Психологические знания в античный период

Вопрос.1

С позиций методологии науки история психологии может быть описана как по­следовательность этапов становления представлений о предмете, методе и объясни­тельных принципах в рамках научных парадигм, в последовательности их возникно­вения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии как единой самостоятельной научной дисциплины.

В истории психологии выделяют период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин и период становления психологии как самосто­ятельной научной дисциплины.

Наиболее характерными чертами периода формирования психологического зна­ния в рамках других научных дисциплин являются:

1) несамостоятельность психологического знания, представленность его как со­ставной части философских и медицинских учений сначала в виде учения о душе, затем — философской теории познания, учений об опыте и сознании;

2) отсутствие сообщества, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и ме­тод изучения;

3) умозрительный характер исследований, несформированность опытного (экс­периментального) подхода к исследованиям.

Этому периоду предшествовало возникновение и развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, обеспечивающих единство и существование первобытных обществ. Представления о душе давали объяс­нение таким явлениям, как сон, сновидения, состояния транса, действие запретов (табу), овладение магическими умениями (на­пример, удачей в охоте), смерть и т. п. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в неизменном при­дании им таинственности, сакральности.

Другая важнейшая характеристика этих взглядов – анимизм – вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа.

 

Человечество начинало с мифологической картины мира. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии, согласно которой Эрот, бессмертный бог любви, влюбился в красивую смертную женщину Психею. Любовь Эрота и Психеи была столь сильна, что Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образом истинной любви как высшей реализации человеческой души. Поэтому Психся — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой прекрасной легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу угадывается глубокая мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – настоящее время) Современное состояние психологической науки может быть ... качеств человека 3.Развитие представлений о предмете психологии. Различное понимание природы и свойств души в исторически первом предмете психологии Психология о душе включает: 6 в до н.э. – ...

Древние греки изначально понимали тесную связь души с ее физической основой. Такое же понимание этой связи прослеживается и в русских словах: «душа», «дух» и «дышать», «воздух». Уже в древнейшую эпоху в понятии души соединялось в единый комплекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и независимой от тела сущности, управляющей жизненными процессами (дух жизни).

В ранних представлениях душа наделялась способностью выходить на волю из тела, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти человека душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Учение о переселении душ относится к одному из самых древних. Оно было представлено не только в Древней Индии, но и в Древней Греции, особенно в философии Пифагора и Платона.

Мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их «двойниками» или призраками), а жизнь зависит от произвола богов, веками царила в общественном сознании.

Психологические знания в античный период

Психология как рациональное познание души человека зародилась в античности в недрах философии на основе созданной в этот период геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания.

Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия души самое главное сущностное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания.

Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469-399 до н.э.).

В отличие от своих предшественников, занимавшихся преимущественно проблемами природы, Сократ сосредоточился на внутреннем мире человека, его убеждениях и ценностях, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая исследовалась в процессе диалогического общения. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.

Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе гениального ученика Сократа — Платона (427-347 до н.э.).

Платон разработал учение о бессмертной душе, обитающей в смертном теле, покидающей его после смерти и возвращающейся в вечный сверхчувственный мир идей. Главное у Платона не в учении о бессмертии и переселении души, а в исследовании содержания ее деятельности (в современной терминологии в исследовании психической деятельности).

Он показал, что внутренняя деятельность душ и дает знания о реальности сверхчувственного бытия, вечного мира идей. Каким же образом находящаяся в бренной плоти душа приобщается к вечному миру идей? Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. При соответствующих усилиях и подготовке душа может вспомнить то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Он учил, что человек «насаждение не земное, а небесное».

Платон впервые выявил такую форму психической деятельности, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. Он первым попытался раскрыть внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав: высшую часть — разумное начало, среднюю — волевое начало и низшую часть души — чувственное начало. Разумная часть души призвана согласовывать низшие и высшие мотивы и побуждения, идущие от разных частей души. В сферу изучения души вводилась такая проблематика, как конфликт побуждений, и рассматривалась роль разума в его разрешении.

10 стр., 4644 слов

Проблема взаимодействия души и тела в философии Р. Декарта

... воля и аффекты, страсти, которые располагают душу к тем вещам, к которым подготовлено тело. Тело человека способно совершать сложные механические движения, под воздействием души и ее страстей. Декарт показал, ... Рационализм был неразрывно связан с культом разума, убеждением в возможности беспредельного познания мира и организации общественной жизни на общественных началах. (2, 387) В своих ...

Ученик Платона — Аристотель (384-322 до н.э.), споря со своим учителем, возвратил душу из сверхчувственного в чувственный мир. Он выдвинул концепцию души как функции живого организма,, а не какой-то самостоятельной сущности. Душа, по Аристотелю, является формой, способом организации живого тела: «Душа есть суть бытия и форма не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».

Аристотель выделил в организме различные уровни способностей к деятельности. Эти уровни способностей составляют иерархию уровней развития души.

Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку не могут существовать без материи, третья — метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум.

Аристотель впервые ввел в психологию идею развития от низших уровней души к се высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения от младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее к разумной душе. Согласно Аристотелю, душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий организму реализовывать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств.

При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость. Эта установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.

Психология в Средние века

При изучении развития психологических знаний в эпоху Средневековья нужно учитывать целый ряд обстоятельств.

Психологии как самостоятельной области исследований в период Средневековья не существовало. Психологические знания включались в религиозную антропологию (учение о человеке).

Психологические знания Средневековья основывались на религиозной антропологии, которая особенно глубоко была разработана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст (347-407), Августин Аврелий (354-430), Фома Аквинский (1225-1274) и др.

Христианская антропология исходит из теоцентрической картины мира и основного принципа христианской догматики — принципа креационизма, т.е. творения мира Божественным разумом.

Современному научно ориентированному мышлению очень трудно понять учения святых отцов, которые носят преимущественно символический характер.

Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и ... годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных ...

Человек есть центр Вселенной. Эта идея была известна и античной философии, которая рассматривала человека как «микрокосм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.

Христианская антропология не отказалась от идеи «микрокосма», но святые отцы существенно изменили ее смысл и содержание.

«Отцы церкви» считали, что природа человека связана со всеми основными сферами бытия. Своим телом человек связан с землей: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», — говорится в Библии. Чувствами человек связан с материальным миром, душой — с духовным миром, разумная часть которой способна восходить к самому Творцу.

Человек, учат святые отцы, двойственен по своей природе: один его компонент — внешний, телесный, а другой — внутренний, духовный. Душа человека, питая тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не сосредоточена в одном каком-то месте. Святые отцы вводят различие между «внутренним» и «внешним» человеком: «Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена же душа»*. Говоря современным языком, внешний человек есть явление природное, а внутренний человек — сверхприродное явление, есть нечто таинственное, непознаваемое, божественное.

В отличие от интуитивно-символического, духовно-опытного пути познания человека в восточном христианстве, западное христианство пошло по пути рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика (конечно, наряду со схоластикой в западном христианстве существовали и иррационалистические мистические учения, но не они определяли духовный климат эпохи).

Апелляция к рациональности в конечном итоге привела к переходу цивилизации Запада в Новое время от теоцснтрической к антропоцентрической картине мира.

Вопрос 3

ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ В ПСИХОЛОГИИ

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть«общественный продукт».

В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигналов, одновременно поступающая из внешней среды и от внутренних органов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В принципе каждый из этих сигналов может стать осознанным, если выразить конкретное воздействие словами – вербализовать.

Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.

Сознание– это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс).

Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

8 стр., 3584 слов

Сознание и личность

... категорий «сознание» и «личность» в жизни человека. сознание философия личность 1. Категория «сознание» в философии ... сознание (психика) есть свойство высокоорганизованной материи; (2) сознание (психика) есть высшая форма отражения внешнего мира; (3) сознание есть субъективный образ объективного мира». Непосредственную связь сознания с психикой человека демонстрирует и следующее определение: сознание ...

Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.

Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.

Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.

Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.

Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.

Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…» (К. Маркс).

Некоторые авторы к свойствам сознания также относят построение отношений, познание, переживание и рефлексию.

17. Понятие о бессознательном. Структура сознания

В данном вопросе мы рассмотрим понятие бессознательного, а также структуру сознания.

Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

К бессознательному обычно относят следующие психические явления:

– сновидения;

– ответные реакции, которые вызываются неощущае-мыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции);

– движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми;

– некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;

– некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное» – это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...

Фрейд считал, что бессознательное – это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры.

Нельзя приравнивать бессознательное в психике человека к психике животного. Бессознательное – это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека.

Принято выделять следующие структурные элементы сознания: психические процессы и психические состояния, психические свойства.

Указанные составные части сознания имеют в своей основе временной принцип разделения.

Психический процесс– это кратковременное психическое явление, имеющее начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

Психическое состояние занимает промежуточное положение между кратковременным психическим процессом и долговременным, маломеняющимся психическим свойством, или свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны, хотя при изменении условий или вследствие адаптации они могут быстро меняться (например, такое состояние, как настроение).

Понятие психического состояния используется для условного выделения в психике индивида относительно статического начала, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамичность психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивые проявления психики индивида в структуре личности.

Психические свойства, или свойства личности, отличаются от психических процессов и психических состояний своей большей стойкостью, постоянством, хотя и поддаются формированию в процессе воспитания и перевоспитания. К ним относятся характер, темперамент, способности, черты личности.

Психика существует прежде всего как процесс – непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения и т. п. (С.Л. Рубинштейн).

Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности.

Вопрос 5

Психоанализ –одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития личности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных симптоматических действий человека.

Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З. Фрейда А. Адлер, К. Юнг развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни.

Фрейдизм– философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:

9 стр., 4065 слов

Психология наука о психике или учение о душе Братусь

... внутреннюю жизнь человека средствами экспериментальной науки*. *В последнее время неприязнь явно усилилась в связи с распространением трансперсональной психологии, претендующей на опытное изучение особых, измененных состояний сознания, а ... спутает, не скажет — «я в нем психики не чаю», «мы живем психика в психику», «у нас царит теплая психическая атмосфера». Если мы так проясним, разведем термины и ...

· мотивации бессознательного;

· соотношения нормальных и патологических явлений психики;

· защитных механизмов психики;

· роли социального фактора;

· влияния детских травм на поведение взрослого;

· сложного строения личности;

· противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

В трактовке этих проблем фрейдизм отстаивал положения о подчиненности внутреннего мира и поведения асоциальным влечениям, о всесилии либидо, о противопоставлении сознания и бессознательного.

Неофрейдизм– направление в современной философии, социологии, психологии, развившееся на основе фрейдизма. Его сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Лидеры неофрейдизма подвергли критике некоторые фундаментальные подходы и утверждения З. Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.

 

Бихевиоризм– направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды[5].

Основоположником бихевиоризма является Д. Уотсон, который открыто провозгласил, что психологию можно считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциации) между стимулом и реакцией. Простота схемы S -> R давала возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования. Отношение S -> R было объявлено единицей поведения.

Перед психологией ставились следующие задачи:

· выявить и описать типы реакций;

· исследовать процесс их образования;

· изучить законы их комбинаций.

Но исходя из схемы S -> R оказалось невозможным понять, как появляются новые действия, поэтому довольно скоро обнаружилась ее чрезвычайная ограниченность для объяснения поведения.

Заслуга бихевиористов была в том, что они ввели в психологию объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недостаточном учете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

7 стр., 3313 слов

Сознание и бессознательное в психике человека

... поведения обусловленаналичием у человека сознания [7].  Как и понятие психики, понятие сознания прошлосложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разныхфилософских системах и школах. В психологии ...

Необихевиоризм– направление в американской психологии, возникшее в 30-е гг. XX в. Главными его представителями явились Э. Толмен и К. Холл. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии – объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д. Хотя эти переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следовало судить только по свойствам поведения. Схема приобрела вид S->V->R.

Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классического бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения. Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

Гештальтпсихология– направление, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Это направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. Гештальтпсихология выступала против выдвинутого психологией структурного принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. В связи с этим следует подчеркнуть роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода. По мнению теоретиков гештальтпсихологии, мир состоит из организованных форм и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.

Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного).

Гуманистическая психология– одно из ведущих направлений современной западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Гуманистическая психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему право самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Это направление прежде всего связано с именами Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Рождерса.

Основные положения гуманистической психологии:

· человек должен изучаться в его целостности;

· каждый человек уникален;

· человек открыт миру;

· жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

· человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации;

· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

· человек – активное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека.

Трансперсональная психология– новое направление в западной психологии, появившееся в 60-е гг. XX в. Представители данного направления ищут новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е. формам особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека не с традиционных научных позиций.

2 стр., 985 слов

Психология (основные направления 20век)

... бихевиоризм был замещён когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологии. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии ... задачу охарактеризовать мыслительный процесс человека и формализовать эмпирический опыт ... психологии начала XX века[3]. Возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики ...

В центре трансперсональной психологии находятся так называемые измененные состояния сознания, переживание которых сможет привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Согласно мнению сторонников данного направления, рождение, смерть, возрождение связаны со страданием и его преодолением, ведут к высвобождению души и вступлению ее в новые, более целостные отношения с миром.