Восприятие 3

Кесова Эллина, О-13

1

1) Название методики: Сложи разрезные картинки

2) Возрастной диапазон: 2-3 года (2-6)

3) Цель методики: выявить уровень развития целостного восприятия предметной картинки.

4) Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).

5) Инструкция: взрослый показывает ребенку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи эти части так, чтобы получилась картинка». Инструкция задается в словесной форме и одновременно в виде показа. Ребенка просят сложить из частей, находящихся перед ним, точно такую же картинку, как эталонная.

Инструкция 1А. «Сложи из кусочков такую же картинку, как эта».

Для детей младшего дошкольного возраста инструкция может предъявляться в игровой форме.

Инструкция 1Б. «Вот тут один мальчик разрезал картинку, надо ее сложить».

Целесообразно первой предъявлять картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок сложил ее без затруднений.

6) Обучающая помощь:• стимулирующая помощь;

• организующая помощь;

• демонстрация конечного результата (дополнительная наглядная помощь);

• предъявление частей разрезных изображений в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве;

• обведение целого изображения рукой ребенка;

• полная обучающая помощь с определением возможности «переноса» на аналогичное задание.

Если ребенок затрудняется, то специалист может сложить картинку или ее часть на глазах у ребенка (обучающая часть), а ребенку останется лишь закончить (дособрать) ее или сложить эту картинку еще раз, уже самостоятельно. В ситуации подобной помощи ребенку необходимо предъявить другую картинку, разрезанную точно таким же образом, чтобы убедиться в доступности задания для выполнения (перенос на аналогичный материал).

Если ребенок вновь не понимает, что ему необходимо сделать, то специалист снова складывает основную часть изображения, побуждая ребенка действовать дальше. Если и это невозможно, то следует заменить складываемую картинку на такую же, но разрезанную более просто, оставив эталонную на месте, а в случае отказа, негативизма ребенка — попробовать поменять и эталонное изображение. В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

7) Анализ результатов: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

8) Оценка результатов: 4 балла (высокий) — ребенок понимает задание; самостоятельно складывает

3 балла (средний) — ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

2 балла (ниже среднего) — ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не может.

1 балл (низкий) — ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом).

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.).

+ Семаго Н. Я., Семаго М. М. СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с, илл.

2

1) Название методики: Мозаика

2) Возрастной диапазон: ст.дошк. 5-7 лет

3) Цель методики: изучение зрительно-пространственного восприя­тия взаиморасположения объектов на плоскости, способ­ности различать основные и оттеночные цвета, форму гео­метрических фигур

4) Оборудование: цветные фломастеры, картин­ка-образец, лист бумаги с контурным изображением гео­метрических фигурок

5) Инструкция: «Посмотри, перед тобой картинка — мозаика. На ней нарисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой листок бумаги, на котором эти фи­гурки рассыпались и не раскрашены. Раскрась их в нуж­ный цвет».

Перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку выполнить зада­ние согласно инструкции.

6) Обучающая помощь: стимулирующая и организующая помощь — подбадри­вание, стимуляция или концентрация внимания; разъясняющая помощь — повторение инструкции в бо­лее медленном темпе, с акцентом на том, что каждая фи­гурка должна быть раскрашена так же, как на образце.

7) Анализ результатов: По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: соответствие цвета фигурок на изображении и образце, качество раскрашивания, особен­ности зрительно-моторной координации, трудности в на­хождении нужной фигуры, степень соответствия получен­ного изображения картинке-образцу.

Зрительное восприятие цвета. Оценивается способность ре­бенка зрительно дифференцировать по цвету раскрашива­емые фигуры.

4 стр., 1986 слов

Практическое занятие № 11 Консультирование будущих отцов и матерей ...

... отцовской любви, инверсии ролей приводят к нарушениям и искажениям развития ребенка. Ребенок, лишенный близких контактов и испытывающий дефицит проявления чувств, постоянно будет находиться в страхе и тревоге, ... и отца к дочери и сыну является важным условием формирования полоролевой идентичности ребенка. С детьми младенческого и раннего возраста отцы общаются, не делая существенных различий между ...

Зрительное восприятие формы. Оценивается способность ре­бенка зрительно дифференцировать по форме геометри­ческие фигуры.

Проявления показателя:

  • различает и соотносит все фигуры;
  • испытывает незначительные трудности в различе­нии фигур;
  • испытывает значительные трудности в различении фигур;
  • не различает фигуры.

8) Оценка результатов:

Высокий уровень восприятия – ребенок правильно дифференцирует фигуры по цвету и форме, при раскрашивании выбирает правильный цвет, быстро находит нужную фигуру, не испытывает каких-либо трудностей при выполнении задания.

Средний уровень восприятия – ребенок испытывает трудности в дифференцировке фигур по цвету и форме, проявляет сниженный темп нахождения нужной фигуры, испытывает некоторые трудности в выполнении задания.

Низкий уровень восприятия – ребенок испытывает значительные трудности при выполнении задания, не дифференцирует фигуры по цвету и форме, показывает низкие результаты.

Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)

3

1) Название методики: Найди парные картинки

2) Возрастной диапазон: 2-3 года

3) Цель методики: выявить уровень развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

4) Оборудование: две (четыре) пары предметных картиной (грибок, дом, зонтик, бабочка).

5) Инструкция: «Смотри, у нас с тобой одинаковые картинки. Сейчас я буду показывать тебе свою картинку, а ты найдешь такую же у себя и покажешь мне».

Перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же.

6) Обучающая помощь: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

7) Анализ результатов: принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.

8) Оценка результатов: 4 балла (высокий) — ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

3 балла (средний) — ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку; после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

2 балла (ниже среднего) — ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

7 стр., 3315 слов

Тестовые задания для промежуточного контроля Тестовые задания ...

... возраста зависит от: а) внешних обстоятельств; б) собственных замыслов ребенка; в) словесных объяснений взрослых. Задание 2. 10. Инструкция: Установите соответствие: Возраст Ведущая деятельность 1. ... действий 3. 6-7 лет в) систематическое планомерное обследование г) зрительное восприятие д) планомерное, последовательное обследование е) рассматривание, выделение отдельных частей, признаков 21. ...

1 балл (низкий) — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.).

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.).

4

1) Название методики: Нарисуй целое

2) Возрастной диапазон: 5-7 лет

3) Цель методики: оценка целостности зрительного и пространственного восприятия, способности воссоздавать зрительный образ по представлению

4) Оборудование: лист бумаги, фломастеры, изображение груши, разрезанное по диагонали на четыре части

5) Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезан­ная на части. Что на ней нарисовано? (Груша.) Представь, какая она должна быть целая, и нарисуй ее».

6) Обучающая помощь: стимулирующая и организующая помощь — подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правиль­но, молодец, стараешься, давай дальше»).

Такой вид по­мощи используется на начальных этапах выполнения ре­бенком задания, а также в случае, когда ребенок неуве­рен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий;

Разъясняющая помощь необходима, когда ребенок не понимает смысла слова «целая». В этом случае диагност более подробно объясняет: «Посмотри, на картинке кусоч­ки груши, если их соединить вместе, получится целая гру­ша. Представляешь, какая она будет? Тогда нарисуй ее». Если ребенку этого недостаточно, то говорится примерно следующее: «Подумай, какая бывает груша, круглая, овальная, треугольная? Какого она цвета? Что у нее есть? Нарисуй ее».

После того, как ребенок закончит рисунок, уместно спросить: «Ты все правильно нарисовал, ничего не забыл?»

7) Анализ результатов: Зрительное восприятие формы по заданию «Нарисуй целое». Оценивается степень точности в передаче формы изображаемого предмета в со­ответствии с образцом. Пространственное восприятие по заданию «Нарисуй целое». Оценивается степень со­ответствия пространственного расположения деталей получаемого изображения и образца.

8) Оценка результатов:

Высокий уровень восприятия – ребенок передает форму изображения верно, все детали полученного изображения расположены верно, ребенок действует уверенно и без затруднений

Средний уровень восприятия — наблюдается незначительное искажение в передаче формы, наблюдается незначительное искажение простран­ственного расположения деталей изображения, ребенок испытывает трудности в выполнении задания, выполняет задание с помощью взрослого.

Низкий уровень восприятия — наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей или же целостный образ отсутствует, наблюдается значительное искажение простран­ственного расположения деталей изображения, целостный образ отсутствует или изображения нет, ребенок испытывает значительные трудности в выполнении задания, не выполняет даже с помощью взрослого.

4 стр., 1528 слов

Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития

... — сопоставить уровень понимания речи с уровнем раза! экспрессивной речи ребенка; — определить количественный состав имеющихся у ребенка слов и ... д.), назначения предметов, названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего значения слов, ... • контурные слова («ника» — книга, «ати» — очки, тя» — рука); • диффузные слова (не соотносящиеся с нормативными семами) («вака» — кровать, ...

Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)

5

1) Название методики: Исключение четвертого лишнего предмета

2) Возрастной диапазон: 5-7 лет

3) Цель методики: оценить уровень развития зрительного восприятия, исследовать операции абстрагирования и обоб­щения

4) Оборудование: 6 карточек с четырьмя изобра­жениями на каждой, одно из которых лишнее

5) Инструкция: «Здесь нарисовано четыре предмета. На­зови их. Три предмета подходят друг к другу, их можно назвать общим словом. А один предмет к ним не подходит. Он лишний. Найди его. Почему этот предмет не подходит? Каким словом можно назвать остальные предметы?»

Ребенку поочередно, начиная с первой, предъявляются задания из шести серий. Диаг­ност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции.

6) Обучающая помощь: стимулирующая и организующая помощь — подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правиль­но, молодец, стараешься, давай дальше»).

Такой вид по­мощи используется на начальных этапах выполнения ре­бенком задания, а также в случае, когда ребенок неуве­рен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий;

Разъясняющая помощь — диагност говорит: «Посмотри внимательно на карточку, сравни все картинки между со­бой. Определи, какие из них подходят друг к другу, и на­зови их одним общим словом. Покажи ту картинку, кото­рая на этой карточке лишняя»;

Введение наглядности — диагност объединяет между собой две из четырех находящихся на карточке картинок и просит ребенка из оставшихся двух выбрать одну, похо­жую на те две, которые он объединил, а затем показать непохожую, лишнюю картинку и объяснить свои дей­ствия;

Конкретная обучающая помощь — диагност обращает внимание ребенка на то, что на трех картинках карточки (показывает их) нарисованы предметы, которые можно назвать одним общим словом. Спрашивает у ребенка, каким словом можно назвать показанные предметы. Затем обращает внимание ребенка на четвертый предмет, отно­сящийся к другой категории. Спрашивает, каким обоб­щающим словом его можно назвать, например «собака — это кто?» (домашнее животное).

Уточняет, что эта кар­тинка не похожа на три другие и является лишней. После этого ребенку предлагается выполнить, задания других серий.

7) Анализ результатов: По ходу выполнения оцениваются следующие качест­венные показатели: способность определять «лишний» предмет, уровень развития обобщающих понятий, избира­тельность мышления.

Предметное восприятие в необычном ракурсе по заданию «Исключение четвертого лишнего предме­та». Оценивается предметность, категориальность, конста­нтность зрительного восприятия.

Проявления показателя:

узнавание без нарушений;

незначительные трудности в узнавании;

13 стр., 6153 слов

Формирование словаря детей с помощью дидактических игр

... и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.Т. Власенко, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин и ... по формированию словаря; 3) Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста. Гипотеза: возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования ...

значительные трудности в узнавании;

узнавание отсутствует.

8) Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок с легкостью определяет лишний предмет, проявляет активность в обобщении предметов, работает самостоятельно

Средний уровень – ребенок испытывает трудности в обобщении предметов и выделении лишнего предмета, требуется помощь взрослого

Низкий уровень – ребенок не может обобщить похожие предметы и выделить лишний, не выполняет задание даже с помощью взрослого

Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)

6

1) Название методики: Цветные кубики

2) Возрастной диапазон: 2-3 года

3) Цель методики: выявление сформированности зрительного восприятия цвета.

4) Оборудование: по 2 кубика двух основных цветов — красного, желтого (для второй подгруппы — четырех цветов).

5) Инструкция: 2 кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой же, какой находится в руках у педагога. Затем педагог говорит: «Покажи, где красный, а теперь где желтый (зеленый, синий)». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Скажи, какого цвета этот кубик».

6) Обучающая помощь: Если ребенок не сличает цвета, то педагог применяет сначала два цвета. Если ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое названия 2—3 раза.

7) Анализ результатов: Принятие задания, уровень восприятия цвета, сличает ли цвета, выделяет ли по слову, называет ли основные цвета, результат и отношение к нему.

8) Оценка результатов:4 балла (высокий) — ребенок сличает цвета; выделяет их по слову; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

3 балла (средний) — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

2 балла (ниже среднего) — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

1 балл (низкий) — ребенок не различает цвета даже после обучения.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.).

7

1) Название методики: Определи правую и левую стороны

2) Возрастной диапазон: с 5 лет

3) Цель методики: формирование и закрепление восприятия пра­вой и левой сторон.

4) Оборудование: карточки с похожими изображениями. Рисунок с изображением трех детей в разной позиции (вид сзади и вид спереди).

В верхней части рисунка у одной девочки в правой руке цветок, у мальчика в правой руке флажок, у девочки в левой руке пирамида. В нижней части рисунка у тех же детей предметы в другой руке: у девочки цветок в левой руке, у мальчика флажок в левой, у девочки пирамида в правой руке.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых. Они имеют наихудший прогноз ... могут обучаться даже в массовой школе. 3. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии, более развита речь, выше уровень когнитивного развития. Они менее зависимы от ...

5) Инструкция: ребенку предлагается сначала определить правую и левую стороны на себе Например, «Покажи правую руку, левый глаз, левую руку, правую ногу. А теперь возьми карандаш правой рукой, подними мяч левой рукой, закрой левый глаз, дотронься рукой до правого уха» и т. д. Затем определение правой и левой стороны проводится на таблицах. Например, на первой таблице нужно определить, в какой руке у Колобка цветок, а в какой веточка; найти Колобка, у которого в правой руке ветка, а в левой цветок и т. п.

«Посмотри: нарисованы дети, а в руках у них разные предметы. В какой руке девочка держит цветок?» «В какой руке у мальчика флажок?» и т.д. По ходу выполнения задания оказывается помощь.

6) Обучающая помощь: Умение определять расположение предметов по отношению к себе.

Попросите ребенка положить мячик справа от себя, спросите, какие слева от него находятся предметы. Если ребенок затруднятся ответить, подскажите: «то, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке.

Умение определять пространственное соотношение между несколькими предметами. Положите перед ребенком три игрушки, например, мячик, собачку и куклу. Попросите малыша положить мячик перед собой, слева от него положить машинку, а справа собачку.

Важно научить ребенка определять не только свою правую и левую руку, но и право, лево собеседника. Здесь Вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого Вы объясните малышу, почему изображение получается перевернутым.

Посадите спиной к ребенку куклу, спросите, где у нее левая рука, завяжите на ней ленточку, малышу тоже повяжите ленту. Теперь поверните куклу лицом к ребенку, теперь ленты окажутся с разных сторон. Опять поверните куклу спиной к ребенку, снова ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок понял, что правая рука, правой и остается, а волшебство, получается из-за того, что положение предметов относительно друг друга меняется.

Также обратите внимание ребенка на следующий момент. Если он положит обе ручки перед собой, то справа будет правая рука, а слева левая. Но если ручки скрестить, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки справа. Обсудите с ребенком, как получается, что правая рука оказывается слева и наоборот.

7) Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием проявляют явную заинтересованность игровым характером задания. К 6 годам дети различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Однако перешифровка (перенос) на собеседника и особенно на изображение на картинке у большинства детей оказываются несформированными, а потому вызывают трудности. Тем не менее в процессе упражнений дети 6 лет и старше начинают осуществлять этот перенос.

Дети умственно отсталые в 6 лет не различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Даже при специальном обучении они путают правую и левую руки. Сделать перенос на собеседника не могут. Задание на рисунке не выполняют, не понимают способа переноса. Обучение неэффективно.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. У них также наблюдаются трудности в определении правой, левой стороны. По количеству ошибочных действий они ближе к умственно отсталым детям. Но дети с задержкой психического развития лучше используют помощь. Более адекватной является их реакция на свои ошибки. Они пытаются понять способ переноса при определении левой или правой стороны. Выше результаты обучения.

6 стр., 2894 слов

Задание Поддержка

... сталкивается с необходимостью использовать индивидуальные формы и методы поддержки. Индивидуальную помощь ребенку целесообразно строить на основе этапов педагогической поддержки, индивидуально оказываемой школьнику ... наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Поддержка проистекает из реальных нужд, которые ребенок испытывает, но в силу ...

8) Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок проявляет заинтересованность в выполнении задания, стремится к правильному выполнению, при затруднении принимает обучающую помощь, после чего выполняет задание верно.

Средний уровень – ребенок испытывает трудности при выполнении задании, ему требуется обучающая помощь, но и с ее помощью ребенок недостаточно хорошо справляется с заданием.

Низкий уровень – ребенок испытывает значительные трудности в выполнении задания, после обучающей помощи также не может выполнить задание верно.

Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогатель­ной школе. — М., 1993. + http://iemcko.ru/4375.html + http://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-47-45/297-kak-nauchit-rebenka-razlichat-pravo-levo

8

1) Название методики: Эхо

2) Возрастной диапазон: 3-6

3) Цель методики: исследование фонематического восприятия

4) Оборудование: цепочки слогов с оппозицион­ными звуками:

БА-ПА-БА ПА-БА-ПА

ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА

ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА

РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА

ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША

(Можно использовать и другие цепочки слогов с оппо­зиционными звуками.)

5) Инструкция: «Представь, что ты эхо. Сейчас я произ­несу слоги. Послушай внимательно и постарайся, как эхо, точно повторить их».

Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. Если цепочка слогов повторяется неверно, диагност, не обращая на это внимание ребенка, произносит следующую слоговую це­почку.

6) Обучающая помощь: В случае особого затруднения в выполнении задания, можно проговаривать с ребенком поочередно каждый слог, затем по 2 слога и затем всю цепочку.

Например «повтори за мной «ба», теперь повтори «ба-па», а теперь «ба-па-ба»

7) Анализ результатов: Принятие задания, уровень восприятия звуков, различает ли звуки, правильно ли повторяет цепочки слогов, результат и отношение к нему.

8) Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок понимает задание, различает звуки, правильно воспроизводит цепочку слогов.

Средний уровень – ребенок понимает задание, различает звуки, но путается в повторении цепочки слогов, воспроизводит ее не всегда верно.

Низкий уровень – ребенок плохо понимает задание, не различает звуки, не может верно воспроизвести цепочку слогов.

Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)

9

1) Название методики: Методика Кооса

2) Возрастной диапазон: 3,5 — 9-10 лет.

3) Цель методики: Выявить проблемы формирования пространственного восприятия, определить уровень сформированности конструктивного пространственного мышления, возможности пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса.

1 стр., 471 слов

Задание по этнопсихологии

Ответ верный. Согласно японским традициям, женщина должна быть немногословной. Поэтому такое поведение является типичным для японки и обуславливается воспитанием. Ответ неверный. В ситуации не предоставлена информация о ее делах. Ответ маловероятен, так в ситуации сведений об этом нет. Однако исключать этот вариант полностью нельзя. Ситуация 2 Марина приехала в Японию в гости к подруге Джун ...

4) Оборудование: Набор четырехцветных кубиков (9 штук), альбом цветных узоров (12 узоров), расположенных в порядке усложнения.

5) Инструкция: До начала работы с узорами необходимо предварительно познакомить ребенка с характером раскраски кубиков, объяснить, что все кубики раскрашены совершенно одинаково. Вне зависимости от возраста ребенка целесообразно начинать работу с узора такой сложности, который, по мнению специалиста, ребенок сможет сложить самостоятельно (в соответствии с предварительной диагностической гипотезой).

Перед ребенком на столе кладется узор, а рядом в случайном положении находятся кубики. В соответствии с возрастом ребенка и задачами исследования можно ограничить количество кубиков, так, чтобы их число было необходимым и достаточным для воспроизведения предъявляемых узоров (что облегчает задачу ребенка), а можно предоставить ребенку возможность самому выбрать нужное количество кубиков. В этом случае достаточно интересно наблюдать, как ребенок выбирает кубики в процессе складывания.

Инструкция. «Посмотри, на картинке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков. Попробуй сложить точно такой же».

Сами узоры ребенок должен складывать на столе, не накладывая кубики на узор, а рядом с ним. По мере успешного выполнения ему предлагают складывать следующие узоры, показывая их по одному с возрастающей сложностью.

6) Обучающая помощь: Если ребенок затрудняется в складывании даже простого узора, специалист оказывает ребенку необходимую помощь (стимулирующую или организуюшую) для того чтобы побудить его к началу работы или сам складывает этот же узор из других кубиков на глазах у ребенка (развернутая наглядная помощь).

После этого следует попросить ребенка повторить действие из «его» кубиков, сложив такой же узор самостоятельно. При получении положительного результата ребенку предлагают сложить более сложный узор. На любом этапе выполнения задания в принципе возможно оказание различных видов и объема помощи.

Возможные дополнительные варианты помощи:

— применение трафаретов или накладок, позволяющих зафиксировать количество и характер деталей изображения;

— обведение контура и частей фигур;

— обведение узора или его частей пальцем ребенка (подключение моторного компонента);

— разделение чертежа на части и анализ каждой из них отдельно;

— анализ направлений углов фигуры.

7) Анализ результатов: Анализируемые показатели

• уровень доступной для ребенка сложности выполнения узора;

• преимущественная стратегия деятельности;

• сформированность пространственного анализа и синтеза;

• критичность ребенка к собственным результатам;

• обучаемость ребенка (возможность переноса сформированного умения на аналогичный конструктивный материал).

Анализируются не только правильность выполнения того или иного узора, соответствие средневозрастным параметрам, но также характер и стратегия деятельности ребенка: целенаправленная или хаотическая; методом примеривания или проб и ошибок; путем зрительного соотнесения. Отмечаются необходимая ребенку помощь, обучаемость новому виду деятельности, возможности переноса обучения на аналогичный или чуть усложненный материал.

8) Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок выполняет задание уверенно, чаще всего складывает картинки сразу правильно, дифференцирует кубики по цвету, совершает минимум ошибок, выполняет задание достаточно быстро.

Средний – ребенок выполняет задание неуверенно, часто перекладывает кубики для правильного результата, путает цвета, обращается к помощи, выполняет задание в медленном темпе, иногда не может выполнить задание до конца.

Низкий – ребенок выполняет задание очень медленно, совершает много ошибок при построении картинки, часто нуждается в помощи взрослого, не может завершить задание самостоятельно.

Неадекватность деятельности выражается, как правило, в том, что ребенок хаотично прикладывает кубики друг к другу, часто не соблюдая формы квадрата (например, в ряд «паровозиком»), может инертно «зависнуть» на какой либо части узора и перестать манипулировать с другими кубиками.

При этом можно выявить следующие типы ошибок конструирования (пространственного синтеза), которые, безусловно, базируются на анализе пространственного взаиморасположения элементов узора:

• ошибки инвертации цвета (взаимозамена цвета фона и самого узора);

• «зеркальные» ошибки (см. выше);

• ошибки масштабного характера (например, в узоре № 5: красный «бантик» складывается не из 4, а из 2 кубиков углами друг к другу);

• ошибки «диагонального» типа (ошибки пространственного анализа, когда диагональные линии, которые получаются из сторон кубиков, раскрашенных пополам, пытаются складывать из целиком раскрашенных сторон кубиков, тем самым полностью нарушая логику узора);

• складывание узора с нарушением конструкции квадрата;

• «метрические» ошибки (изменение количества кубиков в «длину» или в «высоту» по сравнению с эталонным).

Семаго Н. Я., Семаго М. М. СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с, илл.

10

1) Название методики: Посмотри и узнай

2) Возрастной диапазон: 3-5 лет

3) Цель методики: формирование восприятия (узнавание предмета, представление об этом предмете, его характерные признаки), развитие навыка изобразительной деятельности (создание образа предмета по контуру, его раскрашивание).

4) Оборудование: карточка с пунктирным изображением знакомых ребёнку предметов.

5) Инструкция: «Перед тобой лежат картинки. Ты должен узнать, что на них нарисовано, и назвать эти предметы. А затем нужно обвести рисунок по точкам и раскрасить его».

Более сложный вариант задания — узнавание объектов в точеч­ном изображении, наложенных один на другой («Зашумленные пред­меты»)..

6) Обучающая помощь: Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно предоставить ему полноценные изображения нескольких предметов и попросить найти похожие не точечном рисунке.

7) Анализ результатов: Принятие задания, уровень восприятия предмета, представления об этом предмете, узнавание предмета, результат и отношение к нему.

8) Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок достаточно легко распознает предметы на картинке, аккуратно и правильно обводит рисунок и раскрашивает его, выполняет задание самостоятельно.

Средний уровень – ребенок затрудняется в узнавании предметов, при обведении по контуру и разукрашивании рисунка неаккуратен, задание выполняет медленно и с помощью взрослого.

Низкий уровень – ребенок не узнает предметы на картинке, ему требуется помощь взрослого, выполняет задание очень медленно, неаккуратно обводит и раскрашивает рисунок.

Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогатель­ной школе. — М., 1993.