Теория потребностей Маслоу

Потребность и желание. Потребность и мотив.

Желание в психологии: Характеризуется более или менее осознанным представлением о стремлении совершить какой-либо поступок или действие.

Этика и соц. Психология: рассматривают желание с точки зрения его обусловленности соц. Нормами и ценностями. Желание понимается как стремление и импульс к достижению какой-л. Цели, идеала, мечты.

У желания всегда есть 2 стороны:

— эмоциональная( за которой стоят влечение, импульс, чувства)

— ценностная (за которой стоит стремление, умпульс к достижению цели).

В совр. Философии:

понятие желание было транслировано из психоанализа Фрейда.

— именно философия проводит разграничение понятий желание и потребность.

Различие по Фрейду:

— потребность рождается внутренним напряжением и удовлетворяется приобретением необходимого объекта

— желание предполагает повторное мысленное воспроизведение тех восприятий, котрые сформировались при возниктовении этих желаний.

Мотив – побудительная сила.

— пришёл в психологию из музыки, мельчайший компонент в музыке, кот. Определяет ясным определённым содержанием.

— в литературе – повторяющееся действие

· Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта

· Предметно-направленная активность определённой силы

· Осозноваемая причина, лежащая в основе выюора действий и поступков личности

Структура мотива:

— потребности

— инстинкты

— эмоции

— установки

— идеалы

Особенности:

— Содержит побудительную и направляющую силу

— пове6дение человека всегда связано с неосознанными мотивами

— они представляют собой иерархию

— выражают целенаправленность активности

— стремление к равновесию и напряжению( механизмы движения мотивов)

Потребность и интерес. Понятие и виды интересов.

— в переводе с лат. – быть среди чего-либо, иметь значение.

в современных словарях:

— особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать и понять.

— занимательность, значительность

— нужда, потребность, выгода, корысть

В философии – нечто объективно значимое, нужное для индивида, коллектива, общества

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... мира, пресущая человеку как социально-культурному существу. Сознание2 – одно из важнейших понятий философии, являющее основой для изучения духовного бытия человека. Отражение – свойство материи, ... ценностного сознания и отношении к окружающему миру; Прогностическая – заключается в стремлении определить дельнейшее развитие в глобальных процессах; идеологическая – выражается в обосновании ...

В психологии – явление человеческого сзнания, субъективного характера, связанное с общественным бытием человека

В экономике – категория общественного бытия

В социологии – отношение соц. Субъектов к явлениям и предметам окружающей действительности, обусловленное положением этих субъектов и включающее в себя их соц. Потребности

Виды интереса:

— объективный – это интерес как явление общественного бытия, объективно способствующий развитию соц. отношений

— субъективный – это интерес, порождаемый сознанием индивида.

Виды классификаций потребностей. Критерии выделения потребностей.

· По происхождению

— естественные (на генетическом уровне)

— культурные (в красоте, чистоте, книгах, знаниях, спорте)

· По характеру жизнедеятельности

— биологические

-трудовые

-познания

— общения

— отдыха

· По критерию времени актуализации

— постоянные

— устойчивые

— циклические

— ситуативные

· Основанные на том, что является объектом потребности:

– физиологические

– материальные

– социальные

– духовные

– этические

– эстетические

— развлекательные

 

Теория потребностей Маслоу

Всоответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Маслоу разделял эти по­требности на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др.) и производные, или мета-по­требности (потребность в справедливости, благополучии, по­рядке и единстве социальной жизни).

По мнению Маслоу, ба­зисные потребности человека постоянны, а производные изме­няются. Ценность мета-потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. Базисные потребности, напротив, распола­гаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных): 1) физио­логические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности — в безопасности своего существования, уверен­ности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулировании окружаю­щего социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.; 3) социальные по­требности — в привязанности, принадлежности к коллективу, общине, заботе о других и внимании к себе, участии в совмест­ной трудовой деятельности; 4) престижные потребности — в уважении со стороны «значимых» лиц, служебном росте, стату­се, престиже, призвании и высокой оценке; 5) духовные по­требности — в самовыражении через творчество.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Критерии иерархии потребностей по А.Маслоу и уязвимость теории

Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:

§ Физиологические потребности;

§ Потребность в безопасности и защищенности;

§ Социальные потребности;

§ Потребность в уважении

§ Потребность в самореализации;

Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.

7. Маслоу: самоактуализация как феномен

В ранних работах самоактуализация для Маслоу — это устремленность личности «ввысь».

В более поздних работах он предложил уточнить понятия и самоактуализацией называть достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации — личностным здоровьем.

для зрелого А.Маслоу, самоактуализация — это не процесс, а результат. Самоактуализированный человек – достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Самоактуализация — достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженностьпсихологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность

«Я однозначно связал понятие самоактуализации с людьми зрелого возраста. Разработанные мною критерии самоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи…».

8. Картина мира средневекового человека: потребности и мировоззрение

— понятие «средний век» возникло несколько столетий назад для обозначения периода, определяющего греко-римскую древность от нового времени, с самого начала несшее критическую, унизительную оценку – провал, перерыв в культурной истории.

Отношение ср. человека к природе:

— не сливает себя с природой, но и не противопоставляет себя ей. Он сопоставляет себя со всем остальным миром, ищет свое отражение в природе.

— человек видит в природе те же качества, которыми обладает сам.

— нет четких границ, разделяющих индивида и мир.

— Отношение человека к природе в средние века – это нахождение самого себя во внешнем мире.

Средневековое сознание было ориентировано на прошлое (новшества отторгались)

Ценность имело прежде всего старое, а новое – ведёт к упадку.

Внутренне развитие человека было исключено, т.к. всё было предрешено свыше.

Святость либо дана заранее, либо было стремление к яркому, сверкающему( в религиозном контексте)

19 стр., 9280 слов

Абрахам Маслоу и психология самоактуализации

... более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Маслоу утверждает, что разумнее строить обобщения относительно человеческой природы, изучая л ... Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого… Поначалу исследования Маслоу относительно самоактуализации были вызваны ...

Забота о теле:

— физическая крепость, выносливость высоко ценились

— рыцарский идеал – воинственный идеал — был вполне телесным

— развивается культура жестов

9.Эпоха возрождения: потребности, взгляды на Человека

Ренессансный гуманизм

— Петрарка ввёл понятие гуманизм – перенесение человека в центр мира (антропоцентризм)

Особенности:

— исследование человека такими, какой он есть

— ставит своей задачей изучение человека со всеми его нуждами

— гуманисты видели в разумной человеческо природе образ божий

— долг человека – участвовать в мире, а не уходить от него.

— задача человека – улучшать мир

Данте

-человек причастен к 2 природам – земной и небесной

— человек стремится к 2 видам блаженства: к земному (путь филос. Наставлений, которые познаются разумом), к небесному наслаждению (путь наставлений духовных, сообразующихся с учением святого духа)

Лоренцо Валла

— стремление к наслаждению – главный стимул, движущий всеми человеческими поступками.

— чувства служат для наслаждения

— чувства нужны для самосохранения

— утверждается идея наслаждения, как гармонии духовного и темного начал.

Пико делла Мирандола

— обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я»

— мир имеет 3 уровня: ангельский, небесный, элементарный

— человек – 4 мир

Эразм Роттердамский

— человек состоит из души, духа и тела (тело – низшая чать человека, дух – свет, который осеняет человека, душа – связывает их)

— добродетель человека состоит в правильном направлении усилий собственной души

— в познании самого себя мешают 3 зла: слепота незнания, затуманившая разум; страсти, идущие от плоти; немощность человеческого существа

Мишель Монтель

— самая большая ценность – человек

— чтобы человек познал истину, необходимо сомнение

— человек есть часть природы

 

10. Эпоха нового времени: характеристика потребностей и взглядов.