В переводе с греческого педагогика означает

А) повторение

B) воспроизведение

С) управление

Д) закрепление

Е) детовождение

 

Развитие педагогики как науки определяет

А) необходимость передачи социального опыта

В) управление работой педагогов-практиков

С) уровень научно-технического прогресса

D) наследие предшествующих цивилизаций

Е)повышение роли личности в общественной жизни

 

Задачи педагогической науки

А) изучение способностей учащихся

В) контроль и оценка знаний учащихся

С) сотрудничество учителя с родителями

D) вскрытие закономерностей обучения и воспитания

Е) формирование детского коллектива

 

Система педагогических наук включает

А) межнаучные коммуникации философии и психологии

В) принципы обучения и воспитания

С) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых

D) результаты социологических исследований

Е) систему методов педагогического исследования

 

Объектом педагогики является

А) психологические особенности личности

В) методы педагогического исследования

С) педагогический процесс

D) учение о принципах построения теории

Е) междисциплинарные связи человекознания

 

Перед общей педагогикой ставятся задачи

А) изучение проблем миграции населения

В) анализ зарубежного педагогического опыта

С) исследование закономерностей восприятия

D) освещение истории развития педагогических теории

Е) воспитание, обучение подрастающего поколения

 

8. Анкетирование – это

А) средство воспитания личности в коллективе

В) наблюдение за поведением детей на экскурсии

С) активизация познавательной деятельности учащихся

D) прием обучения использованный учителем

Е) метод массового сбора материала при помощи опросников

 

Методы педагогического исследования это

А) способы усвоения новых знаний

В) способы закрепления изученного материала

С) способы решения проблемных задач

D) способы формирования личностных качеств

21 стр., 10265 слов

Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения ...

... работы является изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет. Предметом данной курсовой работы являются психолого-педагогические условия эффективности обучения. Объектом - дети шести ... воспитание и развитие детей, которому в учебном пособии уделяется значительное внимание. Как развивать, воспитывать и обучать детей шестилетнего возраста? Исследованием ...

Е) способы познания объективной реальности

 

Необходимость передачи социального опыта возникла

А) одновременно с появлением общества

В) с появлением технических средств обучения

С) в ходе разработки содержания образования

D) с развитием педагогики как науки

Е) в результате создания классно-урочной системы

 

 

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. – СПб: Питер, 2009

2. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008

3. История педагогики.: Учебное пособие для педагогических университетов в 2-х частях/ Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997

4. История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия.\ Сост.

Мчелидзе, Лебеденко, Гребенщикова.- М.: «Просвещение», 1974.

5. История дошкольной педагогики в России. Хретсоматия.\ Сост. Мчелидзе, Лебеденко, Гребенщикова. — М.: «Просвещение», 1974.

Тема 3. Педагогический процесс

Основные понятия:

Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта. С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе взаимодействия старшего с младшим. Это взаимодействие получило название педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.

Задание 1.

Изучите тему«Педагогический процесс» по предложенной литературе, заполните таблицу 6.

                         

Таблица 6.

Педагогический процесс

Автор Определение понятия Функции педагогического процесса Закономерности педагогического процесса Этапы педагогического процесса
Ю.К. Бабанский            
П.И.Пидкасистый          
Ш.А.Амонашвили          

 

Вывод: (В выводе отметьте общие и специфические представления авторов о педагогическом процессе)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1995.

2. Педагогика. / Под ред. Ю.Ш. Бабанского.- М., 1988.

3. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1996.

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб.для высш.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», 2003

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб.для высш.учеб.заведений: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004

6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие для студентов педколледжей: – М.: ВЛАДОС, 2000

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: «Академия», 2002

 

 

Задание 2.

Проведите наблюдение за организацией педагогического процесса в детском саду. Составьте его модель.

Таблица 7

Цель педагогического процесса в ДОУ Задачи Условия Средства Формы организации Методы воспитания и обучения Результат
Всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста            

В выводе отметьте, какими характеристиками обладает педагогический процесс.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Для самопровекрки выполните тестовые задания:

Тестовые задания для самопроверки:

1. Подберите ключевое слово к содержанию понятий:

· Специально организованное взаимодействие старшего поколения с младшим, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение, называется …………………………………………………………………………………………

 

· Целенаправленный, систематический, специально организованный педагогический процесс, процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на формирование, у учащихся системы знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности называется …………………………………………………………………………………………

 

· Целенаправленный, систематический, специально организованный педагогический процесс, процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на формирование свойств и качеств личности, системы ценностей, принятых в обществе, называется …………………………………………………………………………………………

 

· Целенаправленный в специальный организованный систематический педагогический процесс (или результат), освоения определенных обществом уровней культурного наследия и связанный с ним уровень индивидуального развития называется ……………………………………………………….

 

2. Дополните понятия:

                   А) Объектом педагогики как науки является ……………………………………………………………………………………………………..

 

                   Б) Предметом педагогики как науки является ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Дополните понятия:

Задачами педагогики как науки являются:

А) разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования;

Б) обновление всех звеньев образования;

В) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, внедрение результатов исследования в практику;

Г) улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

Д) разработка государственных стандартов в области образования.

 

………………………………………………………………………………

2. Установите соответствие между понятием и его содержанием:

 

Принципы целостного педагогического процесса Сущность принципов
А) Принцип научности.   А) В основании принципа внесли существенный вклад Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков. Эффективность обучения и воспитания зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно оно усваивается.
Б) Принцип наглядности Б) Обучение и воспитание должно строиться на уровне возможностей учеников, без интеллектуальных, физических и материальных перегрузок. Вместе с тем содержание обучения и воспитания ни в коей мере не должно быть упрощенным, предельно элементарным. Содержание знаний для детей должно находиться в зоне их ближайшего развития, т.е. требовать от раздумий, мышления, но таких, которые они могут реально осуществить под руководством и при соответствующей помощи взрослого, учителя. Возрастной подход предусматривает, прежде всего, изучение уровня воспитанности и социальной зрелости детей. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложного внутреннего мира ребенка и анализа сложившегося у него опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование его личности.
В) Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. В) Реализуется прежде всего при разработке программ, учебных пособий, учебников. В соответствии с рассматриваемым в процессе обучения и воспитания надо формировать у детей не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающие существенные связи и зависимости в той или иной области действительности; развивать умения и навыки научного поиска. Этому поможет внедрение в педагогический процесс элементов проблемности, ТРИЗа, обеспечение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений и т.п.

А-_______________________Б-___________________________В-______________________

 

1. Выберите правильный ответ:

Педагогика-это наука о

А) подготовке учителя к работе в школе

В) способах научного познания

С) психологических особенностях личности

Д) физиологических закономерностях развития личности

Е) воспитании человека в современном обществе

 

2. Выберите правильный ответ:

В переводе с греческого педагогика означает

А) повторение

B) воспроизведение

С) управление

Д) закрепление

Е) детовождение

 

3.  Выберите правильный ответ:

Развитие педагогики как науки определяет

А) необходимость передачи социального опыта

В) управление работой педагогов-практиков

С) уровень научно-технического прогресса

D) наследие предшествующих цивилизаций

Е) повышение роли личности в общественной жизни

 

4. Выберите правильный ответ:

Задачи педагогической науки

А) изучение способностей учащихся

В) контроль и оценка знаний учащихся

С) сотрудничество учителя с родителями

D) вскрытие закономерностей обучения и воспитания

Е) формирование детского коллектива

 

5. Выберите правильный ответ:

Система педагогических наук включает

А) межнаучные коммуникации философии и психологии

В) принципы обучения и воспитания

С) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых

D) результаты социологических исследований

Е) систему методов педагогического исследования

 

6. Выберите правильный ответ:

 

Объектом педагогики является

А) психологические особенности личности

В) методы педагогического исследования

С) педагогический процесс

D) учение о принципах построения теории

Е) междисциплинарные связи человекознания

 

7. Выберите правильный ответ:

 

Перед общей педагогикой ставятся задачи

А) изучение проблем миграции населения

В) анализ зарубежного педагогического опыта

С) исследование закономерностей восприятия

D) освещение истории развития педагогических теории

Е) воспитание, обучение подрастающего поколения

 

8. Выберите правильный ответ:

Анкетирование – это

А) средство воспитания личности в коллективе

В) наблюдение за поведением детей на экскурсии

С) активизация познавательной деятельности учащихся

D) прием обучения использованный учителем

Е) метод массового сбора материала при помощи опросников

 

9. Выберите правильный ответ:

Методы педагогического исследования это

А) способы усвоения новых знаний

В) способы закрепления изученного материала

С) способы решения проблемных задач

D) способы формирования личностных качеств

Е) способы познания объективной реальности

 

10. Выберите правильный ответ:

Необходимость передачи социального опыта возникла

А) одновременно с появлением общества

В) с появлением технических средств обучения

С) в ходе разработки содержания образования

D) с развитием педагогики как науки

Е) в результате создания классно-урочной системы