ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан ППФ

____________Звяглова М.В.

«_____» __________ 2010 г.

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Дисциплина для направления 030300.62 – Психология

и специальности 030301.65 – Психология

Рабочая программа

СОГЛАСОВАНО Разработал

Начальник учебного отдела доцент каф. психологии

___________Жегурова В.В. ___________Сидоренкова Л.И.

«_____» _________ 2010 г. “_____” ___________ 2010 г.

Заведующий Принята на заседании

выпускающей кафедрой кафедры психологии

Зав. кафедрой психологии

__________ Калашникова М.Б. _________ Калашникова М.Б.

“____”___________2010г. “____”___________2010г.

Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к блоку общепрофессиональных дис­циплин и представляет собой фундамент для основных курсов, так как в нем рассматривают­ся общие вопросы возникновения и развития психики, причины и факторы, влияющие на структурные и функциональные изменения мозга и психики.

1.1 Цели и задачи дисциплины

Цель курса:

— Целенаправленное воздействие на профессиональное сознание студентов, расши­ряющее горизонты понимания форм психического отражения.

— Изучение эволюционного процесса развития психики в животном мире и человече­ском обществе.

— Выявление биологических предпосылок и предыстории развития человеческого сознания.

1.2 Требования к уровню освоения программы

В результате изучения курса студенты должны:

1) знать:

— основные закономерности развития психики в филогенезе;

— признаки сходства и специфику различий психики животных и человека;

— психологические характеристики видотипичного поведения животных и человека;

10 стр., 4792 слов

Сравнительная психология и зоопсихология

Предмет и объект зоопсихологии: Объект — поведение, практическая деятельность животных. Предмет — их психическое отражение, т. е. психика. Этология и психология ВНД имеют тот ... видотипичного поведения (эта способность является показателем уровня развития психики животного). 6. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. Схема определения уровня развития психики: - Животное. - Его вид, структура, особенности строения, ...

— предпосылки и источники приобретения индивидуального опыта через активную жизнедеятельность и научение на разных эволюционных этапах и у разных биологических видов;

— основы интеллектуальной деятельности и разумного поведения животных.

2) уметь:

— устанавливать значимые связи в поведении животных и человека (по основным направлениям);

— аргументировать специфику отличий в психике животных и человека;

— определять средовые условия и видовые соответствия в психическом отражении и различных формах поведения животных;

— проводить сравнительный анализ развития психики и поведения у животных и человека.

1.3 Взаимосвязь с другими дисциплинами ооп

Курс Зоопсихологии и сравнительной психологии наиболее тесно связан с курсами Общей психологии и Антропологии, так как раскрывает основные закономерности психического отражения и поведения живых существ в эволюционном процессе. Изучение антропоидов как наиболее близко стоящих к человеку живых существ и в плане психики и интеллекта и отдельных поведенческих реакций представляет фундаментальный базис знаний по всем психическим проявлениям человека и дает возможность осмысления его генетических корней.

Косвенно связан с курсами Возрастной и Социальной психологией, так как все вопросы зоопсихологии и сравнительной психологии рассматриваются во временном аспекте от момента зарождения до естественного конца, сравниваются главные периоды жизни, кроме того изучаются особенности возникновения и существования групп животных, их поведение, иерархия и взаимоотношения по вертикали и горизонтали.

2 Объем дисциплин в часах, виды учебной работы и формы контроля

Таблица 2.1 — Объем дисциплин (в часах), виды учебной работы

Направление 030300.62 – Психология,

специальность 030301.65 — Психология

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Всего

Часов по семестрам

2

Аудиторные занятия:

34

34

— лекции

17

17

— практические занятия

-семинары

17

17

— лабораторные работы

Самостоятельная

работа:

56

56

— курсовой проект

— реферат

— контрольная работа

Всего

90

90

Вид итогового контроля

Экз.

Экз.

Таблица 2.2 — Объем дисциплин (в часах), виды учебной работы

Специальность 030301.65 – Психология

Форма обучения заочная

Вид учебной работы

Всего

Часов по семестрам

3 года

4 года

6 лет

1

1

2

3

Аудиторные занятия:

— лекции

6

6

6

— практические занятия

-семинары

4

3

3

— лабораторные работы

Самостоятельная

работа:

80

81

81

— курсовой проект

— реферат

Всего

90

90

90

6

84

Вид итогового контроля

Экз.

Экз.

Экз.

3 Содержание дисциплины

3.1 Темы теоретических занятий

3.1.1 Эволюционное развитие психики

Предмет, задачи, методы науки. Принципы развития психики в филогенезе: позитивность, неравномерность, эволюционность, усложнения форм нервной системы и форм поведения. Тропизмы, инстинкты, научение, интеллектуальное поведение, деятельность, общение. Этапы развития психики: сенсорный, перцептивный, интеллектуальный. Взаимосвязь строения нервной системы у различных классов, видов животных и форм поведения. Механизмы поведения в зависимости от уровня развития животных и среды обитания.

3.1.2 Развитие интеллекта

Движение от рефлекторной активности к научению. Особенности формирования навыков у животных на воле и в экспериментальных ус­ловиях. Познавательная активность животных и человека в процессе решения проблемных задач. Сходство и различие структуры интеллекта высших животных и человека, особенно­сти его функционирования. Возможности влияния человека на интеллектуальное поведение животных.

3.1.3 Сравнительный аспект поведения животных и человека

Биологически обусловленное поведение( пищевое, половое, родительское, игровое, инструментальное, конструктивное).

Социально обусловленное поведение в группе и между группами одного вида. Взаимоотношения человека и животных в зависимости от условий проживания.

3.1.4 Эмоции и чувства у животных и человека

Функциональное назначение эмоциональных реакций. Генетическая обусловленность эмоциональных реакций у животных и человека. Психофизиологическая характеристика. Социально обусловленный характер эмоциональных состояний у животных и чело­века. Психологическая характеристика эмоциональных состояний. Сравнительный анализ эмоциональных реакций у животных и человека. Влияние общения с человеком на эмоциональные состояния животных.

3.1.5 Язык и речь у животных и человека

Генезис коммуникативных реакций, их сигнальный и регулятивный характер. Коммуникативные функции, их специфические различия у животных и человека. Коммуникативные средства на разных ступенях развития психики. Язык тела у животных и человека. Язык и речь, их формальные и психологические различия.

3.2 Содержание семинарских занятий

Обоснование семинарских занятий:

Необходимость практических занятий обусловлена тем, что студенты получают возможность закрепить основные положения теории и благодаря активным формам обучения эмоционально пережить изучаемый материал. Опираясь на личный опыт, они могут лучше осмыслить собственные биологические корни, предпосылки развития высших психических функций, почувствовать связь всего живого на Земле.

Цели семинарских занятий:

Подвергнуть сравнительному анализу условия возникновения, развития психики. Показать сходства и различия становления психики животных и человека. Детально изучить проявления психики и поведения на разных эволюционных этапах.

Объект изучения: психика животных и человека в эволюционном процессе.

Формы работы: обсуждение, дискуссия, просмотр и последующий анализ видеофильмов, иллюстрирующих основные вопросы курса.

3.2.1 Эволюционное развитие психики у живых организмов

Цель: Обеспечить понимание взаимосвязи развития форм нервной системы типам психического отражения и особенностям поведения.

Вопросы для обсуждения:

— Обоснуйте эволюционно- обусловленную на разных этапах развития психики специфику строения и функцию мозга.

— Объясните, чем может быть вызвана преемственность форм психологического отражения.

— Как влияет среда обитания на различные формы поведения?

— Развитие адаптивных поведенческих программ животных — следствие эволюционно обусловленных процессов или индивидуальные приспособления?

Литература:

Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.,2001.

Крушинский Л.В. Эволюционно- генетические аспекты поведения. – М.,Наука,1991( первоисточник).

Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев.- Новосибирск,2001.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.- М., МГУ,2003.

Контрольный вопрос к семинарскому занятию: Чем отличаются этапы эволюционного развития психики, и что их объединяет?

3.2.2 Инстинкт, интеллект, научение.

Цель: Уточнить механизмы движения форм психического отражения от пассивно- приспособительного к активно — преобразующему.

Вопросы для обсуждения:

— В чем Вы видите причину перехода от тропизмов простейших рефлекторных реакций к инстинктивным программам?

— Является ли инстинкт в высшей степени целесообразным способом регулирования видотипичного поведения животных?

— Чем можно объяснить встраивание новых форм поведения в наследственную программу?

— Инстинктивная программа поведения и ее взаимосвязь с научением.

— Постарайтесь обосновать причины возникновения инстинктивного поведения у животных.

— В чем Вы видите принципиальную разницу в инстинктивной сфере животного и человека?

— О чем могут свидетельствовать экспериментально обусловленные интеллектуальные поиски и решения у животных разных видов?

Литература:

  1. Сергеев Б.С. Как мозг учился мыслить. – М.,2001.
  2. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия. Сост. и общая ред. Г.В.Калягиной. – С.Пб.,2001.
  3. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев.- Новосибирск,2001.
  4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.- М., МГУ,2003.

Контрольный вопрос к семинарскому занятию.

В чем заключается взаимосвязь феноменов: инстинкт, рефлекторная деятельность, интеллект, научение?

3.2.3 Сравнительный анализ поведения животных и человека.

Цель: Установить генетические корни сходства в поведении животных и человека.

Вопросы для обсуждения:

— В чем Вы видите сходство и различия в биологически обусловленном поведении животных и человека?

— Какова специфика социально обусловленного поведенческих реакций животных и человека?

— Проанализируйте особенности базовых форм поведения животных и человека:

— пищевые;

— территориальные;

— брачные;

— родительские;

— игровые;

— инструментальные (конструктивные);

— социальные: внутривидовые/ межвидовые;

внутригрупповые/ межгрупповые.

Литература:

  1. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.,2001.
  2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М., Педагогика- Пресс, 1993.
  3. Крушинский Л.В. Эволюционно- генетические аспекты поведения. – М.,Наука,1991( первоисточник).
  4. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев.- Новосибирск,2001.
  5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.- М., МГУ,2003.
  6. Фосси Д. Гориллы в тумане. – М., 1990( первоисточник).

Контрольный вопрос к семинарскому занятию:

В чем заключается влияние биологических и социальных факторов на поведение человека и животных (разные аспекты поведения)?

3.2.4 Эмоции и чувства у животных и человека

Цель: Уяснить генетическую основу и физиологическое назначение эмоциональных реакций у животных и человека.

Вопросы для обсуждения.

— Покажите природо- и социальнообусловленные причины эмоциональных реакций у живых существ.

— Чем Вы можете объяснить сходство эмоциональной сферы животных и человека (причины возникновения, функции, особенности проявления)?

— Рассмотрите и проанализируйте проявления конкретных эмоциональных состояний (удивление, страх, радость).

— Агрессивность животных и человека обусловлены генетически или социально?

— Возможно ли наличие высших чувств у животных? Докажите, приведите примеры.

Литература:

  1. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.,2001.
  2. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Собр. Соч. т.5.- М., АН СССР,1953 (первоисточник).
  3. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев.- Новосибирск,2001.
  4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.- М., МГУ,2003.

Контрольный вопрос к семинарскому занятию:

В чем заключается генетическая обусловленность эмоциональной сферы и специфика эмоциональных реакций у животных и человека?

3.2.5 Язык и речь у животных и человека.

Цель: Установить сходство и различия в развитии коммуникативных средств взаимодействия.

Вопросы для обсуждения:

— Выстройте цепочку генеалогического развития коммуникационных реакций животных и человека.

— Можете ли Вы обосновать смену доминант сигнального или регулятивного характера при взаимодействии живых существ?

— Коммуникативные средства на разных ступенях развития психологии.

— Язык тела у животных и человека: в нем больше сходства или различия.

— Язык и речь животных и человека, их формальные и психологические различия.

— Могут ли понять животные и люди друг друга? На каком языке?

Литература:

  1. Дубров А.П. Рассказы о животных, говорящих человеческим языком.  М.: Медицина, 1992.
  2. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. – Новосибирск, 2001.
  3. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия. Сост. и общ. ред. Г.В. Калягиной. — С.Пб., 2001. (2-3 экз.)

Контрольный вопрос к семинарскому занятию:

В чем заключается разница в коммуникации у животных и человека?

3.3 Содержание самостоятельной работы

3.3.1 Самостоятельное изучение тем:

3.3.1.1 Психофизиологические особенности антропоидов и человека.

3.3.1.2 Развитие психических функций в эволюционном процессе живых организмов и человека.

Предлагаемые темы достаточно подробно изучаются в курсе «Антропологии» и «Общей психологии».

3.4 Темы контрольных работ студентов заочного обучения

1 Философские и психологические проблемы этологии и зоопсихологии.

2 Адаптивная роль психики в развитии животных и человека.

3 Смена механизмов поведения животных в ходе филогенетического развития.

4 Изменение механизмов поведения животных и человека в онтогенезе.

5. Поведение человека и животных. Сходство и различие(по характеру и типу поведенче­ских реакций могут быть разные контрольные работы, например, игровое поведение, со­циальное поведение).

6. Роль игры у молодых животных и ее сопоставление с игрой ребенка.

7. Язык животных и человека. Сравнительный аспект.

8. Образ жизни и поведение приматов(высших или низших).

9. Особенности поведения животных и их взаимодействие с человеком.

10. Отношения между домашними животными разных видов.

11. Отношения между животными и человеком в естественных и экспериментальных услови­ях.

12. Сопоставительный анализ психики человека и антропоидов.

13. Наблюдение за проявлением отдельных психических свойств и реакций различных животных(на выбор).

14. Наблюдение за поведением животных на воле, в домашних условиях, зверохозяйствах, в других местах).

15. Экспериментальное изучение отдельных психических реакций или сложных поведенче­ских актов у различных животных (на выбор студента).

Таблица 3.1 — Распределение часов по семестрам и видам учебных занятий

Вид занятия

Формы обучения

очная

заочная

3 года

4 года

6 лет

семестр

2

1

1

2/3

срс

срс

срс

срс

Теоретические занятия

17

6

6

6

3.1.1

3

5

2

6

2

6

2

6

3.1.2

3

5

1

8

1

8

1

8

3.1.3

3

6

1

8

1

8

1

8

3.1.4

3

6

1

8

1

8

1

8

3.1.5

4

6

1

8

1

8

1

8

Семинарские занятия

17

4

3

3

3.2.1

3

4

1

6

1

6

1

6

3.2.2

3

5

1

8

8

8

3.2.3

3

5

1

8

1

8

1

8

3.2.4

3

5

1

8

8

8

3.2.5

4

5

8

1

9

1

9

Самостоятельная

работа

3.3.1.1

2

2

2

2

3.3.1.2

2

2

2

2

СРС

56

80

81

81

Всего

90

90

90

90

Форма контроля

экзамен

экзамен

экзамен

экзамен

4 Учебно-методическое обеспечение

4.1 Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1 Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 2003

Дополнительная литература

  1. Акимушкин И. И. Проблемы этологии.  М.2003.
  2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок.  М.: Педагогика-Пресс, 1993. (первоисточник)
  3. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Собр. соч., т. Y.  М.: АН СССР, 1953.
  4. Дубров А.П. Рассказы о животных, говорящих человеческим языком.  М.: Медицина, 1992.
  5. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты.  М.: Мир, 1981. (первоисточник).
  6. Зорина З.А. О мышлении животных. М., МГУ. 2002
  7. Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведе­ния. Избранные труды.  М.: Наука, 1991.
  8. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии.  М.: Мысль, 1974.
  9. Сергеев Б.С. Как мозг учился мыслить.  М., 2001.
  10. Харченко Н.А., Козлов А.Т. Справочник основных понятий и терминов по экологии и этологии.  Воронеж: Издательство Воро­нежского университета, 1992.

4.2Методические рекомендации и указания студентам по всем основным видам учебной работы (лекции, семинары, рефераты, лабораторные и курсовые работы)

Написание творческой работы (для студентов дневного отделения).

Рекомендации:

— результаты творческой работы учитываются в общем рейтинге;

• определиться с темой

• взять из списка рекомендованной литературы по соответствующему разделу не менее 3- 5 книг

• критически проанализировать и сравнить теории, концепции и подходы

• определиться с тем, какой подход кажется Вам обоснованным

• в рамках темы самостоятельно определить форму практического задания: наблюдение, эксперимент, дрессировка, научение; провести его, представить результаты, дать анализ

• написать творческую работу по плану (теоретическую и практическую части, раскрыть их содержание, обосновать, проинтерпретировать).

4.3 Педагогические контрольные (испытательные) материалы

4.3.1Вопросы к экзамену

1. Специфика исследования психики животных и человека.

2. Психика животных и человека генетическое сходство или психологическая пропасть?

3. Развитие и созревание организма и психики человека и животных.

4. Проблема возрастной периодизации развития психики у различных биологических видов.

5. Высшие приматы и человек. Динамика психического развития на разных возрастных эта­пах.

6. Возможно ли влияние человека (подражание, воспитание, дрессировка) на безусловные рефлексы животных?

  1. Интеллект животных и человека. Структурные приоритеты, их детерминанты.

8. Границы обучаемости животных и человека. Чему можно и чему нельзя научить животных и человека? Психологические потери и приобретения на пути эволюции.

9. Игровое поведение животных и человека.

10. Детско-родительские отношения у животных и человека. Общие механизмы и специфика их характера.

11. Инструментальное и конструктивное поведение животных и трудовая деятельность чело­века. Выявление оснований для анализа и психологической характеристики.

12. Высшие приматы и человек. »Родственники или параллельные видовые ветви?

13. Групповая динамика и межгрупповое взаимодействие в пределах одного биологического вида. Факторы, влияющие на этот процесс в животных сообществах и человеческом об­ществе.

14. Способны ли понять эмоции и чувства друг друга животные и человек? Чем это можно объяснить..

15. Могут ли «договориться» животные и человек? На каком языке?

4.3.2 Тест для самопроверки

  1. Назовите основные содержательные компоненты предмета Зоопсихологии…
  1. филогенез развития психики
  2. детерминанты поведения животных на разных этапах развития
  3. интеллект и научение у животных на разных этапах филогенеза
  4. сравнительная характеристика психики животных и человека
  1. Назовите этапы развития психики в филогенезе.
  1. сенсорный
  2. перцептивный
  3. интеллектуальный
  1. Что влияет на способы психического отражения в филогенезе?
  1. строение нервной системы (ее усложнение)
  2. среда обитания
  3. врожденные видотипические программы поведения
  4. характер жизнедеятельности животного.
  1. Выстроите последовательность способов психического отражения у животных и человека: рефлекс, сознание, психика, самосознание, инстинкт, чувствительность, раздражимость, возбудимость.
  1. раздражимость
  2. возбудимость
  3. чувствительность
  4. рефлекс
  5. инстинкт
  6. психика
  7. сознание
  8. самосознание.
  1. Назовите различные формы поведения с учетом усложнения в филогенезе.
  1. тропизмы (таксисы)
  2. инстинкты
  3. научение
  4. сложные поведенческие реакции.
  1. Перечислите основные формы поведения животных и человека.
  1. пищевое
  2. территориальное
  3. половое
  4. родительское
  5. игровое
  6. инструментальное
  7. социальное
  1. Каковы необходимые условия для возникновения разумного поведения у животных?
  1. наличие развитого мозга
  2. сложно устроенная нервная система
  3. недостаточная эффективность имеющихся видотипических поведенческих программ
  4. возникновение новых потребностей в изменяющихся условиях.
  1. В чем состоит внутренняя обусловленность научения у животных?
  1. необходимость адекватной адаптации в новых условиях
  2. повторение действий, ведущих к удовлетворению новых потребностей
  3. подкрепление удачных поведенческих реакций
  4. сокращение латентного периода переработки информации и выработки новых способов действия или поведения.
  1. Назовите основные виды научения.
  1. облигатное
  2. факультативное
  3. имитационное
  4. викарное
  1. Перечислите главные отличия психики животных и человека.
  1. более сложное устройство мозга и центральной нервной системы
  2. большая гибкость и арсенал приспособительных реакций
  3. более сложные формы психического отражения и поведения
  4. большая обусловленность жизнедеятельности биологическими факторами у животных и социальными факторами у человека
  5. более сложная интеллектуальная и инструментальная деятельность
  6. владение более развитой знаковой системой коммуникации
  7. поведение человека более продуктивно, а у животных — адаптивно.

Все предложенные ответы верны

Приложение а Карта учебно-методического обеспечения

дисциплиныЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Специальность 030301.65 и направление 030300.62,

Формы обучения очная/заочная

Часов: всего 90; лекций 17/6; семин. зан. 17/3; СРС и виды инд. раб. 56\81.

Факультет ФПП, Обеспечивающая кафедра психологии, Курс 1, Семестр 2

Таблица 1 — Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия, в котором

используется

Число часов, обеспечивае­мых изданием

Кол. экз. в библ.НовГУ (на каф.)

Примеча-ние

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 2003

Лк,сем, СРС

90

8

Таблица 2 — Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия, в котором

используется

Число часов, обеспечивае­мых изданием

Кол. экз. в библ.НовГУ (на каф.)

Примеча-ние

Рабочая программа Сидоренкова Л.И.

Лк,сем,срс

90

2010

Альбом фотографий животных в различных ситуациях и се­рия видеозарисовок «Из жизни животных».

Лк,сем,срс

40

Элект. вариант на кафедре

Зорина З.А. О мышлении животных. М., МГУ. 2002

Лк,сем., срс

20

Действительно для 2010/2011 учебного года

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ________ %.

Зав. кафедрой психологии ____________ / Калашникова М.Б. /

_____ _________________ 2010 г.

Действительно для учебного года

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ________ %.

Зав. кафедрой психологии ____________ / Калашникова М.Б. /

_____ _________________ 20 г.

Действительно для учебного года

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ________ %.

Зав. кафедрой психологии ____________ / Калашникова М.Б. /

_____ _________________ 20 г.