Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Психолого-педагогическая практика

Дневник работы студента 2 курса

Уважаемый студент-практикант!

На втором курсе вы проходите психолого-педагогическую практику. Психолого-педагогическая практика — это важный этап профессиональной подготовки студентов, проводимый в рамках учебного процесса.

Согласно квалификационной характеристике выпускника, Вы должны быть подготовлены для работы в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской; организационно-воспитательной; преподавательской; коррекционно-развивающей; культурно-просветительской.

Целью психолого-педагогической практики является формирование Вашей мотивационной, познавательной и организационной готовности к педагогической деятельности.

Данная учебная практика носит также и исследовательский характер, потому что Вы не только знакомитесь с организацией учебно-воспитательного процесса в школе, но и проводите самостоятельные экспериментальные исследования. Получив исследовательские задания, Вы самостоятельно планируете, их выполнение и затем это реализуете во время практики. При проведении исследований Вы должны практически овладеть методами и приемами исследовательской деятельности.

Психолого-педагогическая практика проводится в виде «педагогической экспедиции».

“Педагогическая экспедиция” — это форма “погружения” студентов в школьный педагогический процесс, исследовательский проект, позволяющий выполнять специальные задания по группам. Она позволяет более эффективно ознакомиться с основными аспектами деятельности учителя-предметника и классного руководителя в реальной образовательной практике; апробировать разнообразные педагогические технологии (диагностика; проектирование); изучить особенности управления современным образовательным учреждением; формировать умения профессионального общения с учениками и учителями. Объектом Вашей исследовательской деятельности во время педагогической экспедиции является учебно-воспитательный процесс в школе.

Содержание практики на втором курсе соответствует содержанию модуля «Общая педагогика». Ряд заданий носит опережающий характер и предлагается с пропедевтической целью: накопить эмпирический материал, который Вы будете в дальнейшем использовать при изучении соответствующих тем (эти темы указаны в каждом задании).

6 стр., 2892 слов

Отчёт о результатах психолого-педагогической практики

... 14 Введение Психолого-педагогическая практика направлена на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной ... мультфильмов. 2.2. Основные работы и задания, выполняемые в процессе практики Во время психолого-педагогической практики я выполняла следующие работы и задания: Теоретическая часть (4 ...

В соответствии с этим задачами психолого-педагогической практики на втором курсе являются:

— формирование профессионального жизненного опыта студентов на основе соотнесения педагогической теории и массовой школьной практики;

— формирование начальных основ общепедагогических умений;

— дальнейшее развитие учебной деятельности студентов;

— первичное овладение будущими учителями методами и процедурами педагогического исследования (наблюдение, анкетирование, работа со школьной документацией и т.д.);

— сбор эмпирического материала для подготовки учебных педагогических проектов, выполнения выпускной квалификационной работы.

Психолого-педагогическая практика проводится в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. Этот этап проходит в форме подготовки кустановочной конференции. Установочная конференция является важной формой подготовки к предстоящей деятельности. Учитывая, по возможности, Ваши пожелания, преподаватель формирует группы по 3-5 человек, и каждая группа получает исследовательское задание.

Объектом Вашей деятельности на этом этапе будет являться обобщение и систематизация теоретического материала, и подготовка сообщений на установочную конференцию.

Выступления на установочной конференции должны носить проективный характер. В выступлениях на установочной конференции должно прозвучать:

-теоретическое обоснование проблемы исследования;

-четкий план Вашей исследовательской деятельности по полученным заданиям.

Установочная конференция проходит в первый день практики.

Когда Вы переступаете порог школы, для Вас начинается основной этапВашей деятельности. На втором курсе объектом Вашей деятельности на практике является изучение структуры управления школой, особенностей организации образовательного процесса, деятельности учителя. Данные задания будут носить обязательный характер.

Ваша деятельность будет носить экспериментальный характер. В процессе учебно-воспитательной практики вы должны осуществлять различные виды исследовательской деятельности: анализировать документацию, диагностировать учащихся, осуществлять наблюдения на уроках и внеклассных мероприятиях. С этой целью в рамках психолого-педагогической практики Вы будете выполнять различные виды заданий в групповой и индивидуальной формах.

Итоги вашей работы должны быть выражены в виде отчетов и проектов. Анализ Вашей деятельности, подготовка отчетных материалов и сообщений является объектом Вашей деятельности на заключительном этапе. Завершающей формой работы будетзаключительная конференция.

На заключительную конференцию Вы готовите по группам и индивидуально доклады аналитического характера, оригинальные по форме и содержанию. Заключительная конференция проводится на 6-ой день или спустя 10 дней после возвращения студентов из экспедиции. Конкретную дату и время проведения конференции определяет деканат по договоренности с преподавателем. Ваши выступления на заключительной конференции должны принципиально отличаться от сообщений на установочной конференции: они должны уже носить не теоретический характер, а быть обобщением приобретенного Вами на практике опыта.

4 стр., 1967 слов

Отчетная документации по практике. Практика по получению первичных ...

... основе анализа качества деятельности студента, оценки отчетной документации (дневника практики и приложений), выступления на педагогическом совете и итоговой конференции.     ... обучения ивоспитания детей дошкольного возраста по выбранным методикам; · обработка результатов психолого-педагогической диагностики; · обработка результатов диагностики; · оформление результатов диагностики; · ...

К конференции Вы должны тщательно подготовиться, отбирая лучшие материалы из своих отчетов, сделать фотомонтажи и презентации.

Ваша деятельность на практике оценивается по системе:

«зачтено»/«не зачтено».

Данный Дневник призван помочь организовать Вашу деятельность в процессе психолого-педагогической практики, и является своего рода зеркалом, отражающим всю деятельность студента в школе, и, вместе с тем, официальным отчетом и контрольным документом, по которому руководитель практики будет оценивать ее ход и результаты.

Дневник целесообразно использовать как при подготовке к практике, так и ежедневно во время ее прохождения, а также в дальнейшем, на практических занятиях по педагогике и на итоговом и государственных экзаменах по педагогике. Внимательно ознакомьтесь с содержанием Дневника – это поможет вам более четко и рационально спланировать свои действия.

Успеха Вам! Содержание психолого-педагогической практики

на 2-м курсе

  1. Подготовительный этап.

Подготовка к психолого-педагогической практике идет на протяжении всего Вашего обучения на занятиях по педагогике. Но, тем не менее, подготовительный этап очень важен и требует от вас целенаправленных усилий по подготовке к практике.

Психолого-педагогическая практика для Вас начнется с установочной конференции (это будет – 1-й день Вашей практики).

Установочная конференция очень важна для оптимальной организации последующей практики

На установочной конференции руководитель – преподаватель кафедры педагогики расскажет Вам о целях практики, содержании деятельности, видах и формах отчетности. Вы ознакомитесь также с техникой безопасности при прохождении практики.

В процессе подготовки к практике сформированы группы по 3-5 человек. Каждая группа получила исследовательское задание. Важным условием успешного выполнения задания является хорошее владение теоретическими знаниями. Напоминаем, что Вы должны при подготовке к установочной конференции продумать исследовательские задания, полученные группами, теоретически их обосновать и спланировать. Темы Ваших вступлений на установочной конференции определены в соответствии с тематикой заданий.

Темы выступлений по педагогике:

— закономерности и принципы обучения;

-содержание образования;

-методы, формы, средства обучения;

-содержание воспитания;

-ученический коллектив;

-воспитательная система.

Сообщения Вы готовите группами и для выступления выбираете представителя.

10 стр., 4749 слов

Объект, предмет и структура педагогической науки. Внедрение достижений ...

... в соответствии с поставленными целями. Обучение – двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися (учение), ... педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц находящихся в заключении (пеницитарная). ... -педагогических установок, определяющих специальных выбор форм, методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств. ...

  1. Основной этап

1-й день

Установочная конференция

В первый день практики проходит установочная конференция. Цели и содержание конференции указаны выше.

Оценка:

«зачтено»/«не зачтено» Методист по педагогике

Оценивается знание основ теории, логичность выступления, практическая направленность, наличие и содержательность презентации.

2-й день

Задание 1.

Знакомство со школой

В этот день Вы должны ознакомиться с данным учебным заведением. Вы встречаетесь и беседуете с администрацией школы и с учителем по своему предмету. Встреча с администрацией и учителем проходит одновременно для всех групп.

По окончании беседы, каждую группу прикрепляют к определенному классу. После этого каждая группа посещает 2 урока в своем классе.

Беседа с администрацией

В беседе с администрацией образовательного учреждения выясните:

— каковы должностные обязанности директора и его заместителей. Результаты кратко занесите в Дневник.

Директор:

Руководит образовательным учреждением

Утверждает рабочие программы, издает приказы по основной деятельности

Зам. по учебной работе:

Координирует учебную работу школы, составляет расписание, руководит работой методических объединений, отслеживает результат и качество обучения

Зам. по воспитательной работе:

Основные школьные мероприятия(разрабатывает, проводит), профессиональные школьные мероприятия

-участвовала ли школа в конкурсе общеобразовательных учреждений в рамках ПНП «Образование»? Участвовали ли учителя в конкурсе «Лучший учитель» в рамках ПНП «Образование»?

Школа учувствовала в проекте “Лучший учитель”, ”Лучший учитель ОБЖ”.

Учителя участвующие в конкурсе “Лучший учитель” по следующим предметам: история, ИЗО, черчение, математика.

В беседе с администрацией образовательного учреждения также выясните, по каким программам и учебным планам работает школа (5-9 классы):

Вся школа работает по учебным программам основанных на федеральном компоненте государственного стандарта и авторских программ.

Ознакомьтесь с учебным планом школы. Сколько часов в неделю, и в каких классах выделяется на изучение Вашего предмета?

Во всех классах данной школы, на изучение предмета “Физическая культура” выделяется 3 часа в неделю

Ознакомьтесь с программой по Вашему предмету. Выпишите решаемые учителем задачи при изучении предмета:

Учитель решает следующие задачи:

1)Оздоровление

2)Воспитание

3)Обучение

В беседе с завучем выясните:

— есть ли профильные классы в школе, и какие:

7”C” спортивный

8”В” технический

10”Б” технический

9”А” и “Б” пред профильные

— есть ли критерии отбора в профильные классы?

В спортивный класс отбирают по физическим данным и умениям.

В технические классы отбирают по успехам в физике и математике.

-проводится ли с учениками предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей учащихся к той или иной профессии?

С 9 по 11 классы работает психолог, который выявляет интересы и способности учащихся к той или иной профессии.

— осуществляется ли консультационная работа, нацеленная на помощь в выборе профиля?

Данные психолога

-какие элективные курсы в 8-9 классах оказывают учащимся помощь в выборе профиля?

В 8 классе нет таких курсов, а в 9 классе курсы по технологии выбору профессии.

Выясните у завуча особенности подготовки старшеклассников к ЕГЭ:

— Какие формы и методы подготовки учеников к ЕГЭ используют педагоги:

Факультативные занятия и углубленное изучение предметов.

— Осуществляется ли в процессе подготовки к ЕГЭ индивидуально-дифференцированный подход к учащимся (в выборе уровня сложности заданий, в оказании помощи, в выборе методов и форм работы)?

Естественно, учителя осуществляют индивидуально- дифференцированный подход к учащимся, знающих ЕГЭ по их предмету, задавая похожие и более сложные задания направленные на подготовку к ЕГЭ.

Экскурсия по школе

Ознакомьтесь с кабинетом по Вашему предмету, со школьным музеем, библиотекой и другими интересными объектами (по совету администрации).

Напишите о своих впечатлениях.

В данной школе есть музей, который называется “Истоки”. Он занимает первое место в городе. В нем находятся школа истории учителей и детей, два стенда посвящённые обороне Тулы в ВОВ, экспонаты(гранаты, патроны), настоящие фотографии с фронта, панорама обороны Тулы.

Оценка:

«зачтено»/«не зачтено» Методист по педагогике

Оценивается полнота описания по приведенной схеме.

Задание 2.

В беседе с учителем по Вашей специальностивыясните

— по каким учебникам работает учитель:

Ляхов, Зданеевич, Матвеев.

— на какие особенности содержания предмета он опирается при выборе методов обучения:

Учитель опирается на особенности легкой атлетики и гимнастики при выборе методов обучения.

— на какие особенности класса и отдельных учеников он опирается при выборе форм и методов обучения:

Учитель опирается на функциональную подготовку класса: если класс достаточно подготовлен, то он дает более сложные упражнения, если класс не готов выполнять сложные упражнения, то учитель дает более простые упражнения и задания.

В беседе с учителем выясните, как он готовится к урокам. Попробуйте составить алгоритм действий учителя в процессе его подготовки к уроку.

Учитель продумывает структуру урока, которая помогает ему рационально подобрать упражнения, правильно определить возможную нагрузку на уроке. Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется программным материалом.

Ознакомьтесь с планами уроков учителя. Какие цели ставит учитель?

Оздоровление детей путем физической культуры и развитие физических качеств для формирования здоровья, знаний, умений и навыков ребенка.

В беседе с учителем выясните, какая проводится внеклассная работа по вашему предмету (кружок, предметные недели, вечера и пр.)

В беседе с учителем мы выяснили, что в школе проводятся кружки по баскетболу и карате.

Ознакомьтесь с системой контроля знаний и умений.

В беседе с учителем выясните, какие он предпочитает формы и методы контроля. Как осуществляется их оптимальный выбор?

Учитель предпочитает фронтальный и индивидуальный методы контроля.

Ознакомьтесь с дидактическими материалами, используемыми в процессе контроля (тестовые задания, тексты контрольных работ и т.д.).

Выпишите примеры.

-настольная книга учителя физической культуры

-олимпиада по физической культуре

-интернет

-карточки в вопросами

Оценка:

«зачтено»/«не зачтено» Методист по педагогике

Оценивается полнота описания по схеме.

Задание 3.

2. Посещение уроков. Посетите 2 урока в прикрепленном классе.

Анализируя уроки, заполните следующие таблицы:

1-й урок:

Элементы урока

Результаты наблюдений

Примечание (Ваше мнение)

Структура урока (перечислите этапы урока)

вводная

основная

заключительная

Методы организации деятельности учащихся (перечислите)

Словесный(рассказ, беседа)

Наглядный(показ)

практический

Формы организации деятельности учащихся (перечислите)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Организация начала урока (отметьте знаком «+» или «-»):

умение овладеть вниманием класса;

предъявление требований к классу;

сообщение темы урока;

постановка учебных задач

+

+

+

Реализация принципов обучения (отметьте знаком «+» или «-»):

научности;

наглядности;

доступности;

систематичности и последовательности;

связи с жизнью;

индивидуального подхода к учащимся.

+

+

+

Организация проблемно-поисковой деятельности учащихся (отметьте знаком «+» или «-»)

Домашнее задание (отметьте знаком «+» или «-»):

оптимальный объем;

проведение инструктажа;

подготовка учащихся в течение урока к выполнению домашнего задания.

+

+

Подведение итогов урока (отметьте знаком «+» или «-»):

анализ выполнения поставленных в начале урока задач;

оценивание деятельности учащихся на уроке.

+

2-й урок:

Элементы урока

Результаты наблюдений

Примечание (Ваше мнение)

Структура урока (перечислите этапы урока)

вводная

основная

заключительная

Методы организации деятельности учащихся (перечислите)

Словесный(рассказ, беседа)

Наглядный(показ)

практический

Формы организации деятельности учащихся (перечислите)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Организация начала урока (отметьте знаком «+» или «-»):

умение овладеть вниманием класса;

предъявление требований к классу;

сообщение темы урока;

постановка учебных задач

+

+

+

Реализация принципов обучения (отметьте знаком «+» или «-»):

научности;

наглядности;

доступности;

систематичности и последовательности;

связи с жизнью;

индивидуального подхода к учащимся.

+

+

+

+

Организация проблемно-поисковой деятельности учащихся (отметьте знаком «+» или «-»)

Домашнее задание (отметьте знаком «+» или «-»):

оптимальный объем;

проведение инструктажа;

подготовка учащихся в течение урока к выполнению домашнего задания

+

+

Подведение итогов урока (отметьте знаком «+» или «-»):

анализ выполнения поставленных в начале урока задач;

оценивание деятельности учащихся на уроке.

+

+

Оценка:

«зачтено»/«не зачтено» Методист по педагогике

Оценивается полнота описания по схеме: выявление используемых форм и методов, реализация дидактических принципов, организация проблемно-поисковой деятельности учащихся, организационные особенности проведения уроков.

3-й день

В 3-й день практики Вы посещаете 3 урока в прикрепленном классе.

Анализируя уроки, заполните следующие таблицы:

1-й урок:

Элементы урока

Результаты наблюдений

Примечание (Ваше мнение)

Структура урока (перечислите этапы урока)

вводная

основная

заключительная

Методы организации деятельности учащихся (перечислите)

Словесный(рассказ, беседа)

Наглядный(показ)

практический

Формы организации деятельности учащихся (перечислите)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Организация начала урока (отметьте знаком «+» или «-»):

умение овладеть вниманием класса;

предъявление требований к классу;

сообщение темы урока;

постановка учебных задач

+

+

Реализация принципов обучения (отметьте знаком «+» или «-»):

научности;

наглядности;

доступности;

систематичности и последовательности;

связи с жизнью;

индивидуального подхода к учащимся.

+

+

+

+

Организация проблемно-поисковой деятельности учащихся (отметьте знаком «+» или «-»)

Домашнее задание (отметьте знаком «+» или «-»):

оптимальный объем;

проведение инструктажа;

подготовка учащихся в течение урока к выполнению домашнего задания.

+

Подведение итогов урока (отметьте знаком «+» или «-»):

анализ выполнения поставленных в начале урока задач;

оценивание деятельности учащихся на уроке.

+

+

2-й урок:

Элементы урока

Результаты наблюдений

Примечание (Ваше мнение)

Структура урока (перечислите этапы урока)

вводная

основная

заключительная

Методы организации деятельности учащихся (перечислите)

Словесный(рассказ, беседа)

Наглядный(показ)

практический

Формы организации деятельности учащихся (перечислите)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Организация начала урока (отметьте знаком «+» или «-»):

умение овладеть вниманием класса;

предъявление требований к классу;

сообщение темы урока;

постановка учебных задач

+

+

+

+

Реализация принципов обучения (отметьте знаком «+» или «-»):

научности;

наглядности;

доступности;

систематичности и последовательности;

связи с жизнью;

индивидуального подхода к учащимся.

+

+

+

+

Организация проблемно-поисковой деятельности учащихся (отметьте знаком «+» или «-»)

+

Домашнее задание (отметьте знаком «+» или «-»):

оптимальный объем;

проведение инструктажа;

подготовка учащихся в течение урока к выполнению домашнего задания

+

+

+

Подведение итогов урока (отметьте знаком «+» или «-»):

анализ выполнения поставленных в начале урока задач;

оценивание деятельности учащихся на уроке.

+

+

3-й урок:

Элементы урока

Результаты наблюдений

Примечание (Ваше мнение)

Структура урока (перечислите этапы урока)

вводная

основная

заключительная

Методы организации деятельности учащихся (перечислите)

Словесный(рассказ, беседа)

Наглядный(показ)

практический

Формы организации деятельности учащихся (перечислите)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Организация начала урока (отметьте знаком «+» или «-»):

умение овладеть вниманием класса;

предъявление требований к классу;

сообщение темы урока;

постановка учебных задач

+

+

+

+

Реализация принципов обучения (отметьте знаком «+» или «-»):

научности;

наглядности;

доступности;

систематичности и последовательности;

связи с жизнью;

индивидуального подхода к учащимся.

+

+

+

Организация проблемно-поисковой деятельности учащихся (отметьте знаком «+» или «-»)

Домашнее задание (отметьте знаком «+» или «-»):

оптимальный объем;

проведение инструктажа;

подготовка учащихся в течение урока к выполнению домашнего задания

+

+

+

Подведение итогов урока (отметьте знаком «+» или «-»):

анализ выполнения поставленных в начале урока задач;

оценивание деятельности учащихся на уроке.

+

«зачтено»/«не зачтено» Методист по педагогике

Оценивается полнота описания по схеме: выявление используемых форм и методов, реализация дидактических принципов, организация проблемно-поисковой деятельности учащихся, организационные особенности проведения уроков.

4-й день

В 4-й день практики Вы выполняете по группамисследовательские задания.

№1. Взаимосвязь принципов обучения

Учет закономерностей и реализация принципов обучения позволяют повысить эффективность учебного процесса.

Задача исследования: выявить взаимосвязь между принципами доступности, наглядности, последовательности и учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Инструкция.

При посещении уроковзаполняйте колонки. Результативность усвоения учебного материала оценивается по трёхбалльной системе: 1 – не усвоен элемент знаний, 2 – усвоен достаточно, 3- усвоен хорошо. Показателями для оценивания могут быть допущенные учащимися при устных ответах или письменных работах ошибки.

В случае затруднений, обратитесь после урока к учителю за разъяснениями.

Урок №1.

Тема урока:

Какие новые знания и умения, формирует учитель на уроке

На какие знания и умения, полученные ранее, учитель должен опираться

Как учитель актуализирует ранее полученные знания (задание на дом, повторение на уроке и т.п.)

Как учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся

Какие средства наглядности учитель использует

Результативность

Как усвоены знания и сформированы умения (оценка по 3-х балльной системе)

1

2

3

4

5

6

Закон Ома для полной цепи и для части цепи

Умение решения задач

Знание законов электрического тока и сопротивления.

Умение работать с формулами из вышеперечисленных законов.

Повторение на уроке,

Учитель не учитывал возрастные и индивидуальные особенности учащихся

Проектор

3

Урок №2.

Тема урока:

Какие новые знания и умения, формирует учитель на уроке

На какие знания и умения, полученные ранее, учитель должен опираться

Как учитель актуализирует ранее полученные знания (задание на дом, повторение на уроке и т.п.)

Как учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся

Какие средства наглядности учитель использует

Результативность

Как усвоены знания и сформированы умения (оценка по 3-х балльной системе)

1

2

3

4

5

6

кипение и испарение

умение определять температуру воды, объяснять происходящие процессы и анализировать их

Знание общих понятий(температура, кипение, испарение)

Умение воспроизводить ранее полученные знания

Самостоятельные работы на уроке и задания на дом

Разбивал учащихся на группы по их индивидуальным особенностям

________

2

Выводы:

В этом исследовании мы выявили, что если принципы доступности, наглядности, последовательности и учета возрастных и индивидуальных особенностей находятся на должном уровне, то новый материал усваивается быстрее и лучше.

№2. Методы, формы, средства обучения

Оптимальный выбор методов, форм и средств обучения обеспечивают его эффективность. Выбор учителем методов, форм, средств обучения зависят, в значительной степени от особенностей класса и особенностей содержания учебного материала.

Задача исследования: изучить особенности выбора учителями методов, форм, средств обучения.

Посетите три урока в прикрепленном классе.

При посещении уроковохарактеризуйте содержание учебного материала (заполните таблицу 1) и зафиксируйте используемые учителем методы, формы и средства (заполните таблицу 2).

Урок 1.

Табл. 1.

Параметры содержания

Характеристика параметров содержания (подчеркните выбранный вариант ответа)

Познавательный состав учебного материала

факты, понятия,законы,теории, применения

Объем учебного материала

Большой, средний, небольшой

Сложность учебного материала

Уровень сложности: высокий, средний, низкий

Новизна учебного материала

Совершенно новый учебный материал, материал частично знаком учащимся

Табл. 2.

Этапы урока

Методы

Формы

Средства

вводная

словестный

фронтальная

словестный

основная

наглядный

фронтальная

визуальные

Урок 2.

Параметры содержания

Характеристика параметров содержания (подчеркните выбранный вариант ответа)

Познавательный состав учебного материала

факты, понятия,законы,теории, применения

Объем учебного материала

Большой, средний, небольшой

Сложность учебного материала

Уровень сложности: высокий, средний, низкий

Новизна учебного материала

Совершенно новый учебный материал, материал частично знаком учащимся

Табл. 2.

Этапы урока

Методы

Формы

Средства

Основная

Наглядный

Фронтальная

Визуальные

Заключительная

Наглядный

Фронтальная

словестный

Сопоставьте выбранные учителями методы, формы и средства обучения с особенностями учебной деятельности учащихся и с содержанием учебного материала. Сделайте выводы об эффективности применения методов, форм и средств на уроках

Урок 1-2

Учитель выбрал наглядный метод обучения ”презентация». Ученики подготовили презентыцию. В этом методе задействованы зрительные и слуховые органы чувств, а также конспектировали главную информацию.

На каком из посещенных Вами уроков, по Вашему мнению, методы, формы и средства были выбраны более эффективно?

По моему мнению, на уроке математики были выбраны наиболее эффективные методы и средства обучения, т.к. учитель использовал видеопроектор. Были задействованы слуховые и зрительные анализаторы, использовался метод наглядности.

№3. Ученический коллектив

Огромную роль в решении задач воспитания играет взаимодействие каждого ученика с коллективом.

Задача исследования: изучение особенностей формирования ученического коллектива.

Посетите 3 урока. Осуществляйте на уроках и на переменах наблюдение за взаимоотношением учащимися по указанной в таблице схеме. Отмечайте проявления показателей межличностных взаимоотношений знаком «+».

Показатели межличностных взаимоотношений

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Перемены

Доброжелательное отношение к одноклассникам

+

+

+

Равнодушное отношение к одноклассникам

+

+

+

Агрессивное отношение к одноклассникам

+

Проявление толерантности при спорах

+

+

Коммуникативные навыки в коллективной или групповой (парной) работе

+

+

Сделайте выводы о взаимоотношениях учащихся в классе. Что бы Вы предложили для сплочения коллектива?

Взаимоотношения учащихся в классе находиться на среднем уровне, т.к. всегда есть лидеры, влияющие на мнение и поведение своих товарищей. Именно поэтому в классах где активные, положительные, неформальные лидеры являются более сплоченные и доброжелательные друг к другу, а в классах в которых нет даже, отрицательного

лидера, разобщены и разбиты на небольшие группы.

Я предлагаю играть в командные виды спорта(футбол, волейбол, баскетбол), проводить вместе свой досуг, дружить семьями, искать общие интересы.

№4. Содержание воспитания

Содержание воспитания играет огромную роль в формировании базовой культуры личности.

Задача исследования: изучение содержания воспитания, осуществляемого классным руководителем.

При выполнении задания вы должны беседовать с классным руководителем, работать с документацией (планом работы классного руководителя).

Изучите план работы классного руководителя. Выпишите мероприятия в соответствии с основными задачами воспитания базовой культуры личности (Табл. 1).

Табл. 1.

Основные задачи воспитания базовой культуры личности

Мероприятия, позволяющие реализовать поставленные задачи

Формирование мировоззрения

Классные часы на различные темы

Гражданское воспитание

Экскурсии в музеи оружия, родного края

Формирование нравственной культуры

Показ фильмов с воспитательным содержанием

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация

Психологические тренинги, субботники, формирование классов по направленностям

Формирование эстетической культуры

Концерты. праздники, экскурсии в музеи изобразительных искусств, выставки

Формирование физической культуры

Секции, кружки, уроки

В процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия педагог, как правило, реализует не одну, а несколько воспитательных задач, осуществляя тем самым комплексный подход к воспитанию. Рассмотрите в качестве примера три любые, на ваш выбор, мероприятия и подумайте, какие воспитательные задачи могут быть реализованы при его подготовке и проведении. Заполните самостоятельно колонки 1, 2 и 3 в таблице 2. Затем в беседе с классным руководителем выясните, какие он ставит задачи. Заполните после беседы с классным руководителем четвертую колонку.

Табл. 2.

Примеры воспитательных мероприятий

Какие воспитательные задачи, могут решаться при их подготовке и проведении, по вашему мнению?

Какие воспитательные задачи ставит классный руководитель?

1.

Классный час

Формирование мировоззрения, нравственной культуры

Объяснить и донести информацию

2.

Поход выходного дня

Воспитание самостоятельности, взаимопомощи, умение работать в команде

Научить учащихся существовать в сложных условиях для жизни. Сплочение коллектива

3

Спортивные секции

Формирование физических качеств( ловкость, быстрота, сила и т.д),

Поддержание физическое формы, овладение знаниями, умениями, навыками их совершенствование.

Сделайте вывод, насколько полно реализуются основные задачи воспитания в организации жизнедеятельности данного класса:

Основные задачи воспитания в организации жизнедеятельности данного класса реализуются в полной мере, так как хорошо организованна внеклассная работа, а именно спортивные секции, профориентации и т.д

№5. Воспитательная система школы

Школа может успешно решать педагогические задачи только при условии эффективного взаимодействия с окружающей средой.

Задача исследования: изучить особенности взаимодействия школы с окружающей средой.

При выполнении этого задания Вы должны беседовать с администрацией и изучать документацию.

В беседе с администрацией выясните, какие учреждения (дома детского творчества, дворцы культуры, спортивные, музыкальные или художественные школы, предприятия, детские сады и пр.) находятся в микрорайоне школы, с какими из них школа взаимодействует (ученики посещают кружки и секции, участие во внеклассных мероприятиях, оказание помощи и пр.).

Результаты беседы оформите в таблице.

Учреждения, с которыми школа взаимодействует

Характер взаимодействия

Центр детского творчества Привокзального района

Кружки по разным направленностям

Клуб “Восток”

Кружки по разным направленностям

Изучите план воспитательной работы школы. Как в плане отражается взаимодействие школы с микрорайоном?

Заполните следующую таблицу:

Внешкольное мероприятие

Учреждение, в сотрудничестве с которым проводится мероприятие

Воспитательные цели мероприятия

Городская спартакиада школьников

Спортивный комитет

Формирование ЗОЖ, патриотизма

Зарница

Областной военный комиссариат

Формирование ЗОЖ, патриотизма

Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы, какого рода связи с учреждениями микрорайона – организационные (помощь в организации мероприятий), содержательные (расширение кругозора учащихся), досуговые (занятия в кружках, секциях) и пр.

школа взаимодействует со всеми учреждениями дополнительного образования. Ученики расширяют свой кругозор путем посещения кружков, секций и мероприятий данных учреждений.

Оценка:

«зачтено»/«не зачтено» Методист по педагогике

Оценивается планирование исследовательской деятельности в соответствии с поставленными задачами, корректность выполнения исследование, полнота описания, интерпретация полученных результатов.

5–й день

В этот день Вы выполняете индивидуальные исследовательские задания по выбору.

Проведите мини-исследование по одной из следующих проблем:

  1. Познавательная активность школьников и ее проявление в учебном процессе.
  2. Особенности организации образовательного процесса с учетом возрастных особенностей школьников.
  3. Реализация воспитательной функции процесса обучения.
  4. Реализация развивающей функции процесса обучения.
  5. Индивидуальный подход к учащимся в педагогическом процессе.
  6. Сочетание различных форм организации обучения как фактор оптимизации образовательного процесса.
  7. Содержание учебного материала по предмету как фактор развития личности школьника.
  8. Внеклассная работа по предмету как средство развития творческих способностей школьников.

По согласованию с преподавателем Вы можете выбрать и сформулировать иную тему исследования.

План мини-исследования:

1. Сформулировать задачу по теме исследования.

2. Спроектировать исследование (определить параметры исследования, отобрать методы, разработать методики).

Основными методами исследования должны быть наблюдение и беседа.

3. Провести исследование.

4. Обработать результаты исследования и сформулировать основные выводы.

5. Сформулировать Ваши предложения по организации учебно-воспитательного процесса.

Тему Вашего исследования, задачи, названия методик и общие выводы запишите в Дневник; содержание методик и результаты оформить в видеПриложениякДневнику.

Тема исследования:___________________________________________________

______________________________________________________________________

Задачи по теме исследования: ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы исследования:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты проведенного исследования и выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:

«зачтено»/«не зачтено» Методист по педагогике

Оценивается планирование исследовательской деятельности в соответствии с поставленными задачами, корректность выполнения исследование, полнота описания, интерпретация полученных результатов.

III. Заключительный этап Уважаемый студент-практикант!

Вы закончили психолого-педагогическую практику на 2–м курсе. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Какие Вы испытали трудности во время практики?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что оставило у Вас чувство удовлетворения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие Вы можете высказать замечания и пожелания по организации практики?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подготовка к заключительной конференции

Вы завершили психолого-педагогическую практику. Но впереди – заключительная конференция по практике. При подготовке к ней вы должны глубоко проанализировать свою деятельность и сделать выводы.

Заключительная конференция проводится на 6-ой день или спустя 10 дней после возвращения студентов из экспедиции. Вы готовите по группам доклады аналитического характера по результатам Ваших исследований. В подготовке принимает участие вся группа, выступает один представитель, избранный Вами и по согласованию с методистом. Кроме этого Вы выступаете с отчетом по результатам проведения индивидуальных исследований.

Тематика выступлений определяется тематикой исследовательских заданий.

Ваше выступление на заключительной конференции должно содержать:

-цели и задачи исследования;

-описание используемых методик;

-результаты проведенных исследований;

-теоретическое обоснование результатов и выводы.

К конференции Вы должны тщательно подготовиться, сделать презентации.

Отчетной документацией по учебно-исследовательской практике является:

-дневник;

-тезисы выступлений на заключительной конференции;

-компьютерные презентации (желательно).

Записи в Дневнике должны быть оформлены своевременно и достаточно полно.

Оценка за участие в заключительной конференции:

«зачтено»/«не зачтено» Методист по педагогике

Оценивается анализ и обобщение полученного опыта, логичность выступления, культура речи, наличие и содержательность презентации.

Общая оценка за психолого-педагогическую практику

___________________________________

«зачтено»/«не зачтено»______________________________________

_____________________________________

Подпись методиста по педагогике Основная литература

  1. Браун, А. Инновационные образовательные технологии // Высшее образование в России. – 2007. — №4.
  2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.- М., 2006.
  3. Ганькина М. Классный час «под девизом». // Классное руководство и воспитание школьников. Методическая газета для классного руководителя. – 2007. — №11.
  4. Ганькина М., Что такое нормативная жизнь на уроке? // Классное руководство и воспитание школьников. Методическая газета для классного руководителя. – 2007. — №10.
  5. Гликман И.З.Воспитание в школе: каким ему быть// Педагогика. – 2007. — №4
  6. Государственная аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме: организационный и содержательный аспекты // Администратор образования. – 2008. — №10. – С. 91-96.
  7. Дейс. С. Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм//Педагогические технологии. -2007.- №1
  8. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок. // Завуч. – 2007. — №4.
  9. Иченская М.А. Из опыта работы классного руководителя в 5-9 кл.: Взаимодействие с родителями, коллективом, беседы, лекции. — Минск, 2008. С.18 – 26.
  10. Камин Д. Обучение через исследование // Педагогическая техника. – 2007. — №2. – С. 14-22.
  11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Воронеж, 2006. – с. 82-91.
  12. Морозова Е., Венгер А. Проблемные ученики: три основных типа. // Классное руководство и воспитание школьников. Методическая газета для классного руководителя. – 2007. — №9.
  13. Маленкова Л. Методика и техника планирования воспитательной работы //Народное образование. -2007. — №1.
  14. Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации. Приложение к Приказу Минобрнауки России от 3 февраля 2006г. № 21. // Классный руководитель. — 2007. — № 2. – С.4–7.
  15. Орлов, А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность / А.А. Орлов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. – гл.1 -2.
  16. Осмоловская, И.М. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Осмоловская. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
  17. Педагогика: теории, системы, технологии/ под ред. С. А. Смирнова. — М. 2006
  18. Пинская, М. А. Место портфолио в современном образовании // Оценка качества образования. – 2008. — № 5. – с. 54-64.
  19. Сергеева, Н. Анализируем педагогические ситуации // Воспитание школьников. – 2007. — №7.
  20. Степанов, П. Изучаем личностный рост школьников // Первое сентября. – 2007. — №8.
  21. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. / Приложение к журналу «Завуч». – 2008.
  22. А.В.Теремов. Интеграция содержания образования как условие целостности образовательного пространства личности школьника//Преподаватель 21 век. – 2007.- №1.
  23. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. – 2008. — №5. С.21-29.
  24. Шаспольская М. Чтобы метод проектов не остался в проекте//Первое сентября. – 2007. — №7
  25. Щеглова, С. Н. Неопросные методы исследований детства // Школьные технологии. – 2007. — №4.
  26. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. / Приложение к журналу «Завуч». – 2008.

Дополнительная литература

1. Аствацатуров Г. Педагогический дизайн мультимедийного урока//Учитель. -2007. — №6.

2. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе //Воспитание школьников. – 2007. — №5-6.

3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. – М., 2007. – 352с.

5. Дубровская Е.Н. Дидактические игры, турниры, конкурсы, праздники. 5-11 классы. – Минск, 2007. – 152с.

6. Енин, П. Конструирование игровых сценариев // Школьныетехнологии. – 2006. — №3.

7. Знаменский Ю. Так ли безобидны детские шалости? // Классное руководство и воспитание школьников. Методическая газета для классного руководителя. – 2007. — №8.

8. Иванов А. Родительское собрание «ТАК нельзя воспитывать ребёнка!»// Педагогические технологии. – 2006. — №4.

10. Ильин Е. Мера духовности – интерес к человеку //Сельская школа. – 2007. — №3.

11. Катович Н.К. Диагностика воспитания в школе: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, классных руководителей, воспитателей. /Н.К.Котович, Т.П.Елисеева; под ред. Т.Н.Ковалевой. – Минск, 2008. – С. 15 – 32.

12. Леонтович Д.В. О направленности дополнительного образования // Внешкольник. – 2007. — №2. С.45-47.

14. Одаренные дети – будущее России. // Завуч. – 2006. — №5.

15. Полякова т.А. Сценарии, интеллектуальные игры для старшеклассников. // Завуч. – 2006. — №1.

16. Развитие учащихся в обновленной воспитательной системе. // Завуч. – 2007. — №3.

17. Роберт, И.В. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе // Школьные технологии. – 2008. — №6.

18. Сапронов, И. Сущностная характеристика современных образовательных технологий // Альма Матер. – 2007. — №11.

19. Симонов, В.П. Оценка качества обучения и воспитания в образовательных системах: Уч. пособ. – М., 2006. С. 24 – 29.

20. Слуцкий В. Дети рыночной эпохи. // Классное руководство и воспитание школьников. Методическая газета для классного руководителя. – 2007. — №10.

22. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учебно-методическое пособие для учителей, классных руководителей. Воспитателей, руководителей кружков. /С.С. Маглыш и др.; под ред. С.С. Маглыш. – Минск, 2008. – С. 56 – 67.

23. Ясницкая В. Как сделать класс классным// Первое сентября. – 2007. — №5.

24