно внезапно, продолжается несколько минут, но оставляет часто длительный след в виде общего нервного потрясения.(Иван Грозный убил сына).

Человек должен владеть собой и не допускать состояния аффекта. Аффекты сопровождаются обычно двигательным перевозбуждением.

Фрустрация — это состояние напряжения, гнева, тревожности, которое возникает, когда человек на пути достижения цели встречается с неожиданными препятствиями.

Происходит дезорганизация сознания и деятельности. Человек озлоблен, подавлен, безразличен к окружающему, происходит неограниченное самобичевание (тих, тих — и взрывается).

После фрустрации необходимо организовать увлекательную, интересную деятельность.

Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности (страсть к чтению, шахматам — положительна, если не мешает основной деятельности).

В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство. Которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель — предмет страсти.

Стресс — эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т. е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью.

4 стр., 1554 слов

индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском.

Введение Данная работа направлена на изучение личности сотрудников противопожарной и аварийно-спасательной служб. Цель работы - выявить существуют ли различия между сотрудниками данных специальностей. Нас заинтересовали такие личностные свойства и качества как тревожность, склонность к риску, эмоциональная устойчивость, так как их деятельность - это постоянные экстремальные условия; а также тип ...