I. Цели и задачи дисциплины

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

технологии и дизайна»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Общая психология

методические указания

к выполнению контрольных работ для студентов по направлению подготовки 05100 – Профессиональное обучение (по отраслям) заочной формы обучения

Составитель

Е.А. Васильева

Санкт-Петербург 2011

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Общая психология» предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 05100 – Профессиональное обучение (по отраслям), профилизация: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Экономика и управление», в Северо-Западном профессионально-педагогическом институте СПГУТД.

Цель методических рекомендаций: оказание помощи в написании контрольной работы студентам заочного отделения.

Методические рекомендации представлены в двух разделах. В первом разделе раскрываются цели и задачи дисциплины «Общая психология», приведены требования к знаниям и умениям, приобретаемым студентами в процессе овладения дисциплиной «Общая психология».

Второй раздел методических рекомендаций непосредственно знакомит студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 05100– «Профессиональное обучение» (по отраслям) с содержанием и требованиями к написанию контрольной работы по «Общей психологии».

Дисциплина «Общая психология» изучается в 1 семестре. Итоговый контроль представлен экзаменом по дисциплине «Общая психология». Контрольная работа по «Общей психологии» состоит из ответов на вопросы.

По каждому вопросу контрольной работы даны разъяснения и рекомендована соответствующая литература. Завершаются методические рекомендации перечнем вопросов для подготовки сдачи экзамена.

Представленные материалы в методических рекомендациях помогут студентам заочного отделения, обучающихся на заочном отделении по направлению подготовки 05100 – Профессиональное обучение (по отраслям), самостоятельно подготовиться к итоговому контролю по дисциплине «Общая психология».

I. Цели и задачи дисциплины

Предлагаемый курс является общеобразовательной дисциплиной для студентов непсихологических факультетов, обучающихся по педагогическим специальностям. Дисциплина «Общая психология» тесно связана с «Возрастной физиологией и психофизиологией», а также «Философией». Знания по «Общей психологии» для студентов данного направления подготовки должны лечь в основу для дальнейшего изучения психологических дисциплин «Психологии профессионального образования», «Психологии художественного творчества».

  1. Цель дисциплины

Сформировать компетенции обучающегося в области закономерностей развития и функционирования психики и сознания человека, ознакомить с факторами, влияющими на его становление как личности, понимание себя как личности, проявления взаимоотношений с другими людьми.

  1. Задачи дисциплины

  1. Рассмотреть историю развития научной психологии.
  2. Раскрыть принципы основных научных психологических теорий личности.
  3. Показать особенности функционирования психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов и состояний.
  4. Раскрыть структуру личности, типологические и индивидуальные свойства личности.
  5. Раскрыть механизмы личностных взаимоотношений.
  1. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения дисциплины

Результаты обязательного (порогового) уровня освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

1) историю научной психологии;

2) предмет и объект, методы психологии;

3) основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии;

4) психологию личности (структуру, факторы и условия развития личности);

5) психологическую теорию деятельности;

Уметь:

1) ориентироваться в источниках и самостоятельно анализировать научную литературу;

2) интерпретировать собственное психическое состояние;

Владеть:

1) навыками письменной аргументации и изложения собственной точки зрения;

2) навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;

3) навыками критического восприятия информации;

4) простейшими приемами психической саморегуляции;

5) способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности.

2. Требования к выполнению контрольных работ

Контрольная работа выполняется в виде ответов на вопросы, которые приведены ниже. Ответы должны носить конкретный характер, содержать термины, значение которых студент может объяснить самостоятельно. Приветствуются ответы в виде схем, таблиц, в которых раскрыто основное содержание.

Объем контрольной работы не должен превышать 12-15 страниц. Размер шрифта -14, межстрочный интервал -1. Обязательно оформление титульного листа и списка использованных источников (если использованы данные из Интернета, необходима ссылка на сайт, страницу, название материала и автора, желательно указывать последнюю дату обращения на данную электронную страницу).

Работа сдается не позднее 15 декабря!

Вопросы контрольной работы и разъяснения к ним

  1. Методы психологии.

Перечислить и кратко раскрыть методы психологии, разработанные

Б.Г.Ананьевым (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы обработки данных, интерпретационные методы).

2. Деятельность, ее роль и структура.

Дать определение деятельности как специфического вида активности человека, связанного с сознанием. В виде схемы показать структуру деятельности (мотив – цель и т.д.).

Раскрыть особенности и роль деятельности человека, кратко раскрыть характерные особенности основных видов деятельности (игру, учебу, труд).

3. Роль психических познавательных процессов в жизни человека (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи).

Дать определения всем вышеперечисленным психическим познавательным процессам и кратко охарактеризовать их функции, показать, для чего они служат, какова их роль в познании окружающего мира человеком.

4. Роль эмоциональных процессов в жизни человека (аффектов, эмоций, чувств, настроений, страсти и стресса).

Дать определение всех вышеперечисленных эмоциональных процессов и кратко показать их роль, функции в жизни и деятельности человека.

5. Роль волевых процессов в жизни и деятельности человека.

Дать определение воли, раскрыть специфику волевого процесса и его роль в жизни и деятельности человека.

6. Соотношение понятий «личность», «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность».

Дать определения всем вышеперечисленным понятиям. Кратко объяснить, как эти понятия соотносятся в ходе онтогенетического развития человека, кем мы являемся при рождении, кем становимся в ходе общения с окружающей средой и т.д.

7. Структура личности.

Раскрыть структуру личности (биологически обусловленные особенности, индивидуальные особенности различных психических процессов и личный опыт, социально обусловленные особенности).

8. Соотношение понятий «темперамент» и «характер».

Дать определения темпераменту и характеру и раскрыть, как они соотносятся в личности человека, что является биологически обусловленной особенность, а что возникает позже на основе индивидуально-типологических особенностей.

9. Соотношение понятий «задатки» и «способности».

Дать определение задаткам и способностям, раскрыть уровни развития способностей, а также показать условия развития способностей у человека.

10. Направленность личности (мотивы, потребности, цели, установки, интересы, мировоззрение).

Кратко охарактеризовать все вышеперечисленные определения, объяснить, почему они составляют систему направленности личности.

11. Психологические процессы и явления в социальных группах (межличностное общение, взаимодействие, социальная перцепция).

Охарактеризовать основные понятия в социальной психологии (межличностное общение, взаимодействие и социальную перцепцию или социальное восприятие), объяснить, чем они отличаются друг от друга, как взаимосвязаны, чем обусловлены.

12. Особенности межличностных конфликтов (причины возникновения, динамика протекания, стили поведения в конфликтах, способы выхода из конфликтов).

Раскрыть определение «межличностный конфликт», кратко показать причины возникновения этого типа конфликтов, в виде схемы продемонстрировать динамику протекания конфликта, кратко охарактеризовать стили поведения в конфликте (всего 5) и привести примеры выхода из конфликтов и конфликтных ситуаций.

Вопросы к экзамену

1.Предмет и методы общей психологии. История становления психологии.

2.Психика и сознание: этапы и стадии развития. Сознательное и бессознательное в жизнедеятельности человека.

3.Понятие деятельности. Структура деятельности. Основные виды. Формирование навыков, умений, привычек и их роль в деятельности.

4.Роль процессов ощущения и восприятия в жизнедеятельности человека.

5.Роль процессов внимания и памяти в жизнедеятельности человека.

6.Роль процессов мышления и воображения в жизнедеятельности человека.

7.Роль речи в жизнедеятельности человека. Соотношение понятий речь и язык.

8.Роль эмоционально-волевых процессов в жизнедеятельности человека.

9.Понятие личности. Структура личности. Условия и факторы развития личности.

10.Развитие личности. Самосознание личности.

11.Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте.

12.Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера.

13.Соотношение задатков и способностей у человека. Развитие способностей.

14.Система направленности личности (мотивы, потребности, цели, интересы, устремления, мировоззрение)

15.Теории развития личности (создатели, основные источники развития личности, основные термины и понятия на примере 2-3 теорий личности на выбор)

16.Понятие социальных групп. Классификация социальных групп.

17.Основные социально-психологические процессы и явления, протекающие в социальных группах.

18.Характеристика социального взаимодействия и социальной перцепции людей в обществе.

19.Личность и коллектив. Развитие коллектива.

20.Руководство и лидерство: различие и сходство. Этапы развития коллектива.

21.Статусы и роли в социальной группе.

22.Межличностные конфликты. Виды, стадии развития конфликта. Типы поведения в конфликте.

23.Способы выхода из конфликта.

24.Приемы и техники эффективного общения.

Список литературы

а) Основная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. ‑ М., 2010.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. ‑ М, 2009.

3. Крысько В.Г. Общая психология: схемы и комментарии. ‑ Ростов н/Д: Феникс, 2011.

4. Крысько В.Г. Психология. ‑ М, 2010.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб., 2009.

6. Немов Р.С. Психология. Кн. 1,2. – М., 2010.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. ‑ СПб, 2011.

8. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 2007.

9. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружи­нина. – СПб., 2010.

10. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2009.

б) Дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного языкознания. – М., 2009.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. ‑ М., 2009.

3. Бьюзен Т. 10 способов как стать гением. ‑ М., 2010.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2009.

5. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. ‑ М., 2010.

6. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. – М., 2011.

7. Коллектив и личность. ‑ М., 2009.

8. Коняхин А.В. Тренинг интеллектуальных способностей. – СПб., 2009.

9. Кун Д. Энциклопедия психологии. – СПб., 2009.

10. Рабочая книга практического психолога / под ред. И.В. Дубровиной.- М., 2009.

11. Практикум по общей психологии. – СПб., 2010.

12. Холодная М.А. Психология интеллекта – СПб., 2009.

13. Чернышов А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.В., Корнев А.В., Дымов Е.И. Технологии в изучении психологии. ‑ М., 2009.

14. Энциклопедия «Аванта+». Т. Человек: психология. М., 2010.

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

технологии и дизайна»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Выполнил(а):

студент(ка) ФИО_______

______________________

группа ________________

Проверила:

доц. Е.А.Васильева

Санкт-Петербург

2011