- Управление конфликтами: определение основных понятий.
Урегулирование и разрешение конфликтов — это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Данной проблеме не уделялось должного внимания ни теорией социальной психологии, ни социальной практикой. Лишь в последнее время стали появляться ассоциации конфликтологов, центры по прикладной конфликтологии, переводная литература. Тем не менее говорить о какой-либо сложившейся системе в области урегулирования конфликтов не приходится. Напротив, анализ практики их разрешения показывает обратное. Можно выделить типичные ошибки в области урегулирования конфликтов: 1) запаздывание в принятии необходимых мер; 2) попытка разрешить конфликт без выяснения его истинных причин; 3) использование только силы, карательных мер по урегулированию конфликта или, наоборот, только дипломатических переговоров; 4) шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа, особенностей.
Профилактика конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий и т.д. Это возможно с помощью экспертного опроса, методов экстраполяции, математического и экспериментального моделирования. Профилактика конфликтов должна осуществляться на всех уровнях: макро-, среднем, микро- и личностном.
Непосредственная профилактика связана с устранением условий возникновения конфликтов. В ее основе лежит устранение деформации социальных отношений, стратификации общества, а также социальная психогигиена, психопрофилактика, массовая, групповая и индивидуальная психотерапия, социальная защита населения, просвещение, обучение, тренинг общения.
Термин «разрешение конфликтов» обычно употребляется в двух значениях: во-первых, при разрешении конфликта самими его участниками; во-вторых, при объективном разрешении конфликта, основанном на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон. Деятельность по разрешению конфликтов включает в себя: 1) анализ и выявление причин конфликта и его участников (X. Корнеулис, Ш.Фейр называют этот процесс картографией конфликта); 2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода; 3) реализацию принятого решения.
Все зависит от того, какая позиция у лиц, разрешающих конфликт: пассивно-выжидательная; авторитарная; негативно-некомпетентная, приводящая к эскалации конфликта; рациональная, основанная на глубоком понимании причин конфликта. Суть разрешения конфликта состоит в воздействии на его причины и участников.
Особенности межличностных конфликтов в образовательной среде
1 Понятие конфликта .2 Причины конфликтов в образовательной среде .3 Классификация конфликтов .4 Функции межличностных конфликтов .5 Динамика протекания конфликтов .6 Методы урегулирования и разрешения межличностных конфликтов .7 Стили поведения в конфликте Задание 2. ...
Методы, используемые для разрешения конфликтов, различны: устранение причин; сдерживание; переориентирование, направленное на формирование убежденности в необходимости отказа от деструктивного участия в конфликте. Эти методы могут быть административными, социально-психологическими или смешанными.
С т. з. разрешенности конфликты могут быть кажущимися разрешенными; частично разрешенными; полностью разрешенными. Как нет абстрактных конфликтов, так нет и универсальных способов разрешения и урегулирования конфликтов. Одно дело урегулировать военный конфликт, другое — семейный, третье межличностный.
Как правило, в зависимости от теоретического понимания конфликта предлагаются соответствующие подходы к его разрешению или урегулированию. Тем не менее можно выделить более или менее общие схемы, хотя в принципе каждый тип конфликта требует своего подхода к разрешению или урегулированию.
Во многих странах мира проблеме урегулирования конфликтов уделялось и уделяется большое внимание. Особо стоит вопрос о роли и месте государственных служб, в частности правопорядка и армии, в улаживании национальных конфликтов, ситуаций, связанных с угонами самолетов, захватом заложников, или крупных забастовочных движений, грозящих проявлениями насильственных действий. В этой связи разрабатывается специальная технология проведения операций и поведения в подобных ситуациях. В США имеется даже такая специальность, как менеджер по конфликтам. Принято различать понятия «урегулирование» и «разрешение конфликтов». Разрешение конфликтов подразумевает сложную работу, направленную на ликвидацию источника конфликтных отношений, полное удовлетворение интересов и потребностей конфликтующих сторон. В социальной сфере этот процесс занимает, как правило, многие годы. Урегулирование означает недопущение насильственных действий, достижение взаимоприемлемых договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтных отношений. Урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредничества, арбитража используется чаще, чем их разрешение. Одним из наиболее примитивных и непродуктивных является метод подавления конфликта, применения силы. Метод заключения перемирия перспективен как тактический прием или как элемент стратегии в разрешении конфликта. В арсенале наработок имеются такие формы перемирия, как временное прекращения огня, отказ от действий по разжиганию вражды через средства массовой информации, отвод от линии соприкосновения участников конфликтующих сторон и др. Недостатком перемирия являются его непрочность, временный характер, отсутствие гарантий обязательств и санкций за их неисполнение.
- Принципы управления конфликтами.
Основные принципы управления конфликтами состоят в следующем.
1. Принцип заинтересованности в конструктивных последствиях конфликта.
Этот принцип означает необходимость увидеть воспитательные возможности конфликта, возможное использование его для личностного роста, нравственного развития личности, извлечения позитивного опыта для каждого из участников.
2. Принцип системности и глубинности при анализе причин конфликта подразумевает использовать следующие уровни анализа: начальный, кульминационный, заключительный, а также выявление соотношения объективных деловых и субъективных личностных факторов в возникновении конфликта.
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
... разных этапах их жизни. Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ ... каждой стадии жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы и конфликты. Их характер необходимо учитывать при проведении семейной диагностики. Оценка уровня ...
3. Принцип исключения односторонней ответственности за возникновение конфликта. Участвуют две стороны, каждая вносит свой «вклад» в развитие конфликта.
4. Принцип нейтралитета посредника. Нейтральная позиция по отношению к враждующим сторонам совершенно необходима для разрешения конфликтной ситуации.
5. Принцип профилактики конфликтов. В педагогическом процессе потенциальных конфликтов гораздо больше, чем сознательно провоцируемых. Предотвращение отрицательных последствий любого конфликта связано с умением вычленить его внешние и внутренние причины как основу конфликтной ситуации.
6. Принцип предотвращения конфликта связан с умением предвидеть конфликтную ситуацию, ослабить или устранить ее. Действенная профилактика конфликтов состоит не в игнорировании конфликтной ситуации, а в выявлении ее сути и снятии напряжения.
Специалисты, занятые в сфере социальной работы, должны обладать высоким педагогическим потенциалом, глубокими знаниями теории и технологии социально-педагогической деятельности, конфликтологии с тем, чтобы эффективно проводить работу по предупреждению и профилактике конфликтов в социальной сфере.
- Социально – педагогические методы предупреждения и профилактики конфликтов.
Социально-педагогические методы — конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение людей для решения тех или иных воспитательно-обучающих или корректирующих задач.
Социально-педагогические методы включают:
— формирование взглядов, представлений и мнений в форме убеждения,
внушения, диалога, доказательства, инструктажа;
— организацию и стимулирование деятельности в виде поручений, требований, обязательно создания ситуаций успеха;
— личный пример.
Выделяют различные группы взаимозависимых социально-педагогических методов.
Словесные методы, включающие:
— рассказ — устное повествовательное изложение вопроса или проблемы;
— объяснение — монологическая форма общения, требующая точного и четкого формулирования задач, сути проблемы, безукоризненной логики
изложения;
— беседа — диалогический метод управления конфликтами;
— убеждение — метод воздействия на человека или коллектив посредством обращения к сознательной сфере психики индивида. Широко используется как педагогический и административный метод на базе нормативно-правовых актов и законодательств;
— дискуссия — метод, основанный на обмене взглядами по определенной проблеме;
— лекция — монологический метод изложения проблемы.
Наглядные методы используются в сочетании со словесными и включают в себя демонстрацию или иллюстрацию той или иной рассматриваемой конфликтной ситуации с помощью документов, отчетов, писем и т. п.
Этические методы охватывают область моральных отношений, которые не регулируются законодательством. Они рассматриваются в системе неправовых норм и культурно-этических ценностей, учитывают национальные и мировые тенденции развития общества. Эти нормы могут быть оформлены в виде этического кодекса поведения сотрудников.
Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...
... социальной работе в организации социального обслуживания пожилых людей». Цель исследования: Раскрыть структуру и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социального обслуживания пожилых людей. Объект исследования: Психологическая компетентность специалиста по социальной работе, ... трудоспособного возраста, обеспечивающих своим трудом и уходом когорты ...
Метод обучения относят к административно-педагогическим методам управления конфликтами в организации.
Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов взаимодействия в сфере социальной работы, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Профилактика и предупреждение деструктивных конфликтов должны быть в поле зрения администрации организации. Особую роль здесь приобретает деятельность служб управления персоналом, подразделений, отвечающих за формирование систем и организационных структур управления, разработку моти-вационной политики, а также методов организации труда.
К методам, затрагивающим различные стороны системы взаимоотношений в сфере социальной работы, можно отнести:
— выдвижение целей, объединяющих администрацию с руководителями подразделений и персоналом организации, позволяющих наиболее эффективно решать проблемы социальной работы;
— четкое определение видов связи в организационной структуре управления, позволяющее существенно сокращать сроки изнурительных ожиданий пациентов в очередях к сотруднику социальной работы;
— баланс прав и ответственности при исполнении служебных обязанностей, позволяющий свести к минимуму управленческую волокиту при решении социальных вопросов;
— выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления;
— использование различных форм поощрения, предполагающее взаимное сочетание и варьирование монетарных и немонетарных побудительных систем.
Выдвижение целей, интегрирующих администрацию и персонал организации. Руководители подразделений обязаны обеспечивать достижение целей, которые ставит перед организацией система социальной работы. В то же время цели организации, выдвигаемые администрацией, должны не противоречить целям персонала. И, наконец, линейные руководители отделов и служб призваны интегрировать цели сотрудников и целевые задачи подразделений, учитывая при этом интересы и цели клиентов (или граждан, обращающихся за помощью в систему социальной работы).
Сотрудники организации, включаясь в определенную профессиональную деятельность, ставят перед собой задачи.
Реализация целей персонала в общем виде представляет собой выполнение основных функций труда: монетарной, социальной, самореализации.
Монетарная функция труда предполагает выполнение следующих целевых задач:
Организация работы психологической консультации
... ситуация, когда психологическая консультация является довольно большим учреждением, фактически целой организацией, включающей в себя до десятка и более консультантов в разных ... внешним, второй - внутренним). Внутренний режим работы психологической консультации определяется в зависимости от персональных возможностей и условий труда психологов-консультантов, а также вспомогательного персонала. ...
— оплату труда, адекватную затрачиваемым трудовым усилиям;
— обеспечение дополнительных материальных выплат и льгот, предоставляемых администрацией организации (льготные кредиты, страховки, компенсации части затрат на обучение, лечение и отдых и т. п.).
Выполнение социальной функции труда связано с реализацией таких целевых потребностей персонала, как:
— общение между членами коллектива;
— обеспечение нормальных психофизиологических условий труда и его технической оснащенности;
— создание благоприятного психологического климата в коллективе и использование стилей и методов руководства, отвечающих интересам сотрудников.
Функция самореализации предполагает, что сотрудники ждут от администрации поддержки в реализации таких целевых устремлений, как:
— выполнение работы преимущественно творческого характера;
— получение возможностей для профессионального роста;
— признание заслуг, т. е. оценка труда и поведения сотрудников, адекватная результатам и действиям.
Таким образом, цели персонала и администрации, сформулированные и соответственно структурированные, не только не противоречат, но взаимно обусловливают друг друга и создают единую систему интегрированных целей, способствующих повышению эффективности функционирования всей системы социальной работы.
Четкое определение видов связи в организационной структуре управления. Разработка организационных структур управления предполагает не только установление состава звеньев и подчиненности между ними, но и формирование всех необходимых структурных связей между подразделениями и должностями.
Организационная структура с четким распределением обязанностей между звеньями предполагает, что в соответствующих организационно-распорядительных документах определены способы управленческого воздействия на персонал, реализуемые через структурные взаимосвязи, которые делятся на следующие виды:
— линейная связь («руководитель — подчиненный»);
— функциональная связь (методическое, консультативное, инструктивное руководство);
— связь соисполнительская (совместное выполнение работ, участие в процессе принятия решений);
— связь обслуживания (выполнение вспомогательных работ обеспечивающего характера).
Баланс прав и ответственности при исполнении служебных обязанностей. Любая профессиональная деятельность в рамках организации предполагает, что исполнитель наделен служебными обязанностями по своей должности, соответствующими ей правами и ответственностью за результаты работы. Указанные характеристики должности отражаются, как правило, в должностной инструкции, а также регламентируются законодательными актами (например, федеральными или региональными законами и постановлениями правительства об организации службы социальной работы и социальной защиты населения), другими инструктивными документами.
Одна из важных задач руководителя подразделения — обеспечение сбалансированности прав и ответственности каждого из сотрудников. Если сотруднику определена ответственность за выполнение той или иной служебной обязанности, но не даны соответствующие ей права, обеспечивающие ее ресурсное и организационно-технологическое наполнение, это создает благодатную почву для возникновения конфликтной
Мотивация труда в коммерческих организациях
... участие в постановке задач, самоконтроль при выполнении работ, возможность работать в удобном темпе, ... организации, принятие устава организации, других системообразующих документов. Каждый сотрудник должен ясно понимать общие цели и предназначение организации, основные принципы ее существования, управления ... как управленческое воздействие на мотивацию труда с целью повышения его эффективности. ...
ситуации.
Выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления. Делегирование полномочий — передача части служебных обязанностей с вышестоящего на нижестоящий уровень иерархии управления. В последнее время данный метод является весьма популярным в мировой практике управления. Однако поспешное и неподготовленное применение метода делегирования чревато серьезными ошибками, приводящими к столкновению интересов различных уровней управления и, как следствие, к возникновению конфликтной ситуации. Это относится в равной степени к практике непродуманных, неподготовленных руководителем поручений, передаваемых подчиненным.
Отсутствие профилактической работы до и после возникновения конфликтной ситуации ведет к существенным противоречиям сторон, занятых в процессе делегирования.
Первоочередной задачей руководителя является определение степени участия сотрудника в процессе принятия решений. Делегирование полномочий не означает ухода руководителя от ответственности или перекладывание ее на плечи подчиненных: конечная ответственность за принятые решения остается на руководителе.
При передаче части полномочий руководитель должен сам четко представлять, каким образом следует или можно решить ту или иную задачу, каков организационно-технологический процесс выполнения задания, передаваемого подчиненному. Поэтому руководитель должен четко определить состав и содержание передаваемых полномочий, а также объем информации, необходимой для успешного решения задачи.
Одной из возможных причин возникновения конфликтной ситуации не только внутри подразделения, но и между
руководителем и другими звеньями структуры управления может стать неумение отделять те задачи управления, которые могут быть делегированы, от тех, которые делегироваться не должны. Вопросы координации деятельности подразделения, выполнение общих функций управления остаются функцией исключительно руководителя.
Использование различных форм поощрения. Многообразие форм поощрения следует рассматривать как действенный фактор управления мотивацией трудовой деятельности. Продуманная и сбалансированная политика организации в области мотивации является мощным средством профилактики конфликтов. Использование различных форм поощрения предполагает разработку и применение монетарных и немонетарных побудительных систем.
К монетарным можно отнести следующие побудительные системы:
— организацию оплаты труда в размере, адекватном трудовому вкладу сотрудника;
— премиальную политику, основывающуюся на результативности труда и профессионального поведения сотрудников;
— участие персонала в прибылях и капитале предприятия в случаях, когда та или иная часть работы выполняется на коммерческой основе;
— систему специальных льгот и выплат, выделяемых из прибыли организации и не носящих обязательного характера, определенного законодательством (льготное или беспроцентное кредитование на целевые нужды персонала, оплата различных страховок, обучения сотрудников или членов их семей и т. п.).
Социально-психологические методы управления и проблемы их использования
... неформальных лидеров. 30 Проблемы использования социально-психологических методов управления и негативные последствия ... путем убеждения. 33 Обобщенная таблица применения методов. 2. Негативные последствия психологического ... в частности, психологии, и развитием различных школ управления. Позволю себе привести цитату: « ... власть. Харизма. 22 Краткий обзор систем лидерства. 23 Ситуационные подходы к ...
К немонетарным побудительным системам относятся:
— открытость информационной системы фирмы, предполагающая причастность сотрудников к делам организации, информированность персонала о важных решениях, касающихся кадровых перестановок, реорганизации структуры управления, технических нововведений и т. п.;
— использование гибкой системы занятости сотрудников, гибкого режима труда и отдыха;
— применение виртуальных структур управления, которые не предполагают жесткого режима нахождения сотрудников на рабочем месте;
— использование стилей и методов руководства, отвечающих интересам сотрудников;
— моральное поощрение персонала;
— проведение совместных мероприятий (спортивного характера, вечеров отдыха и т. п.).
Монетарные и немонетарные побудительные системы наиболее эффективны при использовании в единстве и взаимосвязи, вместе с тем их применение не должно приводить к нарушению требований справедливости, предоставлению кому-либо незаслуженных преимуществ.