Социальные функции образования

1. Гуманистическая функция – ведущая, определяющая основную цель общества – создание условий для развития человека.

Ранее говорилось, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Эта связь реализуется непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование – единственная подсистема общества, целевая функция, которая совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят материальную и духовную продукцию и услуги для человека, то система образования производит самого человека.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентрическом понимании сегодня недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества.

Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций идеи коэволюции. Человек – не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Или, учитывая ноосферную направленность, неогуманистической функции образования.

2. Профессионально-экономическая функция, отражающая связь образования с трудовой сферой. Через систему образования ведется подготовка квалифицированных кадров и специалистов, следовательно, эта функция является ведущей в таких звеньях, как профессионально-техническое образование, средние специальные учебные заведения и вузы, система переподготовки кадров.

3 .Социально-дифференцирующая функция. Образование – фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, канал социальных перемещений и социальной мобильности. Чем более демократическим и открытым является общество, тем в большей степени образование работает как эффективный «социальный лифт».

4. Социально-политическая функция– образование формирует гражданина. Уважение к истории своей страны, к Закону и правопорядку, умение слушать и уважать чужое мнение, вести диалог, разрешать конфликты цивилизованными методами – все эти качества должны закладываться с ранних лет.

5.Экологическая функция – тесно переплетается с первой (неогуманистической).

Если первая связана с обеспечением выживания человечества, заботой о будущем поколении, то главное содержание экологической функции – сохранение биосферы, природы Земли и космоса, обеспечение благоприятных экологических условий и необходимых для непрекращающегося развития ресурсов.

6 стр., 2731 слов

Культурология в системе социально-гуманитарного знания

... своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями. 2. Культурология в системе социально-гуманитарного знания Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами ... культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Попов Е.А. Культурология и современная социология // Социологические исследования. -2006.  ...

 

В результате радикальных преобразований российского общества реформированию подвергаются все социальные институты, в том числе и институт образования. Оно обеспечивает непрерывный процесс обучения на протяжении всей жизни. Образование призвано выработать у человека готовность и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, способность к самостоятельному выбору. Оно служит базой будущего развития общества.

Традиционно образование играет значимую роль в процессах социального структурирования общества, являясь одним из наиболее важных каналов социальной мобильности, тем самым выполняя функцию социального контроля. Основная цель этого контроля, по мнению П. Сорокина, – распределение “индивидов в соответствии с их талантами и возможностями успешного выполнения своих социальных функций”. Поэтому школа, наряду с другими социальными институтами, такими, как семья, церковь, политические, профессиональные организации и другими является одновременно “каналом вертикальной циркуляции”, способствующим продвижению вверх или спуску вниз по социальной “лестнице” и своеобразным “ситом”, которое “просеивает” индивидов и определяет им то или иное место в обществе.

Иными словами, школа играет важную роль в социальной дифференциации членов общества, одновременно способствуя процессу социальной мобильности. Дефекты в образовательной системе неизбежно сказываются на всем обществе и, напротив, успешное функционирование данного социального института приводит к его благоденствию и процветанию. В этой связи необходимо также отметить, что П.Сорокин считает школу вторым по значимости после семейного статуса механизмом тестирования способностей индивидов и определения их социального статуса. “Школа – это следующий этап в перепроверке “вердикта” семьи, и очень часто она решительным образом изменяет его”2.

Кроме функций социального контроля (тестирующей, селекционирующей, дистрибутивной) образование как социальный институт выполняет такие свои важнейшие функции, как обучающая (в высшей и средней специальной школе – это профессиональная или подготовка кадров) и социокультурная (социализирующая, воспитательная, просветительская).

В этой связи необходимо отметить, что, как показывает история становления и развития отечественного образования, эти функции могут быть взаимодополняющими, а могут вступать в противоречие и даже в конфликт друг с другом. Что имеется в виду?

Уже с момента становления школьного образования стало возникать противоречие между потребностями государства и общества, между пониманием роли и функций образования государством и теми, для кого предназначались школы. Особенно выпукло оно проявилось в эпоху петровских преобразований.

“Прорубив окно” в Европу, великий реформатор увидел через него не просто неразвитость российского общества по сравнению с западным, но и ужасающее невежество своих граждан. С таким “материалом” проводить задуманные реформы было нельзя. Сам “материал’ оказался не особо податлив и поначалу не был склонен разделять реформаторские начинания великого преобразователя. Напрасно Петр I, настаивая на необходимости профессиональной подготовки к гражданской службе, убеждал представителей знатных фамилий в пользе обучения, аргументируя тем, что без этого никто не будет произведен в высшие чины. Как до Петра I, так и при нем обществу были известны различные пути попадания на верхние этажи социального здания, “не имеющие ничего общего с профессиональной подготовкой. Даже введение юриспруденции в программу дворянской школы не могло заставить дворян заняться этой наукой”.

4 стр., 1814 слов

Современные технологии начального математического образования в начальной школе

... исследования: современные технологии. Объект: математическое образование в начальной школе. Цель: описать особенности современных технологии начального математического образования младших школьников. Задачи: 1. Проследить ... педагогических технологий в школе с традиционной классно-урочной системой обучения. Глава 1. Теоретические основы современных технологий математического образования 1.1. Понятие ...

Что же касается социокультурной функции, то вплоть до середины XYIII века образование само по себе еще не являлось ценностью, т.е. не было особой потребности в просвещении, приобретении навыков и знаний, характерных, скажем, для европейского образованного, просвещенного человека. Как известно, именно Екатерина II поставила перед образованием новую задачу: школа должна была не только учить, но и воспитывать. Воспитательные задачи Екатерина видела в том, чтобы вкоренить в сердца народа добронравие. С этого момента школе вменялись в обязанности задачи воспитания, т.е. чисто педагогические, которые до сих пор были возложены на семью. Так, одной из важнейших социальных функций образования становится социализация подрастающего поколения.

В результате Великих реформ XIX века народное образование становится объектом заботы органов местного самоуправления – земств. С этого момента усиливается конфликт между государством и обществом, касающийся политики образования. Суть конфликта заключалась в том, что потребность в образовании усиливается в обществе, в то время как правительство начинает “сдавать позиции”, испугавшись плодов собственных усилий в развитии образования.

Отсюда усиление государственного контроля над школьными учреждениями, в частности, над земскими школами, регулирование состава учащихся по национальному признаку (введение в 1887 г. процентной нормы для евреев при поступлении в учебные заведения), а также по сословному (введение в том же 1887 г. “циркуляра о кухаркиных детях”) в целях недопущения в гимназии детей из низших сословий.

Более того, правительство все четче обозначает социализирующую функцию, возложенную на систему образования. А по сути навязывает образованию идеологическую функцию, принося в жертву политическим соображениям и потребность в действительно образованных людях, и возросшее стремление населения к получению качественного образования. Преподавание в те времена в классической гимназии представляло собой безотрадную картину, в них царила обыкновенная зубрежка вместо развития ума. Уровень знаний гимназистов непрерывно падал. От 63 до 79 гимназистов из каждой сотни выбрасывались из школы, как непригодные для нее. Вместо скромных и благонравных юношей, какие были нужны правительству, выходили забитые (те, которые окончили обучение) и озлобленные (которые были выброшены за борт).

Политическая роль, навязанная школе, роковым образом сказалась на ней самой. “Из боязни передовых идей и сильных характеров, школа систематически занималась искоренением всяких идей и обезличением индивидуальности”.

Одной из целей политики правительства в конце XIX века было распространение влияния духовенства на все виды элементарных училищ. Цель была проста: помешать росту земской школы, находившейся под влиянием либеральных педагогических идей, к числу которых относились уважение к правам и индивидуальности ребенка, воспитание посредством обучения, подготовка к практической жизни и наглядное знакомство с окружающим миром, ознакомление с естественными науками и т.д. Характерным моментом здесь является взгляд на основную функцию школы: она должна носить не прикладной (к примеру, быть ремесленной или сельскохозяйственной), а общеобразовательной. В то же время правительство видело функции средних школ для людей низших классов в другом: давать “нехитрое, но солидное образование, нужное для жизни, а не для науки”, а для этого начальное образование предполагалось сделать главной опорой для духовенства и церкви в этом деле.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...

Отчасти этого удалось добиться. К концу XIX столетия церковно-приходская школа начинала становиться опасным соперником земской, но при этом ей самой пришлось измениться, улучшив состав учителей, увеличив срок обучения с 2-х до 3-х лет. Между тем земства начинают менять свое отношение к церковно-приходским школам: вначале поддерживая их, а с конца 90-х годов переходят к позиции их вытеснения. Именно с этого периода и до 1917 г. картина народного образования постепенно изменяется, превращаясь в полную противоположность. Бюрократическое устройство школы с ее религиозно-монархическими чертами уступает такому устройству, в котором заметными становятся общественные инициативы (прежде всего, в лице земств) со светскими и демократичными тенденциями. Революционные настроения проявляются, прежде всего, в среде, связанной со школой. Это заметно и в студенческих волнениях, и в борьбе высшей школы за самоуправление, и в усилении прогрессивных элементов земского и городского самоуправления, и во все лучше организующемся учительстве.

В этих условиях правительство постепенно сдает свои позиции, теряя контроль не только в управлении школой, но и в других областях жизни. В борьбе с правительством общественность выиграла в целом битву за школу, которая в свою очередь успешно выполнила свою культурно-просветительскую функцию, но вряд ли кто в то время мог предсказать, каким окажутся впоследствии плоды этой борьбы. В самом же обществе видно изменение отношения к образованию. Еще в 70-е годы XIX века народ был равнодушен к образованию, постепенно начал проявляться интерес к нему; в начале XX столетия появляется сознательная потребность в просвещении как орудии в борьбе за лучшее будущее. Но последнее было характерно для относительно небольшой части населения. Но не только в этом проявлялась потребность. Был и другой, чисто прагматический расчет, который стал распространяться и в широких крестьянских массах. И особенно это заметно стало в конце XIX столетия. П.Н. Милюков приводит любопытные данные опроса крестьян в одной из губерний России.

Так, 88,4% опрошенных высказались в пользу грамотности. Причем преобладающими оказались утилитарные соображения (48,9%).

31% опрошенных высказалось за грамотность как за средство самосовершенствования; 18,3% видели пользу учения по религиозно-нравственным соображениям; 6,7% -общую пользу.Подводя итоги становлению и развитию образования в дореволюционный период российского общества, можно сделать выводы о том, что образование как социальный институт прошло сложный, трудный, противоречивый путь своего становления и развития. Школа играла важную роль в процессах социальной мобильности, размывании сословных перегородок, появлении новых слоев, выполняя функции социального контроля. Но, каждый раз, когда возникала угроза слома сословных перегородок и, прежде всего, между привилегированными и непривилегированными слоями, государство принимало меры по недопущению этого, что выражалось, в том числе и в ограничении доступа в школу, особенно высшую. “Ситом”, которое “просеивало” и не допускало в верхние слои общества, было социальное происхождение, хотя образование начинало играть все более заметную роль в процессах социальной мобильности, но это больше касалось не самых верхних слоев общества, а осуществление культурно-просветительской функции привело в конечном итоге к радикальной перестройке общественных отношений.

Школа выступала важным фактором социальной дифференциации российского общества: на одном полюсе мы наблюдаем небольшую высокообразованную часть общества, на другом – большой процент неграмотного населения. Несмотря на значительное улучшение грамотности всего населения за период с конца XIX и начала XX вв., около 25% мужского населения страны к 1917 г. оставалось вообще неграмотным, еще выше этот процент был для женского населения).

В целом, образованию не удавалось достаточно эффективно выполнять свою важнейшую функцию социального контроля за распределением членов общества по социальным слоям, должностям в соответствии с уровнем получаемого образования, поскольку такой контроль возможен при таких общественных условиях, когда не социальное происхождение является определяющим фактором восхождения индивида по социальной лестнице, а уровень образования, квалификации, личные заслуги. Что же касается нравственного образования, иначе говоря воспитательной (социализирующей) функции школы, заключающейся прежде всего в передаче опыта, культурных образцов поведения от одного поколения другому, образование (по крайней мере, об этом ярко свидетельствует история становления и развития отечественного образования), скорее выполняло инновационную функцию, утверждая новую систему ценностей, идет ли речь об усилиях государства, либо об усилиях общества. Впрочем, это скорее касается относительно немногочисленной части населения. В массе своей господствующей оставалась система ценностей, представлений; сильны были стереотипы, традиции. Столкновение радикализирующейся немногочисленной части населения и консервативного большинства всегда приводила к драматическим коллизиям, будь то история раскола или революции.

Можно ли этого избежать? Если да, то какую роль в этом призвано сыграть образование как социальный институт? В современных условиях можно наблюдать растущую дезорганизацию социальной жизни, ослабление или кризис механизмов социального воспроизводства, что приводит к изменениям функций важнейших социальных институтов, обеспечивающих стабильность и порядок социальной системы в целом. Это касается и системы образования. Традиционно его важнейшей функцией была передача ценностей, норм, правил (всего того, что составляет культурное наследие общества) от поколения к поколению. Вместе с тем, по мнению А. Турена, эта функция в современных условиях “резко слабеет, против образования выдвигаются упреки в том, что оно является архаическим и одновременно выступает силой вдалбливания господствующих норм”3.

Эти нападки на систему образования свидетельствуют о проникновении социальных конфликтов в огромную область “частной жизни”, которая до того казалась далекой от них. Одной из сфер частной жизни является воспитание. В современных условиях образование, как полагает А. Турен, в большей мере выполняет другую свою важнейшую функцию, а именно адаптации к профессиональным и социальным изменениям. И именно в этом качестве оно становится ареной социальных конфликтов, поскольку все большее количество субъектов социальной жизни конкурируют между собой за право обладать престижными дипломами. Это можно показать на примере такой проблемы, как неравность доступа к образованию.

Так, по данным опросов первокурсников Московского университета, проведенного Центром социологических исследований МГУ в 1994 г. и в 1999 г., снижаются шансы попасть в число студентов выходцев из семей, родители которых заняты в сфере науки, образования, культуры, здравоохранение. В то же время повышаются шансы попасть в состав студентов у детей, родители которых экономисты, финансисты, бизнесмены. И совсем малы шансы у выходцев из семей, родители которых заняты в сельском хозяйстве. Все эти новые тенденции формирования студенческого контингента, проявившиеся в последние годы, не могли не сказаться на изменениях мотивов получения высшего образования, ценностных ориентациях, предпочтениях, интересах, статусных притязаниях, жизненных стратегиях студентов. Одной из актуальных становится проблема профессионального самоопределения студентов. К критериям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, а также в возможностях трудоустройства после окончания вуза именно по этой специальности4.

 

 

вопрос 2

 

Таблица 1 – Механизмы, инструменты и основные направления составляющих социальной защиты.

Составляющие социальной защиты Механизмы Инструменты Согласно основным направлениям деятельности в соответствии с Конвенцией МОТ №102 существуют
Пенсионное обеспечение · обязательное перераспределение средств; · обязательное накопление средств; · профессиональное пенсионное обеспечение; · дополнительное пенсионное обеспечение · государственный пенсионный фонд; · накопительные пенсионные фонды и договора пенсионного обесп-ия; · пенсионные аннуитеты · пенсии по старости · пенсии по потере кормильца
Социальное страхование · обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний и безраб.; · обязательное медицинское страхование; · обязательное страхование технол-го имущества; · обязательное страхование имущества; · обязательное пенсионное страхование · договора страхования; · страховые полюсы; · пенсионные аннуитеты; · социальные аннуитеты и др · медицинская помощь; · пособие по болезни; · пособие по случаю увечья или профзаболевания; · пособие по безработице; · страховые выплаты в случае утраты имущества; · пенсионные аннуитеты
Социальная помощь · разнообразные программы социальной помощи и социального обслуживания; · стимулирование благотворительности · институты социальной работы; · благотворительные организации и акции; · социальные аннуитеты · пособие по беременности и родам; · пособие по инвалидности; · семейные пособия

 

Социальная справедливость и теоретические основы социальной защиты населения

Проблема справедливости издавна волновала человечество. Еще Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. Существует два типа справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей и справедливость как результат воздаяния за личный труд и успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типами справедливости. Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности, что оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидуумов по сравнению с другими является объективной. Однако он, удовлетворяя потребности личностей на единообразном уровне, снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.

Распределительная справедливость предполагает воздание индивидуумам за успех и личный труд, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к активной деятельности [4, с. 85].

Исходя из вышесказанного, под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.

Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.

Социальное равенство – это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам, как каждого человека, так и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство повышает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счет этого социальные вложения в каждого человека.

Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует ее расширения на макроуровне социальной деятельностью государства, а на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (предприятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций).

Обеспечение социальной справедливости предполагает важность [7, c. 275]:

· совершенствования действующих схем оплаты труда, обеспечения реальной оценки специфической производительности каждого фактора производства, и в первую очередь снятие любых признаков дискриминации труда, повышение по вновь созданной стоимости удельного веса заработной платы;

· всемерного стимулирования наращивания в секторе домашних хозяйств человеческого капитала, насаждение в обществе культа знаний;

· полного сохранения воспроизводственной функции семьи как основной ячейки общества (тот, кто имеет больше детей, должен чувствовать себя богаче);

· развития подсистемы экономического самоуправления, т.е. системы институтов ассоциативной власти, социального партнерства и производственного самоуправления.

Следует подчеркнуть, что обеспечение социальной справедливости не означает ликвидации неравенства, где во все времена основными критериями принято считать доход, власть и престиж.

В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Социальная политика – это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу [7, с. 275].

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Объектами социальной политики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния.

Основные функции социальной политики можно свести к следующему [2, с. 19]:

· стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

· поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

· гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;

· защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.

Социальная политика строится на основе определённых принципов. Из них можно выделить три главных [2, с. 15]:

1. принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.п.;

2. принцип социальной солидарности, понимаемый как общая, объединённая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

3. принцип социальной справедливости, имеющий исторически обусловленные особенности, но в целом означающий определённую социально–экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии, например, прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.

Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Её структуру можно представить в виде единства пяти основных составляющих:

· политика обеспечения занятости.

· политика регулирования доходов населения.

· политика социальных гарантий.

· политика социальной защиты.

· политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест. На рисунке 1. представлена структура социальной политики.

 

Формирование системы социальной защиты населения находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.

Социальная защита населения – это система мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни [3, с. 139].

Социальная защита – это защита от социальных рисков. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.) [8, с. 194].

Следует заметить, что социальная защита должна сопровождать человека на протяжении всей его жизни – от рождения до смерти.

Социальная защита граждан разных категорий населения имеет свои особенности.

Социальная защита работников предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд. Она включает компенсацию утраты трудоспособности, обеспечение минимального дохода в случае безработицы, потери дохода из-за временной нетрудоспособности, болезни, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, инвалидности, потери кормильца, старости, обеспечение социальной, медицинской, профессиональной реабилитации.

В отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления их трудного положения в обществе.

Имеет свою специфику социальная защита детей. Она предполагает создание условий для их жизнеобеспечения. Особое место в социальной защите занимает поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. К таким обстоятельствам относятся бродяжничество, насилие, безнадзорность, попрошайничество, эксплуатация детского труда.

Для осуществления политики социальной защиты создаётся система социальной защиты, которую представляет совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обстоятельствам.

Главными принципами системы социальной защиты являются [2, с. 15]:

· гуманность;

· социальная справедливость;

· системность и комплексность;

· адресность защиты;

· превентивные меры;

· адаптивность;

· многосубъектность;

· интеграционность различных частей системы в единое целое;

· гибкость системы;

· надёжность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, но имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются [2, с. 129]:

· экономическая;

· хозяйственно-бытовая;

· психолого-педагогическая;

· социально-медицинская;

· юридическая;

· культурно-досуговая;

· организации труда и другие.

В процессе развития системы социальной защиты населения ее функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. В денежной форме при определённых обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице и т.п.).

А в натуральной форме социальная защита реализуется в виде, скажем, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и т.п .

В зависимости от источников и форм финансирования социальная защита может реализоваться через такие её составляющие как социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание и минимальные социальные гарантии.

Социальное страхование – защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба [17, с. 123].

Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.

Система социального страхования основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных – это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка.

Основные статьи расходов социального страхования:

· выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

· выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

· пособия по безработице.

Пенсии представляют собой гарантированную денежную выплату для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности. Размер пенсий, как правило, соизмеряется с прошлым заработком и устанавливается в процентах к нему на общих или льготных основаниях.

Социальные пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию. Размеры пенсий определяются по категориям получателей в процентах к минимальной пенсии по возрасту.

Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве в работе (по уходу за ребенком после его рождения, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), а также для компенсации дополнительных расходов, возникающих в определенных случаях (при рождении ребенка, в случае смерти работника или члена его семьи).

Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается за счет государственных фондов занятости и негосударственных фондов страхования от безработицы. Основное назначение этого пособия — не допустить резкого падения доходов работников, оказавшихся временно незанятыми.

Существует две формы социального страхования – обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи).

Обязательное социальное страхование — особая разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств госбюджета.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.

Социальная помощь – оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья [7, с. 263].

Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Социальная помощь носит адресный характер и для ее получения обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, адаптации в обществе.

Одними из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. Эффективные системы адресной социальной помощи, по подсчетам экономистов, в состоянии охватить 10-15% населения.

Социальное обслуживание – это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и др. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, а остальным – на условиях частичной оплаты [8, с. 168].

Виды социального обслуживания можно разделить на три основные группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.

Социальный уход – деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм.

Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве.

Социальный приют — это организация проживания, воспитания (обучения), содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без опеки и попечительства, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова.

В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.

Целями социального обслуживания являются:

· оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;

· прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;

· активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.

Минимальные социальные гарантии – важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий [8, с. 179].

Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.

Выполняя данную социальную функцию, государство:

· законодательно устанавливает минимальные нормативы обеспечения граждан страны социальными благами;

· осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и др.);

· устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий.

На практике направления социальной защиты приводятся в определенную систему, разрабатываются программы социальной политики государства.

Основными методами социальной защиты являются:

· социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.);

· социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счёт взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера;

· социальное обслуживание;

· социальные гарантии – это, прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы её реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объёмов, форм, в которых они проявляют себя. Система социальной защиты представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Система социальной защиты населения

Примечание – Источник: [8, с. 196].

 

Таким образом, само слово «социальный» характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Основными задачами социальной политики являются повышение благосостояния людей, улучшение условий труда и жизни; осуществление принципа социальной справедливости. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений.