40. Задания и принципы воспитания

Задачи и цели воспитания

Главной целью воспитания молодежи является подготовка гармонично развитой, общественно активной личности, профессионально грамотного, творческого специалиста, совмещающего в себе высокую духовность, моральную чистоту, профессиональную компетентность и физическое совершенство.Достижение этой цели обеспечивается высоким уровнем учебной работы, а также постоянным совершенствованием системы воспитательной работы в высшем заведении образования.Главным критерием ее эффективности выступает уровень национального сознания, учебно-научной и общественной активности, степени переростания воспитания в самовоспитания.Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди — отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями).

Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также быть ориентированной на «завтрашний день» развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов. Другая важнейшая задача воспитания растущих людей — это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов — естественно-научному, гуманитарному и т.д.).

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... цель развития личности— ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходецель воспитания— гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с ... сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику благодаря усвоенным объективным знаниям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и осваиваются в ходе воспитания; ...

Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм.

Принципы воспитания определяющим образом влияют на позицию субъектов воспитательного процесса – преподавателей и обучаемых. Они ставят перед преподавателями, организаторами воспитательного процесса конкретные цели и задачи.Проблема принципов воспитания педагогикой не решена. В силу этого авторы учебных пособий по данной дисциплине проявляют различные подходы к систематизации принципов воспитания или вообще не выделяют и не рассматривают данную категорию.Исследования в области педагогического образования, теоретический анализ существующих в педагогике подходов к проблеме, собственная педагогическая деятельность дают основание построить гуманистическую систему принципов воспитания обучаемых:

1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса.

2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей.

3. Гармонизация личных и общественных интересов.

4. Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества.

5. Воспитание личности в коллективе.

6. Природосообразность воспитания.

7. Уважение личности обучаемого.

8. Воспитание в деятельности и общении.

41.Понятие о видах обучения

Существует множество подходов к классификации видов обучения. Рассмотрим три из них: традиционное, дистанционное и развивающее обучение.

Традиционное обучение

Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно — в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Дистанционное обучение

Дистанционная форма обучения (ДО) — это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно.Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома.Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

11 стр., 5470 слов

1. Дидактика как теория обучения: становление, предмет, задачи, ...

... формулирование принципов обучения, проверка их эффективности; - исследование взаимосвязи обучения, воспитания и развития личности; - изучение закономерностей учебно-познавательной деятельности и путей её активизации в процессе обучения; - разработка системы ... учащихся. Осознаёт (принимает или нет), и определяет цели и задачи собственного учения. Стимулирует потребности и мотивы уч-позн. деят-ти уч ...

Развивающее обучение

Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие «развивающее обучение» существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами.

Эмпирическое мышление — ориентация на внешние, чувственно воспринимаемые свойства. Обобщение, если оно выполняется на материале многих задач, так же базируется на внешних признаках.

Теоретическое мышление — способ ориентации, обеспечивающий выделение всеобщего для этого класса задач отношения (это первый, аналитический уровень обобщения).

Использование общего способа и способность выделить особенные формы этого всеобщего отношения, то есть существенных отношений, необходимых для построения подклассов задач предложенного класса (содержательная группировка решенных задач) — это рефлексивный уровень. Если дополнительно человек может предложить условия задачи нового подкласса решаемого класса, т.е. способен вывести особенное отношение из всеобщего, то он выходит на синтетический уровень обобщения.

42. Определения понятия «Методы обучения».Структура метода обучения

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.       В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения. К ним можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь).

Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

Структура методов обучения включает в себя, помимо собственно методов обучения и методических приемов, такие элементы, как: 1) методические принципы, отражающие методические причинно-следственные закономерности, основополагающие рекомендации, научные нормы методической работы;

2) педагогические действия, каждое из которых направлено на решение той или иной задачи;

3) методические, правила – руководства по выполнению действий, использованию методов и средств;

9 стр., 4064 слов

Цели, задачи, методы кардиореабилитации

... и страдающих хронической сердечной недостаточностью (уровень доказательности 1).   ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ КАРДИОРЕАБИЛИТАЦИИ Структура процесса кардиореабилитации Как следует из определения ВОЗ, кардиореабилитация – ... проведению физических тренировок и в до- машних условиях после предварительного обучения пациентов приемам самоконтроля (например, по шкале Борга). Четвертый этап реабилитации ...

4) педагогические методики, позволяющие использовать совокупность форм, средств и методов для эффективного решения педагогических задач;

5) педагогические технологии, включающие в себя целый комплекс психолого-педагогических процедур, обеспечивающих достижение соответствующего результата;

6) педагогическая техника педагога – совокупность методов, приемов, правил, необходимых для методически грамотного выполнения педагогических действий и задач, владение которыми обязательно для каждого педагога;

7) методическая работа – изучение методической литературы, разработка и совершенствование учебных и методических документов, изучение педагогического опыта, методическое экспериментирование и т.д. Современная педагогика располагает множеством методов обучения. Их эффективность во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.

43. Взаимосвязь метода обучения и методического приема.

Эффективность любой работы зависит от того, правильно ли выбран способ достижения выбранной цели. Данная система включает в себя прежде всего педагогические методы обучения и методические приемы. Эти два понятия тесно связаны между собой. Метод обучения представляет собой способы взаимодействия педагога и учащихся для эффективного достижения педагогических результатов. Методические приемы – это технические способы, операции, элементы действий и методов. Например, при применении словесного метода используются приемы устного изложения, жестикуляции, обоснования, привлечения и удержания внимания, образности. Для наглядных методов характерны методические приемы показа схем, иллюстраций, фильмов и пр. Практические методы включают в себя такие приемы, как: постановка и разъяснение задач, исправление ошибок, снятие нормативов, самоанализ действий и т.д. Широко распространен методический прием учебного моделирования реальных условий: создание внешней картины обстановки, моделирование умственных, моральных, волевых, эмоциональных трудностей, усложнение наблюдения, имитация «выхода из строя» связи и прочее.

44. Проблемное обучения. Отличие проблемного обучения от разъяснительно-иллюстративного. Преимущества и недостатки проблемного обучения

  Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Этопроцесс продуктивный, творящий новые знания. Психическое существует, прежде всего, как процесс и вне процесса его нет. Само мышление -это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяются, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. Следовательно, чтобы организовать собственную мыслительную деятельность школьника, надо создать и соответствующие внешние условия. Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Проблемная  ситуация содержит такие основные компоненты:

4 стр., 1572 слов

Методические рекомендации по организации деятельности социального ...

... рекомендации по основным вопросам социально-педагогической деятельности Социального педагога. Приложением служат: планы и анализы деятельности социальной службы ОУ, различные анкеты, карты ... Красико-Принт,2008.-128 с. – (Деятельность классного руководителя). Представлены основные направления деятельности классного руководителя, педагога-психолога. Социального педагога из опыта работы с этой ...

1) неизвестные знания;

2) противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения;

3) познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность;

4) интеллектуальные возможности учащегося к “открытию” нового.

Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практическихуменийинавыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.           Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.           Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называтьрефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).

Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системахразвивающего обучения.

45. Факторы педагогического процесса, которые влияют на выбор методов обучения. Временно нет

46. Единство общения и деятельности

В психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека,его образа жизни В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой – общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр.

Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного – несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

47. Техника вещания.Дикция.Особенности техники вещания

Временно нет.

48. Общение и язык.

Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Зонирование общение:

Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта).

На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Вы наверняка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытается подойти к вам вплотную. Кроме самых близких людей в эту зону допускаются врачи, медсестры, портные и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом. Пытаясь при общении с кем-либо войти в эту зону, вы тем самым даете человеку понять, что хотели бы считать его своим другом. Психологические эксперименты выявили, что счастливые в браке супруги комфортно общаются друг с другом именно на этой дистанции. И наоборот, супруги, которые не ладят между собой, сторонятся друг друга. Зона личного общения (от 0,5 м до 1,5 м).

2 стр., 664 слов

Интервью с педагогом (карьерное консультирование)

... профессионального развития. Высокий уровень рефлексивности. 125–200 баллов Педагог работает над формированием индивидуального стиля педагогической деятельности, видит некоторые перспективы своего развития. Недостаточно развита рефлексивность. ... Поддерживаете ли Вы связи со своими бывшими учениками? Что дает Вам общение с учениками? У Вас есть ученик, который не проявляет никакого интереса ...

Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг до друга, обмениваться рукопожатиями, похлопывать друга по плечу. По данным Фаста, большинство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей. Представьте, что вы сидите в полупустом кафе. Входит новый посетитель и, хотя рядом есть свободные столики, подсаживается к вам. Скорее всего, вы испытаете неловкость. Замечали ли вы, что в людных местах, например в переполненном лифте, в автобусе или в поезде метро, люди избегают визуального контакта друг с другом, стараются смотреть в окно или упираются взглядом в стенку? Ясно, что такое поведение вызвано стремлением соблюсти границы личного пространства. Зона формального общения (от 1,5 м до 3 м).

На такой дистанции обычно ведутся деловые, а также случайные и малозначимые разговоры. Вам, наверное, знакомо выражение ‘соблюдать дистанцию’, с помощью которого описывают отношения начальника и подчиненного. И действительно, было бы странно, если бы собеседники говорили о личных и интимных вещах, стоя в трех метрах друг от друга. Такая дистанция скорее уместна в ситуации формального собеседования или деловых переговоров. Зона публичного общения (более 3 м).

Если вы сидите в огромном зале и слушаете выступление оратора, то можно сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является зоной публичного общения. В такой ситуации неуместны интимные жесты и комментарии; вы не можете пожать лектору руку, похлопать его по плечу или спросить, как он провел выходные дни. Даже деловое общение невозможно на такой дистанции.

   Язык — система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям.

49. Понятие о речевой технике

1) Работа с телом – освобождение от мышечных и психологи­ческих зажимов.

2) Дыхание – основа снов речевого звучания; от того, как мы дышим, зависят красота и сила голоса.

3) Голосоведение – поиск и совершенствование своего голоса данного от природы.

4) Дикция – четкость и ясность произнесения слов и фраз, без­укоризненность звучания каждого гласного и согласного (работа с речевыми недостатками и дефектами речи).

5) Художественная речь – наделение слова энергией, вырази­тельностью, воздействие словом и голосом.

Постановка голоса связана с выработкой навыка правильного дыхания (т.е. полного, диафрагмального).

Развивайте мышцы дыха­тельно-голосовой опоры, научитесь дышать правильно, и ваш голос будет звучать естественно и красиво!

Неполный ответ

50. Стили общения.

Стиль общения и руководства в существенной мере

10 стр., 4746 слов

Результативно-оценочный этап в структуре обучающей деятельности учителя

... высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. Перед учителем возникает целый ряд ...

определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности

развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности

социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле

общения находят выражение:

. особенности коммуникативных возможностей учителя;

. сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

. творческая индивидуальность педагога;

. особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть,

что стиль общения педагога с детьми – категория социально и

нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические

установки общества и воспитателя как его представителя.

1. Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и

всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще

своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.

Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и

неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не

только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения

задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и

способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что

такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает,

какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и

что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном

отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация

деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя

в позитивные возможности учащихся.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела

является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса,

снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль

оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его

апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.

Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной

группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее

напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства

учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность

учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь

формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от

внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния

осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь

оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью

4 стр., 1833 слов

Психологические характеристики профессио­нальной деятельности учителя

... профессиональной деятельности с одной стороны, и возможностями, способностями, опытом, индивидуаль­ным стилем общения личности, с другой стороны. Динамика про­фессионального функционирования учителя протекает ... представления, о профессиональной деятельности учителя, легли идеи С.Л.Рубинштейна о двух способах жизни, которые Л.М.Митина выразила в двух моделях труда педагога: модели адаптивного по ...

демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное

участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В

результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется

самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность

и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле

между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности

руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом

управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая

позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном

отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на

коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации

деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди

равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям

учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы

коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует

учитель.

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его

этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим

поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в

большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник

дружественности и одновременно дружественность, помноженная на

заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о

системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко

утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и

наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо

формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с

коллективом.

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие.

Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и

учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно

соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей

системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не

способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна

существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но

она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не

диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как

показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

. Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие

учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение

на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение

сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего

сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее

проявлении.

В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В

сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы,

обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее,

так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать

нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется

взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с

неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу,

этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у

детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого

стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро

установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой

стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной

культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной

коммуникативной деятельности.