Вопрос 2. Место педагогики

Определение педагогики по Харламову. Изучение всякой науки, как правило, начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и что конкретно является предметом ее исследования? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определенный аспект при-родных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание ко-торых имеет большое значение для осмысления ее теоретических основ. В этом плане из-вестное изречение: отыщи всему начало и многое поймешь, – имеет глубокий смысл. Вот почему изучение курса педагогики также следует начать хотя бы с краткого истори-ческого обзора ее возникновения и развития и осмысления того предмета, исследованием которого она занимается. Однако, рассматривая эти вопросы, надо всегда иметь в виду два существенных положения. Первое. Какими бы извилистыми и окутанными туманом времени ни были пути развития той или иной науки, каждая из них так или иначе формировалась под влиянием потребностей общества и призвана выполнять определенные общественные функции. Второе. Любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко вычленялся и конкретизировался специфический, только ей при-сущий предмет исследования.

В этой связи, как отмечается в философии, перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место в общей системе вещей и зна-ний. Как же обстоит в этом отношении дело с педагогикой? Чем было обусловлено ее возникновение и развитие как науки? Какое место занимает она в общей системе вещей и знаний? Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Чтобы это положение стало более понят-ным, следует обратить внимание на одну существенную деталь. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с под-готовкой подрастающих поколений к жизни, или воспитанием. самом деле, когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятием воспитания, с форми-рованием человека. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколе-ний к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества. Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельно-сти, люди стремились передавать этот опыт последующим поколениям. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обога-щая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам.

11 стр., 5176 слов

Тема 1. Формирование психиатрии как науки. Исторические этапы ...

... всегдав какой-томере отражают гуманность и степень культуры общества; они занимают в борьбе с психичес­кой ненормальностью ... нервно-психическими расстройствами. Организационная психиатрия планирует развитие психоневрологической помощи населению, обеспечивает своевременное выполнение ... ее достижениями и крупнейшими учеными, создавшими науку, имеет большое по­знавательное значение. ...

Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколе-ниям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества: оно присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле иной раз воспитание считают «общей и вечной категорией», подчеркивая положение о том, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития. Но как и всякое общественное явление, воспитательная деятельность и ее характер не стояли на месте и под влиянием тех же общественных условий постоянно развивались и совершенствовались. Долгое время, например, дети усваивали производственный и мо-ральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Так было в дородовом обществе и при родовом строе, когда сам этот опыт был еще сравнительно простым. Вот почему воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей. Это значит, что в то время не было ни специальных воспитательных учреждений, ни лиц, которые специально занимались бы педагогической деятельностью и профессией которых было бы воспитание.

Вопрос 2. Место педагогики

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

11 стр., 5377 слов

3.Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики ...

... педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами. 2. История педагогикиизучает развитие педагогической ... имеет огромное государственное значение и направлено на улучшение жизнеобеспечения общества, развитие его цивилизованности и культуры. Для конкретной человеческой личности получение ...

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития;

Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

Вопрос 3

I. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности образования, воспитания и обучения человека, развития и формирования личности в самом широком диапазоне. Она аккумулирует данные других отраслей педагогики и в свою очередь является ядром и базой теоретических данных для всех них.

II. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику взрослых. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода. Есть специальная отрасль педагогической науки — андрогогика (от греч. andros — взрослый человек и agoge — руководство, воспитание).

8 стр., 3848 слов

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с участием гувернера

... разного рода психотравмирующих факторов, связанных с пребыванием ребенка в детском саду, необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей, особенно имеющих ограниченные возможности здоровья и др. ... проблемы исследования Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в ...

Андрогогика разрабатывает проблемы воспитания взрослых людей от 18-20 лет до старости в процессе повышения квалификации, непрерывного образования, курсовой подготовки и переподготовки специалистов. В последнее время появилась геронтология (от греч. geron — старик и логия — учение).

Этот раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения организма, дополняется исследованием особенностей воспитания старых людей, т.е. тоже превращается в науку

педагогическую.

III. Отраслевая (или специальная) педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, общественных организаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная), верований. Особое место занимает в этой системе так называемая педеуто-логия — отрасль науки, которая занимается изучением особенностей профессиональной подготовки учителей; назовем также педагогику общения.

IV. Дефектология (от лат. defectus — недостаток и logos — учение)— группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии: тифлопедагогика (воспитание и обучение слабовидящих и слепых), сурдопедагогика (воспитание и обучение глухих, слабослышащих и глухонемых), логопедия (воспитание и обучение детей с нарушением речи), олигофренопедагогика (воспитание и обучение детей с недостатками и отклонениями в умственном развитии).

В последнее время за этими разделами воспитания закрепляется название коррекционной педагогики,

V. Частные методики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, техникумах и вузах: языков, математики, физики, химии, истории, литературы и т.д. Также методики воспитания в разных направлениях: физического, художественного, трудового, экологического, нравственного и т.д. Частные методики разрабатывают специфические вопросы обучения: формы, методы, приемы, организацию — по конкретному учебному предмету или особенные формы и методы воспитательной работы по ее важнейшим направлениям.

VI. Сравнительная (компаративная) педагогика — относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект — состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира, которые она анализирует в сопоставительном плане. Она изучает международный педагогический опыт для того, чтобы взаимообогатить национальные педагогические культуры.

VII. История педагогики изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мусли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней. Она подразделяется на историю зарубежной и отечественной педагогики. Как и общая педагогика, история педагогики охватывает всю систему педагогических наук, поскольку каждьЧй вид педагогики имеет свою особенную историю возникновения, развития и становления в самостоятельную науку.

VIII. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в середине 70-х годов, т.е. насчитывает еще только четверть века. Она сформировалась на эмпирической фактологической базе народной педагогики как ее теоретическое осмысление. Она анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе. Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее ...

IX. Информационная педагогика занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием

Вопрос 4. Педагогика

  • как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
  • наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
  • наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

Объект педагогики — воспитание в широком смысле.

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)

Функции педагогики

теоретические практические прикладные

  • объяснение процесса и законов вооружение педагогов- по отношению к

воспитания и обучения, образования практиков научно-теорет. другим наукам

и просвещения, обоснованиями методов

  • обоснование процессов обучения и воспитания

обучения и воспитания

Вопрос 5.

Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура» — природа. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному». Со временем слово «культура» стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых был их сверхприродный характер. Соответственно, и сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, был включен в систему культуры, которая тем самым приобретала смысл «образования» и «воспитания».

Правда само различие между естественным и созидаемым человеком, рукотворным, было замечено и обозначено общественным сознанием задолго до того, как вошел в употребление термин «культура»: так древнегреческое «техне» («ремесло», «искусство», «мастерство», отсюда — «техника») имело близкий смысл, а в XVIII в. культура стала предметом специального теоретического и исторического изучения (Вико, Гердер, французские энциклопедисты).

С тех пор было сделано немало попыток уточнить содержание самого понятия «культура», однако единства взглядов достигнуто не было. В 1952 году американские исследователи А. Кребер и А. Клакхон в книге «Культура» классифицировали все представления о культуре, которые были предложены в конце XIX-начале XX веков, и при этом собрали около 200 определений!

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Это объясняется прежде всего сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, что сущность культуры выявляется при рассмотрении ее как одной из форм бытия. Бытие — исходное философское понятие, которое определяет целостность объективной реальности. Исходной формой бытия является природа; на определенной ступени развития природы рождается новая форма бытия — человеческое общество, которое отличается от природной, естественной формы существования животных принципиально иным типом жизни, деятельности и развития. Это принципиальное отличие состоит в том, что законы поведения людей в обществе не передаются по наследству чисто биологически, как это происходит у животных, а вырабатываются каждым новым поколением прижизненно. Однако при этом человек остается биологическим существом и повинуется тем же законам природы, что и животные или неодушевленные предметы. Таким образом, человек вынужден синтезировать в себе, в своем существовании и поведении, природные и общественные закономерности. Поэтому человек оказывается некоей третьей формой бытия наряду с природой и обществом. Но это не механическое соединение природного и общественного, а их органическая, неделимая связь. Вследствие этого у человека появляются новые качества — их называют «системными», — что делает его центральным звеном в цепи основных форм бытия (рис. 1).

Каким же образом возможно органическое соединение в человеке природного и социального? — Эта возможность обусловлена принципиальным отличием деятельности человека от поведения животных. Жизненная активность последних обращена только на удовлетворение их витальных (от лат. vita — жизнь — примеч. ВВС), биологических потребностей, а для этого достаточно наследственного генетического кода, определяющего поведение животного. У человека же программы деятельности не «закодированы» в генах и передаются от поколения к поколению и от вида к индивиду новым механизмом — «социальным наследованием», — который вырабатывается культурой. Работа этого «механизма» состоит в том, что накапливаемый человечеством опыт отделяется от самих людей, обретая самостоятельное предметное существование, т. е. опредмечивается в вещах, произведениях науки, искусства, философии, религии. В этих произведениях аккумулируются, «отвердевают» и таким образом передаются из поколения в поколение, наследуются каждым человеком вырабатываемые людьми знания, ценности и умения.

Так возникает еще одна (уже четвертая после природы, человека и общества) форма бытия — культура (рис. 2).

А сам человек становится уже не двух-, а трехсторонним существом — био-социо-культурным.

Таким образом, культура предстает перед нами как процесс человеческой деятельности, включающий в себя следующие звенья:

во-первых, это сам человек как субъект деятельности, обладающий не врожденными, а благоприобретаемыми качествами, т. е. такими, которые, опираясь на природные задатки, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого отдельного человека (по закону «онтогенез повторяет филогенез», т. е. биография человека кратко повторяет «биографию» человечества);

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

во-вторых, это способы деятельности человека, которые им изобретаются, совершенствуются и передаются из поколения в поколение благодаря обучению, образованию и воспитанию. Это и есть «опредмечивание сущностных сил человека», о котором мы говорили, т. е. процесс «отторжения» от человека его прижизненно усвоенных и накопленных достижений;

в-третьих, это сами предметы, создаваемые человеком, — материальные, духовные и художественные, т. е. «вторая природа», творимая из материала «первой», подлинной природы. Они нужны для того, чтобы, с одной стороны, удовлетворять сверхприродные, специфически человеческие потребности людей, а с другой служить передатчиком из поколения в поколение накапливаемого человечеством опыта;

в-четвертых, это снова способы деятельности человека, но уже вторичные, т. е. имеющие целью «распредмечивание» тех человеческих качеств, которые опредмечены в вещах, произведениях науки и искусства и тем самым усваиваются и присваиваются каждым входящим в жизнь человеком. Это значит, что во «второй природе», т. е. в культурных предметах, процесс их создания «угасает» для того, чтобы «зажечься» в новой деятельности новых людей;

в-пятых, вновь человек, вторая роль которого в культуре выражается в том, что, благодаря распредмечиванию, он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым творением культуры. Поскольку же одним из формируемых его качеств является потребность в творчестве, созидании, совершенствовании деятельности (чего не может быть у животных, поскольку их генетически запрограммированное поведение стереотипно), постольку человек, творимый культурой, становится ее творцом. Таким образом, принципиальное отличие культуры от природы состоит в том, что только культуре неотъемлемо присуще (имманентно) творчество, постоянно обновляющее ее;

наконец, в-шестых, это общение — особая форма человеческой деятельности, обеспечивающая практическое и духовное единение людей во имя осуществления общих целей.

Итак, мы получаем своего рода цепь культуры (рис. 3) — ее движение от человека к человеку, опосредованное созидаемой им предметностью.

На самом деле это не замкнутый круг, а бесконечная спираль, развертывающаяся в истории. Каждое новое поколение людей находится на более высокой ступени деятельности, чем предыдущее, поскольку оно осваивает переданное ему культурное наследие и умножает традиционное тем, что само созидает.

Отсюда следует, что культура имеет три модальности (модальность — вид и способ бытия и события — примеч. ВВС):

— человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечества, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;

— процессуально-деятельностную, в которой культура выступает в качестве способов человеческой деятельности, — опредмечивания, распредмечивания и общения людей, участвующих в обоих процессах;

— предметную, т. е. многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих «вторую природу» — создаваемые человеком «миры» искусственных объектов: «мир вещей», «мир идей» и «мир образов».

4 стр., 1636 слов

Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

... программ по дисциплинам, способствующим формированию инновационной культуры выпускников вузов, 2005 г. . Предложения по развитию инновационной деятельности преподавателя вуза Проанализировав многочисленные интернет ресурсы, ... технологии, содержательные программы и т.п. " Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2 ...

В этой трехмерности культура реально живет, функционирует и развивается как целостная система.

Историческая динамика культуры определяется взаимодействием внешних для нее и внутренних сил. Внешними являются изменения природы, общества и самого человека. Значительные изменения в природе эпизодичны, хотя и катастрофичны (оледенение, извержения вулканов и т. п.), в целом же изменения в природе происходят так медленно, что на динамике культуры не сказываются. Другое дело — изменения в обществе, которые происходят в его истории все быстрее и быстрее, влияя на преобразование культурных форм; что касается изменений физического и психического облика человека, то в истории человечества они происходят крайне медленно, а в жизни каждого отдельного человека — крайне быстро, обусловливая изменения культуры от детства к юности, от юности к зрелости, от зрелости к старости. Процесс воспитания, обучения и образования человека и является изменением его культурного потенциала в зависимости от возможностей и потребностей каждого этапа его биографии.

Вместе с тем, непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы. Культура, как всякая саморазвивающаяся система, обладает способностью и потребностью самосовершенствования, обогащения своих средств, усложнения своей структуры: так развиваются под влиянием собственных потребностей наука и техника, искусство и философия, формы общения людей; в результате наша отечественная культура в XX веке во многом существенно отличается от той, какой она была в пушкинское время и, тем более, в эпоху Петра Великого и в средние века.

Для истории культуры особенно важны функции художественной деятельности, поскольку искусство является самосознанием культуры, т. е. воссоздает содержание и строение каждого ее исторического типа и каждого регионального, национального, социального и т. д. состояния. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как важный источник изучения истории культуры, которая как в зеркале отражается в истории искусства.

Но рассматривая историю культуры как процесс, в котором происходит смена типов культуры под влиянием внешних и внутренних факторов, мы должны постоянно помнить, что эта смена не может быть мгновенным актом превращения одного культурного состояния в другое, подобно политическим революциям. Если историки и используют понятия «скачок», «взрыв» или «революция» в применении к истории культуры (говоря, например, о «неолитической революции», отделяющей эпоху цивилизации от первобытной культуры, или о Возрождении как «революционном перевороте» в истории европейской культуры), — всякий раз речь идет о длительном процессе, развивающемся если не десятки тысяч лет, то несколько веков. «Революциями» эти процессы называют лишь в том смысле, что они ведут к радикальному преобразованию одного типа культуры в другой. Поэтому типологический подход к истории культуры, который только и может выявить закономерности этой истории, ее объективную логику, должен различать ее основные качественно определенные состояния и состояния переходные, в которых одно качество постепенно превращается в другое.

10 стр., 4643 слов

Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной ...

... предлагаются основы методики типологической диагностики, рассчитанной на использование педагогами и школьными психологами в учебном процессе. Методика состоит из нескольких последовательно идущих шагов, ... · Формирование у них учебной мотивации. · Помощь в профориентации учеников выпускных классов. Учет типологических особенностей детей может расширить возможности педагога в решении этих задач. ...

Необходимо также иметь в виду, что разные национальные ветви культуры развивались неравномерно. В силу многих обстоятельств, культура каждого народа имела свой эволюционный темп — одни культуры развивались стремительно, другие подчас незаметно на протяжении веков и тысячелетий. Вместе с тем, одна и та же культура на разных этапах своей истории развивалась то медленнее, то быстрее. В результате общая культурная картина мира в каждом ее синхроническом (одномоментном) разрезе оказывается крайне пестрой. Пестрота эта определяется не только географически-климатическими, этнопсихологическими (обусловленными национальными особенностями психологии разных народов), конфессиональными (обусловленными принадлежностью к той или иной религиозной общности — конфессии) и другими различиями, но и тем, что в синхронии застывает диахрония, т. е. за сосуществующим, одновременным, стоят разновременно сложившиеся исторические структуры: так, в наши дни на Земле сохраняются еще островки первобытной культуры, существуют рядом и феодальные, и раннебуржуаз-ные, и индустриальные, и постиндустриальные типы культуры. Очень важно понимать это, потому что актуальнейшая проблема «Запад — Восток» является не только региональной, но и исторической проблемой: «Восток» — это законсервированное прошлое культуры, «Запад» — это ее состояние в Новое время и зачатие будущего.

Педагогическая культура предполагает наличие:       •   педагогической направленности в личности педагога (воспитателя), отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;      •   широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога (воспитателя), т. е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;      • совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя), т. е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;       • умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего ему постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;      •   гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога (воспитателя), т. е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т. д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т. д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;     •   педагогического мастерства педагога (воспитателя), предполагающего синтез высоко развитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволяет им эффективно решать учебно-воспитательные задяачи.