Стадии человеческого развития

Эпигенетическая модель развития личности

Эпигенетическая модель детально описывает цикл человеческой жизни. Развитие «Эго», формирование эгоидентичности, или целостности личности, продолжается на протяжении всей жизни. Этот процесс подчиняется эпигенетическому принципу развития личности (эпигенез), который противостоит «преформизму» и гласит: развитие индивида совершается ступенчато в инвариантной последовательности, в связи с жизнью общества и независимо от генетического кода. «Эпи» означает «над», а «генезис» — «рождение». Модель Э. Эриксона напоминает эмбриональное развитие, возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей.

Ø Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), и полноценно функционирующая личность формируется только путем последовательного прохождения всех стадий.

Ø Каждой стадии присущи собственные параметры развития, принимающие положительные и отрицательные значения.

Ø Для каждой стадии характерна специфическая задача, которую решает человек, чтобы подняться на очередную стадию духовного роста. Решение задачи зависит как от уже достигнутого психосоциального уровня индивида, так и от духовной атмосферы семьи и общества. Решение каждой из задач приводит к определенному динамическому равновесию между крайними полюсами.

Достигаемое на очередной стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы «эгоидентичности» и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. Переход от одной формы «эгоидентичности» к другой вызывает кризисы идентичности, которые представляют собой «поворотные пункты», «выбор между прогрессом и регрессом». Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий человека к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положительными качествами и конфликт решен удовлетворительно, то Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, например, базальное доверие и автономию, что гарантирует дальнейший личностный рост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент, такой как базальное недоверие, стыд, сомнения. Для наступления каждого кризиса существует приоритетное время, обусловленное генетической последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма «доверие-недоверие» будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.

7 стр., 3461 слов

Развитие личности и жизненные кризисы

... Цель работы:Изучить теоретическую литературу по теме: Развитие личности и жизненные кризисы  Задачи работы:      ... психосексуальногоразвития создал новую теорию – психосоциального развития. Она включает в себявосемь стадий развития «Я», на каждой из которых ... сувеличением или уменьшением напряжения, как требует того модель либидо.Различные зоны становятся центральными в разном ...

Детерминанты личностного развития

Первые четыре ступени развития личности по Эриксону, очень близки к фрейдовским: оральной, анальной, фаллической и латентной. З.Фрейд описывал стадии психосексуального развития ребенка, акцентируясь на его переживаниях, связанных с определенными органами. Э.Эриксон уделяет меньше внимания сексуальным факторам развития личности на этих стадиях, сосредоточиваясь, прежде всего, на манипулировании окружающей средой, стереотипах деятельности и влияниях культуры. Результаты первых четырех стадий развития практически полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутренних факторов.

Стадии человеческого развития

Стадия развития Психосексуальные стадии и методы взаимодействия с миром Психосоциальные кризисы Базовые силы
Младенчество (1-й год жизни) орально-респираторный, сенсорно-кинестетический (инкорпоративные методы) базисное доверие или базисное недоверие надежда
Раннее детство (1-3 года) анально-уретральный. мышечный методы удержания и отъединения автономия или стыд (сомнение) воля
Дошкольный возраст (3-6 лет) инфантильно генетальный, двигательный — методы вторжения и включения инициативность или чувство вины намерение
Школьный возраст (6-12 лет) латентность трудолюбие или неполноценность. Компетентность
Отрочество (12-19 лет) половое созревание идентичность или спутанная идентичность верность
Ранняя зрелость (20-25 лет) генитальность интимность или изоляция любовь
Зрелость (26-64 года) воспроизводство генеративность или стагнации забота
Старость (65 лет-смерть) генерализация чувственных методов интеграция или отчаяние мудрость

 

1. Младенчество. Основная задача – формирование базового доверия к миру. Доверие – положительный полюс, а недоверие – отрицательный. Степень доверия к миру зависит от той заботы, которую получает младенец и от того насколько быстро и полно он удовлетворяет свои потребности. Признаки социального доверия: легкое кормление, глубокий сон, нормальная работа пищеварительной системы. Первое социальное достижение младенца – это готовность приять «исчезновение» матери без чрезмерной тревожности или гнева. Он внутренне уверен в существовании матери, и ее новое появление для него предсказуемо. Постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у ребенка зачаточное чувство собственной идентичности. Важным условием укрепления надежды является уверенность матери в своих действиях. В разных культурах обнаружены разные «схемы доверия» и традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность, кормит младенца, когда он плачет или капризничает, не пеленает его. В других культурах, ребенка туго пеленают и дают ему покричать. Последний способ ухода за детьми, по мнению Э. Эриксона, характерен для русской культуры. Недоверие формируется, когда ребенок не находит должной заботы. Это недоверие переносится и в другие стадии развития. Однако здоровая личность — это не полная доверчивость. Доверчивый человек наивен и раним. Некоторое недоверие (осторожность) полезно для адаптации. Результат решения первой жизненной задачи не является окончательным; задача о доверии возникает заново на каждой последующей стадии развития.

2. Раннее детство. Основная задача — отстаивание автономии и независимости. Формируется самостоятельность, развиваются моторные и познавательные способности, ребенка приучают опрятности. Чувство самостоятельности и самоконтроля у детей появляется, если родители твердо и последовательно направляют их поведение. В результате у детей развивается чувство гордости за свои достижения и положительные чувства по отношению к окружающим. Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через ограничение растущих желаний ребенка — требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.
Если взрослые проявляют нетерпение и делают все сами за ребенка, у него развивается стыдливость и нерешительность. Когда родители постоянно бранят ребенка за неудачи, у него закрепляется чувство стыда и неуверенность в своей способности управлять собой и окружением. Появление чувства стыда связывается с возникновением самосознания. Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями.

3. Дошкольный возраст.Развитие этой стадии разворачивается в пространстве между «инициативой» на одном полюсе и «чувстве вины» – на другом.Основная задача – проявление инициативы и самостоятельности.От того, как родители реагируют на затеи ребенка, зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности, становятся предприимчивыми. Готовность родителей отвечать на вопросы ребенка закрепляют интеллектуальную предприимчивость. Но если родители показывают ребенку, что его подвижность вредна и нежелательна, он чувствует себя виноватым и уносит это чувство в последующие стадии жизни. Ребенок активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, осваивает «экономический этос культуры», систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность. Но взрослые остаются для ребенка всемогущими и непостижимыми, они могут стыдить и наказывать. В этом клубке противоречий должны сформироваться качества активной предприимчивости и инициативы. Агрессивное поведение ребенка неизбежно влечет за собой ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности. Так, по Э. Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения — совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия.

4. Школьный возраст. Э. Эриксон охарактеризовал эту стадию как время «психосексуального моратория», когда инфантильная сексуальность пребывает в дремлющем состоянии. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется «трудолюбием и умелостью» одной стороны, и «чувством неполноценности»- с другой. На этой стадии ребенок может сформировать любовь к учению, у него развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Когда детей поощряют мастерить, строить модели, варить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у них вырабатывается умелость и техническое творчество. Если родители видят в трудовой деятельности детей одно «баловство», то это способствует развитию у них чувства неполноценности. Посещение школы и отношение со стороны учителей оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, может быть травмирован школой, даже если его усердие поощряется дома. Непрерывное отставание в учебе развивает у него чувство неполноценности, он переживает отчаяние от своей неумелости и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность. Таким образом, трудолюбия зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

5. Отрочество.При переходе в эту стадию подросток созревает физиологически и психически, и у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в его психике занимает интерес к мыслям других людей, к тому, что сами они о себе думают. Перед подростком встает задача психосоциальной идентификации. Он озабочен вопросами: «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю». Ему необходимо найти свое профессиональное призвание, отвечающее индивидуальным способностям, приобретенным умениям и требованиям общества. Он занят тем, чтобы объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей, то у него появится ощущение того, кто он, где находится и куда идет. Это значит, что идентификация, то есть осознание собственной индивидуальности состоялась. Юношеский возраст – наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности». Признаки патологии идентичности: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских.

6. Ранняя зрелость.Содержание данной стадии – поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к дружеским связям с членами своей социальной группы. Основной параметр данной стадии заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества. Близость – это способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Это понятие связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. С близостью дело обстоит так же, как и с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит лишь от того, насколько успешно пройдены предыдущие стадии. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Э. Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние, при котором не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

7. Зрелость.На этой стадии появляется новый параметр личности «творчество, генеративность» на одном конце шкалы и «остановка – стагнация» — на другом. Позитивный полюс указывает на способность интересоваться судьбами других людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами общества и устройством будущего мира. Интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

8. Старость.Психосоциальный параметр этого периода заключен между «интеграцией личности» и «отчаянием, безнадежностью». В человеке, который проявлял заботу о людях и социальных ценностях, адаптировался к успехам и разочарованиям, свойственным жизни, постепенно происходит интеграция всех предшествующих семи стадий и формируется целостность личности. В результате возникает мудрость, Мудрость — это отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и ничего не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь, отчаяние от того, что слишком мало осталось времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому. Отсутствие личностной интеграции ведет к страху смерти.