Формы научения 2

Tuesday, 28 February y г.

билет 5

Формы научения

Научение — относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой. Выделяют следующие формы научения:

1. Классический условный рефлекс:

совокупность двух безусловных рефлексов (причино-следственная связь между двумя безусловными рефлексами).

Для образования условного рефлекса необходимо совпадение во времени двух раздражителей: безусловного и индифферентного (условного).

Под безусловным раздражителем понимается такое воздействие на животное, которое вызывает врожденную реакцию. Условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя; условный раздражитель должен быть физиологически более слабым, чем безусловный; необходимо отсутствие посторонних раздражителей и мотивационного состояния.

2. Инструментальный условный рефлекс (оперантная форма научения):

вид ассоциативного научения, основанный на активной целенаправленной деятельности животного. В отличие от классического условного рефлекса И.у.р. состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в формировании такого действия, которое позволит достичь или избежать последующего подкрепления. При этом подкреплением является достижение биологически полезного результата. При К.у.р. подкрепление наступает независимо от того, произойдет реакция животного или нет, в случае И.у.р. вероятность подкрепления определяется активностью животного. При образовании И.у.р. основную роль играют потребность и мотивация.

3. Импринтинг (запечатление):

форма научения, характеризующаяся чувствительными периодами, необходимыми для своего проявления; быстротой усвоения информации, иногда без заметного подкрепления; длительным сохранением результата научения и выраженным влиянием его на последующее развитие. Заканчивается при половом созревании.

4. Привыкание (негативное научение):

форма научения, которая заключается в устойчивом ослаблении реакции на раздражитель вследствие его многократного предъявления, не сопровождавшегося подкреплением. Н.н не является результатом утомления или адаптации, это научение не реагировать, подавлять реакцию, которая оказывается незначимой.

5. Имитационное научение (подражание):

форма научения у животных в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого, причем доминантного.

6. Доминантное научение:

к этой форме научения относятся случаи очень быстрого образования условно-рефлекторной реакции (1-2 сочетания стимула и подкрепления на базе гипертрофированной, господствующей потребности) (например, половое поведение кобелей следующих за течной сукой).

11 стр., 5327 слов

Общая характеристика процесса научения

... модификацию инстинктивного поведения процессами научения путем изменения сочетания раздражителей, обусловливающих определенный инстинктивный акт, выделения ... обусловливание (выработка условного рефлекса, по Павлову), инструментальное, или оперантное, научение, латентное научение (научение путем проб и ... факультативного науче­ния неодинакова в разных формах егс проявления. Конкретизация видового опыта ...

7. Когнитивная форма научения (интеллектуальное научение):

высшая форма научения, основанная на формировании животными функциональной структуры внешней среды с последующим использованием ее закономерностей и связей для построения программ поведения. Свойственно в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой. Включает в себя образное научение, элементарную рассудочную деятельность, вероятностное прогнозирование и научение в форме инсайта. При К.ф.н. происходит оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы, при этом используются как прошлый опыт, так и анализ имеющихся возможностей, и в результате формируется оптимальное решение.

8. Латентная форма научения (непроизвольное, скрытое научение):

информация, полученная в результате исследования, позднее может быть использована для организации целенаправленного поведения, например, поиска пищи. Образование причино-следственной связи между двумя индифферентными стимулами без явного подкрепления.

Вопрос 2

Лабрадоры ретриверы отличаются своей интеллигентностью и разносторонней одаренностью, чрезвычайно острым чутьем и страсью к апортировке. Благодаря своим особенностям лабрадоры находят разнообразные применения в качестве служебных собак.

У них множество профессий: лабрадоров ретриверов используют на тягловой работе, на охоте для поиска и апортировки дичи, на таможне они ищут наркотические и взрывчатые вещества, участвуют в спасательных работах в горах, на воде, в завалах. Уравновешенность характера и врожденная предусмотрительность лабрадора исключительно подходят для работы поводырем слепых — в мире 80% собак-поводырей составляют лабрадоры. И самое важное — это надежная и послушная собака, преданный и умный компаньон.

Общение с лабрадором принесет вам огромное удовольствие. Это необычайно жизнерадостный, доброжелательный и общительный пес. Чутко воспринимая настроение хозяина, он не будет путаться под ногами, но в любом деле будет рад помочь.

Лабрадор — это прирожденная нянька, поэтому Без опасения под его присмотром можно оставить детей. Лабрадору не требуется особый уход для поддержания в хорошем состоянии, регулярно чистить щеткой шерсть — и ваш питомец будет отлично выглядеть. Гулять рекомендуется не меньше часа, не считая беготни на свободе.

Вопрос 3

Поворот с собакой направо выполняется следующим образом: дрессировщик выставляет правую ногу на 90° вправо.

Приставляя левую ногу, подает команду «Рядом».

При повороте с собакой налево — выставляет левую ногу на 90° влево перед передними лапами собаки.

Поворот дрессировщика с собакой кругом производится через правое плечо.

9 стр., 4189 слов

Выработка поисковых и сигнальных навыков у собак

... должна лежать среди аналогичных контрольных вещей. Отработка навыков ведется следующим образом. Дрессировщик привязывает собаку у объекта, дает ей занюхать приготовленный контейнер с наркотиком и лакомством, ... пенала. Пуск осуществляется на поводке по команде «Нюхай» и жесту рукой в сторону спрятанного контейнера. После нахождения искомого запаха собака обычно останавливается и пытается завладеть ...

Для этого он разворачивает правую ногу на 180° вправо, переносит на нее тяжесть корпуса. Поворачиваясь, подает команду «Рядом» и, приставляя левую ногу, сажает собаку рядом. Для поворота в движении направо дрессировщик, делая шаг с левой ноги, подает команду «Рядом».

Повернувшись на носке левой ноги, помогает собаке рывком поводка продолжать движение в новом направлении.

Для поворота налево дрессировщик, поставив правую ногу, подает команду «Рядом», придерживая собаку, поворачивается налево на носке правой ноги и продолжает движение в новом направлении. Поворот кругом в движении выполняется через правое плечо.

Дрессировщик замедляет движение/подает команду «Рядом», поворачивается кругом, помогая собаке принять правильное положение возле себя.

Навык считается выработанным, если собака, находясь без поводка, по первой команде или жесту дрессировщика занимает правильное положение у его левой ноги и сохраняет его при разных темпах движения и поворотах на месте и в движении.

Возможные ошибки дрессировщика: неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей; применение чрезмерно сильных механических раздражителей без учета индивидуальных особенностей собаки; неумелое пользование строгим ошейником; частое повторение команды «Рядом» без подкрепления рывком поводка.

билет 6

Вопрос 1

Служебные собаки широко используются в пограничных войсках. В трудных ночных условиях они своевременно предупреждают о приближении нарушителей границы, помогают преследовать их по невидимым запаховым следам, задерживать и обезвреживать.

Большую помощь служебные собаки оказывают в поиске и задержании опасных уголовных преступников.

Вопрос 2 Посадка собаки

Этот навык необходим для пастушьих, розыскных и других служебных собак. Желателен для охотничьих. Исключается для караульных собак. Команда «сидеть!». у некоторых охотников «сядь!». Жест для служебных собак — вытянутая снизу вверх на линию плеча правая рука полусгибается в локте ладонью вперед, к собаке или поднятая выше линии плеча правая рука, не сгибаемая в локте.

При вкусопоощрительном методе дрессировки подается команда «сидеть!», пока собака (обычно щенок), видя лакомство и попрыгав за ним, сама не займет положение посадки, что и закрепляется дачей лакомства, оглаживанием.

При контрастном методе дрессировщик держит собаку на поводке и, повернувшись к ней, левой рукой нажимает на крестец собаки, правой рывком подтягивает вверх поводок, произнося команду «сидеть!». За выполнение этой команды собаке дают лакомство. Потом дрессировщик даст команду, не нажимая на крестец собаки. Дальнейшее усложнение приема — выработка быстрой и четкой посадки по команде «сидеть!» с выдержкой в этом положении от 10 до 15 секунд.

Затем отрабатывают посадку собаки на различном расстоянии от дрессировщика: на полдлины удлиненного поводка, на всю его длину и без поводка. Дергать поводком в момент подачи команды не следует. Команда сочетается с одновременной подачей жеста посадки. Выдержка в этом положении постепенно возрастает от 30 до 40 секунд. При отвлечении собаки, срывах с места посадки подается команда «сидеть!» с угрожающей интонацией и с вводом безусловного раздражителя. Отвлекающейся собаке, которую надо усадить, подают строго команду «Сидеть!».

9 стр., 4143 слов

Психологический климат и межличностные отношения в команде

... в этой команде.Основной причиной конфликтов в деловых отношениях является недобросовестное отношение ряда членов команды к тренировочным занятиям и соревнованиям, а в личных отношениях -- низкий ... другая -- чемпионат мира. Вскоре Ленк обнаружил серьезный внутригрупповой конфликт в обеих командах. Командам предсказывали раскол на две враждующие группировки. Эти данные подтверждались не только ...

Вопрос 3

Применение малинуа Издавна это были отличные пастушьи собаки, но с 1880 года они стали незаменимыми помощниками полицейских. Как утверждают бельгийские специалисты, порода собак малинуа неразрывно связана с ринг-спортом – состязаниями полицейских собак. Эти животные разводились по особой методике, в которой более ценятся рабочие качества, чем экстерьер. Они «работают» в армии и полиции, в том числе и в розыскной службе, в спасательных структурах.

билет 7

Вопрос 1

О воспитании собаки

Воспитание молодой собаки, это в первую очередь — развитие данных природой полезных задатков, передача социальных ценностей и установок, норм и правил поведения от человека к животному.

Подсознательно каждый человек подбирает себе собаку по своему характеру. Кто-то желает видеть рядом с собой энергичного доберман, кого-то устраивает флегматичный ньюфаундленд, некоторых раздражают маленькие собачки, другие опасаются больших. Но всех этих людей объединяет любовь к животному миру. Так что из всех известных пород каждый выбирает то, что “лежит ближе к его сердцу”. Плохо, когда выбор произошел случайно. Влияние моды распространяется даже на собак. Хорошо еще, когда вопрос стоит уже о выборе породы, а не о приобретении щенка по наитию, внезапной прихоти, это может принести много бед и проблем семье, а для живой “игрушки”, появившей в вашем доме, это просто катастрофа. Перед тем как взять собаку в дом задайте себе ряд вопросов, может быть, это спасет вас от необдуманного шага, а собаку от печальной участи:

· для чего вам собака,

· почему именно эта порода,

· где она будет жить, позволяет ли жилплощадь,

· способны ли вы ее прокормить, приобрести необходимое снаряжение,

· обеспечите ли вы ее ветеринарным контролем и лечением,

· согласны ли все члены семьи,

· как присутствие собаки будет соотноситься с детьми,

· есть ли рядом место для выгула и прогулок,

· будет ли у вас время, чтобы уделить достаточно внимания собаке

Щенок в вашем доме — это ребенок, член семьи. От четкости выполнения домашнего режима в семье зависит четкость формирования полезных связей, образования условных рефлексов, которые помогут быстро адаптироваться молодой собаке в человеческом коллективе. Если в доме есть хозяин и порядок, то и собака в скором времени сможет быстро социализироваться и не причинять беспокойства своим поведением. “Какой хозяин, такая и собака”. В целом в развитии живых существ наблюдается следующая закономерность: чем выше место, которое данный живой организм занимает на эволюционной лестнице по уровню своего развития, тем сложнее его нервная система, но зато тем больше ему требуется времени для того, чтобы достичь состояния полной психической зрелости (человек и собака).

Люди уступают собакам в индивидуальной приспособляемости к самостоятельной, независимой жизни.

Цели воспитания: их можно классифицировать следующим образом:

· “купирование” нежелательных форм поведения и свойств, унаследованных от диких предков

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... Теоцентризм сциентизм - Социоцентризм сциентизм. - Все перечисленные. Вопрос 13. Главными философскими методами являются: - диалектический метод и диалектическая концепция развития. - антидиалектический и метафизический ... - мира чувств вещей. - афинской демократии. - диалектики, как метода познания. - космологии. Вопрос 21. Какие виды души признавал Аристотель: - растительная - растения. ...

· поощрение желательных форм поведения

· формирование и развитие индивидуальных качеств

· укрепление эмоциональной мотивационной регуляции

Собака является стайным животным. Человек и собака – уже стая. Существуют различные категории владельцев собак, каждой из которых предъявляются различные требования:

Первая категория.

Владельцы, относящиеся к собаке, как к предмету личной собственности (красота, качества родословных), абсолютно не обращающие внимания на рабочие качества собаки. В этом случае собака начинает страдать от недостатка общения. Это проявляется в отсутствии ролевых, ситуационных игр. Отсюда возможны проблемы: неадекватное выставочное поведение, агрессия в семье. В этом случае будущим владельцам рекомендуется брать таких собак, которые не склонны к тесному общению с человеком.

Вторая категория.

Владельцы, связанные с собакой физиологически (ухаживать, заботиться, вылечить – неважно, от чего).

В этом случае собака бывает труслива, возбудима, разборчива в еде. Будущим владельцам рекомендуется брать собак с высокой степенью приспособляемости.

Третья категория.

Владельцы собак, требующие дисциплины и порядка всегда

(желание иметь собаку — автомат).

В этом случае у собаки может проявляться непредсказуемое поведение, которое не понимает владелец – трусость или агрессия.

Будущим владельцам рекомендуются собаки с сильно развитым стереотипом поведения, реактивные, с высокой стабильностью.

Четвертая категория.

Владельцы собак, использующие их в качестве инструмента для достижения какой — либо цели. Они придают значение наследственным качествам. Занимаются с собаками охотой, охраной, спортом. Таким рекомендуются собаки с выраженной высокой активностью, конструктивностью (быстро реагирующие в сложных ситуациях), приспособляемостью. У собак в этом случае может проявляться трусость, недостаточная активность, осложнения в социальных ситуациях.

Вопрос 2

Русский охотничий спаниель некрупных размеров даёт возможность вариаций его использования на охоте. Главное их отличие – отсутствие стойки. Одни считают эту особенность недостатком, а другие превосходством: пока другие породы замирают в стойке, то спаниель, пробираясь под кустарниками, выгоняет дичь под выстрел.Русский охотничий спаниель – очень уравновешенное животное. Порода обладает ласковым, активным и игривым характером. Боготворит семью и хозяев. Спаниелем можно гордиться. Дружелюбность и любовь играть с детьми делает породу абсолютно безопасной для любой семьи. Жизнь в квартире с охотничьим спаниелем не доставит вам хлопотСпокойно и без какой-либо агрессии относятся к другим животным, проживающим на их территории. Но при этом мелких животных могут принять за дичь и охотиться.

Русский кокер достаточно легко обучается, спортивный и внимательный. Как подружейная собака имеет все наилучшие качества:

превосходный нюх;

выносливость;

упорство;

энергичность;

желание приносить добычу.

Собака начинает работать очень рано. Уход не требует значительных усилий или навыков. Наделены охотничьим инстинктом, они очень активно ведут себя на открытом воздухе.

Вопрос 3 Методы дрессировки

Механический метод. Этот метод основан на подкреплении условного раздражителя физическим или болевым воздействием а нажимом, рывком поводка, шлепком, ударом хлыста, плетки. При механическом методе можно добиться безотказного выполнения собакой всех команд, но этот метод применим только к сильным, уравновешенным или инертным собакам. В основном он применяется при дрессировке караульных собак и при начальной дрессировке собак-флегматиков.

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

... которые вызвали наблюдаемый поступок.  Конфликты поступков требуют от учителя особой выдержки, ибо методы педагогического воздействия всегда должны выбираться после анализа всей ситуации в целом, с ...

Главный недостаток метода — в результате сильных раздражителей могут разрушаться нормальные отношения, основанные на привязанности и доверии собаки к человеку. Собака нередко боится дрессировщика, но покорно выполняет его команды, делая это по принуждению, без заинтересованности в работе.

Вкусопоощритсльный метод основан на пищевом раздражителе. Так, обучая собаку приему посадки, дрессировщик показывает ей лакомство, которое держит в руке, поднятой над её головой. Желая получить лакомство, собака, чтобы лучше видеть его, садится и в тот же момент получает лакомство. При этом методе легко устанавливается контакт между дрессировщиком и собакой и быстро образуется вырабатываемый у неё условный рефлекс. Недостаток вкусопоощритсльного метода состоит в том, что он не обеспечивает безотказности в работе собаки. Постоянно подкармливаемая собака теряет интерес к занятиям и выполняет команды неохотно, неточно и без необходимой выдержки. Этот метод нередко практикуется при обучении комнатных собак игровым навыкам.

Контрастный метод дрессировки характерен применением раздражителей механического и вкусопоощ-рительного метода. Действуя раздражителем механического метода, без особой силы и грубости заставляют собаку принять ту или иную позу, после чего немедленно дают ей лакомство. Контрастный метод объединяет положительные стороны вкусопоощритсльного и механического методов, при нем контакт дрессировщика с собакой наиболее прочен. Это основной и широко распространенный метод дрессировки собак.

Подражательный метод особенно распространен в пастушьей службе и в некоторых видах охотничьего собаководства. При этом методе в работе взрослых собак участвуют щенки. Они учатся охранять стадо, преследовать зверя и т. д. Этот метод применяют и при дрессировке молодых собак, предназначенных для караульной службы. Их ставят на пост вместе со взрослой караульной собакой или вблизи нее.

билет 8

Вопрос 1

Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Привычка — способность живых существ сохранять и воспроизводить ранее приобретённые изменения.

Вопрос 2

В стандарте Американского клуба собаководства написано: «Мягкий характер — отличительная черта ньюфаундленда».

Ньюфаундленду просто необходимо быть рядом с людьми, постоянно общаться с ними. Представители этой породы очень плохо переносят одиночество. Если молодой пёс надолго останется один, то он найдёт работу для своих мощных челюстей — хозяин потом может не узнать своего дома.

Спокойный, уверенный и молчаливый пёс лучше всего будет чувствовать себя в просторном доме с участком. Желательно, чтобы неподалёку находился водоём. Ещё лучше, если хозяин сможет заниматься с собакой по курсу «служба спасения на водах».

Ньюфаундленд молчалив по своей натуре. Даже в игре он редко подаёт голос.

Вопрос 3

Обучение стойке

Не делая перерыва из игры, собаку, уже приученную к ринговке ставят на пол (или стол) и придают руками требуемое положение, дают команду «Стоять». Поначалу можно поддерживать собаку за нижнюю челюсть, чтобы закрепить стойку. Но со временем от этого нужно уходить.

6 стр., 2530 слов

Яновский_место метода самонаблюдения

... Такой статус В.Вундта в психологии принято объяснять преимуществом, которое оказалось в его руках благодаря введению эксперимента в изучение психики. Несмотря на свою убедительность, это ... неосуществимо) — неиллюзорен; поэтому он способен послужить базой для развития соответствующего варианта экспериментального метода. С этого, собственно, и началось развитие психологии как науки, добывающей факты в ...

Собака должна стоять самостоятельно.

Когда собака застыла в правильном положении хотя бы на 3 секунды, ей нужно дать один кусочек лакомства, фиксируя стойку.

Нужно снова скомандовать «Стоять» и когда собака не сводит глаз с лакомства, зажатого в руке, хозяин должен плавным движением руки нарисовать большой круг в воздухе.

После этого снова дать лакомство. И так каждый следующий кусок после команды и круга рукой. Это делается для того чтобы, собака спокойно ждала лакомство в стойке.

Движение рукой словно гипнотизирует ее, она замирает и ожидает лакомства. Кроме того, собака привыкает к тому, что хозяин может делать рукой движения, например, поправлять ринговку и на выставке не будет прыгать в поисках лакомства. Круг рукой «рисуется» только на начальном этапе тренировок. Когда собака будет спокойно стоять длительное время, этот маневр больше не понадобится.

Лакомство нужно давать до тех пор, пока собака красиво и неподвижно стоит. Тогда она быстрее и на более долгий срок запомнит правильную позицию. Если собака села или переставила лапу, нужно резко от нее отвернуться и уйти в сторону секунд на 30. После этого нужно начать этап обучения с начала. Когда лакомство закончится, собаку нужно громко похвалить и погладить. Даже когда стойка идеально отработана, на выставке перед выступлением ее нужно несколько раз повторить.

12