Введение в конфликтологию

Определения конфликта

Конфликт – воспринимаемая несовместимость действий или целей.

Д.Майерс

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Психология. Словарь/ ред. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, 1990.

Конфликт – это «наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности».

А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. Словарь конфликтолога. СПб., 2006.

Наиболее развернутую формулировку конфликта предлагает Борис Иосифович Хасан (1948 г.р.), директор института педагогики и психологии развития СО РАО.

Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие существовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга. При этом важно учитывать, что действие может рассматриваться и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешение противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет.

Конфликтология – прикладная научная дисциплина по изучению и урегулированию конфликтов.

Конфликтология/ под ред. А.С.Кармина. СПб., 1999.

История и традиции изучения конфликтов Философско-социологическая традиция

 Борьба в человеческом обществе: социал-дарвинизм.

Чарльз Дарвин Альфред Уоллес

(1809 – 1882) (1823 – 1913)

9 стр., 4085 слов

Соотношение права и морали единство, различие, взаимодействие, противоречия

... раскрыть его действительную сущность. Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними ... Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя ...

Людвиг Гумплович

(1838 – 1909)

Наиболее полное описание роли борьбы в животном мире принадлежит Ч.Дарвину и А.Уоллесу, а в приложении к человеческому обществу Людвигу Гумпловичу. Борьба здесь рассматривается как средство выживания и стремления занять более высокое место в иерархической структуре своей группы.

Другая форма борьбы – игровое взаимодействие животных. У людей эта форма борьбы породило спорт, рыцарские турниры, интеллектуальные игры, различные конкурсы, «политические игры».

 Функциональная («равновесная») модель.

Позиция функционализма первоначально была сформулирована Гербертом Спенсером, а позднее Эмилем Дюркгеймом.

Герберт Спенсер (1820 – 1903).

Основной труд «Основания психологии».

Основа позитивной психологии – теория эволюции + ассоцианизм. Законы эволюции распространяются и на социальную жизнь.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917)

По Дюркгейму человек существо двойственное:

индивидуальное (биологическое) и социальное. Индивидуальное сознание свободно от влияния общества. Над ним надстраивается вторая часть сознания, определяемая обществом. Эту часть сознания Дюркгейм назвал «коллективные представления».

Приципы функциональной модели:

 Общество – система частей, объединенных в единое целое.

 Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют внутренние механизмы контроля.

 Дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе.

 Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

 Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируются на основе согласия большинства граждан следовать единой системе ценностей. Эта система ценностей – самый устойчивый остов общественной системы.

        

В целом, в контексте функциональной модели конфликты рассматриваются как «аномалии», отклонения, которые могут и должны быть исключены из жизни общества при его более правильном и разумном устройстве.

 «Конфликтная» модель.

Реалии социальной жизни доказывают что т.н. «отклонения» от равновесия встречаются слишком часто. Рядом авторов в 90-е годы 20 в. идее «социального равновесия» была противопоставлена идея «социального изменения». Она в литературе часто именуется «конфликтной» моделью, или «теорией конфликта».

Основные тезисы теории конфликта Ральфа Дарендорфа

 Главные отличительные черты любого общества – господство, конфликт и подчинение.

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... и животных» (1863). «Отец» экспериментальной психологии. Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920). Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и ... Уровни развития группы (Уманский) – группа-кооперация; группа-автономия. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА – командообразование, конфликты. ГРУППОВОЕ ВЛИЯНИЕ. Типы (Дойг, Джерард) - нормативное; информационное. ГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ ...

 Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими (предприниматели и рабочие, офицеры и солдаты, преподаватели и студенты и т.д.).

 У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознаются они или нет.

 При осознании своих общих интересов образуются общественные классы.

 Классовый конфликт обостряется, если:

а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее;

б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить;

в) люди могут свободно организовывать политические группы.

 Карл Маркс (1818 – 1883) и Георг Зиммель (1858 – 1918): социология конфликта.

Их работы заложили основы современной конфликтологии.

Маркс постулировал неизбежность классовой борьбы и рассматривал ее как главную движущую силу истории. Основной источник конфликтов лежит в борьбе людей за удовлетворение своих материальных потребностей. В конечном счете, произойдет постепенное уничтожение классов. Даже в конце 20 в. (1994 г.) известный конфликтолог Н.Смелзер указывает, что «теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений Карла Маркса».

Немецкий философ Г.Зиммель, подобно Марксу полагал, что конфликт в обществе неизбежен. В отличие от Маркса Зиммель рассматривал более широкий спектр конфликтных явлений. Он описывал конфликты и между этническими группами, и между разными поколениями, и между мужчинами и женщинами и т.д.

Главное отличие теории Зиммеля от идей Маркса – это вера в то, что конфликт, обеспечивая выход враждебности, может, в конечном счете, привести к социальной интеграции.

 Р.Дарендорф и Л.Козер: начало конфликтологии.

Ральф Дарендорф

(1929 – 2009)

Ральф Дарендорф, немецкий социолог разрабатывает диалектическую теорию конфликта в традиции Маркса.

По Дарендорфу конфликт присущ любому обществу в силу неизбежного различия интересов людей. Но в современном постиндустриальном обществе основное противоречие перемещается из сферы отношений собственности (классовые конфликты по Марксу) в область отношений гоподства-подчинения. Дарендорф подробно описывает динамику развития конфликтов и иерархию конфликтов разного уровня.

Иерархия конфликтов по Дарендорфу

1. Между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо социальной роли (профессиональная, семейная, дружеская и т.д.).

2. Между самими социальными ролями.

3. Внутригрупповые конфликты.

4. Межгрупповые конфликты.

5. На уровне общества в целом и межгосударственные конфликты.

Внутри каждого уровня может быть конфликт противников одного ранга, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения одного другому, конфликт целого и части. В результате получается иерархия конфликтов, в которой насчитывается 15 типов.

Льюис Козер (1913 – 2003)

Американский социолог Льюис Козер разработал концепцию, получившую название «конфликтный функционализм». В работе «Функции социальных конфликтов» (1956) он детально описал негативные и позитивные функции конфликта.

Негативные функции конфликта:

  • ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
  • неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;
  • уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;
  • дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе, во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;
  • материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Позитивные функции конфликта:

  • конфликт не дает сложившейся системе застыть окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;
  • играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта люди узнают друг друга;
  • способствует структурированию социальных групп, сплочению коллективов;
  • снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;
  • стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;
  • в критических конфликтных ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам – стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;
  • снимается подспудная напряженность;
  • выполняет диагностическую функцию (позволяет прояснить обстановку и понять истинное состояние дел).

Типы конфликтов

Мортон Дойч (1920 г.р.)

Американский психолог, специалист в области социальной психологии и  психологии личности, конфликтологии,

психологии предупреждения

военных действий. Автор теории разрешения конфликтов, несмотря на известную спорность которой, он считается одним из наиболее признанных западных исследователей в этой области.

Типология конфликтов (по М.Дойчу)

По субъектности

Индивидуально- психологический уровень

  1. внутриличностный
  2. межличностный

Социально-психологический уровень

3. внутригрупповой

4. межгрупповой

Социальный уровень

5. внутринациональный

6. межнациональный

По причинам

  1. объективные
  2. субъективные
  3. реалистические
  4. нереалистические

По сферам жизни общества и деятельности людей

  • экономические
  • политические
  • идеологические
  • финансовые
  • торговые
  • таможенные и др.

Структура конфликта

X и Y – конфликтующие стороны

П – представления

М – мотивы

Д — действия

Субъективные факторы, подпитывающие

конфликт энергией (типичные иллюзии)

 иллюзия «выигрыша – проигрыша»

 иллюзия «самооправдания»

 иллюзия «плохого человека»

 иллюзия «зеркального отражения»

Процесс развития конфликта

1. Предконфликтная ситуация

2. Инцидент

3. Эскалация:

а) непрерывная или волнообразная

б) крутая или вялая

4. Кульминация

5. Завершение конфликта

6. Постконфликтная ситуация

Цена конфликта и цена выхода из конфликта

Цена конфликта (Цк) складывается из суммы трех величин:

1.затраты энергии, времени и сил на конфликтную деятельность (Э);

2.ущерб, наносимый недружелюбными действиями другой стороны (Д);

3.потери, связанные с ухудшением общей ситуации (С) – развал дела, беспорядок, застой, утрата престижа и т.д.

Цк=Э + Д +С

Цена выхода из конфликта (Цвк) – это разность между утратами (У), с которыми сопряжен этот выход (утрата каких-то приобретений, статуса, перспектив; затраты на нахождение новых возможностей, уступки другой стороне и т.п.) и приобретениями (П), которые дает выход (освобождение сил для другой деятельности, открытие новых возможностей и т.п.):

Цвк = У – П

Дилемма заключенного

Заключенный А 

Признался Не признался

5 лет

5 лет

10 лет

0 лет

0 лет

10 лет

1 год

1 год

Оба признались – получают по 5 лет. Оба не

не признались – срок каждому 1 год. Один при-

знался, второй нет. Признавшегося отпускают

на свободу за помощь следствию, непризнав-

шийся получает 10 лет.

Стратегии поведения в конфликте

Схема К.Томаса и Р.Киллмена

Конфликтные паттерны в транзакционном анализе

Эрик Леннард Берн (1910 – 1970).

Американский психолог и психиатр. Разработчик транзакционного анализа. Развивая

идеи психоанализа, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он назвал играми. Берн рассматривает три эго — состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок. Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Эгограммы

В этой эгограмме наиболее выражен Такой человек склонен занимать

компонент Взрослого. Два компонента критическую позицию, искать в

Родителя также достаточно сильно, и в людях недостатки, видеть нега-

равной степени выражены. Можно тивные стороны жизни, песси-

полагать, что в общении с другими, мистически смотреть в будущее.

он будет занимать твердую Он будет часто проявлять агрес-

позицию и стараться объективно ра- сию и обиду. Его основная ха-

зобраться в ситуации. рактеристика – комплекс не-

полноценности (Я не О‘Кей).

1) Часто конфликт возникает при послании от Дитя к Дитю, но получении ответа от Родителя к Дитю.

1-й студ. 2-й студ.

Первый студент: «Давай сбежим с занятий!»

Второй студент: «Стыдись! Ты же пришел сюда учиться, а не бездельничать».

Или, для того же рисунка: Первый сотрудник: «А не закончить ли нам сегодня работу пораньше? Нельзя же дать себе засохнуть!». Второй сотрудник: «Вы недостаточно серьезно относитесь к заданию».

2) Пересекающиеся транзакции

Сотрудник Руководитель

Сотрудник: «Мне не удалось договориться о переносе встречи с нашим поставщиком». (Обращение от своего Взрослого к Взрослому руководителя).

Руководитель: «Так я и знал, что на вас нельзя положиться. Все придется делать самому». (Ответ от Родителя руководителя к Дитю сотрудника).

3) Психологические игры.

Психологические игры это конфликты в скрытом или открытом виде. В играх общение участников друг к другу идет по пересекающимся транзакциям. Партнеры, как правило, находятся на разных уровнях.

Источником игрового поведения является обиженный Ребенок в структуре личности.

Пример 1.

Муж Жена

Муж: «Почему опять хлеба нет? Вечно все у тебя все не так».

Жена: «Ты видишь, я занята. А тебе, что, лень от дивана оторваться? Сам сходи!».

Пример 2. Преподаватель Студент

.

Преподаватель: «Вы не сдали реферат, как мы договаривались, поэтому зачет я вам не могу поставить».

Студент: «Все равно ваш предмет никому не нужен».

Пример 3. Юноша Девушка

Юноша: «Зайдем ко мне, музыку послушаем (Ты мне нравишься)».

Девушка: «У меня времени нет, много учить нужно (А ты мне нет)».

Пример 4. Студент Преподаватель

Студент: «А разве интеллект можно измерить? (Вы, что ли измерять будете?)»

Преподаватель: «Можно, если он есть. (У тебя-то он явно не на высоте).

/Или еще грубее – «Сам дурак»/.

Пример 5. Одна из наиболее часто встречающихся игр, которую можно назвать – «Да…, но…». Она распространена довольно широко, и очень часто ее можно наблюдать в кабинете врача.

1 шаг — Больная Доктор

Доктор, я себя плохо чувствую.

2 шаг

А почему бы вам не полечиться в стационаре?

3 шаг

Да, это было бы неплохо, но кто будет ухаживать за детьми и мужем?

4 шаг

Вы можете полечиться амбулаторно.

5 шаг

Да, я согласна, но кто за меня будет работать? И т,д.

И так дал

Советы Э.Берна по профилактике

разрушительных игр

  1. Научитесь узнавать вашего Ребенка, его уязвимые места, его страхи, его основные способы выражения чувств.
  2. Научитесь узнавать вашего Родителя, его замечания, установки, поведение, правила, указания и основные способы проявления этих правил.
  3. Защитите своего ребенка: научитесь одобрять и хвалить самого себя, находите в себе положительные качества, цените и любите себя.
  4. Не обижайте ребенка в других людях.
  5. Если вы в чем-то сомневаетесь – отложите решение. Если в общении вы поддались чувству гнева, считайте до десяти, если вы хотите, чтобы решение принял взрослый
  6. Ребенок говорит – «хочу». Родитель – «можно» или «нельзя». Взрослый задает вопросы – «Как достичь?» и «Какой будет результат?»

Жизненные сценарии и жизненные позиции

К основным механизмам создания жизненного сценария относятся:

 сценарные решения самого ребенка

 сценарные послания, основанные на предписаниях родителей

 травматические события и повторяющиеся послания.

Жизненные позиции.

В принципе можно выделить четыре основные установки на себя и других людей:

1. Я – ОК, ты – ОК.

2. Я – не ОК, ты – ОК.

3. Я – ОК, ты – не ОК.

4. Я – не ОК, ты – не ОК.

РАЗЛИЧИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ

КАК ФАКТОРЫ КОНФЛИКТА

Гендерные различия

Мужчина

Женщина

1. Препятствия преодолевает, в основном, с помощью интеллекта, воли и физической силы

1. Препятствия преодолевает с помощью хитрости и ловкости

2. Развита агрессивная реакция при самозащите.

Агрессивность при самозащите снижена.

3. Преобладают честолюбивые замыслы, общественные интересы, на переднем плане – эффективность в делах и материальная обеспеченность.

3. Преобладают чувства любви и материнства, личное преобладает над общественным.

4. Отношение к окружающим критическое, более узкое, целенаправленное на решение конкретной задачи.

4. Отношение к окружающим более открытое, часто стихийное, интуитивное (но в сложных ситуациях часто более правильное)

5. Поведение строится больше на основе логических выводов, чувства при этом сдерживаются.

5. В поведении преобладают инстинкты и бессознательные влечения

6. Развито прогнозирование (склонность к решению отсроченных, долговременных задач).

6. Прогнозирование ослаблено (ориентация на решение преимущественно текущих, повседневных задач).

7. Большее внимание обращается на содержание, чем на форму.

7. Внимание больше направлено на форму, чем на содержание.

8. Потребность в эмоциональном возбуждении понижена.

8. Потребность в эмоциональном возбуждении повышена.

9. Большая сосредоточенность, жизнь строится на рассудочных позициях.

9. Большая эмоциональность, чувствительность, поступки чаще всего зависят от влечения сердца.

10. В оценке восприятия мира преобладает объективность, как ориентация на реальные факты.

10. В оценках окружающего мира преобладают субъективность и впечатлительность ориентированные на свое состояние,

11. Более стрессоустойчивы в экстремальных ситуациях.

11. Скорее стрессовозбудимы в экстремальных ситуациях.

12. Межличностные отношения более прямолинейны (чаще по схеме «да» — «нет»).

12. В межличностных отношениях большая чувствительность к различным нюансам общения.

13 Словесные поощрения замедляют деятельность

13. Словесные поощрения возбуждают и ускоряют деятельность.

Агрессия и агрессивность

Выделяют два основных подхода:

 этико-гуманистический

 эволюционно-генетический

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК

ФАКТОРЫ КОНФЛИКТА

Рассел Акофф (1909 – 2009).

Американский психолог. Автор 22 книг и более 150 статей, многие из которых переведены на русский язык, в частности «Планирование будущего корпорации», «Акофф о менеджменте» и др. Автор (совместно с австралийским психологом Фредериком Эмери – 1925 — 1997) оригинальной гипотезы о психологической совместимости.

Совместимость в семейной жизни по Расселу

Акоффу и Фредерику Эмери

Всего возможно 10 комбинаций типов:

  1. ОП – ЛА. При конфликте оба считают, что виноват ЛА, но пытаются изменить не ЛА, а ОП. ОП уступчив, поддается влиянию, конфликт гасится. При трениях с другими это воспринимает ОП, но он пассивен, сообщает о ситуации ЛА, который воздействует на ситуацию в пользу пары. В целом члены пары не соперники, они психологически и деятельностно сотрудничают.
  2. ЛП – ОА. При конфликте оба считают, что виноват ЛП, но он не поддается попыткам ОА изменить поведение. При конфликтах с другими ЛП уходит за спину ОА, соглашаясь с его решением. Пара достаточно устойчива, явный лидер ОА.
  3. ОА – ЛА. Оба считают, что виноват ЛА. Однако, каждый стремится изменить партнера. Откликнуться на это может только ОА, но он не желает подчиняться чужому влиянию. Поэтому конфликт разрастается. В общении оба стараются руководить. Со стороны — пара конфликтная, неуживчивая.
  4. ОП – ЛП. Оба считают виноватым ЛП, но оба стремятся изменить только себя. ОП считает, что он приносит себя в жертву, ради мира в семье, а ЛП этих жертв не видит. Пара нестабильна. Со стороны – пассивные, недовольные друг другом люди.

  1. ОП – ОА. Оба понимают, что конфликт влияет на поведение партнера. Но ОП старается изменить себя, а ОА только ОП. ОП уступчив, конфликт гасится. Со стороны это пара, где ОП – под каблуком.
  2. ЛП – ЛА. Оба равнодушны к действиям друг друга, но ЛА пытается давить на ЛП. ЛП к этому мало чувствителен, оба удаляются друг от друга. Со стороны – равнодушные друг к другу, но довольно мирные люди. Это равнодушие придает паре определенную стабильность.
  3. ЛА – ЛА. Оба считают виновным в конфликте другого, игнорируют его реакцию. Пара весьма конфликтна. Со стороны – агрессивные, склочные, плохо понимающие окружающий мир.
  4. ОП – ОП. Каждый считает виновным другого. Но из-за пассивности уходят от столкновения, что как-то стабилизирует пару. Внешне – мирная, пассивная, малообщительная пара.
  5. ЛП – ЛП. Пара не конфликтует и не взаимодействует. Внешне – мирная, малоинтересная, мало контактная пара.

10 ОА – ОА. «Во всем виноват другой». Очень конфликтны из-за своей активности. Выглядит как склочная и враждебная к друг другу пара.

Устойчивость пары минимальна.

Характер

Карл Леонгард (1904 – 1988).

Немецкий психиатр, невролог и психолог. Карл Леонгард разработал типологию акцентуированных личностей (его работа так и называется — «Акцентуированные личности»).

Суть разработанной методики заключается в анализе произведений художественной литературы, герои которых помогли ему составить портреты для каждого из существующих акцентуированных типов личности.

При подготовке теста акцентуированных личностей, доктор Леонгард использовал произведения мировой литературы таких авторов как Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Николай Гоголь, Уильям Шекспир, Сервантес, Оноре де Бальзак, Гёте, Стендаль и др. Книга Карла Леонгарда состоит из двух частей. В первой части автор анализирует личности с психологической и клинической точек зрения (иными словами, выделяет те преувеличенные черты, которые характерны для свойств каждой личности).

Во второй части немецкий психолог с помощью хорошо известных героев художественных произведений иллюстрирует выделенные типы личности.

Акцентуации характера по к.Леонгарду

Тип акцентуации

Общение и поведение

Ситуации, где возможен конфликт

демонстративность

Быть в центре внимания, добиваться своего любой ценой, легкость контактов, подвижность, резко завышенная самооценка, конфликтность

Монотонная работа. Любое (по их мнению) ущемление их интересов

застревание

Общительность умеренная, не забывает обид. занудливость, неразговорчивость, формализм, затяжные ссоры, высокое честолюбие, высокая конфликтность, инертность эмоций

Обида, задетое самолюбие, фрустрации

педантичность (сверхпунктуальность)

Ригидность психических процессов, «тяжел на подьем», формализм, чрезмерная аккуратность, не лидер

Ситуации личной ответственности

возбудимость

Раздражительность, агрессивность, несдержанность, склонность к хамству и брани, конфликтность

Конфликты по любому поводу

гипертимность

Повышенное настроение, общительность, самостоятельность, высокая самооценка, самоконтроль снижен

Монотонная работа, жесткая дисциплина, вынужденное одиночество, нравоучения со стороны других

дистимность

Сниженное настроение, замкнутость, низкая контактность, немногословность, ценят близких друзей и знакомых

Бурная деятельность, смена привычного образа жизни

тревожность

Низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, застенчивость, низкая самооценка, не любят ситуацию экзаменов

В конфликтах пассивная сторона

экзальтированность

Яркие эмоции, восторг, ощущение счастья, радости, но и полное отчаяние по самым ничтожным случаям, словоохотливость, влюбчивость

При неудачах – полное отчаяние

эмотивность

Высокая эмоциональность, ранимость, тревожность, боязливость, глубина переживаний, предпочтение узкому кругу друзей, не конфликтны

Несправедливость, хамство, грубость других

циклотимность

смена гипертимных и дистимных состояний. Есть типичные и лабильные циклоиды

Личко Андрей Евгеньевич (1903 – 1988).

Говоря о динамике акцентуаций характера, онвыделяет острые аффективные реакции.

  1. Интрапунитивные. Это разряд агрессии путем самоагресии – нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т. п.).

    Это часто встречается при, казалось бы, противоположных акцентуациях – сенситивной и эпилептоидной.

  2. Экстрапунитивные. Подразумевают разряд агрессии на окружающих – нападение на обидчиков, «вымещение злобы» на случайных людях, это часто бывает при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуации.
  3. Импунитивные. Эффект разряжается путем бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство ситуацию никак не разрешает, а даже плохо оборачивается.
  4. Демонстративные. Эффект разряжается в «спектакле», в разыгрывании бурных сцен, в изображении попыток самоубийства и т. п. Это характерно для истероидов, но может быть и при эпилептоидной и лабильной акцентуации.
  5. «Пубертатные поведенческие кризы».

Преходящие изменения могут быть также в виде:

  1. делинквентности, т.е. в проступках и правонарушениях, не достигающих уголовно наказуемых последствий;

  2. токсикомании;
  3. побегов из дома и бродяжничестве;

4. Транзиторных сексуальных девиациях и т.Д

КОНФЛИКТНЫЕ ЛИЧНОСТИ

В ПЕРСОНОЛОГИИ

Классический психоанализ

Фрейд Зигмунд

(Сигизмунд Шломо Фрейд)

1856 – 1939

Стадии психо-сексуального развития

Стадия

Возраст

Зона либидо

Задачи и опыт на данной стадии

Оральная

0 – 18 месяцев

Рот (сосание, жевание, глотание, кусание)

Отвыкание от груди, отделение себя от тела матери

Анальная

1,5 – 3 года

Анус (удержание или удерживание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3 – 6 лет

Половые органы (мастурбация)

Идентификация со взрослым своего пола

Латентный период

6 – 12 лет

Нет (сексуальное безразличие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

От начала пубертатного периода и до конца

Половые органы (установление гетеросексуальных отношений)

Влюбленность, интимные отношения, внесение своего трудового вклада в общество

Карл-Густав Юнг (1875 – 1961)

Аналитическая психология

Альфред Адлер (1870 – 1937)

Индивидуальная психология.

Стиль жизни определяется нашими установками. Адлер предложил по стилю жизни следующие типы личности (но сделал это весьма неохотно, под давлением своих учеников, т.к. сам считал, что стиль жизни уникален).

В основу типологии было положено, как человек решает три главные жизненные проблемы: работа, дружба и любовь. Использовалась двухмерная схема:

  1. социальный интерес – эгоистический интерес;
  2. степень активности в решении своих проблем.

1.Управляющий тип личности. Активность очень высокая, но только для себя: самоуверенность, напористость, пренебрежение другими. Социальный интерес крайне низок. Отсюда часто конфликты, антисоциальное поведение, воровство, махинации и т.п.

2.Берущий тип личности. Социального интереса нет. Установка получить все от других, паразитически, «на халяву». Но степень активности также невысока.

3. Избегающий тип личности. Резкое снижение и социального интереса, и активности. Бегство от решения проблем. Основная цель – избегать любых проблем. Отсюда – боязнь неудач.

4. Социально-полезный тип личности. Это по Адлеру – зрелая личность. Проявляют истинную заботу о других, заинтересованы в общении с ними. Есть осознание того, что работа, дружба, любовь требуют сотрудничества с другими и часто личного мужества.

Эрих Фромм (1900 – 1980)

Гуманистический психоанализ.

Фромм выстраивает следующую взаимосвязь типов непродуктивной ориентации и психологических типов личности:

Непродуктивная ориентация

Рецептивный тип Мазохистский

(получательский) (зависимый)

Эксплуататорский тип Садистический

(берущий) (авторитарный)

Накопительский тип Деструктивный

(сохраняющий) (нахрапистый)

Рыночный тип Равнодушный

(обменивающий) (благовидный)

Теория социального научения

Автор теории американский психолог Джулиан Роттер (1916 г.р.)

Центральным конструктом его теории является понятие локус контроля.

Характеристики экстерналов и интерналов.

  1. Прежде всего, они отличаются по своему убеждению – где находится источник контроля их поведения.

  2. Способы, какими они ищут информацию об окружении. В ряде исследований показано, что интерналы активно ищут информацию о возможных проблемах здоровья. Ло (1982), сравнивая Э. и И. обнаружил, что интерналы в большей степени поощрялись в детстве родителями, если следили за своим здоровьем – диета, чистка зубов, регулярное посещение стоматолога и терапевта.
  3. У экстерналов чаще возникают психологические проблемы, чем у интерналов. Тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. У экстерналов выше вероятность появления психических заболеваний. Уровень самоубийств с коэффициентом корреляции 0,68 связан также с экстернальностью.
  4. Экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию. Фарес (1965), обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также стараются контролировать других. Им, обычно, нравятся люди, которыми они могут управлять, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять.

Самыми распространенными на сегодняшний день являются следующие четыре заблуждения по поводу локуса контроля:

 Уровень контроля якобы определяет поведение. На самом деле уровень контроля следует рассматривать не как причину действий человека, а как индикатор его обобщенных ожиданий.

 С помощью локуса контроля будто бы можно предсказать поведение в конкретных ситуациях.

 Результаты измерений по Шкале Роттера якобы разделяют людей на два четко различных типа – внутренне и внешне управляемых.

 Высокая интернальность указывает на социально приемлемые черты, а высокая экстернальность – на социально нежелательные характеристики. В действительности нежелательны высокие баллы и по экстернальности, и по интернальности.

Артур Александрович Реан (1958 г.Р.) ввел понятие хороший интернальный контроль