Субъектами рынка являются продавцы и покупатели

Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели

Объектами рынка являются товары и деньги.

характеристики рыночной экономики:

1. наличие независимых товаропроизводителей, свобода экономического выбора (свобода предпринимательства, свобода профессионального выбора, свобода потребительского выбора), предпринимательской деятельности и гарантию прав собственности различных экономических субъектов;

2. конкуренция товаропроизводителей различных форм собственности;

3. свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

4. свободное перемещение капитала между отраслями регионами и странами;

5. наличие рынков капитала и труда;

6. открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов; Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:

Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.

Всеобщность рыночных отношений.

Равноправие рыночных субъектов.

Свободное ценообразование.

Саморегулирование хозяйственной деятельности.

Договорный характер отношений.

Экономическая ответственность субъектов.

Самофинансирование.

Конкуренция.

Государственное регулирование экономики.

Вопрос 29

В процессе формирования рыночных отношений в России государству принадлежит особая роль. Она продиктована спецификой современной рыночной экономики, которая заключается в необходимости ее социальной ориентации. В основе модели социальной рыночной экономики лежит принцип соблюдения социальной справедливости при неуклонном повышении экономической эффективности. И та, и другая задачи не могут быть решены вне государственного воздействия на экономику. Поэтому достижение цели экономического роста в современных условиях невозможно представить в отрыве от государственного регулирования экономики. в период формирования рыночных отношений государственное регулирование экономики не сокращается, а, наоборот, активизируется и усложняется, постепенно замещая чисто административные методы экономико-правовыми и методами экономического стимулирования. Кардинальное изменение форм и методов государственного регулирования является главной особенностью этапа формирования рыночных отношений.Наряду с корректировкой действия чисто рыночных механизмов, важнейшей функцией государства в период формирования рыночных отношений становится создание условий для развития рыночных отношений (включая правовое обеспечение экономических реформ, стимулирование развития конкурентной среды и т.п.).

10 стр., 4616 слов

Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости

... поведение подростков может появиться в результате несформированности объектных отношений с матерью и нарушения формирования дообъектных отношений, что в итоге приводит к фрагментарно сформированному Эго ... не будет сформировано целостно, то «пробелы», которые появились во время формирования объектных отношений, не будут заполняться, следовательно, индивиду будет трудно адаптироваться в социуме, в ...

Результаты формирования рыночных отношений

Возможность поэтапного отхода государства от глобального регулирования к вспомогательной функции внерыночного регулятора возникает лишь по мере достижения цели формирования рыночных отношений. Однако даже развитая рыночная экономика предполагает наличие таких секторов, где рыночные механизмы малоэффективны либо совсем нереализуемы. В этом случае государство должно брать на себя конкретные функции, плохо реализуемые или вообще не осуществимые рыночными механизмами.

Вопрос 30

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон спроса; При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.

К неценовым факторам относятся:

Вкусы и предпочтения потребителей

Количество покупателей данного товара

Денежные доходы населения

Цены на взаимозаменяемые товары

Ожидание изменение цены

Изменение системы налогооблажения и дотаций

Внешние условия , такие как сезонные покупки, традиции , релегиозные предпочтения

Ценовые факторы;

эффект процентной ставки,

эффект материальных ценностей,

или реальных кассовых остатков,

и эффект импортных закупок

виды спроса

.Негативный-рыночная ситуация, которая характеризуется тем, что товар на рынке есть, но он практически не покупается.

Отсутствующий-рыночная ситуация, когда товар в наличии есть, назначение его понятно, но раскупается он плохо.

Ниспадающий-рыночная ситуация в которую рано или поздно попадает любой товар.

Скрытый- рыночная ситуация, когда товару в наличии практически не имеет, потребность в нем есть, но о наличии этого товара потребители даже не спрашивают.

9 стр., 4284 слов

Лекция по теме «спрос и предложение»

... только цена данного товара. По отношению к данной детерминанте действует*закон спроса – при прочих равных условиях, снижение цены товара приводит к увеличению величины спроса. Б. Неценовые детерминанты. 1. Цена на товары – субституты (=товары-заменители, ...

Нерегулированный- рыночная ситуация при которой потребители в определенные периоды отказываются от потребления некоторых товаров и услуг.

Полноценный-рыночная ситуация при которой успешно реализовывается весь выработан товар.

Избыточный-рыночная ситуация, которая сложилась в связи с дефицитом определенных товаров

Нерациональный-продажа товаров опасных для жизни человека (алкоголь, табак, наркотики).

Вопрос 31

Эластичность спроса-Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:Ер= sQ (9.1)где Q — изменение величины спроса, %; Р— изменение цены, %; «P» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Вопрос 32

Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определенных условиях.

К неценовым факторам относят:

Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции.

Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.

Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом

Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

10 стр., 4813 слов

Ценообразование на новый товар

... при различном уровне цены. Степень этой зависимости принято называть ценовой эластичностью спроса. Она определяется как частное от деления процентного изменения проданного количества товара на процентное изменение его цены. Если речь идет ...

Вопрос 33

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Факторы, влияющие на эластичность предложения Количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего — от рыночной цены товара. Помимо цены на эластичность влияют другие факторы:

1. Цены других товаров (в т.ч. ресурсов).

Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

2. Фактор времени является важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).

Кривая предложения будет совершенно неэластична;

б) в краткосрочном периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0).

В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно.

в) в длительном (долгом) периоде (ЕS>1), возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

Долговременный период достаточно продолжителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации.

3. Степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи — могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения

4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и т. д.) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

5. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.

6. Технологические особенности налаживания производства определенного товара.

Вопрос 34

Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара.

Формирование цен в рыночной экономике осуществляется под влиянием многих факторов Во-первых, цена определяется затратами на изготовление товара При прочих равных условиях увеличение затрат приводит к увеличению ния цены товара и наоборот Во-вторых, на уровень цены влияет соотношение спроса и предложения Если товара предлагается много, а спрос со стороны покупателей невысокий, то цена, как правило, снижается и нав паки, если желающих приобрести товар много, а предложение небольшое, то это ведет к росту цены В-третьих, на уровень цен влияют психологические факторы, под которыми понимают чисто субъективное восприятие пе в них зависимостей между ценой товара и некоторыми его свойствами Так, многие покупатели считают, что чем выше цена, тем товар качественный Престижность товара также приводит к тому, что на него устанавливает ться высокая цена Покупатели с большим доверием относятся к ценам, которые определяются не только целыми денежными единицами, но и их частями Так, покупатель воспринимает цену в 99 грн 10 коп как справедливую ср но с ценой 100 грною 100 грн.Функция цены состоит в регулировании рыночного спроса и предложения и, таким образом, влияет на производство и потребление товаров. Цены на ресурсы могут влиять на объемы производства и на рыночные цены конечного продукта, от которых зависит уровень потребления. Функция цены состоит в формировании структурных пропорций общественного производства. Изменение цен в ту или иную сторону является стимулом расширения или сокращения капиталовложений в какую-либо отрасль. Функция цены способна влиять на развитие и освоение новой техники, технологии, новых видов продукции

14 стр., 6648 слов

Выявление основных факторов, влияющих на уровень цены в долгосрочном периоде

... тех пор, пока рынок новых товаров не стал объектом конкуренции. Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование), применима на ... Объект исследования – ОАО «Тюменьмолоко», который занимается производством и реализацией молочной продукции. Молоко и молочная ... при различных объемах выпуска с учетом предложений службы маркетинга; - анализ издержек, цены и предложений конкурен­тов; - выбор из ...

Вопрос 35

Конкуренция) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. подходы к изучению конкуренции; структурный, функциональный( ролевой),поведенческий, комплексный .

в настоящее время структурного подхода в исследовании конкуренции, рассматривая её как особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя факторами:

1) наличием на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного продукта или ресурса;

2) свободой для покупателей и продавцов входить на те или иные рынки или покидать их.

Другой подход в освещении конкуренции функциональный (ролевой).

Согласно данной позиции основной характеристикой конкуренции следует считать выполняемые ею экономические функции

Не менее распространённым в науке и практике является поведенческий подход в описании конкуренции. В соответствии с этой трактовкой различные авторы (Р. А. Фатхутдинов, Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, М. Портер, А. Ю. Юданов) рассматривают конкуренцию как постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, предприятий, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объём платежеспособного спроса потребителями, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

И наконец, некоторые исследователи давая определение понятию «конкуренция», объединяют в нём все изложенные выше признаки (комплексный подход).

Так М. Туган-Барановский более ста лет назад сформулировал для словаря Брокгауза и Ефрона такое определение: «конкуренция — в области народного хозяйства деятельное соперничество нескольких лиц в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в своё исключительное обладание то или иное хозяйственное благо, и потому конкуренция всегда имеет характер борьбы».

8 стр., 3813 слов

Психология денег

... производить товар, есть опасность превращения денег в самоценность, в единственную ценность и сверхценность. Легко заработанные деньги « ... страны в мировую систему хозяйства, уровень организованности производства и банковской системы — качеств наднациональных, сминающих ... Бангладеш, Израиль и др.) больше приветствуются конкуренция, мотивация успеха, рост сбережений. Интересно проявление компенсаторных ...

Вопрос 36

В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:

регулирующую;

аллокационную;

инновационную;

адаптационную;

распределительную;

контролирующую.

Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению).

С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства — индивидуальными и общественными потребностями).

В конечном счете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation — размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно- технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.

И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Вопрос 37

Монопо́лия) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

.Виды монополий

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др. В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных дефиниций к новой терминологии ... Теория социально-культурной деятельности помогает ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях, присущих сфере ...

Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (

Регулирование монополий

Цены Рамсея;

Регулирование доходности;

Контроль отношений собственности.

Конкуренция— это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

Как степень состязательности на рынке;

Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

В рыночной экономике конкуренция выполняет немало функций:

— способствует распределению ресурсов,

— взаимодействию спроса и предложения,

— формированию рыночных цен,

— стимулирует снижение расходов производства и внедрение новых видов продукции,

— обеспечивает суверенитет потребителя, гарантируя защиту от диктата производителей.

Типы конкуренции.

В зависимости от классификации различают, прежде всего, внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция существует между производителями определенной отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение максимально возможной в этой отрасли прибыли.

Межотраслевая конкуренция возникает между производителями разных отраслей за более высокие прибыли и более выгодное применение капитала. Она содействует перемещению капиталов и ресурсов с одной отрасли в другую, обеспечивая рациональное их использовани

Вопрос 38

Современная экономическая наука выделяет две формы конкуренции; свободную (чистую или совершенную) и ограниченную (несовершенной), что стало результатом эволюции рыночной системы Вследствие этого модифицируются законы к конкуренции, проявлением которой является то, что свободная конкуренция превращается в регулируему.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Вопрос 39

Под конкурентной средой следует понимать совокупность экономических, правовых, организационных, политических условий, обеспечивающих равные возможности для всех участников рыночных отношений в их хозяйственной деятельности.Наиболее ощутимые негативные последствия на формирование рыночных отношений и конкурентной среды в России оказали реформы, реализованные на основе концепции «шоковой терапии». Это была попытка быстрого создания современной модели рыночной экономики и соответствующей этой модели конкурентной среды.Либерализация цен и открытие внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей в условиях государственной собственности на средства производства и господства монополий, сформировавшихся в нерыночной среде, привели к разрушению отечественного производства, инфляции, росту цен, снижению среднедушевого дохода населения России при резкой социальной дифференциации в доходах и потреблении.В результате огромного потока импорта потребительских товаров российская продукция пищевой и легкой промышленности оказалась неконкурентоспособной на внутреннем рынке и в основном прекратила свое существование. Большинство предприятий пищевой и легкой промышленности оказались убыточными. Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать количественную и качественную характеристику производимой товаропрофво-дителем продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров /Чем ниже средних будут индивидуальные затраты товара и выше его потребительские характеристики, тем выше уровень конкурентоспособности товаропроизводителя.Пока конкурентные отношения и характеризующая их конкурентная среда складываются весьма трудно, причем неравнозначно по отраслям, секторам и регионам России.

9 стр., 4464 слов

Теория решения изобретательских задач (триз)

... конечно, претензии ТРИЗ на решение проблемы творчества связано не только с указанным обращение к объективному плану творчества (патенты; сама наличная техника), Г.С. Альтшуллер обобщал и использовал ... он также разрабатывал, открывал новые области, которые могли дать очень важный для теории творчества результат, к примеру, Г.С. Альтшуллер составлял реестры необычных, творческих идей научной ...

Вопрос 40

Товар- это экономическое благо, произведенное для обмена, купли продажи.

свойства товара — проявляющиеся в процессе приобретения и использования потребителем товара по своему прямому назначению свойства, физические и нефизические характеристики товара, оказывающие воздействие на покупателя. Главное свойство товара – это его полезность или ценность. Без этого свойства всякое движение товаров от одних лиц к другим является бессмысленным. Покупатель, приобретая необходимый товар, оценивает его полезный для себя эффект, а не труд, затраченный на его производство.

Свойства товара можно разделить на несколько категорий: социальные свойства, функциональные, эргономические, надежность, эстетические свойства, безопасность товара. Функциональные свойства определяют полезность товара, социальные — характеризуют его пригодность, значимость для общества, эргономические свойства товара характеризуют его удобство, гигиеничность, и комфорт в эксплуатации, надежность показывает способность изделия отвечать принятым в обществе нормам безопасности.

Жизненный цикл товара- это период существование товара на рынке. Т. Е. это период выведение товара на рынок , расширение его продажи и умирание товара.

Вопрос 41

Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.

1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание — стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.

2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость — воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

7 стр., 3215 слов

Категория «деятельность» в теории А.Н. Леонтьева

... как не совсем понятные обертоны. Однако, сегодня, когда эта идея отработана, продумана теорией деятельности, она воспринимается совсем не так, как в первой половине прошлого века. ... действительно было обвинением, поскольку в СССР экзистенциализм считался идеалистической теорией. Аргументы, подтверждающие близость психологии деятельности и экзистенциализма приводят в своей книге А.А. Леонтьев, Д.А. ...

Полезность- это способность товара или услуги удовлетворять те, или иные потребности.

Предельная полезность-добавочная полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы продукта, при этом полезность каждой последующей единицы блага будет падать. Она выражает степень удолетворения от потребления дополнительной единицы блага.

Вопрос 42

Деньги-особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене благ.

Сущность денег заключается в том, что они служат необходи­мым активным элементом и составной частью экономической де­ятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.

Сущность денег характеризуется их участием в:

• осуществлении различных видов экономических отношений;

• распределении валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. Здесь проявление сущности неодинаково, так как различные возможности денег объясняются разными социально-экономическими условиями;

• определении цен, выражающих стоимость товаров. Изготовление товаров (оказание услуг) осуществляется людь­ми с помощью орудий труда, с использованием предметов труда. Произведенные товары обладают стоимостью, которая определя­ется совокупным объемом перенесенной стоимости орудий и предметов труда, и вновь созданной живым трудом стоимости.Сущность денег проявляется через выполняемые ими функции. Вместе с тем эти функции могут выполняться только при участии людей. Именно люди, используя возможности денег, могут определять цены товаров, применять деньги в процессах реализации и плате­жей, а также использовать их в качестве средства накопления. Такой подход к функциям денег означает, что деньги пред­ставляют инструмент экономических отношений в обществе.

Вопрос 43

Функции денег;

Деньги как мера стоимости;-при помощи денег субьекты рынка измеряют и соизмеряют стоимость всех товаров. Эту функцию деньги выполняют идеально при помощи масштаба цен.

Деньги как средства обмена-деньги выступают в качестве посредника в бесконечном процессе товарно-денежного обращения. Для выполнения данной функции нужды наличные деньги. Которые выступают как посредники в обмене.

Деньги как средство накопления-деньги всеообщее воплощения богатства, это побуждает людей к их накоплению. В этом случае деньги идут из обращения и превращаются в сбережения .

Деньги как средства платежа-эта функция реализуется , если существует разрыв во времени между покупкой и использование товара или услуг . в данном случае деньги являются средством погашением обязательств.

Деньги как мировые деньги-обслуживают международную торговлю и международные финансовые сделки. Первоначально эта функция реализовалась с помощью золота, в данное время с помощью свободного конвертируемой валюты

Вопрос 44

В результате эволюции товарного хозяйства и присущих ему экономических отношений денежные системы постепенно менялись, приобретали различных форм, которые можно классифицировать по нескольким критериям В зависимости от формы, в которой функционируют деньги, выделяют следующие виды денежных систем:

= Система металлического обращения, когда денежный металл непосредственно находится в обороте и выполняет все функции денег, а банкноты остаются разменных на металл;

= Система бумажно-кредитного обращения, при которой в обращении находятся только на денежный мсовременное рыночное хозяйство использует три основных вида денег:

• товарные деньги, т. е. золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках;

• символические деньги, т. е. медные и никелевые монеты и бумажные деньги;

• кредитные деньги, т. е. чеки и кредитные карточки. Новое значение приобрело и золото, которое ныне выступает

в троякой роли: а) в качестве сокровища; б) как страховой фонд государства и отдельных лиц; в) как воплощение богатства. Своеобразие золота как особого товара в том, что оно, как и деньги, обладает абсолютной ликвидностью.еталл знаки денег — казначейские билеты или банкноты.

Вопрос 45

Различают три основные теории денег — металлистическую, номиналистическую и количественную. Эти три теории ещё называют буржуазные теории денег, так как они выражают взгляды буржуазных экономистов на сущность денег, их функции и законы денежного обращения и заключают в себе основные требования капиталистов к денежной и валютной политике. Эти теории денег модифицировались с развитием капитализма

1Металлистическая .Данная теория возникла в Англии в период первоначального накопления капитала в ХУI-ХУII вв. Одним из основателей металлистической теории был У. Стаффорд (1554-1612).

Для металлистической теории денег было характерно отождествление богатства общества с драгоценными металлами, которым приписывалось монопольное выполнение всех функций денег.Металлистическая теория денег получила развитие в эпоху первоначального накопления капитала, сыграв определённую прогрессивную роль в борьбе против порчи монеты .С развитием капиталистического производства перед буржуазными экономистами встали новые проблемы: возникла необходимость развития для внутреннего обращения кредитных денег. Теория денег как богатства сходит со сцены. Критики меркантилизма отрицали товарную природу денег и развивали номиналистическую теорию денег

2. номиналистическая. В основе их теории лежали два следующих положения. Во-первых, деньги создаются государством, и, во-вторых, стоимость денег определяется их номиналом. Представители этой теории денег утверждали, что деньги — это только условный знак, не имеющий ничего общего с товарами; важно только наименование денежной единицы, металлическое же содержание не имеет никакого значения. Номиналисты концентрировали внимание на анализе функций денег — как средства обращения и средства платежа, в которых возможна замена металлических денег бумажными.Основной ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством. Тем самым они отрицают трудовую теорию стоимости и товарную природу денег.Новейший номинализм периода общего кризиса капитализма характеризуется тем, что отрицание золота и защита бумажных денег связываются с задачами государственно-монополистического вмешательства в экономику. Так, положения номиналистической теории были применены в экономической политике Германии, которая широко использовала эмиссию денег в годы первой мировой войны. Период гиперинфляции в Германии в 20-х годах окончательно опроверг концепцию номинализма в теориях денег.

3.количественная .Количественная теория — это прежде всего теория спроса на деньги. Это не теория производства, или денежного дохода, или уровня цен. Всякое положение, касающееся этих переменных, требует объединения количественной теории со специальными условиями, налагаемыми на предложение денег и другие переменные.

4.Монетаризм — экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является создатель чикагской школы, лауреат Нобелевской премии 1976 г. М. Фридмен. Монетаризм возник в 50-е годы. Монетаристский подход к управлению экономикой широко использовался в США, Великобритании, ФРГ и других странах в период преодоления стагфляции 70-х — начала 80-х годов, а также в начале 90-х годов при переходе к рыночной экономике в России.

5.Функциональная теория денег рассматривает покупательную силу денег как результат их обращения, или функционирования. Функциональная теория денег обосновывает несущественность для денег их металлического содержания вследствие выполнения ими функций в сфере обращения. Функциональная теория денег имеет различные варианты. Так в 18 в., в период роста промышленности особенно подчеркивалась функция денег как средства обращения и возможность отказа от металлических денег, несущественность металлического содержания денег вообще. В конце 19 в. функциональную теорию денег широко поддерживали представители австрийской школы политэкономии, в том числе Ф.Визер, а в начале 20 в. Л.Мизес и др. Они пытались объяснить ценность денег на основе психологической теории ценности, сводили ценность товаров к субъективным психологическим оценкам, а деньги объявляли средством выражения этих оценок. По их утверждениям, ценность денег выражена в ценах и зависит от отношений, которые складываются между потребностью в деньгах и их массой в обращении. Тем самым сторонники психологического варианта функциональной теории денег приходят к близкому количественной теории денег выводу, отводя при этом определенное место психологическим факторам.

6.Государственная теория денег представляет собой разновидность номиналистической теории денег и рассматривает деньги как результат деятельности государственной власти. Согласно этой теории, государство не только создаёт деньги, но и предписывает им платёжную силу. Трактуя чисто юридическую природу денег, Государственная теория денег отрицает всякое значение для платежной силы денег их металлического содержания, утверждая, что бумажные деньги так же хороши, как металлические. Основной функцией считается функция платёжного средства, и игнорируется функция денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег.

ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ* – экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения, как произведение количества продаваемых за год товаров на их среднюю цену, деленное на скорость обращения. Закон стоимости и закон денежного обращения (форма проявления закона стоимости в сфере обращения) характерны для всех общественных формаций, в которых существуют товарно-денежные отношения. Закон денежного обращения открыл К. Маркс в ходе анализа путей развития форм стоимости и денежного обращения. Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег. Сущность закона состоит в том, что количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленной на число оборотов (скорость обращения) одноименных единиц.

Вопрос 46

Предпринимательская деятельность – это работа, направленная на преумножение собственных вложений в процессе реализации товаров или определенных услуг. Ее может выполнять как отдельный гражданин, так и юридическое лицо.Существуют различные виды и формы предпринимательской деятельности, которые в обязательном порядке указываются при получении свидетельства о регистрации предприятия в государственной службе. Правительство активно регулирует деятельность тех или иных организаций, принимая новые законодательные акты и вводя определенные поправки к уже существующим законам. Наиболее наглядно представить влияние государства на сферу бизнеса можно через налоговую систему. Действительно, когда определенные объекты предпринимательской деятельности требуют развития и совершенствования, правительство снижает налоговое бремя на данную отрасль, что значительно облегчает жизнь организациям, функционирующим в рассматриваемой области.

Вопрос47

В зависимости от связи с основными стадиями воспроизводственного процесса предпринимательство подразделяют на: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.

1. Производственное предпринимательство относится к числу самых общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса. Его основу составляет производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое.

2. Сущность коммерческого предпринимательства состоит в продаже предпринимателем готовых товаров, приобретенных им у других лиц.

3. Финансовое предпринимательство представляет собой особый вид предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые в кредит.

4. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель — страховщик гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного (страхового) случая.

5. Посредническое предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель способствует нахождению продавцами покупателей и наоборот и заключению между ними сделки купли — продажи.

Вопрос48

Сущность предпринимательской деятельности наиболее полно проявляется в сочетании присущих ей функций, среди которых можно выделить следующие.

1. Общеэкономическая функция, реализуемая в производстве товаров (услуг) и их доведении до конкретного потребителя. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста.

2. Инновационная функция, имеющая наибольшую значимость для предпринимательства. Данная функция связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.

Эта функция может реализовываться по следующим направлениям:

• изготовление нового, неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага;

• внедрение новой, еще неизвестной в данной отрасли технологии производства;

• освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором данная продукция не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

• получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал ли этот источник прежде, но не принимался во внимание или считался недоступным или его только предстоит создать;

• изменение ситуации на рынке, в частности создание собственного монопольного положения или подрыв монополии конкурентов.

3. Ресурсная функция, предполагающая эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Данная функция противоречива и имеет двоякий характер. Суть противоречия заключается в том, что предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может нерационально использовать общественные ресурсы (в частности, природные), о чем широко свидетельствует как мировая, так и общественная практика.В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателя за неправильное осуществление ресурсной функции.

4. Организаторская функция, проявляющаяся в принятии предпринимателем самостоятельных решений об организации собственного дела, в формировании стратегии деятельности, выборе стиля управления.

5. Социальная функция, выражающаяся в возможности каждого дееспособного индивидуума проявить свои таланты и возможности. Эта функция реализуется в формировании нового социального слоя — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных рисковать, преодолевать сопротивление внешней среды, добиваться поставленных целей.

Вопрос 49

Модели экономического поведения предпринимателей во многом будут зависеть от экономических ресурсов, которые имеются в их распоряжении;институциональными и социальными рамками, в которых они находятся;традициями, стереотипами, которые задают принятую модель поведения;приемлемыми в данной экономической среде конкретными процедурами и технологиями достижения оптимального результатаПравила рационального выбора в условиях рынка и командной экономики существенно отличаются и прежде всего — степенью экономической свободы, ответственностью за принятые решения, способы их реализации.Несомненно, значительное место в рассмотрении социально-экономических категорий занимает степень инновационности экономики, выражающаяся в ценности экономической сферы и экономической активности населения, а также в степени рациональности (социально-психологический аспект).

При этом экономическая активность выражается в совершенствовании форм экономической деятельности и поведения, изобретательности в учреждении более прогрессивных форм экономических отношений, приоритетность экономических целей в образе жизни населения.Налоги в качестве инструмента микроэкономической политики должны стимулировать экономию производственных ресурсов в процессе хозяйствования фирм. В целях повышения эффективности производства обосновывается идея косвенного налогообложения и предоставления предпринимателям налоговых льгот. Для побуждения плательщиков к совершенствованию производства обложение и взимание должны быть построены так, чтобы тяжесть налога уменьшалась с применением более совершенных технологий, методов и приёмов хозяйствования. Наиболее действенным в этом отношении являются косвенные налоги, когда они взимаются у производителя по количеству поступившего в переработку сырья или по заранее установленным признакам технико-производственного характера. При существовании таких налогов производитель естественно стремится к тому, чтобы из того же количества сырья или при том же оборудовании получить большее количество продуктов, так как благодаря такому росту выработки уменьшается налог, падающий на единицу продукта.Чтобы побудить хозяйствующие субъекты перейти к более совершенным техническим приёмам производства или к более производительным формам хозяйственной организации, государственным деятелям рекомендовалось бы создавать для лиц, достигших определённых успехов в указанных областях налоговые льготы.Социальные и экономические факторы, влияющие на рыночные преобразования, происходящие в обществе, стимулируют обновление производственных отношений в налогах.

Вопрос 50

Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки можно сгруппировать по следующим пунктам:

управление оборотными средствами: эффективность управления оборотными средствами. Характеризуется показателями оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство, соблюдением установленных нормативов, увеличением долей активов с минимальным и малым риском вложения;

управление капиталом, вложенным в основные средства: эффективность использования основных фондов. Характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда и др.;

политика привлечения новых финансовых ресурсов:

а) если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, т. к. имеет меньший ликвидный риск;

б) долги предприятия должны погашаться в установленные сроки;

управление структурой капитала предприятия:

а) структура капитала (соотношение различных источников средств) обеспечивает минимальную его цену;

б) при принятии решений о структуре капитала должны учитываться и иные критерии (способность предприятия обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода, величина и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов, иные критерии);

уровень и динамика финансовых результатов деятельности предприятия:

а) уровень и динамика финансовых результатов позволяют судить об оптимизации деятельности предприятия;

б) высокая степень капитализации прибыли, т. е. доля прибыли, направленной на создание фондов накопления, и доля нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

имущественное положение и финансовое состояние предприятия, деловая активность и эффективность деятельности:

а) рост положительных качественных сдвигов в имущественном положении;

б) нормативные или оптимальные значения важнейших показателей финансового состояния предприятия, а также деловой активности и эффективности деятельности.

Вопрос 51

Товарищество (партнерство) – это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или более лиц (физических и юридических).

Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом.Товарищество как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы. Оно зародилось в попытке преодолеть некоторые из основных недостатков индивидуального предпринимательства.Таким образом, хозяйственное товарищество – это коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имуществом, с разделенным на доли (вклады) уставным или складочным капиталом.

ЕДИНОЛИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — предприятие, находящееся в собственности одного лица или одной семьи. При такой форме хозяйствования владелец предприятия, с одной стороны, получает всю прибыль от его деятельности за вычетом налогов, а с другой стороны, принимает на себя весь риск, возмещает все убытки. Обычно единоличными являются небольшие предприятия, занятые мелким бизнесом, фермерские хозяйства.

Вопрос 52

Акционерное общество делится на два вида:

Открытое акционерное общество – общество, акционеры которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.

Закрытое акционерное общество – общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое акционерное общество не вправе распространять свои акции среди неограниченного круга лиц.кционерное общество может создаваться как многими лицами, так и одним лицом или состоять из одного лица при приобретении одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны быть указаны в уставе общества, зарегистрированы и опубликованы для всеобщего обозрения. Следует учитывать, что в качестве единственного участника акционерного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом. Необходимо обратить также внимание на то, что учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его регистрации, а общество отвечает по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только при условии последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями и содержащий в обязательном порядке следующие сведения:

наименование общества и место его нахождения;

порядок управления деятельностью общества;

предмет и цели деятельности (по желанию учредителей или в обязательном порядке в установленных законом случаях);

категории выпускаемых обществом акций и их номинальная стоимость и количество;

размер уставного капитала общества;

права акционеров;

состав и компетенция органов управления обществом и порядок принятия ими решений (в т.ч. по вопросам, по которым решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);

другие

.вопрос 53

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК).

Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок.