Виды воображения 3

11. Воображение  — это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта. В широком смысле – процесс оперирование образами.

Роль воображения

1.Воображение – основа творчества, это движение общества вперед

2.Выводит человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.

Функции воображения

1.Образное представление действительности.

2.Регуляция эмоционального состояния.

3.Регуляция поведения.

4.Формирование внутреннего плана действий.

5.Планирование и программирование действий.

 Воображение связано с памятью и мышлением.

 Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.

Этапы воображения – анализ, синтез.

Факторы, влияющие на воображение:

1.Богатство опыта.

2.Особенности нервной деятельности.

По степени активности: пассивное, активное

По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное

Активное преднамеренное воображение:

1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта , которое соответствовало бы описанию.

2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение.

3.Мечта – самостоятельное создание новых образов.

Отличие мечты:

1.В мечте создается образ желаемого.

2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат.

3.Мечта направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас.

4.Мечты иногда реализуются.

Пассивное преднамеренное воображение или грезы

Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения

 Непреднамеренное пассивное

1.Сон

2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.

13 стр., 6076 слов

Воображение как психический познавательный процесс 2

... на то, что хорошо изучены психические процессы, с которыми связано воображение (восприятие, память, мышление и др.)и какое значение в жизни человека они имеют - нам до сих пор ... ] В.А. Ситаров дает ему следующее определение: Воображение - это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях ...

Фантазерство – незаметное для себя искажение фактов, выдача желаемого за действительное. Часто проявляется у детей.

12. Функции воображения

представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;

регулирование эмоциональных состояний;

произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Приемы создания новых образов: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества  частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация— прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему  качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

13. Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

6 стр., 2777 слов

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...

... интересы человека (Бартлетт). Соревнование. Содержание и характер деятельности 2)Цели запоминания. 3)Требования к запоминанию. 4)Условия запоминания: время, физические условия (шум и т.п.). 5)Индивидуально- ... процессах вспомогательную роль. Центральный исполнитель также «пользуется услугами» долговременной памяти и других психических процессов. Для подтверждения данного понимания места центрального ...

ВИДЫ ПАМЯТИ

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Эмоциональная память — это память на переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную .

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... корни в человеке, захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не ... а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое ...

14. Свойства памяти

Точность

Объём

Скорость процессов запоминания

Скорость процессов воспроизведения

Скорость процессов забывания

Процессы памяти

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания..

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания).

Выделяют временное и длительное забывание.

15. Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций. ФУНКЦИИ:

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике

Сигнальная функция. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей. ВИДЫ:

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

3 стр., 1057 слов

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Критерии ...

... определяется, прежде всего, тем местом, которое имеют эмоции в личности человека. Только имея представление об эмоциональном опыте человека, мы можем с определенной долей уверенности говорить о том, ... освещают" и "окрашивают" в те или иные тона интеллект, интересы, искания человека. Эмоция или чувство способны существенно повлиять на течение других психических процессов, ускорить или замедлить ...

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

16. Чувства – одна из основных форм переживаний человека, своего отношения к предметам и явлениям, действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма.

ВИДЫ ЧУВСТВ

1) моральные или нравственные – чувства, возникающие при восприятии действительности и сравнении с нормами и категориями морали (патриотизм, чувство долга).

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ... 2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности. 1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается. _______________________ Большая энциклопедия ...

2) интеллектуальные – чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности человека (удивление, любопытство, восхищение).

3) эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному и безобразному в окруж. явлениях, природе, искусстве (восторг, презрение, отвращение).

17. Эмоции и чувства. В реальной жизнедеятельности человека, а также с целью научного изучения очень сложно отделить дифференцировать эмоции от чувств, т.к. и эмоции и чувства являются субъективными переживаниями, отражающие отношение человека к самому себе, к происходящему и др. людям. тем не менее можно выделить несколько отличительных черт:

эмоции: 1. относительно кратковременны, 2. возникли раньше, 3. эмоции присущи и животным и человеку, 4. носят ситуативный характер (привязанны к ситуации) чувства: 1. отночительно долговременны, 2. возникли позднее, 3. присущи только человеку, 4. отражают отношение к значимым объектам и субъектам в жизни человека

18. Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением и деятельностью, мобилизовать все силы на достижение поставленной цели и преодоление препятствий.

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза — возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза — обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза — принятие решения.

Четвертая фаза — исполнение решения.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

14 стр., 6537 слов

Принятие решения человеком 2

... е. объе­динение всех афферентов, которые предшествуют решению) в высшей степени важно для психической деятельности человека и более важно для понимания решения, чем само принятие реше­ния, потому ...

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

19. Волевые качества личности

1) Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

2) Выдержка – умение затормозить свои действия, мысли, чувства.

3) Сила воли.

4) Инициативность – способность действовать самостоятельно сверх установленного, преодолевать свою инертность без стимула извне.

5) Настойчивость – умение длительно сосредотачиваться на достижении своей цели.

6) Решительность – умение принимать твердые решения, способность человека быстро переходить от принятия решения к деятельности.

20. Способности – это индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного выполнения определенного рода деятельности.

Структура способностей

Виды способностей различают по их направленности, или специализации: — общие способности — индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности; — специальные способности — свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности. (музыкальные, математические, спортивные, литературные и др.)

Каждая способность имеет свою структуру, состоящую из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Различают ведущие и вспомогательные свойства.

Общие и специальные способности у человека тесно взаимодействуют, взаимно дополняя и обогащая др. др. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью. След. уровень развития способностей – талант. Наивысший уровень – гениальность.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

6