Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова 2

Медицинский колледж

Экз №___

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова

И.Гордова

Методическая разработка для преподавателя

по менеджменту

Итоговое занятие

по специальности 060101/52 «Лечебное дело»

повышенный уровень среднего профессионального образования

квалификация фельдшер

Обсуждена и одобрена

протокол №

«__» _________ 200_г.

Уточнено (дополнено):

« __» _________ 200_г.

Председатель ЦМК

Е. Левковская

Санкт-Петербург

2010 год

Учебные и воспитательные цели.

Дидактическая цель: оценить уровень усвоения учебного материала по дисциплине каждым курсантом, акцентировать внимание курсантов на основных моментах учебного материала.

Воспитательная цель: закрепить у студентов понимание значимости освоения дисциплины и чувство ответственности за дальнейшую практическую деятельность военного фельдшера.

Учебная группа: 4 курс фельдшеров.

Время: 2 часа.

Место проведения: учебный класс.

Материальное обеспечение

  1. Перечень вопросов для устного собеседования, выносимых на зачетное занятие.
  2. Итоговый тест-контроль.
  3. Варианты правильных ответов тестового контроля.
  4. Ситуационные задачи.

Учебные вопросы и расчет времени:

№пп

Этапы занятия

Время

1

Организационная часть

5

2.

3.

4.

Тест-контроль

Решение задач

Собеседование с курсантами

30

15

30

5.

Заключительная часть

Подведение итогов

10

11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

  1. Общие организационно-методические указания.

Данное занятие является заключительным и имеет цель- повторение и систематизация знаний по дисциплине «Менеджмент» Оно проводится с использованием таких методов контроля и диагностики эффективности учебной деятельности и оценки уровня знаний, как собеседование, тестирование, решение ситуационных задач.

  1. Методические указания по организационной части.

Студентам объясняется порядок проведения занятия, его цели и мотивация, а также поясняются тактические особенности поведения курсантов на занятии.

  1. Методические указания по тестированию студентов.

Студентам предлагается написать тест-контроль по вариантам. Всего 2 варианта, в каждом из которых по 50 вопросов. Каждый студент получает один вариант тест-контроля. По окончании работы преподаватель проверяет и оценивает тест-контроль каждого студента, обращая внимание на совершенные ошибки.

  1. Методические указания по решению задач.

Студенты получают одну ситуационную задачу. Дается время на обдумывание и подготовку к ответу.

  1. Методические указания по собеседованию.

Результаты работы заслушиваются. Преподаватель проводит устное собеседование со студентами по решаемым задачам.

  1. Методические указания по проведению заключительной части.

Подводятся итоги занятия. По итогам текущей успеваемости и посещаемости, тестирования и решения задач оценивается уровень усвоения дисциплины (отработано).

Отмечаются отличившиеся студенты и обращается внимание на недостаточную подготовку отдельных студентов.

В случае если студент не получает «отработано», назначается срок пересдачи.

Преподаватель цикла общепрофессиональных дисциплин е. Левковская

«___»____________2010г.

111. Учебные материалы

  1. Тестовый контроль по дисциплине «Менеджмент».
  2. Ситуационные задачи.

Приложение № 1

Итоговый тест- контроль по дисциплине «Менеджмент»

1. Менеджмент-это…

А) особая дисциплина, которая изучает процессы управления организациями,

Б) процесс управления,

В) способ, манера общения с людьми,

Г) все ответы верны,

Д) все ответы неверны.

  1. Основным объектом менеджмента является:

А) менеджер, г) все ответы верны,

Б) организация, д) все ответы неверны.

В) сотрудники,

  1. Функции менеджмента:

А) руководство, г) все ответы верны,

Б) координация, д) все ответы неверны.

В) организация,

  1. Задачи менеджмента:

А) повышение атмосферы творческой активности,

Б) повышение квалификации кадров,

В) разработка стратегии развития предприятия,

Г) все ответы верны,

Д) все ответы неверны.

  1. Менеджмент, направленный на поиск наилучших способов взаимодействия предприятия с рынком с точки зрения рынка-

А) производственный, г) все ответы верны,

Б) инновационный, д) все ответы неверны.

В) маркетинг-менеджмент,

  1. Менеджмент, направленный на изучение данных о работе предприятия и последующее исправление (корректировку) решений, это…

А) инновационный, г) все ответы верны,

Б) маркетинг-менеджмент, д) все ответы неверны.

В) эккаунтинг-менеджмент,

  1. Лидером научного менеджмента является:

А) Япония, в) США,

Б) Россия, г) Франция.

  1. Основателем административной школы управления является:

А) А. Файоль, в) Э.Мейо.

Б) Ф. Тейлор,

9. К принципам менеджмента относятся:

а) разделение труда, г) все ответы верны,

б) власть, д) все ответы неверны.

в) дисциплина,

10. Гуманизация процессов труда- принцип, который сформулирован:

а) Ф.Тейлором,

б) А. Файолем,

в) Э.Мейо,

г) современной практикой менеджмента.

  1. Метод характеризуется:

А) направленностью, г) все ответы верны,

Б) содержанием, д) все ответы неверны.

В) организационными формами.

  1. При выборе метода необходимо учитывать:

А) скорость достижения цели, г) все ответы верны,

Б) экономическую самостоятельность, д) все ответы неверны.

В) социально-психологический климат.

  1. Какие из методов сковывают инициативу работников:

А) психологические, в) социальные,

Б) административные, г) экономические.

  1. Предоставление коллективу самостоятельности в вопросах распоряжения прибылью, фондами относятся к методам управления:

А) психологическим, в) социальным,

Б) административным, г) экономическим.

  1. К экономическим методам относятся:

А) штрафные санкции, в) дисциплина,

Б) профориентация. Г) соревнование

  1. К административным методам относится:

А) маркетинг, в) соревнование.

Б) взыскание,

  1. К психологическим методам управления относятся:

А) борьба с монотонностью, г) все ответы верны,

Б) проведение конкурсов, д) все ответы верны,

В) маркетинг,

  1. Какие из знаний и умений необходимы менеджеру:

А) умение планировать деятельность;

Б) методы моделирования организационных структур;

В) закономерности функционирования рыночной экономики;

Г) все ответы верны.

  1. Предметом труда менеджера является:

А) сырье, материалы,

Б) документы,

В) информация,

Г) люди.

  1. Организацией может считаться группа, если у ней…

А) есть хотя бы 2 человека, которые считают себя частью данной группы;

Б) имеется единая цель,

В) люди в ней работают намеренно вместе, чтобы достичь цели:

Г) все ответы верны,

Д) все ответы неверны.

  1. Общими чертами организации являются:

А) использование ресурсов, основной из которых – люди,

Б) функционирование в определенной внешней среде,

В) разделение труда,

Г) все ответы верны,

Д) все ответы неверны.

  1. Организация с официальными взаимоотношениями является

А) формальной, Б) неформальной.

  1. Организация может быть описана с учетом

А) цели, г) все ответы верны,

Б) иерархии, д) все ответы неверны.

в) управления,

  1. Ресурсы организации составляют:

А) люди, г) все ответы верны,

Б) капитал, д) все ответы неверны,

В) информация,

  1. К внутренним переменным организации относятся:

А) поставщики, г) все ответы верны,

Б) технологии, д) все ответы неверны.

В) конкуренты,

26. К внешней среде прямого воздействия относятся:

А) поставщики ресурсов, г) все ответы верны,

Б) конкуренты, д) все ответы неверны,

В) потребители,

27. К внешней среде косвенного воздействия относятся:

А) состояние экономики, г) все ответы верны,

Б) капитал, д) все ответы неверны,

В) конкуренты,

  1. В свете современных концепций менеджмента наиболее важной внутренней переменной организации является:

А) цели, г) все ответы верны,

Б) задачи, д) все ответы неверны,

В) люди.

  1. Верно ли, что для управления организацией необходимо:

А) тщательно спланировать ее деятельность;

Б) успешно осуществить мотивацию;

В) эффективно организовать претворение планов в жизнь,

Г) выполнение всех функций в комплексе.

  1. Обеспечение возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств есть принцип…

А) единства,

Б) направленности,

В) гибкости,

Г) точности.

  1. Процесс привлечения тех, кого затрагивает процесс плановой деятельности, связан с принципом…

А) участия,

Б) единства,

В) непрерывности,

Г) точности.

  1. Делегирование –это…

А) передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность,

Б) передача ответственности лицам, выполняющим задачи,

В) средство, при помощи которого руководитель распределяет задачи,

Г) все ответы верны,

Д) все ответы неверны.

  1. Какие из полномочий не могут быть делегированы:

А) утверждение отчетов о работе,

Б) утверждение графика дежурств,

В) составление плана работы на месяц.

Г) все ответы верны,

Д) все ответы неверны.

  1. Процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы, это…

А) руководство,

Б) лидерство,

В) власть.

  1. Способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации, это

А) руководство, б) лидерство.

  1. Руководитель, давая задание, пообещал повысить работника в должности в случае успешного выполнения работы. Руководитель использовал вид власти:

А) законную,

Б) основанную на вознаграждении,

В) эталонную,

Г) основанную на принуждении.

  1. При каком стиле создаются условия для самовыражения подчиненных?

А) либеральном,

Б) авторитарном,

В) демократическом,

Г) ни при каком.

  1. К субъективным причинам конфликта относятся:

А) экономические факторы,

Б) технологические факторы,

В) индивидуальные особенности участников конфликта,

39.Функции конфликта:

А) деструктивная,

Б) конструктивная,

В) диагностическая.

Г) все ответы верны,

Д) все ответы неверны.

40. Основные возможные исходы конфликтного взаимодействия:

А) подчинение другого;

Б) компромисс,

В) прерывание конфликтных действий;

Г) все ответы верны,

Д) все ответы неверны.

41. Основные модели поведения в конфликтных ситуациях:

А) «уход из ситуации», Г) все ответы верны,

Б) борьба, д) все ответы неверны.

В) компромисс,

42. Свойства любого конфликта:

А) наличие противоречия,

Б) противоборство сторон конфликта,

В) негативные эмоции по отношению друг к другу.

Г) все ответы верны,

Д) все ответы неверны.

43. Если личность заняла позицию, отличную от позиции своей группы, то возникший в результате этого конфликт является:

А) межличностным,

Б) межгрупповым,

В) внутриличностным,

Г) между личностью и группой.

44. Конфликт между личностью и группой по направленности является:

А) горизонтальным,

Б) вертикальным,

В) смешанным.

45. Какие из перечисленных способов разрешения конфликтов относятся к педагогическим?

А) убеждение,

Б) просьба,

В) беседа,

Г) решение суда.

46. Если руководитель стремится завоевать командную роль относительно делового партнера, пытается провести свою позицию по спорному вопросу, несмотря на возражения его партнеров, и проявляет при этом максимум активности, то такое поведение относится к стратегии:

А) сотрудничества,

Б) компромисса,

В) ухода,

Г) соперничества.

47. Если предмет конфликта не слишком значим для человека, шансы добиться своего невелики или «цена» победы может оказаться чрезмерной, то следует избрать стратегию:

А) уклонения,

Б) компромисса,

В) соперничества,

Г) сотрудничества.

48. Роль стресса:

а) положительна,

б) отрицательна,

в) неоднозначна.

Г) все ответы верны.

  1. К объективным причинам конфликта относится:

А) индивидуальные особенности участников конфликта,

Б) барьеры в общении,

В) экономические факторы.

  1. Искажение смысла информации происходит по следующим причинам:

А) различие в восприятии,

Б) различия в статусе работников В) из-за особенностей языка,

Г) все ответы верны.

Приложение № 2 Ситуационные задачи по дисциплине «Менеджмент»

Задание:

Опишите ситуацию с точки зрения психологии управления.

Определите многообразие управленческих шагов, предпринимаемых руководителем и кратко обоснуйте их последствия.

Ситуация 1:

Вас назначили руководителем подразделения, в котором военнослужащие не привыкли работать в полную силу, предоставлены самим себе, в штыки воспринимают любые попытки изменить характер работы.

Что вы как руководитель будете делать?

Ситуация2:

Военный фельдшер Н. получил назначение: начальник медицинской службы батальона. Ему подчиняются 10 мужчин и 5 женщин- военнослужащих по контракту.

Часть из них имеют медицинское образование и стаж работы по специальности. У военного фельдшера стаж работы по специальности отсутствует. Основная проблема Н. – отсутствие уважения и поддержки со стороны подчиненных.

Ситуация3:

Подчиненные приходят к вам, донимая мелкими, порой элементарно разрешимыми вопросами, мешают работать, не дают сосредоточиться.

Что вы как руководитель будете делать?

Ситуация 4:

Ваш подчиненный систематически не понимает ваших заданий. Он очень старается, но ничего не выходит. Никакие угрозы не помогают. Между тем, это дисциплинированный военнослужащий.

Что вы как руководитель будете делать?

Ситуация 5:

Один из подчиненных вам военнослужащий (прапорщик К.) плохо обращается с военнослужащими срочной службы. Он груб, заносчив. Он груб, заносчив, высокомерен. Это отрицательно сказывается на работе подразделения, страдает психологический климат.

Вместе с тем, он – хороший специалист, досконально знает свое дело, упорен и настойчив в достижении цели.

Что вы как руководитель будете делать?

Ситуация 6:

Военнослужащие подразделения (медицинского взвода) систематически не укладываются в установленные командиром плановые сроки выполнения заданий.

Что вы как руководитель будете делать?

Ситуация 7:

Подчиненные жалуются начальнику про своих коллег, сплетничают про них, раскрывают «тайны» их личной жизни.

Что вы как руководитель будете делать?

Ситуация 8:

Один из ваших подчиненных в грубой форме высказал несогласие и даже недовольство вашими распорядительными действиями.

Что вы как руководитель будете делать?

Ситуация 9:

Вам как руководителю нужно организовать и определить основные этапы проведения контроля. Расположите в логической последовательности данные ниже управленческие действия:

  • сбор фактического материала,
  • личная подготовка руководителя к контролю, изучение нормативных документов,
  • определение целей контроля,
  • подготовка выводов, предложений и рекомендаций для усовершенствования деятельности,
  • составление плана контроля,
  • анализ фактического материала,
  • определение средств и форм контроля за исполнением рекомендаций и предложений.
  • Доведение результатов контроля до коллектива.

Задание.

  1. Какие принципы контроля соблюдены?
  2. Обоснуйте последовательность этапов контроля за деятельностью персонала.