Симбиотическая фаза: 2 — 5 месяцы жизни

Секреты формирования личности: почему мы такие, какие есть?

На протяжении десятков лет было принято, что маленьких детей забирали из домашнего окружения по самым разным причинам. Например, ребенок заболел, и его положили в больницу, или родителям нужно, или им часто просто хотелось уехать. Люди никогда по-настоящему не задумывались или не понимали, какое влияние оказывала такая ранняя сепарация. Как это ни странно, однако дифференциация (разделение) с матерью не начинается непосредственно в период рождения. Психологическое отделение или — «вылупление» (hatching) из аутистической «раковины» происходит гораздо позже. Многие психоаналитики посвятили свою работу изучению вопросов первых объектных отношений в диаде мать-дитя, ранней сепарации, паттернов привязанности. Оказывается, что именно в ранних объектных отношениях (до трех лет) формируются основные модели поведения и характера взрослого человека, происходит психологическое рождение будущей личности и то, какой она будет напрямую зависит от прохождения взаимодействий с матерью или замещающим ее объектом (кормилицей, няней и т. д) в этот ранний период. Еще одним из базовых положений является тот факт, что родители реагируют на поведение и особенности своих детей в соответствии с ожиданиями, которые основаны на их прошлом опыте с собственными родителями. Соответственно были сделаны наблюдения о том, как в поколениях передаются те или иные формы взаимодействия.

То, как был пройден период стадий развития первых трех лет жизни, положит существенный отпечаток на формирование личности взрослого человека и он будет снова и снова возвращаться в течение всей последующей жизни к тем базовым моделям взаимодействия, которые были выработаны и заложены в этот ранний период.

Маргарет Малер — венский педиатр и детский психоаналитик, ее воззрения оформились в 1950-е гг., чему немало способствовал ее интерес к роли нарушения самых ранних отношений мать-дитя в происхождении психотических расстройств и в частности аутизма.

Итак, фазы развития ребенка по теории сепарации-индивидуации М. Марлер условно разделены на три фазы, последняя из которых — сеперация-индивидуация — подразделена еще на 4 подфазы.

8 стр., 3641 слов

Влияние детских травм на поведение личности во взрослой жизни и паттерны реагирования в отношениях

... работе было исследовано взаимосвязь влияния детских травм на поведение личности во взрослой жизни и паттерны реагирования в межличностных отношениях. Исследовав ... к феномену привязанности, то есть к тому, что происходит между людьми. Он в своих наблюдениях на практике соединил ... Отец сообщает ребенку вторую часть его идентичности. Как и мать, отец уникален для каждого ребенка. Он дополняет и расширяет ...

1.Аутистическая фаза: 0−1 мес.

Состояние переживания своих внутренних процессов. Смысл стадии — безопасный сноподобный переход ребенка в мир.

Новорожденный «проводит большую часть времени в полуспящем, полубодром состоянии, как бы ничего не замечает, не реагирует на внешние стимулы, просыпаясь первое время тогда, когда его тревожит голод и другие внутренние неудобства. Он защищен от внешнего мира тем, что Фрейд называл барьером против стимулов, чем-то вроде раковины, не пропускающей слишком сильные раздражители. Зрительная, слуховая, кинестетическая система, сосательные ритмы, а также состояние психофизиологического возбуждения взаимодействуют с выделением молока у кормящей младенца женщины. Взгляды, возбуждение и успокоение, голос и движение — всё это способы, которыми устанавливается приватная, особая форма взаимоотношений между матерью и младенцем, поведение направлено на поддержание гомеостаза. Выживание ребенка целиком зависит от матери (или того, кто ее заменяет), т. е. от внешнего окружения.

Благополучное развитие:

· Биологическое рождение;

· Мир не имеет границ;

· Взаимодействие с миром через телесные ощущения.

Нарушения во взрослом возрасте при отклонении от благополучного развития:

  • Аутистический психоз;
  • Отказ от жизни.

Симбиотическая фаза: 2 — 5 месяцы жизни

Отношения неразделенности, взаимозависимости. Происходит развитие эмоционального образа взрослого.

Мать и ребенок находятся в единстве, ребенок воспринимает мать как продолжение себя, ему кажется, что он всемогущ. Это период «двуединства» (dual unity) между зарождающимся Эго ребенка и его матерью, границ не существует, чувства свободно перемещаются между ними. Беспокойство матери моментально передается ребенку, который никак не может защититься от плохого настроения матери. И наоборот, расстроенный младенец вызывает взаимное беспокойство у матери. Первый сдвиг в психической организации малыша происходит в период между вторым и третьим месяцами жизни, о чём говорит появление у него социальной улыбки. Возникновение ее указывает, что ребёнок начал реагировать на внешние раздражители. В диалоге «мать — ребёнок» улыбка ребёнка играет важную роль, поскольку является невербальным ответом на действия матери. Примерно на третьем месяце жизни первичный нарциссизм ребенка начинает уступать место идентификации с матерью, возникает смутное осознание, что потребности удовлетворяются «внешним» объектом. Самым негативным поведением матери на этой стадии будет являться несоблюдение ритмов. Если ритмы не соблюдаются, или они не синхронны, — у ребенка появляются фрустрации. Эта фаза важна для формирования чувства доверия к людям, к миру.

7 стр., 3274 слов

Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения

... себя со своим ребенком приводит к тому, что мать воспринимает неудачи ребенка как свои собственные, любая несправедливость, даже порожденная субъективным восприятием матери, переносится ею ... интеллектуальной недостаточности ребенка вызывает у 65,7% матерей тяжелые эмоциональные переживания, аффективно-шоковые и истерические реакции. На протяжении первых лет жизни малыша этот ...

Благополучное развитие:

· Мать — объект привязанности;

· Мир обретает границы в виде диады мать-дитя.

Нарушения во взрослом возрасте при отклонении от благополучного развития:

· Пограничные расстройства;

· Нарциссические расстройства;

· Неспособность человека самостоятельно справляться с тревогой и сильными аффектами, как следствие — разного рода зависимости (алкоголь, наркотики, курение, переедание, игровые пристрастия и т. д.)

· Психозы, неврозы, депрессии, психосоматика (любовь-нелюбовь собственного тела).

3.Фаза сепарации-индивидуации: включает в себя четыре подфазы:

· Подфаза дифференциации: 5−9 месяцы жизни

Иногда называется стадией «вылупления» из аутистической «раковины». Фактически всегда к пяти или шести месяцам младенец начинает проявлять интерес к миру, лежащему за пределами общения с матерью. Ребёнок (физически, не эмоционально) начинает отделять себя от внешних объектов, становится более активным, его внимание направлено «вовне», он учится использовать собственное тело. Маленький ребёнок на этой стадии с интересом и любопытством исследует мир вокруг себя. Малер обнаружила, что в то время, когда младенец исследует не связанный с матерью мир, он остаётся рядом с ней и продолжает нуждаться в ней как в своей опоре. Подобно автомобилю, он нуждается в «дозаправке», чтобы продолжать движение. Покидая границы «двойного единства» с матерью, ребёнок нуждается в её «эмоциональной дозаправке», иногда через физический контакт, иногда с помощью контакта глаз или ободряющих слов. Образ матери, будучи интернализованным, превращается в одну из функций Эго, умение успокоить себя (самоутешение в отсутствие матери).
Удаление от матери развивается в контексте «базисного доверия» и уверенности во взаимоотношениях. Это базисное доверие особенно явно выражено в реакции младенца на незнакомцев (характерный для возраста 8 -ми месяцев «страх незнакомцев»).

3 стр., 1460 слов

Влияние воспитательного стиля матери на развитие личности ребенка

... году разработали концепцию шизофреногенной матери, иллюстрирующую как личностные особенности матери могут повлиять на развитие личности ребенка. По мнению исследователей шизофреногенная мать – деспотичная, властная женщина, которая ...

Младенец испытывает тревогу и смотрит на мать для получения аффективного ключа относительно безопасности или опасности незнакомого человека. Фактически, ребёнок впервые разделяет с другим человеком переживания относительно событий и вещей.

Благополучное развитие:

· Мать отдельный объект (психологическое рождение);

· Границы мира постепенно включают других людей.

Нарушения во взрослом возрасте при отклонении от благополучного развития:

· Тревога разделения из-за нестабильности ощущения собственного Я (нерешительность).

· Подфаза практики: 10 — 15−16 месяцев

В этом возрасте дети учатся ходить, и получают возможность дойти и дотянуться почти до любого интересного предмета. Ребенок радостно исследует мир, «практикуя» свою «отдельность» и растущие моторные навыки. Ребёнка опьяняют его собственные способности, он непоседлив и переполнен чувствами. На этой стадии ребенок, говоря языком психиатрических понятий, маниакален. Он «заражён собственными способностями и величием», в обычном состоянии у него практически отсутствует страх потери объекта. Обретая способность уходить от матери и возвращаться к ней, ребёнок становится самостоятельным. Движения и действия для него — средства познания мира. Но! Ребёнок будет активен, если он чувствует безопасность. Мама или другой значимый переходный объект есть — ребёнок двигается; нет — у ребёнка наступает общее генеративное торможение. Развитие останавливается. Ребёнок выпадает из процесса развития. Возможные последствия этого: ребёнок перестаёт интересоваться окружающим, превращается в так называемого «тормоза».

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... Особенности развития познавательной сферы одарённого ребёнка. Особенности психосоциального развития одарённых детей. Физические характеристики одарённости. Проблема прогнозирования развития. Дети ... Какие особенности поведения проявляются? Что унаследовано от матери? 3. Человек рождается с задатками. ... к чему не способным. Даже родная мать ребенка считала усилия мужа напрасными. Все родственники также ...

Мама должна эмоционально реагировать на действия ребёнка — тогда мир интересен, тогда формируется базовое доверие к миру. Ребенок внимательно следит, как мама на него реагирует. Если позитивно, — это дополнительная мотивация к жизни. Тогда у ребёнка растёт умение не впадать в панику в новой ситуации.

Основная задача матери в этот период:

· дозаправлять ребёнка эмоциями

· играть роль вспомогательного ЭГО

· отзеркаливать эмоции

· давать базовое доверие

На этой подфазе развития ребёнок научается оживлять людей во внутренней реальности — запоминать. Разлучаясь с матерью на короткий срок, ребёнок хранит в памяти её образ, и этот внутрипсихический образ достаточен для поддержания его душевного благополучия. Эта репрезентация жизнеспособна только в течение определённого временного интервала. Длительная разлука для маленького ребёнка невыносима, она действует разрушительным образом. Иногда это дело дней, иногда многих часов. До того, как этот лимит исчерпан, мама ещё живёт, но после она мертва. В промежутке, пишет Винникотт — чрезвычайно значимый момент злости, но она быстро проходит, а возможно, вообще не переживается. По возвращении к матери такой ребёнок смотрит на её лицо с каменным безразличием. Если мамы нет долгое время, память или представление о ней постепенно исчезает. По мере возникновения этого эффекта, явления перехода становятся бессмысленными и ребёнок теряет способность испытывать их. Переходный объект теряет своё значение для ребёнка. Как следствие этого, маленький ребёнок утрачивает его либо начинает навязчиво окружать себя такими объектами, пытаясь тем самым отрицать утрату.

6 стр., 2940 слов

Психологические особенности матери ребенка-инвалида с ДЦП

... . Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей матери ребенка-инвалида с ДЦП 1.1. Особенности развития детей с диагнозом «детский церебральный паралич» Детский церебральный ... . В результаты анализа мы составили следующие психологический портрет. Итак, мать больного ребенка имеет следующие психологические характеристики: высокий уровень тревожности (0,456 балла ...

Благополучное развитие:

  • Наиболее активное изучение мира;
  • Формирование внутреннего образа матери;
  • Бесстрашие и ощущение собственного всемогущества.

Нарушения во взрослом возрасте при отклонении от благополучного развития:

· Пассивность, трудность осознания жизненных целей и стремлений;

· Трудности в выстраивании отношений (избегание близких отношений, привязанности, непостоянство отношений, частая смена партнеров и т. д.)

· Подфаза воссоединения «раппрошмент»: 16 — 24 месяцев

Ключевой и решающей, от которой зависят нормальное здо­ровое чувство уверенности или глубокая интрапсихическая трав­ма, чреватая расстройствами пограничного уровня, считается под-Лаза сближения, или, как ее иначе называют, фаза воссоединения. «Ужасные двухлетки» — это распространенное обозначение третьей субфазы сепарации-индивидуации. Малер пришла к выводу, что прогресс в интеллектуальном развитии заставляет ребёнка осознать свою беспомощность и своё одиночество, свою незначительность и свою слабость. Эта стадия развития богата конфликтами, поскольку ребенок все больше осознает свою отдельность от матери. Во время предыдущей субфазы практикования малыш не вполне осознавал свою отдельность, его непоседливые ножки носили его по всему дому — и этого было достаточно. А сейчас, в два года, он уже физически способен пойти дальше, и его отдельность от взрослого становится для него более очевидной, это знание рождает беспокойство. В то же время растущий ребенок все больше нуждается в автономии, и пропасть между желанием отделиться и противостоящий ему страх потеряться провоцирует множество конфликтов. Вот сейчас ребенку хочется побыть одному, а через мгновение он требует, чтобы мать была рядом. Такие внезапные перемены настроения выводят из себя даже самых терпеливых родителей. В психиатрических терминах это переход от эйфории к депрессии.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение ... уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами ...

Ди-адические отношения все более трансформируются, включая тре­тьих лиц, особую роль играет полноценное появление отцовской фигуры и его более активное участие во взаимодействии как диа-дическом, так и триадическом. В результате всех этих изменений усиливается чувство уверенности в себе (порой доходящее до аб­сурдной, «бесшабашной» и экспансивной самоуверенности) и на­стойчиво отстаивается желание существовать «отдельно», незави­симо и одновременно возникает, ясно оформляясь, острая потреб­ность в сохранении поддержки и положительной эмоциональной связи с матерью. Мать должна обеспечить ребенку и инициацию автономии, и оказание поддержки в то время, когда ребенок и нуж­дается в поддержке, и отталкивает ее, громко провозглашая зна­менитое «Я сам!», даже когда падает и плачет от боли и разочаро­вания.

Ближе к двум годам возникает характерная жадность, зависть и негативизм, которые описывались в психоанализе как упрямство анальной фазы. Ребёнок хочет быть независимым и пытается диктовать свои условия окружающему миру. Вместе с тем ребёнок осознаёт, что его желания не всегда совпадают с желаниями его матери, он не всегда может повелевать ею. Борьба за власть на этой подфазе развития поистине драматична. Кормление, одевание, контроль за деятельностью желудка и мочевого пузыря — таковы основные арены, на которых разворачивается эта борьба. Ребёнок хочет, чтобы всё делалось так, как он пожелает. В то же самое время он зависим от матери, хочет быть любимым ею, а также любит мать. Вспышки гнева приносят ему ощущение утраты любви и поддержки. Переживание покинутости и нелюбимости усиливает тревогу и способствует нестабильности настроения. Колебания чувств враждебности и привязанности, пережитые в подфазе воссоединения, оставляют свой отпечаток на всю жизнь и определяют характер. Каждый из нас по-своему разрешает дилемму близости и дистанции, зависимости и автономности.

Благополучное развитие:

  • Амбивалентность по отношению к матери;
  • Появление символической игры;
  • Полное отделение Я от не-Я.

Нарушения во взрослом возрасте при отклонении от благополучного развития:

· Тревога разделения из-за страха потерять любовь значимого объекта.

Подфаза постоянства объекта: 24 -36 месяцев

С возрастом регулирующие функции Эго развиваются и ребёнок обретает способность регулировать захватывающие его аффекты самостоятельно, вне зависимости от того, появится утешающая мать немедленно или нет. Внутренний образ матери достаточен для того, чтобы уметь терпеть фрустрацию и переносить амбивалентность. Постоянство объекта заключается не только в том, что ребёнок может интегрировать любовь и ненависть к матери, а злые мысли о ней с обожающими. Ребёнок на этой подфазе обретает уверенность в том, что его любящие взаимоотношения с матерью будут продолжаться несмотря на краткие разлуки или временные вспышки гнева. Иными словами, фрустрация не разрушает взаимоотношения. Можно сказать, что отношения с важными для ребёнка людьми становятся более терпимыми и зрелыми.
Достижение постоянства объекта обычно сопровождается достижением постоянства собственного Я. По мере развития познавательных способностей и укрепления Эго, которое проявляется в умении адекватно оценивать реальность, контролировать импульсы и защищаться от тревоги, у ребёнка усиливается ощущение собственной компетентности и удовольствие от самоконтроля.

Знаменитый «кризис трех лет», или кризис стадии сближения, как феномен рождения Я широко известен и признан этапной ве­хой развития личности. М. Малер привлекает внимание к важно­сти наличия «либидного» (читай: любовного), а не отталкивающе-агрессивного, материнского отношения к детской «неотложной» по­требности «возвращения к неизменно хорошей маме» на этом от­резке достижения, если так можно сказать, взаимного взросления. Если же мать в своем реальном поведении или фантазии окажется не готовой принять ребенка вместе с его противоречивыми чувства­ми и отношениями в «свой дом», последствия для развития дефици­тарного и нарциссически уязвимого образа Я будут весьма вероят­ны. «Если первичная забота матери о своем ребенке, ее функция отзеркаливания оказывается непредсказуемой, нестабильной, тре­вожной или враждебной, тогда процесс индивидуации ребенка про­текает без надежной и прочной точки опоры. Результатом станет на­рушение примитивного чувства Я. Интерпретируя М. Малер, содержание базового конфликта заключается в неразрешимости дилеммы между стагнацией в раз­витии (и в этом смысле — сохранением зависимости, перерастающей в прилипание, а затем в страх поглощения) и попыткой движе­ния в сторону автономии, заранее обреченной на изоляцию от ма­тери и ее отвержение. Подобные тупиковые паттерны имеют тенденцию к фиксации и навязчивому воспроизведению, особенно при встрече с неопреде­ленностью или в ситуациях, генерализованно воспринимаемых как угроза потери самоуважения, независимости, привязанности и т. д., что хорошо иллюстрируют примеры из психотерапевтической прак­тики. Согласно М. Малер, своего рода гаран­тией выхода из описанного тупика могла бы стать способность ма­тери выдерживать весь комплекс противоречивых чувств, и соб­ственных, и чувств ребенка, включая как негативизм, так и прили­пание, сохраняя эмоциональную поддержку, теплоту и толерант­ность к амбивалентности, свойственной на данном этапе развития как ребенку, так и ей самой.

Благополучное развитие:

· Мать — целостный объект;

· Закрепляется опыт постоянства матери;

· Развиваются зрелые отношения двух отдельных людей.

Нарушения во взрослом возрасте при отклонении от благополучного развития:

· Невозможность объединения в одном объекте «плохих» и «хороших» черт.

Заключительная подфаза постоянства — консолидации индивидуальности и достижения константности объектов — начинается после прохождения субфазы воссоединения, приблизительно в возрасте трех лет. У нее нет конечной даты, с нее начинается интеграция, второй основной процесс, формирующий Эго. На этой стадии ребенок постепенно обретает способность интегрировать или связывать отдельные образы своей матери в один и, в свою очередь, может осознать себя как единое целое. Дифференциация как от внешних, так и от внутренних объектов не оканчивается в один момент, а продолжается даже в молодые годы. Например, если шестилетка только передразнивает родителей, то в двенадцать подросток будет вставлять к месту и не к месту свое слово в разговор старших, а в восемнадцать, где-то на первом курсе университета, демонстрация своей отдельности от консервативной, занятой успешным бизнесом мамы будет выражаться в яром увлечении марксизмом. Усиление дифференциации проявляется не только в высказываниях своего мнения, но и в крепнущем независимом и стабильном самосознании, которое весьма слабо подвержено влиянию извне. Успешно дифференцировавшие себя юноша или девушка способны сопротивляться влиянию кого бы то ни было, включая своих родителей, если они полагают, что это влияние наносит им вред.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector