(по Леонтьеву и Фабри)

2.Этапы и уровни развития психики и ее структура. Высшие психические функции. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

(по Леонтьеву и Фабри)

Стадии и уровень развития психики

Характеристика психики и поведения

Виды живых существ, находящихся на данной стадии (данном уровне) развития

Стадия элементарной сенсорной психики (позволяет реагировать на отдельные, не связанные между собой ощущения.)

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление челюстей как важнейшего органа манипулирования. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

А. 1) Наличие раздражимости: чёткие реакции на биологически значимые раздражители через изменение направления и скорости движений. 2) Отсутствие сформированной способности реагировать на биологически нейтральные раздражители (чувствительности).

3) Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

Б. 1) Развитая чувствительность: наличие четких реакций на биологически нейтральные раздражители. 2) Развитая двигательная активность: ползание, рытье в грунте, плавание с выходом на сушу. 3) Способность избегать вредные воздействия среды, вести активный поиск положительных биологически значимых раздражителей. 4) Главное значение имеют жесткие, врожденные программы поведения, а индивидуальный опыт, приобретаемый в процессе жизни, играет несущественную роль.

А. Простейшие одноклеточные организмы. Многие низшие многоклеточные организмы, обитающие в водной среде.

Б.Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

Стадия перцептивной психики (характеризуется появлением восприятия- целостного отражения предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств.)

А. Низший уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов.

Б. Высший уровень. Складывание определённой «картины мира».

А. 1)Образование двигательных навыков. 2) В поведении преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. 3) Двигательные навыки сложны и разнообразны: ныряние, ползание, ходьба, бег, лазание, прыжки, полёт и др. 4) Активный поиск положительных раздражителей в окружающей среде и умелое избегание вредных воздействий. 5) Развитое защитное поведение.

Б. 1)Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. 2)Наличие способности к поучению.

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски).

Насекомые.

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

Стадия интеллекта (появляется возможность отражать не просто отдельные предметы, но и отношения между ними, более эффективное приспособление, способность использовать небиологические средства, которые помогают удовлетворять биологическую потребность.)

А. Низший уровень. Способность решать задачи, ориентируясь на отношения, существующие между предметами. Хорошо развитая способность к поучению. Перенос вновь приобретенного опыта в новые условия и ситуации.

Б.Высший уровень. Наличие двухфазного интеллекта. Выделение в интеллектуальной деятельности особой, ориентировочно-исследовательской фазы.

А. 1)Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенного опыта. 2)Выделение специализированных органов манипулирования предметами: лап, рук.

Б. 1)Способность решать задачи разными способами. 2)Создание и использование в своей деятельности примитивных орудий. 3)Непосредственной усмотрение причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. 4)Наличие хорошо развитого языка как средства внутривидового общения.

А.Высшие млекопитающие. Хищники (кошки, собаки).

Низшие обезьяны.

Б. Высшие, человекообразные обезьяны. Дельфины.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. В структуре психики обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы (Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека).

-2) психические состояния (Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Наиболее изученными являются:1. общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2. эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное «печальное, гневное, раздражительное и т. д.) 3)психические свойства (Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.)

Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. Включают в себя память, мышление, восприятие, речь, Было выделено четыре основных признака ВПФ — сложность, социальность, опосредованность и произвольность, но основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Каждая высшаяпсихическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Вструктуру сознаниявходят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

  1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).

    На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

  2. Различение субъекта и объекта(противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»).

    Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

  3. Отношения человека к себе и окружающему миру(его чувства, эмоции, переживания).
  4. Креативная (творческая) составляющая(сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
  5. Формирование временной картины мира(память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
  6. Формирование целей деятельности(исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

«Сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные: необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно. Все эти слова выступают в таком случае как синонимы слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, разумеется, нет.

Значение слова «бессознательное» может расширяться или сужаться в зависимости от его соотнесенности со словом «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в голове всплывают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть из бессознательного, а может быть, из глубин сознательного. Разбираясь во всем этом, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. Этим бессознательное отодвигается еще дальше и возникает вопрос об условной границе, отделяющей

сознательное от бессознательного. К сфере сознания следует отнести всю психику, поскольку она поддается контролю человеческого «Я», а ее продукты осознаются. В познавательном отношении к сознанию относятся все познавательные процессы и их продукты, непосредственно осознаются человеческим «Я» в тот или иной момент времени.