Социально-медицинские услуги

Область применения

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые семье в целом государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее — учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следующих групп:

— малообеспеченным семьям;

— семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— неполным семьям;

— семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

— семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев;

— многодетным семьям;

— семьям, имеющим в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

— семьям с неблагоприятным психологическим микроклиматом;

— семьям, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия;

 

— семьям, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

— семьям, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы.

Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны выполнять требования настоящего стандарта.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

11 стр., 5348 слов

Специфика работы психологической службы Центра социальной помощи ...

... практики). Глава 1. Характеристика учреждения Краевое государственное учреждение социального обслуживания – «Территориальный центр социальной помощи семье и детям Михайловского района», сокращённое наименование КГУСО «Территориальный Центр социальной помощи семье и детям Михайловского района». Основной задачей ...

ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг

ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

Термины и определения

В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 52495.

4 Состав, объемы и формы социальных услуг

Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями федеральных законов (пункт 4 предисловия), ГОСТ Р 52143 и ГОСТ Р 52498.

Социально-бытовые услуги

4.1.1 Социально-бытовые услуги семьям всех групп (раздел 1) предоставляют в следующих объемах и формах:

 

— содействие в получении семьями предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-бытовых услуг;

— предоставление при обслуживании семьи (в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания) помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, включая обеспечение горячим питанием, постельными принадлежностями и спальными местами;

— обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми (детей — игрушками) и иным необходимым для организации досуга инвентарем, оборудованием и т. п. согласно утвержденным нормативам;

— содействие в получении направления в специализированные учреждения здравоохранения, на санаторное лечение, в стационарные учреждения социального обслуживания;

— помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи;

— содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

— содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

— содействие в организации обучения детей в школе;

— помощь в организации летнего отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей;

— создание условий для отправления религиозных обрядов;

— социальный патронаж.

4.1.2 Дополнительные социально-бытовые услуги семьям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения предоставляют в следующих объемах и формах:

8 стр., 3816 слов

Анализ деятельности отделения Тарутинского районного центра социальной ...

... семей", Закон Украины "О социальной работе с детьми и молодежью". Услуги, предоставляемые отделением: социально - экономические услуги (содействие в получении мер социальной поддержки, материальной помощи); социально - правовые услуги (консультирование по социально ... супервизора); - Оказывала социальные услуги населению (социально-бытовые, социально-педагогические, консультационные и др.); ...

4.1.2.1 Социально-бытовые услуги малообеспеченным семьям и семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при отсутствии или болезни родителей или опекунов по уважительной причине):

— покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, одежды, обуви и других промышленных товаров первой необходимости;

— содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

— содействие помещению ребенка (при необходимости) в специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации;

— доставка воды, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.

4.1.2.2 Социально-бытовые услуги многодетным семьям:

— содействие в улучшении жилищных и бытовых условий.

 

4.1.2.3 Социально-бытовые услуги семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома:

— содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния;

— сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.

4.1.2.4 Социально-бытовые услуги семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев:

— содействие в налаживании быта в сложившейся ситуации;

— оказание помощи в зачислении (при необходимости) в стационарное кризисное отделение учреждения социального обслуживания для обеспечения временных жилищных и бытовых условий нормальной жизнедеятельности.

4.1.2.5 Социально-бытовые услуги семьям, имеющим в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов:

— оказание социально-бытовых услуг на дому (покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости, помощь в приготовлении пищи, сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка, содействие в оплате жилья, коммунальных услуг и т. д.).

4.1.2.6 Социально-бытовые услуги молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями:

— содействие в улучшении социально-бытовых условий.

Социально-медицинские услуги

4.2.1 Социально-медицинские услуги семьям всех групп (раздел 1) предоставляют в следующих объемах и формах:

— оказание помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг;

— учет семей и отдельных граждан, нуждающихся в социально-медицинской помощи;

— проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей и на основании лицензии на этот вид медицинской деятельности;

— санитарно-просветительская работа с семьями;

— обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними;

— проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний;

14 стр., 6686 слов

Тема 3. Социально-культурный подход к экономико-психологическим проблемам

... Он как раз учитывал влияние религии, культуры, общества, психологических факторов на поведение человека. К сожалению, как в ... был вызван тем, что эти реформы не учитывали социально-культурных, ментальных особенностей нашего народа, влияющих и ... выделить такие ключевые понятия: СВОБОДА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ, СОБОРНОСТЬ, СЕМЬЯ, СТРАДАНИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ВЛАСТЬ, СОБСТВЕННОСТЬ, ТРУД, БЕДНОСТЬ (БОГАТСТВО). ...

 

— организация работы стационара и размещение в нем нуждающихся;

— формирование и организация работы «группы здоровья» по медицинским показаниям и возрастным особенностям членов различных семей;

— содействие в направлении в специализированные лечебные учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в лечении в таких учреждениях;

— содействие в обеспечении (по медицинским показаниям) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения согласно утвержденным нормативам;

— консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, современные безопасные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей);

— обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

— социально-медицинский патронаж.

4.2.2 Дополнительные социально-медицинские услуги семьям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения предоставляют в следующих объемах и формах.

4.2.2.1 Социально-медицинские услуги семьям, имеющим на попечении детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей:

— оказание помощи в уходе за членами семьи с учетом состояния их здоровья;

— обучение родителей основам социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий с приемными детьми в домашних условиях;

— сопровождение нуждающихся детей в лечебно-профилактические учреждения.

4.2.2.2 Социально-медицинские услуги семьям и отдельным гражданам, попавшим в экстремальную ситуацию (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев:

— оказание экстренной медико-психологической и доврачебной помощи.

4.3 Социально-психологические услуги

4.3.1 Социально-психологические услуги семьям всех групп (раздел 1) предоставляют в следующих объемах и формах:

— распространение среди населения психологических знаний;

— организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим проблемам;

— экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь;

— психологическая диагностика и обследование личности (детей и родителей);

 

— психопрофилактическая работа;

— привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения;

— беседы, общение, поддержание компании, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса;

— психологическое консультирование по вопросам:

а) отношений между родителями и детьми, формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;

б) предупреждения и преодоления семейных конфликтов;

в) социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта;

— психотерапевтическая помощь в преодолении переживаемой кризисной ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику членов семьи (в первую очередь — детей), направленная:

а) на исправление неадекватных форм поведения родителей;

21 стр., 10141 слов

Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста

... изучения типов отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет); 2. Методика «Кинетический рисунок семьи», позволяет выявить отношение ребенка к семье: благополучие, нестабильность, ... этап жизни нашего общества, связанный с перестройкой всей системы социально-экономических отношений, предъявляет особые требования к воспитанию растущего человека как главной ...

б) на проведение психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;

в) на создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми;

г) на преодоление неадекватных форм поведения лиц, страдающих психическими заболеваниями;

д) на социальную адаптацию семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта;

е) на восстановление социального статуса, нарушенных связей с семьей и социальную реабилитацию лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;

— психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей, нарушений супружеских отношений;

— психологические тренинги по снятию последствий нервно-психической напряженности и психо-травмирующих ситуаций в семье, вызванных болезнью или инвалидностью членов семьи, общением с лицами, страдающими психическими заболеваниями, формированию личностных предпосылок для адаптации членов семьи к создавшимся условиям, по обработке новых форм и способов поведения членов семьи и психологической поддержке;

— посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

— социально-психологический патронаж.

 

4.3.2 Дополнительные социально-психологические услуги семьям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения предоставляют в следующих объемах и формах.

4.3.2.1 Социально-психологические услуги семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

— психологическое консультирование по вопросам отношений между родителями и детьми, специфики семейного воспитания приемных детей, по способам предупреждения и преодоления семейных конфликтов;

— психологическое консультирование семей, желающих принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе осуществления выбора и приема ребенка;

— психотерапевтическая помощь родителям приемных детей в понимании их проблем, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации, в проведении психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии.

4.3.2.2 Социально-психологические услуги семьям, где есть дети с ограниченными умственными или физическими возможностями:

— психотерапевтическая помощь родителям в проведении психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;

— психологические тренинги по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации;

— психологические консультации по вопросам отношений между родителями и детьми, особенностям индивидуального развития детей с ограниченными возможностями, методике семейного воспитания.

4.3.2.3 Социально-психологические услуги молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями:

— психологические консультации по вопросам формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;

20 стр., 9898 слов

Исследование социально–психологических характеристик личности ...

... и анализ полученных результатов; Глава 1. Социально – психологические характеристики личности 1.1.Личность, индивид, ... волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить ... в наши дни. Основным потребителем этих услуг является молодежь - более 60% от ... как первичную форму самосознания. Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать ...

— психотерапевтическая помощь по созданию в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата;

— психологическая коррекция нарушений супружеских отношений.

4.4 Социально-педагогические услуги

4.4.1 Социально-педагогические услуги семьям всех групп (раздел 1) предоставляют в следующих объемах и формах:

— организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-педагогическим проблемам;

— распространение и популяризация среди населения педагогических знаний;

 

— организация работы групп дневного пребывания детей;

— создание обществ, клубов взаимопомощи жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания;

— организация досуга (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия);

— социально-педагогическое консультирование по вопросам:

а) отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методике семейного воспитания;

б) налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;

в) преодоления семейных конфликтов;

г) ранней профориентации детей и их трудоустройства;

— социально-педагогический патронаж.

4.4.2 Дополнительные социально-педагогические услуги семьям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения предоставляют в следующих объемах и формах.

4.4.2.1 Социально-педагогические услуги семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

— оказание педагогической помощи родителям в воспитании приемных детей с учетом их физического и психического состояния, характера и наклонностей, в предупреждении и преодолении конфликтных ситуаций с ними;

— социально-педагогическое консультирование по вопросам, касающимся особенностей индивидуального развития приемных детей, преодоления их педагогической запущенности и по методике семейного воспитания таких детей.

4.4.2.2 Социально-педагогические услуги семьям с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми:

— педагогическая коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок при воспитании детей;

— педагогическая помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития детей, их характера и наклонностей.

4.4.2.3 Социально-педагогические услуги семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями:

12 стр., 5733 слов

Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных ...

... курсовой работы: Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи детей и молодежи. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что изучению ... в стране функционируют 88 приютов и 32 центра социально-психологической реабилитации детей, количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, остается высокой. Таким образом, постоянную ...

 

— оказание педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей с учетом специфики их психического и физического состояния;

— организация и проведение игротерапии детей;

— обучение родителей основам реабилитации детей в домашних условиях;

— подготовка и проведение мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями;

— организация внешкольного (при необходимости) образования, налаживания учебного процесса.

4.4.2.4 Социально-педагогические услуги семьям, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев:

— содействие родителям в адаптации детей к сложившейся ситуации, их социально-педагогической реабилитации, преодолении педагогической запущенности;

— оказание педагогической помощи в воспитании детей;

— привлечение к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях и конкурсах, клубной и кружковой работе;

— содействие в устройстве детей в школу или другое учебное заведение.

4.4.2.5 Социально-педагогические услуги молодым семьям и семьям с несовершеннолетними супругами:

— обучение навыкам семейной жизни (навыкам построения адекватных отношений в семье и навыкам позитивного разрешения конфликтов);

— оказание педагогической помощи в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата;

— содействие в преодолении возникающих конфликтов, нарушений семейных и супружеских отношений.

Социально-экономические услуги. 4.5.1 Социально-экономические услуги семьям всех групп (раздел 1) предоставляют в следующих объемах и формах:

4.5.1 Социально-экономические услуги семьям всех групп (раздел 1) предоставляют в следующих объемах и формах:

— содействие в осуществлении мер социальной поддержки семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— содействие в оказании материальной помощи;

— социальный патронаж семей;

— содействие в решении вопросов самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и других вопросов улучшения своего материального положения и уровня состоятельности;

 

— содействие в решении вопросов трудоустройства, выбора профессии, повышения квалификации, в поиске постоянной или временной (сезонной) работы.

4.5.2 Дополнительные социально-экономические услуги семьям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения предоставляют в следующих объемах и формах.

4.5.2.1 Социально-экономические услуги малообеспеченным семьям:

— привлечение средств для оказания помощи этим семьям (организация благотворительных аукционов, различных лотерей, выставок-продаж бывших в употреблении вещей и т. д.);

— обеспечение бесплатными продуктовыми наборами.

4.5.2.2 Социально-экономические услуги семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

11 стр., 5074 слов

Либлинг м.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи ...

... четкая связь между восприятием семьей ребенка с аутизмом и возможностью семьи адаптироваться. Нам представляется, что понять проблемы семьи, имеющей аутичного ребенка, и наметить основные направления помощи такой семье можно не только ...

— обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

— содействие в направлении детей (при необходимости) в стационарные учреждения социального обслуживания.

4.5.2.3 Социально-экономические услуги семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев:

— содействие в предоставлении временного жилого помещения.

Социально-правовые услуги

4.6.1 Социально-правовые услуги семьям всех групп (раздел 1) предоставляют в следующих объемах и формах:

— консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;

— оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан;

— оказание правовой помощи;

— содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;

— консультирование по социально-правовым вопросам (семейно-брачное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);

— социально-правовой патронаж семей.

4.6.2 Дополнительные социально-правовые услуги семьям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения предоставляют в следующих объемах и формах.

4.6.2.1 Социально-правовые услуги семьям, где допускают жестокое обращение с детьми:

 

— содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих жестокое обращение;

— оказание помощи в оформлении документов для направления детей (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.

4.6.2.2 Социально-правовые услуги семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев:

— помощь в оформлении документов, в первую очередь документов, удостоверяющих личность;

— оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление мер социальной поддержки, положенных им по законодательству Российской Федерации, а также документов для трудоустройства;

— проведение юридических консультаций.

4.6.2.3 Социально-правовые услуги бездетным семьям:

— оказание юридической помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей.

4.6.2.4 Социально-правовые услуги малообеспеченным, многодетным, неполным семьям, беременным женщинам, кормящим матерям и матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком:

— оказание юридической помощи в оформлении документов для осуществления мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.6.2.5 Социально-правовые услуги семьям, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии:

— содействие в оформлении представлений на родителей в комиссии по делам несовершеннолетних;

— содействие в оформлении документов на лишение родителей родительских прав;

— содействие в оформлении документов для направления детей (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... растет. Спиваковская А.С. обнаружила, что у родителей, воспитывающих приемных детей, часто наблюдается социально-перцептивная неадекватность родительской позиции [Спиваковская, 1999]. Образ ребенка, восприятие ... собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, ...

4.6.2.6 Социально-правовые услуги безработным гражданам и гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений:

— оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства.