Темпоритм как элемент актёрского мастерства.

  Темпоритм – термин, введённый К.С.Станиславским и отражающий одновре-менно скорость и напряжённость совершаемого на сцене действия. Понятие «темпо-ритм» составлено из двух общеизвестных понятий: «темп» и «ритм».

  Темп – это скорость исполняемого действия (медленный, умеренный, быстрый темп).

  Ритм – это внутренний эмоциональный накал переживаний артиста – степень интенсивности его действия и степень размеренности, с которой совершается действие (плавный ритм или рваный ритм).

  Темп и Ритм – понятия взаимосвязанные – во многих случаях они находятся в прямой зависимости друг от друга:

· активный ритм ускоряет темп действия;

· пониженный ритм ведёт и к замедлению темпа.

  Но это не всегда так. Возможно и прямое противоречие между ними:

  Например, шахматист, играющий ответственную партию на турнире – он сидит, думает, медленно подносит руку к фигуре, помедлив переставляет её. Темп его движений – медленный, а ритм – высочайший (высока ответственность, внутри у него всё плавится от напряжения, мысли его бешено скачут), или – любительская игра в шахматы в скверике, от нечего делать – фигуры на шахматной доске двигаются стремительно – темп высок, а ритм – заниженный (внутри – всё комфортно и легко, мысли текут медленно и лениво).

  Иногда неопытный режиссёр, плохо освоивший этот элемент (темпоритм), желая поднять накал спектакля, заставляет актёров говорить громче и действовать быстрее, но такое внешнее механическое ускорение всего лишь увеличивает темп, а ритм остаётся заниженным. А нужно было режиссёру повышать ритм (тогда и темп бы «подвинулся»).

  Замедленный темп может определяться разными причинами: в одном случае крайней внутренней напряжённостью, сковывающей все движения, а в другом – состоянием душевного покоя или же депрессией, лишающей человека воли. В каждом таком случае будет создаваться свой особый ритм поведения.

  Очевидно, что темпоритм определяется прежде всего предлагаемыми обстоятельствами, в которых протекает действие. И часто они бывают такими, что действующее лицо существует одновременно в двух и более темпоритмах. Это происходит тогда, когда человеку приходится принимать внешнюю форму поведения, противоречащую его внутреннему состоянию.

14 стр., 6501 слов

ГЛАВА 10 НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

... рия), Втайуо§'а (брадилогия). В истории изучения нарушений темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, ... Отмечалось преиму­щественное нарушение дыхания в столь сильной степени («втягива­ние воздуха в себя»), что появлялось некоторое ... статочный объем зрительной, слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с ...

· Например: человек подавлен каким-то тяжёлым известием, но хочет скрыть это от окружающих – хочет казаться весёлым и оживлённым.

· Или наоборот, человек, которого переполняет радость, вынужден, по каким-то причинам, скрывать её и пытается казаться равнодушным.

  Однако в таких случаях внутренний ритм (ритм подлинного состояния человека) неизбежно в какие-то моменты будет прорываться наружу и сказываться на поведении человека.

  В работе над массовыми сценами важно учитывать, что сочетание разных темпоритмов участников сцены обогатит её, создаст атмосферу подлинной жизни.

21. Характер и характерность как элемент актёрского мастерства.

  Характер – это совокупность свойств личности, присущей данному человеку.

  Какие это свойства: глупый или умный, добрый или злой, решительный или не очень, волевой – безвольный, самолюбивый, или нет, простодушный или хитрый и т.д.

  Каждый человек имеет свой неповторимый характер, такой же уникальный, как отпечатки пальцев.

  О характере человека мы судим по его поступкам и по его оценкам тех или иных жизненных ситуаций, а выражается характер через ХАРАКТЕРНОСТЬ.

  Различают характерность: а) внешнюю и б) внутреннюю.

  Внутренняя характерность выявляет душевные особенности человека: как он мыслит (быстро – медленно, глубоко – поверхностно), как чувствует (темперамент), как принимает решения (решительный – нерешительный) и т.д.

  Внешняя характерность выявляет физические особенности: осанка, комплекция, походка, дикция, жестикуляция и т.д.

  В сценическом искусстве характерность образа выявляется в особенностях качества действия, осуществляемого актёром на сцене. От актёра требуется, чтобы она была:

1) органичной (живой);

2) образной (т.е. результатом перевоплощения актёра).

  Иногда (в очень редких случаях) характерность у актёра рождается спонтанно, непроизвольно, как бы сама по себе (когда актёру удаётся постигнуть внутреннюю сущность роли).

  Гораздо чаще актёру приходится искать характерность его образа: дополнительно изучать обстоятельства его жизни, применять специальные приёмы для присвоения себе и овладения особенностями поведения действующего лица.

  Постижение характерности происходит с помощью магического «если бы», постановки ряда вопросов самому себе и ответа на них действием – постепенным превращением себя в другого (не теряя при этом в образе самого себя, чтобы питать свой образ своими собственными чувствами, эмоциями, физической энергией).

13 стр., 6436 слов

Особенности японского характера и образа жизни

... культуры. Происходящие перемены, нововведения неизбежно приобретают здесь такой характер, который наиболее соответствует традиционному контексту образу жизни, представлениям, формам выражения. Как пишет американский ... его недр, не знало такого противопоставления, утверждая нерасчленимое единство в человеке духовного и материального начал. Восточные религии с их языческими, пантеистическими ...

  М.А.Чехов предлагает нам дополнительные способы постижения характера образа (через приёмы «Воображаемое тело» и «Воображаемый центр» – читайте об этом в его труде «О технике актёра»).

  Работая над характерностью полезно не забывать, что на характерность каждого человека так или иначе влияют: характерность врождённая, возрастная, национальная, историко-бытовая, социальная, профессиональная и – особенно – индивидуальная.

  Индивидуальная характерность обретает иногда совершенно исключительное значение, определяя собой развитие конфликта (как, например, у Сирано де Бержерака, у которого все достоинства романтического героя вступали в конфликт с длинным уродливым носом, и это несоответствие делало его несчастным и определяло его поступки и отношения с окружающими).