Высшего профессионального образования 4

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

«Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского»

Кафедра философии и философской антропологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «ЭТИКА»

Составили: А. А. Эльдарион,

О. В. Белоусова

  1. Владивосток
  2. 2011

Авторы:

А. А. Эльдарион,

О. В. Белоусова

Рецензенты:

Т. М. Сакутина, к. ф. н., профессор

М. В. Казмирук, к. ф. н., доцент

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по курсу «Этика» / Авторы: А. А. Эльдарион, О. В. Белоусова. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2011. — 26 с.

© А. А. Эльдарион, О. В. Белоусова

©МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2011

  1. ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по курсу «Этика» разработаны для студентов и курсантов всех специальностей МГУ им. адм. Г. И. Невельского, осваивающих эту дисциплину в течение одного семестра.

Цель курса– оказать студентам методическую помощь в изучении этики: сформировать представление о предмете этики и основных исторических этапах ее развития; показать основные проблемы и направления современной этики.

Задачи курса:

  • определить предмет этики и основные исторические этапы ее развития;
  • описать роль морали в культуре, ее менявшееся от эпохи к эпохе нормативное содержание в том виде, в каком оно отразилось в важнейших моральных кодексах;
  • раскрыть суть моральных процессов современного общества;
  • рассмотреть современные проблемы прикладной этики — прежде всего те из них, которые остаются открытыми для споров на нормативном уровне;

Объем курса «Этика» — 68 часов, из них лекций – 34 часа, семинаров – 34 часа.

17 стр., 8195 слов

Психология и этика деловых отношений

Рецензент: О.С. Сотниченко, социальный педагог, преподаватель Мозыркого государственного политехнического колледжа. Методические указания по дисциплине «Психология и этика деловых отношений» разработаны в соответствии с типовой учебной программой для ...

Формы подачи материала: лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации.

Форма проверки знаний – зачет, экзамен.

  1. Темы лекций

  1. Что такое этика? Предмет, виды и структура этики (2 ч).
  2. Этические учения Древней Индии: брахманизм и буддизм (2 ч).
  3. Этические учения Древнего Китая: даосизм и конфуцианство (2 ч).
  4. Этические учения Древней Греции (2 ч).
  5. Становление религиозной этики. Этика Ветхого Завета (2 ч).
  6. Этика Нового Завета (2 ч).
  7. Этическая концепция Ислама (2 ч).
  8. Средневековые этические учения (2 ч).
  9. Этика эпохи Возрождения, Реформации и Нового времени (2 ч).
  10. Классический период в развитии этических учений (2 ч).
  11. Неклассический период в развитии этических учений (2 ч).
  12. Этические учения начала ХХ века (2 ч).
  13. Становление современной этики. Прикладная этика (2 ч).
  14. Медицинская этика. Биоэтика (4 ч).
  15. Этика и государство (4 ч).

  1. Тематика семинарских занятий

  1. Этика, ее предмет, виды, структура.

    Мораль и нравственность. Основные этические категории (2 ч).

  2. Этические учения Древнего Востока (брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство) (4 ч).
  3. Античная этика: этические учения софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, этические учения эпохи эллинизма (2 ч).
  4. Особенности становления и развития религиозной этики: Ветхий Завет, Новый Завет, Ислам (6 ч).
  5. Этические учения эпохи Средневековья (2 ч.)
  6. Этические воззрения эпохи Возрождения и Реформации. Этика Нового времени (4 ч).
  7. Классический период в развитии этических учений: этика долга И. Канта (2 ч).
  8. Неклассический период в развитии этических учений: этика А. Шопенгауэра и Ф. Ницше (2 ч).
  9. Этические учения начала ХХ века: этика экзистенциализма и психоанализа (2 ч).
  10. Современная этика и ее разделы. Медицинская этика и биоэтика (4 ч).
  11. Этика и государство: проблема насилия и ненасилия, смертная казнь (4 ч).

Список учебных пособий и справочных изданий

    1. Бачинин В.А.

      Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

    2. Блэкберн С. Этика: Краткое введение: [Пер. с англ. Ю. Крижевской] / С. Блэкберн. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 192 с.
    3. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
    4. Горелов А.А., Горелова Т. А. Этика: учебное пособие. – М., 2006. – 416 с.
    5. Гребенник Г.П. Проблема соотношения морали и политики / Г.П. Гребенник. – М.: Астропринт, 2007. – 616 с.
    6. Губин В.Д. Основы этики: Учебное пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, Инфра-М, 2008. – 224 с.
    7. Гусейнов А.А. Античная этика / А.А. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003. – 270 с.
    8. Гусейнов А.А, Апресян Р. Г. Этика. – М.: Гардарики, 2006. – 472 с.
    9. Дубко Е. Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
    10. Завалько Г.А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии / Г.А. Завалько. – М.: КомКнига, 2006. – 216 с.
    11. Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – М.: ТетраСистемс, 2008.

      25 стр., 12187 слов

      Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

      ... машинописных страниц. Начиная с первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии. На втором году ... Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ.   Ил. 1, табл. 2, список лит. – 13 названий,     Одобрено учебно ...

      – 144 с.

    12. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 416 с.
    13. Канке В. А.Современная этика. Учебник. Издание: 4-е. — М.: Издательство: Омега-Л, 2011. — 394 с.
    14. Канке В.А. Этика ответственности: Теория морали будущего / В.А. Канке. – М.: Логос, 2003. – 400 с.
    15. Мишаткина Т.В. Этика: Учебное пособие. 5-е изд. / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. – М.: Новое знание, 2008. – 584 с.
    16. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества / А.В. Назарчук. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. – 382 с.
    17. Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие / Е.С. Протанская. – СПб.: Алетейя, 2003. – 288 с.
    18. Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — Москва: Академический Проект, 2006. — 624 с.
    19. Радугин А.А. Этика: Учебное пособие / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003. – 224 с.
    20. Этика: Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496 с.
    21. Яровинский М.Я.

      Медицинская этика (Биоэтика): Учебное пособие / М.Я. Яровинский. – М.: Медицина, 2006. – 448 с.

    1. Методические рекомендации для подготовки к занятиям Семинар 1. Этика, ее предмет, виды, структура. Мораль и нравственность. Основные этические категории

    1. Термины «этика», «мораль» и «нравственность». Происхождение и этимология терминов «этика», «мораль» и «нравственность». Дать определения морали и нравственности, выделить сходства и различия данных понятий. Развести моральное и нравственное поведение, используя примеры из повседневной жизни.
    2. Предмет этики. Этика как философская дисциплина. Что является предметом этики? Каково ее назначение?

    Каким статусом обладает этика в системе философского знания? Что говорил Аристотель по поводу этики как части философии?

    19 стр., 9113 слов

    Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

    ... и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных военных психологов, разделяемых военно- ... раздражителя. Как было экспериментально доказано И.М.Сеченовым, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения являются рефлексами. При этом они начинаются чувственным ...

    Какие существуют функции этики? Назвать существующие функции и охарактеризовать каждую.

    1. Особенности морали и концепции происхождения морали.

    Почему человек не может обойтись без морали?

    Теории происхождения морали: натуралистические и метафизические концепции.

    Типы учений в соответствии с трактовкой морального идеала: гедонистические, утилитаристские, перфекционистские и гуманистические учения.

    Две самостоятельные сферы морали: моральное сознание и нравственная практика. Понятие моральной нормы. Раскрыть их особенности, выявить суть.

    1. Категории этики.

    Что такое этические категории? Дать определения основным этическим категориям: добро и зло, справедливость, долг, совесть, стыд, вина, свобода.

    Список литературы:

    1. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
    2. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
    3. Горелов А.А., Горелова Т. А. Этика: учебное пособие. – М., 2006. – 416 с.
    4. Губин В.Д. Основы этики: Учебное пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, Инфра-М, 2008. – 224 с.
    5. Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – М.: ТетраСистемс, 2008. – 144 с.
    6. Канке В. А.Современная этика. Учебник. Издание: 4-е. — М.: Издательство: Омега-Л, 2011. — 394 с.
    7. Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — Москва: Академический Проект, 2006. — 624 с.

    Семинар 2. Этические учения Древнего Востока (брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство)

    1. Особенности формирования этико-философских учений Древней Индии.

    Время появление первых учений, периоды становления. Брахманизм как способ представления о мире: отношение к жизни и смерти. Дать определения и объяснить основные идеи Брахманизма: Брахма, Атман, Сансара, Карма. Как с помощью этих идей в Древней Индии описывали мироустройство? Каким образом эти идеи были связаны с социальным устройством в Древней Индии? Что такое Дхарма? В соответствии с этими понятиями раскройте смысл существования человека в Древней Индии. Какие правила поведения существовали для каждой касты. Каким образом можно осуществить свое предназначение, способы. Как Брахманизм повлиял на становление правил поведения в индийском обществе? Что дал Брахманизм для этики?

    10 стр., 4813 слов

    Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

    ... дея­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ... «здоровьем» в преобладающем количе­стве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсаль­ную способность ...

    1. Будда и Буддизм.

    Что означает Буддизм? Кто такой Будда?

    Легенда о царевиче Сиддхартхе Гаутаме, основателе Буддизма. Назвать и объяснить основные положения Буддизма: четыре благородные истины, нирвана, срединный путь. Основной смысл жизни в Буддизме и способы его достижения. По каким правилам должен вести себя буддист, чтобы осуществить свое предназначение? В чем их смысл?

    Сравнительная характеристика Буддизма и Брахманизма.

    Как Буддизм повлиял на нравственно-этическую сторону человека? Буддизм сегодня: современные направления. Считаете ли вы актуальными идеи Буддизма для современного общества?

    1. Особенности формирования этико-философских учений Древнего Китая.
      1. Лао-цзы и Даосизм.

    Легенда о Лао-цзы.

    Концепция «Дао» как основа мировоззрения даосов. Что в Древнем Китае понимали под термином «Дао»? Основываясь на определениях Дао, сформулируйте основной смысл жизни человека в Даосизме. Каким образом человек должен строить свою жизнь?

    Что такое Дэ? Раскройте взаимосвязь Дао и Дэ. Нравственные аспекты принципа «у-вэй», что это такое? Раскройте через принцип «у-вэй» и принцип «естественности» смысл жизни даосов, приведите примеры. В чем заключается нравственный идеал Даосизма?

    1. Конфуций и Конфуцианство.

    Жизнь Конфуция. Кем был он был и чем знаменит этот человек?

    Какого представление Конфуция о мире? В чем он видит специфику человеческой жизни или к чему человек должен стремится?

    Понятия «благородный муж» и «низкий человек». Пять добродетелей благородного мужа: «жень», «ли», «и», «цзы», «сяо». Что это за добродетели и что они обозначают? Какой смысл вкладывал Конфуций в каждую из их? На вопрос своего ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Конфуций ответил: «Это слово – взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе». Что это означает? В чем заключается Конфуцианская почтительность? Раскройте конфуцианское высказывание: «семья – это малое государство, а государство – это большая семья».

    Чем Конфуцианство кардинально отличается от Даосизма? Актуальны ли Конфуцианские правила поведения для современного общества? Аргументируйте ответ.

    Список литературы:

    1. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
    2. Дхаммапада / Пер. с пали В. Н. Топорова. – М., 1960.
    3. Канке В. А.Современная этика. Учебник. Издание: 4-е. — М.: Издательство: Омега-Л, 2011. — 394 с.
    4. Конфуций. Лунь юй // Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2 т. – М., 1972.
    5. Лао-цзы. Дао дэ цзин.// Дао: Собр. Текстов. – М., Харьк., 1999.
    6. Этика: Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496 с.

    Семинар 3. Античная этика: этические учения софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, этические учения эпохи эллинизма

    1. Этический релятивизм софистов.

    4 стр., 1860 слов

    Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

    ... родители, стремятся походить не на близких им взрослых людей, а на своих сверстников- Пытаясь противопоставить, например, музыкальную ... воспитания. Он постоянно творит себя. Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» ... утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни школы. Эта причудливая взаимосвязь технологии, отношений и личности ...

    Кто такие софисты? Каковы были воззрения на природу и культуру у софистов? Раскройте смысл следующего выражения: «Человек есть мера всех вещей». Что софисты говорили о человеке, о его цели и смысле жизни? Софисты о морали и моральных ценностях, особенности этики. Что такое принцип релятивизма и как он проявляется? Объясните этот принцип на примерах. К чему в итоге привел этический релятивизм софистов?

    2. Этический рационализм Сократа.

    В чем Сократ был не согласен с софистами? Отношение Сократа к моральным ценностям. Почему, по мнению Сократа, релятивизм софистов губителен для общества?

    Каким для Сократа представляется человек, какими наделен особенностями? Что для Сократа является добродетелью? Что благом?

    Какова для Сократа цель человеческой жизни?

    3. Этический идеализм и социальная этика Платона.

    Какие изменения претерпевают нравственные ценности в этике Платона?

    Основа философии Платона: «мир идей» и «мир вещей». Что Платон понимает под этими терминами? Что такое платоновские «идеи» и какие они бывают? Приведите примеры.

    Как связаны у Платона идеи и душа человека? Учение о душе. Какой образ жизни должен вести человек?

    Учение Платона о государстве. Как Платон описывает социальное устройство общества, опишите идеальное государство с точки зрения Платона?

    4. Аристотель и создание этики как специфической отрасли философского знания.

    Основное отличия этики Аристотеля от этики Платона. Что под этикой

    понимал Аристотель?

    Учение о высшем благе. Что Аристотель понимает под высшим благом? Учение о добродетели. Принцип «золотой середины». Как Аристотель определяет добродетель? Приведите примеры этих добродетелей

    Каков, по мнению Аристотеля, смысл жизни человека? Объяснить каким образом человек достигает цели в жизни.

    5. Индивидуальная этика личного счастья. Этические учения эпохи эллинизма.

    Эпикуреизм. Если античная традиция противопоставляла человека как разумное существо природе, то, как рассматривает человека Эпикур? Культура удовольствия и борьба с иллюзиями.

    Стоицизм. Предопределенность всего сущего. Чем, по мнению стоиков, глупец отличается от мудреца? Как стоики стремились обосновать внутреннюю свободу человека?

    Идея свободы как господства над самим собой. Борьба аффектов.

    3 стр., 1118 слов

    Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека

    ... переписки, правила оформления корреспонденции 32 1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека» Объект дисциплины «Этика и психология делового человека» – идеальная психическая реальность. Речь идет, прежде ... и энер-гии. Сверх-Я отвечает за соблюдение норм моральной и культурной жизни. К его проявлениям относятся совесть, чувство вины и пр. В практике делового ...

    Значение стоицизма и эпикурейства в жизни современного человека.

    Список литературы:

    1. Аристотель. Никомахова этика (1) // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1984. С. 54 – 77, 281 – 283.
    2. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
    3. Гусейнов А.А. Античная этика / А.А. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003. – 270 с.
    4. Гусейнов А.А, Апресян Р. Г. Этика. – М.: Гардарики, 2006. – 472 с.
    5. Дубко Е. Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
    6. Платон. Собр. соч. в 4 т. – М.: Мысль, 1990.

    Семинар 4. Особенности становления и развития религиозной этики: Ветхий Завет, Новый Завет, Ислам

    1. Становление религиозной этики.

    Дайте характеристику религиозной этики. Что является ядром религиозной этики? Чем она отличается от этики античности? Как трансформируется мораль и нравственность, какими особенностями наделяется?

    1. Моисей и иудаизм. Этика Ветхого Завета.

    Моисей как первый законодатель и учитель человечества. Жизнь и миссия Моисея. В чем был смысл жизни Моисея? Закон Моисея («десять заповедей») как первый моральный кодекс цивилизации. Раскройте смысл и назначение «десяти заповедей». Перечислите и раскройте заповеди, полученные Моисеем. Что, по вашему мнению, означает каждая заповедь и какую сферу жизни человека она затрагивает?

    «Я, Господь, Бог твой… да и не будет у тебя других богов. Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им, не служи им. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… Помни день субботний, чтобы святить его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его – ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20, 1-17).

    Выделите основные особенности Декалога. Кто в Ветхом Завете понимается под «ближним»? Отсюда покажите особенность применения этих правил в жизни. По какому принципу происходит регулирование поведения в еврейском обществе того времени?

    Договор между Яхве и израильским народом. Почему именно евреи считаются избранным народом, в чем заключается их избранность?

    Идея справедливости и идея милосердия. В чем заключается милосердие карающего Бога Яхве?

    Какое влияние на общество в целом оказала этика Ветхого Завета?

    1. Иисус Христос и христианство. Этика Нового Завета.

    Рождение, жизненный путь и миссия Иисуса Христа. На какие условные этапы можно разделить его жизнь? Попытайтесь объяснить скрытый смысл некоторых его слов и поступков в определенных ситуациях (приведите примеры из жизни Иисуса самостоятельно).

    10 стр., 4605 слов

    Принципы этической жизни: нигилизм

    ... выжить в быстро меняющихся условиях жизни. Перед современной этической наукой возникают вопросы, неизвестные ей ... (постмодерн) была признана самим Лиотаром. Провозглашенный Ницше нигилизм характеризует специфику постмодернистской философии, которая, по ... отмечает Йонас, антропоцентичная направленность, характеризующий классическую этику, сохраняется, «поскольку определяющей точкой отсчета, превращает ...

    Заповеди Нового Завета; в какой форме они сформулированы Иисусом Христом? Прочтите и осмыслите 5-ю главу Евангелие от Матфея. Ответьте на следующие вопросы по тексту: кто такие блаженные? Что Иисус стремится передать людям? Раскройте смысл его высказываний? Что вы думаете о сказанном? Выскажите свою точку зрения.

    Назовите основные идеи, которые проповедует Иисус. Христианское представление о Боге. Каким Бог предстает у Иисуса Христа? На каком примере Иисус объясняет своим ученикам, как следует понимать Бога?

    Этика любви. Что отличает истинную христианскую любовь от любви ложной? Признаки христианской любви: любовь смиренна, любовь деятельна, любовь бескорыстна, любовь к врагу. Раскройте каждый признак, как Иисус Христос объясняет эти признаки своим ученикам, на каких примерах? Назвать примеры, объяснить их смысл.

    В чем состоял конфликт Иисуса с фарисеями и книжниками? Декалог и Нагорная проповедь: от соблюдения внешнего закона, до внутреннего состояния души. Как соотносится между собой Декалог Моисея и Нагорная проповедь Иисуса Христа? Выполните сравнительную характеристику идей Ветхого и Нового заветов. Различие в представлениях о Боге, какова добродетель Ветхозаветного Яхве и христианского Бога?

    Какое влияние должна была оказать этика Нового Завета на общество в целом и на человека в частности?

    4. Мухаммед и этика Ислама.

    Пророк Мухаммед как основатель религии ислам. Жизнь и деятельность Мухаммеда. Как Мухаммед пришел к своему учению? Каковы его заслуги перед арабским народом?

    Как переводится с арабского языка «ислам»? В чем суть религии Ислам? Назовите основные идеи, касающиеся отношения человека и Богом. В чем заключается отличие от христианства в трактовке отношения человека и Бога?

    Этика Ислама. Что значит верить в Бога для мусульман? Каким образом соотносятся вера и образ жизни? Устои правоверного мусульманина: каким правилам должен соответствовать человек, чтобы быть правоверным мусульманином?

    Какие существуют моральные заповеди у мусульман? Назовите и раскройте суть пяти столпов ислама. В чем заключается этическое своеобразие ислама? Какие существуют нормы мусульманской этики и есть ли в них исключения? Назовите основные отличия исламской этики от этики христианства.

    Список литературы:

    1. Библия. Второзаконие. Исход.
    2. Библия. Евангелия – от Матфея, от Марка, от Луки, От Иоанна.
    3. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
    4. Дубко Е. Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
    5. Завалько Г.А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии / Г.А. Завалько. – М.: КомКнига, 2006. – 216 с.
    6. Коран: 2 –168, 216, 6 – 152 – 155; 9 – 11, 31, 60; 70 – 19 – 31; 74 – 44 – 48; 96 – 1 – 8.

    Семинар 5. Этические учения эпохи Средневековья

    1. Особенности средневековой европейской этики.

    Каковы хронологические рамки этой эпохи? Назовите основные характеристики этого периода. Поразмышляйте над вопросом: каковы причины того, что церковь стала доминировать во всех сферах жизни общества?

    10 стр., 4823 слов

    Этика как учение о морали и нравственности

    ... видами человеческой деятельности. Можно сказать, что мораль — это практика человеческой жизни, а этика — это теория морали. Главным предметом этики являются не только моральные законы ... сочинений Аристотеля, посвященных проблемам нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано на основе слова «этос» обозначавшего ...

    Специфические черты средневековой этики: теоцентричность, ретроспективность, традиционность, догматизм. Что означает каждая их них?

    1. Этапы развития средневековой этики.

    Охарактеризуйте два главных этапа развития этики средневековья: этап патристики и этап схоластики. От каких слов образованы названия этапов и почему? Продолжительность каждого этапа? Назвать основных представителей. Дайте подробную характеристику представленных этапов. В чем заключался главный смысл, и какие вопросы решали представители каждого этапа?

    1. Этические принципы монашеских и рыцарских средневековых орденов.

    Какие существовали монашеские и рыцарские ордена? Раскройте морально-этические принципы некоторых из них. В чем смысл такого объединения людей?

    В качестве вывода ответьте на следующие вопросы: в чем заключался смысл человеческой жизни в эпоху средневековья? Какие можно выделить моральные нормы поведения для людей этой эпохи? Что являлось ценностью, а что обесценивалось в эту эпоху?

    Список литературы:

    1. Аврелий Августин. Исповедь. – СПб., 1999. – 394 с.
    2. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
    3. Дубко Е. Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
    4. Завалько Г.А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии / Г.А. Завалько. – М.: КомКнига, 2006. – 216 с.
    5. Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – М.: ТетраСистемс, 2008. – 144 с.

    Семинар 6. Этические воззрения эпохи Возрождения и Реформации. Этика Нового времени

    1. Гуманизм этики эпохи Возрождения.

    Дайте характеристику данной эпохи, что означает Возрождение? Что возрождается в эту эпоху? Что происходит с представлением о человеке в эту эпоху? Каким термином характеризуется данная эпоха? Раскройте смысл.

    Что означает появившаяся в эпоху Возрождения формула: Человек – Творец – Бог. Дайте характеристику человека исходя из представленной формулы.

    Раскройте содержание «гуманизма» эпохи Возрождения, что такое гуманизм и как вы его понимаете? В чем существенное различие гуманизма и гуманности? В противовес средневековому аскетизму с его представлением о том, что земная жизнь не имеет самостоятельной ценности и есть лишь подготовка к вечной небесной жизни, какую идею отстаивают гуманисты эпохи Возрождения? Согласны ли Вы с Лоренцо Валла в том, что не существует безнравственных наслаждений? И почему?

    1. Этические воззрения эпохи Реформации.

    Что такое Реформация? Какие цели преследовала Реформация, и что в итоге получилось? Идейный вдохновитель Реформации Мартин Лютер Кинг, какую роль он сыграл в становлении нового направления в христианстве – протестантизма? Раскройте суть протестантского преломления христианства. Что отвергает, а что принимает протестантство? Как необходимо делать человеку, чтобы спасти свою душу?

    В качестве вывода, осмыслите антропологический проект эпохи Возрождения и Реформации. В чем его принципиальное отличие от античного и средневекового проектов?

    1. Этические учения Нового времени.

    Дайте характеристику эпохе Нового времени, что происходит в эту эпоху? Как трансформируется этика? Каким образом в Новое время трактуется мораль и почему? Объясните свой ответ.

    Далее вам предлагается к семинарскому занятию подготовить доклад о представителях Нового времени. Темы докладов:

    — Р. Декарт и «предварительная мораль».

    — Ф. Бэкон и этика утилитаризма.

    — Этика личности Б. Спинозы.

    — Теория общественного договора Т. Гоббса.

    В докладе должны быть освещены основные идеи. В заключении самостоятельно на основе найденного материала сделайте вывод смысле жизни человека.

    Список литературы:

    1. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
    2. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
    3. Гусейнов А.А, Апресян Р. Г. Этика. – М.: Гардарики, 2006. – 472 с.
    4. Дубко Е. Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
    5. Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – М.: ТетраСистемс, 2008. – 144 с.
    6. Этика: Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496 с.

    Семинар 7. Классический период в развитии этических учений: этика долга и. Канта

    1. Этика долга и категорический императив И. Канта.

    Какими специфическими свойствами наделяет мораль Кант? Покажите автономность и независимость морали у Канта от других сфер бытия.

    Какие три основных вопроса философии формулирует Кант? Какие из сфер человеческого бытия отвечают на эти вопросы?

    Дайте определение кантовским понятиям: теоретический и практический разум.

    Что такое императив? Два вида императивов: гипотетический и категорический императивы. Категорический императив и его основные формулировки. Объясните как императивы выделенные Кантом влияют на жизнь человека, приведите примеры.

    Что, по мнению Канта способно поднять человека над самим собой и привести его к независимости от природного механизма?

    Список литературы:

    1. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
    2. Дубко Е. Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
    3. Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – М.: ТетраСистемс, 2008. – 144 с.
    4. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (Ч. 1).
    5. Кант И. Критика практического разума // там же.
    6. Радугин А.А. Этика: Учебное пособие / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003. – 224 с.

    Семинар 8. Неклассический период в развитии этических учений: этика а. Шопенгауэра и ф. Ницше.

    1. Этика А. Шопенгауэра.

    В каких двух ипостасях обнаруживается мир по отношению к человеку? Почему Шопенгауэр называет человека «рабом воли»?

    Вскройте пессимизм шопенгауэровского учения. Согласны ли Вы с Шопенгауэром, что если самого закоренелого оптимиста провести по больницам, тюрьмам, застенкам, через поля битв и места казни, если открыть перед ним все темные обители нищеты, то от его оптимизма, скорее всего, не останется и следа?

    Вся жизнь – это сплошные разочарования и страдания? Прав ли Шопенгауэр, утверждая, что жизнь есть нечто такое, что надо отстрадать?

    Страдание и сострадание как единственная основа нравственности. Раскройте шопенгауэровский принцип этики: «никому не вреди и вдобавок помогай всем, сколько сможешь». Противоположность морали человеколюбия и воли к жизни.

    3. Ф. Ницше и антихристианская мораль.

    Единство жизни и философии Ф. Ницше. Развитие идей Шопенгауэра во взглядах Ф. Ницше, их отличия.

    Двойственная природы человеческой культуры (противоположность аполлоновского и дионисийского начал).

    Ницше Ф. К генеалогии морали. Истоки недоверия Ф. Ницше к морали.

    Раскройте два типа морали: « мораль господ» («аристократическую») и «мораль рабов» («стадную мораль»).

    Понятие «рессентимента» в философии Ф. Ницше. Морализаторство и «восстание рабов». Почему, по мнению Ницше, «стадная мораль» обедняет человеческий опыт?

    Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству.

    Раскройте христианскую морализирующую идеологию как инструмент навязывания и оправдания воли к власти наиболее слабых.

    Прокомментируйте следующие высказывания Ницше: «Слабые и неудачники должны погибнуть … Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – христианство».

    Почему сострадание противоречит закону развития? Христианин – проявление слабости или доброты? Ницше пишет, что верующий принадлежит не себе, так ли это?

    Проанализируйте следующие высказывания Ницше: «Слово «христианство» есть недоразумение, — в сущности, был только один христианин, и он умер на кресте. «Евангелие» умерло на кресте». «На самом деле вовсе не было христиан. «Христианин», то, что в течение двух тысячелетий называется христианином, есть психологическое самонедоразумение».

    Раскройте сущность нигилизма? В чем суть «переоценки ценностей»?

    Ницше Ф. Так говорил Заратустра.Концепция сверхчеловека Ницше.

    Прокомментируйте следующие высказывания Ф. Ницше:

    «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

    «Человек должен становиться все лучше и злее – так учу я. Самое злое нужно для блага сверхчеловека».

    «Жить значит постоянно отталкивать от себя нечто, что собирается умереть; жить значит быть жестоким и неумолимым ко всему, что слабо и старо в нас».

    «Воля к власти как принцип сверхчеловека. Можно ли говорить о «сверхчеловеческой» морали? Раскройте смысл выражения «по ту сторону добра и зла».

    Список литературы:

    1. Дубко Е. Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
    2. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. – М.; Харьков, 1999. С. 971 – 1041.
    3. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. – М.; Харьков, 1999. С. 749 – 882.
    4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. – М.; Харьков, 1999. С. 295 – 556.
    5. Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1997. С. 278-295.

    Семинар 9. Этические учения начала хх века: этика экзистенциализма и психоанализа

    1. Этика экзистенциализма.

    Какие происходят изменения в начале 20-го века в сознании человека и что способствовало этому изменению? Каков характер этих изменений? Покажите трагедию разума начала XX века, который в отсутствии веры не смог найти потерянный смысл жизни.

    Дайте общую характеристику этики экзистенциализма. Что такое «экзистенция»? Что такое «экзистенциалы»? Почему проблема переживания смерти является ключевой для экзистенциализма? Поясните свой ответ.

    Ж. – П. Сартр о человеке и свободе.

    Раскройте основной тезис Сартра: «существование предшествует сущности. Человек есть не что иное, как проект самого себя». Как с этим связано понятие свободы? Чем является свобода по Сартру? Как соотносится свобода и ответственность? Почему Сартр говорит, что человек осужден быть свободным и старается «уйти» от свободы? При каких обстоятельствах по Сартру человек становиться абсолютно свободным?

    А. Камю абсурдность жизни и бунт.

    Идея абсурдности бытия и осознание бессмысленности существования у А. Камю: «абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем». Прокомментируйте слова А. Камю из его «Мифа о Сизифе»: «Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема: это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой или не стоит, – это ответить на основной вопрос философии».

    Какие задачи ставит перед человеком А. Камю? Как человек должен существовать в этом абсурдном и бессмысленном мире? Подробно раскройте позицию А. Камю в этом вопросе, через понятия: самоубийство, бунт, свобода. На примере Сизифа, осужденного на вечные муки, покажите как «абсурдный человек» А.Камю, поднимая бунт против бессмысленности и иррациональности мира, сознательно и свободно выбирает свою судьбу.

    2. Этика психоанализа.

    Осмыслите открытие 3. Фрейдом бессознательного как основы человеческой активности и разрушение традиционно философского образа человека как разумного существа. Что из себя представляет бессознательное? Дайте подробную характеристику этому термину. Каким образом З. Фрейд трактует человека исходя из своих убеждений? Какова истинная сущность человека для Фрейда?

    Топологическая модель психики: Ид, Эго, Супер-Эго. Дайте подробную характеристику этой модели. Этические выводы из топологии психики Фрейда. Разрешение вопроса о возникновении Супер-Эго. Складывание системы первоначальных нравственных запретов — табу. Репрессивно-ограничивающая роль моральных норм по отношению к изначальным воображаемым сексуальным и агрессивным побуждениям.

    В чем Фрейд видит фундаментальный конфликт между человеком и обществом.

    Список литературы:

    1. Дубко Е. Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
    2. Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М., 1990. С.24 – 100.
    3. Канке В.А. Этика ответственности: Теория морали будущего / В.А. Канке. – М.: Логос, 2003. – 400 с.
    4. Сартр Ж. П. Стена: Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1992. С. 177 – 194.
    5. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989. С. 319 – 344.
    6. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. – М., 1989. С. 112 – 132.

    Семинар 10. Современная этика и ее разделы. Медицинская этика и биоэтика

    1. Особенности современной этики.

    Чем характеризуется современная этика, какие вопросы решает? В чем отличие современной этики от этики Древнего мира? Что такое «открытая моральная проблема»? Признаки открытых моральных проблем.

    2. Медицинская этика.

    Что такое медицинская этика? Особенности взаимоотношений врача и пациента. Каким образом строятся отношения врача и пациента и какую роль играет здесь этика?

    Исторически сложившиеся модели отношений врача и пациента: модель Гиппократа, модель Парацельса, деонтологическая модель. Современные модели отношений врача и пациента: модель «технического» типа, модель «сакрального» типа.

    3. Возникновение биоэтики.

    Что такое биоэтика? Найти и представить существующие определения биоэтики, на их основе показать различия между биоэтикой и медицинской этикой.

    Назвать основные причины возникновения биоэтики. Почему современной медицине перестало хватать медицинской этики, т.е. регуляции взаимоотношений на уровне «врач-пациент»? Какие проблемные вопросы возникли перед врачом и почему он не в состоянии ответить на них самостоятельно?

    Основные направления исследования биоэтики: эвтаназия, трансплантация органов, аборты, генная инженерия, клонирование, искусственное оплодотворение и суррогатное материнство.

    Далее вам предлагается к семинарскому занятию подготовить доклады на тему (в докладе обязательно должны быть приведены аргументы «за» и «против»):

    • Этические проблемы эвтаназии.
    • Этические проблемы аборта.
    • Этические проблемы «суррогатного материнства».
    • Этические проблемы клонирования.
    • Этические проблемы трансплантологии.
    • Этические проблемы генной инженерии.

    Список литературы:

    1. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 416 с.
    2. Канке В. А.Современная этика. Учебник. Издание: 4-е. — М.: Издательство: Омега-Л, 2011. — 394 с.
    3. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества / А.В. Назарчук. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. – 382 с.
    4. Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие / Е.С. Протанская. – СПб.: Алетейя, 2003. – 288 с.
    5. Яровинский М.Я. Медицинская этика (Биоэтика): Учебное пособие / М.Я. Яровинский. – М.: Медицина, 2006. – 448 с.

    Семинар 11. Этика и государство: проблема насилия и ненасилия, смертная казнь.

    1. Понятие насилия и ненасилия.

    Проблематика в определении этического статуса насилия. Два крайних подхода в понимании насилия: абсолютистский (широкий) и прагматический (узкий).

    Подробно раскройте, что понимается под насилием в каждом из этих подходов.

    Насилие как одна из разновидностей властно-волевых отношений. Дайте определение власти. Как связаны между собой власть и насилие?

    Какие существуют способы ответа на враждебные, насильственные формы поведения? Ненасилие как один из способов ответа. В чем суть ненасильственного поведения? Обозначить минусы и плюсы каждого.

    Насилие и государство. Раскройте основные признаки отношения государства к насилию.

    2. Этические проблемы сметной казни.

    Дайте определение смертной казни. Смертная казнь как исключительная мера наказания. Историческая практика применения смертной казни и тенденции ее изменения. Эволюция отношения к смертной казни.

    Приведите этические аргументы в пользу смертной казни. Приведите этические аргументы против смертной казни. Проанализировав все «за» и «против» смертной казни, ответьте на следующие вопросы, аргументируйте свой ответ:

    Является ли наличие или отсутствие смертной казни причиной, статистически значимо влияющей на состояние соответствующих видов преступлений? Способствует ли смертная казнь уменьшению тех преступлений, за которые выносится соответствующий приговор? Можно ли смертную казнь считать эквивалентной убийству и видеть в ней осуществление равного возмездия? Можно ли считать смертную казнь более гуманной формой обхождения с преступником, чем пожизненное заключение?

    Почему критики смертной казни считали ее большим злом, чем разбойные, бытовые или иные убийства человека человеком?

    Список литературы:

    1. Гребенник Г.П. Проблема соотношения морали и политики / Г.П. Гребенник. – М.: Астропринт, 2007. – 616 с.
    2. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 416 с.
    3. Канке В. А.Современная этика. Учебник. Издание: 4-е. — М.: Издательство: Омега-Л, 2011. — 394 с.
    4. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества / А.В. Назарчук. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. – 382 с.

    Темы для самостоятельной научно-исследовательской работы студентов

      1. Понятие морали и теории происхождения морали.
      2. Этика Древней Индии: отношение к жизни и смерти.
      3. Этика Древнего Китая: отношение к обществу.
      4. Этика Ветхого Завета.
      5. Этика Нового Завета.
      6. Этика ислама.
      7. Категорический императив И. Канта.
      8. Этика сострадания А. Шопенгауэра.
      9. Ф. Ницше и антихристианская мораль.
      10. Гуманистическая этика Э. Фромма.
      11. Этика экзистенциализма. Ж. – П. Сартр о человеке и свободе.
      12. Этика экзистенциализма. А. Камю абсурдность жизни и бунт.
      13. Этика психоанализа.
      14. Возникновение медицинской этики и биоэтики. Этические проблемы эвтаназии.
      15. Этические проблемы клонирования, трансплантологии.
      16. Этика и государство: смертная казнь, этика войны, терроризм.

      1. Перечень типовых вопросов к экзамену (зачету) по курсу «этика»

      1. Этика, ее предмет, виды, структура.Этимологическое содержание терминов «этика», «мораль», «нравствен­ность», история их становления. Назначение этики. Место этики в системе философского знания.

      2. Особенности морали.Концепции происхожде­ния морали. Категории этики (Соотношение Добра и Зла, Справедли­вость, Совесть и т. п.).
      3. Этика Древней Индии.Особенности формирования отношений между людьми в Брахманизме. Раскрыть основные идеи и смысл жизни Брахманизма.
      4. Этика буддизма.Царевич Сиддхартха Гаутама и жизненный путь Будды. Четыре «благородные истины», «срединный путь», восемь принципов «срединного пути», понятие «нирвана». В чем смысл буддийского идеала преодоления желаний и отрешения от материального мира.
      5. Этика даосизма.Легенда о Лао-цзы. Метафизические основания концеп­ции «Дао» («Пути»), смысл силы «Дэ». Нравственные аспекты «у-вэй» (недеяния) и принцип «естественности» в жизни. Идеал даосского муд­реца.
      6. Этическое учение конфуцианства. Мудрый учитель Кун. Представление о мире как гармоничном начале. Понятия «благородный муж» и «низкий человек». Пять добродетелей «благородного мужа» раскрыть смысл ка­ждой.
      7. Этический релятивизм софистов.Что софисты понимают под благом, доб­родетелью и смыслом жизни.
      8. Этический рационализм Сократа.Что Сократ понимает под благом, добро­детелью и смыслом жизни.
      9. Этический идеализм Платона.Что Платон понимает под благом, доброде­телью и смыслом жизни.
      10. Этика Аристотеля.Учение о Высшем благе. Что Аристотель понимает под благом, добродетелью и смыслом жизни.
      11. Этические воззрения эпохи эллинизма.Эпикуреизм и стоицизм. Что каж­дое из направлений понимает под благом, добродетелью и смыслом жизни.
      12. Особенности религиозной этики: этика Ветхого Завета.Жизнь и миссия Моисея. Закон Моисея как первый моральный кодекс цивилизации.
      13. Особенности религиозной этики: этика Нового Завета.Жизнь и миссия Иисуса Христа. Основные идеи в проповедях Христа и их смысл. На­горная проповедь Иисуса Христа как нравственное состояние души.
      14. Особенности религиозной этики: Мухаммед и этика Ислама.Жизнь и мис­сия Мухаммеда. Религиозные идеи Ислама. Устои правоверного му­сульманина. Пять столпов ислама (моральных заповедей).
      15. Этика эпохи Средневековья. Теоцентричность, ретроспективность, традиционность, догматизм. Этапы развития средневековой этики: патристика и схоластика.
      16. Этика эпохи Возрождения и Реформации. Раскройте этические идеи данных эпох: гуманизм, антропоцентризм, личность. Антропологический проект эпохи Возрождения и Реформации.
      17. Этические учения Нового времени. Трансформация этики и новое понимание морали. Основные представители эпохи Нового времени и их идеи.
      18. Этика долга и категорический императив И. Канта. Три основных вопроса философии. Теоретический и практический разум, понятие императива, Два вида императивов: гипотетический и категорический.
      19. Этика в «философии жизни» Ф. Ницше. «Переоценка всех ценностей», критика христианской морали, идея о «сверхчеловеке».
      20. Этические учения начала ХХ века: этика экзистенциализма. Проблемы, рассматривающиеся в этом направлении. Представители экзистенциализма и их идеи.
      21. Этические учения начала ХХ века: этика психоанализа. Понятие бессознательного. Топологическая модель психики: Ид, Эго, Супер-Эго. Этические выводы из топологии психики Фрейда.
      22. Особенности современной этики. Понятие «открытой моральной проблемы». Этические проблемы современного общества.
      23. Медицинская этика. Особенности взаимоотношений врача и пациента, исторически сложившиеся модели отношений врача и пациента, современные модели отношений врача и пациента.
      24. Особенности биоэтики. Существующие определения биоэтики, основные причины возникновения биоэтики, задачи биоэтики. Основные направления исследований биоэтики.
      25. Этика государства: проблема насилия и ненасилия. Два подхода в понимании насилия. Способы ответа на враждебные, насильственные формы поведения. Основные признаки отношения государства к насилию.
      26. Этические проблемы сметной казни. Определение смертной казни. Эволюция отношения к смертной казни. Аргументы в пользу смертной казни. Аргументы против смертной казни.

      Оглавление

      ВВЕДЕНИЕ 3

      ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ 3

      ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 5

      СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И СПРАВОЧНЫХ ИЗДАНИЙ 5

      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ 7

      ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 20

      ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО КУРСУ «ЭТИКА» 21

      Позиция №

      в плане издания

      учебной литературы

      МГУ на 2011 г.

      Рецензенты:

      Т. М. Сакутина, к. ф. н., профессор

      М. В. Казмирук, к. ф. н., доцент

      Составили Артур Артурович Эльдарион, Ольга Владимировна Белоусова методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по курсу «этика»

      Печатается в авторской редакции

      1,4 уч.- изд. л. Формат 60 х 84/16

      Тираж 100 экз. Заказ №

      Отпечатано в типографии ИПК МГУ им. адм. Г. И. Невельского

      Владивосток, 59, ул. Верхнепортовая, 50а

      26