Медицинский колледж
Экз №___
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова
И.Гордова
Методическая разработка для преподавателя
по менеджменту
Итоговое занятие
по специальности 060101/52 «Лечебное дело»
повышенный уровень среднего профессионального образования
квалификация фельдшер
Обсуждена и одобрена
протокол №
«__» _________ 200_г.
Уточнено (дополнено):
« __» _________ 200_г.
Председатель ЦМК
Е. Левковская
Санкт-Петербург
2010 год
Учебные и воспитательные цели.
Дидактическая цель: оценить уровень усвоения учебного материала по дисциплине каждым курсантом, акцентировать внимание курсантов на основных моментах учебного материала.
Воспитательная цель: закрепить у студентов понимание значимости освоения дисциплины и чувство ответственности за дальнейшую практическую деятельность военного фельдшера.
Учебная группа: 4 курс фельдшеров.
Время: 2 часа.
Место проведения: учебный класс.
Материальное обеспечение
- Перечень вопросов для устного собеседования, выносимых на зачетное занятие.
- Итоговый тест-контроль.
- Варианты правильных ответов тестового контроля.
- Ситуационные задачи.
Учебные вопросы и расчет времени:
№пп |
Этапы занятия |
Время |
1 |
Организационная часть |
5 |
2. 3. 4. |
Тест-контроль Решение задач Собеседование с курсантами |
30 15 30 |
5. |
Заключительная часть Подведение итогов |
10 |
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
- Общие организационно-методические указания.
Данное занятие является заключительным и имеет цель- повторение и систематизация знаний по дисциплине «Менеджмент» Оно проводится с использованием таких методов контроля и диагностики эффективности учебной деятельности и оценки уровня знаний, как собеседование, тестирование, решение ситуационных задач.
- Методические указания по организационной части.
Студентам объясняется порядок проведения занятия, его цели и мотивация, а также поясняются тактические особенности поведения курсантов на занятии.
- Методические указания по тестированию студентов.
Студентам предлагается написать тест-контроль по вариантам. Всего 2 варианта, в каждом из которых по 50 вопросов. Каждый студент получает один вариант тест-контроля. По окончании работы преподаватель проверяет и оценивает тест-контроль каждого студента, обращая внимание на совершенные ошибки.
- Методические указания по решению задач.
Студенты получают одну ситуационную задачу. Дается время на обдумывание и подготовку к ответу.
- Методические указания по собеседованию.
Результаты работы заслушиваются. Преподаватель проводит устное собеседование со студентами по решаемым задачам.
- Методические указания по проведению заключительной части.
Подводятся итоги занятия. По итогам текущей успеваемости и посещаемости, тестирования и решения задач оценивается уровень усвоения дисциплины (отработано).
Отмечаются отличившиеся студенты и обращается внимание на недостаточную подготовку отдельных студентов.
В случае если студент не получает «отработано», назначается срок пересдачи.
Преподаватель цикла общепрофессиональных дисциплин е. Левковская
«___»____________2010г.
111. Учебные материалы
- Тестовый контроль по дисциплине «Менеджмент».
- Ситуационные задачи.
Приложение № 1
Итоговый тест- контроль по дисциплине «Менеджмент»
1. Менеджмент-это…
А) особая дисциплина, которая изучает процессы управления организациями,
Б) процесс управления,
В) способ, манера общения с людьми,
Г) все ответы верны,
Д) все ответы неверны.
- Основным объектом менеджмента является:
А) менеджер, г) все ответы верны,
Б) организация, д) все ответы неверны.
В) сотрудники,
- Функции менеджмента:
А) руководство, г) все ответы верны,
Б) координация, д) все ответы неверны.
В) организация,
- Задачи менеджмента:
А) повышение атмосферы творческой активности,
Б) повышение квалификации кадров,
В) разработка стратегии развития предприятия,
Г) все ответы верны,
Д) все ответы неверны.
- Менеджмент, направленный на поиск наилучших способов взаимодействия предприятия с рынком с точки зрения рынка-
А) производственный, г) все ответы верны,
Б) инновационный, д) все ответы неверны.
В) маркетинг-менеджмент,
- Менеджмент, направленный на изучение данных о работе предприятия и последующее исправление (корректировку) решений, это…
А) инновационный, г) все ответы верны,
Б) маркетинг-менеджмент, д) все ответы неверны.
В) эккаунтинг-менеджмент,
- Лидером научного менеджмента является:
А) Япония, в) США,
Б) Россия, г) Франция.
- Основателем административной школы управления является:
А) А. Файоль, в) Э.Мейо.
Б) Ф. Тейлор,
9. К принципам менеджмента относятся:
а) разделение труда, г) все ответы верны,
б) власть, д) все ответы неверны.
в) дисциплина,
10. Гуманизация процессов труда- принцип, который сформулирован:
а) Ф.Тейлором,
б) А. Файолем,
в) Э.Мейо,
г) современной практикой менеджмента.
- Метод характеризуется:
А) направленностью, г) все ответы верны,
Б) содержанием, д) все ответы неверны.
В) организационными формами.
- При выборе метода необходимо учитывать:
А) скорость достижения цели, г) все ответы верны,
Б) экономическую самостоятельность, д) все ответы неверны.
В) социально-психологический климат.
- Какие из методов сковывают инициативу работников:
А) психологические, в) социальные,
Б) административные, г) экономические.
- Предоставление коллективу самостоятельности в вопросах распоряжения прибылью, фондами относятся к методам управления:
А) психологическим, в) социальным,
Б) административным, г) экономическим.
- К экономическим методам относятся:
А) штрафные санкции, в) дисциплина,
Б) профориентация. Г) соревнование
- К административным методам относится:
А) маркетинг, в) соревнование.
Б) взыскание,
- К психологическим методам управления относятся:
А) борьба с монотонностью, г) все ответы верны,
Б) проведение конкурсов, д) все ответы верны,
В) маркетинг,
- Какие из знаний и умений необходимы менеджеру:
А) умение планировать деятельность;
Б) методы моделирования организационных структур;
В) закономерности функционирования рыночной экономики;
Г) все ответы верны.
- Предметом труда менеджера является:
А) сырье, материалы,
Б) документы,
В) информация,
Г) люди.
- Организацией может считаться группа, если у ней…
А) есть хотя бы 2 человека, которые считают себя частью данной группы;
Б) имеется единая цель,
В) люди в ней работают намеренно вместе, чтобы достичь цели:
Г) все ответы верны,
Д) все ответы неверны.
- Общими чертами организации являются:
А) использование ресурсов, основной из которых – люди,
Б) функционирование в определенной внешней среде,
В) разделение труда,
Г) все ответы верны,
Д) все ответы неверны.
- Организация с официальными взаимоотношениями является
А) формальной, Б) неформальной.
- Организация может быть описана с учетом
А) цели, г) все ответы верны,
Б) иерархии, д) все ответы неверны.
в) управления,
- Ресурсы организации составляют:
А) люди, г) все ответы верны,
Б) капитал, д) все ответы неверны,
В) информация,
- К внутренним переменным организации относятся:
А) поставщики, г) все ответы верны,
Б) технологии, д) все ответы неверны.
В) конкуренты,
26. К внешней среде прямого воздействия относятся:
А) поставщики ресурсов, г) все ответы верны,
Б) конкуренты, д) все ответы неверны,
В) потребители,
27. К внешней среде косвенного воздействия относятся:
А) состояние экономики, г) все ответы верны,
Б) капитал, д) все ответы неверны,
В) конкуренты,
- В свете современных концепций менеджмента наиболее важной внутренней переменной организации является:
А) цели, г) все ответы верны,
Б) задачи, д) все ответы неверны,
В) люди.
- Верно ли, что для управления организацией необходимо:
А) тщательно спланировать ее деятельность;
Б) успешно осуществить мотивацию;
В) эффективно организовать претворение планов в жизнь,
Г) выполнение всех функций в комплексе.
- Обеспечение возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств есть принцип…
А) единства,
Б) направленности,
В) гибкости,
Г) точности.
- Процесс привлечения тех, кого затрагивает процесс плановой деятельности, связан с принципом…
А) участия,
Б) единства,
В) непрерывности,
Г) точности.
- Делегирование –это…
А) передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность,
Б) передача ответственности лицам, выполняющим задачи,
В) средство, при помощи которого руководитель распределяет задачи,
Г) все ответы верны,
Д) все ответы неверны.
- Какие из полномочий не могут быть делегированы:
А) утверждение отчетов о работе,
Б) утверждение графика дежурств,
В) составление плана работы на месяц.
Г) все ответы верны,
Д) все ответы неверны.
- Процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы, это…
А) руководство,
Б) лидерство,
В) власть.
- Способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации, это
А) руководство, б) лидерство.
- Руководитель, давая задание, пообещал повысить работника в должности в случае успешного выполнения работы. Руководитель использовал вид власти:
А) законную,
Б) основанную на вознаграждении,
В) эталонную,
Г) основанную на принуждении.
- При каком стиле создаются условия для самовыражения подчиненных?
А) либеральном,
Б) авторитарном,
В) демократическом,
Г) ни при каком.
- К субъективным причинам конфликта относятся:
А) экономические факторы,
Б) технологические факторы,
В) индивидуальные особенности участников конфликта,
39.Функции конфликта:
А) деструктивная,
Б) конструктивная,
В) диагностическая.
Г) все ответы верны,
Д) все ответы неверны.
40. Основные возможные исходы конфликтного взаимодействия:
А) подчинение другого;
Б) компромисс,
В) прерывание конфликтных действий;
Г) все ответы верны,
Д) все ответы неверны.
41. Основные модели поведения в конфликтных ситуациях:
А) «уход из ситуации», Г) все ответы верны,
Б) борьба, д) все ответы неверны.
В) компромисс,
42. Свойства любого конфликта:
А) наличие противоречия,
Б) противоборство сторон конфликта,
В) негативные эмоции по отношению друг к другу.
Г) все ответы верны,
Д) все ответы неверны.
43. Если личность заняла позицию, отличную от позиции своей группы, то возникший в результате этого конфликт является:
А) межличностным,
Б) межгрупповым,
В) внутриличностным,
Г) между личностью и группой.
44. Конфликт между личностью и группой по направленности является:
А) горизонтальным,
Б) вертикальным,
В) смешанным.
45. Какие из перечисленных способов разрешения конфликтов относятся к педагогическим?
А) убеждение,
Б) просьба,
В) беседа,
Г) решение суда.
46. Если руководитель стремится завоевать командную роль относительно делового партнера, пытается провести свою позицию по спорному вопросу, несмотря на возражения его партнеров, и проявляет при этом максимум активности, то такое поведение относится к стратегии:
А) сотрудничества,
Б) компромисса,
В) ухода,
Г) соперничества.
47. Если предмет конфликта не слишком значим для человека, шансы добиться своего невелики или «цена» победы может оказаться чрезмерной, то следует избрать стратегию:
А) уклонения,
Б) компромисса,
В) соперничества,
Г) сотрудничества.
48. Роль стресса:
а) положительна,
б) отрицательна,
в) неоднозначна.
Г) все ответы верны.
- К объективным причинам конфликта относится:
А) индивидуальные особенности участников конфликта,
Б) барьеры в общении,
В) экономические факторы.
- Искажение смысла информации происходит по следующим причинам:
А) различие в восприятии,
Б) различия в статусе работников В) из-за особенностей языка,
Г) все ответы верны.
Приложение № 2 Ситуационные задачи по дисциплине «Менеджмент»
Задание:
Опишите ситуацию с точки зрения психологии управления.
Определите многообразие управленческих шагов, предпринимаемых руководителем и кратко обоснуйте их последствия.
Ситуация 1:
Вас назначили руководителем подразделения, в котором военнослужащие не привыкли работать в полную силу, предоставлены самим себе, в штыки воспринимают любые попытки изменить характер работы.
Что вы как руководитель будете делать?
Ситуация2:
Военный фельдшер Н. получил назначение: начальник медицинской службы батальона. Ему подчиняются 10 мужчин и 5 женщин- военнослужащих по контракту.
Часть из них имеют медицинское образование и стаж работы по специальности. У военного фельдшера стаж работы по специальности отсутствует. Основная проблема Н. – отсутствие уважения и поддержки со стороны подчиненных.
Ситуация3:
Подчиненные приходят к вам, донимая мелкими, порой элементарно разрешимыми вопросами, мешают работать, не дают сосредоточиться.
Что вы как руководитель будете делать?
Ситуация 4:
Ваш подчиненный систематически не понимает ваших заданий. Он очень старается, но ничего не выходит. Никакие угрозы не помогают. Между тем, это дисциплинированный военнослужащий.
Что вы как руководитель будете делать?
Ситуация 5:
Один из подчиненных вам военнослужащий (прапорщик К.) плохо обращается с военнослужащими срочной службы. Он груб, заносчив. Он груб, заносчив, высокомерен. Это отрицательно сказывается на работе подразделения, страдает психологический климат.
Вместе с тем, он – хороший специалист, досконально знает свое дело, упорен и настойчив в достижении цели.
Что вы как руководитель будете делать?
Ситуация 6:
Военнослужащие подразделения (медицинского взвода) систематически не укладываются в установленные командиром плановые сроки выполнения заданий.
Что вы как руководитель будете делать?
Ситуация 7:
Подчиненные жалуются начальнику про своих коллег, сплетничают про них, раскрывают «тайны» их личной жизни.
Что вы как руководитель будете делать?
Ситуация 8:
Один из ваших подчиненных в грубой форме высказал несогласие и даже недовольство вашими распорядительными действиями.
Что вы как руководитель будете делать?
Ситуация 9:
Вам как руководителю нужно организовать и определить основные этапы проведения контроля. Расположите в логической последовательности данные ниже управленческие действия:
- сбор фактического материала,
- личная подготовка руководителя к контролю, изучение нормативных документов,
- определение целей контроля,
- подготовка выводов, предложений и рекомендаций для усовершенствования деятельности,
- составление плана контроля,
- анализ фактического материала,
- определение средств и форм контроля за исполнением рекомендаций и предложений.
- Доведение результатов контроля до коллектива.
Задание.
- Какие принципы контроля соблюдены?
- Обоснуйте последовательность этапов контроля за деятельностью персонала.