Тема 2 Психологи Отечества: профессиональный жизненный путь

Я как будто бы ученый, основное дело которого — научная работа. Но если говорить правду – я всегда думаю и всегда так чувствую: достойно жить, жить так, чтобы глядя на тебя, рядом с тобой легче и лучше было жить по- настоящему другому,- это нечто несравненно лучше и больше, чем писать ученые книги.

С.Л. Рубинштейн

 

Проблемные вопросы и задания

 

2.1. Кратко охарактеризуйте профессиональный жизненный путь выдающихся отечественных психологов. Следуйте плану:

1. Даты жизни.

2. Ключевые биографические события жизни ученого.

3. Основные направления исследований.

4. Вклад данного психолога в развитие профессиональной психологии в России.

5. Прокомментируйте представленные высказывания известных ученых о личности и деятельности выдающихся русских психологов.

Г.И.Челпанов

«По культуре психологического исследования и размышлений о душе институт Челпанова не знал себе равных…» В.П.Зинченко

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В.М.Бехтерев

«Знают прекрасно устройство мозга только двое: Бог и Бехтерев» Ф.Копш

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Л.С Выготский

«….это огнедышащий горн, который непрерывно выбрасывал новые идеи, новые представления, новые гипотезы, новые оригинальные экспериментальные замыслы» А.В.Запорожец

6 стр., 2992 слов

Выдающиеся психологи и их вклад в развитие науки

... асооциативной психологии. Кёлер Вольфганг Кёлер Вольфганг (1887-1967)- немецко-американский психолог, один из лидеров гештальтпсихологии. Экспериментально доказал в опытах над животными ('исследование интеллекта ... стремлением к самосохранению и собственной выгоде ('Природа человека', 1650). Поскольку первоначально люди жили разобщенно, в состоянии 'войны всех против всех', они, с целью обеспечения ...

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А.Н.Леонтьев

«…Мы интуитивно чувствовали его необыкновенный масштаб и профессиональный, и человеческий… Он был человеком из какого-то другого мира, Мира Великих Людей…» Ф.Е.Василюк

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А.Ф.Лазурский

«Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага» В.М.Бехтерев

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В.Н.Мясищев

«Ему был органически присущ редко встречаемый глубокий и постоянно проявляющийся интерес не вообще к человечеству, а к каждому конкретному человеку, с которым сводила его жизнь. И он чувствовал его бытие столь же сильно, как бытие собственного «Я» А.А.Бодалев

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 стр., 4356 слов

Григорьева М.В. Мир психологии, 2008 год

... хода Б. Г. Ананьева [2; 3]; концепция динамической функциональной 93 (с) Мир психологии, 2008 Журнал "Мир психологии", 2008 №1 структуры личности К. К. Платонова [17]; принципы системно9структур9 ного ... субъекта деятельности и личности [3] или различных групп качеств 94 (с) Мир психологии, 2008 Журнал "Мир психологии", 2008 №1 человека [17], рассогласования внутренних инстанций [25], отдельных сто9 ...

С.Л.Рубинштейн

«С.Л. Рубинштейн — это целый мир, и я не теряю надежды в него погрузиться. Уверен, что это будет очень увлекательным путешествием» В.П.Зинченко

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б.Г.Ананьев

«…как теоретик и экспериментатор ярко проявил себя при исследовании широчайшего спектра проблем в психологии, фактически основал новую научную школу» А.А.Бодалев

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А.Р.Лурия

«.. если Выготский — Моцарт психологии, то Лурия сумел стать ее Бетховеном» Стефан Тулмин

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

П.Я.Гальперин

«Учитель из плеяды мудрецов»  Л.Ф.Обухова

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... и получили самостоятельности некоторые отрасли психологических знаний Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, патопсихологию В связи ...

Б.Ф.Ломов

«Наука для него была воистину Земля Русская, твердая для познания истин, мягкая в благодарность их открытия на благо живущим ее любовью» В.А.Пономаренко

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опираясь на знание профессионального жизненного пути, сформулируйте жизненное кредо известных российских психологов ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2.Прокомментируйте на примере жизненного пути любого из ученых взаимодействие судьбы и личной воли человека ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Представьте наглядную и понятную схему, иллюстрирующую возможные логические взаимосвязи деятельности отечественных психологов (например, по линии: учитель – ученики и т.д.).

 

2.4. Вспомните и назовите основные исторические события, происходившие в России в XIX-XX веках. Подчеркните те из них, которые оказали влияние на судьбы русских ученых-психологов. Поясните свой ответ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Какие события стали принципиальными для становления профессиональной российской психологии? Запишите их по порядку свершения __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19 стр., 9231 слов

Клиническая психология вопросы для подготовки к зачету

... болезни 25. Психосоматические заболевания КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1.Объект, предмет клинической психологии Предметом общей клинической психологии являются: 1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности ...

________________________________________________________________________________________________________________________

2.6. Прочитайте отрывок из приветственного слова Г.И.Челпанова на торжественном открытии Психологического института им. Л.Г.Щукиной при Императорском Московском университете. Подчеркните в тексте задачи, которые поставил Г.И.Челпанов перед институтом.

…Университет в средние века был школой просто, и профессора были учителями высших «школ». Такой характер университета сохранился вплоть до нашего времени. Но современный университет, оставаясь школой, ставит еще новые задачи. Он не только должен учить науке, но должен и созидать науку. И если в современном, как русском, так и в немецком, университете происходит борьба между двумя стремлениями: стремлением сделать из университета профессиональную школу и стремлением сделать из университета высшее ученое учреждение, то в этой борьбе к счастью научный интерес одерживает перевес. Университеты становятся все более и более местом научного исследования: учебная сторона уступает место научной.

Профессор современного университета не может ограничиваться простой передачей знаний. Он должен научить студентов самостоятельному научному исследованию. Пассивное усвоение знаний чуждо духу современного университета. Усвоение знаний должно происходить путем ознакомления с методами научного исследования. Студент должен знать, как, научная истина добывается. Для достижения этой цели нужны семинарии, кабинеты, лаборатории, институты, специально приспособленные для целей научного исследования.

На научную разработку психологии университеты должны обратить внимание ввиду ее особенной научной и практической важности, и нужно только немного указаний, чтобы сделалось ясным, как велико научное и практическое значение современной психологии…

…институту принадлежит еще одна функция огромной научной важности. Институт нужен для существования самой психологии, как науки. Институт нужен для удержания внутреннего единства психологии…

Таковы задачи нашего института, таковы задачи всякого психологического института при университете. Психология в университете может развиваться беспрепятственно только тогда, когда университет имеет в своем распоряжении институт, подобный тому, каким в настоящее время имеет счастье обладать Московский Университет…

 (Речи и приветствия на торжественном открытии Психологического института им. Л.Г.Щукиной при Императорском Московском университете//Вопросы психологии. -1992. -№3-4.- С.42-44; 1993.- №1.- С.102-103).

В чем заключается «знаковость» открытия Психологического института в 1914 г. для Российской психологии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческие задания

2.7. Напишите мини сочинение на тему: «Каким образом я решил стать психологом?». Как ответили на этот вопрос твои сокурсники? А как ответили бы на него известные российские психологи? Сравни ответы.

5 стр., 2273 слов

Положение о Школе вожатых факультета управления и психологии ...

... с общественностью выполняет следующие функции: - делает рекламу ШВ на факультете управления и психологии; - информирует о проводимых наборах в группу подготовки ШВ; - освещает деятельность ШВ ФУП ...

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.8. Можно ли называть ученых творческими личностями? Свой ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.9.Поразмышляйте над следующими вопросами.Какие моменты на жизненном пути ученого можно назвать Событием. Почему? Знакомо ли вам ощущение высокой значимости происходящего с Вами здесь и сейчас для будущей судьбы? С чем было связано это ощущение? Какие изменения с Вами произошли?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (К столетию со дня рождения В.Н. Мясищева) // Вопросы психологии.- 1993. -№2.-С. 86-91.

Выгодская ГЛ. Каким он был.//Вопросы психологии.-1996. -№5. -С.122-134.

Гальперин П.Я. Ответы на вопросы корреспондента журнала «Estudios de psychologia»// Вестник Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. -1992.-№4. -С. 3-10.

Ждан А.Н. Георгий Иванович Челпанов // Вестник Моск.Ун-та, Сер.14 Психология, -1994, -№2.- С.47-57.

Зинченко В.П. Слово об учителе // Вопросы психологии. -1993. -№1.-С. 89-92.

Зинченко Ю.П. Борис Герасимович Ананьев: послание в будущее// Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. – 2007.- №4.-С.8-10.

Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. М.: Право, 1990.

Леонтьев А.Н. и современная психология. – М., МГУ, 1983.

Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С.Выготского: Вступительная статья // Л.С.Выготский. Собр.соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. -С. 9-41.

Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1982.

Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. Пятьдесят выдающихся психологов мира. – М., 1995.

 Мунипов В.М. В.М. Бехтерев — родоначальник комплексного изучения человека// Вопросы психологии.- 2007. -№5.-С.110-126.

Рубинштейн С.Л.: Очерки. Воспоминания. Материалы. К 100-летию со дня рождения / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Наука, 1989.