Проблемные вопросы и задания
3.1. Проанализируйте аспекты понятия «профессия», используя следующие определения:
· Профессия – система задач, форм и видов деятельности, а также особенностей личности, через которые удовлетворяется общественная потребность в достижении социально-значимого продукта.
· Профессия – это необходимая для общества социально-ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития.
· Профессия — источник существования и средство самореализации личности.
· Профессия – социально зафиксированная обществом область возможных трудовых действий человека, для выполнения которых он должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессиональные важные качества личности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Ознакомьтесь с разными классификациями профессий. Дополните таблицу примерами профессий, включая в каждую из классификаций профессию психолога.
Основание классификации | Типы профессий | Примеры |
Характер требований к психофизиологическим особенностям человека |
Профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности | |
Профессии, требующие относительной профпригодности (отсутствующие качества могут быть компенсированы мотивацией, опытом) | ||
Необходимая степень квалификации |
Профессии, требующие высококвалифицированного труда (длительная дорогостоящая подготовка кадров) | |
Профессии с простым квалифицированным трудом | ||
Профессии с простым неквалифицированным трудом | ||
Профессии, не требующие специальной подготовки | ||
Содержание труда (автор Климов Е.А.) |
По объекту труда: · человек-природа · человек-человек · человек — знаковая система · человек — художественный образ | |
По целям: · гностические · преобразующие · изыскательные | ||
По средствам осуществления: · профессии ручного труда · профессии машинно-ручного труда · профессии, связанные с применением автоматизированных систем · профессии, связанные с применением функциональных средств (организм, его системы, речь и т.д.) | ||
По условиям: · микроклимат, близкий к комфортному · работа на открытом воздухе · работа в необычных условиях · работа, связанная с экстремальными ситуациями · работа в условиях повышенной моральной ответственности | ||
Формула профессии «психолог» |
3.3. Дайте характеристику человека, о котором говорят: «Он настоящий профессионал своего дела». Приведите примеры высокого профессионализма людей из собственного опыта. Аргументируйте свой ответ, опираясь на знания о структуре профессионализма (по А.К.Марковой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.4. Напишите мини-сочинение на тему: «Может ли человек быть профессионалом в нескольких областях?» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.5 Что, по Вашему мнению, отличает психолога-профессионала от житейского психолога, человека, который серьезно интересуется психологией?
Психолог-профессионал | Житейский психолог |
3.6. Обсудите в мини-группе вопрос: Каждый ли человек может достичь уровня суперпрофессионализма? Дайте на него ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.7 Профессиоведческое мини-исследование: развиваем необходимые личные качества. Ответьте на вопросы сначала самостоятельно, потом обсудите результаты в группе.
Программа — схема для ориентировочного изучения профессии «психолог»
1).
Что делают представители этой профессии:
a. в чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что);
b. каковы особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий;
c. каковы особенности познавательной деятельности и перечень гностических действий.
2).
Перечислите и выделите особенности знаний, элементов опыта, умений успешных представителей этой профессии.
3).
Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность, если это имеет значение).
4).
Каковы особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление – их виды и свойства).
5).
Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.
6).
Каковы особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе).
7).
Каковы особенности направленности личности, системы мотивов (что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).
8).
Каковы особенности творческости (креативности).
9).
Каковы особенности саморегуляции.
10).
Каковы противопоказания (медицинские, педагогические, психологические) к выбору профессий этого типа и какие качества данная профессия развивает у человека.
( Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003.- С.160-161)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческие задания
3.8.Прокомментируйте приведенные строки. Какой метафорический образ, на ваш взгляд, наиболее соответствует кредо профессионального психолога и почему?
1.Чужую беду руками разведу. (Русская пословица)
2. …Ранения не заживают вмиг.
Мы действуем умом, а не колдуем,
Дай только срок… (У.Шекспир)
3. Тот, кто не поспевает в ногу с остальными,
Возможно, слышит
Иного барабанщика.
Пусть шагает с той музыкой,
Которая слышится ему-
Слабая и отдаленная. (Торо)
4. Мир станет поистине подлинным только после того, как я его переделаю. (А.Боске)
5. Сумей поймать за хвост бесенка, и он откроет тебе, где прячется дьявол. (Китайская пословица).
6. Человеку свойственно принимать границы своего видения за границы мироздания. (А.Шопенгауэр).
(Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2001. -С.56-57. )
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.9. Подчеркните, какие из высказываний принадлежат квалифицированному психологу. Объясните свой выбор.
1. У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицает.
2. Я обязательно помогу вам изменить себя.
3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами.
4 Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти.
5. Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит.
6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт.
7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с вашей стороны.
8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение.
9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится мой коллега.
10. Вы уже разочарованы! Чем?
(Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: издательский центр «Академия», 1997.- С.294)
3.10. Прокомментируйте притчу, опираясь на знания о профессионализме и профессионале.
Притча о профессионале
У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец, он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился: «Как, ты хочешь пятьдесят туманов только за один удар молотком!» «Дорогой друг, — сказал мастер, — за удар молотком я посчитал только один туман, а сорок девять туманов я должен взять с тебя за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту».
Литература
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.