Средства воспитания выносливости.

Занятие 24.

 

Тема: Выносливость спортсмена

Учебные вопросы:

1. Понятие выносливости .

2. Средства воспитания выносливости.

3. Методы воспитания выносливости.

4. Методика воспитания общей выносливости

5. Особенности специальной выносливости.

 

Понятие выносливости.

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических уп­ражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах дея­тельности и единоборствах замеряют время в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, свя­занных с выполнением точности движений (спортивная гимна­стика, фигурное катание и т.п.) показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой вы­носливостью, но недостаточной скоростной или низкой координа­ционной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной дея­тельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функ­циональной и биохимической экономизации, функциональной ус­тойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности) и среды, и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и р.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при том являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатным реакции, которые характеризуются скоростью |высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, креатинфосфата (КрФ), а также допустимым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Волков, 1976).

7 стр., 3216 слов

Вид неправильного воспитания в семье, основанного на недостатке ...

... толпой; Б) панической толпой; В) окказиональной толпой; г) экспрессивной толпой.   . Вид неправильного воспитания в семье, основанного на недостатке контроля и опеки, отсутствии истинного интереса к ... б) масштабам; в) глубине охвата; г) характеру деструктивных последствий   7. Вид неправильного воспитания в семье, основанного на чрезмерном контроле и опеке, называется: а) Скрытая ...

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают как определенную долю энергии в процессе работы, так и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы лю­бой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатным источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях макси­мальной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энер­горесурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затруд­няющих их расход, то организм человека стремиться выполнить работу за счет минимума энерготрат. При этом, чем выше ква­лификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую или биомеха­ническую, зависящую от уровня владения техникой или рацио­нальной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую или функциональную, которая определяется тем, ка­кая доля работы выполняется за счет энергии окислительной сис­темы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже, то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохра­нить активность функциональных систем организма при неблаго­приятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молоч­ной кислоты в крови и т.д.).

От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влия­ние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят: мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной дея­тельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен­ность, настойчивость, выдержка и умение «терпеть» неблагоприят­ные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу че­рез «не могу».

Факторы генетики (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость средне-сильно обусловлена влиянием на­следственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8).

Генетический фактор существенно воздействует и на разви­тие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносли­вости; для динамической силовой выносливости влияния наследст­венности и среды примерно одинаковы.

6 стр., 2575 слов

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ...

... - Общение с детьми. - Беседа. - Обсуждение поступков ребёнка. - Упражнения для развития кругозора. - Чтение. Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального ... результатов экспериментальных исследований. Научная новизна заключается в создании системы работы по социальному развитию детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями. Практическая значимость ...

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при работе умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влия­ют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта на выносливость показатели этого двигательного качества значительно (иногда в два раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают сред­ние показатели обычных людей.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности — и старше, наибо­лее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Задачи по развитию выносливости. Главная задача по разви­тию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливо­сти на основе различных видов двигательной деятельности, преду­смотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

Другими являются задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их — значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специа­лизации.

 

Средства воспитания выносливости.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, перемен­ной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяют самые разнооб­разные по форме физические упражнения циклического и ацикли­ческого характера, например, продолжительный бег, бег по пере­сеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на конь­ках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (вклю­чая в «круг» 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним следую­щие. Упражнения должны выполняться в зонах умеренной и боль­шой мощности работ, продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин, работа осуществляется при глобальном функциони­ровании мышц.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивно­стью.

13 стр., 6161 слов

Выносливость. Специальная и Общая.

... развитии специальных видов выносливости (В.И.Лях, 1998) Вид выносливости Нагрузка Отдых Упражнение (средство) Метод Число повторений Длительность Интенсивность . Силовая ( ... выполнения силовых упражнений – силовой выносливостью. Развитие общей выносливости является фундаментом для совершенствования скоростной выносливости пловца, а упражнения, направленные на развитие скоростной выносливости ...

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной» силовой, координационной и т.д.) являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Для повышения анаэробных возможностей организма исполь­зуются:

1) упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность ра­боты — 10-15 с, интенсивность — максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

2) упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжитель­ность работы — 15-30 с, интенсивность — 90-100% максимально дос­тупной;

3) упражнения, способствующие повышению лактатных ана­эробных возможностей. Продолжительность работы — 30-60 с, интенсивность 35-90% максимально доступной;

4) упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжитель­ность работы -1-5 мин., интенсивность 85-90% максимально дос­тупной.

При выполнении большинства физических упражнений сум­марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризу­ется следующими компонентами (В. М. Зациорский, 1966):

1) интенсивность упражнения;

2) продолжительность упражнения;

3) число повторений;

4) продолжительность интервалов отдыха;

5) характер отдыха.

Интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональ­ных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают необходимое для организма количество кислорода. Небольшой кислородный долг, образую­щийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действую в полной мере, погашается в процессе выполне­ния работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истин­ного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения по­лучила название субкритической.

При повышении интенсивности выполнения упражнения орга­низм занимающегося достигает состояния, при котором потреб­ность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения полу­чила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической получила на­звание надкритической. При такой интенсивности упражнения ки­слородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэроб­ного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

Продолжительность упражнения имеет обратную относи­тельно интенсивности его выполнения зависимость. С увеличе­нием продолжительности выполнения упражнения от 20-25 с до 4-5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее вы­раженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспече­ния.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

...     интенсивность, устойчивость, объем (у человека 4-6 объектов), распределение (способность следить за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально ...

Число повторений упражнений определяет степень воздейст­вия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать вы­сокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блокирова­нию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо интенсивность их резко снижается.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое зна­чение для определения как величины, так и, в особенности, харак­тера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в за­висимости от задач и используемого метода тренировки. Напри­мер, в интервальной тренировке, направленной на преимуществен­ное повышение уровня аэробной производительности, следует ори­ентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд/мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощу­щений занимающегося, его готовности к эффективному выполне­нию очередного упражнения, лежит в основе варианта интерваль­ного метода, называемого повторным.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать 3 типа интервалов:

1. Полные (ординарные) — гарантирующие к моменту очеред­ного повторения практически такое восстановление работоспособ­ности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряженные (неполные), при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного недовосста-новления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних коли­чественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физи­ческих и психологических резервов.

3. «Минимакс» интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опре­деленных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным и комбинированным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при актив­ном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити­ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более — аэроб­ной.