ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
030302 — клиническая психология
Программа проведения производственной практики
Направление: 030302 «Клиническая психология»
Курс: IV
Форма обучения: дневная
Семестры: 8
Срок практики: 6 недель
Пояснительная записка
В процессе реальной работы на базе клиник, медицинских центров, школ, психологических консультаций и пр. овладеть комплексом практических навыков, позволяющим успешно решать различные прикладные профессиональные задачи в области патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, детской клинической психологии, психологической коррекции и психотерапии, коррекционно-развивающего и восстановительного обучения.
Производственная практика направлена на обобщение теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения в ВУЗе по дисциплинам: «патопсихология», «аддиктивное поведение», «психотерапия», «основы психосоматики», «психология аномального развития» и других клиническихз дисциплин, приобретении ими навыков диагностики и концептуализации ранних этапов эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, подростков, взрослых, умение планировать проведение индивидуальной, групповой и семейной психопрофилактики и психокоррекции.
Цель производственной практики:
сформировать у студентов практические навыки психодиагностического исследования больных на основе многомерных гипотез и мультимодального интегративного подхода в клинической психологии и приобрести опыт планирования и осуществления психотерапевтического и психопрофилактического консультирования.
Задачи практики:
- Сформировать необходимые профессиональные навыки в области психодиагностики и психотерапевтического консультирования.
- Обучить практическому применению схемы клиническо-психологического опроса для сбора анамнеза больных и схемы сбора семейного анамнеза, выработать навык применения их для выработки тактики и стратегии ведения больных и их родственников.
- Отработать навыки наблюдения и анализа психологического развития ребенка и подростка с точки зрения современной многоосевой диагностики.
- Отработать умение выдвигать многомерные гипотезы и формулировать клинико-психологическое заключение для разработки тактики и стратегии психокоррекционных вмешательств, а также умение планировать психопрофилактические вмешательства.
- Усвоить на практике показания и противопоказания к отдельным видам профилактических и психотерапевтических вмешательств (индивидуальной, групповой и семейной).
- В ходе профессионального общения с пациентами развивать способность к рефлексии и эмпатии.
Содержание и характер деятельности студентов
Рабочая программа «Психология»
... приобретение качественных знаний, умений и навыков; формирует профессионально-личностные качества студентов. В программе дисциплины «Психология» рассмотрены вопросы, составляющие основу общетеоретических, ... др. Психологические аспекты социальной практики. Психология и социология. Психология и социальная работа. Психология и маркетинг. Психология и имиджеология, психология и политика. Специфика ...
- В течение производственной практики студенты должны реализовать программу, состоящую из 2 этапов:
-психодиагностического этапа (7 семестр)
-этапа психотерапевтического консультирования (8 семестр)
- Для этого студенты распределяются по клиническим базам, где сотрудники кафедры осуществляют консультативную и лечебную работу. Под руководством преподавателя студенты осуществляют сбор анамнеза, проводят клинико-психологическую диагностику, разрабатывают многоуровневые гипотезы. Студенты участвуют в проведении клинических разборов на клинических базах.
- Студенты осуществляют сбор информации о больных и их семьях в соответствии с концепциями многомерных гипотез и мультимодального интегративного подхода.
- По окончанию обследования студент осуществляет рефлексию, проводит самоанализ внутренних ощущений по поводу контактов с клиентами. Учитываются эмоциональные, ассоциативные, метафорические «обратные связи» по отношению к клиенту. Анализируются также возникающие во время приема трансферентные отношения.
- На основе полученных данных студент разрабатывает план психологического сопровождения, ставит тактические и стратегические задачи оказания психотерапевтической помощь больным и их семьям .
Организация деятельности студентов.
Студенты закрепляются за преподавателями кафедры и клиническими базами. Руководители практикой должны представить график консультационных часов и контролировать этапы прохождения практики. Каждый студент получает копию задания по практике.
Задания на производственную практику
I этап
- Под руководством преподавателя провести клинико-психологическое обследование больных и их родственников.
- Написать клинико-психологическое заключение на больного с использованием многоосевого мультимодального интегративного подхода (схема постановки многомерных гипотез) (см. приложения 1,2)
II этап
- Сконструировать объем психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в зависимости от уровня развития личности, обследованных больных.
- Описать самоанализ ощущений, чувств по отношению к больным, описать феномен сопротивления, переноса и контрпереноса.
Студент, проходящий практику, должен:
Педагогическая производственная практика
... вносить свои предложения по совершенствованию содержания, организации педагогической производственной практики. Студент-практикант обязан: подчиняться правилам внутреннего распорядка базового учреждения ... выполнения студентами программы практики; участвует в работе установочной и итоговой конференций по практике, вносит предложения по совершенствованию практики; проводит инструктаж студентов по ...
- присутствовать на установочной конференции по практике;
- ознакомиться с программой практики;
- получить индивидуальное задание у руководителя и согласовать с ним календарный план работы на период практики; индивидуальное задание заносится в дневник практики.
- качественно и в полном объеме выполнять индивидуальное задание, активно использовать полученные в процессе обучения практические навыки работы по специальности;
- аккуратно вести протоколы психодиагностических исследований
- систематически отчитываться перед руководителем о выполненных заданиях и собранном фактическом материале;
- подготовить отчет по практике в соответствии с требованиями программы производственной практики;
- своевременно сдать и защитить в установленные сроки отчёт по практике на итоговой конференции.
Ожидаемые результаты
В результате прохождения производственной практики студент должен:
овладеть базовыми навыками нейропсихологической и патопсихологической диагностики, психодиагностического исследования больных детей и взрослых с различными нозологическими формами заболеваний, методами диагностики аномалий развития в норме и в патологии, проективными методами клинической психодиагностики;
уметь осуществлять клинико-психологический опрос, собирать анамнез на основе многоосевого мультимодального подхода, диагностировать феномены сопротивления, переноса и контрпереноса, разрабатывать комплекс психопрофилактических и психотерапевтических мер оказания помощи больным и их родственникам, знать показания и противопоказания к отдельным видам психопрофилактики и психотерапевтического консультирования (индивидуальной, групповой и семейной);
овладеть основными методами и приемами психокоррекции и психологического консультирования, предусмотренными ГОС.
Формы отчетности
1. В день окончания практики в качестве отчетных документов по данному виду практики студенты должны предоставить преподавателю:
- Отчет о прохождении производственной практики с описанием общей характеристики прохождения производственной практики, где необходимо представить самоанализ ощущений, чувств по отношению к больным, описать феномен сопротивления, переноса и контрпереноса, а также высказать проблемные стороны практики и предложения по их устранению.
Как приложение к отчету необходимо представить:
- Письменное клинико-психологическое заключение на больного с использованием многоосевого мультимодального интегративного подхода (схема постановки многомерных гипотез) (см. приложения 1,2)
- Письменное заключение о планировании, конструировании объема психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в зависимости от уровня развития личности, обследованных больных.
2. Ответственный за реализацию задач практики преподаватель составляет общий отчет о прохождении практики студентами курса на основании документов, предоставленных студентом, результатов итоговой конференции с учетом мнений и пожеланий преподавателей, курирующих студентов.
Отчет РГСУ Кузьмина
... «__3__» ____июля______2011 г. Подпись студента _______________________ _______Кузьмина А.С._______ (подпись) (Ф.И.О.) «_3_» ____июля_____2011 г Подпись руководителя практики от организации (предприятия) _______________________ ... (подпись) (Ф.И.О.) «_3_» ___июля_____2011 г Подпись руководителя практики от Университета _______________________ ________Кириллов А.В._________ (подпись) (Ф.И.О.) «_3__» ...
Итоговая аттестация по производственной практике:
Зачет, который проводится после сдачи студентом итоговых документов на итоговой конференции по производственной практике. На основании представленных материалов, устной характеристики руководителя студента, а так же учитывая качество выступления студента на итоговой конференции выставляется дифференцированная оценка.
Функциональные обязанности руководителя практики
Руководитель практики должен:
- ознакомиться сам и ознакомить студентов с программой практики;
- составить студенту индивидуальное задание
- совместно со студентом составить календарный план работы;
- обеспечить места для проведения психодиагностического исследования;
- проконтролировать подбор психодиагностического инструментария, оказать помощь студенту в обеспечении валидизированными методами исследования;
- постоянно осуществлять контроль над прохождением практики, в соответствии с составленным планом;
- проверить отчет о прохождении научно-исследовательской квалификационной практики;
- совместно с зав. кафедрой принять защиту отчёта о прохождении практики.
Для успешной реализации задач практики преподаватель осуществляет следующие виды деятельности:
- Проверка базовых знаний и умений студента в области психодиагностики и психотерапевтического консультирования; первичной, вторичной, третичной психопрофилактики.
- Обучение студента непосредственно на консультации преподавателя.
- Супервизия студента при психодиагностическом исследовании.
- Анализ клинико-психотерапевтического заключения.
- Супервизия работы студента в качестве ко-консультанта.
- Супервизия индивидуальной самостоятельной консультации студента.
- Проверка отчета, подведение итогов практики.