Умение слушать, как важнейшей стороны делового общения

1. Дайте характеристику умения слушать, как важнейшей стороны делового общения

Нерефлексивным называется такой вид слушания, который не предполагает выраженной реакции на услышанное. На первый взгляд такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного фи­зического и психологического напряжения. В диалогическом общении нерефлексивное слушание используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболев­шие проблемы, испытывает трудности в выражении мысли. Однако такое слушание не всегда бывает уместным. Отсутствие реакции может быть воспринято как знак согласия («молчание знак согласия»).

Поэтому в деловом общении преобладает другой вид слушания — рефлексив­ный. Суть его заключается в выражении реакции на сообщаемое. Сами реакции эти могут быть различными:

* реакция усвоения информации: угу, так-так (сопровождающиеся легкими кивками головы);

* реакция согласия: вот именно, вот правильно, да-да, несомненно и т.п. (легкий кивок головы);

* реакция удивления: Да что вы!, Что вы говорите!. Подумайте только! (покачивание головой из стороны в сторону);

* реакция негодования: Ну знаете!, Это уж слишком! (энергичное потряхивание головой).

Рефлексивное слушание предполагает активное использование жес­тикуляции, мимики. Такой вид слушания позволяет обоюдно регули­ровать процесс передачи информации. Возможность переспросить не­дослышанное, уточнить получаемую информацию делают рефлексивное слушание более эффективным, чем нерефлексивное. Вопросы типа:

* — Я правильно ли я вас понял, вы предлагаете …?

* — Что вы имеете в виду, когда утверждаете, что…?

* — Как нужно понимать ваше высказывание о…?

* — Не повторите ли вы еще раз?

позволяют получить необходимую информацию как бы в сфокусиро­ванном виде. Уже сам факт заинтересованности в предмете сообще­ния, желание вникнуть в суть проблемы, вопроса говорит о многом ад­ресанту речи, делает диалог более продуктивным.

Один из принципов эффективного слушания психологами сфор­мулирован следующим образом: «Покажи говорящему, что ты его по­нимаешь».

Другим не менее важным принципом эффективного слушания яв­ляется синхронный анализ сообщаемого. Деловые переговоры — это не просто обмен информацией, это напряженная аналитическая рабо­та, эвристическая деятельность сознания. Анализировать речь оппо­нента нужно во время ее произнесения так, чтобы, когда он кончит, можно было сформулировать его мнение, позицию, тезис своими сло­вами. Чтобы уточнить сообщение, мы прибегаем к перефразированию. Перефразирование обычно начинается словами:

6 стр., 2556 слов

Глава 3.Нерефлексивное слушание

... отказ, поскольку молчание часто истолковы­вается неправильно — как незаинтересованность или не­согласие. Нерефлексивное слушание Иногда краткие ответы можно понять и как принуж­дение, что может помешать ... своя правда. Много раз я убеждался, что студенты испытывали по­требность в выражении сдерживаемых чувств, в «объяс­нении» как бы самим себе причин своих трудностей. ...

* — Из ваших слов следует, что …

* — Другими словами, вы, хотели сказать, что …

* — То есть вы считаете, что …

* — Как я понял, вы предлагаете …

При этом следует иметь в виду, что перефразирование информа­ции, которая поступает в форме диалога, обязательно сопряжено с ее свертыванием: как правило, передается основная мысль, а все детали сообщения опускаются. Даже короткие устные распоряжения пере­фразируются воспринимающим «для проверки точности». В деловой речи перефразирование является важным инструментом закрепления и уточнения информации.

2. В чем заключается такой способ психологической защиты, как «рационализация».

Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками. Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации , которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта . Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе , отторгая ил искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других . Защитные механизмы начинают действовать , когда достижение цели нормальным способом невозможно ил когда человек полагает , что оно невозможно . Важно подчеркнуть , что это не способы достижения желаемой цели , а способы организации частичного и временного душевного равновесия с тем , чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей ,т. е. разрешения конфликта соответствующими поступками . В этом случае люди по разному реагируют на свои внутренние трудности . Одни , отрицая их существование , подавляют склонности , которые доставляют им неудобства , и отвергают некоторые свои желания как нереальные и невозможные .Приспособление в этом случае достигается за счёт изменения восприятия .Сначала , человек отрицает то , что не желательно , но постепенно может привыкнуть к такой ориентации , действительно забыть болезненные сигналы и действовать так , как если бы их не существовало .

Другие люди преодолевают конфликты , пытаясь манипулировать беспокоящими их объектами , стремясь овладеть событиями и изменить их в нужном направлении. Третьи находят выход в самооправдании и снисхождении к своим побуждениям , а четвёртые прибегают к различным формам самообмана . Личностям с особенно жёсткой системой принципов поведения было бы особенно трудно и подчас невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде , если бы защитные механизмы не оберегали их психику .

К механизмам психологической защиты относят обычно отрицание ,вытеснение , проекцию , идентификацию , рационализацию , включение ,замещение , отчуждение и другие . Отрицание сводится к тому , что информация , которая тревожит и может привести к конфликту , не воспринимается .

Имеется в иду конфликт, возникающий при появлении мотивов , противоречащих основным установкам личности , или информации , которая угрожает самосохранению , престижу ,самооценке . Этот способ защиты вступает в действие при конфликтах любогорода , не требуя предварительного обучения , и характеризуется заметным искажением восприятия действительности . Отрицание формируется ещё в детском возрасте и зачастую не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее вокруг , что , в свою очередь , вызывает затруднение в поведении. Вытеснение — наиболее универсальный способ избежания внутреннего конфликта путём активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации . Вытеснение представляет собой бессознательный психологический акт , при котором неприемлемая информация или мотив отвергаются цензурой на пороге сознания . Ущемлённое самолюбие , задетая гордость и обида могут порождать декларирование ложных мотивов своих поступков , чтобы скрыть истинные не только от других , но и от себя .Истинные , но не приятные мотивы вытесняются с тем , чтобы их заместили другие , приемлемые с точки зрения социального окружения и поэтому невызывающие стыда и угрызений совести . Ложный мотив в этом случае может быть опасен тем , что позволяет прикрывать общественно приемлемой аргументацией личные эгоистические устремления . Вытесненный мотив , не находя разрешения в поведении , сохраняет свои эмоциональные и вегетативные компоненты . Несмотря на то , что содержательная сторона травмирующей ситуации не осознается и человек может активно забыть сам факт того , что он совершил некоторый неблаговидный поступок , тем не менее конфликт сохраняется , а вызванное им эмоционально-вегетативное напряжение субъективно может восприниматься как состояние неопределенной тревоги .Поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах .

10 стр., 4884 слов

Педагогический такт как оптимальное соответствие поведения учителя ...

... -педагогические нормы. Педагогический такт как оптимальное соответствие поведения учителя требованиям педагогической морали. Общение учителя ... организовать учебную деятельность обучающихся; формировать способы совместной деятельности и сотрудничества; обеспечить ... осмысление педагогической морали (педагогическую этику). Морально-педагогическая практика обозначает реальное поведение учителя, практику ...

Рационализация- способ психологической защиты, когда собственные недостатки, желания и поступки, неприемлемые для личности оправдываются путем приписывания им «разумных» оснований или благородных побуждений.

Рационализация — превдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами , признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, она связана с попыткой снизить ценность недоступного. Рационализация, используется человеком в тех особых случаях, когда он, страшась осознать ситуацию , пытается скрыть от себя тот факт , что в своих действиях побуждается мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами.

3. Раскройте связь нравственной и эстетической сторон делового общения

Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям…».

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... сил природы. Когда мы говорим духовно – нравственном аспекте экологии, то мы имеет в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфера, ... рассматривает человека как чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение ...

Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в период зарождения рабовладельческого общества. Слово «этика» введено древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности.

Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

Этика — наука о морали. Что такое мораль? Мораль — это нормы и правила, которые предъявляются человеку и осуществление которых носит добровольный характер.

Слово, «этика» происходит от греческого «еthos», слово «мораль» — от латинского «mos». Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.

Нравы и обычаи — это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.

Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоитмогущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к поступкам и людей.

Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную жизнь человека.

11 стр., 5046 слов

Познание мира, общества, человека

... неживой природе. Но в гораздо большей степени они возрастают при познании общества и самого человека. Процессы и явления, которые здесь имеют место, часто просто невозможно ... разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, ...

Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в том числе и нравственной

Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных групповых и общественных интересов.

Нравственная культура общества усваивается личностью. Овладевая моральным опытом общества, закрепленным в этических взглядах и представлениях, в моральных принципах и нормах, человек обретает нравственную культуру. Однако человек обретает нравственную культуру не столько в процессе академического усвоения морального опыта общества, сколько в реальных действиях и поступках, отношениях между людьми отношениях к обществу. Речь идет о мере воплощения нравственности в жизни людей, о нравственной культуре как качестве, присущем или не присущем каждой личности. Между нравственной культурой и моральной ответственностью существует определенная связь. Уровень образования человека, социальный статус, высокий профессионализм вовсе не предполагают одновременно иналичие определенной нравственной культуры личности. А вот наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной культуры.

В обыденном смысле под нравственной культурой подразумевается уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение между людьми. В условиях экономического, политического, духовного кризиса, в процессе эмоционального взаимодействия людей нередко возникают отношения предвзятости, непринятия, отчуждения Одна из наиболее распространенных причин подобных отношений — низкая нравственная культура общения.

Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновениилюдей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно проявляется в состоянии фрустрации,т.е. расстроенного психического состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При фрустрации меняется прежняя линия поведения человека.

Активная защитная реакция при таком психическом состоянии — гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная активность и др. Пассивной же формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и агрессивность.

12 стр., 5689 слов

Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения ...

... включает курс специальных занятий – игротерапию. Программа разработана для коррекции общения и поведения дошкольников. 2) На основе проведения психодиагностики с помощью методик: наблюдения, ... со сверстниками – основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Неразвитые навыки общения приводят к множеству психологических проблем и нервно-психических заболеваний. Чрезвычайная ...

Литература

Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учеб. посо­бие для вузов. – М.:ОАО «НПО «Экономика»», 2000. — 271 с.

Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2002.- 320 с.:ил.