Структурные компоненты игровой деятельности дошкольников

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад),производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.), после полета Ю.Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни. Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек — предмет»).

Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек — человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик — кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку — уложил спать; снова покормил — и снова уложил спать. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры — действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными. Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.).

Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку. А иногда ограничиваются символическими действиями. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»).

Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого.

Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего школьного возраста, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны(воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т.д.).

Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становиться средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры — процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений. Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям: · усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого; · постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений); роль — средство реализации сюжета.

 

Требования к игрушкам для детей дошкольного возраста

Игрушка — это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания угодить ребенку и пр).

Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. Поэтому многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек.

Основное требование к игрушке — максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.

Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом , задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции . Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, персептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится — восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание и пр.

Во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия с ней. Эта возможность определяется для разного типа игрушек разными качествами. В образных игрушках важно наличие яркого определенного образа — человека или животного. Также привлекательность игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости — важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность.

В-третьих, привлекательность определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре.

Психологическая задача возрастного развития решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней возможностей. Однако наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребенка. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для развивающей игрушки. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями игрушки. Так как игра является самостоятельной деятельностью ребенка, поэтому игровой материал должен учитывать несколько требований: прочность, качество ее изготовления. Они безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.

Таким образом, основным психологическим требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:

привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;

полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;

операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.

Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу — учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук — эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым — животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.

А почему кукла Барби — антиигрушка? Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходи, как бы на все готовое — это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева. ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой — комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют сексуализации детского сознания и по сути является интеллектуальным растлением.

Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе «не навреди!». В соответствии с этим принципом игрушки не должны:

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным);

наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек.

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка:

провоцирует ребенка на агрессивные действия;

вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие;

вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка;

провоцирует ребенка на пренебрежительное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.

Такие критерии отбора игрушек важны в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности.

Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка:

полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;

возможность применения игрушки в совместной деятельности;

дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;

эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

Виды игрушек.

Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко).

Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д.

Чаще в современной литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.). Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название — сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла — источник разнообразных переживаний малыша.

2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Также технические игрушки делятся: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и других наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.

3. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения «LEGO».

4. Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.

5. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке, блошки).

Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.).

6. Театрализованные игрушки — это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы — марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам. К ним относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.

7. Звучащие и музыкальные игрушки. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством — пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей.

8. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает в самих видах игр: для театров дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций; для сюжетно-ролевой игры — «продукты», «тетрадки». В основе лежит художественных труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.

Образные игрушки составляют одну из групп в общей классификации игрушек, но их тематическое разнообразие, огромное значение и влияние, оказываемое развитие личности ребенка, позволили подвергнуть разделению по классам и этот отдельно взятый вид игрушек.

Е.Б. Моложавая делит образные игрушки, учитывая содержание образа:

образы людей,

образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и т.д.),

образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.),

образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),

образы быта (посуда, мебель и т.д.);

сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные стороны окружающей жизни (природные явления, быт, спорт, техника и т.д.).

С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:

по содержанию образа ( куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);

по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок);

по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);

по величине ( мелкие — от 3 до 10 см, средние — 10-50 см, крупногабаритные — соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);

по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.)

по художественно-образному решению (реалистические — передают типичные черты вида, характера объекта, условные — выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные — строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.).

В процессе общения с детьми и взрослыми замечаются некоторые взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно их можно разделить на игрушки продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.

К продуктивным относятся игрушки, которые позволяют создать что-то «свое», проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством вариантов действий, стратегические игры — солдатики, например.

К репродуктивным , повторяющим, относятся все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.

Таким образом, дети, предпочитающие продуктивные, созидательные игрушки более склонны к позиции лидера, у них более гибкое мышление, они не пугаются и ищут выходы из нестандартных ситуаций. Это творческие люди и даже яичницу они могут готовить особенным способом. Дети, которым нравятся репродуктивные игрушки, отличаются лучшей адаптацией к социальным условиям. Они коммуникабельны, стабильны, легко <вписываются> в рамки ролей и делают то, чего от них ожидают. Менее склонны к самостоятельному решению задач, чаще ведомые, чем ведущие. Неконфликтны, соблюдают правила и законы.

Таким образом, существуют различные виды игрушек, но чаще встречается классификация на основе использования игрушек в различных видах игр.

Список литературы

1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках. // Дошкольное воспитание, № 4, 2005. — 98-108 с.

2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. — 256 с.

3. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. — 144 с.

4. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 112 с.

5. Канаева Г. Воспитание добрых чувств через игру с куклой. // Дошкольное воспитание, № 1, 1980. — с.13-15.

6. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. — М.: Просвещение, 1980. — 64 с.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 464с.

8. Спиваковская А.С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144с.

9. Смирнова Е.О., Н.Г. Салмина, Е.А. Абдуллаева, И.В. Филиппова, Е.Г. Шеина. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек.

10. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006. — 386 с.

11. Игра дошкольника \ Под ред С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.-286 с.

13. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте\ Н.Я. Михайленко, Н.Я. Короткова. – М.: Академический проезд, 4-е издание. 2002 – 160 с.

 

 

План развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей среднего дошкольного возраста

Вид игры: Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Возраст детей: 4-5 лет.

Подготовительный этап

Задачи, формы организации, методы, средства:

1. Познакомить с основными трудовыми процессами работников больницы.

2. Упражнять детей в использовании приобретенных знаний.

3. Обобщить представления о труде работников больницы.

4. Формировать трудовую деятельность.

1. Экскурсия в больницу.

2. Наблюдение за трудом врача, приглашенного в группу.

3. Рассказ врача о своей работе, показ необходимых инструментов для работы.

4. В книжном уголке поместить иллюстративный материал по теме «Больница»

Подготовка атрибутов для игры: белый халат, колпак, чемоданчик с медицинскими инструментами, кушетка, ростомер, напольные весы, письменный стол, бланки с рецептами.

Для игры оборудуется медицинский кабинет: стол, стул, наличие медицинских инструментов (фонендоскоп, градусник, шпатель, шприц, пузырьки с лекарствами, кушетка, стулья и стол, на котором разложены картинки по уходу за своим здоровьем, перед кабинетом врача для ожидания своей очереди.

—Беседа о работе врача с показом инструментов, необходимых для работы.

—Беседы с детьми «О своем здоровье», «Об уходе за зубами», «О значимости утренней зарядки и физкультуры», «Зачем нам нужны витамины», «Как помочь организму не простудиться», «Как правильно ухаживать за своими ушами, глазами».

Рассматривание картинок о работе врача

—Просмотр слайд-шоу о работе врача. Чтение художественной литературы:

В. Маяковский «Кем быть»,

Я Райнис «Кукла заболела»,

К. Чуковский «Доктор Айболит»,

З. Александрова «Мой мишка»,

Васильева С. А., Марясова В. И. «Тематический словарь в картинках Мир человека: Профессии» – М., 2005 г.

Дидактические игры :

«Кто где работает»,

«Чей инструмент», «К какому врачу нужно обратиться мишке? », «В каком кабинете работает врач».

Третий лишний»,

«Кто что делает? », «Кукла заболела»,

Напольные пазлы по тематике.

Изготовление атрибутов из картона: градусник, шпатель, грелка.

НОД: Занятия по развитию речи «На приеме у врача»; познавательному развитию «В здоровом теле -здоровый дух»;

рисованию «Мой зайчик заболел»;

лепке «Баночка с витаминами».

Наблюдение за работой врача.

Конструирование: здание больницы (строительный материал) .

Раскраски по данной тематике.

Аппликация: таблетки, мази, микстуры, порошки. Ноябрь тематическая неделя «Профессии родителей»

Этап обучения игре

Задачи, формы организации, методы, средства:

1. Формировать интерес к игре «Больница».

2. Создавать игровую среду в группе.

3. Формировать коллективные умения и навыки совместной деятельности, выбирать участников совместной деятельности.

4. Учить активно взаимодействовать со сверстниками, уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других.

5. Формировать игровые умения и навыки.

6. Формировать умение подчиняться разным правилам и социальным нормам 1. Решение проблемных ситуаций.

2. Совместные игры с воспитателем.

3. Игра – фантазия.

4. Придумывание необычных историй про работников больницы.

5. Индивидуальные беседы о правилах поведения в совместной игре.

6. Советы по распределению игровых обязанностей.

Беседы с детьми: «Правила поведения в больнице»,

«Как играть».

Инсценировка отрывка сказки «Доктор Айболит».

Конкурс среди «врачей-детей» — «Кто лучше забинтует палец». НОД по ознакомлению с окружающим:

«Предметы ухода за телом».

Дидактические игры: «Кто больше назовет действий»,

«Маленький доктор».

Рисование по теме:

«Добрый доктор Айболит»

Оригами:

«Колпак для доктора»

Лепка:

«Медсестра или врач»

Дидактические игры-упражнения:

«Подбери предметы для каждого специалиста. Расскажи для чего они? » Декабрь Тематическая неделя «Здравствуй, праздник Новый год»

Этап самостоятельной игры

Задачи, формы организации, методы, средства:

1. Учить детей проявлять инициативу и самостоятельность в игре «Больница».

2. Формировать положительные взаимоотношения в самостоятельной игре.

3. Формировать умение самоорганизации в игре. 1. Анализ с детьми нравственных ситуаций.

2. Изготовление предметов заместителей с родителями.

3. Выделение в течение дня места для самостоятельной игры.

4. Оснащение игровых зон.

5. Внесение предметов – заменителей.

НОД С ДЕТЬМИ

Познавательное развитие «Здоровые волосы – красота человека».

Рисование «Современные прически».

Лепка «Такие разные заколки».

Аппликация «Шляпки, кепки и береты».

Игровые упражнения: врач и пациент

Дидактические игры:

— что лишнее?

— лото «Профессии»

Обучающие игры:

— на приеме у врача

-папа ведёт сына в больницу

— мама ведет дочку в больницу

— едем на автобусе в больницу Январь- март Тематические недели «ЗОЖ», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Моя безопасность»

Этап творческой игры

Задачи, формы организации, методы, средства:

1. Закрепить умение усложнять игру путем расширения состава ролей.

2. Создать условия для творческого самовыражения, развития новых сюжетов.

3. Закрепить умение детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

4. Развивать умение планировать предстоящую игру, сообща выполнять задуманное, справедливо решать споры,

дальнейшее пополнение атрибутов к игре;

5. Обогащать сюжет новыми ролями;

6. Совершенствовать игровые навыки, взаимоотношения между детьми.

7. Расширить и закрепить знания детей о работе в «Поликлинике», вызвать желание быть всегда здоровым, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

8. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре. Наблюдение за поликлиникой: кто еще может работать в поликлинике, зачем эти специалисты нужны? Рассказ детям о работе «Поликлиники» от лица специалистов:

лаборанта

регистратора

медсестры

узких специалистов.

«Составь рассказ о работе… » (регистратора, лаборанта и т. д.)

Беседа: «Зачем нужны другие работники поликлиники» Игровые проблемные ситуации «большая очередь к врачу»- создать дополнительные рабочие вакансии и другие проблемы.

Построение ролевого взаимодействия с членами семьи, шофёром, детьми детского сада и т. д.

Приёмы руководства игрой: активизация ролевого диалога, вежливое общение. Апрель

Тематические недели «Я и мой организм»,

«Воздух, солнце и вода – наши верные друзья».

Приложение 1

Атрибуты для творческого этапа игры:

Регистратор — ручка, телефон, книга регистрации, картотека медицинских карточек, белый халат.

Медсестра – капельница, шприц, градусник, разные таблетки и сиропы, бинт, вата, белый халат, резиновые перчатки.

Окулист – очки, офтальмозеркало, стенд с набором знаков и символов, белый халат.

Лаборант – микроскоп, увеличительное стекло, пробирки и колбочки, мерные ложечки, белый халат, резиновые перчатки.

Стоматолог – белый халат, зубная паста и зубная щетка.