Вопрос 31: Понятие направленности личности

Уровень — это общественная значимость направленности человека. Только общественно значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень направленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности, формируемой в процессе коммунистического воспитания. Широта направленности не должна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек необоснованно начинает считать себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого круга интересов должен быть центральный, главный, интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. Для учащегося — это совершенствование производственного мастерства. Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности. Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времена. Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности. В основе направленности человека лежат его потребности. Биологические — отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле.

Исторически сложившиеся в человеческом обществе материальные потребности: пища, одежда, жилье. И духовные: познавательные, моральные и эстетические, творческие. Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности. Влечение — малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие четко понимаемой, осознанной цели. Желание — более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления. Интерес — еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию. Склонность — стремление к определенной деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы. Идеал — форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить. Мерилом и образцом для советских людей всегда служит образ великого Ленина. Мировоззрение — это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе.

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... появление указанных особенностей в поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки (если да, то ... или дочь взрослыми». Уточните, с какого возраста можно говорить о: произвольности поведения человека, развитии «подлинной» самостоятельности и ответственности за поступки. 11) Классная руководительница 8 класса ...

Мировоззрение каждого конкретного человека определяется в конечном счете его общественным бытием, поэтому оценивать его надо прежде всего в сопоставлении с коммунистическим мировоззрением. В противоположность активному существует пассивное мировоззрение, называемое миросозерцанием. Сочетание мышления и воли в поступках человека приводит к переходу мировоззрения в убеждения как высшую форму направленности личности. Мировоззрение и убеждения учащегося определяют его моральные качества. Мораль — понятие, обобщающее отражения в общественном и индивидуальном сознании нравственных явлений. Моральные свойства личности, моральные убеждения, моральные чувства — отражение нравственных норм и вместе с тем регулятор нравственных поступков данной личности. Нашему обществу свойственна коммунистическая мораль, лежащая в основе коммунистического воспитания. Моральные качества весьма отчетливо проявляются, в совести личности. Совесть — нравственная самооценка человеком своих поступков. Спокойная совесть, угрызения совести — эти чувства возникают у человека при сравнении своих поступков с принятыми нравственными принципами и нормами поведения. Надо различать учащихся, морально невоспитанных и неправильно морально воспитанных, аморальных. Моральный облик человека раскрывается в его поступках. Иногда одного поступка достаточно, чтобы увидеть моральный облик учащегося. Но, как правило, он раскрывается только в сопоставлении поступков, совершаемых в различных областях деятельности.

Вопрос 32: Принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении

Принцип коллективизма -сочетание труда отдельных работников с трудом всего педагогического коллектива.

Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

В процессе обучения идет индивидуальное развитие. Постепенно человек выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайшего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется обще учебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.

В любой образовательной системе есть свои достоинства и недостатки. Недостатки классноурочной системы:

  • сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;
  • ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;
  • трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижения в умственном развитии учащихся;
  • ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;
  • усреднение темпа прохождения учебного материала.

Достоинствами технологии являются:

  • активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;
  • возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
  • сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;
  • демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

6 стр., 2702 слов

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

... темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. ...

  1. Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.
  2. Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.
  3. Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

Задачей же педагогов при осуществлении индивидуального подхода в обучении становитсясоздание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.Психологи обосновали оптимальные пути обучения детей с низкой обучаемостью и интеллектуально пассивных детей. Обучение необходимо строить, исходя из особенностей их психики — замедленного темпа формирования обобщенных знаний, интеллектуальной пассивности, повышенной утомляемости при умственной деятельности. На первых порах оптимально для этой категории школьников обучение в несколько замедленном темпе, с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений, большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения, с постепенно уменьшающейся посторонней помощью и так же постепенно повышающейся степенью трудности задач. Большее внимание должно быть уделено мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.

Вопрос 33: Темперамент и его психологическая характеристика

Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. С точки зрения психологов, четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей. В целом, классификация по темпераментам не удовлетворяет современным требованиям к факторному анализу личности и в настоящий момент интересна скорее с исторической точки зрения. В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Психологические характеристики основных классических типов темперамента:

САНГВИНИК. Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. ХОЛЕРИК. Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

6 стр., 2608 слов

Связь характера с темпераментом и их отличия

... или психическое свойство личности. Цель реферата - углубление знаний о темпераменте и характере человека, рассмотрение типов и свойств темперамента и их влияния на характер человека, формулирование выводов на ... и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов. Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут ...

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. МЕЛАНХОЛИК. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.

Вопрос 34: Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями

Знание — совокупность информации и правил вывода о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений.

8 стр., 3579 слов

Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. ...

... бессознательные мотивации, подобных черт поведения, мы обнаружим, что черты поведения охватывают и множество других, совершенно, казалось бы, несоответствующих черт характера. К примеру, смелое поведение может мотивироваться амбициями, так что человек в определенной ...

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизации. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой — хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.

Вопрос 35: Характер: понятие, структура и диагностические свойства.

Характер — качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные свойства личности. Характер — «каркас» и подструктура личности. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.).

Характерология — отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки), предмет которой – характер. Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии. В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме. «В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Симптомокомилексы — системы взаимосвязанных психических свойств.

2 стр., 941 слов

Качества и черты личности лидера

... со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью. 3. Искусство ... метакачеством, интегрирующим профессиональные, лидерские и субъектные качества личности руководителя. Модель лидерского потенциала перспективного руководителя представляет ... изучена в психологических исследованиях, не определены факторы, вызывающие эти изменения. Особый интерес вызывает ...

1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу.(замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

2. Черты, показывающие отношение человека к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность) 3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность, самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами)» . «В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся: а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность); б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность); в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).» Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера. «Среди них выделяются следующие: — Моральная воспитанность характера. — Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлении и увлечений.

— Цельность характера. Это единство психического склада человека.

— Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения

— Сила характера.

— Твердость характера.

— Уравновешенность характера.

Наиболее широко признанной в современных международных изданиях классификацией глобальных черт характера является так называемая «Большая пятерка» свойств:

1. самоуверенность — неуверенность;

2.  согласие, дружелюбие — враждебность; 3. сознательность — импульсивность; 4. эмоциональная стабильность — тревожность; 5.  интеллектуальная гибкость — ригидность.

Если факторы 1 и 4 в большей мере можно связать со свойствами темперамента (это, по существу, те же павловские «сила» и «уравновешенность»), то факторы 2, 3 и 5 — собственно факторы характера как такового. Факторы    имеющие    несомненное    значение    в психологической практике:

1) общительность — замкнутость; 2) доминантность (лидерство) — подчиненность; 3) оптимизм — уныние; 4) совестливость — бессовестность; 5) смелость — осторожность; 6) впечатлительность — толстокожесть;

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка ... Проследите за успешным завершением дела. Укрепляйте дружеские отношения. Трудные люди Сделаю потом Ваша цель – помочь этому человеку научиться принимать самостоятельные решения Ориентация на работу ...

7) доверчивость — подозрительность; 8) мечтательность — практицизм; 9) тревожная ранимость — спокойная безмятежность; 10) деликатность — грубость; 11) самостоятельность — конформизм (зависимость от группы); 12) самоконтроль — импульсивность; 13) страстная увлеченность — апатичная вялость; 14) миролюбивость — агрессивность; 15) деятельная активность — пассивность; 16) гибкость- ригидность; 17) демонстративность — скромность; 18) честолюбие — непритязательность; 19) оригинальность — стереотипность.

Перечисленные факторы достаточно убедительно могут проиллюстрировать главные идеи современной дифференциальной психологии характера. Любой поступок, в котором проявляются перечисленные выше черты, имеет много внешних и внутренних причин. Причем внешние причины (внешние ситуационные стимулы и условия поведения) действуют на человека не автоматически, а через его особенности восприятия и понимания (категоризации) ситуации.