Задача № 4 (по Сапоговой Е.Е.).

ПСИХОЛОГИЯ

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Предмет, задачи и особенности психологической науки

Задача № 1 (по Сапоговой Е.Е.)

Что из приведенного списка относится к психологи­ческим фактам, что — к психическим явлениям, а что не является ни тем и ни другим и почему?

Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцина­ция, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, спо­собности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, досада, обида, счастье, обще­ние, воинственность.

Ответ.

Психологические факты: поведение, низкая адаптация к темноте, бессонница, галлюцинации, творчество, обучаемость, идеалы, бесстрашие, иллюзия, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, трудолюбие, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.

Психологические явления: мышление, память, вера, эмпатия, способности, рефлексия, сон.

Колики в желудке, дыхание, зубная боль, озноб, потливость, голод относятся к физиологическим проявлениям.

Задача № 2 (по Сапоговой Е.Е.)

Выберите правильные ответы из предложенных ва­риантов.

1. Изучением связей между нервной системой и функционированием пси­хики занимается… а) зоопсихология; б) психофармакология; в) психо­физиология; г) генетическая психология; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Детская психология выделяется по… а) критерию взаимодействия личности и общества; б) по критерию развития; в) по деятельностному критерию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. Психология труда занимается изучением… а) развития трудовых на­выков; б) профессиональных качеств; в) профессиональных способнос­тей; г) психологических условий труда;д) все ответы верны; е) все отве­ты неверны.

Задача № 3 (по Сапоговой Е.Е.)

Проанализируйте следующий текст и ответьте на поставленный в нем вопрос. Чем объяснить, что между мыслью и действием не всегда есть однозначное соответствие? В чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки?

Психика человека не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны объективному внешнему наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение — могучий метод естествознания. И его широко используют, но… Скажите, одинаково ли вы ведете себя наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?

13 стр., 6235 слов

Ответы. Психология развития

... изменений, однако развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями – появлением новообразований. 4.Связь психологии развития с другими отраслями психологической науки. 5. Факторы психического развития. ЛС ... можно определить в совместной деятельности. То, насколько ребенок успешно справляется с задачами, определяется как актуальный уровень развития. Обучение ведет за собой развитие, но ...

Ответ. Связь между мыслью и действием очевидна: тот, у кого есть идея, желает ее реализовать. Но именно чувство и действие связаны наиболее сильно.

Почему, когда вы испытываете любовь или гнев, это чувство сразу же прокладывает путь до физического плана? Хотите вы того или нет, но вы делаете соответствующие жесты. Любите кого-нибудь, и вас инстинктивно что-то будет побуждать улыбаться ему, ласкать его, обнимать. Будьте им раздражены – и вам придется прилагать немало усилий, чтобы не испепелять его взглядом или не ударить его. Каждое чувство проявляется через определенные жесты. Верно и обратное: примите восхищенный вид и будете действительно восхищены. Сделайте вид, что вам все противно, и так и будет. Так же как чувства неизбежно влекут некоторые жесты, так же жесты влекут соответствующие чувства. Вот законы, которые надо осознавать, чтобы пол Как правило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т. п. Наблюдение дает исследователю ряд преимуществ, реализация которых помогает многое узнать об изучаемом объекте. Важнейшее из них — это непосредственность наблюдения.

Основное преимущество непосредственного наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.

В особенности это относится к включенному наблюдению: применение этого метода позволяет получить доступ к чрезвычайно значимым аспектам коллектива — увидеть процессы, обычно скрытые от посторонних глаз. Эти сведения невозможно получить с помощью опроса. Непосредственное наблюдение за поведением индивидов в определенной социальной ситуации может выявить характерные для данных индивидов и ситуаций образцы поведения и более точно, чем в случае применения других методов, предсказать появление их в будущей ситуации.

 

Наблюдая все разнообразие коллективных и индивидуальных проявлений, исследователь может более точно определить смысл происходящих процессов, что позволяет ему сформулировать интересные гипотезы для дальнейших исследований. Именно поэтому данные наблюдения имеют весьма большую ценность на начальных стадиях исследования, когда многое относительно объекта еще неизвестно и основные гипотезы сформулированы недостаточно четко. Прямой контакт с объектом изучения позволяет увидеть его с различных сторон и получить о нем те сведения, которые помогут уточнить или сформулировать гипотезы.

Однако, несмотря на значительные преимущества, метод наблюдения обладает также и рядом недостатков. Прежде всего — это вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию. И самое главное заключается в том, что размер этого влияния определить необычайно сложно.

2 стр., 690 слов

Учебные тесты с ответами по юридической психологии

... опросник (ПДО) Личко позволяет проводить диагностику:Подростков Создатель проективного теста, в котором стандартные таблицы выполнены в виде двусторонних симметрических цветовых пятен:Роршах Тестом в психологии называется:Любая психодиагностическая методика, ...

Поскольку наблюдение, в особенности участвующее, часто ведется одним человеком, это может иметь свои отрицательные последствия. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемого объекта. Кроме того, наблюдатель, старающийся в короткое время зафиксировать как можно больше различных явлений, может не суметь соотнести их с целым, не найти их место в контексте тех процессов, которые свойственны изучаемому объекту как системе, и его наблюдения могут так и остаться набором разрозненных впечатлений. Это особенно характерно для тех случаев, когда объект наблюдается всего один-два раза.

Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую, процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записей занимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение.

Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социолога вопросам. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для их окружения.

Задача № 4 (по Сапоговой Е.Е.).

Допишите продолжение следующих утверждений.

1. Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип детерминизма, признающий…

Ответ. зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

2. Принцип единства сознания и деятельности означает…

Ответ. что деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество).

3. Психика может быть правильно понята, только если она рассматривается…

Ответ. в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.

Задача № 5 (по Сапоговой Е.Е.).

Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите, по крайней мере, 5 доводов «за» и «против».

Психология — это не наука, а самая что ни на есть житейская практи­ка! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих — чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а по­том воспользоваться всем этим — да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!

Ответ.На мой взгляд, рождение психологии, как науки, было обусловлено тектоническими изменениями общественного сознания, в частности, кризисом церковной морали и христианского мировоззрения в XVII-XVIII вв., наступившей «Эрой просвещения» и трудами французских гуманистов: резко обозначился переход об общинного, коллективного сознания к индивидуальному, начался процесс зарождения индивидуализма, как системы ценностей буржуазного общества. На основе нового опыта, осознанного человечеством, появился интерес к Личности во всех ее проявлениях, к ее внутреннему миру – на смену «исследованиям тела» Галена пришли «исследования души» Юнга и Фрейда.

Однако не следует думать, что психологии, как некоторой системы знаний, пусть и изложенных в примитивной форме, не существовало ранее. Еще Аристотель в своем трактате: «О душе» определяет душу в системе понятий своей метафизики — сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии; древние греки примерно знали о существовании четырех типов темперамента, сегодня определяемых тестом Айзенка; аналогичное понятие о четырех типах характера (Желчь, Вода, Ветер, Земля) существовало еще в Китае в V в. до н. э. Общий вектор развития психологии шел по пути накоплении знаний, осмысления их и становления научной базы; в современной психологии есть множество следов аристотелевских истоков, так же, как в современной астрономии достаточно много от первичных астрологических знаний, накопленных в древнем мире.

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...

... Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 5. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. 6. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. ... Вопросы для обсуждения: 1. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. Различия ...

Таким образом, первичные знания о человеческой психологии накапливались, передаваемые из поколения в поколение, в первую очередь у людей, которым они были необходимы по роду своей деятельности: сначала у жрецов Древнего Египта, затем в недрах католической церкви (орден иезуитов), затем в среде профессиональных управленцев (известный тракта Макиавелли, «Государь»).

На нижних этажах общества эти знания аккумулировались в среде тех, кто повседневно сталкивался с «клиентской работой»: это купцы, менялы, представители сферы обслуживания – ведь таксисты в принципе, мало чем по психологическому статусу отличаются от венецианских гондольеров средневековья. Особняком стоят цыганки-гадалки; если принимать во внимание стандартную версию об исходе цыганского этноса из Индии, где они выполняли роль слуг, при дворах махараджей, причем слуг артистического направления, то необходимо признать, что эти знания были у них изначально и в современной форме присутствуют в сознании современных цыган, большую часть которых (видимую нами), составляют цыгане-люди, выходцы из Средней Азии. Эти знания не теоретизированы, в весьма малой степени обобщены, тем не менее, опираются на вековой опыт, на ежедневную практику и в значительной мере соответствуют тем знаниям, которые получают психологи в ходе специальных экспериментов в лабораториях. Естественно, что возможно опираться на этот опыт и черпать из него необходимую фактологию.

Однако для того, чтобы знания и опыт человеческого общения, опыт манипуляции, блестяще освоенный цыганками, был научным опытом, он должен быть систематизирован, обобщен, проанализирован и верифицирован. Поэтому опыт таксистов, официантов и цыганок является Знанием, а психология – Наукой.

Обобщение: