Социально педагогическая работа с семьей

Семья как социальная группа

Семья – это чаще всего утвержденная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны одним общим бытом, взаимной нравственностью и помощью друг другу; в ней образуется совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, а также детей между собой.

Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:

1) демографический – состав семьи;

2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;

3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;

4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.

В современной семье отношения детей и родителей становятся глубокими и отличаются особенной привязанностью, но это только усложняет процесс социализации подрастающих поколений. Существует ряд причин:

1) очень много семей живут и состоят только лишь из двух поколений (родители и дети), вследствие этого исчезло разнообразие межличностных отношений с другими членами семьи (дядями, тетями, дальними родственниками);

2) женщины занимают главенствующие позиции в семье и вне ее;

3) отношения людей в браке все более определяются глубиной их привязанности, проявить которые многие не могут в связи с традициями культуры

и своими индивидуальными особенностями; 4) отношения детей и родителей содержат обилие проблем. Дети очень рано верховодят в семье. Эффективность функции семьи ограничим несколькими аспектами:

1) семья пытается дать физическое и эмоциональное развитие человека;

2) семья практически формирует психологический пол ребенка;

3) семья играет главную роль в интеллектуальном развитии ребенка, а также влияет на отношения детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность;

4) в семье начинают формироваться основные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В каждой семье человек становится объектом стихийной социализации, ее результаты определяются объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просо-циальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

3 стр., 1158 слов

Глава7 Социальное обслуживание семьи и детей

... позитив­ное или негативное влияние. Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений — один из основных механиз­мов социальной интеграции в целом, ... Федерации организованы и работают тер­риториальные учреждения социального обслуживания семьи и детей: территориальные центры помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстрен­ной психологической ...

 

Семья как субъект воспитания

Семейное воспитание – осознаваемые в некоторой степени усилия по взращиванию ребенка, которые предпринимают старшие члены семьи, направленные на то, чтобы младшие соответствовали представлениям старших, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания непосредственно зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые они содержат.

Одной из характеристик является отношение старшего поколения к младшему, понимание необходимости воспитания детей и степени участия в нем. Если личностные ресурсы семьи не обеспечивают правильное воспитание детей, то в эти периоды часто привлекают к воспитанию нянь, репетиторов и домашних учителей.

Цели воспитания в семье могут быть очень разными по содержанию и по некоторым специфическим характеристикам.

Так, спектр целей семейного воспитания содержит привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей; подготовку к будущей профессии.

Одной из основных характеристик семейного воспитания можно считать стиль, включающий в себя наиболее характерные способы отношений старших к младшим, используемые при этом методы, способы и приемы воспитания. Исходя из того, насколько жестким или мягким является воспитательный процесс, можно выделить два основных стиля: авторитарный и демократический.

Авторитарный(властный) стиль характеризуется сильным влиянием старших на младших, которое заключается в пресекании всяческой инициативы, жестком повиновении требованиям, полном контролировании их поведения, интересов и вообще любых желаний. Это достигается с помощью постоянного контроля выполнения заданий детьми и наказаний.

Общение между взрослыми и детьми характеризуется тем, что инициаторами взаимодействия являются старшие. Младшие же стремятся к общению только при необходимости получить какие-либо указания. Такой стиль рождает враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократическийстиль определяется тем, что старшие пытаются установить теплые отношения с младшими, привлекать их к разрешению семейных задач, поощряют хорошую инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо вводя их в жизнь, не считают себя всегда правыми и объясняют мотивы своих указаний, пытаются обсудить их с младшими; младшим прививаются как послушание, так и независимость. Такой стиль воспитывает в детях самостоятельность, активность, дружелюбие, терпимость.

В реальной жизни авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются очень редко. Часто в семьях уживаются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому стилю.

(тоже про это только с другого сайта нашла,все другое ,не знаю,что правильно)

Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими

 

другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развива-ется личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способ-

9 стр., 4308 слов

Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии

... и реализация индивидуальных программ поддержки ребенка членов семьи, помощь в организации взаимодействия родителя и ребенка;реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно- ... в последние годы, основная масса родителей остается безынициативной в отношении разрешения проблем своих детей.Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, к ...

 

вует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

 

Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) — это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. Исследователи выделяют разные функции семьи.

 

1. Репродуктивная функция (функция продолжения человеческого рода, потребность иметь и растить детей).

 

2. Хозяйственно-экономическая функция: ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, материальное обеспечение и забота о нетрудоспособных.

 

3. Организация досуга, рекреационная и психотерапевтическая функция

 

4. Функция первичной социализации (первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, постепенное введение ребенка в общество, обучение ребенка социальному опыту, культуре, традициям страны, в которой он родился и живет)

 

5. Воспитательная функция семьи (создание условий для формирования личности каждого члена семьи, передача, усвоение и воспроизведение социального, трудового опыта, нравственных норм и духовных ценностей).

 

Особая значимость семейного воспитания обусловлена:

 

· глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям;

постоянством и длительностью воспитательных воздействий родите-

лей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;

 

наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Семейное воспитание — сложная система, на которую оказывают влияние множество внутренних и внешних факторов. Выделяют четыре основные группы внутренних факторов, обуславливающие жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание. — Социально-культурные факторы. К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие и благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи. Не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей — степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами. — Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда также осложняет условия семейного воспитания. — Технико-гигиенические факторы. Характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и др.) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи. — Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т.п.) также определяют особенности воспитания.

20 стр., 9859 слов

Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей ...

... второму – вопросу, связанные с освобождением родителей от чувства вины, необходимости преодоления стрессового состояния семьи, ... восприятия родителями информации, связанной с особенностями развития ребенка, психологической готовности к длительной работе по его развитию, коррекции и воспитанию. Ко ...

 

Психолого пед основы….

Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Социально – психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.

 

Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и другие. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней (передача ребенка в приемную семью и т.д.).

Помощь информацией направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты.

 

Педагогические умения и знания по воспитанию детей формируется посредством практикумов родителей. Они могут проводиться как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания.

 

Одной из наиболее распространенных форм массовых форм по формированию педагогической культуры родителей являются общешкольные и классные родительские собрания. К сожалению, часто они сводятся лишь к обсуждению поведения и успеваемости учащихся, как свидетельствует практика, родительские собрания могут играть важную роль в педагогическом просвещении родителей. В процессе родительских собраний необходимо принимать совместные программы по формированию личности школьника, согласовывать планы совместной деятельности школы и семьи по их выполнению [1.c.226].

 

Чтобы привлечь внимание родителей надо проводить конференции для родителей, в основном конференции посвящаются обмену опытом по воспитанию детей в семье. Темы конференции должны быть конкретными и актуальными для родителей.

5 стр., 2322 слов

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка ...

... является продолжением исследований, посвященных изучению характера взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями и поиску путей организации помощи семьям, воспитывающим малышей раннего возраста с подобными нарушениями. ...

 

Так же консультации для родителей, особенно индивидуальные ценны тем, что беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом больном, сокровенном, поделиться с проблемами в воспитании детей и т.д. Педагог вместе с родителями должен искать методы для устранения ошибок, недостатков.

 

Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни учитель, прежде всего классный руководитель, изучает не только в период обучения ребенка. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование.

 

Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребёнка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается.

Социально педагогическая работа с семьей

 Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или « спекулируют » любовью к нему в своих отношениях.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.

Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, « маленькой мамы », национальная и т.д.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

— больные дети, дети-инвалиды;

— пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

— половая распущенность и проституция;

— алкоголики и наркоманы;

— дети-бродяги;

— развод родителей

Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семье, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

· Алгорит работы соц пед с неблагоп семьей

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... в связи с возможностью расторжения контракта. Изучение приемных непрофессиональных семей в нашей стране традиционно сопряжено с ... которой он растет. Спиваковская А.С. обнаружила, что у родителей, воспитывающих приемных детей, часто наблюдается социально-перцептивная ... благоприятных и стабильных отношений на более поздних этапах своего развития. Некоторые авторы (А.Фрейд, Р.Спитц, Д.Боулби) ...

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи;

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.