- Стили разрешения конфликтов (концепции К. Томаса и Р. Килменна)
- Мозговой штурм — как технология индивидуального и группового способа разрешения конфликтов.
- Формы правления внутриличностных конфликтов и способы разрешения.
- Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе. Новые подходы к изучению конфликтующего общества. Негативная конвергенция (П.Сорокин).
Консенсус.
- Социально-экономические и политические предпосылки развития российской конфликтологии в 90-х г. ХХ века. Модернизация, ее типы. Аномия, фрустрация, социально-политический кризис.
- Конфликтные теории (общий обзор).
- Эквилибриумные теории (общий обзор).
- Синтез теории (общий обзор).
- Г. Зиммель-отец конфликтологии, представитель формальной школы в социологии.
- К.Маркс и классовая теория социальных конфликтов. ОЭФ, базис и надстройка, революция.
- Р. Дарендорф и его конфликтная концепция.
- К. Боулдинг и его теория конфликта.
- Л. Козер о социальных конфликтах и функциях.
- М. Вебер и его научные представления о конфликтах.
- Концепция Э. Дюркгейма. Аномия. Солидарность.
- Т. Парсонс – автор структурно-функциональной концепции конфликта.
- Психологические концепции конфликта. (З. Фрейд, К. Хорни, К.Левин).
- Структурные элементы конфликта. Формы конфликтности по А.
Зайцеву.
- Причины социальных конфликтов. Факторы, условия протекания.
- Переменные конфликты: острота, длительность, последствия.
- Деятельность, действие, отношение, интересы, потребности – основные характеристики конфликта.
- Поведение, позиция, статус, противоречия (по Э. Гидденсу), борьба — основные характеристики конфликта.
- Социальный конфликт в широком и узком научном понимании. Субъекты, объекты, предметы конфликта.
- Оппоненты конфликта, силы, ранги (количественные и качественные характеристики).
- Социальная напряженность, современные причины социальной напряженности в обществе.
- Конфликтная ситуация. Инцидент. Этапы конфликта.
- Классификация конфликтов (включая примеры): по уровням (макро-, мезо-, микро-) и по сферам.
- Классификация конфликтов по интересам, по восприятию, по целям.
- Классификация конфликтов по социальным отношениям, потребностям (П.Сорокин, А. Маслоу), конфликты из-за «ошибок» в процессе общения.
- Классификация конфликтов по социальной позиции (теория ролей), по соц.
10 стр., 4634 слов
Общая теория конфликта
... реализация) санкций). Окончание этой ступени означает, что оппоненты пришли к точке невозврата. Разрешение конфликта возможно только с вмешательством третьих лиц. VII. Ограниченные удары на уничтожение ( ... общества. Ч. Дарвин Людвиг Плович Георг Зиглер - конфликт способствует социальной интеграции и соблюдению норм. К. Маркс - Теория конфликта в условиях острой классовой борьбы. Система знаний о ...
статусу, по соц. нормам
- Классификация конфликтов по соц. ценностям (нравственные, моральные, душевные конфликты), по действиям субъектов, по мотивам.
- Классификация конфликтов по установкам, острым противоречиям, по отношению к власти, типам поведения субъектов в конфликте.
- Разрешение социальных конфликтов. Типы, принципы разрешения. Оперативные, тактические, стратегические методы.
- Урегулирование социальных конфликтов
- Этапы разрешения. Продуктивность, результативность.
- Посредничество. Типы, условия, предъявляемые к посреднику (М.Инглендер).
- Тактики действий третьей стороны. Этические принципы в работе медиатора.
- Медиаторские службы по разрешению конфликтов. (Опыт СП(б)ГУ).
- Управление социальной конфликтностью в обществе ( макроподоходы).
- Семейные конфликты, типы, причины, способы разрешения.
- Переговорный процесс как ведущий способ разрешения конфликтов (условия, типы, способы по Р.Фишеру — У.Юри, М.Лебедевой).
- Общение с трудными людьми (по Г.Баху, Дж.
Скотт).
- Концепция М.Розенберга — «жирафы и волки»
- Тактика ведения переговоров с террористами
- Мягкие, жесткие переговоры. Гарвардский проект переговоров.
- «Синдром сгорания» специалистов и пути предупреждения этих внутриличностных конфликтов
- Стрессы и пути их преодоления. Расширение границ мировосприятия
- Проблема здорового образа жизни как условие для гармоничного общения с другими индивидами.
Вопросы для подготовки к экзаменам
- Стили разрешения конфликтов (концепции К. Томаса и Р. Килменна)
- Конфликты в учебных заведениях. Типы конфликтов. Ошибки педагогов и родителей. Типы учеников. ( Классификация Вуднока-Френсиса, М. Рыбаковой).
- Мозговой штурм — как технология индивидуального и группового способа разрешения конфликтов.
- Производственные конфликты, их типы. Роль трудовых коллективов и руководителей в создании делового социально-психологического климата в коллективе.
Стимулы к труду.
- Причины производственных конфликтов. Этапы разрешения.
- Принципы управления коллективом, позволяющие минимизировать конфликты. Служебная этика. Роль руководителя в разрешении конфликтов.
- Деловая игра «Все равно ты молодец, потому что…»
- Деловая игра «Справедливость в переговорах»
- Деловая игра « Знакомство»
- Девиантное поведение, как форма внутриличностного и межличностного конфликта. Позитивная и негативная девиация.
- Стадия психосоциального развития личности по Э. Эриксону и кризисы. Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину
- Формы правления внутриличностных конфликтов и способы разрешения.
- Сферы межличностных конфликтов, их типы. Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну.
- Межличностные конфликты. Управление межличностными конфликтами.
- Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе. Новые подходы к изучению конфликтующего общества. Негативная конвергенция (П.Сорокин).
6 стр., 2677 слов
Классификация ББК
2 - Механика 22.3 - Физика 22.6 - Астрономия 24 - Химические науки 24 - Химические науки (применение законов и методов химии в отдельных отраслях науки и техники см. в соответствующих подразделениях к 24.1 - Общая и неорганическая химия 24.2 - Органическая химия 24.4 - Аналитическая химия 24.5 - Физическая химия. Химическая физика 24.6 - Коллоидная ...
Консенсус.
- Социально-экономические и политические предпосылки развития российской конфликтологии в 90-х г. ХХ века. Модернизация, ее типы. Аномия, фрустрация, социально-политический кризис.
- Конфликтные теории (общий обзор).
- Эквилибриумные теории (общий обзор).
- Синтез теории (общий обзор).
- Г. Зиммель-отец конфликтологии, представитель формальной школы в социологии.
- К.Маркс и классовая теория социальных конфликтов: ОЭФ, базис и надстройка, революция.
- Р. Дарендорф и его конфликтная концепция.
- К. Боулдинг и его теория конфликта.
- Л. Козер о социальных конфликтах и функциях.
- М. Вебер и его научные представления о конфликтах.
- Концепция Э. Дюркгейма. Аномия. Солидарность.
- Т. Парсонс – автор структурно-функциональной концепции конфликта.
- Психологические концепции конфликта. (З. Фрейд, К. Хорни, К.Левин).
- Структурные элементы конфликта. Формы конфликтности по А.
Зайцеву.
- Причины социальных конфликтов. Факторы, условия протекания.
- Переменные конфликты. Острота, длительность, последствия.
- Деятельность, действие, отношение, интересы, потребности — основные характеристики конфликта.
- Поведение, позиция, статус, противоречия (по Э. Гидденсу), борьба — основные характеристики конфликта.
- Социальный конфликт в широком и узком научном понимании. Субъекты, объекты, предметы конфликта.
- Оппоненты конфликта, силы, ранги (количественные и качественные характеристики).
- Социальная напряженность, современные причины социальной напряженности в обществе.
- Конфликтная ситуация. Инцидент. Этапы конфликта.
- Классификация конфликтов (включая примеры): по уровням (макро-, мезо-, микро-) и по сферам.
- Классификация конфликтов по интересам, по восприятию, по целям.
- Классификация конфликтов по социальным отношениям, потребностям (П.Сорокин, А. Маслоу), конфликты из-за «ошибок» в процессе общения.
- Классификация конфликтов по социальной позиции (теория ролей), по социальному статусу, по соц.
нормам
- Классификация конфликтов по социальным ценностям (нравственные, моральные, душевные конфликты), по действиям субъектов, по мотивам.
- Классификация конфликтов по установкам, острым противоречиям, по отношению к власти, типам поведения субъектов в конфликте.
- Разрешение социальных конфликтов. Типы, принципы разрешения. Оперативные, тактические, стратегические методы.
- Урегулирование социальных конфликтов
- Этапы разрешения. Продуктивность, результативность.
- Примиряющие способы разрешения конфликтов.
- Посредничество. Типы, условия, предъявляемые к посреднику (М.Инглендер).
- Тактики действий третьей стороны. Этические принципы в работе медиатора.
- Медиаторские службы по разрешению конфликтов. (Опыт СП(б)ГУ).
- Непримиряющие способы, усиливающие конфликт.
- Управление социальной конфликтностью в обществе (макроподоходы).
- Семейные конфликты, типы, причины, способы разрешения.
- Переговорный процесс как ведущий способ разрешения конфликтов (условия, типы, способы по Р.Фишеру — У.Юри, М.Лебедевой).
- Деловой этикет (в определенных ситуациях — по выбору).
- Формула успеха для современного делового человека.
Золотое правило.
- Позитивные и негативные последствия критики в социальных группах, коллективах.
- Общение с трудными людьми (по Г.Баху, Дж. Скотт).
- Концепция М.Розенберга — «жирафы и волки».
- Тактика ведения переговоров с террористами.
- Мягкие, жесткие переговоры. Гарвардский проект переговоров.
- «Синдром сгорания» специалистов и пути предупреждения этих внутриличностных конфликтов.
- Стрессы и пути их преодоления. Расширение границ мировосприятия.
- Проблема здорового образа жизни как условие для гармоничного общения с другими индивидами.
Темы контрольных работ
- В-1. Опишите важнейшие признаки известных стилей разрешения конфликтов (концепции К. Томаса и Р. Килменна).
- В-2. Перечислите классические причины производственных конфликтов. Этапы разрешения.
- В- 1.Как проявляется у молодежи девиантное поведение — форма внутриличностного и межличностного конфликта индивидов. Позитивная и негативная девиации (приведите примеры).
- В-2.
Формы проявления внутриличностных конфликтов и способы разрешения (ваши приемы саморазгрузки).
- В-1.Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе.
- В-2.Конфликтные теории (общий обзор).
- В-1.Эквилибриумные теории (общий обзор).
- В-2.Синтез теории (общий обзор).
- В-1.Прокомментируйте переменные конфликты: острота, длительность, последствия.
- В-2. Социальный конфликт в широком и узком научном понимании. Субъекты, объекты, предметы конфликта.
- В-1. Оппоненты конфликта, силы, ранги (количественные и качественные характеристики).
Ваши примеры.
- В-2. Социальная напряженность, современные причины социальной напряженности в обществе. Ваши примеры
- В-1. Конфликтная ситуация. Инцидент. Этапы конфликта. Ваши примеры
- В-2. Классификация конфликтов (включая примеры): по уровням (макро-, мезо-, микро-) и по сферам. Приведите примеры.
- В-1. Классификация конфликтов по социальной позиции (теория ролей), по соц. статусу, по соц. нормам. Ваши примеры.
- В-2. Классификация конфликтов по соц. ценностям (нравственные, моральные, душевные конфликты), по действиям субъектов, по мотивам. Ваши примеры.
- В-1. Разрешение соц. конфликтов. Типы, принципы разрешения. Оперативные, тактические, стратегические методы.
- В-2. Урегулирование соц. конфликтов
- В-1. Этапы разрешения. Продуктивность, результативность.
- В-2. Посредничество. Типы, условия, предъявляемые к посреднику (М.Инглендер).
Ваши примеры
- В-1. Тактики действий третьей стороны. Этические принципы в работе медиатора. Ваши примеры.
- В-2. Управление соц. конфликтностью в обществе (макроподоходы).
- В-1. Семейные конфликты, типы, причины, способы разрешения. Ваши примеры
- В-2. Переговорный процесс как ведущий способ разрешения конфликтов (условия, типы, способы по Р.Фишеру — У.Юри, М.Лебедевой).Выводы.
- В-1. Стрессы и пути их преодоления. Расширение границ мировосприятия
- В-2. Проблема здорового образа жизни как условие для гармоничного общения с другими индивидами.
Тест
- К какой группе наук относится конфликтология?
- Технические
- Гуманитарные
- Естественные
- Социальные
II. Что изучает конфликтология?
- Закономерности развития и функционирования социальной системы
- Историю правления великих государственных деятелей
- Психическое состояние индивидов и их поведение в конфликте
- Конфликтогенные процессы в обществе
III. Какие традиционные методы социологического исследования использует конфликтология?
- Невключенное наблюдение
- Зарисовки портрета
- Видеонаблюдение
- Стандартизированное интервью
- Анализ показателей крови
- Анкеты с закрытыми вопросами
- Тесты агрессивности личности
- Математическое моделирование и прогнозирование
IV. Из списка имен подберите правильно классиков — авторов концепций и теорий и проставьте в таблицу?(1.Торндайк, 2.Вебер, 3.Дюркгейм, 4.Мэйо, 5.Маркс, 6.Конт, 7.Тейлор, 8.Маслоу)
Бихевиоризм |
|
Антипозитивизм |
|
Аномия |
|
Человеческие отношения |
|
Теория классовых революций |
|
Позитивизм |
|
Рационализм |
|
Научная организация труда |
|
Теория потребностей |
|
- Какие основные признаки следует выделять, если речь идет о социальном конфликте
(напишите____________________________________)
VI.Выберите, какие ОЭФ — общественно — экономические формации выделил К.Маркс в развитии общества?
- социалистическая
- постиндустриальная
- постсоветская
- модернизации
- первобытная
- капиталистическая
- Какие стадии развития социального конфликта в обществе принято выделять?
- латентная
- доконфликтная
- боевая
- постконфликтная
- Какие научные понятия определяют процесс управление конфликтом на предприятии? Допишите фразы: «Кадры решают….», «Персонал подписывает…», «Руководитель обязан соблюдать…, чтобы разрешить….», «Сотрудники проходят испытательный…, чтобы адаптироваться в ….»
- Какие направления социальной политики актуальны на современном этапе для разрешения определенных конфликтов молодежи?
- Материнский капитал
- Открытие приютов для маргиналов
- Занятость населения
- Закрытие игорного бизнеса
- Жилищная политика
- Обязательное образование для населения
- Всеобщая вакцинация населения
- Принятие закона о смертной казни педофилам
X. Допишите определение: «Конфликтология–это…
XI. Какие категории людей, по теории л.Гумилева, предопределяют конфликтогенные сдвиги в структуре современных обществ?
- Менеджеры
- Эгоисты
- Пассионарии
- Шизофреники
- Холерики
- Дельцы
- Патриоты
- Лидеры
XII. Выделите традиционные причины социальных конфликтов?
- Социальное неравенство
- Дружба
- Дефицит благ
- Борьба за лучшие позиции
- Взаимопомощь
- Несовпадение ценностей
- Сопереживание
- Противоположность интересов
- Поддержка в учебе
- Эгоистичность людей
- Сотрудничество
- Неполная информация
- Нестабильная психика человека
XIII. Социальные конфликты оказывают позитивное или негативное влияние на общество. Определите тип конфликтного влияния в нижеприводимых ситуациях, проставьте (+) и (-)?
Последствия конфликтов |
Позитивные (+) |
Негативные (-) |
Обострение, вскрытие проблем |
|
|
Стрессовые ситуации |
|
|
Исправление недостатков |
|
|
Дезорганизация жизни |
|
|
Обновление условий жизни |
|
|
Разрушение социальных связей |
|
|
Снятие напряженности |
|
|
Раскол общества |
|
|
Консолидация групп |
|
|
Получение опыта и знаний |
|
|
XIV.Выступая в роли судьи А.Македонский , слушая обвинения против кого – то, заткнул одно ухо, и когда его спросили, зачем он это делает, он ответил: “Поберегу это ухо для обвиняемого!” (Какую тактику разрешения конфликтов он использовал?)
- Сделка
- Давление на одного
- Челночная дипломатия
- Директивное воздействие на всех
- Поочередное выслушивание
XV. Плутарх – древний мыслитель и философ настоятельно рекомендовал: “Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.” Учитывая это пожелание, ответьте, в каком методе коллективного управления его надо учитывать?
- Прямая мозговая атака
- Обратная мозговая атака
- Двойная мозговая атака
- Конференция идей
- Индивидуальная мозговая атака
- Дейфийский метод
- Во всех методах
XVI. Для разрешения производственных конфликтов рекомендуют применять метод – делегирование полномочий, какова сущностная характеристика этого метода?
- Научить всех управлять
- Руководитель не знает, что делать в кризисе
- Подчиненные опасаются ответственности
Коллектив участвует в инновационных изобретениях
Темы самостоятельных работ:
Тема1. Проблемы разрешения социальных конфликтов. Этапы разрешения и их характерные особенности. Способы разрешения конфликтов. Примиряющие способы: уход, избегание, уклонение, отступление, игнорирование, метод нахождения нового решения, сглаживание, смягчение, приспособление, сотрудничество, компромисс, привлечение посредника (виды посредничества) и т.д. Непримиряющие способы: применение силы, разрушение структуры конфликтующих сторон, принятие ассиметричного решения, покорение (завоевание), принуждение, шантаж, открытая конфронтация, конкуренция, мотивационное давление санкций, подавление властью (отмена, устранение).
Процесс урегулирования социальных конфликтов (условия, стадии).
Теоретико-эмпирическое обоснование особенностей разрешения социальных конфликтов. Деятельность конфликтолога по составлению картографии конфликта в торговом бизнесе. Диагностика конфликта. Всесторонний анализ конфликтной ситуации и конфликта. Выбор оптимальных методов разрешения данного конфликта.
Тема 2. Альтернативные способы преодоления конфликтов на внутриличностном и межличностном уровнях. Проблема восприятия субъектами конфликта друг друга. Теории общения. Принципы и условия общения. Социальные коммуникации (типы, формы осуществления).
Особенности общения конфликтующих субъектов. Этика аудирования, коммуникативная реактивность, эмоции субъектов конфликтов. Убеждение, внушение как возможные способы преодоления конфликтов. Теория стресса и дистресса. Способы «внутриличностной разрядки» от конфликта. Мозговая атака — коллективный и универсальный способ разрешения конфликтов. Социально-психологические подходы к разрешению конфликтов на межличностном уровне. Теория «Синдром сгорания». Ролевые конфликты у специалистов торгового сервиса. Рекомендации по преодолению дистрессовых состояний личности, работающей с клиентами.
Тема 3. Переговорный процесс — комбинированный способ разрешения конфликтов. Переговорный процесс — комбинированный способ разрешения конфликтов. Роль переговорных принципов в политике управления социальными конфликтами. Типы переговоров: мягкие жесткие, гарвардские. Условия проведения, действующие субъекты, выбор тактик. История зарождения переговорных традиций в обществе. Особенности переговоров с террористами в противоборстве ХХIв.: Восток-Запад. Переговоры как важный метод в работе персонала с конфликтующими клиентами».
Тема 4. Научные концепции и теории конфликта.
Тема 5. Процесс переговоров и личные переговорные стили.
Тема 6. Конфликты в высших учебных заведениях: с учетом сервисной специфики.
Тема 7. Семейные конфликты и их влияние на жизнедеятельность личности
Тема 8. Социальные конфликты в организации.
Тема 9. Деловой и светский этикет в работе пиар-специалистов.
Тема 10. Диспут для молодых специалистов о кризисе жизненных ценностей в России (Конфликт ценностных ориентаций современной личности).
Тема11. Многовековой конфликт поколений-«отцы и дети».
Тема 12. Девиантность и делинквентность как специфические формы проявления социальных конфликтов.
Тема 13. Политические конфликты: политическая компетентность пиар- специалистов.
Тема 14. Национальные конфликты: информация для специалистов современной торговой сферы.
Тема 15. Религиозные конфликты.
Тема 16. Экологические конфликты.
Тема 17. Подготовка научного инструментария и проведение опроса (анкетирования) по конфликтной теме: «Конфликтные проблемы клиентов в социально-коммуникационной сфере».
Тема 18. Подготовка научного инструментария и проведение интервью с экспертами-пиар- персоналом».
Тема19. Контент – анализ статей по конфликтогенным проблемам в сфере связей с общественностью.
Тема20. Картография социального конфликта из СМИ.
Тема21. Поиск литературных произведений, описывающих конфликтные ситуации в прошлого века и настоящего. Выбор цитат с авт.комментариями.
Тема22. Составление блокнота-словаря из базовых терминов
Тема23. Написание авторской статьи или тезисов по эмпирическим материалам, характеризующим конфликты в коммуникационном бизнесе.
Тема24. Поиск в научной литературе тестов, выявляющих конфликтные ситуации в бизнесе. Тестирование респондентов.
Тема 25. Поиск в научной литературе деловых игр, выявляющих конфликтные ситуации в бизнесе. Проведение деловых игр.
Тема 26. Поиск в научной литературе обучающих тренингов, выявляющих конфликтные ситуации в торговле. Проведение тренингов в группе.
Тема 27. Изучение методик прогнозирования социальных конфликтов по российским классическим уч. пособиям.
Тема 28. Написание реферата по конфликтной тематике: «Рекомендации по самоуправлению в социальном конфликте».
Тема 29. Конспектирование избр. глав. из зарубежных или отечественных научных монографий, характеризующих людей разных рас и этносов в процессе их межкультурных коммуникаций.
Тема 30. Психологические техники в помощь начинающему конфликтологу: например, НЛП — история и практика.
Тема 31. Конспект главы по управлению конфликтами из современных уч. пособий.
Тема 32. Составление социометрических матриц и подсчет коэффициентов.
Тема 33. Анализ-рецензия на научную статью по конфликтной тематике.
Тема 34. Выбор универсальных рекомендаций к деловому этикету специалиста и составление «Авторского кодекса для бесконфликтного общения в сфере коммуникаций с клиентами».
Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям.
Тема1. Научные концепции и теории конфликта.
- Конфликтные проявления в представлениях древних мыслителей и классических философов: Аристотель, Сократ, Т. Гоббс, И. Кант, Ф.Гегель и др.
- Социологические концепции конфликта: Г.Зиммель, К. Маркс, М.Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Т.Парсонс, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Л. Козер, Н. Смелзер, А. Здравомыслов, Ф. Бородкин, Н. Коряк, А.Н. Нечипоренко др.
3. Социально-психологические концепции конфликта: З.Фрейд, К.Хорни, К.Юнг и др.
Тема 2. Процесс переговоров и личные переговорные стили.
- Актуальность переговорных процессов в современной России и в мире.
- Принципы переговоров.
- Переговорные стили и их характеристики.
- Подготовительный этап в переговорном процессе.
- Отрицательные и положительные манипуляции в переговорах.
- Различные тактики, применяемые оппонентами в переговорах.
- Межкультурные коммуникации и народная дипломатия.
- Переговоры в форс-мажорных условиях.
- Межкультурные коммуникации для пиар-специалистов
- Переговоры как важный метод в работе персонала .
Тема 3. Конфликты в высших учебных заведениях: с учетом сервисной специфики
- Реформа российской высшей школы. Инновационные направления в образовательной политике (реалии и перспективы, конфликтогенные тенденции).
Инновации в процессе подготовки специалистов торгового бизнеса: обзор Интернет статей.
- Закон об образовании. Права, обязанности и академические свободы студентов, преподавателей высшей школы.
- Социально — психологический климат в студенческой среде: материальное расслоение, ценностные ориентации студентов (80-х и 90-х годов, н.ХХIв.)
- Своеобразие конфликтов в сервисных вузах среди субъектов учебного процесса
- Оптимальные пути и способы разрешения вузовских конфликтов.
Тема 4. Семейные конфликты и их влияние на жизнедеятельность личности.
- Понятие любви. Представления и высказывания «знаменитых личностей» об особом и возвышенном чувстве — о любви. Типология любви.
- Семейно-брачные отношения (традиции и инновации).
Типы семей, эволюция института семьи. Функции семьи.
- Сексуальная революция. Эмансипация. Автономия партнеров в браке. Феминизм.
- Семейные конфликты (причины, формы проявления).
Субъекты-участники. Особенности конфликтов на современном этапе.
- Роль конфликтолога в разрешении семейных конфликтов (отечественный и зарубежный опыт).
- Проблемы семейного воспитания детей (конфликтогенные тенденции).
- Ролевые конфликты (у женщин и мужчин в семьях).
- Влияние семейных конфликтов на трудовую деятельность персонала, работающего в сфере связей с общественностью .
Тема 5. Социальные конфликты на производстве
- Раскрыть «понятия» и обосновать влияние этих процессов на социальную конфликтность: модернизация, демократизация, социальная дифференциация, маргинализация российского общества (переход к рынку и рост социальной конфликтности).
- Концепции мотивации трудовой деятельности: А.Маслоу Ф.Херцберг, Д.Мак-Грегор, А.Здравомыслов и др. Отношение к труду в советском и капиталистическом российском обществе (сравнительный анализ).
- Проблемы адаптации современной молодежи в трудовом коллективе.
- Социально-психологические особенности трудовых коллективов на современных предприятиях с государственной и частной формами собственности. (Конфликты: вертикальные, горизонтальные, деловые).
- Забастовки в России как формы социального конфликта. Анализ общих тенденций.
- Закон РФ о трудовых коллективах, о трудовых спорах.
- Безработица в России реалии и перспективы. Социальные механизмы ее преодоления. Социальная работа с «незанятым» населением.
- Способы разрешения трудовых конфликтов. Роль и функции руководящего звена и персонала, работающего в сфере связей с общественностью
Тема 6. Деловой и светский этикет в работе пиар-специалистов.
- Прокомментировать ряд дефиниций: «Золотое правило», этикет, манеры, профессиональная этика, самообладание, стиль жизни, нравственная культура личности, теория моральной доброты.
- Действия субъектов общения в момент встречи (знакомство, приветствие, позы и расстояние между общающимися индивидами, мимика, жесты).
- Мужчины и женщины — правила, знакомства, общения. Этикет в различных ситуациях. Знаки внимания.
- Поведение на ужине (сервировка стола, манеры поведения, выбор блюд, темы для беседы).
- Разговор по телефону.
- Прием посетителей в офисе.
- Стиль одежды в различных ситуациях. Выбор цветовых гамм, дресс-код.
- Ситуационный выбор тем для бесед. Основные принципы полемики. Спор. Дискуссия. Дебаты. Диспут.
- Принципы бесконфликтного общения. Умение контактировать с разными типами оппонентов. Способы ведения деловой беседы.
- Особенности речевой коммуникации (тембр речи, интонация, сленг, речевые обороты, афоризмы, юмор).
- Проблемы культурного воспитания населения.
- Деловой этикет для персонала
Тема 7. Диспут для молодых специалистов о кризисе жизненных ценностей в России (Конфликт ценностных ориентаций современной личности)
- Как воспитать сегодня личность, чтобы «сердце было умным, а ум — добрым?»
- Что такое: честь, достоинство, долг, любовь, дружба. Почему некоторые люди воспринимают их как устаревшие понятия?
- Что можно реально противопоставить суперменству, психологии потребительства, мещанства?
- Как вы относитесь к мнению о том, что милосердие и жалость не являются необходимыми качествами человека?
- Общественная активность и работа — это нагрузка или радость. От чего зависит активная или пассивная позиция личности?
- Какие недостатки сверстников вызывают полное непонимание, неприязнь и почему?
- Определенная часть людей понятие смысл жизни стремиться заменить понятием умение жить. Как вы к этому относитесь?
- Что такое человеческое достоинство? Говорят, что тот человек, в ком развито чувство достоинства, обременителен для окружающих людей. Бывают ситуации, когда человек должен поступиться своим достоинством. В чем причины «раздвоения личности»?
- В чем сущность нравственной свободы и почему с ней связана нравственная ответственность?
- Что дает человеку любовь к Родине (радость, страдание)?
- Современный образ жизни, современный образ мыслей. Какое содержание вы вкладываете в эти понятия?
- Что значит для вас, быть современным? Каковы критерии подлинной и мнимой современности?
Тема 8. Многовековой конфликт поколений — «отцы и дети».
- Поколение как специфическая социально-демографическая группа. Особенности, признаки поколения критерии определения границ поколения. Теории поколений: позитивистко-натуралистическая ориентация (О. Конт, Д. Милль) и романтически-гуманитарная ориентация (В. Дильтей, Л. Фон Ранке, О. Лоренц, Х. Ортега-и-Гассет).
- Связь поколений как основа непрерывности человеческой истории и культуры. Поколенная периодизация истории (А. Курно, Ж.-Дромель, К. Маннгейм).
Преемственность культуры (М. Мид).
- Социальный смысл единства всех поколений. Чувство любви к предкам. Пять типов поколений: демографическое, антропологическое, историческое, хронологическое, символическое.
- Своеобразие взаимоотношений поколений в России в советский и постсоветский период (сравнительный анализ).
- Глобальные теории конфликта поколений (З. Фрейд, Т. Парсонс, Л. Фойер, Ж. Мандель, Л. Флоренс и др.)
- Конфликт поколений конца 60-х г.г. ХХ в. — молодежное и студенческое движение на Западе. (Требования, лозунги, идеология бунтующего поколения).
- Конфликт поколений в России на рубеже веков.
- Специфические проявления конфликта «старшие-младшие»
Тема 9. Девиантность и делинквентность как специфические формы проявления социальных конфликтов.
- Семантика понятий: девиантность, делинквентность, социальные нормы, социальные санкции, социальные отклонения, социальный контроль, криминальная мотивация. Зарубежные и отечественные концепции девиантности. Обоснование взаимосвязи по схеме: «норма-девиация-конфликт».
- Преступность как социальный конфликт (причины обострения).
Состояние проблемы в современной России. Новые тенденции возрастания делинквентного поведения у молодежи. Пенитенциарная работа с лицами в местах их заключения.
- Пьянство и алкоголизм (причины и последствия).
Личный, семейный, производственный аспекты конфликтогенности, обусловленной алкоголизмом.
- Наркомания как форма ретризма (причины возникновения и современные тенденции).
Токсикомания. Меры общественной борьбы и степень личной ответственности наркоманов.
- Самоубийство — внутриличностный, социально-психологический конфликт (концепции Э.Дюркгейма, Е. Амбрумовой и др.).
Социально — реабилитационная работа с суицидентами.
- Морально-нравственные отклонения в современном обществе. (Понятия морали, нравственности, морально-нравственных конфликтов).
Адюльтер, разводы, проституция, гомосексуализм и т.п. — признаки морально-нравственных конфликтов в социуме.
- Проблема позитивных отклонений у творческих неординарных личностей. Конфликт «Моцарт и Сальери». Социально – педагогическая и психологическая работа с «тефлоновыми детьми, детьми индиго», с талантливыми людьми.
- Армейские конфликты и уклонение призывников от службы, в рядах ВС РФ (дедовщина, неуставные отношения, армейский суицид).
Деятельность общественных комитетов среди военнослужащих.
- Неформальные молодежные группировки и их конфликты с социальными и правовыми нормами.
- Маргинальный образ жизни (бродяги, бомжи, беспризорники и др., социально незащищенные категории населения России).
Ретризм маргиналов как форма конфликтности.
- Общая стратегия и тактика социального контроля за девиантным поведением. Международный и отечественный опыт работы по реабилитации, адаптации девиантов в обществе.
- Табакокурение и курение спайсов. История борьбы с курильщиками.
- Типичные девиантные и делинквентные поступки клиентов ресторана, правовые механизмы их регулирования.
Тема 10. Политические конфликты: политическая компетентность пиар-специалистов
- Раскрытие понятий: кризис политики, политическая власть, вооруженный конфликт, международные отношения, внутригосударственные отношения.
- Место и роль конфликтов в политике. Источники политических конфликтов. Персонификация макроконфликтов.
- Типология политических конфликтов. Этапы развития.
- Общее и особенное в урегулировании политических конфликтов.
- Разработка проблем политической стабильности, политических конфликтов и внешней политики: — англо-американской политологической школой (С.Липсет, С. Хантингтон, Г.Моргентау, Дж. Сартори, Р. Дарендорф); французской школой (М. Дюверже, Ж. Бурдо, П. Бурдье); немецкой (К. фон Бейме, Г. Майер, И. Фетчер); польской (Е. Вятр, Ж. Бодио).
- Критерии и факторы социально-политической стабильности. Общественный консенсус в политической жизни. Проблемы войны и мира.
- Основные подходы к исследованию международных отношений и конфликтов — историко-социологический подход (Р. Арона), бихевиористкое направление (Д. Синтер, Р. Кокс, Г. Якобсон, К. Дойч), функционализм (М. Каплан, Дж. Бартон, Э. Хаас, Р.Рейнольд и др.).
- Содержание и формы международного сотрудничества. Модели международной интеграции/ «функционализм» (Д.Митрани); «неофункционализм» (Э.Хаас, Л. Миндберг); «федерализм» (А. Этциони); «плюрализм» (К.Дойч).
- Формирование новой модели российской национальной безопасности и безопасности мира.
- Гуманизм международных отношений. Зоны мира. Принципы мирного сосуществования. Роль международных миротворческих организаций.
- Осведомленность персонала о политических ситуациях и конфликтах современности.
Тема11. Национальные конфликты: информация для пиар-специалистов.
- Сущность национального вопроса в России (исторический обзор проблемы).
Дискуссии 20-х годов. Образование и распад СССР. Социально-политические (внешние и внутренние) причины упадка советской державы в 90-х годах.
- Раскрытие научных понятий: этнос, народ, нация, национализм, национальные отношения, национализация, национальная дискриминация, геноцид.
- Проблемы возникновения этноса и наций (марксистко-ленинская концепция и теория пассионарности Л.Н.Гумилева).
- Предмет, содержание и направленность этнических конфликтов.
- Причины этнических конфликтов: экономические, территориальные, религиозные, культурные, социально-бытовые, национальные и др.
- Психология этнических конфликтов (интернациональное сознание и национальное самосознание).
- Национальные проблемы и права человека. Беженцы. Вынужденная миграция и эмиграция. Социальная работа с нуждающимся контингентом населения (мигранты, беженцы, эмигранты).
- Понятие насилия. Насильственное поведение субъектов конфликта. Взаимосвязь конфликта и насилия. Альтернативные подходы: философия ненасилия (Л.Толстой, И.Ильин, М. Ганди, Д.Сахаров и др.).
Теории насилия (Макиавелли, Мальтус, Гитлер и др.).
- Политические механизмы решения проблем межнациональных конфликтов. Юридизация национального конфликта.
Тема 12. Религиозные конфликты
- Религия и атеизм (исторический образ противоборства двух мировоззрений).
Религиозная вера, верования. Атеистическое воспитание и убеждения. Свобода совести. Функции религии.
- Место религии в духовной культуре общества и духовной жизни человека. Религия и нравственность. Общие черты нравственных заповедей в мировых религиях.
- Функционализм и теория конфликтов о роли и значении религии для общества (О. Конт, Б. Малиновский, З. Фрейд, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер, К. Юнг и др.).
- Отношение государства к религии и церкви. (Исторический обзор борьбы и сотрудничества).
Мировой и российский опыт.
- Религиозный экстремизм.
- Мировые религии: христианство, мусульманство, буддизм и их отношение к социальным противоречиям, неравенству. Пути преодоления социального неравенства.
- Функционалистские и феноменологические направления в социологии религии. Эволюция религии по Р. Беллу.
- Проблемы секуляризации и религиозное возрождение. Концепции нового религиозного сознания (Кэмпбелл, Вутноу).
Религиозная ситуация и религиозные конфликты в современной России.
- Молодежное сектантство в России («Харе Кришна», «Аум Сенрике», мунисты, Белое братство, сатанисты и т.д.) как специфическая форма личностного протеста и ретризма. Деятельность по реадаптации, реабилитации «жертв религиозных сект».
Тема 13. Экологические конфликты
- Глобальные мировые проблемы как макроконфликты Земной цивилизации и международное сотрудничество по их решению.
- Кризисная экологическая ситуация в России. Причины и последствия.
- Экологическая катастрофа и ее влияние на генофонд общества. Экология человека.
- Экологический детерминизм. /А. Хаит, О. Дункан./ Экологическая безопасность. Современные концепции: экологическая этика А. Швайцера: доклады Римского клуба; идеи инвайроментализма в американской социологии; теория экологического комплекса.
- Человек, общество и природа (единство и противоречивое взаимодействие).
Проблема коэволюции (К. Циолковский, А. Чижевский и др. представители русского космизма) Концепция В.Вернадского о ноосфере.
- Экологическое воспитание и образование (задачи, цели и роль социальных работников).
Соблюдение законов о природопользовании. Экологическое измерение международных отношений. Экологизация науки, техники, производства, государственной политики.
- Охрана окружающей среды. Становление движения «зеленых» (идейно-теоретическая позиция, социальная база).
Конфликты «зеленых» с государственным и ведомственным консерватизмом.