Тема 1.2. Общая характеристика учебной деятельности

Планы семинарских занятий Раздел 1. Психологические основы обучения Тема 1.1. Основные направления современного обучения

  1. Предмет психологии обучения. Принципы и проблемы психологии обучения.
  2. Основные тенденции современного образования.
  3. Направления современного обучения:
  1. Развивающее обучение в системе В.В.Давыдова.
  2. Теоретические концепции проблемного обучения по Л.В.Занкову.
  3. Проблемное обучение.
  4. Программированное обучение.

3.5.Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

  1. Коммуникативная модель обучения.
  2. Инновационное обучение.

Задания для самостоятельной работы

  1. Познакомьтесь и выпишите из психологических словарей или других источников различные определения категорий учение, обучение, учебная деятельность, научение образование. Синонимичен ли ряд этих понятий? Обоснуйте свое мнение. Соотнесите перечисленные категории со следующими понятиями возрастной и педагогической психологии: развитие, формирование, созревание, рост, социализация, воспитание, воспитанность, обученность, обучаемость, воспитуемость, усвоение, социальная ситуация развития.
  2. Приведите примеры несоблюдения каждого принципа психологии обучения при организации учебного процесса.
  3. Подумайте, в чем отличия и взаимосвязи педагогики и педагогической психологии.
  4. В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим?
  5. Изучив рекомендованную литературу, подготовьте фрагменты уроков с использованием той или иной модели обучения. Постарайтесь обосновать целесообразность применения каждой модели. Дайте их критический анализ.
  6. Обобщив сведения о моделях обучения, проведите их сравнительный анализ на основе выделенных линий сравнения.

Список литературы:

Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы).

Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды.

Дьяченко В.К. Ориентационная структура учебного процесса и ее развитие.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.

Занков Л.В. Обучение и развитие.

Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.

Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.,.

Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении..

2 стр., 822 слов

Проблемы обучения и развития в современной отечественной психологии

... качественных состояний в другие............ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать большой объем информации. ... что, решая задачи педагогике (проблема школьной неуспеваемости), полезно использовать методы психологии. Проблемы могут носить вторичный эффект. Мы в данном случае имеем в ...

Оконь В. Основы проблемного обучения. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая

теория и практика обучения..

Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения..

Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса.

1.Понятие учебной деятельности.

2.Общая характеристика учебной деятельности.

3.Различные подходы в понимании структуры учебной деятельности.

4.Пути формирования учебной деятельности.

5.Показатели сформированности учебной деятельности.

6.Особенности учебной деятельности в школьном возрасте.

Задания для самостоятельной работы

1

  1. В психологии существуют различные определения понятия «Учебная деятельность» (см. лекции).

    Что в этом многообразии — хаос, борьба, единство: Обоснуйте свое мнение.

  2. Охарактеризуйте особенности учебной деятельности младшего школьника, подростка, юноши, используя следующую литературу:

Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников.

Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.

Маркова А.К. Психология обучения подростка.

Психологические особенности слабоуспевающих школьников /Под ред. И. Ломпшера.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред.И.В.Дубровиной.

Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г.Аракелова.

3. Проведите диагностику качественных особенностей учебной деятельности, используя методику Г.И.Вергелес (см. Булыгина Т.Б., Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Рабочая тетрадь по курсу «Психология обучения»).

Список литературы

Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших

школьников: Учебное пособие.

Вергелес Г.И. Характеристика показателей сформированности учебной деятельности

младших школьников // Формирование младшего школьника как субъекта учебной

деятельности / Под ред. Л.А.Матвеевой.

Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.

Тема 1.3. Анализ структурных компонентов учебной деятельности

1.3.1. Мотивация учебной деятельности

  1. Общая характеристика учебной мотивации.
  2. Классификация мотивов.
  3. Диагностика изучения мотивации учения.
  4. Формирование мотивации учения. Задания для самостоятельной работы
  1. Подумайте, почему мотивы называются внутренними и внешними? Какие потребности из мотивационного треугольника А.Маслоу могут быть связаны с успешностью учебной деятельности?
  2. Подготовьте сообщение на тему «Возрастные особенности мотивации учения школьников», используя вышеуказанную литературу.
  3. Опираясь на книгу А.К.Марковой «Формирование мотивации учения» (М., 1990), перечислите основные диагностические приемы изучения мотивации учения и дайте их классификацию.
  4. Посетите урок в школе и понаблюдайте за проявлением познавательного интереса учащихся, опираясь на схему в рабочей тетради «Психология обучения» (Архангельск, 1999. С. 15-16).

Список литературы

  1. Божович Л.В., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков.
  2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте
  4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.
  5. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.

1.3.2. Учебная задача и ее характеристика

  1. Понятие учебной задачи.
  2. Общая характеристика учебной задачи.
  3. Психологические требования к учебным задачам. Задания для самостоятельной работы

2

13 стр., 6322 слов

Влияние мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников

... мотивации учебной деятельности младших школьников .1 Понятие учебной мотивации Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация ... Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно-воспитательного ...

  1. Сравните учебную задачу с конкретно-практической, опираясь на книгу Д.Б.Эльконина «Избранные психологические труды» (М., 1989. С. 215-217).
  2. Используя любую мыслительную задачу, проанализируйте процесс ее решения с точки зрения последовательности этапов. Психологическая структура задачи зависит от ее содержания или имеет инвариативную структуру? Почему?
  3. Проанализируйте отрезок учебного материала и определите характер учебной задачи, какими конкретными заданиями и упражнениями решается данная задача, достижение каких ближайших и отдаленных целей она обеспечивает, усвоению каких знаний, умений и навыков способствует решение данной задачи.

Список литературы

  1. Балл Г.А. Теория учебных задач.
  2. Булыгина Т.Б., Киналь А.П., Шишигина Т.Р. Психология обучения..
  3. Булыгина Т.Б., Киналь А.П., Шишигина Т.Р. Рабочая тетрадь по курсу «Психология обучения».
  4. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие.
  5. Учебные материалы и учебные ситуации / Под ред. Г.С.Костюка и др.
  6. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач.
  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.

Тема 1.3.3. Действие как единица анализа учебной деятельности

  1. Классификация действий.
  2. Характеристики учебных действий.
  3. Структура общих умственных действий.
  4. Формирование перцептивных, мыслительных, мнемических, имажинитивных и аттенционных действий у школьников.

Задания для самостоятельной работы

  1. Дайте определение мнемическим и имажинитивным действиям, их классификацию, раскройте приемы, применяемые для их развития в зависимости от возрастных особенностей школьников.
  2. Используя знания о структуре перцептивного действий, приведите пример формирования перцептивного действия у школьников.
  3. Дайте определение мыслительным и аттенционным действиям, их классификацию. Используя вышеуказанную литературу, выделите особенности их формирования.
  4. На основе учебного содержания различных предметов выберите задания, направленные на развитие мыслительных, перцептивных, имажинитивных, мнемических действий. Список литературы

Тема 1.3.4. Контроль и оценка в учебном процессе

  1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).

    М.,1969.

  2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.
  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.
  4. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников.
  5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т.
  6. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников.
  7. Истомина З.М. Развитие памяти.
  8. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.
  9. Маркова А.К. Психология обучения подростка.
  10. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника.
  11. Психологические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.
  13. Славская К.А. Мысль в действии.
  14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.
  15. 15. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти.
  1. Определение контроля и оценки. Их виды и функции.
  2. Организация контроля за процессом усвоения.
  3. Структура действия контроля. Причины отклонения результатов деятельности от эталона.
  4. Субъективные ошибки оценивания. Задания для самостоятельной работы
    1. Что значит проконтролировать свою работу?
    2. Какая связь между контролем, оценкой учителя и самоконтролем, самооценкой обучающегося?
    3. Перечислите возможные способы побуждения учеников к самооцениванию своей учебной деятельности. Какими достоинствами и недостатками обладают выделенные способы?
    4. Используя соответствующую литературу (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974), покажите этапы формирования умственного действия контроля.
    1. Список литературы
    1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Человек как предмет познания: В 2-х т.
    1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.
    2. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн.
    3. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя..
    4. Якунин В.А. Педагогическая психология.
    1. Тема 1.3.5. Знание в качестве продукта учебной деятельности

    1. Понятие знания и его психологическое содержание.
    2. Пути приобретения знаний.
    3. Определение «понятие» и его характеристики.
    4. Условия освоения понятий. Мыслительные действия с понятиями. Задания для самостоятельной работы
    1. 1. Приведите пример формирования научных понятий у детей, опираясь на фазы обучения по Э.Стоунсу (Фридман Л.М. Психологический справочник учителя).
    1. Проведите сравнительный анализ этапов формирования научных понятий у учащихся по В.В.Давыдову, Э.Стоунсу и П.Я.Гальперину.
    2. Раскройте возрастные особенности формирования понятий у детей, опираясь на работу В.В.Давыдова «Виды обобщения в обучении»
    1. Список литературы
    1. Богоявленский Д.Н. и др. Психология усвоения знаний в школе
    2. Брунер Дж. Психология познания.
    3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.
    4. Климов Е.А. Психология.
    5. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.
    6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.
    1. Раздел 2. Психология воспитания

    2. Тема 2.1-2.2. Предмет и задачи психологии воспитания.-Психология нравственного

    3. воспитания
    1. Предмет и задачи, проблемы психологии воспитания.
    2. Зарубежные и отечественные концепции воспитания.
    3. Роль нравственного воспитания в формировании личности ребенка.
    1. 4
    1. Характеристика нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственного поведения как структурных компонентов воспитанности (условия, этапы формирования нравственных знаний, убеждений, поведения; структура нравственных убеждений).
    2. Вклад зарубежных психологов в изучение проблем нравственного развития (Л.Кольберг, Ж. Пиаже, Пек и Хейвигхерст).
    3. Особенности и возможности нравственного воспитания у детей раннего и дошкольного возраста.
    4. Проблема развития и формирования нравственных убеждений в младшем школьном возрасте.
    5. Характеристика нравственного развития в период взросления. Задания для самостоятельной работы
      1. Проведите сравнительный анализ концепций воспитания.
      2. Приведите примеры проблемной воспитательной ситуации и предложите конкретные варианты выхода из них, используя различные концепции воспитания (бихевиористической, психоаналитической, когнитивистской и т.д.).

        21 стр., 10094 слов

        1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

        ... эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: факты, ... субъект деятельности, процесс деятельности, предмет деятельности , условия деятельности , продукт деятельности .  3 осн-хвида человеческой деятельности: игру, учение и труд. Существенным отличием деятельности ...

        3 стр., 1016 слов

        ВОПРОС ╣ 13 Учет особенностей темперамента в воспитания и обучении ...

        ... деятельности па другую). Темперамент сказывается на поведении ребенка, па быстроте протекания реакций, устойчивости настроений. Поэтому необходимо учитывать особенности темперамент как при обучении, так и при воспитании ... индивидуальными видами деятельности. Важная положительная особенность слабого типа, его повышенная чувствительность, что помогает школьнику в условиях правильного воспитания быстро ...

        Сформулируйте достоинства и недостатки применения каждой из них на практике.

      3. Познакомтесь с программой психологического изучения воспитанности школьников, используя книгу Марковой А.К. «Психология труда учителя».
      4. Познакомиться с диагностическими программами изучения воспитанности школьников, опираясь на показатели воспитанности и характеристики нравственного развития школьников.
      1. Список литературы
      1. Гаврилова Т.П. Учитель как воспитатель нравственных чувств.
      1. Матвеева Л.А. Развитие младшего школьного возраста как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения.
      1. Кле Мишель Психология подростка. Психо-сексуальное развитие.
      2. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания.
      3. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания.
      4. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.
      5. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей.

      Тема 2.3. Психология семейного воспитания

        1. Понятие семьи. Функции и виды семьи.
        2. Специфика семейного воспитания. Роль членов семьи в воспитании ребенка.
        3. Типология детско-родительских отношений: отец- ребенок, мать-ребенок.
        4. Типичные ошибки семейного воспитания и пути их устранения. Задания для самостоятельной работы
          1. Обобщив свой эмпирический опыт, сформулируйте типичные ошибки семейного воспитания. Вспомните или продумайте рекомендации по их устранению.
          2. Подумайте, существует ли связь между стилем семейного воспитания по А.Е.Личко и формированием акцентуаций характера в подростковом возрасте. Какие рекомендации можно дать родителям по организации взаимодействия с подростками с различными типами акцентуаций?
          1. Список литературы
          1. Дружинин В. Психология семьи
          2. Коваль СВ. Психология семейных отношений.
          3. Личко Е.А. Подростковая психиатрия.
          4. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей
          5. Отец в современной семье.
          6. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания.
          7. Раттер М. Помощь трудным детям.
          8. Семья в психологической консультации /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.
          1. 5
          1. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.
          2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.
          1. Тема 2.4. Психология полового воспитания

          1. Современное состояние проблем полового воспитания.
          2. Предмет полового воспитания, его цели и принципы.
          3. Модели полового воспитания в различных странах.
          4. Стадии становления полового самосознания по Л.Васильченко.
          5. Онтогенез развития психо-сексуальной сферы.
          6. Методы формирования психо-сексуальной сферы ребенка. Задания для самостоятельной работы
            1. Сформулируйте типичные ошибки полового воспитания.
            2. Продумайте методы формирования психо-сексуальной сферы ребенка. Список литературы
              1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2.
              2. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание.
              3. Кле Мишель Психология подростка. Психо-сексуальное развитие.
              4. Ковалев СИ. Психология современной семьи.
              5. Кон И.С. Психология ранней юности.
              6. Половая социализация ребенка в семье и школе. / Сост. Л.Н.Татарникова. Часть 1.
              7. Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Педагогическая
              8. психология»
              1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
              2. Проблемы педагогической психологии.
              3. Методы психолого-педагогического исследования.
              4. Понятие научения. Уровни и виды научения.
              5. Понятие учения. Понимание природы учения в различных психологических концепциях
              6. Понятие учебной деятельности, ее основные характеристики
              7. Структура учебной деятельности.
              8. Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
              9. Общая характеристика учебной мотивации. Виды мотивов учения.
              10. Психологические характеристики мотивов учения.
              11. Учебная мотивация и успешность учебной деятельности.
              12. Понятие и виды знания.
              13. Этапы усвоения знаний. Признаки понимания знания.
              14. Психологические закономерности процесса формирования навыка. 15.Критерии сформированности навыка.
                1. Общая психологическая характеристика понятий «обучение» и «учение».
                2. Соотношение обучения и развития.
                1. 18.Психологическая характеристика традиционного обучения.
                1. Психологическая характеристика проблемного обучения.
                2. Психологическая характеристика программированного обучения.
                3. Основные положения психологической теории поэтапного формирования умственных действий.
                4. Типология ориентировочной основы действия.
                5. Модель развивающего обучения Л.В. Занкова
                1. 24.Модель развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
                2. 25.Развитие человека как личности в процессе обучения.
                3. 26.Развитие человека как субъекта деятельности в процессе обучения.
                1. Взаимосвязь отметки и познавательной мотивации. Возрастные особенности восприятия оценки учителя.
                2. Психологический анализ урока: цель, функции, этапы, основные критерии анализа.
                3. Соотношение обучения и воспитания. 30.Психологические аспекты воспитания.
                1. 31.Понятие воспитывающей среды. Учитель как организатор
                2. воспитывающей среды.
                3. 32.Психология самовоспитания.
                4. 33.Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.
                5. 34. Подросток как субъект учебной деятельности.
                6. 35.Старшеклассник как субъект учебной деятельности.
                7. 36. Обучаемость и ее показатели
                8. 37. Психологический анализ неуспеваемости и ее причины 38.Психологические типы неуспевающих школьников
                1. Структура личности учителя.
                2. Педагогические способности.
                3. Направленность личности педагога.
                1. 42.Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
                2. 43.Структура педагогической деятельности и уровни ее продуктивности.
                3. 44. Педагогическое воздействие.
                4. 45.Функции педагогической деятельности
                5. 46.Педагогические умения.
                1. Понятие и специфика педагогического общения.
                2. Функции педагогического общения.
                3. Стили педагогического общения.
                4. Особенности и структура педагогического коллектива
                1. Рекомендуемая литература по курсу «Педагогическая психология»
                2. Основная
                1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. — М., 2003.*
                1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 2002.*
                2. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. — М., 2002. кн.2.*
                3. Талызина Н.В. Педагогическая психология. — М., 1998.
                4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Изд-во: ACT, 2010,672 с.
                5. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учебное пособие. Изд-во «Питер», 2009.
                6. Педагогическая психология. Хрестоматия. Изд-во «Питер», 2006,412с.
                1. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. Изд-во «Академический проект», 2002,528 с.
                1. Дополнительная
                1. Бодалев А.А. Личность и общение. — М, 1995.
                1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского. — М., 1981.*
                1. Габай Т.В. Педагогическая психология. — М., 2003.
                2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
                3. Занков Л.В. Обучение и развитие. — М., 1975.
                4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М, 1986.
                5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
                6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М, 1972.
                1. 9. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. Ю.Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.
                2. П.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. —
                3. М., 1983. 12.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.— М.:
                4. Педагогика, 1984 .— 144 с. 13.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994. 14.Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии
                5. профессиональной жизнедеятельности педагога. — М., 1999. 15. Педагогика и психология высшей школы / Отв. редактор СИ.
                6. Самыгин. — Ростов-на-Дону, 1998. 16.Реан А.А., Бордовская Н.В.,Розум СИ. Психология и педагогика. — СПб.:
                7. Питер, 2004. 17.Реан А.А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск, 1994. 18. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от
                8. деятельности к личности. — М., 1995. 19.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону, 2000. 20.Теории учения: Хрестоматия: Учебное пособие / Ред.-сост.: Н. Ф.
                9. Талызина, И. А. Володарская .— М.: Рос. психол. общество, 1998 .— 148
                10. с. 21. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред.
                11. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. — М., 1981. 22.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974. 23.Якунин В.А. Педагогическая психология. — СПб., 2000.