Юнгианский анализ сновидений

ЮНГИАНСКИЙ АНАЛИЗ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

      

               Выполнила:

                                              студентка VI курса, группы 689

                                                         факультета медицинской психологии

                     Кузнецова Т. С.

                     Преподаватель:

                                                          доктор медицинских наук, профессор

                 Ковшова О. С.

САМАРА, 2018

Содержание

1. Введение

2. Глава 1. Понятие о юнгианском анализе. Теоретические основы

3. Глава 2. Юнгианский анализ в психологическом консультировании и психотерапии

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Введение

Юнгианский анализ — это хорошо разработанная и нацеленная прежде всего на практику система психотерапии, которая долгое время успешно применяется в клинике для диагностики и лечения самой разнообразной психической патологии. Методы аналитической психологии адекватны также при психотерапевтической работе с детьми и подростками, и также в педагогике и социальной реабилитации. Они могут быть использованы для анализа мифологии, сравнительного религиоведения и этиологии, создавая тем самым особую сферу — аналитическую культурологию.

8 стр., 3513 слов

Сравнительный анализ житейской психологии и научных представлений ...

... материалам. 2. Сделать сравнительный анализ влияния житейской и научной психологии на развитие личности ребенка. Структура работы. Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения. Глава 1. Семейные факторы ...

Цель:

Изучение теоретических и практических аспектов юнгианского анализа

Задачи:

— дать определение понятию о юнгианском анализе;

— рассмотреть теоретические аспекты юнгианского анализа;

— охарактеризовать применение юнгианского анализа в психологическом консультировании и психотерапии.

 

Глава 1. Понятие о юнгианском анализе. Теоретические основы

Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог. К. Г. Юнг. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии.

Характерной особенностью юнгианского анализа является внимание к скрытым областям человеческой психики — бессознательному, а также выделение особого слоя — коллективного бессознательного (или коллективной психики) и определение его содержаний как архетипов, которые являются динамическими факторами психического функционирования. Подробная феноменология архетипов и ее связь с клиническими проявлениями — еще одна особенность аналитической психологии. Подчеркивание телеологической функции психики и ее плюралистичности и связанную с этим возможность широкой вариативности интерпретаций можно считать важным преимуществом данного метода. Бережное отношение к феноменам психики, отказ от грубой редукции психических содержаний, восстановление в правах творческой фантазии — неоспоримые достоинства аналитической психологии.

Юнгианский анализ сновидений

Интерпретация сновидений – весьма увлекательный процесс. Сон – это послание от бессознательного, которое общается с нами на языке символов. Символ — это знак, заряженный энергетически и обладающий множеством значений. Поэтому сны «многослойны», и человек никогда не сможет сказать: «Я понял этот сон до конца». Новые значения будут приходить к нему со временем, а некоторые сны становятся понятны лишь по прошествии долгого времени.

Один и тот же сон можно интерпретировать разными способами и на разных уровнях. Концепция архетипов Юнга нашла своё отражение и при толковании сновидений. Важно выделить главных персонажей сна:

· Эго сновидения – образ «я» во сне. Обратите внимание, какой он. Что делает и чего не делает эго во сне? Поведение эго сновидения выдаёт привычную модель поведения личности в жизни: как справляется с трудностями, чему уделяет внимание и т.д.

· Персона (маска) – то, как мы представляем себя в социуме. Во сне эта часть психики может быть представлена различными атрибутами. Это может быть одежда, костюмы, косметика, имидж, автомобиль и т.п.

· Тень во сне — это однополые с нами люди. Напомню, что тень – это те аспекты психики, которые мы не принимаем в себе, но прекрасно видим в окружающих, и на которые склонны чрезмерно эмоционально реагировать. Тень может быть условно позитивной («таких людей люблю-обожаю!») и условно негативной («терпеть не могу таких людей!»).

Во сне все персонажи чёрного цвета или в чёрной одежде могут выражать нашу тень. Так чёрное животное во сне может символизировать теневой инстинкт.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... деятельности)   Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных ... начинающейся работы мысли. Структура мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, формирование понятий. Виды ... (низкая контактность, немногословие, пессимизм, замкнутый образ жизни, серьезность, добросовестность, пассивность, медлительность); циклоидный (периодические ...

· Анима/Анимус во сне — люди противоположного нам пола. Анима у мужчин – это часть психики, которая отвечает за отношения, эмоции и чувства, это душа в полном смысле слова, архетип самой жизни, в жизни она проявляет себя как ощущение или «вкус» жизни. Анимус у женщин – это архетип духа, мужества, это система верований и убеждений, способность действовать и достигать намеченного, в жизни он проявляет себя как «картина мира» женщины. Во сне обратите внимание, каковы взаимоотношения Эго-сновидения с Анимой/Анимусом, т.к. они отражают отношения с противоположным полом в реальности.

· Самость – архетип целостности и единства. Обычно во сне представляется в символах той духовной традиции, к которой принадлежит человек. Буддист увидит мандалу, христианин – святых или Христа. Однако самость может найти выражение в виде НЛО, космического корабля, всего круглого, четверичного.

Во сне вы можете увидеть, какие процессы происходят в вашем внутреннем мире, как взаимодействуют различные энергии в вашей психике, какие проблемы разбирают и какие вопросы ставят перед сознательным «Я». Бессознательное и сознание должны взаимодействовать, т.к. для полноценной жизни они оба нуждаются друг в друге. Архетипы – это мощные энергии коллективного бессознательного, которые, однако, нуждаются в помощи сознательного эго, для того чтобы иметь возможность проявить себя во всей полноте, на самом высоком уровне.

Юнгианский анализ мифа

Фильм «Дориан Грей», снятый по мотивам одноименного произведения Оскара Уайльда в 2009 году, наполнен психологическим символизмом и глубоким архетипическим смыслом, понимание которого может помочь в выявлении определенных закономерностей функционирования психики человека.

Сюжет фильма затрагивает сразу несколько важных аспектов человеческой психологии, а именно – поднимаются вопросы ответственности/безответсвенности, смысла жизни, искренности с собой и окружающими – быть собой или быть угодным всем.
Если рассмотреть всю картину целиком, как единое психическое целое, то можно назначить определенные психологические роли каждому из персонажей. Дориан, по своим свойствам и качествам олицетворяет молодое эго, его «я» еще неопытно и сильно подвержено внешним влияниям.

Такое влияние на него оказывает лорд Гарри Уоттон, который является для Дориана авторитетом и источником его новой идеологии. Вероятнее всего, Уоттон воплощал в себе теневые качества Грея – те качества, которые Дориан подавлял в себе в течение жизни. И, постепенно, лорд, как древний змий, искушает невинное эго Дориана различными соблазнами. Художник Бэзил Хэллуорд – своего рода волшебник, он давал Дориану то, что он просил – выход в «свет», прекрасный шедевр – портрет молодого Грея, благодаря которому он приобрел вечную молодость. Вероятно, через Хэллоуорда, проходили архетипические энергии Самости (центра психического), поэтому для Дориана он и был воплощением этой Самости, спроецированной вовне. Девушка-актриса, в которую искренне влюбляется Грей – символизирует проекцию женских качеств Дориана вовне, актриса – это анима (принцип женственности в мужчине) Грея, которую он впоследствии отвергает. Второй раз анима Дориана проецируется на дочь лорда, чему Уоттон был очень не рад. Из значимых символов фильма остается портрет Дориана, который перенимает на себя все его болезни, страдания и даже старение.

3 стр., 1316 слов

Психические растройства (на примере произведения О. Уайльда «Портрет ...

... Дориан ГрейДориан Грей, с которым произошла вся история, был молодым человеком, который отличался необыкновенной красотой. Его прекрасная внешность вдохновляла художника Бэзила Холлуорда, который написал портрет Дориана.Увидевший портрет Дориан, ... время Дориан заметил изменения на своем портрете. На нарисованных губах появилась складка жестокости, в глазах - насмешка и выражение жалости. Грей ...

Итак, мы видим, как через динамику фильма, в психике разворачивается определенный процесс.

Дориан получает наследство и приезжает в Лондон, встречает художника и лорда и постепенно скатывается в беспорядочный образ жизни – начало напоминает притчу о блудном сыне, который отделился от отца, чтобы обрести самостоятельность и развиваться дальше, но не справляется с задачей, терпит кризис. Отделение от отца – своеобразная инициация Грея во взрослую жизнь.

Дориан, поначалу, искренний парень, влюбляется в девушку, но под давлением окружающих отвергает ее – в символическом смысле означает, что эго стояло перед выбором принятия части себя (женской части себя), спроецированного вовне на конкретного человека. Кроме этого, в этот момент поднимается вопрос ответственности – готов ли Грей стать ответственным человеком, отвечающим за свои слова и поступки (пообещал-сделай, не сможешь сделать – не обещай).

Это своеобразное испытание для Дориана, которое он проваливает, поддавшись общественному мнению социума и авторитета (влияние архетипа тени) лорда.

Дальше Грей прогрессирует в своей безответственности и по наклонной «падает» на дно безнравственности.
Нужно отметить, что поддавшись общественному мнению, и поставив его выше собственных чувств, Дориан совершил символическое предательство себя, своей внутренней сущности, частью которой была анима.

Предательство себя – неприятный процесс. Как бы на людях Грей не показывал себя успешным, красивым и счастливым – внутри него все больше нарастала досада по поводу собственной внутренней слабости. Ведь он ничего не мог сделать из того, что хотела его душа – он полностью реализовывал массовые ценности, навязанные ему извне. А то, что он хотел, проявить чувства к неодобряемой социумом особе – ему пришлось подавить в себе, он понимал, что не может этого, что он слаб духом и подвержен влияниям.

Чтобы уйти от внутренней ущербности, Дориан решает стать особенным, настолько особенным, чтобы все ему завидовали, а он больше никогда не страдал. И его желание материализует художник, написав волшебный портрет.

Мы рассмотрели психологические роли персонажей и остановились на символизме портрета Дориана, обладающего мистическими свойствами страдать за него.

Что же за функция в психике индивида может страдать, болеть, брать на себя все ошибки Эго?
Определенно, по мифологеме фильма, это функция бессознательного. Дориан однажды изъявил намерение остаться вечно молодым — и бессознательное, как чудесный источник дало ему такую способность. Но как и в историях с джином, сатаной, исполнителем желаний — такая способность несет в себе и дар, и проклятие.

Вечная молодость — несомненно дар, пришедший из «Высшего Я» Дориана, из Самости. Но, дар этот неоднозначный. Самость, как глубинный центр бессознательного психического — не судит умственными категориями, как Эго, и не делит на «хорошо-плохо». Поэтому дар содержит в себе обе полярности — позитивную (молодость) и негативную, теневую сторону — портрет Грея, который страдает вместо него. Этот портрет — своеобразная ахиллесова пята Дориана, которой он стыдится и обнародовать которую очень боится.

2 стр., 967 слов

Гендерный контраст в произведениях Джона Грея.

... гендерные исследования в отечественной лингвистике 4. Исследовать гендерный контраст в произведениях Джона Грея. Поставленные цели и задачи предопределили следующую структуру работы. В первой главе дается ... [Электронный ресурс] URL: blogs/razlichiya-mejdu-mujchinami-i-jenschinami--eto-soc/697635 20. Джон Грей. Мужчины с Марса, женщины с Венеры [Электронный ресурс] URL: knigi/dzhon-grej-muzhchiny ...

Психика Дориана расщепляется на две противоположных сущности — Эго, отождествленное с персоной (маской), впавшее в инфляцию, возомнившее себя богом (самостью); и Тень Дориана — воплощающая подавленные качества, вытесненные из сознания, которые Персона не хочет видеть в себе. Вторую, теневую сущность и олицетворяет портрет Дориана Грея.
Грею приходится жить в страхе перед социумом и в страхе перед собственной внутренней сущностью. Персона на поверхности, Тень спрятана в дальнем углу чердака.

Осознавание собственной внутренней гнили приносит Дориану чуть ли не большие страдания, чем если бы он потерял молодость и состарился.

Защищая свою Персону от разоблачения, Дориан идет даже на убийство друга-художника, а так, как он был для Грея последней связующей нитью с Самостью, обрыв этой нити убивает всяческую надежду на восстановление психической целостности Грея — и он спасается от преследуемых его кошмаров тем, что уезжает странствовать по миру в поисках новых впечатлений, отвлекающих его от собственного прогнившего внутреннего мира, образ которого покоится на чердаке.

Хочется отметить, что странствия Дориана послужили для него своеобазной «пустыней», уходом в уединение.
Если первая часть фильма описывает стадию инфляции эго и бессознательного отождествления с самостью, то середина фильма — это вторая стадия, стадия отчуждения эго от самости и полного одиночества. На этой стадии, по всей видимости, Дориан Грей что-то осознает и новое осознание, еще не до конца понятое им, тянет его вернуться назад в Лондон.
Прорисовывается третья стадия индивидуации — попытка установления оси «эго-самость». Для этого Грею приходится пересмотреть все свое прошлое через взаимодействия со знакомыми ранее людьми. Он встречается с лордом и представителями высшего света — и понимает, что ему не рады, что его боятся и воспринимают не так радушно как раньше, что ценности этих людей теперь совсем иные. И он по сравнению с ними — остался ребенком, хоть и циничным, но вечным дитя — Пуэр Этернус.
Следущей важной встречей для него был брат отвергнутой им девушки, от которого он все так же убегает, но шокирует его своей молодостью. Это еще один элемент пересмотра прошлого опыта, момента, оставившего в психике Дориана значительный след. И самая важная встреча происходит с дочкой лорда, которая испытывает к нему чувства и стремится помочь Дориану, приоткрыв его сердце, плотно запечатанное когда-то. Дориан опасается, что и ей он причинит боль.

Лорд, боясь за свою дочь, не желая, чтобы Грей испортил ей жизнь, решает найти секрет молодости Дориана и делает дубликат ключа от чердака.
Концовка фильма весьма символична. Грей все так же продолжает защищать свой портрет и намерен помешать лорду, но тот поджигает картину и запирает Дориана наедине с горящим портретом, который он пронзает шпагой. И в конце фильма лорд показывает слегка обгоревший портрет, но с молодым Дорианом Греем.
Именно последняя сцена, наводит на мысль, что Дориан Грей сумел победить в себе демона. Чувства к дочери лорда на мгновение дали ему силы для встречи со своей Тенью, изображенной на портрете.

Приняв решение убить сущность на портрете, Дориан совершает очень мужественный и жертвенный поступок, поднимается над жалостью к себе и превосходит интересы своей Персоны. Это важный момент — отречение от эгоизма и зацикленности на себе. Дориан поднимается над своим Эго и начинает действовать в интересах других людей, а именно девушки, в которую влюблен. Когда Дориан Грей отвергал аниму — он погрузился в эгоизм, когда принял ее — смог подняться над своим эго и победить тень.
Что означает подняться над Эго? В психике, в бессознательном, есть различные структуры, называемыми архетипами. Они имеют изначальную, надличную природу и, активируясь, влияют на Эго. У Дориана в первой половине фильма был период бессознательного отождествления с архетипом Вечного Дитя. В момент же встречи со своей Тенью, Дориан, своим волевым усилием пробуждает архетип Героя и отождествляется с ним, жертвуя собой ради любимой.

8 стр., 3552 слов

Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуджавы

... жизненного пути: "Я руки озябшие грею // о теплые камни его...". В "арбатских" стихотворениях, как и в целом ряде портретов других городов, возникает значимый образ реки: ... Датского короля: Пути исканий Булата Окуджавы // Вопросы литературы. 1998.№5.С.11.) В портретах старого города важна многослойность пространства, залогом устойчивости которого становится равновесие современных "проспектов" ...

Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что финал «Портрета Дориана Грея» символизирует его возрождение в новом качестве, на новом уровне сознания. Как птица феникс, он сгорел в очищающем пламени — и возродился в новой ипостаси, о которой фильм лишь косвенно указывает, оставляя простор для размышлений.