Задания для самостоятельной работы 7

«Методика преподавания ПСИХОЛОГИИ»

  1. Задания к семинарским занятиям

Задание 1: Провести анализ 1 учебникаили учебного пособия по психологии по критериям:

  • Структура учебника
  • Цели и задачи курса
  • Целевая аудитория
  • Содержание курса, основные разделы
  • Соотношение теоретического и практического материала
  • Наличие заданий для самостоятельной работы
  • Перечень знаний и умений

Примерная литература

  1. ВачковИ.В.Психология для малышей. – М., 1996.

http://www.mirknig.com/knigi/deti/1181420219-psihologiya-dlya-malyshey.html

  1. ВачковИ.В., БитяноваМ.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.- СПб, 2009.

  1. ВачковИ.В., Приключения во Внутреннем мире. Психология для старшеклассников. СПб, 2009.

  1. Климов Е. А. Психология: Учебник для средней школы. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 287 с.
  2. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. — СПб, Рига: Эксперимент, 1997. — 86 с.
  3. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
  5. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
  6. Психология: Учебное пособие для начальной школы. / Под ред. проф. И. В. Дубровиной. — М.: Гардарика, 1998. — 176 с.
  7. Реан А. А., Титанов Ю. Б., Баранов А. А. Психология. 8-11 классы: Учебник. — СПб: Питер, 2000. — 224 с.
  8. Рогов Е.И. Серия «Азбука психологии» http://www.labirint.ru/series/2183/
  9. Учебники и учебные пособия для вузов

Задание 2.Проанализировать ФГОС и ООП ЮФУ по направлению подготовки050400 «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат, магистратура)

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... 511с. 11. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии:.-СПб.:Питер,2004.-319с.-(Мастера психологии). 12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А. Г. Маклаков.-СПб:Питер, 2006. - 582с.: ... Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!! 4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию. Курс лекций. Издательство ...

1.Структура ФГОС и ООП.

2. Область и виды профессиональной деятельности выпускника.

3.Основные группы компетенций.

4. Подготовить 3-5 учебных заданий, направленных на формирование конкретной профессиональной компетенции для деятельности по психолого-педагогического сопровождения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения

(ПКПП или ППК) (1 компетенция на выбор)

Задание 3. Проанализировать одну из предложенных программ «Психология» по критериям:

1. Цели, задачи программы

2. Принципы отбора содержания.

3. Используемые методы.

Литература для анализа:

1. Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) — М.: «Ось-89», 2006.

http://www.pedlib.ru/Books/6/0101/6_0101-1.shtml

2. Программа курса «Психология» в общеобразовательной школе. –Витебск,2006

http://www.vashpsixolog.ru/educating-students/85-courses-for-pupils/1301-programma-kursa-qpsixologiyaq-v-obshheobrazovatelnoj-shkole

3. АржакаеваТ.А., ВачковИ.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. — М.: Генезис, 2012. — 144с.

http://www.vashpsixolog.ru/knigi/178-knigi-izdatelstva-qgenezisq/1747-arzhakaeva-ta-vachkov-iv-popova-ax-psixologicheskaya-azbuka-programma-razvivayushhix-zanyatij-v-1-klasse

4. АржакаеваТ.А., ВачковИ.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2 классе

http://www.vashpsixolog.ru/knigi/178-knigi-izdatelstva-qgenezisq/1748—arzhakaeva-ta-vachkov-iv-popova-ax-psixologicheskaya-azbuka-programma-razvivayushhix-zanyatij-vo-2-klasse

5. ВачковИ.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей

http://www.vashpsixolog.ru/knigi/178-knigi-izdatelstva-qgenezisq/1746-vachkov-iv-skazki-o-samoj-dushevnoj-nauke-korolevstvo-vnutrennego-mira-korolevstvo-razorvannyx-svyazej

6.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в сред.школы (5-6 кл.)/О.В.Хухлаева.-М.:Генезис,2006.-207с

II. Обязательные письменные задания

Практико-ориентированное задание 1: Подготовить презентацию по одной из предлагаемых тем.

Примерные темы презентаций:

  1. Проблема введения психологических дисциплин в общее среднее образование.
  2. Проблема выбора методов преподавания психологии в рамках гуманитарной и естественнонаучной парадигм.
  3. Проблема контроля усвоения психологических знаний.
  4. Основные психологические теории усвоения знаний.
  5. Студент как субъект учебно-исследовательской деятельности.
  6. Проблема формирования исследовательской самостоятельности у студентов.
  7. Активныеметоды социально-психологического обучения психологии.
  8. Использование деловых игр на уроках психологии.
  9. Игровые методы в преподавании психологии.
  10. Современные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихсяв процессе преподавания психологии.
  11. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении психологии.
  12. Развитие познавательных процессов учащихся средствами психологии как учебного предмета.
  13. Активизация познавательной деятельности студентов на лекции.
  14. Индивидуально психологические характеристики, способствующие или препятствующие успешной педагогической деятельности.
  15. Профессиональная компетентность педагога. Профессионально значимые качества преподавателя.
  16. Академические и организаторские способности преподавателя вуза.
  17. Классификации профессиональных способностей и умений в профессиональном портрете преподавателя высшей школы.
  18. Профессиональная идентичность преподавателя психологии.
  19. Педагогическое общение в структуре учебного процесса.
  20. Последипломное психологическое образование.
  21. Способы изложения учебного материала по психологии.
  22. Проблемное обучение на лекциях по психологии.
  23. Проблема организации форм сотрудничества субъектов образовательного процесса.
  24. Проблема планирования и обеспечения самостоятельной работы учащихся в курсе психологии.
  25. Современные методы и средства преподавания в высшей школе.
  26. Лекторское мастерство и ораторское искусство
  27. Психологические особенности, трудности молодых преподавателей психологии.
  28. Основы индивидуальной работы преподавателя психологии со студентами (учет типа темперамента студента, познавательных интересов).
  29. Особенности преподавания психологических дисциплин за рубежом.
  30. Инновационные технологии преподавания психологии.
  31. Самоорганизация профессиональной деятельности преподавателя.
  32. Формирование профессионального образа мира на занятиях по психологии.
  33. Инновационная стратегия образования в психологии.
  34. Формирование мышления на занятиях по психологии.

Практико-ориентированное задание 2: Работа с глоссарием

Заполнить психологический словарь, используя следующие термины:

Алгоритм

Барьер психологический

Взаимодействие

Дидактика

Индивидуальный стиль деятельности

Инновационная деятельность педагога

Компетенции

Компетентностный подход

Лекция

Метод обучения

Микропреподавание

Навыки

Образование

Образовательный стандарт

Обучаемость

Общение

Педагогическая задача

Педагогический процесс

Принцип обучения

Профессиональная рефлексия

Профессиональное образование

Семинар

Структура учебной ситуации

Технология

Тестовые задания

Умение

Учебная задача

Учебная программа

Учебный предмет

Оформление психологического глоссария осуществляется в виде таблицы в электронном виде с указанием автора и содержания термина, источника:

Термин

Автор термина

Содержание термина

Источник

Литература:

  1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004 http://vocabulary.ru
  2. Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. М., 2008. 264 с.
  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь., 2003 г.
  4. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г. http://vocabulary.ru
  5. Психология развития. Словарь /Под ред. А.Л. Венгера./ http://slovari.yandex.ru

Проектное задание 1: Разработать 10 тестовых заданий разного типа подисциплина «Методика преподавания психологии» (с указанием литературного источника)

Типы тестовых заданий:

  • 1 тип. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов(4)
  • 2 тип. Задания открытой формы (2)
  • 3 тип. Задания на установление соответствия (2)
  • 4 тип. Задания на установление правильной последовательности (2)

Проектное задание 2: Разработать конспект урокапо психологии для подростков или старшеклассников по одной из тем развивающей программы:

  • «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников»
  • «Психологические аспекты межличностных отношений с противоположным полом в подростковом и юношеском возрасте»

Структура занятия:

  • формулировка темы;
  • возрастная направленность
  • описание целей и задач урока;
  • используемые методы и формы обучения.
  • основные этапы урока;
  • осваиваемые учебные задачи
  • характеристика содержания и видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока;
  • описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке;
  • указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока по оценке учителя.

Литература для изучения дисциплины

Основная

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. – М.: Ось89, 2004.

3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М., Гардарики, 2003.

4. КарандашевВ.Н. Методика преподавания психологии: Учеб.пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с.

5. ЛяудисВ.Я. Методика преподавания психологии: Учеб.пособие. – М., 2003. – 192 с.

6. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. – М., Проспект, 2008.

7. Методика преподавания психологии / О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др. – М.: Высшее образование, 2007.

10. Хроменко О. Методика преподавания психологии. – М.: Феникс, 2004. – 256 с.

Дополнительная

1. Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и в школе // Тезисы докладов научно-практической конференции. – М., 1990.

2. АсмоловА.Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры // Культурно – историческая психология и конструирование миров. – М., Воронеж, 1996.

3. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. – М., 1997.

4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000

5. БаяноваЛ.Ф. Презентация двух моделей психического в курсе преподавания психологии. //Проблемы интеграции образования на пороге XXI века: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 2. -Бирск, 1999.-С.23-25.

6. БедерхановаВ.П. Личностно-профессиональная позиция педагога. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2001

7. БодалевА.А. Психология общения. — М., 1996

8. Боярчук. В.К. Методика преподавания психологии в ВУЗе. – Ростов н/Д., 1982.

9. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 1995.

10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

12. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избр. психологические труды. – М., Воронеж, 1998.

13. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. – М.: Ось89, 2004.

14. ГинецинскийВ.И. Введение в методику преподавания психологии. – Л., 1983.

15. Григорович Л.А. Психологические дисциплины в магистратуре как средство формирования профессионального педагогического сознания. //Психология в вузе, 2005, №1, с. 45-51

16. Григорович Л.А. Психология как учебный предмет в системе общего и профессионального образования // Профессиональное образование, приложение №3, 2003. Альманах «Новые педагогические исследования»:/Академия профессионального образования. М., ИСОМ,2003, с.48-51

17. Гуманитарная подготовка студентов: опыт, проблемы. М., 1991.

18. Деловые дискуссии. //Энциклопедия студента / Сост. И.Н.Кузнецов. Минск, 2004.-С. 428-441.

19. Дербеко Н. Психопрофилактика экзаменационного стресса у старшеклассников. //Учитель Башкортостана. -2006.-№ 5.-С.13-15.

20. Дьяченко М.И., КандыбовичЛ.А. Психология высшей школы. – Минск, 1993.

21. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально – психологический тренинг. – Л., 1989.

22. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. – Ростов н/Д., 2007.

23. ИльенковЭ.В. Школа должна учить мыслить: Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995.

24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

25. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1994.

26. Каган В.И., СыченковаИ.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.:Высшая школа, 1987.

27. Карандашев В. Н. Международные тенденции высшего психологического образования: Материалы III съезда РГЮ. — СПб, 2003.

28. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии в начальной школе: Учебное пособие. — Вологда, 2002. — 132 с.

29. Карандашев В. Н. Подготовка профессиональных психологов в европейских странах и США // Психология как профессия (исследователь, практик): Ежегодник Российского психологического общества. — Т. 9, вып. 3. — М., 2002. — С. 51-53.

30. Карандашев В. Н. Преподавание психологии: Опыт международного исследования и перспективные проекты сотрудничества // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 2. — С. 86-89.

31. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. — 2-е изд. — М.: Смысл, 2003.

32. Климов Е. А. Психология: Учебник для средней школы. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 287 с.

33. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам//Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 57-61.

34. Козлова Н.В., Рощина Н.Л. Методика преподавания психологии: Учеб.пособие. – Томск: ТМДЦО, 2001. – 198 с.

35. Коптева И.В. О структуре учебников по психологии // Вопр. психол. – 1989. – № 5.

36. Кринчик, Е. П. Экзамен и психика: восемьдесят лет спустя/Е. П. Кринчик. //.-ISSN 1991-0711 //Психология в вузе. 2009.-N 2. — С. 29-39.

37. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979

38. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. – М., 1981.

39. ЛуньковА.И. Сравнительная оценка тематики курса «Общая психология» студентами и преподавателями педагогических институтов // Вопр. психол. – 1986. – № 2.

40. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

41. Методика преподавания психологии: Методич. рекомендации для студ.дневного отделения III и IV курсов фак. «Педагогики и психологии» (спец.»020400-Психологи») /Мин.образ. РФ; БирГПИ; Сост.Л.Н.Литовченко.- Бирск:БирГПИ, 2001.-51с.

42. Муратшина Я. Чтоб сдать экзамены без стресса. //Учитель Башкортостана. 2007.-№ 7.-С.14-16.

43. Неделя психологии в школе. /Т.Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др.-М.: Чистые пруды, 2005.-30с

44. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. — СПб, Рига: Эксперимент, 1997. — 86 с.

45. Основы педагогики и психологии в высшей школе /под ред. А.В. Петровского М.: изд-во МГУ. 1986

46. Остапенко А. Может ли школьная оценка быть справедливой?// А. Остапенко. //Народное образование. 2006.-N 1. — С. 125 — 131.

47. ПанибратцеваЗ.М. Методика преподавания психологии. – М., 1971.

48. Панов В. И. Психологические критерии оценки электронных учебных пособий [для школьников]// В. И. Панов, Т. В. Крупа. //Информатика и образование. 2006.-N 5. — С. 108 — 110.

49. ПетровскаяЛ.А. Теоретические и методические проблемы социально – психологического тренинга. – М., 1982.

50. Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

51. ПидкасистыйП.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999.

52. ПолонниковА.А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия. – Минск, 2001.

53. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: ВЛАДОС, 2001.

54. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. — М: ВЛАДОС, 2000. — 288 с.

55. Психологические притчи, сказки, рассказы

56. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Д. Мещерякова. – М., 1996.

57. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.

58. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. — 608 с.

59. Психология: Учебное пособие для начальной школы. / Под ред. проф. И. В. Дубровиной. — М.: Гардарика, 1998. — 176 с.

60. Размахнина Д. Ю. Психологическая подготовка к экзаменам/Д. Ю. Размахнина. //Психология и школа. 2006.-N 3. — С. 63 — 75.

61. Реан А. А., Титанов Ю. Б., Баранов А. А. Психология. 8-11 классы: Учебник. — СПб: Питер, 2000. — 224 с.

62. РеанА.А., КоломинскийЯ.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

63. РеанА.А., БордовскаяН.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб., 2002.

64. Самыгин С.И., Буланова-Топоркова М.В., Столяренко Л.Д., ДухавневаА.В. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д, Феникс, 1998.

65. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М., 1997.

66. СемушинаЛ.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях:– М.: Мастерство, 2001

67. Сигина, С. А. Память и приемы запоминания. Методы психологической подготовки к экзаменам/С. А. Сигина. //Учительский журнал. 2009.-N 2. — С. 103-111.

68. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

69. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб, 2002.

70. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., Аспект-пресс, 2001.Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов// Вопросы психологии. 2000, №1. – С.142-149Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., Феникс, 2000.

71. Стоюхина Н. Ю. Анализ целей преподавания психологии в школе: исторический и современный аспекты// Н. Ю. Стоюхина. //Психология и школа. 2005.-N 4. — С. 108 — 122.

72. Страхов И.В. Лекция как метод преподавания психологии в пединститутах. Саратов, 1970.

73. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб.пособие. – М., 2000.

74. Технологии в изучении психологии:Учеб. пособ. для студ.вузов,обуч.по спец.031000-педагогика и психология /А.С.Чернышев,Н.Н.Гребеньков,С.В.Сарычев и др.-М.: Педагогическое общество России,2003 .-253с.

75. Толлингерова Д. Психология проектирования умственного развития детей. – Прага, 1994.

76. Фефелова, В. И. Коммуникативные отношения в вузе «по вертикали» в системе «преподаватель — студент»/В. И. Фефелова. //.-ISSN 1609-4646 //Инновации в образовании. 2009.-N 3. — С. 48-52.

77. Хакимова Н. Р. Особенности интернальности эмоционального состояния студентов в ситуации экзамена/Н. Р. Хакимова. //Психология в вузе. 2007.-N 1. — С. 83 — 91.

78. ХруцкийЕ.А. Организация и проведение деловых игр. – М., 1991.

79. ХухлаеваО.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в сред.шк.(5-6 кл.)/О.В.Хухлаева.-М.:Генезис,2006.-207с

80. Якубовская Л.П. Методика преподавания психологии. — Владивосток, 2003.

81. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., Питер, 2000.

Нормативно-правовые документы

1. Об образовании. Закон РФ // Официальные документы в образовании. — 2000. — № 14. — С. 2-59.

2. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Минобразования России (с приложением) // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 27. — С. 12-33.

3. Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологии (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации: Приказ Минобразования России // Официальные документы в образовании. — 2003. — № 5. — С. 90-95.

4. Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки: Приказ Минобразования России // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 24. — С. 90-95.

5. О введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования: Приказ Минобразования России // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 22. — С. 95-97.

6. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Федеральный закон // Официальные документы в образовании. — 2003. — № 6. — С. 13-15.

7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании (с изменениями на 10 июля 2000 года) // Официальные документы в образовании. — 2000. — № 14. — С. 60-103.

1. Основные тенденции и направления современного психологического образования в мире.

Приложение

Таблица 1. Сопоставительный анализ характеристик тестовых заданий

Характеристики

Задания закрытой формы

Задания на дополнение

Задания на установление соответствия

Задания на установление последовательности

Проверка знания фактов

Годны

Годны

Годны

Годны

Применение знаний по образцу

Годны

Годны

Годны

Годны

Применение знаний в нестандартных ситуациях

Негодны

Годны

Негодны

Годны

Простота конструирования

Есть

Есть

Нет

Нет

Исключение угадывания

Не исключено

Исключено

Не исключено

Не исключено

Объективность оценки

Да

Нет

Да

Да

Исключение описок

Нет

Да

Нет

Нет

Возможность оригинального ответа

Нет

Да

Да/Нет

Нет