Учреждение образования 5

14

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор (первый проректор) БарГУ

__________________Т.Р.Якубович

«_____» _______________ 2015 года

Регистрационный № УД — ______ / р.__

Программа

по производственной (педагогической) практике

для специальности:

1-33 01 02 Геоэкология

2015

С о с т а в и т е л ь :

Леванова, Г.М. старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин учреждения образования «Барановичский государственный университет»

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой естественнонаучных дисциплин

(протокол № 5 от 28 апреля 2015)

Заведующий кафедрой

___________А.В. Земоглядчук

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»

(протокол № 6 от 30 марта 2015)

Председатель

Совета факультета

______________ З.Н. Козлова

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность проведения производственной педагогической практики

Педагогическая практика проводится на 5 курсе в 9 семестре у студентов дневной формы получения образования и на 6 курсе в 11 семестр у студентов заочной формы получения образования и является этапом их непосредственной подготовки к профессионально-педагогической деятельности преподавателя географии и экологии. Практика направлена на формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса, практическое освоение методики обучения и воспитания. Практика способствует выработке творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретению навыков анализа результатов своего труда, формирование потребностей в самообразовании. Она включает разнообразные виды учебно-воспитательной работы, осуществляемые студентами в учреждениях образования под руководством учителей, преподавателей и руководителей практики. Сроки проведения практики определяются учебными планами специальности.

4 стр., 1669 слов

Отчет по психолого-педагогической воспитательной практике

... безопасности на стартах и ​​т.д. План прохождения психолого-педагогической воспитательной практики № Содержание практики 1. Установочная консультация 2. Изучение организации воспитательного процесса в ... характеристика цртДиЮ «Плюс» Основная задача ЦРТДиЮ: Создание целостной, открытой педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития познавательных и творческих способностей ...

Программа составлена в соответствии с образовательным стандартом специальности 1-33 01 02 Геоэкология(2008), Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным Постановлением Совета Министров РБ от №860 от 30.06.2010 г., Положением о порядке организации и проведения практики студентов в университете №82 от18.02.2013 г.

1.2. Цель и задачи практики

Цель практики – овладение студентами основными функциями педагогической деятельности преподавателя географии и экологии, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса, практическое освоение методики обучения и воспитания, самостоятельное и творческое применение теоретических знаний на практике, использование новейших образовательных технологий, а также содействие улучшению подготовки выпускника к работе в учреждениях образования.

Задачи практики:

  1. Закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.
  2. Формирование теоретической, практической личностно-мотивационной готовности студентов к работе преподавателя.
  3. Изучение студентами-практикантами содержания и системы планирования работы учителя в школе, преподавателя в УВО.
  4. Формирование у будущих учителей умений и навыков проектирования и эффективной организации учебных занятий и внеклассной работы в учреждениях образования.
  5. Овладение студентами методикой психолого-педагогического изучения личности ученика.
  6. Выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, приобретение ими навыков аргументированного анализа и самоанализа проведенных уроков и внеклассных занятий.
  7. Воспитание у студентов любви и уважения к будущей профессии.

1.3. Требования к уровню освоения содержания производственной практики

В результате прохождения практики студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции:

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

АК-2. Владеть исследовательскими навыками.

АК-3. Уметь работать самостоятельно.

АК-4. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

5 стр., 2204 слов

Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...

... ________________________ ______________________________     Подведение итогов Педагогической практики Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится по данной схеме. 1. С какими проблемами ... непрерывной педпрактики? Общее заключение о том, что дала практика студенту как будущему педагогу-психологу. 10. Предложения по совершенствованию содержания ...

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-5. Уметь работать в команде.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-39. Преподавать географические и экологические дисциплины на современном научно-теоретическом уровне в учреждениях общего среднего, среднего специального и высшего образования Министерства образования Республики Беларусь и других министерств и ведомств.

ПК-40. Планировать и управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской и другими видами деятельности обучаемых.

ПК-41. Использовать дифференцированные формы, методы, средства обучения и воспитания различных категорий обучаемых.

ПК-42. Организовывать и проводить учебные и методические занятия в различных типах учебных заведений (лекции, семинары, уроки, деловые игры, учебные экскурсии и др.).

ПК-43. Формировать навыки самостоятельной работы учащихся с учебной, справочной, научной литературой, географическими картами и атласами, информационными ресурсами сети ИНТНРНЕТ и дистанционными образовательными сетями.

ПК-44. Проводить психолого-педагогические и социологические исследования, разрабатывать и реализовывать мероприятия по обеспечению здорового морально-психологического климата в коллективе.

ПК-45. Разрабатывать и использовать в учебном процессе современное учебно-методическое обеспечение.

2.Содержание практики.

2.1. Организация практики

Производственная (педагогическая) практика проходит на базе учреждений образования в течение 4 недель для студентов дневной формы получения образования и 2 недель — для студентов заочной формы получения образования. Продолжительность рабочего дня для студентов во время прохождения практики регламентируется Трудовым кодексом Республики Беларусь и составляет не более 40 часов в неделю для студентов старше 18 лет (статья 112 Трудового Кодекса Республики Беларусь) и не более 35 часов в неделю для студентов в возрасте от 16 до 18 лет (статья 114 Трудового Кодекса Республики Беларусь).

Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой присутствуют руководители практики от кафедры педагогики, психологии, методист отдела практического обучения. На установочной конференции студентов информируют о целях, задачах, содержании и организации практики, о базах прохождения практики.

Студенты работают в качестве учителя школы, преподавателя, классного руководителя, куратора группы непосредственно под руководством учителя школы, преподавателя и руководителя практики.

С первого дня практики необходимо вести рабочую тетрадь, в которой фиксируются сведения, информация, документация, материалы, полученные в ходе практики.

За время практики студенты дневной формы получения образования проводят 18 часов учебных занятий, из них 2 зачетных, одно внеклассное мероприятие по предмету и воспитательное мероприятие. Студенты заочной формы получения образования проводят 9 часов учебных занятий, из них 1 зачетное и одно воспитательное мероприятие. За время практики необходимо собрать копилку методических материалов.

В последний день практики на базе образовательных учреждений проводится круглый стол по итогам практики с участием студентов-практикантов, руководителей практики от кафедры.

2.2.Содержание практической деятельности студентов

Содержание производственной практики определяется образовательным стандартом специальности.

В содержание практической деятельности студентов входит:

1. Учебная работа.

1) Ознакомление с учебно-воспитательной работой учреждения образования (беседа с администрацией, учителями, классным руководителем; изучение материальной базы учреждения; ознакомление с расписанием учебных занятий и его анализ.

2) Наблюдение за учебно-воспитательным процессом на уроках по географии, занятии по экологическим дисциплинам, проводимых учителями школы и другими практикантами. Обращать внимание на подготовку к занятию, на решение обучающих, развивающих и воспитательных задач урока, реализацию дидактических принципов, особенности применения методов и приемов обучения, на организацию коллектива учащихся разных возрастных групп; методы, приемы и средства, используемые учителем на уроках в воспитательных целях; регулирование мыслительной нагрузки.

3) Изучение учебных программ, тематического и поурочного плана учителя, плана внеклассной работы по предмету, личных дел учеников, классных журналов.

4) Изучение психологических аспектов учебно-воспитательной работы учителя на уроке (учет возрастных и индивидуальных особенностей, познавательной деятельности учеников, выявление и учет мотивации, особенностей педагогических отношений и микроклимата на уроке и т.д.);

5) Разработка индивидуального плана проведения всех мероприятий на период практики.

6) Разработка поурочных планов-конспектов уроков, факультативных занятий, занятий кружков.

7) Подготовка дидактических материалов, наглядных пособий, технических средства обучения к урокам.

8) Самостоятельное проведение уроков по предмету. На уроке эффективно использовать различные методические приемы, формы и средства обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся (рассказ, беседа, ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссии, руководство самостоятельной работой учащихся, использование учебного кино, магнитофонных записей и т.д.);

9) Индивидуальная работа с учащимися по своему предмету во внеурочное время.

2. Внеклассная работа по предмету.

В качестве учителя-предметника студент-практикант проводит не только уроки по своему предмету, но активно участвует в проведении внеклассной работы.

За время практики он должен планировать внеклассную работу по предмету в соответствии с планом воспитательной работы класса и школы (экскурсии, конференции, дискуссии, просмотр учебных кинофильмов, организация олимпиад, конкурсов, тематических вечеров и др.); принимать участие в организации и проведении факультативных занятий по предмету; участвовать в оформлении кабинета по предмету и организации работы в нем учащихся; активно участвовать в организации и проведении внеклассных мероприятий по предмету, одно из которых должно быть зачетным.

3. Воспитательная работа включает следующие виды деятельности:

1) изучение плана воспитательной работы классного руководителя;

2) посещение воспитательные мероприятия и участие в их анализе;

3) проводение индивидуальной воспитательной работы с учащимися;

4) изучение индивидуальных особенностей учащихся класса и определение доминирующ воспитательные задачи и системы мероприятий по их реализации на основе проведения комплекса «диагностических методик» и составления словесного «Портрета» одного из подростков;

5) выполнение задания по школьной гигиене.

4. Методическая и самостоятельная работа.

Практикант должен ознакомиться с системой повышения методического мастерства учителя. Для этого необходимо:

1) участвовать в работе школьного методического объединения учителей по предмету;

2) собрать сведения об истории школы, ее современной жизни, особенностях учебно-воспитательной работы, лучших учителях школы;

3) изучать технические средства обучения и наглядные пособия кабинетов с последующим использованием их в учебной работе;

4) посещать уроки опытных учителей, участвовать в последующем анализе;

5) посещать уроки своих коллег-практикантов, участвовать в их обсуждении;

6) дать психолого-педагогический анализ 1-2 посещенных уроков;

7) систематически знакомиться с методической литературой, имеющейся в библиотеке школы, университета.

3.Информационно- методическая часть

3.1.Календарно-тематический план.

Содержание деятельности студентов, обучающихся в дневной форме получения образования, представлено в таблице 1.

Таблица 1. Содержание работы студентов дневной формы получения образования.

Сроки

Виды деятельности

Форма и способы орга­низации и контроля

1 неделя

1. Знакомство со школой, классом, с особенностями и содержанием учебно-воспитательной работы в школе и закреплённом классе.

2. Изучение уровня развития классного коллектива и межличностных отноше­ний учащихся класса.

3. Ознакомление с работой учителей, работающих в закреплённом классе.

Посещение и анализ уроков учителя.

Определение доминирующего стиля взаимоотношений учителя с классом.

Изучение структуры урока.

4. Ознакомление со школьной документацией (классным журналом, личными делами и медицинскими картами учащихся).

5. Знакомство с планом внеклассной воспитательной работы учителя. Составление своего плана воспитательной работы на период практики.

6. Знакомство с различными подходами в организации воспитательной работы с детьми.

Оформление визитки школы. Записи в дневнике практики.

Планирование работы. Составление индивидуального плана. Записи в дневнике, отдельно сдать индивидуальный план руководителю от кафедры.

Протоколирование и психолого-педагогический анализ уроков учителя в дневнике.

Записи в дневнике.

Записи в дневнике.

2 неделя

1. Изучение потребностей, интересов, склонностей детей класса.

2. Изучение характера конкретного ученика.

3. Подготовка наглядного материала к внеклассному мероприятию.

4. Проведение внеклассного мероприятия.

5. Проведение уроков в закрепленных классах.

6 Посещение уроков сокурсника.

7. Наблюдение уроков учителей.

8. Изучение практического применения на уроке методов, приёмов и средств обучения.

Выполнение заданий кафедры психологии. Записи в дневнике.

Разработка и проведение зачетного внеклассного мероприятия.

План-конспект, наглядный материал.

Составление и оформление планов-конспектов уроков.

План-конспект, записи в дневнике.

Записи в дневнике. Протокол наблюдения и анализ.

Записи в дневнике.

3 неделя

1. Подготовка и проведение уроков разных типов с применением разнообразных методов и ТСО (2 урока ежедневно).

2. Подготовка и проведение экскурсии.

3. Проведение 2-х зачётных уроков.

4. Психолого-педагогический анализ уроков учителя и сокурсников.

Анализ организации проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Планы-конспекты. Записи в дневнике.

План-конспект, записи в дневнике.

План-конспект, записи в дневнике.

Записи в дневнике.

4 неделя

1. Подготовка и проведение уроков разных типов с применением разнообразных методов и ТСО.

2. Подготовка и проведение мероприятия.

3. Изготовление наглядных пособий к урокам.

4. Проведение 2-х зачётных уроков.

5. Психолого-педагогический анализ уроков учителя и сокурсников.

Планы-конспекты. Записи в дневнике.

План-конспект, записи в дневнике.

План-конспект, записи в дневнике.

Записи в дневнике.

Содержание деятельности студентов, обучающихся в заочной форме получения образования, представлено в таблице 2.

Таблица 2. Содержание работы студентов заочной формы получения образования.

Сроки

Виды деятельности

Форма и способы орга­низации и контроля

1 неделя

1. Знакомство со школой, классом, с особенностями и содержанием учебно-воспитательной работы в школе и закреплённом классе.

2. Изучение уровня развития классного коллектива и межличностных отноше­ний учащихся класса.

3. Ознакомление с работой учителей, работающих в закреплённом классе.

Посещение и анализ уроков учителя.

Определение доминирующего стиля взаимоотношений учителя с классом.

Изучение структуры урока.

4. Ознакомление со школьной документацией (классным журналом, личными делами и медицинскими картами учащихся).

5. Знакомство с планом внеклассной воспитательной работы учителя. Составление своего плана воспитательной работы на период практики.

6. Проведение уроков в закрепленных классах.

Оформление визитки школы. Записи в дневнике практики.

Планирование работы. Составление индивидуального плана. Записи в дневнике, отдельно сдать индивидуальный план руководителю от кафедры.

Протоколирование и психолого-педагогический анализ уроков учителя в дневнике.

Записи в дневнике.

Записи в дневнике.

Составление и оформление планов-конспектов уроков.

2 неделя

1. Подготовка наглядного материала к внеклассному мероприятию.

2.Знакомство с различными подходами в организации воспитательной работы с детьми.

2. Проведение внеклассного мероприятия.

3. Проведение уроков в закрепленных классах.

4. Наблюдение уроков учителей.

5. Изучение практического применения на уроке методов, приёмов и средств обучения.

6. Проведение одного зачётного урока.

Разработка и проведение зачетного внеклассного мероприятия.

Записи в дневнике.

План-конспект, наглядный материал.

Составление и оформление планов-конспектов уроков.

Записи в дневнике. Протокол наблюдения и анализ.

Записи в дневнике.

План-конспект, записи в дневнике.

В ходе прохождения педагогической практики студенты ведут дневник практики.

3.2.Примерное планирование выполнения заданий

В индивидуальном плане работы должны быть запланированы различные виды заданий.

Например:

1.Знакомство со школой, классом, организацией внутришкольного контроля, со структурой и педагогическим обеспечением ученического самоуправления.

2.Учебно-воспитательная работа по предмету……

а/ изучить методику деятельности учителя, для чего…..

б/.посетить ….. уроков в классе;

в/. подготовить дидактический материал к урокам по темам…….

г/.подготовить наглядные пособия к урокам по темам……

3. Внеклассная воспитательная работа:

а/принять участие в подготовке и проведении общешкольного дела;

б/.организовать и подготовить учащихся к участию….

в/.подготовить и провести экскурсию (тема, куда);

г/ подготовить и провести беседу на тему….

д/ провести вечер, праздник, конкурс на тему…..

е/ принять участие в спортивных соревнованиях школы….. и др.

4. Методическая работа:

а/ создать методическую копилку;

б/ изучить учебную программу, тематический и научный план учителя, план воспитательной работы;

в/ разработать конспекты уроков, внеклассных мероприятий, экскурсии;

г/ принять участие в заседании методического объединения учителей начальных классов.

3.3. Подведение итогов практики

В трехдневный срок после окончания практики студенты дневной формы получения образования предоставляет следующую отчетную документацию руководителю практики от кафедры естественнонаучных дисциплин.

1.Дневник по практике.

2.Два плана-конспекта зачётных уроков внеклассных мероприятий.

3.Протокол психолого-педагогического анализа урока сокурсника.

4. Методический портфель (папка копилка).

5.Отчет.

В трехдневный срок после окончания практики студенты заочной формы получения образования предоставляет следующую отчетную документацию руководителю практики от кафедры естественнонаучных дисциплин.

1.Дневник по практике.

2.План-конспект одного зачётного урока и внеклассного мероприятия.

3.Протокол психолого-педагогического анализа урока сокурсника.

4. Отчет.

В течение первых двух недель после окончания практики руководителем практики от кафедры проводится аттестация студентов.

Оценка практических достижений студентов проводится по 10-балльной шкале, представленной в Положением о порядке организации и проведения практики студентов в университете №82 от18.02.2013 г.

3.4 Список литературы

3.4.1 Основная литература

1.1. Галай, И.П. Методика обучения географии / И.П. Галай. — Минск : Аверсэв, 2006. — 157 с.

1.2. Даринский, А.Б. Методика преподавания географии: учеб.пособие / А.Б.Даринский. — М.: Просвещение, 1975. — 368 с.

1.3. Десятибалльная система оценки: Примерные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по географии: Инструктивно-методические материалы / Под научн. ред. О.Е. Лисейчикова. — Минск: Аверсэв, 2003. — 32 с.

1.4. Душина, И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. университетов и институтов. / И.В. Душина, В.Б.Пятунин, А.А.Летягин. — М.: Дрофа, 2007. — 509 с.

1.5. Иванов, Ю.А. Методика преподавания географии: учеб.-метод. пособие / Ю.А. Иванов. — Брест : БрГУ, 2012. — 420 с.

1.6. Иванов, Ю.А. Педагогические технологии в обучении географии : учебно-методическое пособие / Ю.А. Иванов. — Брест : БрГУ, 20112. — 226 с.

1.7. Иванов, Ю.А. Практикум по методике преподавания географии: учеб.-метод. пособие / Ю.А. Иванов. Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. — Брест: БрГУ, 2011. — 171 с.

1.8. Каропа, Г.Н.Методика преподавания географии: курс лекций / Г.Н.Каропа. — Гомель: ГГУ, 2004. — 248 с.

1.9. Методика обучения географии в средней школе / под ред. Л.М. Панчешниковой. — М., 1983. — 320 с.

1.10. Новик, Н.Н. География. Организация внеклассной работы / Н.Н. Новик. — Мн.: Новое знание, 2007. — 168 с.

1.11. Обух, Г.Г. Методика обучения географии. / Г.Г. Обух. — Минск, 2001. —184 с.

1.12. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 432 с.

1.13. Программа для средней общеобразовательной школы. География. V-XI классы. — Мн.: Национальный институт образования, 2009.

1.14. Прохорчик, А.Ф. Организация внеклассной работы по географии / А.Ф.Прохорчик. — Мн.: Народная асвета, 1980. — 105 с.

1.15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие / Г.К.Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.

1.16. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В.Хуторской. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.

1.17. Шаруха, І.М. Пачатковая прыродазнаўча–геаграфічная адукацыя на Беларусі: манаграфія. — Магілёў : МДУ імя А. А. Куляшова, 2001. — 120 с.

1.18. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: метод. пособие: в 5 ч. / И.Н. Шарухо. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — Ч. 2 : Частная дидактика. — 128 с.

1.19. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: практикум / И.Н. Шарухо. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — 112 с.

1.20. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: методическое пособие / И.Н. Шарухо. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. — Ч. 4: Урочная и внеурочная формы обучения географии. — 180 с.

1.21. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: в 5 ч.: методическое пособие / И.Н. Шарухо. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. — Ч. 5: Частная методика. Особенности отдельных курсов школьной географии. — 104 с.

3.4.2 Дополнительная литература

2.1. Аксакалова, Г.П. Факультативные занятия по географии / Г.П.Аксакалова [и др.]. — М. : Просвещение. 1985. — 144 с.

2.2. Баринова, И.И. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова [и др.]. — М. : Просвещение, 1988. — 152 c.

2.3. Вопросы экологии на уроках географии: Учебно-методические материалы в помощь учителю / Научн. ред. Л. А. Коробейникова. — Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. — 196 с.

2.4. Галай, И.П. География в 6 классе: учеб.-метод. пособие / И.П.Галай, Ж.М.Якубович, Е.И.Галай. — Мн.: Народная асвета, 2000. — 214 с.

2.5. Галай, И.П. Начальный курс географии: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / И.П. Галай, Б.Н. Крайко, Е.И. Галай. — 3-е изд., перераб. — Минск: Нар. асвета, 2010. — 150 с.

2.6. Галай, И.П. Начальный курс географии: тесты для 6 класса: пособие для учителей / И.П.Галай, Е.И.Галай. — Мн.: Аверсэв, 2005 — 79 с.

2.7. Галай, И.П. Начальный курс географии: тесты для 7 класса: пособие для учителей / И.П.Галай, Е.И.Галай. — Мн.: Аверсэв, 2005 — 128 с.

2.8. Географический энциклопедический словарь / под ред. В. М. Котлякова. — М., 2003. — 903 с.

2.9. География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. А.Б. Моргунова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 150 с.

2.10. Герасимова, Т.П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии. / Т.П.Герасимова. — М., Педагогика, 1978. — 120 с.

2.11. Жижина, Е.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс / Е.А.Жижина, Н.А.Никитина. — М.: ВАКО, 2007. — 320 с.

2.12. Жильников, А.В. Неделя географии в школе / А.В.Жильников.// География в школе. — 1998. — № 4. — С. 76-78

2.13. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. / А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина. — М: Просвещение, 1984. — 159 с.

2.14. Зуев, В.Н. Экологическое воспитание в учреждении образования: планирование и реализация: метод.рекомендации / В.Н. Зуев. — Барановичи: РИО БарГУ, 2008. — 47 с.

2.15. Зыль, Е.А. География материков и стран в 8 классе: учеб.-метод.пособие для учителей общеобразоват.учреждений с рус.яз.обучения / Е.А. Зыль, Л.А. Рязанова, Г.С. Сыроежкина. — Минск: Нар.асвета, 2008.

2.16. Изучение материков и стран в 9 классе: учеб.-метод.пособие для учителя / Н.Л. Стреха [и др.] — Минск : Народная асвета, 2008. — 224 с.

2.17. Использование средств обучения в преподавании географии / Ю.Г. Барышева, М.Б. Вестицкий, Т.В. Григорьева [и др.]; под ред. Ю.Г. Барышевой. — М. : Просвещение, 1989. — 150 с.

2.18. Кабинет географии. Пособие для учителя / под ред. Ю.Г. Барышевой. — М.: Просвещение. 1983. — 176 с.

2.19. Каропа, Г.Н. Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы / Г.Н. Каропа [и др.]; под ред. Г.Н. Каропы, О.А. Малахова, В.Е. Пашука. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2004. — 175 с. 

2.20. Каропа, Г.Н. Принцип системной дифференциации и проблемы школьной географии / Г.Н. Каропа // Геаграфiя: Праблемы выкладання. — 2008. — № 6. — С. 3-12.

2.21. Каропа, Г.Н. Экалагiчная адукацыя на уроках геаграфii / Г.Н. Каропа // Народная асвета. — 1992. — № 6. — С. 48-53.

2.22. Каропа, Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся сельских школ / Г.Н. Каропа. — Мн.: Университетское, 1993. — 120 с. 

2.23. Настольная книга учителя географии: 6-11 классы / Н.Н. Петрова, Д.Н. Новенко. — М.: Эксмо, 2008. — 592 с.

2.24. Общая география в 11 классе: учеб.-метод. пособие с бел. и рус. языками обучения / В.Л. Белая [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2010. — 208 с.

2.25. Олимпиады по географии 6-11 класс: метод. пособие. / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. — М.: Дрофа, 2003. — 208 с.

2.26. Пикулик, В.В. Начальный курс географии в 6 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждения общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В.В. Пикулик. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2011. — 164 с.

2.27. Семакин, Н.К. Внеклассная работа по географии / Н.К.Семанкин. — М.: Просвещение, 1979. — 89 с.

2.28. Сыроежкина, Г. Инновационные методы на уроках географии / Г. Сыроежкина // Геаграфія: праблемы выкладання. — 2001. — № 1. — С. 58-63.

2.29. Шарухо, И.Н. География Беларуси : пособие для учителей / И.Н. Шарухо, Т.Н. Илькевич. — Минск : Народная асвета, 2008. — 190 с.

2.30. Шевчук, С. Учебные модули в образовательной системе / С. Шевчук // Геаграфія: праблемы выкладання. — 1988. — № 4. — С. 46-48.