Структура выпускной квалификационной работы. Кафедра социальной психологии и социологии управления

PowerPlusWaterMarkObject13166205

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра социальной психологии и социологии управления

Методические указания по оформлению

курсовой,

выпускной квалификационной (дипломной) работы,

и магистерской диссертации

для студентов направления «Психология»

Составитель: Маркова Е.В. 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………

3

1 Общие требования к выпускной квалификационной работе……………

4

2 Структура выпускной квалификационной работы………………………

7

3 Правила оформления текста выпускной квалификационной работы …..

10

4 Оформление отдельных видов иллюстративного материала……………

14

5 Подготовка к защите и защита ВКР………………………………………..

30

Приложение А Порядок нормоконтроля выпускных квалификационных (дипломных) работ и магистерских диссертаций для направления «Психология» всех форм обучения………………………………………………………..

32

Приложение Б Порядок нормоконтроля курсовых работ для направления «Психология» всех форм обучения…………………………………………..

34

Приложение В Оформление титульного листа курсовой работы………….

35

Приложение Г Оформление титульного листа дипломной работы………..

36

Приложение Д Оформление титульного листа бакалаврской работы…..

37

Приложение Е Оформление титульного листа магистерской диссертации……………………………………………………………………………………………

38

Введение

Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа, дипломная работа, магистерская диссертация) – это самостоятельная творческая работа студента, главная цель и содержание которой – научное исследование актуальных вопросов теоретического и прикладного характера.

Выпускная квалификационная работа должна отражать высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

К выполнению и защите бакалаврской работы, дипломной работы или магистерской диссертации допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по соответствующей образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом направления.

Успешная защита бакалаврской работы, дипломной работы или магистерской диссертации является юридическим основанием для выдачи документа об окончании вуза и присвоения соответствующей степени.

В данном пособии рассматриваются основные нормативные требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе. Пособие предназначено для студентов направления «Психология» Факультета управления и психологии Кубанского государственного университета.

1 Общие требования к выпускной квалификационной работе

Бакалаврская, дипломная работа, магистерская диссертация или курсовая работа должны быть напечатаны с помощью компьютера, распечатаны на принтере на одной стороне белого листа формата А4. Цвет шрифта – черный, кегль – 12 или 14. Интервал – полуторный. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее поля – 2 см.

Абзацный отступ – 1,25 см. Не допускается использовать полужирный шрифт, курсив и подчеркивание.

Качество напечатанного текста и оформление иллюстраций, таблиц, распечаток должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. Необходимо соблюдать равномерную контрастность изображения по всей работе.

Все представленные в данной методичке требования к оформлению выпускной квалификационной работы применимы к курсовой работе, бакалаврской работе, дипломной работе и магистерской диссертации, и должны быть использованы студентом при их оформлении.

Объем курсовой работы – должен составлять до 60 печатных страниц формата А4.

Объем дипломной работы должен составлять 60 – 85 печатных страниц формата А4.

Объем бакалаврской работы должен составлять 60 – 85 печатных страниц формата А4.

Объем магистерской диссертации – до 80 печатных страниц формата А4.

1.2 Требования к прохождению нормоконтроля

Курсовая работа. Студент проходит нормоконтроль у своего научного руководителя, затем сдает ему курсовую работу в бумажном виде в папке-скоросшивателе, а также в электронном виде.

Бакалаврская, дипломная работа и магистерская диссертация. Перед переплетом дипломная работа/магистерская диссертация сдается нормоконтролеру на проверку соответствия требованиям ГОСТ.

Представление работы на проверку допускается только в бумажном (распечатанном) виде. После корректировки дипломная работа/магистерская диссертация переплетается учащимся в переплетной мастерской в твердый переплет.

Порядок нормоконтроля курсовых, бакалаврских, дипломных работ и магистерских диссертаций находится в приложении к данному методическому пособию. С ним необходимо ознакомиться.

Бакалаврская работа / дипломная работа/магистерская диссертация сдается нормоконтролеру и будет принята и подписана им при предоставлении оформленной в соответствии с нормативной документацией и переплетенной в твердый переплет работы.

Наличие подписей студента и научного руководителя, подписанной рецензии и подписанного отзыва на работу не является обязательным для проставления подписи нормоконтролера.

1.3 Использование цитат и заимствований. Плагиат

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного труда следует приводить цитаты. Они используются для того, чтобы без искажения передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору курсовой, дипломной работы или магистерской диссертации в процессе анализа и синтеза информации.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно проводиться в списке использованных источников в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

Цитирование должно производиться в объеме, оправданном целью цитирования. Оно не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы:

— избыточное цитирование создает впечатление лоскутности работы;

— недостаточное цитирование снижает научную ценность излагаемого в работе.

В тексте диссертации часто приходится ссылаться на факты, установленные другими авторами, или включать в текст заимствованный у них материал. Такие заимствования могут быть добросовестными и недобросовестными.

Добросовестное заимствование — это использование студентом научных работ других авторов с обязательным указанием:

1. фамилий и инициалов авторов в том месте работы, где приводится заимствованный материал, а также указание библиографической ссылки на источник заимствования;

2. полного библиографического описания всех выходных данных использованных работ в списке использованных источников.

ПЛАГИАТ. Недобросовестное заимствование обычно называют плагиатом, когда используются чужие идеи, факты, таблицы, материалы и т.п. с целью их присвоения. Плагиат в курсовых, дипломных работах и магистерских диссертациях недопустим. При обнаружении научным руководителем студента плагиата в работе на стадии ее написания, студент обязан исправить работу согласно правилам цитирования и заимствования текста. При обнаружении плагиата во время защиты работы, работа снимается с рассмотрения.

Будьте внимательны, при написании курсовой, дипломной работы или магистерской диссертации студент обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты. При использовании идей и разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы или изданы публикации, студент обязан отметить это в своей работе.

2 Структура выпускной квалификационной работы

Бакалаврская, дипломная и курсовая работа, а также магистерская диссертация должна включать в себя:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основную часть (разделы, подразделы, пункты и подпункты);
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения (при необходимости).

2.1. Структура титульного листа

Титульный лист, первый лист работы, заполняется по форме, приведенной в приложении В (для курсовой работы), приложении Г (для дипломной работы), приложении Д (для бакалаврской работы), приложении Е (для магистерской диссертации).

2.2. Структура содержания

В содержании приводят названия разделов, подразделов, пунктов и подпунктов в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе, и указывают страницы, на которых они начинаются.

«Введение», «Заключение», «Список использованных источников» и «Приложения (с их буквенным обозначением и названиями)» также включаются в содержание, но не нумеруются. Им в соответствие через отточие указываются страницы, на которых они начинаются.

Пример оформления содержания приведен в приложении Б.

2.3. Структура введения

Введение – обязательная структурная часть выпускной квалификационной работы, располагающаяся перед основной частью. Оптимальный объем введения – 2-3 страницы.

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научной проблемы, основания и исходные данные для

написания работы, обоснование необходимости разработки темы. Во введении:

  • отражаются актуальность и новизна темы исследования;
  • формулируются цели и задачи (теоретические и эмпирические);
  • объект, предмет и гипотезы исследования;
  • кратко перечисляются методы и методики эмпирического исследования;
  • рассматривается научно-практическая значимость работы.

2.4. Структура основной части

Основная часть должна содержать:

  • обоснование выбора, направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку;
  • описание процесса теоретических и эмпирических исследований, включая литературный обзор, формулировку объекта и предмета исследования, характеристику выборки, методы исследования, методы статистического анализа;
  • обобщение и оценку результатов исследований, в том числе исследования автора – студента, предложения по дальнейшему исследованию и разработке проблемы.

2.5. Структура заключения

В заключении должны быть представлены:

  • общие выводы по результатам работы;
  • оценка достоверности полученных результатов;
  • предложения по использованию результатов дипломной работы, возможностях внедрения разработок.

По объему заключение занимает примерно 4-5 страниц.

2.6. Структура списка использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании работы. Сведения об источниках следует располагать в алфавитном порядке и нумеровать арабскими цифрами. Все сведения об оформлении списка использованных источников подробно описаны в данном методическом пособии (подглава 4.7).

2.7. Структура приложения

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложении, как правило, дают:

  • материалы, дополняющие работу;
  • таблицы вспомогательных цифровых данных;
  • рисунки вспомогательного характера;
  • описание методик, тексты опросников, использованных в работе или разработанных студентом в ходе исследования.

3 Правила оформления текста выпускной квалификационной работы

3.1 Оформление титульного листа

Титульный лист является первой страницей бакалаврской, дипломной и курсовой работы, а также магистерской диссертации и заполняется по форме, приведенной в Приложении В (для курсовой работы), Приложении Г (для дипломной работы), Приложении Д (для бакалаврской работы), Приложении Е (для магистерской диссертации).

3.2 Нумерация страниц

Страницы бакалаврской, дипломной, курсовой работы или магистерской диссертации нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Первый лист работы (титульный лист) не нумеруется. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц текста.

3.3 Оформление содержания

Заголовок «СОДЕРЖАНИЕ» печатается посередине, всеми заглавными буквами (жирным шрифтом не выделяется).

При оформлении содержания удобно создать таблицу в Word 2003 /2007 из 2-х столбцов и необходимого Вам количества строк. В первом столбце будут размещаться номера разделов и их названия, во втором – количество страниц.

После оформления содержания, границы таблицы необходимо удалить или стереть (с помощью инструмента «границы и заливка»), чтобы при распечатывании их не было видно.

Слово «стр.» в содержании не пишется.

Промежутки между названием раздела (подраздела) и номером соответствующей ей страницы заполняются отточием.

При оформлении содержания названия разделов печатаются с начала строки без абзацного отступа, с заглавной буквы, остальные буквы — строчные. Номера подразделов отделяются на 2 знака (2 нажатия клавиши «пробел») относительно раздела. Названия пунктов – на 2 знака относительно подраздела.

Пример.

Введение

1 Первый раздел

1.1 Первый подраздел первого раздела

1.1.1 Первый пункт первого подраздела

1.1.2 Второй пункт первого подраздела

Пример

Содержание

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

1 Теоретические и методологические основы изучения читателей, чтения и библиотек…………………………………………………………

7

1.1 Роль книги, чтения и библиотеки в жизни общества……………..

7

1.2 Основные подходы к исследованию читателей …………………..

18

1.2.1 Подход исследования читателей О. Соколовской…………….

23

2 Библиотерапия как основа развития личности…………………………

26

3 Эмпирический анализ исследования особенностей читателей и не читателей библиотек……………………………………………………….

48

3.1 Характеристика выборки и методов исследования……………

48

3.2 Социально-биографические характеристики читателей……..

62

Заключение…………………………………………………………………

78

Список использованных источников………………………………………

73

Приложение А Типы читателей библиотек……………………………….

80

Приложение Б Сравнительный анализ типов читателей библиотек……

81

3.4 Оформление заголовков в тексте работы

Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» в тексте работы следует печатать всеми заглавными буквами без точки в конце и размещать посередине строки (выравнивание – посередине).

Жирный шрифт не используется.

Все заголовки разделов и подразделов работы следует печатать с абзацного отступа с заглавной буквы, остальные буквы – строчные; без точки в конце и без указания слова «Глава» или «Подглава».

Разделы работы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами. В конце порядкового номера раздела точка не ставится.

Подразделы должны иметь порядковые номера в пределах всего раздела и обозначаться арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (например, 2.1).

В конце порядкового номера подглавы точка не ставится.

Каждый новый раздел начинается с нового листа. Каждый новый подраздел в пределах одного раздела отделяется от предыдущего одной пустой строкой с помощью клавиши ENTER.

ЗАПРЕЩЕНО оставлять название подраздела в конце листа, оторванным от текста. В таком случае его название нужно перенести на новый лист.

Пример оформления введения.

ВВЕДЕНИЕ

Не все школьники к началу обучения в средней школе готовы к переходу на новый этап своего развития. Часть учеников приходят в среднюю школу с нерешенными, не устраненными вовремя проблемами, трудностями в обучении, вызванными недостаточным уровнем учебных знаний, навыков, не развитым в должной мере «умением учиться». Кроме того, рубеж 4-5 классов, по свидетельству многих психологов и педагогов, характеризуется некоторым снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения.

Пример оформления разделов и подразделов.

1 Закономерности развития в младшем школьном возрасте

1.1 Понятия социальной ситуации развития и возрастных новообразований

Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение нового [4]. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями.

Новое, как пишет Л.С. Выготский, «появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития» [6, с. 31].

1.2 Характеристика социальной ситуации развития и новообразований в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

4 Оформление отдельных видов иллюстративного материала

4.1 Оформление ссылок

Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку использованных источников, выделяя квадратными скобками, например, [25], [5, 31].

Если в тексте работы присутствует цитата, следует делать сноску на источник цитаты, указывая в квадратных скобках его порядковый номер по списку использованных источников и страницу, с которой взята цитата. Например, [25, с. 4].

Ссылки на главы, подглавы, пункты, таблицы или рисунки работы следует указывать их порядковым номером, например: «…в главе 2», «…по подглаве 3.2.1», «…на рисунке 4», «… в приложении А».

4.2 Правила оформления цитат

Существуют следующие правила оформления цитат из первоисточника:

  1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
  2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце).

    Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

  3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.
  4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник. Однако, таким цитированием злоупотреблять не следует

Пример.

Николе М., Шварц С. отмечают: «Поскольку правила во многих семьях не объясняются, то никто их не утверждает, и их трудно изменить. Однако терапевт, как сторонний наблюдатель, может помочь семье увидеть и перепроверить правила, по которым они живут» [12].

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку на источник следует начинать словами: «Цит. по: «; «Цит. по кн.»; «Цит. по ст.» с указанием источника заимствования.

Пример

  1. Цит. по: Психология и психоанализ любви / Под ред. Д.Я. Райгородского.– М., 2005. – 219 с.

4.2 Оформление списка перечисления

При оформлении списка, в котором значится перечисление чего-либо, ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО использование знака тире « − ». Недопустимо применение символов , , , , ,  и других. В редких случаях (например, перечисление сделанных в работе выводов) возможно цифровое обозначение пунктов (1, 2, 3…).

Слово, с которого начинается пункт перечисления, пишется со строчной буквы.

Пример.

Анализ результатов проводится по следующим направлениям:

− оценка словарного запаса. Для этого подсчитывается число слов основных грамматических категорий / существительное, прилагательное, глагол, имя собственное / и общее количество слов;

− орфографическая грамотность.

4.3 Оформление формул

Формулы являются частью текста, при этом знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации. Формулу выделяют из текста тем, что размещают ее на отдельной строке. Выше и ниже одной формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Слова, связывающие формулы (слова-связки), размещают в начале строки; знаки препинания ставят непосредственно за формулами.

После формулы помещают перечень всех указанных в ней символов и числовых коэффициентов с расшифровкой их значений.

Символы следует расшифровывать только один раз – при первом их использовании. После расшифровки каждого символа ставят точку с запятой. Формулы, за исключением формул в приложениях, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках.

Пример.

Подсчитаем количество совпадений и несовпадений знаков отклонений значений показателей от их среднего значения по формуле:

, (1)

где  С — число пар, у которых знаки отклонений значений от их средних совпадают;

H — число пар, у которых знаки отклонений значений от их средних не совпадают.

Формулы, помещаемые в приложениях должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением пред каждой цифрой обозначения приложения, например формула (А.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Например: …в формуле (2).

Не допускается в пределах работы обозначать одинаковыми буквенными символами разные параметры, равно как и разными символами один и тот же параметр.

В бакалаврской, дипломной, курсовой работе и магистерской диссертации допускается выполнение формул аккуратным рукописным способом черными чернилами.

4.4 Оформление таблиц

В тексте работы недопустимы сокращения табл., табл.1, см. табл.1 и др. Слово «таблица» пишется всегда полностью.

Пример.

Результаты по методике Л.Н. Собчик представлены в таблице 1.

Или: результаты по методике Л.Н. Собчик (таблица 1).

1. Название таблицы размещается над таблицей; пишется БЕЗ абзацного отступа, без выделения жирным шрифтом или курсивом, начинается со слова «Таблица» и ее порядкового номера. Затем ставится знак тире « − » и с заглавной буквы указывается само название таблицы.

Внутри таблицы допустимо использование шрифта: 11, 12, 13 и 14; интервала – одинарного и полуторного.

Пример оформления таблицы и ее названия.

Таблица 2 – Дифференциальные критерии предельного и экстремального модуса бытия личности

Личность как субъект предельного модуса

Личность как субъект экстремального модуса

  1. Организмическое пространство

Высокий энергетический потенциал

Широкий спектр индивидуальных различий

Потребность в самореализации в реальности

Потребность в самосохранении

2. Рассмотрим случай, когда таблица не умещается на одном листе и ее необходимо перенести на следующий лист.

В этом случае следует в первой части таблицы провести нижнюю горизонтальную линию. На следующей странице необходимо написать «Продолжение таблицы» с указанием ее порядкового номера и повторить заголовки граф и строк таблицы («шапку»).

Таблица 3 — Распределение учащихся по показателям уровня школьной мотивации

Уровни школьной мотивации 1

Учащиеся прогимназии

2

Учащиеся Гимназии

3

1 – высокий уровень

4%

25%

Продолжение таблицы 3

1

2

3

2 – средний уровень

40%

21%

3 –полож. отношение

5%

25%

4 –низкий уровень

14%

24%

5 –негат. отношение

0 %

2%

3. Если необходимо в тексте работы сослаться на таблицу из приложения, делаем это следующим образом.

Пример.

Результаты, полученные относительно связи эмоциональной компетентности матерей и аффективной сферы детей представлены в таблице А.1. Показатели эмоциональной компетентности детей подросткового возраста — в таблице А.2

— где буквенное обозначение (А, Б, В) – номер приложения, а цифровое (1, 2, 3) – номер таблицы данного приложения.

4.5 Оформление рисунков

1. Иллюстрации (графики, диаграммы, схемы, фотоснимки) в работе называются рисунками.

Иллюстрации могут быть цветными.

2. В тексте работы недопустимы сокращения рис., рис.1, см. рис.1 и др. Слово «рисунок» пишется всегда полностью.

Пример.

Отношение руководителей и сотрудников к компании в целом может быть охарактеризовано как положительное (рисунок 1).

Или: на рисунке 1 видно, что отношение руководителей и сотрудников к компании в целом может быть охарактеризовано как положительное.

Обозначение рисунка начинается со слова «Рисунок» и его порядкового номера. Затем ставится знак тире « − » и с заглавной буквы указывается название рисунка. Название рисунка располагается под рисунком и размещается посередине строки.

Пример.

1 –надежность; 2- конструктивность; 3 – неконструктивность; 4 – оценка

5- давление; 6 – эффективность

Рисунок 1 – Восприятие организации руководителями

и сотрудниками

2. Если необходимо в тексте работы сослаться на рисунок из приложения, делаем это следующим образом.

Пример.

Гендерные различия в эмоциональном выгорании отражены на рисунке В.1

-где буквенное обозначение (А, Б, В) – номер приложения, а цифровое (1, 2, 3) – номер рисунка данного приложения.

4.6 Оформление примечаний

Примечания необходимо помещать непосредственно после текстового или графического материала, к которому оно относится. Так, например, примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Если во всей работе есть только одно-единственное примечание, оно не нумеруется. Если в работе несколько примечаний, их нумеруют по порядку арабскими цифрами (1, 2, 3…) без проставления точки после цифры.

Слово «Примечание» пишется с заглавной буквы, с абзацного отступа, далее следует номер примечания (если оно не единственное во всей работе), после номера примечания ставится тире, за которым следует текст примечания, начинающийся с заглавной буквы. В конце текста примечания (вне зависимости от количества предложений в нем) ставят точку.

Пример.

Уровни школьной мотивации

Учащиеся прогимназии

Учащиеся Гимназии

1 – высокий уровень

4%

25%

2 –средний уровень

10%

30%

Примечание 3 – Где 4% — достоверное значение

4.6.1 Оформление примечаний в приложениях

Примечания в приложениях необходимопомещать непосредственно после текстового или графического материала, к которому оно относится.

В приложении слово «Примечание» пишется с заглавной буквы, с абзацного отступа, далее следует буква названия приложения и номер примечания в приложении. После номера примечания ставится тире, за которым следует текст примечания, начинающийся с заглавной буквы.

Пример.

Уровень стрессоустойчивости

Студенты колледжа

высокий уровень

12%

средний уровень

25%

низкий уровень

63%

Примечание А.1 – Где 12 % — достоверное значение

4.7 Оформление списка использованных источников

Список использованных источников представляет собой перечень всех учебников, статей, энциклопедий и других источников, использованных автором при написании бакалаврской, дипломной, курсовой работы или магистерской диссертации. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 2003 и ГОСТ 7.82 – 2001.

Сведения об источниках следует располагать в алфавитном порядке, нумеровать арабскими цифрами и печать с абзацного отступа (приложение Е).

Обратите внимание, что источники на иностранном языке располагаются после русскоязычных источников, имеют собственных алфавит, и имеют общую нумерацию со всем списком.

Электронный ресурс размещается после русскоязычных и иностранных источников (если они имеются) и имеет общую нумерацию со всем списком. Если электронных ресурсов несколько, они располагаются между собой в алфавитном порядке, а общая нумерация списка сохраняется.

Ниже представлены библиографические описания для книги одного автора, двух и более авторов, книги под редакцией, статьи из журнала, автореферата диссертации и ссылки на электронный ресурс.

Примерное количество источников в списке литературы – 50 наименований.

Краткий пример оформления далее (приведенные в примере книги и статьи в реальности не существуют, они выдуманы для удобства восприятия).

Список использованных источников

  1. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России / К.И. Абрамов. – М. : Либерия, 2000. – 176 с.
  2. Алексеева, А.И. История психологии / А.И. Алексеева, И.А. Баранов. – М. : Либерия, 2000. – 176 с.
  3. Васильев, Л. Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий: В 5 т. Т. V. Промышленные здания / Под ред. В. М. Предтеченского. – М., 1983. – 272 с.
  4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — Собр. соч. в 6т. Т 2. – М.: Мысль, 1982. – 169 с.
  5. Иванова, А.И. Общая психология / А.И. Иванова, Г.А. Шварц, Н.М. Никитина. – М., 2002. – 201 с.
  6. Ганюхина, Т. Г. Образ корпоративной культуры в предпринимательстве : дис…канд. психол. наук : 19.00.01 : защищена 20.01.02 : утв. 07.08.01 / Ганюхина Татьяна Геннадьевна. – Н. Новгород, 2002. – 109 с.
  7. Маликова, И.Н. Карьерные ориентации предпринимателей : дис…д-ра психол. наук : 19.00.01 : защищена 20.03.07 : утв. 10.09.08 / Маликова Ирина Николаевна. – Самара, 2007. – 112 с.
  8. Психология в схемах и таблицах / П. Буйташ [и др.] – М., 1991. – 165 с.
  9. Психология и психоанализ любви / Под ред. Д.Я. Райгородского.– М., 2005. – 219 с.
  10. Психологические особенности читателей библиотек: сб. ст. / Отв. ред. Н.С. Лейтис, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 480 с.
  11. Прусаченко, Н.А. К вопросу о российском менталитете / Н.А. Прусаченко// Российский менталитет: сб.ст. – М., 1997. – С. 56-74.
  12. Пряникова, В.Б. Сопереживание и сотворчество: диалектика и взаимообусловленность / В.Б. Пряникова // Психология художественного творчества: Хрестоматия/ сост. Петров К.В. – Минск, 2003. – С. 465-470.
  13. Рудкович, Дж. Интегративная краткосрочная психотерапия: обзор современных методов/ Дж. Маркович, А. Кертес // Современная психотерапия: теория и практика: докл. Междунар. конф., Гетеборг, Швеция, 27 авг. – 1 сент. 1966. – М., 2011. – С. 223–231.
  14. Савченко, Л.Н. Определение понятия «эмоциональность» / Л.Н. Савченко // Психологический журнал. – 1980. – Т. 54, вып. 11. – С. 26–30.
  15. Смирнов, А.Б. Психология на рубеже времен / А.Б. Смирнов // Психологические исследования. — 2005. — № 4. – С. 24-28. 
  16. Таненко, Н.А. Мифы и реальность / Н.А. Таненко, Ю. Н. Тарасенко // Библиотека. — 2005. — № 4. – С. 12-16. 
  17. Чалков, Н. Я. Психоаналитический подход / Н. Я. Чалков // Вопросы психологии. – 1980. – Т. 46, № 9. – С. 813–814.
  18. Чалашова, Т. В. Психологический особенности карьеры менеджера : автореф. дис…канд. психол. наук : 19.00.01 / Чалашова Татьяна Виларьевна. – Н. Новгород, 2001. – 21 с.
  19. Уванцева, Е. Б. Эмоциональное выгорание специалистов помогающих профессий: автореф. дис…д-ра психол. наук : 19.00.01 / Уванцева Елена Борисовна. – Екатеринбург, 2003. – 26 с.
  20. Experiments in materials science / E. C. Subbarac [et al]. – New York a.c. : Mc Graw-Hill, 1972. – 274 p.
  21. Flanaut, J. Les elements des terres rares / J. Flanaut. – Paris : Masson, 1969. – 165 p.
  22. Mukai, K. Determination of phosphorus in hypereutectic aluminium-silicon alloys / K. Mukai // Talanta. – 2002. – Vol. 19, № 4. – P. 489–495.
  23. Возрастная психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.azps.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  24. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана.

4.8 Оформление приложений

Приложения оформляются как продолжение работы на ее последующих страницах, и располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием сверху посередине страницы заглавными буквами слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его порядкового буквенного обозначения.

Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, кроме букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Например: ПРИЛОЖЕНИЕ А

Каждое приложение должно иметь тематический заголовок (название), который записывается всеми заглавными буквами с выравниванием по центру.

В случае если приложение не умещается на одну страницу, его следует переносить на следующую страницу, как продолжающийся текст без дополнительных названий.

Рассмотрим случай, когда в приложении имеется таблица или рисунок. Нумерация таблиц приложений состоит из буквы, обозначающей приложение, и цифры, обозначающей номер таблицы. Например: Таблица А.1

Нумерация рисунков приложений также состоит из буквы, обозначающей приложение, и цифры, обозначающей номер рисунка, например: Рисунок А.2

Расположение таблиц и рисунков в приложении подчиняется правилам оформления таблиц и рисунков в тексте работы (см. подраздел 4.4).

Примечания в приложениях необходимопомещать непосредственно после текстового или графического материала, к которому оно относится.

Слово «Примечание» пишется с заглавной буквы, с абзацного отступа, далее следует буква названия приложения и номер примечания в приложении. После номера примечания ставится тире, за которым следует текст примечания, начинающийся с заглавной буквы.

Пример.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Таблица А.1 — Связь эмоциональной компетентности матерей и аффективной сферы детей подросткового возраста

Ребенок

Индекс тревожности

Степень осознания

1

Ту-ев (м)

36

высокая

2

До-ев (м)

43

высокая

3

Ма-ин (м)

43

низкая

Таблица А.2 — Показатели эмоциональной компетентности детей подросткового возраста

Ребенок

Индекс

тревожности

Степень осознания

1

Пр-ев (м)

25

высокая

2

Кл-ев (м)

11

низкая

3

На-ин (м)

47

высокая*

Примечание А.1 – Высокая степень от 14 баллов

Пример.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ОПРОСНИК ПЭА (ПОНИМАНИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ, АВТОРИТЕТНОСТЬ)

(Автор А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой)

Текст опросника

  1. Я легко читаю ее (его) мысли.
  2. Я с трудом угадываю ее (его) настроение.
  3. Я понимаю ее (его) без слов.
  4. Мне трудно предсказать, как она (он) будет вести себя в той или иной ситуации.
  5. Я хорошо знаю ее (его) вкусы и привычки.
  6. Мне трудно предсказать ее (его) мнение по тому или иному вопросу.
  7. Я знаю, чего она (он) хочет, к чему стремится.
  8. Мне кажется, я плохо ее (его) понимаю.
  9. Она (он) часто удивляет меня поступками, которых я от нее (него) не ожидал(а).
  10. Я хорошо знаю ее (его) достоинства и недостатки.
  11. Ее (его) внутренние переживания остаются для меня загадкой.
  12. Я знаю, на что она (он) способна (способен), а на что – нет.
  13. Я знаю, что для нее (него) важно в жизни.
  14. Часто выясняется, что я неверно ее (его) понял.
  15. Мне трудно сказать, что ее (его) может огорчить или обрадовать.
  16. На меня благотворно действует просто ее (его) присутствие.
  17. Мне нравится слушать ее (его) голос, смотреть на ее (его) лицо.
  18. Меня раздражают ее (его) манеры.
  19. У нее (него) неприятное лицо.
  20. Мне нравится наблюдать, как она (он) ходит работает, сидит.
  21. Мне неприятны ее (его) поцелуи, прикосновения, ласка.
  22. Мне нравится ее (его) смех, улыбка.
  23. Я тяжело переношу разлуку с ней (ним).
  24. Что-то в ее (его) внешности мне явно не нравится.
  25. Рядом с ней (ним) я чувствую себя легко и раскованно.
  26. В ее (его) присутствии у меня поднимается настроение.
  27. Рядом с ней (ним) я легко утомляюсь, раздражаюсь, выхожу из себя.
  28. Я готов(а) отложить важные дела, лишь бы побыть с ней (ним) рядом.
  29. Часто у меня появляется желание отдохнуть от нее (него).
  30. Я чувствую себя лучше, когда она (он) отсутствует.
  31. Я нахожу в ней (нем) много личных достоинств, за которые я ее (его) уважаю как человека.
  32. Среди моих знакомых и близких она (он) – самый авторитетный для меня человек.
  33. Когда мне трудно что-нибудь решить, я чаще всего советуюсь с ней (ним).
  34. Она (он) легко может меня переубедить.
  35. Я считаю, что у нее (него) хорошо работает голова.
  36. Я интересуюсь теми книгами и фильмами, которые произвели на нее (него) впечатление.
  37. Она (он) интересный человек, я с ней (ним) не скучаю.
  38. Я часто критикую ее (его) действия и высказывания.
  39. Часто она (он) высказывает дельные и умные мысли.
  40. Ее (его) взгляды на многие вещи неприемлемы для меня.
  41. Я дорожу ее (его) мнением обо мне.
  42. Я горжусь тем, что она (он) мой друг.
  43. Я редко соглашаюсь с ее (его) мнениями и оценками.
  44. Иногда мне кажется, что она (он) недалекий человек.
  45. В ней (нем) есть такие качества, которые я хотел(а) бы видеть у себя.

Пример.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ

Рисунок В.1 – Гендерные различия

в эмоциональном выгорании

5 Подготовка к защите и защита вкр

Работа над бакалаврской, дипломной работой и магистерской диссертацией ведется по определенному графику. Порядок защиты ВКР устанавливается соответствующими кафедрами. График (сроки) выполнения ВКР определяются федеральными государственными образовательными стандартами направления подготовки.

Подготовленная к защите ВКР должна пройти нормоконтроль на выпускающей кафедре. Задачей нормоконтроля является проверка соответствия ВКР нормам и требованиям, установленным ГОСТами.

Бакалаврская, дипломная работа или магистерская диссертация допускается к защите при условии ее правильного оформления, наличия рецензии и при необходимости – отзыва научного руководителя. Студент может заблаговременно ознакомиться с отзывом и рецензией на ВКР.

Список студентов, утвержденных приказом ректора и допущенных к защите, представляется в Государственную аттестационную комиссию (ГАК).

Состав ГАК формируется из профессорско-преподавательского состава КубГУ и лиц, приглашаемых из сторонних предприятий, организаций, учреждений – авторитетных специалистов данного профиля, ведущих преподавателей и научных работников других вузов.

Студент под контролем научного руководителя обязан подготовить к защите доклад и при необходимости иллюстративный материал. Время доклада на защите – не более 10 минут.

Основными требованиями к содержанию и форме доклада являются:

  • четкая формулировка темы, целей и задач ВКР работы,
  • краткое изложение сути методик основные результаты,
  • четкое перечисление выводов, возможностей теоретического и практического использования результатов,
  • сопровождение выступления демонстрацией иллюстраций (при необходимости).

Процедура защиты ВКР включает доклад автора работы, вопросы к докладчику (они могут задаваться членами комиссии, рецензентом, другими присутствующими на защите лицами), ответы докладчика на вопросы, выступление научного руководителя (в отсутствие научного руководителя зачитывается его отзыв), ответы докладчика на замечания рецензента, выступления членов комиссии и присутствующих, заключительное слово докладчика.

Порядок оценивания ВКР. ВКР оценивается по четырехбалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Критерии оценивания ВКР:

  • знание студентом содержания работы;
  • уровень разработки проблемы, методологическая ясность, качество интерпретации данных;
  • знание и использование основных литературных источников по теме;
  • соответствие оформления работы требованиям ГОСТ;
  • качество доклада на защите;
  • правильность и полнота ответов на вопросы;
  • характеристика выпускника научным руководителем;
  • рецензия на работу.

Результаты защиты ВКР объявляются в тот же день после оформления протокола заседаний ГАК.

Приложение а

Порядок нормоконтроля бакалаврских, дипломных работ и магистерских диссертаций

Для направления «психология»

Всех форм обучения

1. Оформление бакалаврских, дипломных работ и магистерских диссертаций выполняется студентом самостоятельно согласно следующей нормативной документации:

  • стандартам ГОСТ 7.12 – 93, ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 7.1 – 2003, ГОСТ Р 7.0.5 – 2008;
  • учебно-методическим пособием: Структура и оформление бакалаврской, дипломной и курсовой работ: учеб. – метод. указания /сост. М.Б. Астапов, О.А. Бондаренко. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. – 48 с.
  • методическим указаниям, подготовленным кафедрой социальной психологии и социологии управления (от 2014 года).

2. Оформленную в соответствии с нормативной документацией бакалаврскую, дипломную работу или магистерскую диссертацию студент представляет на проверку нормоконтролеру в бумажном (распечатанном) виде.

3. Нормоконтролер обязан проверить оформление бакалаврской, дипломной работы или магистерской диссертации на соответствие нормативной документации. При наличии недочетов или ошибок в оформлении, нормоконтролер отмечает их в листе замечаний и отдает на доработку студенту.

4. Проверенную и при необходимости исправленную студентом в части оформления бакалаврскую, дипломную работу или магистерскую диссертацию студент переплетает в твердый переплет, ставит на титульном листе необходимые даты, свою подпись, подписывает у научного руководителя (в магистерской диссертации – также подпись заведующего кафедрой и подпись руководителя магистерской программы).

5. Бакалаврская, дипломная работа или магистерская диссертация должна быть сдана в готовом виде нормоконтролеру за 10 дней до защиты.

6. Студент обязательно сдает нормоконтролеру бакалаврскую, дипломную работу или магистерскую диссертацию в бумажном и ЭЛЕКТРОННОМ видах.

7. Нормоконтролер ставит свою подпись на титульном листе бакалаврской, дипломной работы или магистерской диссертации при предоставлении студентом оформленной в соответствии с нормативной документацией и переплетенной в твердый переплет работы. Без подписи нормоконтролера работа к защите не допускается.

8. За отсутствие бакалаврской, дипломной работы или магистерской диссертации у нормоконтролера в указанный срок, ответственность несут студент и его научный руководитель.

Приложение б порядок нормоконтроля курсовых работ для направления «психология» всех форм обучения

1. Оформление курсовых работ выполняется студентом самостоятельно согласно следующей нормативной документации:

  • стандартам ГОСТ 7.12 – 93, ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 7.1 – 2003, ГОСТ Р 7.0.5 – 2008;
  • учебно-методическим пособием: Структура и оформление бакалаврской, дипломной и курсовой работ: учеб. – метод. указания /сост. М.Б. Астапов, О.А. Бондаренко. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. – 48 с.
  • методическим указаниям, подготовленным кафедрой социальной психологии и социологии управления (от 2014 года).

2. Оформленную в соответствии с нормативной документацией курсовую работу студент сдает научному руководителю в бумажном и – обязательно – электронном виде.

3. Ответственным за контроль соответствия курсовой работы студента нормативной документации является его научный руководитель.

4. Научный руководитель сдает для хранения курсовую работу студента в бумажном и электронном видах лаборанту кафедры.

9