Задание по психологии

Перова Лариса Валентиновна — методист по психологии

larap@mail.ru

аудитория 3-18

1. Проведите психологический анализ урока (см. Приложение 1).

2. Представьте анализ психологической подсистемы взаимодействия учитель-ученик на уроке (см. Приложение 2).

3. Проведите наблюдение за поведением ученика на уроке. На основе наблюдения сформулируйте психологические гипотезы о:

1) причинах(мотивах) поведения ученика;

2) особенностях взимодействия педагога и ученика;

3) составьте план дальнейшего взаимодействия с учеником.

Опишите анализируемые случаи, зафиксируйте гипотезы (см. Приложение 3).

4. Исходя из выдвинутых гипотез, сформулируйте заказ школьному психологу.

5. По результатам вашей деятельности представьте личностную и профессиональную рефлексии (см. Приложение 4).

Приложение 1

Психологический анализ урока

Перед проведением психологического анализа урока необходимо изучить схему. Схема предполагает анализ учебной мотивации, внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности учащегося. Для работы со схемой анализа урока необходимо вспомнить фактические знания по психологии.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них ...

Нужно отметить, что при работе над психологическим анализом урока студенты допускают ряд типичных ошибок:

1. Часто происходит только описание хода урока, перечисление отдельных фактов, без необходимого анализа.

2. Иногда студенты увлекаются психологической характеристикой одной из частей анализа без описания ситуации, происходящей на уроке.

3. Недостаточное раскрытие причинных связей при анализе фактического материала.

Особенно ценным является рефлексивный анализ урока. Анализируя свои возможности и слабые стороны конкретного урока, студент помогает себе переосмыслить психологическую сущность собственных установок, умений и знаний. Осознанный рефлексивный анализ может дать полное понимание того, чего ждёт будущий учитель от своей педагогической деятельности.

  1. Создание положительной мотивации.

Требовательность к учащимся; апелляция к чувству долга и ответственности;

создание проблемных ситуаций; связь с жизнью, подчёркивание важности материала; эмоциональность изложения; использование ТСО, интересных фактов и иллюстраций; постоянный контроль и оценка деятельности учащихся.

О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися, рабочая обстановка в классе и т.д.

  1. Организация внимания.

Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчёркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и ТСО;

эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и т.д.

О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствуют: поглощённость деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому.

Организация восприятия учебного материала

    Чёткая постановка целей и задач урока; последовательность и доступность изложения; выделение существенного в материале; чёткость инструкций относительно заданных видов работы (упражнения, наглядность, ТСО и т.д.).

    О точности и осмысленности восприятия свидетельствуют: выделение учениками в материале существенного, отсутствие ошибок в ответах; соответствие ответов поставленным вопросам.

    1. Организация работы памяти.

    Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов; включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, составление планов, схем и т.д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ТСО.

    О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенных или второстепенных фактов и деталей.

    1. Организация деятельности мышления.

    Создание проблемных ситуаций; чёткая постановка вопросов; организация операций анализа, равнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование различных видов творческих работ.

    О самостоятельности, эвристичности, обобщённости и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу: лёгкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с разных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов учителю и товарищам.

    Наблюдение за уроком учителя-предметника

    Приложение 2

    Анализ психологической подсистемы взаимодействия учитель-ученик на уроке (по б.С. Тетенькину)

    Учитель ___________________

    Предмет ___________________

    Класс _____________________

    Дата ______________________

    Анализирующий (ФИО студента-практиканта)

    _________________________________________________________________

    Карта наблюдений

    Основные показатели

    Оценка

    А. Эмоциональный фон урока Влияют ли на создание благоприятного психологического климата урока:

     

    1. оформление и оборудование кабинета?

     

    2. санитарно-гигиенические условия помещения?

     

    3. внешность учителя?

     

    4. внешность учеников?

     

    5. Оборудование к данному уроку?

     

    Б. Установка Удается ли учителю?

     

    1. Стимулировать деятельность учащихся через постановку задач?

     

    2. Вызывать у учащихся соответствующие эмоции к предмету изучения?

     

    3. Организовать деятельность учащихся соответственно поставленным задачам урока?

     

    В. Моделирование общения на уроке

     

    1. Соответствует ли модель предстоящего общения содержанию урока?

     

    2. Изменилась ли модель общения в соответствии с изменившимися условиями организации урока?

     

    Г. Организация непосредственного общения на уроке Удалось ли учителю:

     

    1. В стадии зрительного общения выявить факторы психологического барьера?

     

    2. Свести к минимуму психологический барьер с учащимися?

     

    3. Подобрать соответствующий способ ликвидации психологического барьера учителя с учащимися?

     

    Д. Управление общением Удалось ли учителю:

     

    1. Найти индивидуальный подход к каждому ученику в системе общения?

     

    2. Корректировать деятельность учеников?

     

    3. Изменить свою деятельность в соответствии с изменением деятельности учеников?

     

    Е. Анализ осуществленной учителем системы общения

     

    1. Смог ли учитель поэтапно проанализировать осуществленную систему общения?

     

    Ж. Управление деятельностью анализаторов

     

    1. Насколько рационально переключается деятельность отдельных анализаторов учащихся посредством чередования методов и приемов, применяемых учителем?

     

    2. Рациональна ли общая нагрузка на деятельность анализаторов учащихся в течение всего урока?

     

    З. Управление восприятиями учащихся

     

    1. Осуществляет ли учитель контакт с учащимися, опираясь на особенности их преобладающего восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические)?

     

    2. Соответствует ли внешняя деятельность учащихся на уроке особенностям их восприятия?

     

    И. Управление представлениями

     

    1. Опирается ли учитель на опыт прошлой и настоящей деятельности на учащихся при формировании образцов изучаемых предметов и явлений?

     

    2. Исходит ли учитель от простого к сложному при формировании представлений?

     

    К. Управление воображением

     

    1. Удается ли учителю стимулировать деятельность репродуктирующего (воспроизводящего) воображения?

     

    2. Стремится ли учитель перевести воспроизводящее воображение учащихся на творческий уровень?

     

    3. Насколько целесообразна деятельность учителя по развитию творческого воображения учащихся?

     

    Л. Правление памятью

     

    1. Активизирует ли учитель деятельность памяти учащихся с учетом всех ее компонентов: запечатление-сохранение-воспроизведение (узнавание)?

     

    2. Владеет ли учитель приемами мнемологии?

     

    3. Адекватны ли применяемые им формы активизации памяти учащихся их возрастным особенностям?

     

    М. Управление речью

     

    1. Соответствуют ли культура и стиль речи учителя задачам урока и возрастным особенностям учащихся?

     

    2. Насколько умело учитель осуществляет деятельность по формированию культуры речи учащихся?

     

    3. Соответствует ли речь учителя системе поэтапного усвоения умственных действий учащихся?

     

    Н. Управление мыслительной деятельностью учащихся

     

    1. Опирается ли учитель на возрастные особенности учащихся при активизации их мыслительных процессов?

     

    2. Специфичны ли методы и приемы активизации мышления учащихся по отношению к предмету изучения?

     

    3. Целесообразны ли осуществляемые учителем межпредметные связи?

     

    4. Удается ли учителю стимулировать коллективное мышление учащихся с учетом их индивидуальности?

     

    О. Управление вниманием учителя. Насколько рационально учитель:

     

    1. распределяет свое внимание на уроке?

     

    2. Стимулирует учебную деятельность всех учащихся класса?

     

    3. Переключает свое внимание на отдельные группы учащихся, а также отдельных учеников?

     

    П. Управление вниманием учащихся

     

    1. Насколько удается учителю сосредоточить внимание учащихся на предмете изучения?

     

    2. Своевременно ли осуществляется переключение внимания учащихся с одного объекта на другой?

     

    3. Рациональны ли приемы переключения внимания учащихся?

     

    Р. Управление волевыми процессами учителя

     

    1. Способствует ли волевая деятельность учителя созданию благоприятного психологического климата урока?

     

    2. Как проявляются такие волевые качества учителя, как самообладание, выдержка, требовательность, в сочетании с этическими нормами?

     

    С. Управление волевыми процессами учащихся

     

    1. Способствует ли волевая деятельность учащихся решению задач урока?

     

    2. Проявляются ли такие волевые качества учащихся, как дисциплинированность, сдержанность и др., в соответствующих ситуациях урока?

     

    Т. Управление темпераментом учащихся. Насколько стимулирует учитель:

     

    1. Познавательную деятельность учащихся различных зон активности?

     

    2. Взаимодействие с учащимися, проявляющими на уроке особенности темперамента?

     

    У. Роль педагогической оценки в стимулировании развития личностных качеств учащихся. В какой степени:

     

    1. Удалось учителю оценить всех учащихся?

     

    2. Оценка учителя носит парциальный характер? (Оценка частичной деятельности).

     

    3. Стимулируют оценки познавательную активность учащихся?

     

    4. Учитель владеет арсеналом парциальных оценок?

     

    5. Чувствует себя каждый ученик класса равноправным членом работоспособного коллектива?

     

    Ф. Психологический климат урока

     

    1. Удалось ли учителю создать равновесие психических состояний участников процесса обучения на уроке?

     

    2. Соответствовал ли психологический климат урока характеру осуществленной деятельности?

     

    3. Носила ли деятельность учителя характер, направленный на активизацию адекватно-стимулирующей деятельности учащихся?

     

    По результатам пятибалльной оценки каждого показателя от А до Ф выводится средний балл группы и составляется номограмма. Делаются выводы и соответственно с психологом составляются программа психолого-педагогической коррекции.

    График по оси ординат баллы, по оси абсцисс показатели (от А до Ф).

    Приложение 3

    Схема оформления психологического дневника наблюдений за поведением учащегося.

    Дата

    Предмет

    Тема урока

    Поведение ученика

    Возможные причины поступков учащегося

    Методические рекомендации:

    • дневник необходимо заполнять своевременно, после каждого проведенного урока, чтобы более полно и четко отметить все необходимые моменты;
    • в графе «Поведение ученика» наблюдатель фиксирует все замеченные поступки, эмоциональные проявления, высказывания учащегося;
    • в графе «Возможные причины поступков учащегося» студент указывает наиболее вероятные, на его взгляд, причины замеченного поведения ученика; для того, чтобы результаты получились более объективными, студентам необходимо применить все имеющиеся у них знания по ведущим психологическим дисциплинам, а так же учитывать все факторы, виляющие на поведение ребенка;
    • для получения объективных данных практикант должен посетить не менее 10 уроков.

    На основе наблюдения сформулируйте психологические гипотезы о:

    1) Причинах(мотивах) поведения ученика;

    2) Особенностях взимодействия педагога и ученика;

    3) Составьте план дальнейшего взаимодействия с учеником

    Приложение 4

    Рефлексия

    По результатам Вашей деятельности в профессиональных ролях представьте в личностную и профессиональную рефлексию, ответив на вопросы:

    1. Какие компетенции Вам удалось развить, в какой степени (оцените по 10-балльной шкале), что этому способствовало? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Какова Ваша профессиональная позиция? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    1. Что мешает Вам в реализации профессиональных ролей, почему? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    1. Что помогает Вам в деятельности педагога? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Оцениваете ли Вы педагогическую деятельность как «свою» или предполагаете реализацию в других профессиях, почему? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________