«Психолого-педагогическая реабилитация»

Методика

«Психолого-педагогическая реабилитация»

Психолого-педагогическая реабилитация является составной частью общей модели реабилитации. Основой психолого-педагогической реабилитации (ППР) является воспитательный процесс (совершенствование поведения или поведенческого акта).

Театрализованная игра является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на пациента. (Вспомогательным средством является игрушка).

Именно трагические, а не драматические театральные игры позволяют решать коррекционные задачи.

1. Механизм психолого-педагогической реабилитации

Формирование целенаправленной формы поведения возможно лишь при постепенном (дозированном) увеличении эмоционально-стрессовой нагрузки. Переход от инстинктивных форм поведения к сознательным осуществляется через принудительную игру, жесткие приказы и подражание. Формирование понятийного аппарата, а также контроля и самоконтроля поведения способствует большей адаптации к быстро меняющимся изменениям окружающей среды.

Единство познавательной и приспособительной стороны поведения достигается в результате активации потребностно-вегетативной и эмоционально-волевой сферы. Управление непроизвольными реакциями свидетельствует о контроле своих вегетативных функций. Управление потребностно-мотивационной сферой свидетельствует о расширении сознания. Формирование коллективно-ролевых форм поведения свидетельствует о зрелости личности. Становление «Я концепции» характеризует личностную индивидуальность.

Дозированная эмоционально-стрессовая нагрузка в виде театральных сцен (трагедия, комедия, драма, фарс) ведет к формированию зрелости отношений между внутренним и внешним миром. Развитие полоролевых позиций гармонично наслаивается на гормональное созревание человека. Переход от одной роли в другую (ребенок, подросток, взрослый) осуществляется по мере повышения интеллектуальных способностей и нравственности. Мораль человека должна соответствовать общественно-экономическому развитию в конкретный исторический момент (например, рабство, феодализм, капитализм).

Организация поведения человека происходит на нескольких уровнях: рефлекторном, инстинктивном, сознательном и личностном. Регуляция (эмоциональный тренинг) поведенческого акта на границе между личностным и сознательным управлением происходит путем воздействия на уровне коллективных (групповых) отношений. Методически это происходит посредством психодрамы. Регуляция (эмоциональный тренинг) поведенческого акта на границе между сознательным и инстинктивным управлением происходит путем воздействия на уровне эмоционально-волевой сферы. Методически это осуществляется посредством трагикомедии с мягкой фиксацией. Регуляция (эмоциональный тренинг) поведенческого акта на границе между инстинктивным и рефлекторным управлением происходит путем воздействия на уровне вегетативно-потребностной сферы (не нарушая кислотно-щелочное равновесие).

2 стр., 840 слов

«Бродяжничество как форма девиантного поведения и его психолого-педагогическая ...

... происходят на фоне значительных гормональных перестроек Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют две группы поведенческих девиаций – нестандартное и деструктивное поведение [7]. Нестандартное поведение ... «Бродяжничество как форма девиантного поведения и его психолого-педагогическая коррекция». Цель исследования – изучить проблему психолого-педагогической коррекции бродяжничества. Задачи исследования: ...

Методически это осуществляется посредством телесно-ориентированного воздействия с жесткой фиксацией.

Ключевые понятия:

Психическое развитие 3 балла – Психическое недоразвития. Агрессия. Поведение на уровне коллапса (П 3) –

Психическое развитие 4 балла – Психическое недоразвития. Агрессия. Поведение на уровне олигофрении (П 4) –

Психическое развитие 5 баллов – Задержка психического развития. Аффект. Поведение на уровне шизофрении. (П 5) –

Психическое развитие 6 баллов – Задержка психического развития. Аффект. Поведение на уровне психоза. (П 6) –

Психическое развитие 7 баллов – Нормальное психическое развитие. Конфликт. Поведение на уровне невроза. (П 7) –

Психическое развитие 8 баллов – Нормальное психическое развитие. Конфликт. Поведение на уровне психопатии (П 8) –

Психическое развитие 9 баллов – Ускоренное психическое развитие. Инициатива. Поведение на уровне акцентуации (П 9) –

Психическое развитие 10 баллов – Ускоренное психическое развитие. Инициатива. Поведение на уровне творчества (П 10) –

2. Цель: системная активация поведения посредством дозированной эмоционально-стрессовой нагрузки.

  1. Закрепить базовые стереотипы эмоциональных реакций (плач, смех) и выработать контроль за основными инстинктами (есть, пить, мочеиспускание, дефекация).
  2. Разрушить устойчивые патологические установки и сформировать новые стереотипы эмоционально-волевых реакций.
  3. Расширить полоролевые позиции в группе и устранить дефектные социальные роли.
  4. Развитие черт характера (лидерских качеств и творческой направленности).
  5. Развитие психо-эмоциональной устойчивости, эмпатии, этического и эстетического.
  6. Адаптация поведения к реалиям сегодняшней морали общества.

4. Принципы организации психолого-педагогической реабилитации

Восстановление утраченных психических функций, задержки (или недоразвития) психического развития основывается на нормативах (исходные положения) естественного психического (душевного) развития.

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... поведением человека руководит преобладающая в данный момент потребность. Это называется принципом доминанты. Память — психическое отражение ... степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности. Формирование социального опыта начинается с ... человека от условий существования. Различают два уровня потребностей. Первый уровень включает витальные, социальные и идеальные потребности. ...

  1. Систематичность, последовательность и непрерывность(наличие курсов занятий в зависимости от степени психического развития в соответствии с диалектикой: от простого к сложному).

    Непрерывность реабилитационного процесса характеризуется четыремя основными положениями: а/психическая реабилитация строится как многочасовой процесс, гарантирующий эффект восстановления; б/ воздействие каждого последующего психотерапевтического занятия в виде лечебного театра как бы наслаивается на «следы» предыдущего, тем самым вызывая положительные сдвиги в его эмоциональной сфере; в/ отсутствие излишне длительных интервалов между психотерапевтическими занятиями; г/ многократное повторение эмоционально-стрессовой нагрузки.

  2. Дозированная нагрузка:увеличение нагрузки постепенно или ступенчато; регламентированное сочетание нагрузки и отдыха: интервал между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих восстановление эмоциональной сферы (уменьшение страха) на каждом этапе занятий; предупреждение возможных эндогенных и психосоматических осложнений. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут. При увеличении эмоциональной устойчивости специалист увеличивает продолжительность тренинга (максимум 180 минут).
  3. Модель проведения занятий:индивидуальные и групповые.
  4. Принцип формирования групп:объединение пациентов на занятиях в открытые и закрытые группы по степени психического развития; проведение индивидуальной работы с каждым с учетом имеющихся эмоциональных нарушений.
  5. Структурно-динамический подход:учет структуры дефекта: выделение первичных и вторичных нарушений, показаний и противопоказаний, степени выраженности фобий, обусловленных патологическими нарушениями.
  6. Онтогенетический: учет закономерностей и последовательности формирования различных форм поведения в онтогенезе: от появления первых эмоций (улыбка, плач, смех) при удовлетворении собственных потребностей (есть, пить, сикать, какать), реакций страха и фантазирования до умение принимать смелые и волевые решения. Пациент с отклонениями психического развития проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протекает неравномерно (нелинейно), замедленно. При этом необходимо учитывать этапность общественно-исторического развития, которые отражены в схеме отношений: дикая природа (мать-дитя), первобытный строй (вождь-племя), рабовладельческий строй (раб – рабовладелец), феодальный строй (феодал – крепостной), капиталистический строй (капиталист – наемный), социалистический строй (учитель – ученик), а также «критические периоды» мировоззрения (семья, детский сад, национализм, школа, религиозные верования, пропаганда)
  7. Всестороннее воздействие: работа над различными сторонами эмоциональной сферы (агрессия, аффект, конфликт) и познавательной деятельности (интеллект, способности); использование разнообразных психолого-педагогических и специальных театральных приемов с учетом степени выраженности психического дефекта.
  8. Качественный и количественный анализ результатов психической деятельности: контроль соответствия достигнутого уровня развития всех сторон эмоциональной сферы (агрессия, аффект, конфликт) и всех видов познавательной деятельности (интеллект, способности).
  9. Доступность: подбор наглядного и игрового материала, приемов воздействия, дозировка упражнений и т.д. в соответствии уровнем психического развития.
  10. Принцип наглядности: использование разных видов наглядного материала: от иллюстраций, схем и др. — до показа специалистом конкретного выполнения заданий и пассивного выполнения самим пациентом с целью воздействия на потребностно-мотивационную и коллективно-ролевую сферы.
  11. Принцип физического стеснения. Меры физического стеснения применяются в тех случаях, когда пациент не выполняет инструкцию специалиста, так иными методами нельзя заставить пациента включиться в игру. Необходимо отметить, что при проведении игровых занятий у пациента возникает эмоциональное возбуждение, которое может представлять опасность для него и других лиц. Меры физического стеснения осуществляются при постоянном контроле. Привлечение других пациентов для этих целей исключается. Меры физического стеснения могут применяться только на ограниченный срок, т.е. на период проведения занятий.
    1. Страховка пациента: в зависимости от степени тяжести психических нарушений пациента предусматриваются меры профилактики возможных осложнений у него в процессе занятия через использование специальных приемов.
    2. Страховка специалиста: в зависимости от степени тяжести отклонений психического развития пациента предусматривается использование различных защитных мер, направленных на предупреждение возможных осложнений у специалиста.
  1. Комплексность: связь с другими видами реабилитации: физической и социальной.

5. Этический код:

Этико-дифференцированный подход (свод правил и положений) определяет отношение специалиста к пациентам разных клинических групп в процессе речевой реабилитации.

5 стр., 2298 слов

Положение о двух принципах психической деятельности

... принципом удовольствия-неудовольствия (или, короче, - принципом удовольствия). Эти душевные процессы имеют стремление доставить себе удовольствие. От переживаний, могущих вызвать неудовольствие, психическая деятельность ... развития, сексуальные стремления в значительной степени уклоняются от них. В ранней стадии развития ... с перемещением меньших количеств нагрузки при меньшей затрате (проявлении) ...

Авторитарный подход.

  1. Постепенное увеличение дозированной эмоционально-стрессовой нагрузки с целью повышения адаптации.
  2. Создание сильного эмоционального раздражителя с использованием доминантных стимулов: физическая нагрузка, эмоциональная, речевая.
  3. Полное ограничение степени свободы (доминантный принцип) методом физического стеснения.
  4. Контроль жизненно важных функций.
  5. Подкрепление положительных эмоциональных реакций в виде разных форм поощрения.
  6. Моделирование действия по предложенному алгоритму (дрессировка).
  7. Создание условий однозначного реагирования, включая применение специальных средств.
  8. Импритинг как форма принудительного научения.
  9. Введение стимульного контроля.
  10. Пациент, родитель или другое лицо, представляющее его, имеет право на информацию о процедуре холдинг-терапии, времени нагрузки и возможных осложнениях.
  11. Чрезмерное повышение эмоционально-стрессовой нагрузки может вызвать ступор, вегетативные дисфункции и летальный исход. Это деяние является пыткой и влечет за собой уголовную ответственность.

Бихевиоральный подход.

3 стр., 1238 слов

Психология и основное содержание переговорного процесса, модели ...

... поведения участников переговорного процесса на предприятии ООО «Адель». 1 Теоретические основы организации переговорного процесса Основное ... это важно в ситуациях конфликтного взаимо­действия между людьми. Переговоры представляют собой сложную ... 600 с. 12 Шуплецов, А. В. Формирование и развитие организационной культуры, как фактора, определяющего конкурентоспособность предпринимательской деятельности ...

  1. Постепенное увеличение дозированной нагрузки с целью повышения внимательности.
  2. Жесткое подчинение и требовательность (жесткая дисциплина).
  3. Однозначность инструкции, данной в виде приказа (командно-административный принцип).
  4. Обязательное выполнение задания в соответствии с задачей.
  5. Постепенное повышение эмоциональной, физической, речевой нагрузки с целью устранения задержки развития.
  6. Сочетание словесных и практических методов (слово и показ)
  7. Моделирование поведения на основе подражания (игра).
  8. Создание условий выбора ответной реакции.
  9. Частичное ограничение степени свободы, методом физического стеснения.
  10. Контроль аффективных реакций (патологический аффект).
  11. Коррекция ложных установок (воспитание).
  12. Стимулирование истинных установок (психотерапия).
  13. Авторитарно-доминирующий принцип.
  14. Пациент, родитель или другое лицо, представляющее его, имеет право на информацию о процедуре психотерапии и возможных осложнениях (обострение эндогенного заболевания, функциональные нарушения речи).
  15. Чрезмерные внушения и эмоционально-стрессовые воздействия могут вызвать выраженные вегетативно- сосудистые (гипертонический криз) и двигательные реакции (катотонический синдром).

    Из-за реакций помрачнения (сужения) сознания человек опасен не только для себя, но и для окружающих.

Фрейдистский подход.

  1. Постепенное увеличение дозированной нагрузки с целью повышения коммуникабельности.
  2. Систематичность и последовательность.
  3. Многократное повторение по принципу от простого к сложному.
  4. Максимальное уважение и требовательность одновременно.
  5. Выстраивание полноценных полоролевых отношений (дружба, любовь).
  6. Выстраивание полноценных социальных отношений (ребенок- подросток-взрослый; ребенок-родитель-взрослый).
  7. Уважение к другим членам коллектива.
  8. Сотрудничество в группе.
  9. Принцип равной безопасности (непричинение психологического ущерба партнерам по группе).
  10. Соблюдение критерия истинности (вера действительности).
  11. Соблюдение критерия искренности (верность себе).
  12. Моделирование отношений в группе на основе принципов общественно-экономического развития.
  13. Моделирование разумных семейных отношений.
  14. Создание ценностных ориентировок в поведении и деятельности.
  15. Анализ ситуации на основе требований морали.
  16. Подкрепление положительных эмоций и проявлений самобытности.
  17. Стимулирование индивидуальности и оригинальности в поведении и деятельности.
  18. Контроль «Я»-концепции; совершенствование самоконтроля и самооценки.
  19. Клиент имеет право на информацию о коррекционных мероприятиях и возможных вызванных нарушениях настроения.
  20. Длительная информационная нагрузка осложняет контакт с человеком и может вызвать конфликт между участниками диалога.

Гуманистический подход.

21 стр., 10079 слов

Тексты к теме факторы психического развития, детерминация психического ...

... всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.     1. Факторы психического развития личности. Это то объективно ... генотипа и условий среды, проявляющуюся в особенностях поведения индивида. При этом используется метод близнецов (предложенный ... агрессивностью Лишняя Y-xpoмосома обусловливает снижение уровня воли и интеллекта. Конечно, хромосомную аномальность ...

  1. Постепенное увеличение дозированной нагрузки с целью развития контактов с разными социальными слоями общества.
  2. Систематичность самообразования и самореализации и последовательность в достижении цели.
  3. Многократное повторение по принципу от простого к сложному.
  4. Самоконтроль и корректировка поведения в зависимости от условий среды.
  5. Любовь как высшее чувство.
  6. Доверие к людям.
  7. Уважение к человеку, как высшей ценности жизни.
  8. Проявление индивидуальности в поведении и деятельности.
  9. Развитие креативности, творческих способностей в различных областях жизни общества.
  10. Поддержка научных идей, гипотез и исследований.
  11. Единственное руководство к действию – истинность суждений.
  12. Не лги, не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
  13. Принимай человека таким, каков он есть, откажись от стереотипов.
  14. Эмпатия.
  15. Не допускать насилия над другой личностью.
  16. Абсолютная вера в позитивное начало и реализацию потенциальных способностей человека.
  17. Максимум такта, великодушия.
  18. Вежливость, доброжелательность, скромность.
  19. Организованность.
  20. Краткость.
  21. Демократия.
  22. Максимум согласия, симпатии.
  23. Члены общества должны знать о всех изменениях общественной жизни через средства массовой информации в доступном для каждого человека виде.

6. Методы психической реабилитации

Метод – способ совместной деятельности специалиста и пациента, направленный на освоение пациентом знаний, умений, навыков общения, на формирование коммуникативных способностей, воспитание положительных личностных качеств, значимых в процессе общения.

Выбор и использование метода (группы методов) определяется характером психического нарушения, содержанием, целями и задачами психотерапевтического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями пациента и др.

  1. Практические
  1. Метод строго регламентированного занятия (регламент нагрузки и регламент отдыха на протяжении всего занятия).
  2. Метод группового психотренинга.
  1. Метод принудительного выполнения упражнения с использованием эмоционально-стрессовой ситуации (методы кукольного театра).
  2. Метод физического стеснения.
  3. Метод стандартно-повторного задания в режиме непрерывной психо-эмоциональной нагрузки.
  4. Методы гештальттерапии.
  5. Методы телесно-ориентированной терапии.
  6. Методы эмоционально-стрессовой терапии.
  7. Методы поведенческой терапии.
  8. Методы семейной психотерапии.

  1. Наглядные.

6.2.1.   Видеоматериал.

8 стр., 3726 слов

Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций ...

... др.     Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций старшего дошкольника. Составьте программу обследования и ... вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов поведения. Например: Если бы было две школы - одна ... программы для детского сада». Опишите последовательность ваших действий. Педсовет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления пед ...

6.2.2.   Показ вариантов эмоционального ответа или способа действия специалистом или другим пациентом.

6.2.3.  Наблюдение за выполнением задания другим пациентом.

6.2.4.  Иллюстративный материал.

6.2.5.  Прочитывание отчетов пациентов (библиотерапия).

  1. Словесные

6.3.1.   Рассказ – форма преподнесения информации описательного характера

6.3.2.   Пересказ сценария театрального действия

6.3.3.   Консультирование (предварительная, итоговая, обобщающая) –

Словесные приемы:

  • Объяснение и пояснение -характеризуется доказательностью утверждений, аргументированностью основных положений, не только ЧТО и КАК делать, но и ПОЧЕМУ так, а не иначе.
  • Инструктирование — точное и конкретное изложение заданий.
  • Комментарии и замечанияв краткой форме оценивают качество выполнения заданий или указывают на допускаемые ошибки.
  • Распоряжения, указания – средства оперативного управления деятельностью пациентов.
  • Оценка действий пациента, направленная на стимулирование и поддержание волевой активности.

  1. Средства психолого-педагогической реабилитации.
    1. Специальная форма занятий (П 3 – П 4)

7.1.1. При психическом развитии 3 балла – Психическое недоразвитие. Агрессия. Поведение на уровне коллапса (П 3).

разминка – импринтинг (МФС);

7.1.2. При психическом развитии 4 балла – Психическое недоразвитие. Агрессия. Поведение на уровне олигофрении (П 4).

  1. разминка – импринтинг (МФС) + телесно-ориентированное воздействие;
  2. основное действие – в рамках театрального жанра (кукловодство).
  1. Стандартная форма занятий. (П 5 – П 6)

7.2.1. При психическом развитии 5 баллов – Задержка психического развития. Аффект. Поведение на уровне шизофрении (П 5).

4 стр., 1731 слов

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

... различные социальные роли и отношения между людьми. Развитие психических функций в дошкольном возрасте Дошкольный возраст - ... - возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь ... и правил поведения, взаимодействия ребёнка с другими детьми. Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ...

  1. разминка – импринтинг (МФС) + телесно-ориентированное воздействие + театральный этюд (нейтральный);
  2. основное действие – в рамках театрального жанра (трагедия);
  3. заключительная часть.

7.2.2. При психическом развитии 6 баллов – Задержка психического развития. Аффект. Поведение на уровне психоза (П 6).

  1. разминка – телесно-ориентированное воздействие + театральный этюд (несколько);
  2. основное действие – в рамках театрального жанра (комедия);
  3. заключительная часть.
  1. Интенсивная форма занятия (занятие – спектакль) (П 7 – П 8).

    2 варианта проведения занятий: (разминка + основное действие) или (основное действие + заключительная часть).

7.3.1. При психическом развитии 7 баллов – Нормальное психическое развитие. Конфликт. Поведение на уровне невроза (П 7).

  1. разминка – театральный этюд (с сексуальной окраской);
  2. основное действие – в рамках театрального жанра (драма);
  3. заключительная часть.
  1. При психическом развитии 8 баллов– Нормальное психическое развитие. Конфликт. Поведение на уровне психопатии (П 8).
  1. разминка – театральный этюд (с сексуальной окраской);
  2. основное действие – в рамках театрального жанра (фарс);
  3. заключительная часть.
  1. Мастер-класс (П 9 – П 10).

    Занятие состоит только из основного действия.

7.4.1. При психическом развитии 9 баллов– Ускоренное психическое развитие. Инициатива. Поведение на уровне акцентуации (П 9).

основное действие – в рамках театрального жанра;

7.4.2. При психическом развитии 10 баллов– Ускоренное психическое развитие. Инициатива. Поведение на уровне творчества (П 10).

основное действие – в рамках нескольких театральных жанров;

8. Организация внешней среды

8.1. Театральный зал (сцена), оборудованный различными средствами наблюдения (видеокамеры, поляризующее окно и др.).

8.2.  Использование театральных атрибутов, декораций (средств), костюмы, маски, свет, музыка.

8.3. Квалификация специалиста.

10.   Контроль за эмоционально-стрессовой нагрузкой

11 стр., 5009 слов

Разминка и её значение

... потоотделение способствует установлению необходимого уровня теплорегуляции, а также лучшему обеспечению выделительных функций. 2.6. ИНТЕНСИВНОСТЬ РАЗМИНКИ Большое значение при разминке имеет не только объем работы, ... основную работу рекомендуется начинать через 3 минуты после окончания разминки. 2.2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗМИНКИ Разминка должна состоять из общей и специальной частей. Общая часть ...

10.1.  Показатели дневника психической реабилитации (см. дневник психической реабилитации)

10.2.  Скорость и качество выполнения задач

10.3.  Динамика выхода из фрустрационных ситуаций (вегетативные и аффективные проявления)

11.   Возможные осложнения

11.1.   Обострение эндогенного заболевания

11.1.1.   Обострение заболевания

11.1.2.   Неумышленные телесные повреждения себе и окружающим

11.1.3.   Моральные травмы

11.1.4.   Пароксизмальные расстройства сознания

11.2 Психосоматические проявления

7