Взаимосвязь с другими науками

7

№ 6 ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания.

ПЗ рассматривает психологические факторы не только как возможные последствия болезни, но и как вклад в ее этиологию.

К эмоциональному перенапряжению (болезни), приводят: -информационный бум, — убыстрение ритма жизни, ухудшение межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т. д.)

По данным ВОЗ, за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний населения вырос более чем в 4 раза.

Психогении приводит к значительному росту числа неврозов и расстройств личности (непсихотические психические болезни)

По данным мировой статистики, расстройства личности составляют 40%, неврозы — 47%, а эндогенные психозы — 13% от общего числа нервно-психических заболеваний.

В нашей стране стойкие психические расстройства регистрируются примерно у 15% детей.

По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-11-х классах.

За период обучения в школе состояние здоровья учащихся, по свидетельству МинздраваРФ, ухудшается в 4-5 раз, а 85% неуспевающих — это больные дети.

Возрастающее значение психических факторов в возникновении, течении, компенсации и декомпенсации различных соматических болезней определяет одну из особенностей психологии здоровья — ее ≪неспецифичность≫.

Сейчас уже не вызывает сомнений, что не менее 30% (а по некоторым данным — не менее 50%) обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары,

—практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррекции эмоционального состоянии

По данным разных авторов, от 22 до 89% населения — люди с предболезненными состояниями половина носителей психической симптоматики не нуждается в психиатрической помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде и, возможно, нуждаются только в психологическом консультировании.

В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Об этом свидетельствуют и некоторые цифры.

В настоящее время в США каждый десятый психолог занимается той или иной проблемой психологии здоровья, а каждая третья статья в основных журналах посвящена различным аспектам этой области. Если в 1975 г. в США было внедрено 200 программ по охране психического здоровья, то в 1990 г. их было уже более 5000. Реализация программ приносит значительный экономический эффект

10 стр., 4801 слов

Возрастная психология. Психическое развитие в раннем детстве

... агрессивной тенденции защищать свое и т.д. В возрастной и педагогической психологии накоплены многочисленные данные об особенностях развития предметно-манипулятивной деятельности (Н.Л. Фигурин, М.П. ... различными предметами. Ребенок начинает переносить функции с одного предмета на другой. Данные этапы позволяют проследить преемственность видов деятельности, возникновение деятельности и механизм ...

В настоящее время общепринятого определение психологии здоровья пока еще не сложилось. Вот некоторые точки зрения по этому поводу.

Созданное в 1978 г. отделение психологии здоровья при Американской психологической ассоциации возглавил Дж. Матараццо. Сущность психологии здоровья он трактует следующим образом.

Психология здоровья — это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья.

В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное определение этой науки. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья и болезни.

Обратимся теперь к отечественным авторам. Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути.

Психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека

Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти.

Ее объектом с известной долей условности является ≪здоровая≫, но не ≪больная≫личность.

Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости и готова решать задачи психологического сопровождения человека на протяжении всего жизненного пути.

Одна из таких первостепенных задач — здоровье человека. Поэтому, продолжая уже сказанное, психологию здоровья можно определить как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути [10]. задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья. К ним следует отнести:

• определение базисных понятий психологии здоровья; • исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

•методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья; • разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

• факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья); • изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью; • психологические механизмы здорового поведения; • формирование внутренней картины здоровья; • коррекцию индивидуального развития; • профилактику психических и психосоматических заболевании

7 стр., 3322 слов

Постнеклассическая психология человека

... прямо указали на необходимость создания особой дисциплины — психологической антропологии, изучающей психологию человека в ее специфике [4: с. 32-33]. Введение в психологическую ... Слободчикова и Е.И. Исаева осуществлено принципиальное различение классической «психологии психики» и постнекласси- ческой «психологии человека»: первая — изучает закономерности функционирования, развития и изменения психики ...

• исследование состояний предболезни личности и их профилактику; • разработку концепции здоровой личности;

• определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности; • психологические механизмы стрессоустойчивости;

• социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.); • тендерные аспекты психического и социального здоровья;

• разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей • детскую и школьную психологию здоровья; • психологическое обеспечение профессионального здоровья;человека;

• психологию долголетия, признаки психического старения и их профилактику; • психологическую помощь при завершении жизненного пути.

Взаимосвязь с другими науками

К ним относятся экспериментальная и клиническая психология, психиатрия и педиатрия, социальная психология, психология развития, психофизиология и др.

Есть общие точки пересечения с диетологией, фармакологией, биологией и социальной работой.

Следующие четыре области, по мнению этого же автора, имеют особое значение в плане информационного насыщения психологии здоровья и определения ее исследовательского контекста.

Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или иных заболеваний. общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий.

Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэко- номические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб. культурные и социальные реакции на них, социоэко- номические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб.

• психофизиология; • детская и возрастная психология; • медицинская психология; • социальная психология; • инженерная и промышленная психология; • психология спорта; • авиационная психология; • дефектология.

Психологические факторы здоровья

можно выделить три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: независимые, передающие и мотиваторы

Независимые, (предшествующие) факторы показывают самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью.

Они включают: личностные характеристики, поведенческие особенности, когнитивные, демографические и социальные ресурсы человека.

Среди независимых факторов выделяют: 1) факторы, предрасполагающие к здоровью и/или болезни; 2) когнитивные факторы; 3) факторы социальной среды; 4) демографические факторы.

14 стр., 6802 слов

Восприятие как фактор поведения потребителей

... личного и психологического порядка. Таблица 1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение № Личностные факторы Психологические факторы Социальные факторы Факторы культурного порядка 1 Возраст Восприятие ... Целью курсовой работы является изучение модели потребительского поведения, и выявление влияния восприятия как фактора поведения потребителей. Из поставленной цели вытекают следующие ...

А) Поведенческие паттерны. Фактор поведения типа А — наиболее исследованный поведенческий паттерн, — влияющий на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний (в частности, ишимическую болезнь сердца — ИБС).

В современной литературе он определяется как деятельностно-эмоциональный комплекс, включающий следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность); специфическое поведение (мышечное напряжение, быстрый и эмоциональный стиль речи, убыстренный тип деятельности); преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев).

Поведение типа В противоположно по своим характеристикам поведению типа А.

Б)Поддерживающие диспозиции — это личностные конструкты, связанные с индивидуальными возможностями реагирования на трудности в оптимистической

В настоящее время выделяют следующие личностные диспозиции: оптимизм/пессимизм, сила ≪Я≫ и выносливость. Силу ≪Я≫ многие исследователи представляют как механизм, связывающий психосоциальное влияние со здоровьем. Она может влиять на физиологическую систему, опосредующую здоровое функционирование.

В) Эмоциональные паттерны. В основном изучаются трудности в эмоциональное выражении, которые имеют два аспекта.

Первый известен как ≪алекситимия≫ Она рассматривается как неспособность использовать язык для описания эмоционального опыта.

Подобные трудности связаны со множеством психосоматических расстройств, например с хроническими болями и заболеваниями дыхательной системы, в том числе бронхиальной астмой.

Второй аспект трудностей в выражении эмоций — поведенческий тип С, получивший название репрессивного, личностного стиля.

Он характеризуется избеганием потенциальных повреждающих ситуаций, которые бы могли бы привести к сознательному конфликту или затрудненному опыту, вызывающему сложности.

Поведение типа С предлагается характеризовать как невозможность выражать эмоции, особенно негативные, в открытой манере.

К когнитивным факторам относятся представления о здоровье и болезни, о норме в психике и соматике; разнообразные модели веры в лечение, в профилактику; воспринимаемый установки, ценности, атрибуции, психотерпевтические мифы, восприятие риска и уязвимости, самооценка здоровья. контроль за обстоятельствами жизни, Базовые понятия в группе когнитивных факторов — здоровье, здоровый образ жизни, качество жизни, здоровое поведение.

4. Из трех факторов социальной среды — социальной поддержки, семьи и профессионального окружения —наиболее изучено влияние последнего, а также супругов и других членов семьи, которые могут поддерживать как здоровое, так и нездоровое поведение человека.

4. Среди демографических факторов всегда преобладали биологические концепции: — Фактор пола, —фактор восприятия возраста. Этнические группы рассматривались раньше с биологических позиций, а сейчас — с социальных.

ПЕРЕДАЮЩИЕ ФАКТОРЫ представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры. В эту группу входят:

16 стр., 7549 слов

Психологическое здоровье и девиантное поведение

... человеке и обществе, и, прежде всего, психологии. Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, ... двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками. Болезни поведения становятся ведущей формой патологии современного человека. ... условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Современная психология обладает целым ...

Совладейте (копинг) с проблемами разного уровня (переживание и регуляция проблем и стрессоров, саморегуляция и т. д.)

Употребление и злоупотребление веществами (пищевыми продуктами, лекарствами, алкоголем, никотином и т. которые в психологии здоровья рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, но с отрицательными результатами для здоровья.

Виды поведения, способствующие здоровью (физическая активность, выбор экологической среды и самосохранительное поведение в целом).

Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им.

В группу мотиваторов входят стрессоры (общий стресс) и существование в болезни.

Главная особенность стресса как мотиватора заключается в том, что он приводит в действие многие другие факторы, и прежде всего передающие, активизируя механизмы копинга.

Существование в болезни (личность в состоянии болезни) исследователи описывают как процессы адаптации к острым эпизодам болезни.

К этим процессам относятся атрибуционный поиск, потенциальная дисфория, озабоченность своим состоянием.

Сюда включают поведение по оценке болезни (в том числе информационный поиск), социальные сравнения, отрицание болезни.

Взаимодейст вие факторов.

Независимые факторы связаны со здоровьем и болезнью непосредственно или через влияние на вторую группу факторов — передающие.

Под влиянием мотиваторов (болезни или стрессоров) запускаются в действие разнообразные индивидуальные механизмы совладания (копинга), которые, в свою очередь, используют все ресурсы независимых факторов.

Разнообразие динамично взаимодействующих факторов приводит к различным результатам: здоровому состоянию, недомоганию, расстройствам и, наконец, разным болезням.

Таким образом, независимые факторы — своеобразный базис для формирования передающих факторов.

Группа мотиваторов влияет на здоровье и болезни опосредованно — через инициирующее воздействие на специфическое поведение (передающие факторы).

Стресс как мотиватор приводит в действие предрасполагающие факторы, оценочные механизмы, механизмы копинга, употребление различных веществ и т. п

Виды поведения (передающие факторы) в ситуации болезни (восприятие своего статуса, решения по поиску лечения, вхождение в систему медицинской помощи, реально получаемое лечение и поддержка) связаны с другими факторами: полом, возрастом, социоэкономическим фактором, этническими и культурными установками по отношению к болезни и боли.

перспективными направлениями психологии здоровья являются изучение механизмов здоровья, развитие диагностики здоровья (определение уровней здоровья) и пограничных состояний, отношение системы здравоохранения и профилактики к здоровым клиентам.

Практическая задача — создание простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний, по формированию разнообразных профилактических программ.

Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте основные этапы становления психологии здоровья и ее современное состояние. 2. Можно ли утверждать, что в России XVII-XX вв. особое внимание уделялось проблеме здоровья в совокупном взаимодействии с окружающей средой? 3. Приведите известные подходы к определению психологии здоровья как нового научного направления. 4. Раскройте предметную область исследований в психологии здоровья. 40 Раздел I. Психология здоровья: новое научное направление 5. Покажите, в чем заключается взаимосвязь психологии здоровья с другими научными дисциплинами. 6. Дайте анализ психологических факторов здоровья.

20 стр., 9866 слов

Тема: «психология здоровья и болезни. Психология лечебного взаимодействия »

... понимания внутренней картины здоровья, невозможно понять внутреннюю картину болезни. При оценке психологии здоровья важно различать понятия «состояние здоровья» и «самочувствие». Состояние здоровья – это истинное ... психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микросоциальных факторов. Лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии ...

Литература 1. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998. 2. Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. Т. 2. Личность и условия ее развития и здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коросты- левой.-СПб., 1999. 3. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М., 1990. 4. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001. 5. Водопьянова Н. £., Ходырева Н. В. Психология здоровья // Вестник ЛГУ Сер. 6 . — 1991. Вып. 4. 6. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. — СПб., 1999. 7. Никифоров Г, С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб., 1996. 8. Никифоров Г. С. Психическое здоровье // Психология / Под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1998. 9. Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000. 10. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002. 11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб, 1991. 12. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000. 13. Ходырева Я. В. Психологические факторы здоровья // Актуальные проблемы практической психологии. — СПб., 1992. 14. Ходырева Н. В. Психологический аспект формирования здорового образа жизни // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.,1991.