Тема 3 Психолог как профессионал.

 

Проблемные вопросы и задания

3.1. Проанализируйте аспекты понятия «профессия», используя следующие определения:

 

· Профессия –  система задач, форм и видов деятельности, а также особенностей личности, через которые удовлетворяется общественная потребность в достижении социально-значимого продукта.

· Профессия – это необходимая для общества социально-ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития.

· Профессия — источник существования и средство самореализации личности.

· Профессия – социально зафиксированная обществом область возможных трудовых действий человека, для выполнения которых он должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессиональные важные качества личности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Ознакомьтесь с разными классификациями профессий. Дополните таблицу примерами профессий, включая в каждую из классификаций профессию психолога.

 

Основание классификации Типы профессий Примеры

 

Характер требований к психофизиологическим особенностям человека

Профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности  
Профессии, требующие относительной профпригодности (отсутствующие качества могут быть компенсированы мотивацией, опытом)  

 

Необходимая степень квалификации

Профессии, требующие высококвалифицированного труда (длительная дорогостоящая подготовка кадров)  
Профессии с простым квалифицированным трудом  
Профессии с простым неквалифицированным трудом  
Профессии, не требующие специальной подготовки  

 

Содержание труда

(автор Климов Е.А.)

По объекту труда: · человек-природа · человек-человек · человек — знаковая система · человек — художественный образ  
По целям: · гностические · преобразующие · изыскательные  
По средствам осуществления: · профессии ручного труда · профессии машинно-ручного труда · профессии, связанные с применением автоматизированных систем · профессии, связанные с применением функциональных средств (организм, его системы, речь и т.д.)  
По условиям: · микроклимат, близкий к комфортному · работа на открытом воздухе · работа в необычных условиях · работа, связанная с экстремальными ситуациями · работа в условиях повышенной моральной ответственности    

Формула профессии «психолог» 

 

3.3. Дайте характеристику человека, о котором говорят: «Он настоящий профессионал своего дела». Приведите примеры высокого профессионализма людей из собственного опыта. Аргументируйте свой ответ, опираясь на знания о структуре профессионализма (по А.К.Марковой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4. Напишите мини-сочинение на тему: «Может ли человек быть профессионалом в нескольких областях?» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.5 Что, по Вашему мнению, отличает психолога-профессионала от житейского психолога, человека, который серьезно интересуется психологией?

Психолог-профессионал Житейский психолог
   

 

3.6. Обсудите в мини-группе вопрос: Каждый ли человек может достичь уровня суперпрофессионализма? Дайте на него ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.7 Профессиоведческое мини-исследование: развиваем необходимые личные качества. Ответьте на вопросы сначала самостоятельно, потом обсудите результаты в группе. 

Программа — схема для ориентировочного изучения профессии «психолог»

1).

Что делают представители этой профессии:

a. в чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что);

b. каковы особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий;

c. каковы особенности познавательной деятельности и перечень гностических действий.

2).

Перечислите и выделите особенности знаний, элементов опыта, умений успешных представителей этой профессии.

3).

Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность, если это имеет значение).

4).

Каковы особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление – их виды и свойства).

5).

Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.

6).

Каковы особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе).

7).

Каковы особенности направленности личности, системы мотивов (что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).

8).

Каковы особенности творческости (креативности).

9).

Каковы особенности саморегуляции.

10).

Каковы противопоказания (медицинские, педагогические, психологические) к выбору профессий этого типа и какие качества данная профессия развивает у человека.

( Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003.- С.160-161)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческие задания

3.8.Прокомментируйте приведенные строки. Какой метафорический образ, на ваш взгляд, наиболее соответствует кредо профессионального психолога и почему?

1.Чужую беду руками разведу. (Русская пословица)

2. …Ранения не заживают вмиг.

Мы действуем умом, а не колдуем,

Дай только срок… (У.Шекспир)

3. Тот, кто не поспевает в ногу с остальными,

Возможно, слышит

Иного барабанщика.

Пусть шагает с той музыкой,

Которая слышится ему-

Слабая и отдаленная. (Торо)

4. Мир станет поистине подлинным только после того, как я его переделаю. (А.Боске)

5. Сумей поймать за хвост бесенка, и он откроет тебе, где прячется дьявол. (Китайская пословица).

6. Человеку свойственно принимать границы своего видения за границы мироздания. (А.Шопенгауэр).

(Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2001. -С.56-57. )

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.9. Подчеркните, какие из высказываний принадлежат квалифицированному психологу. Объясните свой выбор.

1. У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицает.

2. Я обязательно помогу вам изменить себя.

3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами.

 4 Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти.

5. Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит.

6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт.

7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с вашей стороны.

8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение.

9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится мой  коллега.

10. Вы уже разочарованы! Чем?

(Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: издательский центр «Академия», 1997.- С.294)

3.10. Прокомментируйте притчу, опираясь на знания о профессионализме и профессионале.

Притча о профессионале

У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец, он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тща­тельно проверил. Затем взял молоток, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мо­тор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился: «Как, ты хочешь пятьдесят туманов только за один удар молотком!» «Дорогой друг, — сказал мас­тер, — за удар молотком я посчитал только один туман, а сорок девять туманов я должен взять с тебя за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту».

Литература

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.