Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Медицинский колледж

Экз №___

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова

И.Гордова

Методическая разработка для преподавателя

по менеджменту

на тему: «Современный менеджмент»

по специальности 060101/52 «Лечебное дело»

повышенный уровень среднего профессионального образования

квалификация фельдшер

Обсуждена и одобрена

протокол №

«__» _________ 200_г.

Уточнено (дополнено):

« __» _________ 200_г.

Председатель ЦМК

Е. Левковская

Санкт-Петербург

2010 год

Учебные и воспитательные цели.

Дидактическая цель: изучить сущность методов современного менеджмента, возможности их использования.

Воспитательная цель: сформировать убежденность в необходимости знания методов управления для успешной профессиональной деятельности, для эффективного руководства личным составом.

В результате изучения темы студенты должны:

  • иметь представление о сущности понятия «методы менеджмента»,
  • знать методы управления (экономические, административно-правовые, социально-психологические)

Учебная группа: 4 курс фельдшеров

Время: 4 часа

Место проведения занятия: учебный класс.

Учебно-материальное обеспечение:

  1. Наглядные пособия:

А) таблицы

2.Литература:

  1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие. С- Пб.: ИЦ «Академия», 7-е изд., стер.2007.- 288с.
  2. Гацан В.В. Менеджмент фармацевтического предприятия. Для студентов фармацевтических училищ и колледжей.-2002.- 352с.
  3. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/ Под общей редакцией проф. М.П.Переверзева.- М.: ИНФРА-М, 2005.-288 с.
  4. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее образование». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-320с.
  5. Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-384с.(ХХ1 век).

Учебные вопросы и расчет времени

№ пп

Учебные вопросы

Время

1.

Вводная часть.

Вступительное слово. Объявление темы занятия, учебных целей, порядок проведения занятия.

5

2.

Проверка подготовленности студентов к уроку

-программированный контроль

— устный опрос

15

25

3.

Учебные вопросы:

1. Сущность методов менеджмента.

  1. Методы современного менеджмента.

3. Управление и типы характеров.

25

45

40

4.

Закрепление материала

20

4.

Заключительная часть.

-подведение итогов занятия.

5

11. Методические указания

  1. Общие организационно- методические указания.

Данное занятие проводится после лекции по теме № 1 «Современный менеджмент», на нем более подробно рассматриваются методы современного менеджмента. Студентыты в ходе самостоятельной работы должны повторить материал лекции. На занятии осуществляются межпредметные связи с дисциплиной «Основы экономики» и «Психология». Урок проводится при ведущей роли преподавателя и активном участии обучаемых. Для достижения цели занятия применяют метод рассказа, метод обсуждения, методы закрепления и повторения изученного материала.

  1. Методические указания по вводной части.

Объявляется тема занятия, учебно-воспитательные цели, порядок проведения занятия.

Во вступительном слове преподаватель подчеркивает важность данной темы и необходимость ее усвоения для профессиональной деятельности военного фельдшера. Значимость данной темы состоит в том, что офицер – командир подразделения должен знать методы управления для успешного руководства воинским коллективом и решения задач военной службы.

  1. Методические указания по проверке подготовленности курсантов к занятию.

Подготовленность курсантов к занятию проверяется методом устного опроса и программированного контроля по материалу лекции. Цель – проверка усвоения материала лекции и актуализация знаний по теме.

  1. Методические указания по отработке учебных вопросов.

Учебный вопрос № 1 «Сущность методов менеджмента» рассматривается методом устного изложения материала. Под диктовку фиксируются наиболее важные моменты вопроса (понятие метода, его характеристики, выбор метода управления).

Основные параметры экономических, административно-правовых и социально-психологических методов заносятся в таблицу.

Учебный вопрос № 2 «Методы современного менеджмента» отрабатывается методом самостоятельного изучения материала. Пользуясь материалом учебника рассматриваются экономические, административно-правовые и социально-психологические методы менеджмента (с. 145-150).

Результаты работы обсуждаются.

Учебный вопрос № 3. «Управление и типы характеров» рассматриваются методом самостоятельного изучения материала. Курсанты анализируют типы характеров с точки зрения управления, т.к. знание характеров важно для правильного выбора метода управления. Результаты работы обсуждаются в ходе ответов на вопросы.

  1. Какие типы характеров существуют с точки зрения управления?
  2. Люди с каким типом характера могут управлять, а с каким только подчиняться?
  3. Люди с каким типом характера могут и управлять и подчиняться?
  4. Проведите попарный сравнительный анализ типов характеров: гипертимный- аутистический, неустойчивый- конформный, психастенический- застревающий, демонстративный- лабильный, циклоидный- гипертимный.

  1. Методические указания по закреплению нового материала.

Закрепление нового материала проводится в ходе выполнения заданий № 1, 2. ( приложение № 1).

6. Методические указания по проведению заключительной части занятия

Преподаватель делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, подводит итоги занятия, объявляет оценки, отмечает хорошо и плохо подготовленных курсантов, дает задание на самостоятельную подготовку курсантам к следующему занятию.

III. Учебные материалы

  1. Задания для закрепления материала (приложение № 1)
  2. Варианты программированного контроля (приложение № 2)

Преподаватель E. Левковская.

Приложение 1 Задание № 1. Верно или неверно утверждение?

  1. Менеджмент- это творчество, основанное на применении методов.
  2. Менеджмент – это совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.
  3. Методы управления следует использовать комплексно.
  4. Деньги не всегда являются главным стимулом в работе.
  5. Психологические методы – это методы властной мотивации.
  6. Дисциплина, нормы, взыскания, поощрения – это финансовые методы управления.
  7. Методы, которые базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности, относятся к экономическим методам.
  8. Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива при получении различных социальных благ.
  9. Обмен опытом, новаторство, проведение конкурсов, проведение праздников- это психологические методы управления.
  10. Психологические методы основаны на глубоком познании психологической природы человека.

Задание № 2. Распределите методы по группам (организационно- административные, экономические, социальные, психологические):

Прямое административное указание, страхование, коммерческий расчет, новаторство, экономическое соревнование, беседа, борьба с монотонностью, маркетинг, ценообразование, формирование эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива, конкурсы, профессиональный отбор, налоговая система, управление группами, кредитование, дисциплина, методы взыскания и поощрения, финансирование, взаимные обязательства, социальная профилактика, профориентация, смотры, методы гуманизации труда.

Тест-контроль по теме № 1 «Современный менеджмент» Вариант № 1

  1. Метод характеризуется:

А) направленностью, г) все ответы верны,

Б) содержанием, д) все ответы неверны.

В) организационными формами.

  1. При выборе метода необходимо учитывать:

А) скорость достижения цели, г) все ответы верны,

Б) экономическую самостоятельность, д) все ответы неверны.

В) социально-психологический климат.

  1. Какие из методов сковывают инициативу работников:

А) психологические, в) социальные,

Б) административные, г) экономические.

  1. Предоставление коллективу самостоятельности в вопросах распоряжения прибылью, фондами относятся к методам управления:

А) психологическим, в) социальным,

Б) административным, г) экономическим.

  1. К экономическим методам относятся:

А) штрафные санкции, в) дисциплина,

Б) профориентация. Г) соревнование

  1. К административным методам относится:

А) маркетинг, в) соревнование.

Б) взыскание,

  1. Методами властной мотивации называют методы:

А) административные, в) психологические.

Б) экономические,

  1. К методам менеджмента относятся:

А) социально-организационные, г) все ответы верны,

Б) административно-экономические, д) все ответы неверны.

В) социально-экономические,

9.К социальным методам относятся методы:

а) страхование, г) все ответы верны,

б) экономическое соревнование, д) все ответы неверны

в) беседа,

10.Проведение планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности характерно для методов

А) психологических, г) все ответы верны,

Б) экономических, д) все ответы неверны.

В) социальных,

Тест-контроль по теме № 1 «Современный менеджмент» Вариант № 2

  1. Метод управления — это…

А) способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели,

Б) совокупность приемов и средств воздействия, г)все ответы верны,

В) воздействие на конкретную ситуацию д) все ответы неверны

  1. При выборе метода необходимо учитывать:

А) вероятность достижения цели, г) все ответы верны,

Б) отношение подчиненных, д) все ответы неверны.

В) личность управляемых,

  1. К социальным методам относятся:

А) штрафные санкции в виде снижения премий,

Б) кадровые перемещения,

В) периодическая оценка удовлетворенности труда в коллективе,

Г) улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива.

  1. К экономическим методам управления относятся:

А) кадровые перемещения, г) все ответы верны,

Б) новаторство, д) все ответы неверны.

В) маркетинг,

  1. К психологическим методам управления относятся:

А) борьба с монотонностью, г) все ответы верны,

Б) проведение конкурсов, д) все ответы верны,

В) маркетинг,

  1. К административным методам управления относятся:

А) маркетинг, г) все ответы верны,

Б) взыскание, д) все ответы неверны.

В) соревнование,

  1. Периодическая оценка профессиональной пригодности, социально-психологического климата, удовлетворенности трудом, реализуется в методе:

А) социальный, в) административный

Б) психологический,

8. К методам менеджмента относятся:

А) социально-организационные, г) все ответы верны,

Б) административно-экономические, д) все ответы неверны.

В) социально-экономические,

9. Создание равных возможностей для всех членов коллектива при получении различных благ характерно для метода:

а) психологический, г) все ответы верны,

б) экономический, д) все ответы неверны.

в) социальный.

10.Проведение планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышения их производственной активности, характерно для метода:

а) административный, в) экономический.

б) социальный,