Проект Концепции обучения на старшей ступени общего образования предлагает модель образовательного учреждения с вариативными комбинациями учебных курсов, которые призваны расширить образовательную среду, обеспечить гибкую систему профильного обучения.
Внимание акцентируется на организации активной, практикоориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся, чтобы знания не были, по словам В.О.Ключевского, «простым балластом памяти». Роль учителя сводится не столько к передаче готовой информации, сколько к консультированию, руководству самостоятельным поиском учеников.
Расширить проблематику содержания базового курса религиоведения, создать условия для отработки учащимися определенных исследовательских навыков работы с материалами, совершенствования умений формулировать собственную аргументированную позицию может позволить система практических занятий (практикумов) по религиоведению. Проведение практикума учитель планирует в соответствии с учебным планом школы, класса: в рамках курса религиоведения или в качестве факультатива, курса по выбору при углубленном изучении предмета.
В ходе практикума учащиеся на основе ранее полученных знаний и опорных умений в новой учебной ситуации самостоятельно решают проблемно-познавательные задачи, публично представляют результаты индивидуальной и коллективной творческой деятельности, осваивают более сложные способы изучения исторического прошлого. Проведение практикума должно быть нацелено на установление тесных межпредметных связей, овладение обобщенными способами извлечения, осмысления и предъявления информации. При этом в зависимости от познавательных возможностей и интересов старшеклассников занятия могут быть специализированными (по определенной теме) или интегрированными. Организуются они с использованием самых различных форм (лабораторные занятия; групповые, фронтальные семинары; конференции; диспуты с такими видами деятельности, как исследовательская, проектная, игровая и др.) на основе привлечения широкого спектра учебного материала.
Формы обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:
Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
Метод — способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.
Практикум по курсу «Педагогическая психология»
... применительно к обучению детей с ОПФР. Рефлексия практикума. Литература: 2,5,6,8,9,10 ... в своей учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности педагога. Задания для ... учения и на его основе определять основные факторы эффективности ... представлять изучаемый материал в форме графических моделей, рекомендаций, логических ... рождения и до смерти. Полный курс психологии развития. Под ред. А.А. ...
Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок — коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:
1. уроки-лекции (практически — это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ;
2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
— повторение пройденного — воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.
— освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.
— отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому материалу);
— выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х — начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии — форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.
Домашняя работа — форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Семинарские занятия
Одной из разновидностей практических занятий являются семинарские занятия. Они проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов, в том числе и религиоведения. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросо-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.
Теоретические аспекты проблемы развития творческого мышления ...
... гипотезы, обосновывать различные точки зрения. Цель работы – изучить особенности развития творческого мышления студентов на уроках теоретического обучения. Задачи работы: 1. Рассмотреть сущность понятий «творчество», « ... место в творческом процессе занимает воображение, которое должно быть обеспечено знаниями, подкреплено способностями и целеустремленностью и сопровождаться эмоциональным тоном. Вся ...
Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Для проверки степени готовности к семинарским занятиям издавна практиковались просеминары, которые в современной высшей школе встречаются, к сожалению, все реже.
Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.
Семинар представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
В настоящий момент сложились следующие виды семинаров:
- Просеминар -ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.
- Собственно семинар:
а) развернутая беседа по заранее известному плану;
б) небольшие доклады студентов
Можно выделить несколько видов учебных семинаров.
Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, нравственном, психологическом и др. На наго также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.
Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного ...
... психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/ Фундаментальная библиотека ВГПУ www.//flogiston.ru Семинар № 2 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса Основные ... ненасилия // Педагогика. 1993 № 4. Рыданова И.И Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуска навука, 1998. Рыданова И.И. Педагогика сотрудничества: Сущность, принципы ...
Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, идея сверхчеловека в философии Фридриха Ницше, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты развития и достижения этой идеи. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.
Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы. Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.
Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.
Семинар как взаимодействие и общение участников
Какой тип организации деятельности студентов на семинарском занятии отвечает такому определению, задает способ общения как взаимодействия?
Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую форму).
Преподаватель взаимодействует с группой как с целым, выполняет обучающую функцию по отношению ко всем. При выступлении студента сохраняется групповой способ общения. Недостатки такой организации состоят в следующем (схема 5.1).
1. Выступающие студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует.
2. Нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь выступающему расценивается как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины.
3. Нет личностного включения студентов в учебную деятельность.
4. Сковывается интеллектуальная активность студентов.
5. Дистанция между преподавателем и студентами ставит барьер общению, взаимодействию.
6. Студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой.
Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом. Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.
Методические указания для студента Планы проведения семинарских занятий
... занятий Дневное отделение Заочное отделение Общая трудоемкость 38 Аудиторные занятия 6 Лекции 4 Практические занятия (семинары) 2 Лабораторные занятия ... направлениях психотерапии; · познакомить студентов с особенностями психотерапевтического воздействия ... по подготовке к обучению детей с особыми проблемами ... общения. — М., 1987. 4. Лебедева Л. Д. Практика арттерапии — подходы, диагностика, система занятий. ...
Поиски адекватных форм привели к коллективной форме организации семинарского занятия по принципу «круглого стола» (схема 5.2).
Эта форма отражает особенности современного профессионального общения на производстве.
На таком семинаре осуществляются сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. В условиях совместной работы студент занимает активную позицию.
Наиболее адекватно принцип «круглого стола» реализуется на семинаре-дискуссии.
Семинар-дискуссия — диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научить студентов культуре общения и взаимодействия. Нужно различать «диалогоподобное» общение, когда каждый ведет свою «партию», и собственно диалог, когда идет совместное развитие темы дискуссии.
Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.
Во втором случае семинар получает ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается.
Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.
Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.
Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.
Семинарские и практические занятия модуль 1 психологическая служба ...
... методических рекомендациях 20 2 Активное участие в дискуссии семинара 10 Итого 30 Занятие №4 Психологический инструментарий педагога-психолога. Цель: Сформировать у студентов представления об основных психологических методах, используемых ...
Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.
Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д.
Функции психолога и эксперта пересекаются. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю. Преподаватель должен:
1. Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.
2. Подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.
3. Распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.
4. Готовить студентов к выбранному ролевому участию.
5. Руководить работой семинара.
6. Подводить общий итог дискуссии.
Существует особая форма семинарских занятий — семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса.
В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 5-15 минут студенты обмениваются мнениями; готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.
Критерии оценки семинарского занятия.
Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.
Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.
Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.
Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.
Отношения «преподаватель — студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.
Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.
Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.
Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут
Заключение.
Образование — часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика. В преподавании нельзя пользоваться одним или другим методом обучения, они взаимодополняют друг друга и дают разнообразие в процессе обучения.
Форма заявки на курсы (семинар, занятие, встречу)
... февраляпо форме1 (см. приложение) по e-mail: domelena51@mail.ru Семинары-практикумы · 18 февраля – Краевой семинар-практикум «Использование современных технологий родительского образования в деятельности ... mail: domelena51@mail.ru 3. Работа временного творческого коллектива(ВТК) · 17 февраля – Первое занятие ВТК по разработке и составлению«Словаря достоинств и недостатков, добродетелей и пороков». ...
Литература
1. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. З.И. Равкина. — М.: ИТПиО РАО, 1995. -361 с.
2. Кумунжиев К.В. Когнитивные основы развивающего обучения. рукопись, Ульяновск,1997.- 82 с.
3. Пугач В.И., Добудько Т.В. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Самарский гос. пед. ин-т, 1993. — 250 с.
4. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. — Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. — 64с.
Тамбовский Государственный Университет им. Г.Р. Державина
Академия гуманитарного и социального образования
Реферат
На тему:
«Практические занятия как форма обучения религиоведения в школе»
Выполнил: студент 4 курса
Поляков А.В.
Проверил: Денисов В.Н.
Тамбов 2011
Содержание
Введение
Формы обучения
Семинарские занятия
Заключение