Вопросы по педагогической психологии

Вопросы по педагогической психологии

По первой теме:

1. В чём заключаются преимущества программированного обучения и в чём его недостатки.

Преимущества: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить, Недостатки: не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении, требует больших затрат времени, применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач, обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

2. Какие свойства мышления и личности развивают активные методы обучения.

Применение активных методов обучения (АМО) в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.

3. Каким образом дифференцируются понятия: задача и проблемная ситуация в теории проблемного обучения

10 стр., 4906 слов

Концепция деятельности Проблемное обучение как метод развития ...

... наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности учит тому, чтобы любопытство ... современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно ... логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. ... школьниками способами учебно-познавательной деятельности. Формирование умений благотворно действует на формирование ...

Теория проблемного обучения опирается на понятия «задача» и «действие», т.е. на то, что в полной мере характеризует деятельностный подход. «Проблемная ситуация» — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Значение познавательной задачи состоит в том, что она вызывает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий и мобилизации имеющихся у них знаний. Познавательная задача вызывает активность, когда она опирается на предшествующий опыт и является следующим шагом в изучении предмета или в применении усвоенного закона, понятия, приема, способа деятельности. Проблемные ситуации могут быть классифицированы в рамках любого учебного предмета по направленности на приобретение нового (знания, способы действия, возможности применения знаний и умений в новых условиях, изменения отношений); по степени трудности и остроте (зависит от подготовленности учащихся); по характеру противоречий (между житейским и научным знанием).

В проблемной ситуации важен сам факт ее видения учащимися, поэтому ее надо отличать от проблемных вопросов, например: почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?

4. Какие основные принципы дидактической системы Занкова.

Принцип обучения на высоком уровне трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен схватить принцип, смысл, общее. При этом он может действовать в соответствии с особенностями развития своего мозга: одни оречевляют, другие решают задачу, не оречевляя процесс. Этот принцип предполагает работу в области ближайшего развития (по Л.С.Выготскому), выход за рамки актуальных возможностей детей. В результате появляются неясные знания (по Н.Н.Поддьякову), которые невозможно точно классифицировать, оречевить. Педагог как бы вводит ребенка в эту зону и отступает.

Принцип ведущей роли теоретических знаний часто понимается как формализация знаний, большое число внеконтекстных определений, правил. На самом деле он предполагает понимание взаимозависимости явлений, их целостности, внутренней связи, дает философское понимание мира, целостное мироощущение и мирознание, а не знание отдельных предметов, вырванных из контекста жизни.

Принцип прохождения материала быстрым темпом. Он особенно важен для мальчиков. Если искусственно не тормозить их познавательную активность, то им только бросай идеи, как топливо в топку. Но стоит начать повторение, и они угасают. Повторять нужно на другом витке спирали, а не проходя несколько раз по одной и той же тропе. Принцип осознания школьниками самого процесса учения. Он направлен на то, чтобы дети задумывались о том, зачем нужны знания, чтобы встраивали их в контекст жизни через конкретные ситуации, образы, ассоциации, на естественность и жизненную необходимость знаний, то есть через взаимопереход правополушарного мышления в левополушарную систематизацию.

Принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников, а точнее — учеников разных типов. Левополушарникам легче усваивать знания через пошаговые технологии, алгоритмы, правила, схемы. Правополушарников лучше обучать через образы, наглядность, идти от схватывания главного смысла, принципа, идеи. Они легче запоминают материал, опираясь на эмоциональные метки, лучше обучаются в диалоге. Дети не должны быть сравниваемы друг с другом. Нет единого эталона ученика, так как нет единого эталона мыслительной деятельности и типа мозга.

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

... их взаимодействия. Несмотря на всю сложность, эта область представляется более перспективной для развития гештальт-теории. Поэтому в этом направлении и начнем двигаться. Для более последовательного и ... же названия недифференцированного до этого возбуждения появляются лишь посредством родительской интроекции по принципу социального наследования[2]. Этот же механизм лежит в основе появления первых ...

5. При каких условиях обучения ученик формируется как субъект учебной деятельности.

— развитие его познавательных интересов;

— формирование умения решать поставленные учебные задачи в сотрудничестве с учителем и другими учениками;

— осуществление эффективного контроля и объективной оценки своих учебных действий.

— формирование у учащихся устойчивой потребности в самообразовании и обеспечивающих ее удовлетворение обобщенных умений;

— развитие элементов творчества в различных видах деятельности с учетом интересов и склонностей каждого ученика;

— освоение учениками важнейших нравственных норм и ценностей.

— формирование у учащихся потребности в освоении общечеловеческого и национального культурного наследия;

— развитие творческих способностей каждого ученика;

— создание оптимальных условий для личностного, гражданского и профессионального самоопределения учащихся;

— подготовка учеников к продолжению образования в высших, средних, специальных и профессионально-технических учебных заведениях.

6. особенности методологии обучения, построенного на психоло-педагогич. концепции Гальперина.

Теория П. Я. Гальперина — научная система, которая включает в себя решение ряда теоретических и прикладных проблем общей (генетической) психологии. П. Я. Гальперин разработал новое понимание предмета психологии, ввел новый метод исследования психических процессов, построил целостную систему развития психики в фило- и онтогенезе. Теория П. Я. Гальперина позволяет ставить и по-новому решать фундаментальные проблемы психологии — соотношение обучения и развития, роль действия в психическом развитии ребенка, плюсы и минусы метода срезов и метода планомерного формирования умственных действий. Эта теория — образец подлинно научного мышления в области психологии, и ее изучение формирует представление о ценности последовательной и строгой теоретической мысли исследователя; теория вносит существенный вклад в развитие культурно-исторической теории.

7. Этапы процесса интериоризации.

Интериориза́ция— формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... необычное и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; ... и в то же время создают условия для разви­тия всех психических функций. Поэтому режим дня - не только основное оздоровительное, но и основное воспитательное мероприятие. ...

Выделяют следующие этапы процесса интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. 

8. какие трудности сопровождают процесс внедрения (в образовательный процесс) концепцию Давыдова.

Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основу личности. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. Её развитие и апробация продолжаются и в наше время. Однако, эта концепция пока недостаточно реализуется в массовой образовательной практике.

Процесс внедрения в образовательный процесс концепции Давыдова В. В. сопровождаются следующими трудностями:

1. Чтение трудов Василия Васильевича — дело не простое. Оно требует большой сосредоточенности, определенной логической культуры и знания тонкостей психологии обучения детей. Многие педагоги и родители не могут сразу одолеть эти труды. На этом спекулируют некоторые вульгарные критики теории В.В.Давыдова, приписывая развивающему обучению несвойственные ему цели, задачи и содержание.

2. В современной школе обучение использовать навыки теоретического мышления в основном осуществляется за счет включения в программы старших классов большого объема современных наук: математики, физики, химии, экономики, истории, обществоведенья и т.д. Но у большинства детей, которые переходят из начальной школы в среднюю, недостаточно развиты предпосылки к пониманию теоретического содержания этих наук. Это связано с тем, что в традиционной начальной школе никогда не ставилась такая задача вообще. В ней до сих пор господствует идущая с прошлого века традиция на привитие детям элементарных культурных навыков чтения, письма и счета, конечно необходимых современному человеку, но недостаточных для ориентации в современном мире.

9. Примеры, либо их отсутствие, идей развивающего обучения в современных образовательных учреждениях.

1. Содержание учебного материала должно быть таким, чтобы его усвоение развивало у обучаемых основы мышления. Отсюда первоочередная задача — отбор теоретического материала, на котором преподаватель будет акцентировать внимание студентов, приступая к изучению очередной проблемы, темы или нового раздела. Содержание этого материала может быть или изложено в лекции, или вынесено на семинарское занятие, или отработано на практических и лабораторных занятиях.

2. Обучение студента (психологии, в частности) будет обеспечивать более высокое интеллектуальное развитие студентов, развитие высоких профессиональных качеств только тогда, когда будет опережать уровень их развития на этот момент. «.. .Только то обучение является хорошим, — писал Л.С. Выготский, — которое забегает вперед развития… Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут»

11 стр., 5055 слов

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся младших классов

... различных видов контроля учебных достижений учащихся младших классов. 1. Значение оценки учебных достижений учащихся младших классов 1.1 Понятие оценки знаний, умений и навыков контроль достижение оценка учащийся Оценка - это процесс, деятельность (действия) оценивания по установлению ...

По второй теме:

1. Функции контроля в образовательном процессе.

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации.

Диагностическая функция заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.

Прогностическая функция служит получению опережающей информации в образовательном процессе.

Развивающая функция состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей.

Ориентирующая функция заключается в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.

Воспитывающая функция состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности.

2. Каким образом контроль может мотивировать.

Мотивирующая компонента контроля находится в понятии оценки, тоесть правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности, мотивируя, таким образом, к достижению успехов в обучении.

3. Ошибки контрольной деятельности.

«Побочным» эффектом контроля служат ошибки оценивания, способные не только временно демотивировать того, на кого этот контроль направлен, но и целиком отбить желание учавствовать в том или ином контроллируемом процессе. Ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.

4. Как можно развивать самоконтроль учащихся.

Для развития самоконтроля у учеников младших классов используют множество приёмов, основные из которых приведены ниже:

3 стр., 1487 слов

Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся ...

... результатов исследования по изучению особенностей речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 29 2.3 Рекомендации по развитию речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 32 Выводы по ... VIII вида №57» г. Челябинска. Глава 1. Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития ...

— формирование положительной мотивации к самоконтролю;

— осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей

Начиная с первого класса применяются такие приемы:

— сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

— воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

— выполнять действия по развернутой инструкции;

— осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

— использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Начиная со второго класса:

— сравнивать промежуточный результат с эталоном;

— перечислять последовательность действий и операций контроля;

— корректировать памятки;

— выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

— осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

— участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

Начиная с третьего класса:

— сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

— составлении проверочных заданий для самоконтроля;

— коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

— выполнении действий по инструкции с ограничениями;

— самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

— составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

5. Что является результатом интериоризации внешней деятельности контроля.

Следствием интериоризации деятельности контроля (по П. Я. Гальперину) является внимание. Внимание как особое психическое состояние представляет результат поэтапной интериоризации внешней, предметной деятельности контроля. Внимание, сознание и контроль существуют в неразрывной психологической связке и непрерывно «кочуют» по человеческой психике и деятельности, переходя из одного в другое. Осознанный контроль идентичен вниманию, поскольку то, что связано с вниманием, по определению осознается человеком. Для целенаправленного и надежного формирования внимания, а значит, и самоконтроля необходимо вначале организовать четко управляемую внешнюю контрольную деятельность учащихся. Далее она преобразуется во внутренний контроль, психологически превращается во внимание.

6. Чем отличаются понятия: «отметки» и «оценки».

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в её оценке. Оценка это определение степени полученных знаний, умений и навыков в виде устного высказывания.

3 стр., 1443 слов

Конфликт этики личности и этики характера

... в общее дело, качество, совершенство, потенциальных возможностей, терпение, воспитание, воодушевление. 3. Конфликт этики личности и этики характера Однако после окончания Второй мировой войны ключевое представление ... философских и этических систем – ничего нового. Заключение Принципы – направляющие человеческого поведения, которые обладают ценностью. И только мы сами определяем по каким принципам ...

Количественным выражением оценки является отметка. Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Термины оценка и отметка не являются синонимами, так как отметка это такое же средство оценки результатов как грамота, благодарность, похвала.

7. Функции оценки в учебном процессе.

Обучающая;

Воспитательная;

Ориентирующая – воздействие на осознание процесса умственных действий (процесса познания);

Стимулирующая – воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений, катализатор (или ингибитор темпов умственных процессов);

Диагностическая – непрерывное отслеживание достижений учащихся и причин отклонения от заданных целей, своевременная их корректировка;

Формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования, внутреннего фактора, регулирующего учебную деятельность;

Мотивационная;

Повышение статуса учащегося, изменение межличностных отношений в классном коллективе;

Соотнесение (роль индикатора результатов учебной деятельности);

Управление психическими процессами развития обучающихся.

8. Психометрические вопросы, которые включает в себя процесс оценки.

Некоторые специалисты считают, что существующие на сегодня стандарты и нормы оценивания качества знаний учащихся не являются идеальными. Сам по себе этот факт является предпосылкой наличия большого количества психометрических вопросов внутри процесса оценки.

Это связано с тем, что психометрия представляет собой дисциплину, изучающую теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики. В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.

Именно в пределах понятий и задач этой дисциплины наиболее корректны спекуляции на тему критериев оценивания. К примеру, существующая на сегодня система оценивания зачастую не отвечает всем необходимым критериям, таким как:

— Учёт психологических особенностей учащихся.

— Объективность оценивания. Это проявляется, прежде всего, в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.

5 стр., 2459 слов

« Формирование характера личности»

... личности В буквальном переводе с гр. характер означает чеканка, отпечаток. Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер ... отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Под чертами характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в ...

— Сформированность у ученика самооценки, т.к. от этого зависит характер принятия школьниками оценки учителя. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьника умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.

9. Что такое нормы оценивания знаний.

Принятые на сегодня нормы оценивания знаний выглядят следующим образом.

«ОТЛИЧНО» — обучающийся владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, свободно читает результаты анализов и других исследований и решает ситуационные задачи повышенной сложности; хорошо знаком с основной литературой и методами исследования в объеме, необходимом для практической деятельности; увязывает теоретические аспекты предмета с практическими;

«ХОРОШО» — обучающийся владеет знаниями дисциплины почти в полном объеме программы (имеются пробелы знаний только в некоторых, особенно сложных разделах); самостоятельно и отчасти при наводящих вопросах дает полноценные ответы на вопросы билета; не всегда выделяет наиболее существенное, не допускает вместе с тем серьезных ошибок в ответах; умеет решать легкие и средней тяжести ситуационные задачи; умеет трактовать лабораторные и инструментальные исследования в объеме, превышающем обязательный минимум.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» — обучающийся владеет основным объемом знаний по дисциплине; проявляет затруднения в самостоятельных ответах, оперирует неточными формулировками; в процессе ответов допускаются ошибки по существу вопросов. Способен решать лишь наиболее легкие задачи, владеет только обязательным минимумом методов исследований.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» — обучающийся не освоил обязательного минимума знаний предмета, не способен ответить на вопросы билета даже при дополнительных наводящих вопросах экзаменатора.

По третьей теме:

1. Понятие просоциальное поведение.

Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение. Эти действия и поступки, включающие сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение, протекцию и физическую защиту, в основном подходят под определение альтруизма — бескорыстной заботе о благе других. Часто просоциальное поведение заставляет человека чем-то пожертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск для субъекта. Однако эти действия — не просто набор социальных навыков. Достигнув полного развития, такое поведение сопровождается чувствами дружбы, заботы и теплоты, в том числе сопереживания чувствам других.

4 стр., 1618 слов

Диагностика черт личности.Общая характеристика черт личности.Методы ...

... его личностных черт, не стоит преувеличивать их значимость как некоего важного показателя, если целью является прогноз характера индивидуальных действий индивида. Во-первых, черты личности характеризуют лишь ... главной задачей выступает необходимость предсказать поведение человека в той или иной ситуации. Г. Айзенк считал, что все элементы или черты личности объединены в иерархическую структуру и ...

2. Виды асоциального поведения

Виды девиантного или асоциального поведения проявляются во вредных привычках, некоторые из которых проявляются восновном у подростков. Перечислим основные виды асоциального поведения: курение, алкоголизм, наркомания, побеги из дома и бродяжничество, сексуальные отклонения, суицид как крайняя фаза проявления девиантности, страхи и навязчивости, дисморфобии, двигательная расторможенность, патологическое фантазирование и хобби, азартные игры и граффити.

3. Особенности асоциального поведения

Изучению особенностей асоциального поведения посвящено огромное количество усилий ученых. Несмотря на это, данная проблема и по сей день остаётся изученной не до конца.

Лучше всего это демострирует состояние проблемы преступности – известно огромное количество нюансов и тонкостей – факторов, которые влияют на изменения роста преступности. Среди них – социальное положение, род занятий, образование и нищета. Особенное значение имеет также деклассирование, тоесть разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой.

Другой пример – проблема алкоголизма. С одной стороны, подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство – большое зло, с другой – то же подавляющее большинство либо пьет, либо «выпивает, как все»; около половины не хотели бы иметь среди друзей непьющего человека, а одна треть обиделась бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил бы на стол спиртное. 40 % опрошенных считают, что потребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам.

4. Различие между понятиями: девиантное и преступное поведение.

Девиантное поведение — это такое поведение, которое, в отличии от преступного не является нарушением уголовного законодательства, то есть не является противоправным, а просто не совпадает с принятыми в обществе стандартами.

Примеры девиаций: проституция, пьянство, наркомания.

5. Оперантное обучение, как способ формирования навыков поведения

( бихевиоризм).

В основании теории оперантного обучения лежит тот простой факт, что не всегда действия живого существа являются реакцией на ту или иную комбинацию внешних воздействий — стимулов. Довольно часто поведение выглядит так, как будто бы ему не предшествуют никакие видимые стимулы.

Так, в знаменитых опытах Скиннера лабораторная крыса помещалась в пустой ящик с педалью внутри (так называемый «ящик Скиннера») и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса неизбежно задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами. Теперь, проголодавшись, крыса целенаправлено следовала к педали и, нажав на нее — получала желаемое.

Ped_Psikhologia — Стр 2

Таким образом, ключевое отличие оперантного обучения от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается. Животные в опытах Павлова были специально, в целях соблюдения чистоты эксперимента, лишены какой-либо возможности влиять на окружение. В этом смысле оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондентное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания, приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие.

6. Социально-когнитивная теория. направление и принципы воспитания(сущность личности, как предподнести материал).

Социально-когнитивная теория – теория личности второй половины XX в., разрабатываемая в трудах Бандуры. Несмотря на то, что ее нередко относят к бихевиористским теориям личности, она предлагает принципиально другое, отличное от бихевиоризма представление о личности Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности. Среда или окружение в социально-когнитивной теории оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между свободой и детерминизмом в Социально-когнитивной теории.

Человеческое поведение, согласно Социально-когнитивной теории, по большей части усваивается прежде всего путем овладения паттернами поведения. Социальное поведение личности формируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личности научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура полагает, что такое научение избавляет личность от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.

Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания.

Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств. Методом воспитания является система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности.

7. Развитие личности в гуманистической психологии. подходы и принципы воспитания. формирование и развитие характера личности.(когла формируются черты характера).

экзо- и эндогенные факторы, влияющие на изменение вторичных черт характера.

Развитие личности в гуманистической психологии

Конгруэнтность — это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний, правильно осознать свои проблемы. Развитие личности — это повышение конгруэнтности, понимания своего реального Я, своих возможностей, особенностей — самоактуализация.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, способность не прятаться от таких проблем и отрицательных эмоций, чтобы найти и устранить помехи для личностного роста, — все это позволяет человеку понять себя, смысл жизни, достичь внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения — необходимые условия для самоактуализации, поскольку человек может понять себя только в том случае, если получает информацию о себе от других людей.

Но почему таких самоактуализирующихся людей очень мало? Ученый Маслоу считает, что причин несколько:

— неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и высших потребностей;

— незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы);

— чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.

Подходы и принципы воспитания.

На сегодняшний день наблюдается многообразие подходов к принципам воспитания, но все они направлены на успешную реализацию цели воспитания — всестороннее, гармоническое развитие личности.

В педагогической литературе встречается разная формулировка принципов воспитания, отличающаяся направленностью. Например, налицо педагогическая направленность принципов Подласого И.П. Он выделяет следующие принципы:

1. естественная направленность воспитания;

2. связь воспитания с жизнью и трудом;

3. опора на положительное в воспитании;

4. личностный подход;

5. единство воспитательных воздействий: семьи, школы и т.д.

Макаренко А.С. указывает, например, на такой принцип как единство уважения и требования к воспитаннику. Амоношвили Ш.А. выделяет принцип очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. Газман О.С. говорит о принципе выработки на основе ценности линии своей жизни. Таким образом, наблюдается многообразие подходов к принципам воспитания, но все они направлены на успешную реализацию цели воспитания — всестороннее, гармоническое развитие личности.

Формирование и развитие характера личности (когда формируются черты характера).

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

Как известно, физиологическими механизмами обусловлен также темперамент. Однако он не является предпосылкой, однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.).

Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от:

— личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки;

— средств массовой информации (телевидения, международных компьютерных сетей типа INTERNET и т.д.).

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера. К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют нажную роль в формировании мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика и других психологических феноменов. В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте. Об эффективности этого процесса можно говорить лишь при четком осознании его необходимости и соответствующей силы мотивации. Так, например, юноша, мечтающий о профессии летчика, вряд ли станет легкомысленно курить, злоупотреблять алкоголем и т.п.

Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий — все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами, формирует характер.

Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается (если только это не вызывается различного рода психическими недугами).

Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.

В 50 лет человек, по выражению профессора Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место в жизни человека занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.

Экзо- и эндогенные факторы, влияющие на изменение вторичных черт характера.

Если первичные черты характера могут возникать сами по себе, то для формирования вторичных черт характера человека необходима какая-либо основа. Отличие вторичных черт характера от первичных его черт состоит еще и в том, что первичные черты характера изменяются мало и остаются стабильными в течение всей жизни человека (поэтому их часто путают со свойствами темперамента).

Вторичные черты характера могут меняться в течение жизни человека. Иногда для того, чтобы отличить эти черты характера друг от друга, пользуются терминами «базисные черты» и «ситуационные черты». С помощью этих разных терминов хотят подчеркнуть, что базисные — это черты, составляющие основу человеческой личности и проявляющиеся у человека всегда и везде, в любых жизненных ситуациях, а ситуационные — черты, которые проявляются только в специфических жизненных условиях. Например, экстраверсия и тревожность могут выступать и как базисные, и как ситуационные черты характера. В первом случае человек всегда и везде будет вести себя как экстравертированная и высокотревожная личность, а во втором случае он будет проявлять себя так только в отдельных жизненных эпизодах, например, при посещении официальных лиц, в общении с незнакомыми людьми или во время экзаменационных испытаний. Деловыми называют черты характера, которые проявляются в работе, при выполнении какого-либо дела, не связанного с общением с людьми. Это, например, трудолюбие, ответственность, аккуратность. Коммуникативные — это черты характера, которые проявляются в общении с людьми. К таким чертам характера относятся, например, контактность, общительность, доброта, внимание к людям.

13