18 век. Сентиментализм

Русский сентиментализм. Особенности становления и развития.

Русский сентиментализм явился частью общеевропейского литературного движения и вместе с тем закономерным продолжением национальных традиций, складывавшихся в эпоху классицизма. Произведения крупнейших европейских писателей, связанные с сентиментальным направлением («Новая Элоиза» Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гете, «Сентиментальное путешествие» и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Стерна, «Ночи» Юнга и др.) очень скоро после их появления на родине становятся хорошо известны в России; их читают, переводят, цитируют; имена главных героев приобретают популярность, становятся своего рода опознавательными знаками: русский интеллигент конца 18 века не мог не знать, кто такие Вертер и Шарлотта, Сен-Пре и Юлия, Йорик и Тристрам Шенди.

Вместе с тем, во второй половине 18 века появляются русские переводы многочисленных второстепенных и даже третьестепенных авторов. Некоторые сочинения, оставившие не очень заметный след в истории своей отечественной литературы, воспринимались иногда с большим интересом в России, если в них были затронуты проблемы, актуальные для русского читателя, и переосмысливались в соответствии с представлениями, уже сложившимися на основе национальных традиций. Таким образом, период формирования и расцвета русского сентиментализма отличался чрезвычайной творческой активностью восприятия европейской культуры. При этом русские переводчики преимущественное внимание стали уделять современной литературе, литературе сегодняшнего дня (см. об этом подробно: Стенник Ю.В., Кочеткова Н.Д., с. 727 и далее)

Хронологические рамки:

Сентиментальные произведения впервые возникают в Англии в конце 1720-х — начале 1730-х (как реакция на революцию 1688−1689 годов, выход на арену третьего сословия и превращения его во влиятельную политическую и общественную силу).

3 стр., 1425 слов

Современные исследования русского национального характера (К.Касьянова, П.И.Смирнов). Национально-психологические особенности народов России

Модуль 4. 4.4. Исследования национального характера 1.Национальный характер: миф или реальность. Концепции национального характера. Национальный характер - особый психо-генетический склад народа, возникающий на основе всего его исторического и социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности. ...

Это произведения Дж. Томсона «Времена года» (1726−1730), Г. Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751), С. Ричардсона «Памела» (1740), «Кларисса» (1747−1748), «История сэра Чарлза Грандисона» (1754).

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760—1770-х годах в Англии, Франции и Германии. С 1764 по 1774 год здесь вышли в свет произведения, которые создали эстетическую основу метода и определили его поэтику; их можно считать и своеобразными эстетическими трактатами сентиментального направления (это уже упоминавшиеся романы Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» 1761; Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» 1768; И.-В. Гете «Страдания молодого Вертера» 1774).

Хронологические рамки русского сентиментализма определяются более или менее приблизительно. П.А.Орлов, например, выделяет 4 этапа:

  1. 1760−1775.1760 год — дата появления журнала «Полезное увеселение», сплотившего вокруг себя целую группу молодых поэтов во главе с М.Херасковым. Продолжением «Полезного увеселения» были журналы «Свободные часы» (1763) и «Доброе намерение» (1764), в которых в основном сотрудничали те же авторы.

В поэзии преимущественное внимание уделялось любовной, дружеской и семейной проблематике. Жанры пока заимствовались у предшествующей классицистической литературы (анакреонтическая ода, идиллия), использовались также готовые европейские образцы. Проза представлена романами Ф. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» и В.А. Левшина «Утренники влюбленного».

Драматургия — «слезными пьесами» М.Хераскова.

Необходимо отметить, что именно с Хераскова начинается история русского сентиментализма. Для него характерно новое отношение к иерархии жанров: высокие и низкие не только уравниваются, но, более того, предпочтение отдается низким жанрам (например, песне).

19 стр., 9200 слов

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж Курсовая работа Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста Исполнитель: Саранина Л.Ф. Екатеринбург - 2011 Оглавление Введение Глава 1. Основы развития речи старших дошкольников .1 Психолого-педагогические особенности ...

Неприемлемым становится и сам термин «низкий жанр»: Херасков в данном случае противопоставляет «громкой» поэзии — «тихую», «приятную». Поэт и драматург, он сосредоточивает свое внимание на отдельном, частном человеке. В связи с этим особую привлекательность для него начинают привлекать камерные жанры. Поющая и пляшущая пастушка для Хераскова «милей гремяща хора».

У представителей первого этапа критерием общественных и духовных ценностей уже признана природа и как одно из ее проявлений — чувствительность.

2 этап:

1776−1779

Большую роль в общественной мысли этого времени играет масонство (Н.И.Новиков, А.М.Кутузов, И.П.Тургенев, А.А.Петров и др.).

В этом ряду самого серьезного внимания заслуживает, в первую очередь, творческая деятельность А.М.Кутузова. Анализ его поэтических произведений, частной переписки, переводов свидетельствует об отрицательном отношении художника к рационалистическому искусству классицистов, внимании к европейскому предромантическому движению, преимущественной ориентации на традиции английской и немецкой литературы и игнорировании французской, интересе к внутреннему миру и психологизму. А.М.Кутузов писал: «Не наружность жителей, не кафтаны и рединготы их, не домы, в которых они живут, не язык, которым они говорят, не горы, не море, не восходящее или заходящее солнце суть предмет нашего внимания, но человек и его свойства…»

В середине 70-х гг. наблюдается и расцвет дарования М.Н.Муравьева. В лирике его постепенно становится определяющим автобиографическое начало. Адресатами произведений становятся друзья и близкие, основным жанром — послание. Герой Муравьева — человек с «чувствительной душой», его идеал — скромная, но деятельная жизнь, приносящая пользу обществу и удовлетворение самому себе. Муравьев обращает внимание на необходимость проникновения во внутренний мир человека. Поэт должен постигнуть «сердечные таинства», «жизнь души» с ее противоречиями и переходами из одного состояния в другое. В сознании поэта иной представляется и сама категория времени. Каждое мгновение неповторимо, и задача художника — уловить и запечатлеть его. Новые художественные задачи предопределили и новое отношение поэта к языку. Г. Гуковский отмечал: «Слова начинают звучать не столько своим привычным словарным значением, сколько своими обертонами, эстетико-эмоциональными ассоциациями и ореолами». В поэзии Муравьева появляются эпитеты, характерные и для более поздней лирики сентиментализма: «разговора сладкий ток», «сладостны дыханья», «сладкий покой», «кроткий луч», «стыдливая луна», «милое мечтанье»; эпитет «тихий» (ранее антоним к эпитету «громкий») приобретает новые нюансы — «приятный», «нежный», «безмятежный» («тихий сон», «тихий трепет», «тихая светлость»).

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 ...

Важным фактом данного периода стал и выход в 1776 году комической оперы Н. Николева «Розана и Любим». По мнению П. Орлова, именно в данном жанре прежде всего получает дальнейшее развитие социальное начало русского сентиментализма: в основе конфликта таких пьес — факты помещичьего произвола над добродетельными, «чувствительными» крестьянами, которые впервые выступают главными героями, превосходящими по духовному развитию своих обидчиков.

Третий этап.1789−1796.Это наиболее яркий и плодотворный период в истории русского сентиментализма. В это время созданы лучшие произведения Н.Карамзина. Период в целом характеризуется преобладанием прозаических произведений: роман, повесть, сентиментальное путешествие, эпистолярные жанры (образцы практически всех известных сентиментализму прозаических жанров предложены Карамзиным); из стихотворных жанров предпочтение отдается песне (Дмитриев, Капнист, Нелединский-Мелецкий, Львов), сатирической сказке и басне (Дмитриев).

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Следует отличать коммуникацию от общения. Коммуникация - ...

С 1791 года появляются лучшие сентиментальные периодические журналы — «Московский журнал», «Приятное и полезное препровождение времени». В них обсуждаются вопросы о внесословной ценности человека, законах природы и государственного строительства.

4 период:1789−1811 Период кризиса русского сентиментализма. Былую славу направления поддерживает только Н. Карамзин, но и он постепенно оставляет художественное творчество и пробует себя в качестве исследователя истории России

Философская основа сентиментализма — сенсуализм. Его основоположник английский философ Дж. Локк (1632−1704), основной труд — «Опыт о человеческом разуме» (1690).

По мнению философа, внешний мир дан человеку в его физиологических ощущениях — зрении, слухе, обонянии, осязании; общие идеи возникают на основе эмоционального переживания этих ощущений и аналитической деятельности разума, который сравнивает, сочетает и абстрагирует свойства вещей, познанных сенситивным путем.

Весьма популярными среди сентименталистов были и идеи ученика Локка А.Э.К.Шефтсбери (1671−1713).

В центре его внимания — нравственные категории. Шефтсбери утверждал, что нравственное начало заложено в самой природе человека и связано не с разумом, а с особым моральным чувством, которое одно может указать путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца. Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувственным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Таким образом, «естественность» натуры трактуется у Шефтсбери, а вслед за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность», но как потребность и возможность добродетельного поведения, а сердце становится особым индивидуальным органом чувств, соединяющим конкретного человека с общим гармоничным и нравственно-оправданным устройством мироздания.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

К вопросу о сушности сентиментализма как художественного направления

Необходимо прежде всего отметить, что далеко не все исследователи считают сентиментализм самостоятельным научным направлением. У англоязычных ученых до сих пор остаются в ходу главным образом такие понятия, как «сентиментальный роман». «сентиментальная драма», «сентиментальная поэзия». Французские и немецкие критики выделяют скорее «сентиментальность» как особую категорию, в той или иной мере присущую художественным произведениям самых различных эпох и направлений.

Лишь в России, начиная с конца 19 века, предпринимаются попытки осмыслить сентиментализм как целостное историко-культурное явление. Для него характерны следующие черты:

  1. культ чувства (или сердца), которые в данной системе взглядов становятся «мерилом добра и зла»;
  2. главная категория — «естественное»; она объединяет внешний мир человека с внутренним миром человеческой души, которые созвучны и сущностно сопричастны друг другу;
  3. в эстетике «возвышенное» начало заменяется категорией «трогательного»;
  4. создан свой тип героя: «чувствительного человека», воплощающего в себе гуманистический идеал эпохи, живущий сложной внутренней жизнью, замечательный не воинскими подвигами или государственными делами, а своими душевными качествами, умением «чувствовать». Достоинства личности обнаруживаются в новой сфере — сфере чувств.

Система жанров сентиментализма

В первую очередь необходимо иметь в виду следующее:

  1. преимущественное внимание уделяется прозаическим жанрам;
  2. жанры могут смешиваться.

В области прозы на первом месте — роман со следующими разновидностями: роман в письмах (Ричардсон, Руссо, Эмин), связанный с романом в письмах жанр частной переписки (Свифт, Вольтер, Дидро, Кутузов, Петров, Дмитриев, Карамзин); роман-путешествие (Стерн, Карамзин); роман воспитания (Виланд, Гете, Карамзин); затем повесть — философская на Западе и любовно-психологическая, повесть-сказка, рассказ-миниатюра, философско-психологический очерк — в России (образцы всех разновидностей повести представлены в творчестве Карамзина).

3 стр., 1028 слов

Лурия Александр Романович | Биография

Годы жизни:1902 -1977 Родина: Казань (Российская Империя) Лурия Александр Романович - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и нейролингвистики. Один из создателей отечественной нейропсихологии. Д-р педагогических (1937) и медицинских наук (1943), профессор (1944), д. чл. АПН РСФСР (1947) и ...

В области драматургии — «слезная драма» (Дидро, Херасков), комическая опера (Николев).

В области лирики — на Западе — философско-дидактическая поэма, элегия, баллада; в России — анакреонтическая ода, идиллия, элегия, песня, романс, альбомный стих, сатирическая сказка и басня.

Художественные завоевания и открытия. Писателями-сентименталистами открыты новые типы повествования (психологические пейзажные зарисовки, лирические медитации, элегии в прозе); разработаны приемы передачи внутреннего мира героя (лирические отступления, авторский анализ психологии, внутренний монолог); значительно усложнен синтаксис (перифразы, лексические и синтаксические повторы, приемы музыкально-ритмического построения, звукопись); введены новые тропы (психологические эпитеты).

Писательский состав. В Россию сентиментализм проник в 1780-х-начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и ГрандисонаС.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович КарамзинПисьмами русского путешественника (1791−1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) — шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г. П.Каменева (История бедной Марьи; Несчастная Маргарита; Прекрасная Татьяна) и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд).

В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.