Критерии оценки

Спецкурс «Психологические основы кадрового менеджмента» направлен на ознакомление студентов с научно-методическими принципами подбора персонала, с конкретными приемами и методами работы менеджеров по кадрам. От современной службы управления персоналом ожидается участие в разработке структуры организации, подбор квалифицированного персонала и его развитие, создание и поддержание необходимого уровня внутриорганизационной стабильности.

Конечным результатом изучения этого спецкурса должны стать знания и умения, обеспечивающие возможности работы студентов в качестве менеджеров по работе с персоналом.

Критерии оценки

Знания студента оцениваются следующим образом:

«90–100 баллов» – если он показал глубокие знания, свободное владение понятийным аппаратом, умеет применять теоретические знания к анализу и объяснению конкретных ситуаций и процессов; умеет интегрировать знания, полученные в ходе изучения различных курсов;

«75–89 баллов» – если он показал хорошие знания, владеет понятийным аппаратом, умеет применять знания к анализу и объяснению явлений, демонстрирует широту знаний;

«60–74 балла» – если он владеет понятийным аппаратом, излагает основной материал по данной теме, имеет четкое представление по основным аспектам раскрываемого вопроса;

«35–59 баллов» – если он частично владеет понятийным аппаратом, не всегда умеет применять знания к анализу и объяснению явлений, демонстрирует широту знаний, излагает основной материал по данной теме в неполном объеме;

«1–34 балла» – если он не владеет понятийным аппаратом, не имеет четкого представления о содержании излагаемого вопроса.

Тематический план

№ модуля

Название модуля, кол-во часов и баллов в модуле

Тема

Кол-во часов

Кол-во балл.

I

Психологические аспекты подбора и адаптации сотрудников

18/53

Перспективы развития кадрового менеджмента в XXIвеке

2

7

Введение в проблему подбора персонала

2

2

Работа менеджера по набору и подбору персонала

10

31

Организационные и психологические проблемы адаптации и планирования карьеры сотрудников

4

13

II

Психологические основы работы менеджера по персоналу внутри организации

16/47

Психологические аспекты изучения корпоративной культуры организации

4

13

Мотивация персонала как базис корпоративной культуры организации

4

8

Влияние личности руководителя на формирование корпоративной культуры

4

13

Формирование команд в органи-зации: проблемы и перспективы

4

13

Итого

48

100

* Примечания – присутствие на лекциях и семинарских занятиях оценивается в 1 балл/ 1 ак.час.; выполнение работы на практических занятиях оценивается по 2–4 балла за работу (в зависимости от качества работы); выступление на семинарах оценивается в 2–4 балла в зависимости от того, доклад это или сообщение. От 2 до 5 баллов оцениваются выполнения заданий по самостоятельной работе, предусмотренных в темах 1.1; 1.3; 1.4; 2.1; 2.3; 2.4.

Программа курса

Модуль I. Психологические аспекты подбора и адаптации

сотрудников (18 часов/53 балла)

Тема 1. Перспективы развития кадрового менеджмента в XXI веке (2 часа/7 баллов)

Революционные изменения во внешней и внутренней среде современной организации. Ключевые моменты передовой кадровой стратегии: стратегические направления и намерения. Модели кадрового менеджмента. Направления деятельности современных служб персонала.

Тема 2. Введение в проблему подбора персонала (2 часа/2 балла)

Современные требования к кадровым службам. Формы обеспечения подбора кадров: научно-методическое, организационное, кадровое, материально-техническое и программное обеспечение. Научно-методические принципы подбора кадров: комплексность, объективность, научность. Кадровая политика организации. Взаимосвязь активной кадровой политики и процесса подбора персонала.

Тема 3. Работа менеджера по набору и подбору персонала (10 часов/31 балл)

Основные ступени типичного процесса принятия решения по отбору. Основные вопросы, возникающие перед менеджером по кадрам перед началом поиска нового сотрудника. Беседа как метод изучения склонностей, интересов и профессиональной подготовленности кандидатов. Изучение анкетных данных. Перечень основных вопросов, которые необходимо выяснить, оценивая кандидата на должность. Типичные ошибки, допускаемые менеджером в беседе при приеме на работу.

Тема 4. Организационные и психологические проблемы адаптации и планирования карьеры сотрудников (4 часа/13 баллов)

Основные задачи менеджера в обеспечении адаптации новых сотрудников к коллективу и работе. Структура вводного курса. Последствия плохого инструктажа. Основные вопросы, которые следует обсудить с новым сотрудником. Результаты хорошо организованного периода адаптации. Понятие карьеры, ее объективные и субъективные стороны. Карьерные ориентации персонала. Коучинг как одна из современных форм оказания помощи в развитии персонала.

Модуль II. Психологические основы работы менеджера

по персоналу внутри организации (16 часов/47 баллов)

Тема 1. Психологические аспекты изучения корпоративной культуры организации (4 часа/13 балла)

Понятие корпоративной культуры. Уровни корпоративной культуры. Обоснование необходимости формирования корпоративной культуры организации. Корпоративная культура и миссия организации. Параметры, характеризующие корпоративную культуру. Направления работы менеджера по персоналу по поддержанию и развитию корпоративной культуры.

Тема 2. Мотивация персонала как базис корпоративной культуры организации (4 часа/18 балла)

Понятие мотивов и мотивации. Теории трудовой мотивации (Тейлор, Мейо, Маслоу и др.), Мотивационная теория Маклелланда и Аткинса. Мотивационные факторы, влияющие на эффективность труда персонала. Работа менеджера по совершенствованию материальной и нематериальной мотивации персонала.

Тема 3. Влияние личности руководителя на формирование корпоративной культуры (4 часа/13 баллов)

Руководитель как формальный и неформальный лидер организации. Лидерские качества личности в управлении. Типы руководителей в зависимости от особенности построения взаимоотношений с подчиненными. Особенности руководства и лидерства в кризисных ситуациях. Психологические проблемы руководителя, порождаемые властью.

Тема 4. Формирование команд в организации: проблемы и перспективы (4 часа/13 баллов)

Общая характеристика психологического климата и командного духа в организации. «Плюсы и «минусы» командной работы. Типы сотрудников, составляющих успешно работающую команду. Характеристики высокоэффективных команд. Проблемы создания сплоченной команды. Требования к руководителю, формирующему команду.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль I. Психологические аспекты подбора и адаптации

сотрудников (24 часа/26 баллов)

Семинар 1. Особенности деятельности менеджера по кадрам в процессе подбора персонала (2 часа/6 баллов)

Вопросы

  1. Функциональные обязанности сотрудников кадровых подразделений.
  2. Подготовительный этап работы по подбору персонала.
  3. Варианты поиска служащих.
  4. Анализ личных резюме.

При подготовке к семинару необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

1. Функциональные обязанности сотрудников кадровых подразделений могут иметь значительные различия в зависимости от статуса (зам. директора по кадрам, начальник отдела кадров, менеджер по кадрам и т. д.); особенностей деятельности организации (например: завод, частное предприятие в сфере среднего бизнеса, кадровые агентства и т. д.); от базовой подготовки специалистов, занимающих эти должности (юрист, психолог, социолог и т. д.).

2. Среди вариантов поиска служащих следует обратить внимание на такую форму, как постоянные контакты организаций с вузами соответствующего профиля. Преимущества данной формы поиска служащих заключаются в том, что она, с одной стороны, не требует материальных вложений, а с другой – позволяет подобрать сотрудников, сориентированных и подготовленных к работе с учетом специфики данного предприятия.

Семинар 2. Собеседование как метод изучения кандидатов на должность (2 часа/6 баллов)

Вопросы

  1. Особенности делового общения.
  2. Стратегия и тактика деловых бесед.
  3. Специфика собеседования с кандидатами при устройстве на работу.

Раскрывая вопросы семинара 2, особое внимание необходимо уделить уяснению особенностей делового общения, требований, предъявляемых к общению и к личности и поведению человека, осуществляющего процесс общения. Для выделения специфики делового общения хорошо обратиться к классификации общения по уровням:

1) функционально-ролевой;

2) деловой;

3) интимно-личностный (раскрывая особенности взаимодействия людей на каждом из них).

Семинар 3. Интерпретация визуальной информации в процессе собеседования (2 часа/6 баллов) Вопросы

  1. Роль восприятия в процессе делового общения.
  2. Интерпретация неречевой информации.
  3. «Активное слушание».
  4. Ошибки, допускаемые менеджерами при восприятии.

При изучении материалов к семинару 3 необходимо учитывать, что здесь речь идет о «восприятии» в социально-психологическом смысле. По Г. М. Андреевой общение рассматривается с трех сторон: общение как восприятие людьми друг друга (или «социальная перцепция»), которое формируется в процессе социализации индивида и во многом зависит не столько от психофизиологических параметров воспринимающих анализаторов, сколько от личностных особенностей человека (таких как интересы, установки и т. д.).

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание к модулю I (15 баллов)

1. Выбрать 3 темы из предложенных ниже и подготовить по каждой теме подбор аннотаций статей из научной периодической литературы, начиная с 2000 года. Возможно использование статей, размещенных в сети Интернет (с точным указанием источника).

К каждой теме должно быть подготовлено не менее 5 аннотаций, каждая объемом 1 страница, шрифт 14 пкт., одинарный интервал.

Задание к модулю П (15 баллов)

1. Выбрать 3 темы из предложенных ниже и подготовить по каждой теме подбор аннотаций статей из научной периодической литературы, начиная с 2000 года. Возможно использование статей, размещенных в сети Интернет (с точным указанием источника).

К каждой теме должно быть подготовлено неменее 5 аннотаций, каждая объемом 1 страница, шрифт 14 пкт., одинарный интервал.

Темы для самостоятельной работы

Модуль I

1. Понятие «человеческого фактора» в менеджменте.

2. Функции менеджера по персоналу в современных корпорациях.

3. Психологические основы работы с персоналом: общая характеристика.

4. Методы и практика отбора кадров.

5. Психологические аспекты проведения отборочного интервью.

6. Психологическая оценка и использование человеческих ресурсов организации.

7. Психодиагностика в работе менеджера по персоналу.

8. Персонал: от диагностики к прогнозу эффективности.

9. Личностные факторы, способствующие успеху в деятельности.

10. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на карьеру.

11. Методы диагностики профессиональных способностей.

12. Прием на работу и кадровый аудит.

13. Психологические факторы, влияющие на эффективность собеседования.

14. Профессиональная ориентация персонала.

15. Механизмы адаптации новых сотрудников в организации.

16. «Трудные люди» в организациях: пути коррекции.

17. Влияние группы на поведение и мотивацию ее членов.

18. Корпоративные тренинги как средство сплочения команды.

19. Проведение корпоративного обучения: социально-психологический аспект.

20. Тренинги как форма внутрифирменного обучения.

21. Тренинги личностного роста в организациях.

22. Методы и процедуры сбора информации в организации.

23. Ролевые игры в управлении персоналом.

24. Коучинг – новая технология развития менеджерского потенциала.

25. НЛП – технологии развития персонала.

26. Актуальные направления работы с персоналом: отечественный и зарубежный опыт.

27. Психологическое консультирование в организациях.

28. Гендерный фактор в менеджменте.

29. Методы социально-психологической диагностики организации.

30. Методы разрешения межличностных конфликтов в организациях.

31. Механизмы психологической защиты в деловых конфликтах.

Модуль П

1. Ролевой репертуар современного руководителя.

2. Феномен лидерства и диагностика лидерского стиля.

3. Психологические характеристики эффективного лидера.

4. Виды и формы влияния руководителя на подчиненных.

5. Психологические особенности женщины-руководителя.

6. Психологические особенности мужчины-руководителя.

7. Проблемы взаимодействия власти, влияния, лидерства и руководства.

8. Профессиональная диагностика деловых и личностных качеств руководителей.

9. Роль корпоративной культуры в кадровом менеджменте.

10. Пути формирования корпоративной культуры.

11. Проблемы анализа корпоративной культуры организации.

12. Фокус-группы как качественный метод в исследованиях корпоративной культуры.

13. Имидж и корпоративная культура организации.

14. Пути формирования позитивного имиджа организации.

15. Личный и профессиональный имидж: психотехнологии создания.

16. Социально-психологический климат организации.

17. Теории мотивации персонала.

18. Потребности, стимулы и мотивы деятельности персонала.

19. Психологические аспекты стимулирования персонала.

20. Мотивация персонала: гендерный аспект.

21. Мотивационно-потребностная сфера личности.

22. Мотивация сотрудников и удовлетворенность работой.

23. Роль менеджера по персоналу в разработке системы нематериального стимулирования.

24. Понятие «команды» в организациях.

25. Команды в организациях: условия эффективности и современные технологии формирования.

26. Ролевая дифференциация в команде.

27. Типы командных работников.

28. Поведение членов команды в условиях изменений.

Список рекомендуемой литературы

1. Бандурка а. М. Психология управления / а. М. Бандурка, с. П.Бочарова, е. В. Землянская. – Харьков: ооо «Фортуна-пресс», 1998.

2. Блинов А. О. Искусство управления персоналом /А. О. Блинов, О. В.Василевская. – М.: ГЕЛАН, 2001.

3. Журавлев А. Л. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива / А. Л. Журавлев // Соц.-психол. климат коллектива: теория и методы изучения: Сборник. – М.: Наука, 1979.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000.

5. Кириллов Л. Как заставить сотрудников «гореть» на работе / Л.Кириллов // Упр. персоналом. – 2000. – № 6. – С. 26–31.

6. Комаров И.Гарантии занятости и мотивация персонала / И. Комаров // Персонал. – 2000. – № 6. – С. 21–29.

7. Комаров и. Искушение властью / и. Комаров // Менеджмент и менеджер. – 2001. – №1. – с. 45–54.

8. Корпоративная культура: актуальные проблемы современной практики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. mikh-parht.ru.

9. Костромина Н. Команда, без которой нам не жить / Н. Костромина, В. Травнов // Упр. персоналом. – 2001. – № 2. – С. 56–65.

10. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под ред. А. В. Петровского. – М.: Политиздат, 1985.

11. Кубр М. Управленческое консультирование. / М. Кубр. – М.: Интерэксперт, 1992. – Т.1.

12. Липатов С. А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики / С. А. Липатов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1997. – № 4. – С. 55–65.

13. Максвелл д. Шеф и его команда / д. Максвелл. – сПб.: Питер, 1998.

14. Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы / В. Л.Музыкант. – М.: Инфра-М, 1998.

15. О’Шонесси Д. Принципы организации управления фирмой / Д. О’Шо-несси. – М.: Прогресс, 1979.

16. Петровский А. В. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. – М.: Педагогика, 1978.

17. Радугин А. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – Воронеж: Инфра, 1995.

18. Резник С. Команда менеджера / С. Резник // Эко. – 1997. – № 5. – С. 27–36.

19. Розанова в. Лидерство и руководство в антикризисном управлении / в. Розанова // Упр. Персоналом. – 2000. – № 6. – с. 46–51.

20. Скрипичникова И. В. Корпоративная культура фирмы как объект организационного консультирования [Электронный ресурс] / И. В. Скрипичникова. – Режим доступа: www / kadrovik. ru.

21. Спивак В. А. Корпоративная культура / В. А. Спивак. – СПб: Питер, 2001.

22. Спивак В. А. Организационное поведение и корпоративная культура / В. А. Спивак. – СПб: Питер, 2001.

23. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры / М. Сухорукова // Управление персоналом. – 2000. – № 7. – С. 28–36.

24. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.

25. Хорни к. Неврозы нашего времени / к. Хорни. – м.: Академия, 1998.

26. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руковод-ства психологическим коллективом / Р. Х. Шакуров. – М.: Педагогика, 1982.

Вопросы по изучаемому курсу Модуль I

1. Тенденции, сформировавшиеся в кадровом менеджменте вXXIвеке.

2. Общая характеристика современной кадровой политики.

3. Типичные проблемы управления персоналом.

4. Функциональные обязанности сотрудников кадровых служб.

5. Основные модели кадрового менеджмента.

6. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу.

7. Задачи сотрудников современной кадровой службы.

8. Общая характеристика деятельности менеджера по набору и подбору кадров.

9. Этапы процесса подбора персонала.

10. Технология проведения собеседования при приеме на работу.

11. Формирование впечатления о кандидате.

12. Общий перечень вопросов при приеме на работу.

13. Ошибки, допускаемые менеджером при проведении собеседования.

14. Изучение резюме / анкетных данных.

15. Различия в подходе организаций к набору сотрудников.

16. Научно-методические принципы подбора кадров.

17. Составить перечень вопросов (не менее 10-ти) для проведения беседы с претендентом на должность, не имеющим опыта работы.

18. Составить перечень вопросов (не менее 10-ти) для проведения беседы с претендентом на должность, имеющим большой стаж работы по данной специальности.

19. Составить перечень вопросов (не менее 10-ти) для проведения беседы с претендентом на должность, имеющим большой стаж работы, но в иной области.

20. Составить перечень вопросов (не менее 10-ти) для проведения беседы с претендентом на должность, желающим работать в данной организации совместителем.

21. Составьте перечень позиций (не менее 10-ти), с которыми вы должны ознакомить нового сотрудника при приеме на работу.

22. Составьте список факторов (не менее 10-ти), влияющих на принятие менеджером решения о приеме (или отказе в приеме) на работу конкретного кандидата.

23. Дайте рекомендации (не менее 10-ти) менеджеру по персоналу – на что следует обращать внимание при приеме у претендентов заполненных анкет, резюме.

24. Дайте рекомендации (не менее 10-ти) менеджеру по персоналу – на какие особенности внешнего облика, поведения претендента необходимо обратить внимание.

25. Составьте перечень параметров, по которым можно оценить представленную претендентом анкету (или резюме).

26. Составьте перечень факторов, негативно влияющих на принятие решения о приеме на работу.

27. Составить перечень требований для приема на работу менеджера по персоналу для крупной фирмы.

28. Составьте перечень требований для приема на работу менеджера по персоналу для кадрового агентства.

Модуль П

1. Формы и методы адаптации на новом рабочем месте.

2. Направления работы менеджера по персоналу с новыми сотрудниками.

3. Роль мотивов и мотивоции в деятельности человека.

4. Планирование карьеры сотрудников: общие подходы.

5. Обучение персонала внутри фирмы как новое направление деятельности менеджера по персоналу.

6. Учет личностных и профессиональных особенностей сотрудников при выборе карьерного пути.

7. Стили руководства:положительные стороны и «проблемные зоны».

8. Психологические аспекты увольнения персонала.

9. Понятие корпоративной / организационной культуры.

10. Уровни корпоративной культуры организации (по Э. Шайну).

11. Формы нематериального стимулирования сотрудников и роль службы персонала в их реализации.

12. Значение корпоративной культуры для развития организации.

13. Тренинги в организациях: особенности и основные направления.

14. Общая характеристика корпоративних норм и ценностей.

15. Практические формы работы сотрудников кадровой службы по планированию карьеры.

16. Эффективные приемы формирования корпоративной культуры.

17. Причины, вызывающие необходимость в изменении корпоративной культуры.

18. Структура вводного курса для нового сотрудника.

19. Психодиагностика в работе менеджера по персоналу.

20. Признаки благоприятного социально-психологического климата.

21. Общая характеристика теории трудовой мотивации.

22. Проблемы, возникающие при формировании команды.

23. Возможности применения иерархической модели потребностей А. Маслоу в практике менеджера по персоналу.

24. Демотивирующие факторы в организации деятельности персонала.

25. Составить перечень вопросов для беседы с сотрудником (не менее 10-ти), желающим уволиться.

26. Составить перечень вопросов для беседы с сотрудником (не менее 10-ти), желающим перейти на индивидуальный график работы.

27. Составить перечень вопросов для беседы с сотрудником (не менее 10-ти), претендующим на повышение зарплаты.

28. Составить перечень вопросов для проведения беседы с группой сотрудников с целью выбора кандидата на назначение заместителем начальника данной группы.

29. Составить перечень вопросов для проведения беседы с группой сотрудников с целью выбора кандидата на прохождение престижного повышения квалификации.

30. Составить перечень вопросов для проведения беседы с группой сотруд-ников с целью выбора кандидата на увольнение (в связи с сокращением штатов).

31. Назовите не менее 10-ти факторов, на основе которых вы можете сделать некоторые выводы об особенностях корпоративной культуры организации.

32. Составьте примерный план работы по введению новичка в организацию.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Программа курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .5

Планы семинарских занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 7

Задания для самостоятельной работы студентов . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Темы для самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Вопросы по изучаемому курсу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 11

14