Медицинский колледж
Экз №___
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова
И.Гордова
Методическая разработка для преподавателя
по менеджменту
на тему: «Современный менеджмент»
по специальности 060101/52 «Лечебное дело»
повышенный уровень среднего профессионального образования
квалификация фельдшер
Обсуждена и одобрена
протокол №
«__» _________ 200_г.
Уточнено (дополнено):
« __» _________ 200_г.
Председатель ЦМК
Е. Левковская
Санкт-Петербург
2010 год
Учебные и воспитательные цели.
Дидактическая цель: изучить сущность методов современного менеджмента, возможности их использования.
Воспитательная цель: сформировать убежденность в необходимости знания методов управления для успешной профессиональной деятельности, для эффективного руководства личным составом.
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление о сущности понятия «методы менеджмента»,
- знать методы управления (экономические, административно-правовые, социально-психологические)
Учебная группа: 4 курс фельдшеров
Время: 4 часа
Место проведения занятия: учебный класс.
Учебно-материальное обеспечение:
- Наглядные пособия:
А) таблицы
2.Литература:
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие. С- Пб.: ИЦ «Академия», 7-е изд., стер.2007.- 288с.
- Гацан В.В. Менеджмент фармацевтического предприятия. Для студентов фармацевтических училищ и колледжей.-2002.- 352с.
- Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/ Под общей редакцией проф. М.П.Переверзева.- М.: ИНФРА-М, 2005.-288 с.
- Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее образование». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-320с.
- Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-384с.(ХХ1 век).
Учебные вопросы и расчет времени
№ пп |
Учебные вопросы |
Время |
1. |
Вводная часть. Вступительное слово. Объявление темы занятия, учебных целей, порядок проведения занятия. |
5 |
2. |
Проверка подготовленности студентов к уроку -программированный контроль — устный опрос |
15 25 |
3. |
Учебные вопросы: 1. Сущность методов менеджмента.
3. Управление и типы характеров. |
25 45 40 |
4. |
Закрепление материала |
20 |
4. |
Заключительная часть. -подведение итогов занятия. |
5 |
11. Методические указания
- Общие организационно- методические указания.
Данное занятие проводится после лекции по теме № 1 «Современный менеджмент», на нем более подробно рассматриваются методы современного менеджмента. Студентыты в ходе самостоятельной работы должны повторить материал лекции. На занятии осуществляются межпредметные связи с дисциплиной «Основы экономики» и «Психология». Урок проводится при ведущей роли преподавателя и активном участии обучаемых. Для достижения цели занятия применяют метод рассказа, метод обсуждения, методы закрепления и повторения изученного материала.
- Методические указания по вводной части.
Объявляется тема занятия, учебно-воспитательные цели, порядок проведения занятия.
Во вступительном слове преподаватель подчеркивает важность данной темы и необходимость ее усвоения для профессиональной деятельности военного фельдшера. Значимость данной темы состоит в том, что офицер – командир подразделения должен знать методы управления для успешного руководства воинским коллективом и решения задач военной службы.
- Методические указания по проверке подготовленности курсантов к занятию.
Подготовленность курсантов к занятию проверяется методом устного опроса и программированного контроля по материалу лекции. Цель – проверка усвоения материала лекции и актуализация знаний по теме.
- Методические указания по отработке учебных вопросов.
Учебный вопрос № 1 «Сущность методов менеджмента» рассматривается методом устного изложения материала. Под диктовку фиксируются наиболее важные моменты вопроса (понятие метода, его характеристики, выбор метода управления).
Основные параметры экономических, административно-правовых и социально-психологических методов заносятся в таблицу.
Учебный вопрос № 2 «Методы современного менеджмента» отрабатывается методом самостоятельного изучения материала. Пользуясь материалом учебника рассматриваются экономические, административно-правовые и социально-психологические методы менеджмента (с. 145-150).
Результаты работы обсуждаются.
Учебный вопрос № 3. «Управление и типы характеров» рассматриваются методом самостоятельного изучения материала. Курсанты анализируют типы характеров с точки зрения управления, т.к. знание характеров важно для правильного выбора метода управления. Результаты работы обсуждаются в ходе ответов на вопросы.
- Какие типы характеров существуют с точки зрения управления?
- Люди с каким типом характера могут управлять, а с каким только подчиняться?
- Люди с каким типом характера могут и управлять и подчиняться?
- Проведите попарный сравнительный анализ типов характеров: гипертимный- аутистический, неустойчивый- конформный, психастенический- застревающий, демонстративный- лабильный, циклоидный- гипертимный.
- Методические указания по закреплению нового материала.
Закрепление нового материала проводится в ходе выполнения заданий № 1, 2. ( приложение № 1).
6. Методические указания по проведению заключительной части занятия
Преподаватель делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, подводит итоги занятия, объявляет оценки, отмечает хорошо и плохо подготовленных курсантов, дает задание на самостоятельную подготовку курсантам к следующему занятию.
III. Учебные материалы
- Задания для закрепления материала (приложение № 1)
- Варианты программированного контроля (приложение № 2)
Преподаватель E. Левковская.
Приложение 1 Задание № 1. Верно или неверно утверждение?
- Менеджмент- это творчество, основанное на применении методов.
- Менеджмент – это совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.
- Методы управления следует использовать комплексно.
- Деньги не всегда являются главным стимулом в работе.
- Психологические методы – это методы властной мотивации.
- Дисциплина, нормы, взыскания, поощрения – это финансовые методы управления.
- Методы, которые базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности, относятся к экономическим методам.
- Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива при получении различных социальных благ.
- Обмен опытом, новаторство, проведение конкурсов, проведение праздников- это психологические методы управления.
- Психологические методы основаны на глубоком познании психологической природы человека.
Задание № 2. Распределите методы по группам (организационно- административные, экономические, социальные, психологические):
Прямое административное указание, страхование, коммерческий расчет, новаторство, экономическое соревнование, беседа, борьба с монотонностью, маркетинг, ценообразование, формирование эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива, конкурсы, профессиональный отбор, налоговая система, управление группами, кредитование, дисциплина, методы взыскания и поощрения, финансирование, взаимные обязательства, социальная профилактика, профориентация, смотры, методы гуманизации труда.
Тест-контроль по теме № 1 «Современный менеджмент» Вариант № 1
- Метод характеризуется:
А) направленностью, г) все ответы верны,
Б) содержанием, д) все ответы неверны.
В) организационными формами.
- При выборе метода необходимо учитывать:
А) скорость достижения цели, г) все ответы верны,
Б) экономическую самостоятельность, д) все ответы неверны.
В) социально-психологический климат.
- Какие из методов сковывают инициативу работников:
А) психологические, в) социальные,
Б) административные, г) экономические.
- Предоставление коллективу самостоятельности в вопросах распоряжения прибылью, фондами относятся к методам управления:
А) психологическим, в) социальным,
Б) административным, г) экономическим.
- К экономическим методам относятся:
А) штрафные санкции, в) дисциплина,
Б) профориентация. Г) соревнование
- К административным методам относится:
А) маркетинг, в) соревнование.
Б) взыскание,
- Методами властной мотивации называют методы:
А) административные, в) психологические.
Б) экономические,
- К методам менеджмента относятся:
А) социально-организационные, г) все ответы верны,
Б) административно-экономические, д) все ответы неверны.
В) социально-экономические,
9.К социальным методам относятся методы:
а) страхование, г) все ответы верны,
б) экономическое соревнование, д) все ответы неверны
в) беседа,
10.Проведение планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности характерно для методов
А) психологических, г) все ответы верны,
Б) экономических, д) все ответы неверны.
В) социальных,
Тест-контроль по теме № 1 «Современный менеджмент» Вариант № 2
- Метод управления — это…
А) способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели,
Б) совокупность приемов и средств воздействия, г)все ответы верны,
В) воздействие на конкретную ситуацию д) все ответы неверны
- При выборе метода необходимо учитывать:
А) вероятность достижения цели, г) все ответы верны,
Б) отношение подчиненных, д) все ответы неверны.
В) личность управляемых,
- К социальным методам относятся:
А) штрафные санкции в виде снижения премий,
Б) кадровые перемещения,
В) периодическая оценка удовлетворенности труда в коллективе,
Г) улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива.
- К экономическим методам управления относятся:
А) кадровые перемещения, г) все ответы верны,
Б) новаторство, д) все ответы неверны.
В) маркетинг,
- К психологическим методам управления относятся:
А) борьба с монотонностью, г) все ответы верны,
Б) проведение конкурсов, д) все ответы верны,
В) маркетинг,
- К административным методам управления относятся:
А) маркетинг, г) все ответы верны,
Б) взыскание, д) все ответы неверны.
В) соревнование,
- Периодическая оценка профессиональной пригодности, социально-психологического климата, удовлетворенности трудом, реализуется в методе:
А) социальный, в) административный
Б) психологический,
8. К методам менеджмента относятся:
А) социально-организационные, г) все ответы верны,
Б) административно-экономические, д) все ответы неверны.
В) социально-экономические,
9. Создание равных возможностей для всех членов коллектива при получении различных благ характерно для метода:
а) психологический, г) все ответы верны,
б) экономический, д) все ответы неверны.
в) социальный.
10.Проведение планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышения их производственной активности, характерно для метода:
а) административный, в) экономический.
б) социальный,