Вопросы для подготовки к зачету

  1. Стили разрешения конфликтов (концепции К. Томаса и Р. Килменна)
  2. Мозговой штурм — как технология индивидуального и группового способа разрешения конфликтов.
  3. Формы правления внутриличностных конфликтов и способы разрешения.
  4. Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе. Новые подходы к изучению конфликтующего общества. Негативная конвергенция (П.Сорокин).

    Консенсус.

  5. Социально-экономические и политические предпосылки развития российской конфликтологии в 90-х г. ХХ века. Модернизация, ее типы. Аномия, фрустрация, социально-политический кризис.
  6. Конфликтные теории (общий обзор).
  7. Эквилибриумные теории (общий обзор).
  8. Синтез теории (общий обзор).
  9. Г. Зиммель-отец конфликтологии, представитель формальной школы в социологии.
  10. К.Маркс и классовая теория социальных конфликтов. ОЭФ, базис и надстройка, революция.
  11. Р. Дарендорф и его конфликтная концепция.
  12. К. Боулдинг и его теория конфликта.
  13. Л. Козер о социальных конфликтах и функциях.
  14. М. Вебер и его научные представления о конфликтах.
  15. Концепция Э. Дюркгейма. Аномия. Солидарность.
  16. Т. Парсонс – автор структурно-функциональной концепции конфликта.
  17. Психологические концепции конфликта. (З. Фрейд, К. Хорни, К.Левин).
  18. Структурные элементы конфликта. Формы конфликтности по А.

    Зайцеву.

  19. Причины социальных конфликтов. Факторы, условия протекания.
  20. Переменные конфликты: острота, длительность, последствия.
  21. Деятельность, действие, отношение, интересы, потребности – основные характеристики конфликта.
  22. Поведение, позиция, статус, противоречия (по Э. Гидденсу), борьба — основные характеристики конфликта.
  23. Социальный конфликт в широком и узком научном понимании. Субъекты, объекты, предметы конфликта.
  24. Оппоненты конфликта, силы, ранги (количественные и качественные характеристики).
  25. Социальная напряженность, современные причины социальной напряженности в обществе.
  26. Конфликтная ситуация. Инцидент. Этапы конфликта.
  27. Классификация конфликтов (включая примеры): по уровням (макро-, мезо-, микро-) и по сферам.
  28. Классификация конфликтов по интересам, по восприятию, по целям.
  29. Классификация конфликтов по социальным отношениям, потребностям (П.Сорокин, А. Маслоу), конфликты из-за «ошибок» в процессе общения.
  30. Классификация конфликтов по социальной позиции (теория ролей), по соц.

    10 стр., 4634 слов

    Общая теория конфликта

    ... реализация) санкций). Окончание этой ступени означает, что оппоненты пришли к точке невозврата. Разрешение конфликта возможно только с вмешательством третьих лиц. VII. Ограниченные удары на уничтожение ( ... общества. Ч. Дарвин Людвиг Плович Георг Зиглер - конфликт способствует социальной интеграции и соблюдению норм. К. Маркс - Теория конфликта в условиях острой классовой борьбы. Система знаний о ...

    статусу, по соц. нормам

  31. Классификация конфликтов по соц. ценностям (нравственные, моральные, душевные конфликты), по действиям субъектов, по мотивам.
  32. Классификация конфликтов по установкам, острым противоречиям, по отношению к власти, типам поведения субъектов в конфликте.
  33. Разрешение социальных конфликтов. Типы, принципы разрешения. Оперативные, тактические, стратегические методы.
  34. Урегулирование социальных конфликтов
  35. Этапы разрешения. Продуктивность, результативность.
  36. Посредничество. Типы, условия, предъявляемые к посреднику (М.Инглендер).
  37. Тактики действий третьей стороны. Этические принципы в работе медиатора.
  38. Медиаторские службы по разрешению конфликтов. (Опыт СП(б)ГУ).
  39. Управление социальной конфликтностью в обществе ( макроподоходы).
  40. Семейные конфликты, типы, причины, способы разрешения.
  41. Переговорный процесс как ведущий способ разрешения конфликтов (условия, типы, способы по Р.Фишеру — У.Юри, М.Лебедевой).
  42. Общение с трудными людьми (по Г.Баху, Дж.

    Скотт).

  43. Концепция М.Розенберга — «жирафы и волки»
  44. Тактика ведения переговоров с террористами
  45. Мягкие, жесткие переговоры. Гарвардский проект переговоров.
  46. «Синдром сгорания» специалистов и пути предупреждения этих внутриличностных конфликтов
  47. Стрессы и пути их преодоления. Расширение границ мировосприятия
  48. Проблема здорового образа жизни как условие для гармоничного общения с другими индивидами.

Вопросы для подготовки к экзаменам

  1. Стили разрешения конфликтов (концепции К. Томаса и Р. Килменна)
  2. Конфликты в учебных заведениях. Типы конфликтов. Ошибки педагогов и родителей. Типы учеников. ( Классификация Вуднока-Френсиса, М. Рыбаковой).
  3. Мозговой штурм — как технология индивидуального и группового способа разрешения конфликтов.
  4. Производственные конфликты, их типы. Роль трудовых коллективов и руководителей в создании делового социально-психологического климата в коллективе.

    Стимулы к труду.

  5. Причины производственных конфликтов. Этапы разрешения.
  6. Принципы управления коллективом, позволяющие минимизировать конфликты. Служебная этика. Роль руководителя в разрешении конфликтов.
  7. Деловая игра «Все равно ты молодец, потому что…»
  8. Деловая игра «Справедливость в переговорах»
  9. Деловая игра « Знакомство»
  10. Девиантное поведение, как форма внутриличностного и межличностного конфликта. Позитивная и негативная девиация.
  11. Стадия психосоциального развития личности по Э. Эриксону и кризисы. Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину
  12. Формы правления внутриличностных конфликтов и способы разрешения.
  13. Сферы межличностных конфликтов, их типы. Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну.
  14. Межличностные конфликты. Управление межличностными конфликтами.
  15. Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе. Новые подходы к изучению конфликтующего общества. Негативная конвергенция (П.Сорокин).

    6 стр., 2677 слов

    Классификация ББК

    2 - Механика 22.3 - Физика 22.6 - Астрономия 24 - Химические науки 24 - Химические науки (применение законов и методов химии в отдельных отраслях науки и техники см. в соответствующих подразделениях к 24.1 - Общая и неорганическая химия 24.2 - Органическая химия 24.4 - Аналитическая химия 24.5 - Физическая химия. Химическая физика 24.6 - Коллоидная ...

    Консенсус.

  16. Социально-экономические и политические предпосылки развития российской конфликтологии в 90-х г. ХХ века. Модернизация, ее типы. Аномия, фрустрация, социально-политический кризис.
  17. Конфликтные теории (общий обзор).
  18. Эквилибриумные теории (общий обзор).
  19. Синтез теории (общий обзор).
  20. Г. Зиммель-отец конфликтологии, представитель формальной школы в социологии.
  21. К.Маркс и классовая теория социальных конфликтов: ОЭФ, базис и надстройка, революция.
  22. Р. Дарендорф и его конфликтная концепция.
  23. К. Боулдинг и его теория конфликта.
  24. Л. Козер о социальных конфликтах и функциях.
  25. М. Вебер и его научные представления о конфликтах.
  26. Концепция Э. Дюркгейма. Аномия. Солидарность.
  27. Т. Парсонс – автор структурно-функциональной концепции конфликта.
  28. Психологические концепции конфликта. (З. Фрейд, К. Хорни, К.Левин).
  29. Структурные элементы конфликта. Формы конфликтности по А.

    Зайцеву.

  30. Причины социальных конфликтов. Факторы, условия протекания.
  31. Переменные конфликты. Острота, длительность, последствия.
  32. Деятельность, действие, отношение, интересы, потребности — основные характеристики конфликта.
  33. Поведение, позиция, статус, противоречия (по Э. Гидденсу), борьба — основные характеристики конфликта.
  34. Социальный конфликт в широком и узком научном понимании. Субъекты, объекты, предметы конфликта.
  35. Оппоненты конфликта, силы, ранги (количественные и качественные характеристики).
  36. Социальная напряженность, современные причины социальной напряженности в обществе.
  37. Конфликтная ситуация. Инцидент. Этапы конфликта.
  38. Классификация конфликтов (включая примеры): по уровням (макро-, мезо-, микро-) и по сферам.
  39. Классификация конфликтов по интересам, по восприятию, по целям.
  40. Классификация конфликтов по социальным отношениям, потребностям (П.Сорокин, А. Маслоу), конфликты из-за «ошибок» в процессе общения.
  41. Классификация конфликтов по социальной позиции (теория ролей), по социальному статусу, по соц.

    нормам

  42. Классификация конфликтов по социальным ценностям (нравственные, моральные, душевные конфликты), по действиям субъектов, по мотивам.
  43. Классификация конфликтов по установкам, острым противоречиям, по отношению к власти, типам поведения субъектов в конфликте.
  44. Разрешение социальных конфликтов. Типы, принципы разрешения. Оперативные, тактические, стратегические методы.
  45. Урегулирование социальных конфликтов
  46. Этапы разрешения. Продуктивность, результативность.
  47. Примиряющие способы разрешения конфликтов.
  48. Посредничество. Типы, условия, предъявляемые к посреднику (М.Инглендер).
  49. Тактики действий третьей стороны. Этические принципы в работе медиатора.
  50. Медиаторские службы по разрешению конфликтов. (Опыт СП(б)ГУ).
  51. Непримиряющие способы, усиливающие конфликт.
  52. Управление социальной конфликтностью в обществе (макроподоходы).
  53. Семейные конфликты, типы, причины, способы разрешения.
  54. Переговорный процесс как ведущий способ разрешения конфликтов (условия, типы, способы по Р.Фишеру — У.Юри, М.Лебедевой).
  55. Деловой этикет (в определенных ситуациях — по выбору).
  56. Формула успеха для современного делового человека.

    Золотое правило.

  57. Позитивные и негативные последствия критики в социальных группах, коллективах.
  58. Общение с трудными людьми (по Г.Баху, Дж. Скотт).
  59. Концепция М.Розенберга — «жирафы и волки».
  60. Тактика ведения переговоров с террористами.
  61. Мягкие, жесткие переговоры. Гарвардский проект переговоров.
  62. «Синдром сгорания» специалистов и пути предупреждения этих внутриличностных конфликтов.
  63. Стрессы и пути их преодоления. Расширение границ мировосприятия.
  64. Проблема здорового образа жизни как условие для гармоничного общения с другими индивидами.

Темы контрольных работ

  1. В-1. Опишите важнейшие признаки известных стилей разрешения конфликтов (концепции К. Томаса и Р. Килменна).
  2. В-2. Перечислите классические причины производственных конфликтов. Этапы разрешения.
  3. В- 1.Как проявляется у молодежи девиантное поведение — форма внутриличностного и межличностного конфликта индивидов. Позитивная и негативная девиации (приведите примеры).
  4. В-2.

    Формы проявления внутриличностных конфликтов и способы разрешения (ваши приемы саморазгрузки).

  5. В-1.Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе.
  6. В-2.Конфликтные теории (общий обзор).
  7. В-1.Эквилибриумные теории (общий обзор).
  8. В-2.Синтез теории (общий обзор).
  9. В-1.Прокомментируйте переменные конфликты: острота, длительность, последствия.
  10. В-2. Социальный конфликт в широком и узком научном понимании. Субъекты, объекты, предметы конфликта.
  11. В-1. Оппоненты конфликта, силы, ранги (количественные и качественные характеристики).

    Ваши примеры.

  12. В-2. Социальная напряженность, современные причины социальной напряженности в обществе. Ваши примеры
  13. В-1. Конфликтная ситуация. Инцидент. Этапы конфликта. Ваши примеры
  14. В-2. Классификация конфликтов (включая примеры): по уровням (макро-, мезо-, микро-) и по сферам. Приведите примеры.
  15. В-1. Классификация конфликтов по социальной позиции (теория ролей), по соц. статусу, по соц. нормам. Ваши примеры.
  16. В-2. Классификация конфликтов по соц. ценностям (нравственные, моральные, душевные конфликты), по действиям субъектов, по мотивам. Ваши примеры.
  17. В-1. Разрешение соц. конфликтов. Типы, принципы разрешения. Оперативные, тактические, стратегические методы.
  18. В-2. Урегулирование соц. конфликтов
  19. В-1. Этапы разрешения. Продуктивность, результативность.
  20. В-2. Посредничество. Типы, условия, предъявляемые к посреднику (М.Инглендер).

    Ваши примеры

  21. В-1. Тактики действий третьей стороны. Этические принципы в работе медиатора. Ваши примеры.
  22. В-2. Управление соц. конфликтностью в обществе (макроподоходы).
  23. В-1. Семейные конфликты, типы, причины, способы разрешения. Ваши примеры
  24. В-2. Переговорный процесс как ведущий способ разрешения конфликтов (условия, типы, способы по Р.Фишеру — У.Юри, М.Лебедевой).Выводы.
  25. В-1. Стрессы и пути их преодоления. Расширение границ мировосприятия
  26. В-2. Проблема здорового образа жизни как условие для гармоничного общения с другими индивидами.

Тест

  1. К какой группе наук относится конфликтология?
  1. Технические
  2. Гуманитарные
  3. Естественные
  4. Социальные

II. Что изучает конфликтология?

  1. Закономерности развития и функционирования социальной системы
  2. Историю правления великих государственных деятелей
  3. Психическое состояние индивидов и их поведение в конфликте
  4. Конфликтогенные процессы в обществе

III. Какие традиционные методы социологического исследования использует конфликтология?

  1. Невключенное наблюдение
  2. Зарисовки портрета
  3. Видеонаблюдение
  4. Стандартизированное интервью
  5. Анализ показателей крови
  6. Анкеты с закрытыми вопросами
  7. Тесты агрессивности личности
  8. Математическое моделирование и прогнозирование

IV. Из списка имен подберите правильно классиков — авторов концепций и теорий и проставьте в таблицу?(1.Торндайк, 2.Вебер, 3.Дюркгейм, 4.Мэйо, 5.Маркс, 6.Конт, 7.Тейлор, 8.Маслоу)

Бихевиоризм

Антипозитивизм

Аномия

Человеческие отношения

Теория классовых революций

Позитивизм

Рационализм

Научная организация труда

Теория потребностей

  1. Какие основные признаки следует выделять, если речь идет о социальном конфликте

(напишите____________________________________)

VI.Выберите, какие ОЭФ — общественно — экономические формации выделил К.Маркс в развитии общества?

  1. социалистическая
  2. постиндустриальная
  3. постсоветская
  4. модернизации
  5. первобытная
  6. капиталистическая
  1. Какие стадии развития социального конфликта в обществе принято выделять?
  1. латентная
  2. доконфликтная
  3. боевая
  4. постконфликтная
  1. Какие научные понятия определяют процесс управление конфликтом на предприятии? Допишите фразы: «Кадры решают….», «Персонал подписывает…», «Руководитель обязан соблюдать…, чтобы разрешить….», «Сотрудники проходят испытательный…, чтобы адаптироваться в ….»
  2. Какие направления социальной политики актуальны на современном этапе для разрешения определенных конфликтов молодежи?
  1. Материнский капитал
  2. Открытие приютов для маргиналов
  3. Занятость населения
  4. Закрытие игорного бизнеса
  5. Жилищная политика
  6. Обязательное образование для населения
  7. Всеобщая вакцинация населения
  8. Принятие закона о смертной казни педофилам

X. Допишите определение: «Конфликтология–это…

XI. Какие категории людей, по теории л.Гумилева, предопределяют конфликтогенные сдвиги в структуре современных обществ?

  1. Менеджеры
  2. Эгоисты
  3. Пассионарии
  4. Шизофреники
  5. Холерики
  6. Дельцы
  7. Патриоты
  8. Лидеры

XII. Выделите традиционные причины социальных конфликтов?

  1. Социальное неравенство
  2. Дружба
  3. Дефицит благ
  4. Борьба за лучшие позиции
  5. Взаимопомощь
  6. Несовпадение ценностей
  7. Сопереживание
  8. Противоположность интересов
  9. Поддержка в учебе
  10. Эгоистичность людей
  11. Сотрудничество
  12. Неполная информация
  13. Нестабильная психика человека

XIII. Социальные конфликты оказывают позитивное или негативное влияние на общество. Определите тип конфликтного влияния в нижеприводимых ситуациях, проставьте (+) и (-)?

Последствия конфликтов

Позитивные (+)

Негативные

(-)

Обострение, вскрытие проблем

    Стрессовые ситуации

        Исправление недостатков

            Дезорганизация жизни

                Обновление условий жизни

                    Разрушение социальных связей

                        Снятие напряженности

                            Раскол общества

                                Консолидация групп

                                    Получение опыта и знаний

                                        XIV.Выступая в роли судьи А.Македонский , слушая обвинения против кого – то, заткнул одно ухо, и когда его спросили, зачем он это делает, он ответил: “Поберегу это ухо для обвиняемого!” (Какую тактику разрешения конфликтов он использовал?)

                                        1. Сделка
                                        2. Давление на одного
                                        3. Челночная дипломатия
                                        4. Директивное воздействие на всех
                                        5. Поочередное выслушивание

                                        XV. Плутарх – древний мыслитель и философ настоятельно рекомендовал: “Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.” Учитывая это пожелание, ответьте, в каком методе коллективного управления его надо учитывать?

                                        1. Прямая мозговая атака
                                        2. Обратная мозговая атака
                                        3. Двойная мозговая атака
                                        4. Конференция идей
                                        5. Индивидуальная мозговая атака
                                        6. Дейфийский метод
                                        7. Во всех методах

                                        XVI. Для разрешения производственных конфликтов рекомендуют применять метод – делегирование полномочий, какова сущностная характеристика этого метода?

                                        1. Научить всех управлять
                                        2. Руководитель не знает, что делать в кризисе
                                        3. Подчиненные опасаются ответственности

                                        Коллектив участвует в инновационных изобретениях

                                        Темы самостоятельных работ:

                                        Тема1. Проблемы разрешения социальных конфликтов. Этапы разрешения и их характерные особенности. Способы разрешения конфликтов. Примиряющие способы: уход, избегание, уклонение, отступление, игнорирование, метод нахождения нового решения, сглаживание, смягчение, приспособление, сотрудничество, компромисс, привлечение посредника (виды посредничества) и т.д. Непримиряющие способы: применение силы, разрушение структуры конфликтующих сторон, принятие ассиметричного решения, покорение (завоевание), принуждение, шантаж, открытая конфронтация, конкуренция, мотивационное давление санкций, подавление властью (отмена, устранение).

                                        Процесс урегулирования социальных конфликтов (условия, стадии).

                                        Теоретико-эмпирическое обоснование особенностей разрешения социальных конфликтов. Деятельность конфликтолога по составлению картографии конфликта в торговом бизнесе. Диагностика конфликта. Всесторонний анализ конфликтной ситуации и конфликта. Выбор оптимальных методов разрешения данного конфликта.

                                        Тема 2. Альтернативные способы преодоления конфликтов на внутриличностном и межличностном уровнях. Проблема восприятия субъектами конфликта друг друга. Теории общения. Принципы и условия общения. Социальные коммуникации (типы, формы осуществления).

                                        Особенности общения конфликтующих субъектов. Этика аудирования, коммуникативная реактивность, эмоции субъектов конфликтов. Убеждение, внушение как возможные способы преодоления конфликтов. Теория стресса и дистресса. Способы «внутриличностной разрядки» от конфликта. Мозговая атака — коллективный и универсальный способ разрешения конфликтов. Социально-психологические подходы к разрешению конфликтов на межличностном уровне. Теория «Синдром сгорания». Ролевые конфликты у специалистов торгового сервиса. Рекомендации по преодолению дистрессовых состояний личности, работающей с клиентами.

                                        Тема 3. Переговорный процесс — комбинированный способ разрешения конфликтов. Переговорный процесс — комбинированный способ разрешения конфликтов. Роль переговорных принципов в политике управления социальными конфликтами. Типы переговоров: мягкие жесткие, гарвардские. Условия проведения, действующие субъекты, выбор тактик. История зарождения переговорных традиций в обществе. Особенности переговоров с террористами в противоборстве ХХIв.: Восток-Запад. Переговоры как важный метод в работе персонала с конфликтующими клиентами».

                                        Тема 4. Научные концепции и теории конфликта.

                                        Тема 5. Процесс переговоров и личные переговорные стили.

                                        Тема 6. Конфликты в высших учебных заведениях: с учетом сервисной специфики.

                                        Тема 7. Семейные конфликты и их влияние на жизнедеятельность личности

                                        Тема 8. Социальные конфликты в организации.

                                        Тема 9. Деловой и светский этикет в работе пиар-специалистов.

                                        Тема 10. Диспут для молодых специалистов о кризисе жизненных ценностей в России (Конфликт ценностных ориентаций современной личности).

                                        Тема11. Многовековой конфликт поколений-«отцы и дети».

                                        Тема 12. Девиантность и делинквентность как специфические формы проявления социальных конфликтов.

                                        Тема 13. Политические конфликты: политическая компетентность пиар- специалистов.

                                        Тема 14. Национальные конфликты: информация для специалистов современной торговой сферы.

                                        Тема 15. Религиозные конфликты.

                                        Тема 16. Экологические конфликты.

                                        Тема 17. Подготовка научного инструментария и проведение опроса (анкетирования) по конфликтной теме: «Конфликтные проблемы клиентов в социально-коммуникационной сфере».

                                        Тема 18. Подготовка научного инструментария и проведение интервью с экспертами-пиар- персоналом».

                                        Тема19. Контент – анализ статей по конфликтогенным проблемам в сфере связей с общественностью.

                                        Тема20. Картография социального конфликта из СМИ.

                                        Тема21. Поиск литературных произведений, описывающих конфликтные ситуации в прошлого века и настоящего. Выбор цитат с авт.комментариями.

                                        Тема22. Составление блокнота-словаря из базовых терминов

                                        Тема23. Написание авторской статьи или тезисов по эмпирическим материалам, характеризующим конфликты в коммуникационном бизнесе.

                                        Тема24. Поиск в научной литературе тестов, выявляющих конфликтные ситуации в бизнесе. Тестирование респондентов.

                                        Тема 25. Поиск в научной литературе деловых игр, выявляющих конфликтные ситуации в бизнесе. Проведение деловых игр.

                                        Тема 26. Поиск в научной литературе обучающих тренингов, выявляющих конфликтные ситуации в торговле. Проведение тренингов в группе.

                                        Тема 27. Изучение методик прогнозирования социальных конфликтов по российским классическим уч. пособиям.

                                        Тема 28. Написание реферата по конфликтной тематике: «Рекомендации по самоуправлению в социальном конфликте».

                                        Тема 29. Конспектирование избр. глав. из зарубежных или отечественных научных монографий, характеризующих людей разных рас и этносов в процессе их межкультурных коммуникаций.

                                        Тема 30. Психологические техники в помощь начинающему конфликтологу: например, НЛП — история и практика.

                                        Тема 31. Конспект главы по управлению конфликтами из современных уч. пособий.

                                        Тема 32. Составление социометрических матриц и подсчет коэффициентов.

                                        Тема 33. Анализ-рецензия на научную статью по конфликтной тематике.

                                        Тема 34. Выбор универсальных рекомендаций к деловому этикету специалиста и составление «Авторского кодекса для бесконфликтного общения в сфере коммуникаций с клиентами».

                                        Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям.

                                        Тема1. Научные концепции и теории конфликта.

                                        • Конфликтные проявления в представлениях древних мыслителей и классических философов: Аристотель, Сократ, Т. Гоббс, И. Кант, Ф.Гегель и др.
                                        • Социологические концепции конфликта: Г.Зиммель, К. Маркс, М.Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Т.Парсонс, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Л. Козер, Н. Смелзер, А. Здравомыслов, Ф. Бородкин, Н. Коряк, А.Н. Нечипоренко др.

                                        3. Социально-психологические концепции конфликта: З.Фрейд, К.Хорни, К.Юнг и др.

                                        Тема 2. Процесс переговоров и личные переговорные стили.

                                        • Актуальность переговорных процессов в современной России и в мире.
                                        • Принципы переговоров.
                                        • Переговорные стили и их характеристики.
                                        • Подготовительный этап в переговорном процессе.
                                        • Отрицательные и положительные манипуляции в переговорах.
                                        • Различные тактики, применяемые оппонентами в переговорах.
                                        • Межкультурные коммуникации и народная дипломатия.
                                        • Переговоры в форс-мажорных условиях.
                                        • Межкультурные коммуникации для пиар-специалистов
                                        • Переговоры как важный метод в работе персонала .

                                        Тема 3. Конфликты в высших учебных заведениях: с учетом сервисной специфики

                                        • Реформа российской высшей школы. Инновационные направления в образовательной политике (реалии и перспективы, конфликтогенные тенденции).

                                          Инновации в процессе подготовки специалистов торгового бизнеса: обзор Интернет статей.

                                        • Закон об образовании. Права, обязанности и академические свободы студентов, преподавателей высшей школы.
                                        • Социально — психологический климат в студенческой среде: материальное расслоение, ценностные ориентации студентов (80-х и 90-х годов, н.ХХIв.)
                                        • Своеобразие конфликтов в сервисных вузах среди субъектов учебного процесса
                                        • Оптимальные пути и способы разрешения вузовских конфликтов.

                                        Тема 4. Семейные конфликты и их влияние на жизнедеятельность личности.

                                        • Понятие любви. Представления и высказывания «знаменитых личностей» об особом и возвышенном чувстве — о любви. Типология любви.
                                        • Семейно-брачные отношения (традиции и инновации).

                                          Типы семей, эволюция института семьи. Функции семьи.

                                        • Сексуальная революция. Эмансипация. Автономия партнеров в браке. Феминизм.
                                        • Семейные конфликты (причины, формы проявления).

                                          Субъекты-участники. Особенности конфликтов на современном этапе.

                                        • Роль конфликтолога в разрешении семейных конфликтов (отечественный и зарубежный опыт).
                                        • Проблемы семейного воспитания детей (конфликтогенные тенденции).
                                        • Ролевые конфликты (у женщин и мужчин в семьях).
                                        • Влияние семейных конфликтов на трудовую деятельность персонала, работающего в сфере связей с общественностью .

                                        Тема 5. Социальные конфликты на производстве

                                        • Раскрыть «понятия» и обосновать влияние этих процессов на социальную конфликтность: модернизация, демократизация, социальная дифференциация, маргинализация российского общества (переход к рынку и рост социальной конфликтности).
                                        • Концепции мотивации трудовой деятельности: А.Маслоу Ф.Херцберг, Д.Мак-Грегор, А.Здравомыслов и др. Отношение к труду в советском и капиталистическом российском обществе (сравнительный анализ).
                                        • Проблемы адаптации современной молодежи в трудовом коллективе.
                                        • Социально-психологические особенности трудовых коллективов на современных предприятиях с государственной и частной формами собственности. (Конфликты: вертикальные, горизонтальные, деловые).
                                        • Забастовки в России как формы социального конфликта. Анализ общих тенденций.
                                        • Закон РФ о трудовых коллективах, о трудовых спорах.
                                        • Безработица в России реалии и перспективы. Социальные механизмы ее преодоления. Социальная работа с «незанятым» населением.
                                        • Способы разрешения трудовых конфликтов. Роль и функции руководящего звена и персонала, работающего в сфере связей с общественностью

                                        Тема 6. Деловой и светский этикет в работе пиар-специалистов.

                                        • Прокомментировать ряд дефиниций: «Золотое правило», этикет, манеры, профессиональная этика, самообладание, стиль жизни, нравственная культура личности, теория моральной доброты.
                                        • Действия субъектов общения в момент встречи (знакомство, приветствие, позы и расстояние между общающимися индивидами, мимика, жесты).
                                        • Мужчины и женщины — правила, знакомства, общения. Этикет в различных ситуациях. Знаки внимания.
                                        • Поведение на ужине (сервировка стола, манеры поведения, выбор блюд, темы для беседы).
                                        • Разговор по телефону.
                                        • Прием посетителей в офисе.
                                        • Стиль одежды в различных ситуациях. Выбор цветовых гамм, дресс-код.
                                        • Ситуационный выбор тем для бесед. Основные принципы полемики. Спор. Дискуссия. Дебаты. Диспут.
                                        • Принципы бесконфликтного общения. Умение контактировать с разными типами оппонентов. Способы ведения деловой беседы.
                                        • Особенности речевой коммуникации (тембр речи, интонация, сленг, речевые обороты, афоризмы, юмор).
                                        • Проблемы культурного воспитания населения.
                                        • Деловой этикет для персонала

                                        Тема 7. Диспут для молодых специалистов о кризисе жизненных ценностей в России (Конфликт ценностных ориентаций современной личности)

                                        • Как воспитать сегодня личность, чтобы «сердце было умным, а ум — добрым?»
                                        • Что такое: честь, достоинство, долг, любовь, дружба. Почему некоторые люди воспринимают их как устаревшие понятия?
                                        • Что можно реально противопоставить суперменству, психологии потребительства, мещанства?
                                        • Как вы относитесь к мнению о том, что милосердие и жалость не являются необходимыми качествами человека?
                                        • Общественная активность и работа — это нагрузка или радость. От чего зависит активная или пассивная позиция личности?
                                        • Какие недостатки сверстников вызывают полное непонимание, неприязнь и почему?
                                        • Определенная часть людей понятие смысл жизни стремиться заменить понятием умение жить. Как вы к этому относитесь?
                                        • Что такое человеческое достоинство? Говорят, что тот человек, в ком развито чувство достоинства, обременителен для окружающих людей. Бывают ситуации, когда человек должен поступиться своим достоинством. В чем причины «раздвоения личности»?
                                        • В чем сущность нравственной свободы и почему с ней связана нравственная ответственность?
                                        • Что дает человеку любовь к Родине (радость, страдание)?
                                        • Современный образ жизни, современный образ мыслей. Какое содержание вы вкладываете в эти понятия?
                                        • Что значит для вас, быть современным? Каковы критерии подлинной и мнимой современности?

                                        Тема 8. Многовековой конфликт поколений — «отцы и дети».

                                        • Поколение как специфическая социально-демографическая группа. Особенности, признаки поколения критерии определения границ поколения. Теории поколений: позитивистко-натуралистическая ориентация (О. Конт, Д. Милль) и романтически-гуманитарная ориентация (В. Дильтей, Л. Фон Ранке, О. Лоренц, Х. Ортега-и-Гассет).
                                        • Связь поколений как основа непрерывности человеческой истории и культуры. Поколенная периодизация истории (А. Курно, Ж.-Дромель, К. Маннгейм).

                                          Преемственность культуры (М. Мид).

                                        • Социальный смысл единства всех поколений. Чувство любви к предкам. Пять типов поколений: демографическое, антропологическое, историческое, хронологическое, символическое.
                                        • Своеобразие взаимоотношений поколений в России в советский и постсоветский период (сравнительный анализ).
                                        • Глобальные теории конфликта поколений (З. Фрейд, Т. Парсонс, Л. Фойер, Ж. Мандель, Л. Флоренс и др.)
                                        • Конфликт поколений конца 60-х г.г. ХХ в. — молодежное и студенческое движение на Западе. (Требования, лозунги, идеология бунтующего поколения).
                                        • Конфликт поколений в России на рубеже веков.
                                        • Специфические проявления конфликта «старшие-младшие»

                                        Тема 9. Девиантность и делинквентность как специфические формы проявления социальных конфликтов.

                                        • Семантика понятий: девиантность, делинквентность, социальные нормы, социальные санкции, социальные отклонения, социальный контроль, криминальная мотивация. Зарубежные и отечественные концепции девиантности. Обоснование взаимосвязи по схеме: «норма-девиация-конфликт».
                                        • Преступность как социальный конфликт (причины обострения).

                                          Состояние проблемы в современной России. Новые тенденции возрастания делинквентного поведения у молодежи. Пенитенциарная работа с лицами в местах их заключения.

                                        • Пьянство и алкоголизм (причины и последствия).

                                          Личный, семейный, производственный аспекты конфликтогенности, обусловленной алкоголизмом.

                                        • Наркомания как форма ретризма (причины возникновения и современные тенденции).

                                          Токсикомания. Меры общественной борьбы и степень личной ответственности наркоманов.

                                        • Самоубийство — внутриличностный, социально-психологический конфликт (концепции Э.Дюркгейма, Е. Амбрумовой и др.).

                                          Социально — реабилитационная работа с суицидентами.

                                        • Морально-нравственные отклонения в современном обществе. (Понятия морали, нравственности, морально-нравственных конфликтов).

                                          Адюльтер, разводы, проституция, гомосексуализм и т.п. — признаки морально-нравственных конфликтов в социуме.

                                        • Проблема позитивных отклонений у творческих неординарных личностей. Конфликт «Моцарт и Сальери». Социально – педагогическая и психологическая работа с «тефлоновыми детьми, детьми индиго», с талантливыми людьми.
                                        • Армейские конфликты и уклонение призывников от службы, в рядах ВС РФ (дедовщина, неуставные отношения, армейский суицид).

                                          Деятельность общественных комитетов среди военнослужащих.

                                        • Неформальные молодежные группировки и их конфликты с социальными и правовыми нормами.
                                        • Маргинальный образ жизни (бродяги, бомжи, беспризорники и др., социально незащищенные категории населения России).

                                          Ретризм маргиналов как форма конфликтности.

                                        • Общая стратегия и тактика социального контроля за девиантным поведением. Международный и отечественный опыт работы по реабилитации, адаптации девиантов в обществе.
                                        • Табакокурение и курение спайсов. История борьбы с курильщиками.
                                        • Типичные девиантные и делинквентные поступки клиентов ресторана, правовые механизмы их регулирования.

                                        Тема 10. Политические конфликты: политическая компетентность пиар-специалистов

                                        • Раскрытие понятий: кризис политики, политическая власть, вооруженный конфликт, международные отношения, внутригосударственные отношения.
                                        • Место и роль конфликтов в политике. Источники политических конфликтов. Персонификация макроконфликтов.
                                        • Типология политических конфликтов. Этапы развития.
                                        • Общее и особенное в урегулировании политических конфликтов.
                                        • Разработка проблем политической стабильности, политических конфликтов и внешней политики: — англо-американской политологической школой (С.Липсет, С. Хантингтон, Г.Моргентау, Дж. Сартори, Р. Дарендорф); французской школой (М. Дюверже, Ж. Бурдо, П. Бурдье); немецкой (К. фон Бейме, Г. Майер, И. Фетчер); польской (Е. Вятр, Ж. Бодио).
                                        • Критерии и факторы социально-политической стабильности. Общественный консенсус в политической жизни. Проблемы войны и мира.
                                        • Основные подходы к исследованию международных отношений и конфликтов — историко-социологический подход (Р. Арона), бихевиористкое направление (Д. Синтер, Р. Кокс, Г. Якобсон, К. Дойч), функционализм (М. Каплан, Дж. Бартон, Э. Хаас, Р.Рейнольд и др.).
                                        • Содержание и формы международного сотрудничества. Модели международной интеграции/ «функционализм» (Д.Митрани); «неофункционализм» (Э.Хаас, Л. Миндберг); «федерализм» (А. Этциони); «плюрализм» (К.Дойч).
                                        • Формирование новой модели российской национальной безопасности и безопасности мира.
                                        • Гуманизм международных отношений. Зоны мира. Принципы мирного сосуществования. Роль международных миротворческих организаций.
                                        • Осведомленность персонала о политических ситуациях и конфликтах современности.

                                        Тема11. Национальные конфликты: информация для пиар-специалистов.

                                        • Сущность национального вопроса в России (исторический обзор проблемы).

                                          Дискуссии 20-х годов. Образование и распад СССР. Социально-политические (внешние и внутренние) причины упадка советской державы в 90-х годах.

                                        • Раскрытие научных понятий: этнос, народ, нация, национализм, национальные отношения, национализация, национальная дискриминация, геноцид.
                                        • Проблемы возникновения этноса и наций (марксистко-ленинская концепция и теория пассионарности Л.Н.Гумилева).
                                        • Предмет, содержание и направленность этнических конфликтов.
                                        • Причины этнических конфликтов: экономические, территориальные, религиозные, культурные, социально-бытовые, национальные и др.
                                        • Психология этнических конфликтов (интернациональное сознание и национальное самосознание).
                                        • Национальные проблемы и права человека. Беженцы. Вынужденная миграция и эмиграция. Социальная работа с нуждающимся контингентом населения (мигранты, беженцы, эмигранты).
                                        • Понятие насилия. Насильственное поведение субъектов конфликта. Взаимосвязь конфликта и насилия. Альтернативные подходы: философия ненасилия (Л.Толстой, И.Ильин, М. Ганди, Д.Сахаров и др.).

                                          Теории насилия (Макиавелли, Мальтус, Гитлер и др.).

                                        • Политические механизмы решения проблем межнациональных конфликтов. Юридизация национального конфликта.

                                        Тема 12. Религиозные конфликты

                                        • Религия и атеизм (исторический образ противоборства двух мировоззрений).

                                          Религиозная вера, верования. Атеистическое воспитание и убеждения. Свобода совести. Функции религии.

                                        • Место религии в духовной культуре общества и духовной жизни человека. Религия и нравственность. Общие черты нравственных заповедей в мировых религиях.
                                        • Функционализм и теория конфликтов о роли и значении религии для общества (О. Конт, Б. Малиновский, З. Фрейд, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер, К. Юнг и др.).
                                        • Отношение государства к религии и церкви. (Исторический обзор борьбы и сотрудничества).

                                          Мировой и российский опыт.

                                        • Религиозный экстремизм.
                                        • Мировые религии: христианство, мусульманство, буддизм и их отношение к социальным противоречиям, неравенству. Пути преодоления социального неравенства.
                                        • Функционалистские и феноменологические направления в социологии религии. Эволюция религии по Р. Беллу.
                                        • Проблемы секуляризации и религиозное возрождение. Концепции нового религиозного сознания (Кэмпбелл, Вутноу).

                                          Религиозная ситуация и религиозные конфликты в современной России.

                                        • Молодежное сектантство в России («Харе Кришна», «Аум Сенрике», мунисты, Белое братство, сатанисты и т.д.) как специфическая форма личностного протеста и ретризма. Деятельность по реадаптации, реабилитации «жертв религиозных сект».

                                        Тема 13. Экологические конфликты

                                        • Глобальные мировые проблемы как макроконфликты Земной цивилизации и международное сотрудничество по их решению.
                                        • Кризисная экологическая ситуация в России. Причины и последствия.
                                        • Экологическая катастрофа и ее влияние на генофонд общества. Экология человека.
                                        • Экологический детерминизм. /А. Хаит, О. Дункан./ Экологическая безопасность. Современные концепции: экологическая этика А. Швайцера: доклады Римского клуба; идеи инвайроментализма в американской социологии; теория экологического комплекса.
                                        • Человек, общество и природа (единство и противоречивое взаимодействие).

                                          Проблема коэволюции (К. Циолковский, А. Чижевский и др. представители русского космизма) Концепция В.Вернадского о ноосфере.

                                        • Экологическое воспитание и образование (задачи, цели и роль социальных работников).

                                          Соблюдение законов о природопользовании. Экологическое измерение международных отношений. Экологизация науки, техники, производства, государственной политики.

                                        • Охрана окружающей среды. Становление движения «зеленых» (идейно-теоретическая позиция, социальная база).

                                          Конфликты «зеленых» с государственным и ведомственным консерватизмом.