*Л. И. Уманский*

В основу подхода положено представление о социально-психологическихпараметрах группысвоеобразных критерияхее развития как коллектива. К их числу Л. И. Уманский, в частности, относит:

(а) содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;

(б) организационное единство группы;

(в) групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;

(г) психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий —кооперации и автономизации. Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Номинальная группахарактеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. контуры групповой структуры лишь просматриваются,

Группа-ассоциацияотличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений.

Группа-кооперацияхарактеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. отличается развитой и успешно действующей организационной структурой, довольно высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества.

Группа-автономияобладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений.

Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. характерными оказываются «синтетические» процессы типа групповой идентификации и эталонизации (монореферентности), группового обособления, внутренней слитности и спаянности, создающие основу для перехода на высший уровень.

14 стр., 6844 слов

Психология межгрупповых отношений: границы группы, чувство "мы", ...

... групповую идентичность (принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к представителям своей и других групп ... внутригруппового единства в рамках собственного этноса. [10]. Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношении, можно ... проблематика межгрупповых отношений. В современных условиях деятельность групп активизируется во многих сферах общественной жизни. ...

Отличительной особенностью коллективаявляется его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели.

Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интраэгоизм» по Л.И.Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

А. В. Петровский

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским(1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям:

1.степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности

2.общественная значимость

По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.

стратометрическая концепция А. В. Петровского.В основе ее лежит утверждение о наличии специфических для коллектива социально-психологических феноменов, качественно отличающихся от социально-психологических характеристик групп более низкого уровня развития. В рамках данной «модели» различные внутригрупповые процессы, характеризующие коллектив, представляют собой определенную иерархическую систему по отношению к целям, задачам и принципам групповой деятельности. В этой многоуровневой структуре, по мнению автора, можно выделить несколько страт или слоев, имеющих различные психологические характеристики:

1) Центральную (ядерную) стратусоставляет сама групповая деятельность с ее содержательными, общественно-экономическими и социально-политическими характеристиками. По сути, это непсихологическое образование (характеризует включенность группы в более широкую социальную общность).

На основе этого можно выделить 3 критерия для оценки группы как коллектива:

1 — оценка выполнения коллективом основной общественной функции

2 — оценка соответствия группы социальным нормам

3 — оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития личности.

4 стр., 1617 слов

Методика выявления уровня литературного развития зависит от цели проверки

... поставленную в произведении. Методика выявления уровня литературного развития зависит от цели проверки Для выявления уровня актуального развития используется постановка вопросов к тексту учащимися. Эти ... при самостоятельном чтении. Уровень восприятия устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности.   Прочитайте рассказ В.К. Железникова «Рыцарь».   Хрестоматия по ...

Следующая страта- первая психологическая по своей сути — фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее смысл для каждого участника.

Во второй страте локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями, задачами, ходом выполнения) и принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями.

Третья (поверхностная) стратамежличностных отношений предполагает наличие связей, где коллективные цели и групповые ориентации не являются основным фактором личных контактов людей в группе.

Первые две страты являются определяющими для групп высокого уровня развития. Таким образом, степень развития коллектива находится в прямой зависимости от общественной значимости деятельности и степени опосредствования межличностных отношений ее целями, ценностями и содержанием в группе.

На основе данной «модели» можно выделить типы групп (различающиеся по уровню внутригруппового развития):

Подлинный коллектив— межличностные отношения в группе максимально опосредствованы целями и задачами коллективной деятельности, при этом сама деятельность носит ярко выраженный просоциальный характер. Группам такого типа свойственна высокая деловая сплоченность, благоприятный психологический климат.

Активно функционирующее корпоративное сообщество — схожие черты с предыдущим типом, но носят цели антисоциальный характер

Просоциальная ассоциация— высокие социальные ценности, но цели общей деятельности не определяют межличностные отношения

Асоциальная ассоциация— похожа на предыдущий тип, но деятельностные факторы носят асоциальный характер, реализуются в основном сугубо личные цели

Диффузная группа— характерны нулевая социальная значимость опосредствующих факторов и отсутствие их выраженности в системе внутригруппового общения и взаимодействия.

Б. Такмен

Один из них, получивший широкую известность за рубежом, связан с именем *Б. Такмена*. Предложенная имдвухмерная или двухфакторная модельявилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению стадий временного развития терапевтических, тренинговых, естественных профессиональных и лабораторных групп. Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно:

5 стр., 2013 слов

Развитие брачно-семейных отношений

... систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.Актуальность предложенной темы – «Развитие брачно-семейных отношений» – состоит в том, что семья является одной из важных сфер жизни ... жизненной ситуации и нуждаются в поддержке государственной системы социальной защиты, относят к группе социального риска. Если такие семьи не получают своевременную помощь, то они ...

наличия двух сфер, или измерений,

групповой активности— деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры),

а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии.

Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).

В сфере межличностной активности к ним относятся:

— стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

— стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

— стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

— стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».

В сфере деловой активностиБ. Такмен выделяет:

— стадию «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

— стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

— стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

— стадию «принятия решений» — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Б. Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности, не раскрывая, к сожалению, конкретно, в чем содержательно состоит эта связь. Не получает конкретизации и другой важный авторский тезис — о взаимовлиянии сфер. По мнению автора, их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой.

Спустя более чем десятилетие после ее публикации автор совместно с другим ученым — *М. Йенсеном* продолжил анализ современных ему исследований группового развития. Он пришел к заключению о справедливости предложенной ранее схемы, дополнив ее еще одной (пятой по счету)стадией, получившей название —прекращение деятельности: речь идет о свертывании отношений в обеих сферах групповой активности, расформировании самой группы. Модель Б. Такмена весьма популярна в зарубежной социальной и организационной психологии. Ее, как правило, используют при анализе формирования команд исследователи менеджмента. Правда, при этом стадии командо-образования получают несколько иное, более обобщенное название, а именно:

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

... позиции в группе. 9. Групповая сплоченность и напряженность. 10. Основные этапы и фазы развития группы в тренинге. 11. Проблема лидерства в тренинговой группе. 12. Эффективность групповой деятельности. Задания ... и самораскрытие. · Трудности общения в группе повторяют реальные проблемы в отношениях. · В группе можно перенять опыт других людей. · В группе человек чувствует себя более свободно, чем ...

1) формирование,

2) возмущение (или смятение, конфликт),

3) упорядочение (или нормирование),

4) выполнение (или решение задачи) и

5) прекращение деятельности (или расформирование группы).

А сам термин *«команда»* предполагает качественно особый, наивысший уровень функционирования малой группы.

Н. Обер

Так, изучение *Н. Обером*формирования нормативно-ролевой системы в инструментальной и экспрессивной сферах групповой активности позволило ему сконструировать модель процесса развития малой группы, предполагающую следующиечетыре стадии группообразования:

1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей — по мнению автора, это период «апатично-иерархического» состояния группы;

2) возмущение — разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий;

3) формирование инструментальных норм — ему сопутствует растущая гармонизация отношений партнеров по группе;

4) выполнение — этап образования функциональных ролей, установления гибкой взаимозависимости отношений.

Совершенно очевидно, что обсуждаемая модель испытывает сильное влияние такменовского подхода. Вместе с тем о динамике группообразования допустимо судить и по изменениям, имеющим место в одной отдельно взятой сфере групповой активности: либо только в инструментальной, либо только в экспрессивной.

Е. Мабри

В качестве одного из примеров подобного рода одномерного подхода приведем предложенную Е. Мабримодель развития малой группы, ориентированной на решение задач инструментального типа. Модель предполагает следующие четырефазы инструментального движения группы в «поле» решения задачи:

1) *латентную* — этап ознакомления с задачей;

2) *адаптационную* — соотнесение возможностей членов группы с требованиями задачи и их функциональное соподчинение в зависимости от этого;

3)*интегративную* — этап объединения общих усилий, координации индивидуальной и групповой стратегии действий;

4) фазу достижения требуемого решения.

Новиков

определенное внимание исследователями [Новиков, 1981]было уделено стадийности развития малых групп, функционирующих в так называемых замкнутых системах обитания, какими являются, например, антарктическая станция «Восток» или папирусная лодка «Ра» во время трансатлантического рейса . замкнутость подобного рода систем определяется, по мнению специалистов [Новиков, 1981],

7 стр., 3151 слов

A) закономерности психического развития личности на разных этапах её развития

... цели, с наличием организующего начала ролевых и эмоциональных отношений, с собственной специфической культурой называется: A) Экспериментальной группой. B) Социальной прослойкой. C) Культурой. D) Классом. E) ... B) Заражение. C) Манипулирование. D) Внушение. E) Моду. 17. Высокий уровень развития способностей обеспечивающий потребность в творчестве и высокопродуктивной деятельности: A) Талант. B) ...

-степенью их социальной изоляции,

— возможностью поддержания связи

— использования транспортных средств.

Опираясь на материалы собственных наблюдений и данные, полученные известным путешественником Ю. А. Сенкевичем во время плавания на папирусной лодке «Ра-1», М. А. Новиков пришел к выводу, что особенностью общения в замкнутых системах обитания является практическая обязательность трех основных стадий:ознакомления, дискуссий и ролевых ориентации. Причем эта стадийность максимально выражена в тех случаях, когда члены группы до вхождения в нее недостаточно хорошо знают друг друга. Так, согласно материалам Ю. А. Сенкевича, все вышеназванные стадии отчетливо наблюдались в экспедиции под руководством знаменитого норвежского путешественника и ученого Т. Хейердала на лодке «Ра-1». Считается, что первая из выделенных стадий —ознакомление— представляет собой относительно короткий отрезок времени, даже в случае интернационального состава группы он длится всего несколько дней и характеризуется развитием ориентировочных и исследовательских реакций ее членов. Последние в этот период, как наблюдалось, например, на «Ра-1», проявляют значительный интерес друг к другу, ведут себя сдержанно и корректно. Бульшую продолжительность имеет следующий этап —стадия дискуссий,длящаяся от нескольких дней до двух-трех недель. Члены группы интенсивно общаются, пытаясь выяснить взгляды друг друга по многим жизненным вопросам. Причем общительность индивидов обусловлена не только стремлением лучше познакомиться и составить определенное представление о другом, но и их личностными особенностями, степенью повышения уровня бдительности, опытом пребывания в подобных ситуациях и т.д. Результатом дискуссий является возникновение структурного контура группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и элементами коалиционирования. Что же касается стадииролевых ориентации, то для нее характерно, с одной стороны, складывание группы в некую целостную систему, обладающую соответствующей, социально-психологической атрибутикой. С другой стороны, в то же самое время в группах нередко развиваются деструктивные процессы, и, согласно данным М. А. Новикова, наиболее сплоченные группы часто выглядят более эмоциональными и даже астенизированными, чем недостаточно сплоченные. Правда, возникающие в группах конфликты, переходя иногда в открытые столкновения, носят, как правило, в силу специфичности условий непродолжительный характер.

Знакомство с содержанием выделяемых М. А. Новиковым стадий динамики малой группы, функционирующей в особых («экзотических») условиях, обнаруживает несомненное их сходство с некоторыми фазами модели Б. Такмена. Как показывает проведенный исследователем анализ, фактор экстремальности оказывает исключительно высокое влияние на эмоциональный фон развития внутригрупповых отношений, не позволяя зачастую раздифференцировать инструментальные и экспрессивные их компоненты и резко повышая удельный вес последних в процессе групповой жизнедеятельности. Кроме того, полученные в столь своеобразных условиях данные лишний раз свидетельствуют о сложности группового процесса, который даже на стадии значительного развития характеризуется определенными, порой весьма острыми, противоречиями (в виде всевозможных внутригрупповых конфликтов), обычно достаточно затушеванными в ситуациях так называемой «нормальной» групповой жизни.

3 стр., 1433 слов

Сущность групповой динамики

... в силу динамики межличностных отношений. Ком-плектование групп с учетом требований психологической совместимости способствует повышению уровня их продуктивности и удовлетворенности своей деятельностью. Выделяют следующие типы групповых задач: а) ...

Стенфорд – Роарк

Класс, как всякая малая группа, развивается согласно общим закономерностям психологической динамики группы. С другой стороны, существуют некоторые особенности развития детской группы. Сначала несколько слов об общих моментах. Традиционная линия подхода к развитию группы как психологической общности базируется на выделении двух основных сфер — эмоциональной (экспрессивной) и деловой (инструментальной).

Основной движущей силой развития в этом случае выступают противоречия между этими сферами, связанные с неравномерностью их динамики. Приведем пример одной модели, разработанной специально для школьного класса. Авторы этой модели американские психологи Г. Стэнфорд и А. Роарк.

Первая стадияпредставляет собой общую ориентацию учащихся в ситуации. На этом этапе групповой жизни формируются представления одноклассников друг о друге. Основной формой взаимодействия в это время является общение по парам. На этой стадии высок авторитет учителя.

Вторая стадия— период формирования групповых норм, начало становления группового самосознания. По мнению авторов, на этой стадии как раз и возможно рассогласование динамики эмоциональных и деловых отношений.

Третья стадияполучила название стадии конфликта. В этом периоде наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремления решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.

Четвертая стадияявляется переходной от конфликтов к сбалансированности в отношениях между учащимися- Общение становится более конструктивным и открытым, нежели на предыдущих этапах, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.

Пятая стадиягруппового развития важна потому, что именно на ней впервые о классе можно говорить как о сложившейся группе. На этой стадии появляется отчетливо выраженное чувство МЫ, заметна тенденция к интеграции групповых и индивидуальных целей, повышается роль учебной цели На этой стадии, согласно позиции авторов модели, резко преобладает деловая структура отношений.

На следующей, шестой, стадиикартина меняется, доминирующую роль теперь играет эмоциональная сфера, возрастает значение отношений типа Я-ТЫ, личные взаимодействия становятся особенно тесными, происходит переоценка групповых норм. На этой стадии класс становится похожим на очень удачную семью.

Седьмая стадия — актуализация— представляет собой высший этап групповой зрелости, когда уровни развития обеих сфер выравнены и степень сплочения группы очень высока. Класс, достигший такого уровня развития, характеризуется открытостью для проявления и разрешения конфликтов, признанием разнообразия индивидуальных учебных стилей, допущением расхождения во взглядах до выработки общей точки зрения на проблемы и т. д.