Рефлексия

Самостоятельная работа 1

  1. Исследовать уровень собственной рефлексивности по методике А.В.Карпова и В.В.Пономарева.
  2. Исследовать рефлексивность собственного мышления с помощью методики О.С.Анисимова.
  3. Определить уровень сформированности рефлексии по методике Руковишникова Е.Е.
  4. Изучить текст И.В.Орловой «Проблемное поле рефлексии».
  5. Прояснить психологическое содержание феномена «рефлексия», методологический аспект рефлексии.

Методика определения уровня рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева)

Инструкция. Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений методики. В бланке ответов напротив номера утверждения поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту вашего ответа:

1 — абсолютно неверно;

2 — неверно;

3 — скорее неверно;

4 — не знаю;

5 — скорее верно;

6 — верно;

7 — совершенно верно.

Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является верным.

Текст методики

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долгое время думаю о ней, хочется ее с кем-нибудь обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

7. Главное для меня — представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

7 стр., 3091 слов

Методика определения степени риска совершения суицида

... друзьями, одноклассниками и сослуживцами потенциального суицидента.   Достоверность методики повышается с расширением источников информации и способов изучения ... предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме ... знакомым. 36. Я волнуюсь и переживаю, даже при мысли о возможной неудаче. 37. Я предпочитаю заставить любого ...

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил плана.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решения относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.

21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

22.Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним разговор.

23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Обработка результатов

Из этих 27 утверждений 15 являются прямыми (номера утверждений: 1, 3, 4, 5, 9,10,11,14,15, 19, 20, 22, 24, 25).

Остальные 12 -обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых утверждениях цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратном — значения, замененные на те, что получаются при переворачивании шкалы ответов.

Все пункты можно сгруппировать в четыре группы:

1) ретроспективная рефлексия деятельности (номера утверждений: 1, 4, 5, 12, 17, 18, 25, 27);

2) рефлексия настоящей деятельности (номера утверждений:2,3,13,14,16,17,18,26);

3) рассмотрение будущей деятельности (номера утверждений: 3, 6, 7, 10,11, 14, 15,20);

4) рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (номера утверждений: 8, 9, 19, 21, 22, 23, 24, 26).

Полученные сырые баллы переводятся в стены:

Стены

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сырые баллы

80 и ниже

81-100

101-107

108-113

114-122

123-130

131-139

140-147

148-156

157-171

172 и выше

Интерпретация данных, полученных в результате тестирования

Результаты равные или большие семи стенов свидетельствуют о высокой рефлексивности. Педагог с таким баллом в большей степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Результаты в границах от четырех до семи стенов — индикаторы среднего уровня рефлексивности. Низкие результаты — меньше четырех стенов — свидетельствуют о низком уровне развития рефлексивности педагога. Это проявляется в том, что ему сложно поставить себя на место другого и регулировать собственное поведение.

Тестовая методика определения рефлексивности мышления (О. С. Анисимов)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждый из приведенных ниже вопросов и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, какой ответ вы выбираете (вариант буквенного ответа в вопросах 5, 6 обведите в кружок).

5 — никогда;

4 — редко;

3 — по мере необходимости;

2 — часто;

1 — всегда.

Текст методики

1. Как часто вы возвращаетесь к анализу хода решения педагогической проблемы, если вы ее уже решили?

1

2

3

4

5

2. Как часто вы предпочитаете переходить от решения к анализу хода решения педагогической проблемы, если она очень сложна?

1

2

3

4

5

3. Как часто вы ищете причину затруднения в способе мыслительной деятельности, анализируя ход решения _ педагогической проблемы?

1

2

3

4

5

4. Как часто вы ищете причину затруднения в самом себе, анализируя ход решения педагогической Проблемы?

1

2

3

4

5

1. Как вы предпочитаете поступить, если вы терпите неудачу в анализе хода решения задачи?

а) отойти от задачи и заняться другой

б) упорно продолжать попытки решения

в) искать «темные места» и «прояснять» их для себя путем обращения к словарю, учебным пособиям и т. д.

г) вовлекать в анализ других людей

д) воздействовать на создание групповой направленности к поиску причин затруднений.

2. Как вы относитесь к перспективе участия в совместном с другими людьми решении, если для вас очень важна поставленная задача?

а) не вхожу в совместный поиск

б) иногда вхожу в совместный поиск

в) по мере необходимости вхожу в совместный поиск

г) часто вхожу в совместный поиск

д) всегда вхожу в совместный поиск

3. Как часто вы стараетесь быть лидером в организации поиска причин и снятия затруднения, если в совместном поиске решения возникли трудности?

1

2

3

4

5

4. Как часто вы сохраняете активность в коллективной организации снятия затруднения, если в совместном поиске решения возникли трудности и вам кажется, что ваша активность недооценивается и даже игнорируется?

1

2

3

4

5

Обработка результатов

Для анализа данных методики нужно расставить баллы в зависимости от значимости варианта ответа по следующим критериям: уровень рефлексивности личности, уровень коллективности личности и уровень самокритичности личности.

Ключ

Ответ

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

4

6

4

А-0

А-1

4

6

2

3

3

4

3

Б-1

Б-2

3

4

3

2

2

2

2

В-2

В-3

2

2

4

1

1

1

1

Г-3

Г-4

1

1

5

0

0

0

0

Д-4

Д-5

0

0

Уровень рефлексивности подсчитывается путем сложения баллов, соответствующих вопросам 1, 2, 3, 5.

Уровень самокритичности определяется количеством баллов по вопросу 4.

Уровень коллективности — суммой баллов по вопросам 5,6,7,8.

Из общего количества претендентов следует выбрать тех, кто набрал максимальное количество баллов по трем разделенным критериям при фиксированном объеме набора или по суммарному подсчету баллов.

Определение уровня сформированности педагогической рефлексии

(Е. Е. Рукавишникова )

Методика имеет структуру личностного опросника, состоит из 34 вопросов, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Ответы «да» в регистрационном бланке обозначаются знаком «+», а «нет» — знаком «-».

Инструкция. С целью более глубокого познания самого себя вам предлагается ответить на ряд вопросов. Отвечая на них, обозначайте в регистрационном бланке свое согласие знаком «+», а несогласие — знаком «-».

Текст методики

1. Были ли у вас случаи, когда анализ вашего поступка примирял вас с вашими близкими?

2. Изменялись ли ваши духовные ценности после того, как вы, проанализировав свои недостатки, приходили к решению изменить их?

3. Часто ли вы прибегаете к анализу своего поведения в конфликтных ситуациях?

4. Часто ли бывает так, что ваше поведение в конфликтной ситуации зависит от эмоционального состояния?

5. Ставите ли вы себя в своем воображении на место какого-либо незнакомого вам неудачливого человека?

6. Анализируете ли вы причины своих неудач?

7. Долго ли вы вспоминаете встречу с неудачливым человеком?

8. Пытаетесь ли вы анализировать свое поведение, если у вас долгое время не возникало проблемных ситуаций?

9. Как вы считаете, это связано с личностной потребностью разобраться в себе?

10. Вы анализируете свое поведение, чтобы сравнить себя с другими?

11. Были ли у вас случаи, когда анализ ситуации приводил к изменению решений, принятых вами ранее, изменению вашей точки зрения или переоценке самого себя?

12. Часто ли вы осознаете причины собственных поступков?

13. Часто ли вы анализируете поведение окружающих вас людей, избегая анализировать свое?

14. Пытаетесь ли вы выявить для себя причины своего поведения?

15. Считаете ли вы однозначным и беспрекословным для себя мнение человека, авторитетного в интересующей вас проблеме?

16. Пытаетесь ли вы анализировать мнения авторитетных людей?

17. Подвергаете ли вы критическому анализу позицию авторитетного человека, группы людей?

18. Противопоставляете ли вы мнению авторитетного человека свои хорошо обдуманные аргументы «против»?

19. Совпадает ли, как правило, ваша точка зрения на какую-либо проблему с мнением авторитетного человека в этой области?

20. Пытаетесь ли вы найти причину каких-либо неразрешимых жизненных противоречий, относящихся к вам?

21. Бывает ли так, что человеческие ценности, принятые в обществе, вы подвергаете критическому анализу?

22. Часто ли общественное мнение способно диктовать вам определенный образ мыслей?

23. Считаете ли вы, что умение анализировать вами свое поведение всегда приводит к принятию единственно правильного решения?

24. Пытаетесь ли вы анализировать свое или чужое поведение, если понимаете, что это может привести к возникновению отрицательных эмоций, неприятных для вас?

25. Задумываетесь ли вы о поведении посторонних вам людей, сравнивая их с собой?

26. Пробуете ли вы занять позицию постороннего вам человека в конфликтной ситуации, пытаясь сопоставить ее с собственной?

27. Вели ли вы когда-нибудь дневники, куда записывали свои мысли, переживания?

28. Анализируя свои неудачи, склоняетесь ли вы к оценке своего поведения?

29. Часто ли, анализируя свои неудачи, вы в большей степени приходите к выводу, что виноват беспорядок в социальной жизни?

30. Присуща ли анализу вашего поведения в большей степени эмоциональная оценка?

31. Присутствует ли в анализе собственного поведения в большей степени четкая словесная логика?

32. Часто ли общество способно навязать вам определенную манеру поведения?

33. Считаете ли вы обязательным для себя придерживаться всех рекомендаций моды, определенного стиля одежды и т. п.?

34. Часто ли бывает так, что, проанализировав свое поведение, вы меняете свой стиль общения с людьми?

Обработка результатов

Для определения уровня развития педагогической рефлексии необходимо сопоставить результаты, полученные в ходе проведения методики, с ключом для ее обработки. За каждый ответ, совпадающий с ключом, испытуемый получает 1 балл, в противоположном — 0 баллов, полученные баллы суммируются.

Ключ

1.

+

6.

+

11.

+

16.

+

21.

+

26.

+

31.

+

2.

+

7.

+

12.

+

17.

+

22.

27.

+

32.

3.

+

8.

+

13.

18.

+

23.

+

28.

+

33.

4.

9.

+

14.

+

19.

24.

+

29.

34.

+

5.

+

10.

15.

20.

+

25.

+

30.

0-11 баллов — низкий уровень развития рефлексии. 12-22 балла — средний уровень рефлексии. 23—34 балла — высокий уровень рефлексии.