Сущность научных подходов к управлению

Сущность системного подхода.

Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

• интеграция научных знаний, рост числа междисциплинар­ных проблем;

• комплексность проблем и необходимость их изучения в един­стве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

• усложнение решаемых проблем и объектов;

• рост числа связей между объектами;

• динамичность изменяющихся ситуаций;

• дефицитность ресурсов;

• повышение уровня стандартизации и автоматизации элемен­тов производственных и управленческих процессов;

• глобализация конкуренции, производства, кооперации, стан­дартизации и т.д.;

• усиление роли человеческого фактора в управлении и др.
Перечисленные черты вызывают неизбежность применения

системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его ос­нове можно обеспечить качество управленческих решений. Сис­темный подходэто методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнего ок­ружения, включающего в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь; 2) внутренней структуры, т.е. совокупности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы.

Производственная система — это единство материальных и не­материальных компонентов анализируемого объекта, его внешних и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информа­ционных, производственных, управленческих и других процессов

Сущность научных подходов к управлению

К подходам к управлению любыми объектами относятся системный подход, институциональный, логический, подход ценителя эксклюзивного сервиса, воспроизводственно-эволюционный, стратегический, глобальный, стандартизационный, эксклюзивный, функциональный, процессный, структурный, ситуационный, нормативный, оптимизационный, директивный, поведенческий, мотивационный, комплексный, маркетинговый, деловой, аналитический, традиционный, новаторский, формальный, предпринимательский, инновационный, профилактический, прагматический, экологический, экономический, социальный, правовой, ресурсный, рыночный, региональный, национальный, международный, исторический, адаптивный, интеграционный, однодис-циплинарный, многодисциплинарный, индивидуальный, корпоративный подход и др.

Мы перечислили 45 подходов к управлению, из которых половина являются научными сложными, а половина — прагматичными простыми. Сущность научных подходов надо раскрывать с разных точек зрения и разрабатывать механизм их применения, а простые по содержанию и структуре подходы можно применять без предварительной разработки механизма. Так, например, наиболее сложный — системный подход связан с изучением и проектированием различных биологических, технических, производственных, социально-экономических систем, по которым необходимо разрабатывать понятийный аппарат, классификации, формулировать конкретные средства для конкретных классов систем и правила их применения. Все перечисленные составляющие систем необходимо рассматривать с различных точек зрения, т.е. применять комплексный и другие подходы. Вместе с тем системный подход следует применять при решении любых проблем, большинства задач. Научные подходы не дублируют друг друга, а дополняют, позволяют расширить число граней исследуемой проблемы. Ниже приводится краткое содержание научных подходов.

8 стр., 3997 слов

Бихевиористские подходы к управленческой деятельности

... и находящимися на их территории населенными пунктами в соответствии с организационно-управленческими и финансовыми ресурсами соответствующих образований. Однако если отдельные муниципальные образования считают ... данной работы: попытаться выяснить, что представляет собой бихевиоризм и как этот подход применим на практике в деятельности организации. 1. Психологические особенности распределения ...

Прагматичные простые подходы к управлению уточняют позицию исследователя или лица, принимающего решение, на какой-либо один аспект проблемы или процесса. Например, аналитический подход основан на применении различных методов анализа, позволяющих глубже изучить процессы и явления. При применении термина «аналитический подход» сами методы анализа не рассматриваются, а обращается внимание на необходимость применения методов анализа при решении проблемы. Или традиционный подход основан на использовании отработанных, проверенных практикой, старых методов и операций. Альтернативой традиционному подходу является новаторский подход.

Некоторые прагматичные подходы составляют понятия одного класса, области применения. Так, экологический, технический, экономический, ресурсный, социальный и правовой подходы освещают разные аспекты проблемы, и они могут быть интегрированы в один сложный комплексный подход. Национальный, региональный и международный подходы можно объединить в один сложный — территориальный, однако перечисленные простые подходы могут применяться и самостоятельно. Например, национальный подход — подход, который предусматривает при решении любых международных и государственных вопросов отдавать приоритет текущим и будущим национальным интересам, учитывающим национальные особенности и менталитет населения, интересы будущих поколений.

Из научных подходов системный подход в связи с его важностью и сложностью выделен в самостоятельную тему. Комплексный подход был рассмотрен в п. 1.1, институциональный — в п. 2.1, маркетинговый подход будет рассмотрен в п. 5.2. Воспроизводственно-эволюционный, стратегический, глобальный, эксклюзивный, процессный, оптимизационный, инновационный научные подходы нами рекомендуется применять при проведении стратегического маркетинга и НИОКР*. Рассмотрим сущность остальных научных подходов.

Подход ценителя эксклюзивного сервиса — подход покупателя к покупке товара (услуги), ожидающего, что: 1) изготовитель на стадии стратегического маркетинга изучил его потенциальную потребность; 2) разработчик и изготовитель применили научные подходы к управлению; 3) продавец честен и профессионален; 4) документация (стандарты, технические условия, сертификат, паспорт на изделие, инструкция по эксплуатации и др.) объективно отражает уровень качества товара, качество будущего сервиса, безопасность его применения, ресурсоемкость в сфере потребления и другие параметры; 5) изготовитель, торговые и сервисные организации — не временщики, а постоянные профессиональные партнеры, стремящиеся качественно, с минимальными затратами и своевременно удовлетворить потребности потребителя; 6) органы власти защитят покупателя от несправедливости.

Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта следующая: потребности -» функции -» показатели будущего объекта -> изменение (совершенствование) или формирование структуры объекта. В настоящее время применяется в основном предметный подход к управлению, при котором совершенствуется или изменяется существующий объект. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для сложившихся коллективов или отдельных работников. При применении функционального подхода идут от обратного — от потребностей, от требований выхода системы, возможностей на ее входе. При этом абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, учитывающие запросы потребителей, ищут совершенно новые организационно-технические решения для удовлетворения существующих или потенциальных потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего с системным, маркетинговым и воспроизводственно-эволюционным.

Структурный подход к проблемам управления — это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в совокупности с целью установления их рационального соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Разновидностью структурного подхода, точнее определяющего важность факторов в их совокупности, является более сложный метод ранжирования, который подробно описан в специальной литературе. Приведем примеры применения структурного подхода.

Соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего звена (руководителя фирмы и его заместителей) рекомендуется принимать равным 5 : 2 : 3, а в структуре менеджера низшего звена — 1:2:7, т.е. руководители

 

 

 

должны больше заниматься разработкой стратегических задач, а мастера — их исполнением. Значимость факторов достижения конкурентоспособности товара — качества, цены, качества сервиса, затрат у потребителя, качества управления — должна быть примерно следующей 3:2:1:1:3, т.е. в распределении ресурсов при формировании стратегий приоритет должен быть отдан обеспечению качества товаров и качества управления. Прежде чем применить структурный подход, рекомендуется провести структуризацию проблемы, например построить дерево показателей конкурентоспособности товара.

Ситуационный (вариантный) подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время. В силу многообразия факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (плана и т.д.), на учете непредвиденных обстоятельств. Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

а) содержанию (технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.);

б) виду управленческого решения во времени (стратегические, тактические и оперативные);

в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

г) методам реализации управленческих решений.
Сущность нормативного подхода заключается в установлении

нормативов управления по всем подсистемам системы управления и факторам конкурентоспособности объектов. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем — целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности и перспективности применения по масштабу и во времени.

Сущность директивного (административного) подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указании, стандарты, инструкции, планы, программы, положения, методики и т.п.).

В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются на:

систему законодательных актов страны и региона;

систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;

систему планов, программ и заданий;

систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании его возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой и психологии. Основной задачей этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и принуждать, побуждать и убеждать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике различные методы управления и принципы мотивации. Мотивация — это процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Деловой подход является наиболее комплексным (после системного) и сложным, так как у каждого свое понимание этого подхода, связанное с индивидуальным характером, воспитанием и образованием. Полнота и глубина практического применения делового подхода при разработке управленческого решения определяются объективными (для лица, принимающего или выполняющего решения) и субъективными факторами. Поскольку деловой подход к решению любых проблем применяют только люди или группа людей, то полнота и глубина его применения (соблюдения) будут определяться внешней средой и человеком (группой).

К объективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, относятся:

конкурентоспособность внешней среды (для региона — это страна; для организации — страна, регион и отрасль; для специалиста — организация, система образования и т.д.);

сила конкуренции на данном рынке (рынке труда, товаров, технологий и т.д.);

качество систем управления на всех уровнях иерархии;

качество информационных связей (через Интернет и т.д.) организации или физического лица с поставщиками и потребителями;

качество правового и методического обеспечения процесса разработки и реализации управленческого решения;

система учета, контроля и мотивации обоснованных решений;

система ценностей, организационная культура и миссия организации и др.

Будем считать, что специалист и исполнитель не могут оказывать влияния на перечисленные факторы, поэтому они отнесены к объективным факторам. Руководитель организации может оказывать влияние на некоторые перечисленные факторы. В целом качество перечисленных факторов определяется государством. К субъективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода к управлению, относят:

уровень культуры и национальные традиции;

системность и логичность мышления работника;

его деловые качества;

уровень автоматизации информационного обеспечения и организации управления;

систему мотивации и ответственности;

темперамент работника (для руководителя, принимающего индивида на работу,— это субъективный фактор, а для самого конкретного индивида — объективный);

характер работника;

его способности;

целенаправленность личности;

эмоциональность работника и др.

Исходя из перечисленных объективных и субъективных факторов можно сделать вывод, что деловой подход — это широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие качества.

В заключение приведем некоторые рекомендации по реализации на практике делового подхода к управлению. В 1912 г. российскими предпринимателями были приняты семь принципов ведения дел:

уважай власть;

будь честен и правдив;

уважай право частной собственности;

люби и уважай человека;

будь верен своему слову;

живи по средствам;

будь целеустремленным.

Позже эти принципы были дополнены еще тремя: оказывай уважение старшим, уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни, будь постоянен в сексуальных отношениях [Н. Макнай-ер]. Перечисленные десять принципов предлагаем дополнить еще тремя: 1) стремись быть конкурентоспособным, поддерживай и развивай свои конкурентные преимущества, постоянно работай над собой, думай; 2) соблюдай всюду и всегда законы, общепринятые нормы поведения; 3) стремись выполнять «программу трех 3» (здоровье, знания и забота о ближнем).

 

 

Сравнительный анализ японского и американского менеджмента

Управленческие школы США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента. Между ними имеется определенное сходство: обе школы основное внимание уделяют активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, диверсификации выпускаемых товаров и услуг, разукрупнению крупных предприятий и умеренной децентрализации производства; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (правда, если американские менеджеры разрабатывают свои планы на 5— 8 лет, то японские — на срок до 10 лет и более).

В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют особенности, обусловленные спецификой социально-экономического развития их стран.

Основу американской системы управления составляет принцип индивидуализма, возникший в американском обществе в XVIII—XIX вв., когда в страну прибывали сотни тысяч переселенцев. В процессе освоения огромных территорий вырабатывались такие национальные черты характера, как инициативность и индивидуализм. Для Японии же, в которой до конца XIX в. сохранялся феодализм, характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм (принадлежность к какой-либо социальной группе), и формирование современной японской системы управления происходило с учетом этой особенности. В настоящее время японский менеджмент получает все большее распространение в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд с учетом общих культурных ценностей и традиций.

Существуют и другие различия японской и американской систем управления. В США в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации — в Японии же менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом. В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, — в Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. Главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги) — для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму).

Для западноевропейских и американских предприятий характерно наличие морально-психологических запретов, сдерживающих инициативу и творчество работников, — японские трудящиеся руководствуются понятиями внутреннего долга и подчиненности своих интересов интересам коллектива. В кризисных ситуациях американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать ее более конкурентоспособной, — на японских предприятиях существует неписанный закон так называемого пожизненного найма работников, при котором работающий персонал рассматривается как высшая ценность организации, а следовательно, администрация будет делать все возможное для того, чтобы сохранить своих работников в самых кризисных ситуациях. Американские работники согласно контракту о приеме на работу ориентированы только на выполнение своих функциональных обязанностей — японские работники стремятся не только выполнить свои должностные обязанности, по и сделать максимум полезного для своей организации, например американский мастер или инженер никогда не будет выполнять работу по уборке территории цеха, даже если у него имеется свободное время, а японский специалист, имея свободное от основной деятельности время, обязательно займется чем-то полезным для своей фирмы, так как ориентирован не на выполнение строго очерченных функциональных обязанностей, а на работу во имя блага своей фирмы.

Американские трудящиеся обычно один раз в несколько лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия труда. Это вызывается также тем, что в США традиционно успешной считается только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности в структуре его организации).

Обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших в компании 20—25 лет, если даже они и не достигли пенсионного возраста. Таким способом руководство компаний стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и удержать их в своей организации.

В Японии работники обычно трудятся всю жизнь на одном предприятии, а любой переход в другую организацию рассматривается как неэтичный поступок. Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена через каждые 4 года — 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности).

Это позволяет фирме улучшать систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых участках и должностях.

России еще предстоит выбрать наиболее подходящую для нее модель менеджмента, вначале просто копируя ее, а затем творчески развивая на основе отечественной теории и практики управления. Видимо, более привлекательной для нас будет японская модель менеджмента, так как она в большей степени отвечает особенностям нашей истории, культуры и национальной психологии (например, приоритет группы над личностью, подчинение авторитету власти и др.).

Такой выбор, на наш взгляд, несомненно приведет к изменению геополитических интересов России, к ее большей ориентации на страны, расположенные в Тихоокеанском регионе (Япония, Китай, Бразилия, Чили, Австралия, Южная Корея и т.д.), с их огромными людскими, финансовыми, сырьевыми и технологическими возможностями и исторической перспективой.
Выбор модели менеджмента будет означать смену мировоззренческих ориентиров в процессе подготовки будущих менеджеров. Это будет выбор, который определит исторический путь развития России на сотни лет. Ведь Россия — это страна, находящаяся на стыке Запада и Востока и вобравшая в себя ценности как западного, так и восточного мира.

Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента

  Японская модель менеджмента Американская модель менеджмента
1. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Индивидуальный характер принятия решений
2. Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность
3. Нестандартная, гибкая структура управления Строго формализованная структура управления
4. Неформальная организация контроля Четко формализованная процедура контроля
5. Коллективный контроль Индивидуальный контроль руководителя
6. Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе
7. Основное качество руководителя — умение осуществлять координацию действий и контроль Главное качество руководителя — профессионализм
8. Ориентация управления на группу Ориентация управления на отдельную личность
9. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату Оценка управления по индивидуальному результату
10. Личные неформальные отношения с подчиненными Формальные отношения с подчиненными
11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы Деловая карьера обусловливается личными результатами
12. Подготовка руководителей универсального типа Подготовка узкоспециализированных руководителей
13. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. Оплата труда по индивидуальным достижениям
14. Долгосрочная занятость руководителя в фирме Найм на работу на короткий период