Потребность и желание. Потребность и мотив.
Желание в психологии: Характеризуется более или менее осознанным представлением о стремлении совершить какой-либо поступок или действие.
Этика и соц. Психология: рассматривают желание с точки зрения его обусловленности соц. Нормами и ценностями. Желание понимается как стремление и импульс к достижению какой-л. Цели, идеала, мечты.
У желания всегда есть 2 стороны:
— эмоциональная( за которой стоят влечение, импульс, чувства)
— ценностная (за которой стоит стремление, умпульс к достижению цели).
В совр. Философии:
— понятие желание было транслировано из психоанализа Фрейда.
— именно философия проводит разграничение понятий желание и потребность.
Различие по Фрейду:
— потребность рождается внутренним напряжением и удовлетворяется приобретением необходимого объекта
— желание предполагает повторное мысленное воспроизведение тех восприятий, котрые сформировались при возниктовении этих желаний.
Мотив – побудительная сила.
— пришёл в психологию из музыки, мельчайший компонент в музыке, кот. Определяет ясным определённым содержанием.
— в литературе – повторяющееся действие
· Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта
· Предметно-направленная активность определённой силы
· Осозноваемая причина, лежащая в основе выюора действий и поступков личности
Структура мотива:
— потребности
— инстинкты
— эмоции
— установки
— идеалы
Особенности:
— Содержит побудительную и направляющую силу
— пове6дение человека всегда связано с неосознанными мотивами
— они представляют собой иерархию
— выражают целенаправленность активности
— стремление к равновесию и напряжению( механизмы движения мотивов)
Потребность и интерес. Понятие и виды интересов.
— в переводе с лат. – быть среди чего-либо, иметь значение.
в современных словарях:
— особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать и понять.
— занимательность, значительность
— нужда, потребность, выгода, корысть
В философии – нечто объективно значимое, нужное для индивида, коллектива, общества
Философия 98
... мира, пресущая человеку как социально-культурному существу. Сознание2 – одно из важнейших понятий философии, являющее основой для изучения духовного бытия человека. Отражение – свойство материи, ... ценностного сознания и отношении к окружающему миру; Прогностическая – заключается в стремлении определить дельнейшее развитие в глобальных процессах; идеологическая – выражается в обосновании ...
В психологии – явление человеческого сзнания, субъективного характера, связанное с общественным бытием человека
В экономике – категория общественного бытия
В социологии – отношение соц. Субъектов к явлениям и предметам окружающей действительности, обусловленное положением этих субъектов и включающее в себя их соц. Потребности
Виды интереса:
— объективный – это интерес как явление общественного бытия, объективно способствующий развитию соц. отношений
— субъективный – это интерес, порождаемый сознанием индивида.
Виды классификаций потребностей. Критерии выделения потребностей.
· По происхождению
— естественные (на генетическом уровне)
— культурные (в красоте, чистоте, книгах, знаниях, спорте)
· По характеру жизнедеятельности
— биологические
-трудовые
-познания
— общения
— отдыха
· По критерию времени актуализации
— постоянные
— устойчивые
— циклические
— ситуативные
· Основанные на том, что является объектом потребности:
– физиологические
– материальные
– социальные
– духовные
– этические
– эстетические
— развлекательные
Теория потребностей Маслоу
Всоответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Маслоу разделял эти потребности на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др.) и производные, или мета-потребности (потребность в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).
По мнению Маслоу, базисные потребности человека постоянны, а производные изменяются. Ценность мета-потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. Базисные потребности, напротив, располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных): 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности — в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулировании окружающего социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.; 3) социальные потребности — в привязанности, принадлежности к коллективу, общине, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности; 4) престижные потребности — в уважении со стороны «значимых» лиц, служебном росте, статусе, престиже, призвании и высокой оценке; 5) духовные потребности — в самовыражении через творчество.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Критерии иерархии потребностей по А.Маслоу и уязвимость теории
Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:
§ Физиологические потребности;
§ Потребность в безопасности и защищенности;
§ Социальные потребности;
§ Потребность в уважении
§ Потребность в самореализации;
Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.
7. Маслоу: самоактуализация как феномен
В ранних работах самоактуализация для Маслоу — это устремленность личности «ввысь».
В более поздних работах он предложил уточнить понятия и самоактуализацией называть достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации — личностным здоровьем.
для зрелого А.Маслоу, самоактуализация — это не процесс, а результат. Самоактуализированный человек – достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Самоактуализация — достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженностьпсихологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность
«Я однозначно связал понятие самоактуализации с людьми зрелого возраста. Разработанные мною критерии самоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи…».
8. Картина мира средневекового человека: потребности и мировоззрение
— понятие «средний век» возникло несколько столетий назад для обозначения периода, определяющего греко-римскую древность от нового времени, с самого начала несшее критическую, унизительную оценку – провал, перерыв в культурной истории.
Отношение ср. человека к природе:
— не сливает себя с природой, но и не противопоставляет себя ей. Он сопоставляет себя со всем остальным миром, ищет свое отражение в природе.
— человек видит в природе те же качества, которыми обладает сам.
— нет четких границ, разделяющих индивида и мир.
— Отношение человека к природе в средние века – это нахождение самого себя во внешнем мире.
Средневековое сознание было ориентировано на прошлое (новшества отторгались)
Ценность имело прежде всего старое, а новое – ведёт к упадку.
Внутренне развитие человека было исключено, т.к. всё было предрешено свыше.
Святость либо дана заранее, либо было стремление к яркому, сверкающему( в религиозном контексте)
Абрахам Маслоу и психология самоактуализации
... более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Маслоу утверждает, что разумнее строить обобщения относительно человеческой природы, изучая л ... Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого… Поначалу исследования Маслоу относительно самоактуализации были вызваны ...
Забота о теле:
— физическая крепость, выносливость высоко ценились
— рыцарский идеал – воинственный идеал — был вполне телесным
— развивается культура жестов
9.Эпоха возрождения: потребности, взгляды на Человека
Ренессансный гуманизм
— Петрарка ввёл понятие гуманизм – перенесение человека в центр мира (антропоцентризм)
Особенности:
— исследование человека такими, какой он есть
— ставит своей задачей изучение человека со всеми его нуждами
— гуманисты видели в разумной человеческо природе образ божий
— долг человека – участвовать в мире, а не уходить от него.
— задача человека – улучшать мир
Данте
-человек причастен к 2 природам – земной и небесной
— человек стремится к 2 видам блаженства: к земному (путь филос. Наставлений, которые познаются разумом), к небесному наслаждению (путь наставлений духовных, сообразующихся с учением святого духа)
Лоренцо Валла
— стремление к наслаждению – главный стимул, движущий всеми человеческими поступками.
— чувства служат для наслаждения
— чувства нужны для самосохранения
— утверждается идея наслаждения, как гармонии духовного и темного начал.
Пико делла Мирандола
— обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я»
— мир имеет 3 уровня: ангельский, небесный, элементарный
— человек – 4 мир
Эразм Роттердамский
— человек состоит из души, духа и тела (тело – низшая чать человека, дух – свет, который осеняет человека, душа – связывает их)
— добродетель человека состоит в правильном направлении усилий собственной души
— в познании самого себя мешают 3 зла: слепота незнания, затуманившая разум; страсти, идущие от плоти; немощность человеческого существа
Мишель Монтель
— самая большая ценность – человек
— чтобы человек познал истину, необходимо сомнение
— человек есть часть природы